Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по дисциплине: МДК 01. 02 Психология социально-правовой деятельности
методическая разработка

Лапанова Ольга Анатольевна

Методические указания и контрольные задания  для студентов заочной формы обучения по дисциплине МДК 01. 02 Психология социально - правовой деятельности для специальности 40.01.02 Право и организация социального обеспечения. Контрольная работа – одна из форм самостоятельной творческой работы студентов-заочников над усвоением и изложением изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_psihologiya.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Методические указания и

контрольные задания

для студентов заочной формы обучения

по дисциплине:

МДК 01. 02: Психология соц. правовой деятельности

2023 год


Методические указания по выполнению контрольной работы

        

Контрольная работа – одна из форм самостоятельной творческой работы студентов-заочников над усвоением и изложением изученного материала.

По предмету «МДК 01. 02: Психология соц. правовой деятельности» выполняется одна домашняя контрольная работа, в которую включены 3 теоретических вопроса и 2 практических задач. Вариант контрольной работы определяется по предпоследней и последней цифре шифра студента.

При написании домашней контрольной работы может быть использована как основная, так и дополнительная литература.

После ее подбора и изучения материала студент должен приступить к раскрытию содержания каждого вопроса.

В контрольной работе должны быть пронумерованы страницы и оставлены поля для замечаний рецензента. Объем домашней контрольной работы должен быть в пределах школьной тетради (12-18 листов).

На обложке работы студент указывает свою фамилию, имя, отчество, специальность, курс; наименование дисциплины и домашний адрес. В начале текста пишутся номера, и название вопросов. В конце работы должен быть приведен список использованной литературы.

последняя цифра шифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1,40,

55

2,41,

56

3,42,

57

4,47,

58

5,48,

71

6,49,

36

7,18,

60

8,33,

59

9,42,

58

10,25,

57

зада

ча

1,16

2,15

3.16

4,17

5,18

6,19

7.20

8,21

9,22

10,23

1

11,43,

61

12,44,

62

13,46,

63

14,46,

64

15,56, 65

16,55,

66

17,49,

67

18,5,

71

19,47, 70

20,46,

56

зада

ча

11,24

12,25

13,26

14,27

15,28

16,29

17,30

18,31

19,32

20,33

2

21,44,

54

22,45,

63

23,43,

81

10,24,

42

25,41,

58

14,26,

40

27,39,

49

28,38,

52

29,53,

69

22,30,

54

зада

ча

21,34

22,35

23,36

24,37

25,38

26,39

27,40

40,1

39,2

38,3

3

1,31,

56

32,12,

58

33,13,

53

16,34,

64

17.35,

65

8,36,

68

18,37,

43

20,38,

82

9,22,

41

15,39,

58

зада

ча

14,37

13,36

12,35

11,34

10,33

9,32

8,31

7,30

6,29

11,28

4

14.41,

51

16,42,

53

2,42,

54

12,43,

55

13,44,

56

4,45,

57

5,47,

58

6.48,

59

7,49,

60

35,50,

61

задача

5,27

4,34

3.25

2,40

11,29

10,22

11,36

12,37

13,35

14,21

5

36,55,

67

37,45,

82

38,56,

61

4,21,

34

9,55,

65

10,32,

54

11,4,

59

12,31,

46

14,56,

63

13,26,

55

зада

ча

17,15

16,41

15,16

14,61

13,62

12,63

11,64

10,65

9,66

8,67

6

1,21,

60

2,50,

79

3,34,

59

4,42,

58

5,22,

57

6,34,

80

7,35,

55

8,27,

54

9,23,

53

10,29,

56

зада

ча

22,31

11,40

5,26

4,27

3,28

2,29

1,30

10,31

11,32

12.33

7

11,49,

63

12,48,

64

13,47,

65

14,46,

66

15,45, 67

14,44,

71

3,27,

54

18,42,

69

19,41,

55

20,40,

56

зада

ча

13,34

14,35

15,36

37,42

17,38

18,39

19,40

1,20

2,21

3,22

8

21,39,

82

22,45,

57

23,46,

80

24,47,

56

4,25,

67

26,46,

58

27,47, 69

28,50,

69

29,33,

54

11,30,

53

зада

ча

4,23

5,24

6,25

43,26

44,27

9,28

10,29

11,30

12,31

13,32

9

21,31,

52

12,32,

53

13,33,

54

34,50,

69

14,35,

49

10,36,

70

10,37,

61

14.38,

62

17,39,

79

5,40,

81

зада

ча

14,33

15,34

16,35

17,36

45,37

19,38

20,39

21,40

1,44

10,37

Вопросы

для контрольной работы по дисциплине

 «МДК 01. 02 Психология соц. правовой деятельности»

1. Рассмотрите различные стороны основной проблемы узнавания: экспериментальные факты и теоретические положения.

2. Проанализируйте этапы обычно «свернутого» процесса восприятия на примере зрительного узнавания.

3. Кратко охарактеризуйте основные экспериментальные подходы и принципы изучения стадий восприятия у животных.

4. Как раскрыть выражение «зрение — это бессознательное умозаключение»?

5. Опишите отдельные стадии восприятия любой «невозможной» фигуры. Укажите основные качественные этапы алгоритма узнавания, ключевые моменты процесса.

6. Проанализируйте этапы смены объекта и фона при восприятии .

7. Рассмотрите разницу между сенсорными (например, зрительными) и мыслительными понятиями.

8. Проанализируйте простейшие схемы ассоциации на примере схемы условного рефлекса.

9. Рассмотрите принципы перехода к более сложным типам ассоциаций на примерах цепей условных рефлексов разной степени сложности.

10. Проанализируйте свои представления о происхождении неврозов человека, исходя из данных о механизмах возникновения экспериментальных неврозов у животных.

11. Коротко сформулируйте и представьте в виде схемы свои представления о молекулярных механизмах формирования ассоциативных следов памяти.

12. Каковы нейрофизиологические механизмы запоминания информации и их связь с процессами синаптической передачи нейромедиаторов?

13. Какова природа пластичности инстинктивного поведения?

14. Рассмотрите на конкретных примерах соотношения элементов обучения и «жестких» запаянных схем в рамках инстинктивного поведения.

15. Проанализируйте «корни» появления ритуалов, суеверий, исходя из ограниченности знаний и способностей к обучению.

16. Критически проанализируйте примеры, рассматриваемые этологами (специалистами по изучению поведения животных) в качестве примеров наличия у животных элементов (или «проэлементов») ритуального поведения.

17. Приведите классические примеры моделей инструментального поведения животных. Сравните схемы инструментального и условно-рефлекторного поведения животных. Рассмотрите вопрос, насколько велики сходства и различия этих типов поведения.

18. Опишите принципы инструментального поведения с точки зрения теории перебора действий.

19. К каким последствиям в теоретическом и практическом плане ведет переход механизмов мышления от процедур, связанных с перебором действий, и к процедурам, связанным с перебором символов действий? Рассмотрите примеры.

20. Проведите сравнительный анализ таких видов мыслительной деятельности, как наглядно-образное, действенное, понятийное мышление. Насколько эти виды исчерпывают мыслительную деятельность? Можете ли Вы рассмотреть другие типы классификации видов мышления?

21. Охарактеризуйте основные операции и процедуры мышления.

22. Приведите примеры и критически рассмотрите теоретические основы и принципы осуществления дедуктивных и индуктивных мыслительных процедур.

23. Опишите роль семантических сетей в моделировании процессов мышления и творчества. Можете ли Вы привести примеры, не укладывающиеся в модель мышления как работы системы семантических сетей?

24. В чем разница модельных представлений о поверхностных и глубинных структурах языка? Рассмотрите примеры этих типов структур.

25. Рассмотрите примеры развития языка животных разных уровней развития. Попробуйте составить схемы (модели) мыслительных процедур, способных реализовать эти примеры.

26. Перечислите и критически проанализируйте последовательность и содержание фаз творческого процесса.

27. Критически проанализируйте схему, описывающую основные черты, сходство и различия между «человеком творческим» и «человеком понимающим».

28. Сравните Ваши представления о понятии и структуре личности человека с представлениями, изложенными в тексте.

29. Проанализируйте фазы становления человеческой личности. Сравните фазы, их последовательность и содержание с личным опытом. Попробуйте развить представления, изложенные в книге.

30. В чем заключаются трудности адаптационного периода? Сформулируйте основные черты проблемы соотношения внешних и внутренних факторов в ходе формирования личности и способностей человека.

31. Рассмотрите принципы построения современных тестов интеллекта и творческих способностей.

32. Измерение коэффициента интеллекта и его корреляция с жизненными успехами.

33. Проведите сравнительный анализ тестов общих способностей, достижений, интеллекта и креативности.

34. Сформулируйте сущность идеи применения математических методов в ходе тестирования и выявления базисных способностей.

35. Основные принципы тестирования — выявление базисных (скрытых от наблюдения) способностей на основе измерения косвенных характеристик решения интеллектуальных задач.

36. Опишите структуру построения, типы, отличия и сходства современных психодиагностических опросников.

37. Принцип построения шкал в психодиагностике.

38. Проведите сравнительный анализ понятий «темперамент» и «характер». Укажите общие и отличающиеся характеристики.

39. Нарисуйте схему Г. Айзенка, применяемую для определения типов темперамента человека.

40. Проанализируйте акцентированные типы характера человека на примере классификатора К.Леонгарда.

41. Определите свой тип темперамента и свой тип характера. Оцените, насколько эти типы совпадают с вашими интуитивными предположениями.

42. Продумайте вопросы, связанные с Вашими желаниями о будущей профориентации, и определите свои задатки в терминах интра- и экстраверсии, нейротизма, стабильности, наиболее близких к Вам типов характера.

43. Нарисуйте непротиворечивую схему личностных факторов и коррелирующих с ними нейрофизиологических и молекулярно-биологических механизмов.

44. Охарактеризуйте систему мотиваций с точки зрения функций целеполагания.

45. Рассмотрите собственную свойственную лично вам иерархию типов мотиваций.

46. Проанализируйте развитие системы мотиваций в ряду животных разного уровня развития. Рассмотрите примеры мотиваций у животных и человека.

47. Критически проанализируйте классическую пирамиду мотиваций по А. Маслоу.

48. Как вы представляете себе процесс появления новых мотиваций? Возможно ли это в принципе?

49. Рассмотрите высшие типы мотиваций и их связь с идеалами.

50. Какова связь эмоций и мотиваций, как вы представляете себе их роль в осуществлении поведения?

51. Роль эмоций в регуляции поведения человека и животных.

52. Взаимоотношение эмоций и мышления, влияние мышления на эмоциональный фон человека.

53. Двустороннее влияние в системе «мимика — эмоции» и основанное на этой схеме воспитание у людей «уменья властвовать собой».

54. Составьте схему взаимосвязи мимических мышц лица при выражении основных типов человеческих эмоций.

55. Язык социально значимых телодвижений, поз и мимических выражений. Рассмотрите конкретные примеры у людей и животных.

56. Рассмотрите распределение механизмов и типов эмоций по полушариям мозга человека.

57. «Левополушарный» и «правополушарный» человек: характеристика эмоциональных сторон поведения.

58. Что такое человеческие чувства? Связь чувств, эмоций и нравственных правил.

59. Есть ли чувства у животных? И если есть, то в чем отличия чувств животных и человека?

60. Рассмотрите критически схему основных характеристик чувств дружбы и любви: а) у человека; б) у животных.

61. Рассмотрите несколько примеров проявления чувств, близких к дружбе и любви, у животных. Соответствуют ли эти примеры вашим интуитивным представлениям об этих чувствах?

62. Каково классическое определение чувства любви, данное Э. Фроммом?

63. Сравните основные характеристики любви, секса, влюбленности, фанатичной любви.

64. Рассмотрите примеры ролевых функций, которые вы играли или играете в жизни. Оцените, насколько эти функции близки вам?

65. Рассмотрите схемы, пути и причины исторического формирования межличностных отношений на примерах социального поведения животных.

66. Каковы нейрохимические, нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе чувств, эмоций и мотиваций?

67. Что такое эндорфины и опиаты? Каковы нейромолекулярные механизмы их действия и причины возникновения наркозависимости?

68. Сравните схемы волевого и эмоционального поведения. Чем отличаются сила воли и сила эмоций?

69. Сравните сущность, причины возникновения и целевые функции таких явлений, как настроение, стресс, аффект.

70. Опишите экспериментальную схему изучения стресса у животных. Насколько, по вашему мнению, отличаются эффекты стресса у животных и человека? Обоснуйте свое мнение.

71. Какова роль аффекта в поведении человека?

72. Охарактеризуйте причины и типы фрустрационного поведения человека. Какова, по вашему мнению, связь фрустраций, настроения, стресса и аффекта?

73. Схематически опишите основные черты структуры личности по З.Фрейду. В чем заключаются функции и сущность «Я», «Сверх-Я», «Оно»?

74. Опишите суть представлений о защитных механизмах психики человека (по 3.Фрейду). Охарактеризуйте типы защитных механизмов.

75. В чем заключается сущность механизмов сублимации? Рассмотрите примеры из вашего жизненного опыта.

76. Рассмотрите экспериментальные модели механизмов сублимации и смещенного поведения у животных.

77. Проанализируйте истоки и корни ритуального поведения и церемоний у животных разного уровня развития.

78. Происхождение неврозов и пограничных состояний психики человека и роль функций защиты в этих процессах.

79. Составьте краткий перечень основных принципов психоанализа. Рассмотрите роль эмпатии в этом процессе.

80. Рассмотрите нейрохимические и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе мотиваций и эмоционального поведения. Классические эксперименты Д. Олдса: центры «удовольствия» и «наказания» в мозгу животных.

81. Сформулируйте основные представления о нервных, нейрохимических и молекулярных механизмах стрессов и аффектов.

82. Опишите функции и основные отделы вегетативной нервной системы. Каковы роль и основные нейромедиаторысимпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы?


Практические ситуации (задачи)

Задача 1

. Определите, к какой группе психических явлений - психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям - относятся каждое явление, описанное ниже.

 А. Учитель информатики не раз замечал, что некоторые ребята с большим трудом усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше, если урокам информатики предшествует другая учебная деятельность. Б. Ученик Вова Ч. испытывал всегда большое удовольствие, если его товарищи плохо отвечали по изучаемым предметам.

В. Таня К. всегда прямо осуждала товарищей за недобросовестное отношение к уборке класса.

 Г. Витя Г. регулярно посещает кружок кораблестроения.

Д. Рассматривая картину Врубеля «Демон и Тамара», человек непроизвольно вспоминает образы лермонтовских героев. Е. Лёша М. придя из колледжа в общежитие, сразу решил выучить тему «Госстандарт». Однако, как он ни старался, определение Госстандарта он не мог правильно запомнить. После небольшого отдыха студент безошибочно запомнил его. (По В. С. Мерлину.)

Задача 2

Определите, к какой группе психических явлений - психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям - относятся каждое явление, описанное ниже. Дополните каждую группу ещё двумя своими примерами.

Утомление, выдержка, воображение, ярость, любовь к Родине, преодоление усталости, запоминание, активность во время урока, эмоциональная неустойчивость, страх, трусость, борьба мотивов.

Задача 3

Какие методы психологии применены в следующих примерах?

А. Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или состояний организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.

Б. На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля старшеклассников.

В. Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные» картинки и регистрируют при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

 Г. Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей. Проводится весёлая игра - «Танец кукол». Всё идёт хорошо, пока группа участвует в общем танце. Дети уверенно двигаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот руководительница предлагает Ларисе выйти на середину круга и танцевать там. Девочка отказывается. Таня, хотя и не отказывается от предложения руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы. Только Галя (самая бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но её движения неуверенные, чувствуется скованность.

Д. Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить все десять слов. (По В. С. Мерлину.)

 Рогова решила подарить своей племяннице Смирновой квартиру, принадлежащую ей на. праве собственности. Хозяйка квартиры обратилась к налоговому инспектору за разъяснением какой налог нужно уплатить. Узнав, что при купле-продаже налог будет меньше, Рогова оформила сделку купли-продажи. Налоговый инспектор подготовил документы для признания сделки недействительной и взыскании всего полученного в доход государства. Прав ли налоговый инспектор?

Задача 4

 К какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже примеров? Расположите эти примеры в порядке ступеней экологического развития.

А. В заповеднике Аскания - Нова были проведены наблюдения над птенцами страуса. Один пробил отверстие в скорлупке и выглядывал из яйца, другой только что освободился от скорлупы и поднялся на ножки. Как только вблизи раздавался шум, первый страусёнок замирал в своей скорлупке, а второй - припадал к земле и переставал шевелиться.

Б. В Сингапуре имеется специальный обезьяний питомник, где подготавливают обезьян к "работе" ботаников. Обезьяны довольно легко запоминают около 25 слов, которыми пользуются люди, отдавая распоряжения четвероногим помощникам, прыгающим на ветвях на высоте пятиэтажного дома. Обезьяны обламывают и приносят людям отдельные листья и цветы, которые достать другим способом бывает невозможно. Таких обезьян учёные используют при сборе гербариев в тропиках.

В. Дождевых червей тренировали передвигаться по одной из аллей Т-образного лабиринта, ведущей в тёмную влажную камеру, и избегать другой аллеи с подключенным электрическим током и раздражающим солевым раствором. Для выработки таких движений потребовалось около 200 подкреплений. Черви были способны сохранять выработанную реакцию после удаления первых пяти сегментов тела с мозговым ганглием. Г. Дельфины чрезвычайно быстро обучаются. Чтобы дельфины усвоили новый сигнал, им достаточно лишь два-три раза показать требуемое действие. Так, дельфины обучались ловить пищу на лету, аккуратно брать её с тарелочки, хватать корм из рук и даже изо рта дрессировщика, находившегося на высоте почти 5 метров от поверхности воды. Дельфины позволяли запрягать себя в упряжку, чтобы возить плотик с человеком. Они охотно играли в баскетбол и с большой точностью с шестиметрового расстояния забрасывали мяч в корзину, поднятую над водой почти в человеческий рост. Дельфины ухитрялись звонить в колокольчик, дёргая за шнурок во время изящного прыжка, и даже вытаскивали платки из карманов зрителей.

Д. Над широкой площадкой вольеры на высоте 4 м от земли висит, покачиваясь от ветра, гроздь винограда. Рафаэль (обезьяна) видит её через окно лаборатории, но входная дверь заперта. Обезьяна бежит в одну из комнат, находит подходящий ключ и открывает дверь, ведущую в помещение, непосредственно примыкающее к летней вольере. Здесь Рафаэль наталкивается ещё на одно препятствие - ящик с огнём, преграждающий ему путь. Повернув кран бака, помещённого над ящиком, обезьяна заливает огонь и выходит в вольеру, в разных местах которой разбросаны ящики. Единственный способ достать виноград - соорудить вышку из ящиков. Последовательно, в порядке убывающей величины, обезьяна ставит ящик на ящик и овладевает приманкой.

Е. У молодых овец при первом отгоне на выпас совершенно отсутствовали многие реакции, присущие взрослым животным: натуральные слюнные условные рефлексы на движение по направлению к выпасу, на вид и запах зелёного корма, на вид пасущихся других овец, звук проходящего на выпас стада и т д. Эти реакции начинают проявляться у животных только через две - четыре недели. (По А. Д. Слониму.)

Ж. По наблюдениям французского учёного Фабра, роющие осы-сфексы, протыкая жалом три ганглия у сверчков, парализуют их, а затем помещают в норку. Личинка секса питается таким парализованным, но ещё живым сверчком, сохраняющим необходимые для развития личинки питательные качества. Фабр с удивлением описывает точность, с которой сфекс находит ганглии у сверчков, как будто он знаком с анатомией насекомых. Вместе с тем характерно, что сфекс втаскивает сверчка в вырытую норку только за усики. Если обрезать парализованному сверчку усики, то сфекс оказывается совершенно беспомощным и не делает никаких попыток втащить сверчка в норку. ( По К. Лоренцу.)

З. У гусей обнаруживается реакция на предмет, который вырисовывается на фоне неба, не производит крыльями хлопающих движений, движется медленно. Поэтому гуси обычно пугаются самолётов, пока не привыкнут к ним. Известный биолог Лоренц описывает гусыню Мартини, которая вывелась в инкубаторе и совершенно не реагировала на самолёты до определённого момента. Затем она сразу стала ужасно пугаться самолётов. Через некоторое время Мартини вновь успокоилась, привыкнув к виду самолётов. (По К. Лоренцу.)

И. Молодые бобры были выращены вдали от родителей и ничего не могли у них перенять. Когда бобры выросли, им положили в клетку строительный материал. Они немедленно построили плотину по всем правилам, хотя никогда не видели не только плотины, но и реки. По Г. З. Рогинскому

Задача 5

. К какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже примеров? Чем навыки животных отличаются от навыков человека?

1.Дождевой червь уползает с освещённого места.

2.Марк Твен писал: «Кошка, один раз сев на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту…и на холодную тоже».

3.В газетах описывали случай как дикий дельфин спас тонущего человека.

4.Курица, высидев утят, бросается за ними в воду, пытаясь их спасти, а утята, как ни в чём не бывало, после купания следуют за курицей

Задача 6

В научно-фантастическом рассказе описано следующее. Однажды экспедиция археологов обнаружила пещеру, в которой жили человекоподобные существа, названные учёными троппи. Троппи питаются мясом, которое коптят на кострах самым примитивным образом. У троппи подвижные руки, напоминающие руки пигмеев, с длинными, хорошо развитыми пальцами. Указательным пальцем они часто показывают на отдалённые предметы. Они высекают огонь, обточенными кремнями над лишайником. Членам экспедиции удалось обучить троппи нескольким словам, но связной речи у них не наблюдалось. Они произносили отдельные звукосочетания: Одни, когда им было больно; другие - когда было радостно; третьи - когда угрожала опасность. Одного троппи удалось научить узнавать букву «Р», показывая ему банки с ветчиной, на которых была написана эта буква. Он научился писать эту букву карандашом. Троппи обтёсывают камни, ударяя по камню с необычайной точностью, отбивая от него сначала крупные, а потом всё более мелкие кусочки. Когда им показали, как обтёсывать камни при помощи настоящего молота и долота, троппи так и не научились пользоваться долотом, но из-за молота началась настоящая ссора. ( По Веркору.Люди или животные?) 1. Кто такие троппи - люди или животные? 2. По каким признакам это можно установить?

Задача 7

 

Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.

Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, высокая чувствительность органов чувств, трудности в овладении новым двигательным навыком.

Задача 8

В каких примерах проявляются умения, навыки, привычки?

А. В цехе работает мостовой кран. В кабине крановщика три рычага: один – поднимает и опускает груз, другой - продвигает кран поперёк цеха, третий перемещает мост крана вдоль оси. Работая всеми рычагами, крановщик перемещает груз по трём осям так, что груз движется по прямой линии.

Б. неопытный крановщик передвигает груз по каждой оси, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломаной линии: пойдёт, остановится, затем пойдет в другом направлении.

В. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет:

«Раз - повернуть налево, два - потянуть к себе, три - толкнуть от себя, четыре -повернуть направо».

Г. Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что транспорт оттуда не может идти. (ПоПлатонову К.К.)

Д. В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в

предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них

подходящие данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно ставить запятую в предложении.

Е. По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа

предложения, безошибочно ставит знаки препинания. (По В. С. Мерлину.)[5]

Задание. Из приведённых ниже признаков выберите те, которые характеризуют всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд.

а) Условие развития психики;

б) деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий;

в) условие проявления всех психических реакций;

г) деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего

материальные и духовные потребности людей;

д) деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий;

е) деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения.

Задача 9

Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и

второго учеников?

Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель поочерёдно предлагал двум сидящим ученикам исправлять ошибки работающего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочёты в работе товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от своей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним - двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки товарища.

Задача 10

Из приведённых примеров выберите те, в которых описываются проявления ощущений, и дайте обоснование своего ответа.

А. Девочка четырёх лет нашла табель-календарь. Показывая на число « З “, говорит:

«Зина» здесь написано». Потом в числах 13, 23 снова находит цифру «3”и повторяет:

«И здесь Зина. И здесь». (По М. Я. Басову)

Б. В детском саду детям предъявляют несколько пробирок одинаковой формы с растворами разных цветов. Затем показывают раствор синего цвета и просят найти такой же.

В. В детском саду проводится игра лото. На карточках изображено десять предметов.

Дети должны отыскать у себя на карточке показанное изображение какого-либо предмета.

Г. В детском саду проводится следующее занятие. Детям дают десять погремушек одинакового вида с различным звуком. Ребёнок выслушивает звук одной из погремушек и должен найти такую же по звуку.

Д. Учитель предлагает учащимся первого класса сравнить две величины: 5 и 3. Ученик

отвечает: «5 не равно 3. 5 больше 3 на 2; 3 меньше 5 на 2 “.

Е. Учащиеся сосредоточенно выполняют контрольную работу. Неожиданно за окном раздались очень громкие и резкие сигналы автомобиля. Многие престали писать.

Задача 11

Определите, какие виды памяти были задействованы каждом случае.

Поясните свой ответ.

А. Два путешественника были застигнуты приливом на скале в море. Они спаслись и после передали свои впечатления. Один запомнил то, как и куда пошёл, где прыгну, куда наступил. Другой ничего подобного не помнил. Зато мог вспомнить, что переживал: сначала восторг, потом тревогу, надежду, наконец - панику.

Б. один из исследователей Северной Америки рассказывал, что когда он показал индейцам журнал с иллюстрациями, они стали обводить ножами контуры

понравившихся рисунков. На вопрос: «Зачем?» - ответили: «Чтобы запомнить».

Задача 12

Определите, какие операции мышления будут выполнять учащиеся в следующих ситуациях. Поясните свой ответ.

1.Пятеро учеников выполняют стойку на лопатках. Учитель даёт задание классу: выбрать лучшее выполнение упражнения.

2.Учитель объясняет и показывает технику выполнения опорного прыжка через гимнастического козла способом «согнув ноги». Класс выполняет задания: а)определить, из каких элементов складывается прыжок, б) описать технику выполнения прыжка.

3. Идёт изучение элементов баскетбола. Учитель даёт задание классу: определить, на что нужно обращать внимание при выполнении броска по кольцу одной рукой от плеча.

4.Идёт изучение акробатики в 3 классе. Учитель даёт задание: Определить общие элементы в кувырке вперёд, кувырке назад и стойке на лопатках.

5.Учитель в 1 классе показывает картинки, на которых изображены баскетбольный мяч, гимнастические кольца, теннисная ракетка, брусья, ядро, перекладина, скакалка, кегли. Далее учитель просит детей разделить все предметы на две группы.

Задача 13

Прочитайте характеристику ребёнка.

Маша очень любознательный и смышленый ребёнок. Ей всё интересно. Когда мама попросила помочь накрыть на стол, то Маша стала ставить тарелки, называя членов семьи. Собирая мозаику, девочка легко изменяет замысел, примеряя новые детали, но если мама сказала, что нужно выбрать только одну какую-либо деталь, то Маша поступит так, как сказала мама.

Определите, какой вид мышления преобладает у данного ребёнка, и какие качества ума прослеживаются в данном описании. Поясните свой ответ.

Задача 14

Ниже приводится перечень отличительных особенностей видов речи.

Выберите особенности каждого вида речи (диалогический, монологический,

письменный и внутренний).

1.Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства - жесты, мимика, изображение.

2.Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения.

3.Грамматические связи выражены наиболее полно.

4.В значительной степени непроизвольная речь.

5.Речь, наиболее поддающаяся волевому контролю.

6.Заранее планируемая и программируемая речь.

7.Грамматически бессвязная форма речи.

8.Речь, в которой широко используются неязыковые коммуникативные средства - жесты, мимика.

9.Речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников.

10.Фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь.

11.Речь, в которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить различных последовательных высказываниях.

12.Речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения.

Задача 15

 Из предложенного ниже перечня признаков выберите те, которые

характеризуют воображение.

1.Деятельность мозга, которая не может быть проверена на практике.

2.Сложная психическая деятельность, источником которой не является объективная

реальность.

3.Создание или воспроизведение образа, не воспринимавшегося в прошлом.

4.Специфическая деятельность, возникающая в процессе труда.

5.Отражение объективной реальности, действующей на наши органы чувств.

6.Обобщённое и опосредованное отражение действительности.

7.Сложная психическая деятельность, которая является врождённой способностью,

развивающейся постепенно, независимо от условий жизни и воспитания.

8.Отражение реальной действительности, но в иных сочетаниях и связях.

9.Отражение того, что было в прошлом опыте.

Задача 16

В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются

черты характера и свойства темперамента. Дайте обоснование своего ответа.

Ира Н., восьми лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу.

Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но её интересы не стойки, она быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять причёски, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы.

Девочка в коллективе активна, но если в общей работе приходится подчиняться кому-либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной.

Задача 17

Из нижеперечисленных понятий выберите ведущий вид деятельности и

основные новообразования, соответствующие следующим возрастам: дошкольному, младшему школьному, подростковому. Поясните свой выбор.

Непосредственное эмоциональное общение, учебная деятельность, учебно-

профессиональная деятельность, игровая деятельность, предметно-орудийная

деятельность, общение в системе общественно-полезной деятельности, сенсорные эталоны, готовность к обучению в школе, рефлексия, чувство взрослости, внутренний план действий, абстрактное критичное мышление, мировоззрение, убеждения, стремление к самовоспитанию волевых качеств, освоение функций предметов, прямохождение, наглядно-образное мышление.

Задача 18

Проследите, какие черты характера начинают формироваться у Оли и

Саши. Укажите, какие из перечисленных приёмов будут целесообразны для Оли, какие для - Саши:

1.Вовлечь в общественную работу, дающую простор для проявления инициативности и самостоятельности, дающую опыт преодоления трудностей и препятствий.

2.Ограничивать объём дел поручений и строго контролировать доведение их до конечного результата.

3.При оценке работы акцентировать внимание на ошибках и неудачах, скромно оценивать достигнутые успехи.

4.При оценке работы и результатов акцентировать внимание на удачах, оценивать деятельность положительно.

5.Чаще давать поручения, требующие совместной деятельности.

Саша всегда в движении, не знает, куда руки девать, постоянно что-то вертит в них, то тянет руку невпопад, то ущипнет соседа, стремглав вылетает из класса после звонка.

Оля может часами сидеть не шелохнувшись, отвечает степенно, тянет руку лишь в том случае, когда уверена в правильности ответа, всегда посвящена в содержание вопроса, отвечает обстоятельно, всесторонне. У Саши выразительное лицо, настоящее зеркало его души; у Оли не лицо, а маска. Саша легко вступает в контакт со сверстниками; Оля чуждается людей. У Саши много друзей, он их легко приобретает и легко с ними расстаётся; Оля друзей не имеет, хотя мечтает о настоящей верной подруге. Саша живо и быстро откликается на любое событие в классе; Оля по своей инициативе ни в одном «происшествии» не участвует. Реакции её строго избирательны, она замкнута, робка, её легко можно расстроить, огорчить, заставить заплакать. Свои переживания она скрывает и запечатлевает лишь в дневнике, которому уделяет много времени. У Саши нет секретов от друзей, любое его переживание тотчас же проявляется.

Саша предпочитает подвижные игры, Оля - «комнатные». В сложной непривычной обстановке Оля легко теряется, Саша - нет. Любое посильное дело Оля доводит до конца, а Саша охотно принимается за всякое дело, но легко о нём забывает. Оля медлительна, не любит суеты; Саша порывист, суетлив. Поступая опрометчиво, он не извлекает уроков из ошибок и неудач. Он решителен, от решения быстро переходи т к делу. Оля нерешительна, увязает в борьбе разных мотивов; она впечатлительна, её легко можно выбить из колеи, причём надолго, она принимает близко к сердцу, как удачи, так и неудачи. Неуспех резко сказывается на её поведении. Она весьма сосредоточена на себе, анализ собственных переживаний - её любимое занятие. Оля подозрительна. Усидчивость сочетается в Оле со старательностью. Она обдумывает каждый свой шаг, соизмеряет его с обязательными для неё нормами поведения, хотя никогда не уверена, что поступает правильно. Саше присуща самоуверенность, не имеющая под собой никаких оснований. Неудачи почти не влияют на его поведение.

По своей инициативе Саша делает лишь то, что приятно в данный момент, равнодушен к мнению о себе других людей. Будучи предоставлен самому себе, он не знает, чем заняться, тяжело переносит одиночество, делает всё наспех, доверчиво относится ко всем, неусидчив, тянется ко всему непривычному, новому. Саша беспечен, не задумывается над последствиями, вытекающими из его поступков. Увлечения меняет часто.

Задача 19

Какие свойства восприятия (апперцепция, выделение предмета из фона,

иллюзии, константность, целостность) проявляется в данных примерах?

А. Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет находиться в группе женщин. (По А. А. Бодалёву.)

Б. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остаётся той же самой, если её исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль.

В. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от

воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, т. е. уменьшится его площадь, а между тем в восприятии образ сохраняет в определённых пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину. (По С. Л. Рубинштейну.)

Г. Гёте отмечал, что тёмный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину. При одновременном восприятии белого круга на чёрном фоне и чёрного круга того же диаметра на белом фоне последний кажется примерно на 1/5 меньше первого. Они покажутся равными, если чёрный круг сделать соответственно Д. Рекламные щиты на улицах специально делают большими красочными и яркими.

Задача 20

Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания

произвольного, а какие - непроизвольного внимания?

а) Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определённого отрезка времени.

б) Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.

в) Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчёта.

г) Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий для работы.

д) Использование определённых потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал.

е) Использование определённых установок и психических состояний.

ж) Постановка существенно значимых целей и задач деятельности.

Задача 21

Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы

памяти. Определите, какой процесс памяти (запоминание, сохранение, узнавание,

воспроизведение, припоминание)проявляется в описанных действиях.

А. Ученику был задан вопрос: «В каком году был напечатан роман И. С. Тургенева «Накануне»?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в своё время разгорелись горячие споры в редакции журнала «Современник». Более того, статья Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?» как раз послужила поводом к расколу в редакции «Современника». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год накануне реформы 1861года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860

году.

Б. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была

предложена искусственная и ничего не означающая математическая формула. Ш.

внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает её к глазам, опускает её и идёт с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое.

В. Иногда на оживлённой улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий

внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему на встречу:

- Вы?! Это вы?!

- Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с вами встречались?

- А помните, в таком-то году, в таком-то городе?

-А..! Так вы…

Г. Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад, и воспроизводит

70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он

воспроизводит лишь 45%. Д. На экзамене по математике ученик К. долгое время не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как К. безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».

Задача 22

Изучалась продуктивность разных приемов запоминания комплекса

гимнастических упражнений. Определите, в какой из групп испытуемых запоминание было наиболее эффективным и почему?

Одна группа испытуемых заучивала движения обычным способом (смотрела и

воспроизводила). Вторая группа словесно обозначала и записывала каждый комплекс упражнений, прежде чем его воспроизвести. Третья группа перед воспроизведением должна была придумать сходное по структуре движение.

Задача 23

Ниже приводятся специфические особенности памяти и её проявлений.

Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие - особенностям памяти машин.

1.Весь объём материала никогда не запоминается целиком.

2.Информация запечатлевается лишь при условии, что запоминающем устройстве

произошли какие-то изменения под воздействием поступающей информации.

3.Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются

посредством электрохимических изменений в белковых соединениях.

4.Весь объём материала может быть запомнен целиком.

5.Сигналы информации являются внешними, случайными по отношению к

запоминающему устройству.

6.Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются

посредством процессов в электронных устройствах.

7.Процессы восприятия, хранения и обработки информации носят избирательный

характер.

8.Запоминает нестандартизированную информацию.

9.Запоминает строго стандартизированную информацию.

Задача 24

Определите, к какой категории эмоциональных явлений (положительные

и отрицательные эмоции, стенические и астенические эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс) относится переживание, описанное в каждом случае. По каким признакам это можно установить?

А. Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы - куда девались их задор и одержимость. (По В. С. Мерлину.)

Б. Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник, не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: всё забыл. (По В. С. Мерлину.)

В. Ученик 7 класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда всем

начинает говорить грубости. Злоба так захватывает его, что он хочет её вылить на

других. Из-за этого возникают ссоры, драки и прочие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается.

Г. Добросовестная и прилежная ученица была спрошена учителем. В это время в класс вошёл директор школы. Девочка растерялась и сразу замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. Создалось впечатление, что она не знает урока. После того, как директор вышел из класса, девочка бойко и уверенно ответила по всему тому материалу, который безуспешно пыталась воспроизвести ранее.

Д. При обучении прыжкам с парашютом некоторые новички не находят в себе сил

покинуть борт самолёта. Иных только повторным приказом удаётся заставить сделать шаг за борт самолёта. Страх и волнение не оставляют их и тогда, когда шёлковый купол парашюта раскрывается над ними, они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках Е. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле, странно-неловко выпячиваясь, и билась головой о стену…

- Наташу!- кричала она, отталкивая от себя окружающих. - Подите прочь все,

неправда! Убили! Ха-ха-ха-ха!…неправда      Д. В условиях нерешённой задачи у испытуемого повысилась двигательная активность.

В течение всего опыта он насвистывал, напевал, постукивал по столу пальцами, тёр руки и лицо. Движения, прежде осторожные и точные, стали сильными и

размашистыми. Испытуемый стал необыкновенно говорлив: к звуковому сигналу на ошибку отнёсся резко отрицательно. Затруднения высказывал вслух. Работа

прерывалась залпами озвученных вздохов: «Ух! Ой, ой, ой!» в конце опыта появилась одышка. Но сознательный контроль не был нарушен. Испытуемый использовал логические выкладки при определении допущенных ошибок.

Задача 25

Прочитайте описание ситуации.

Тренер А. Гомельский рассказывал о следующем приёме тренировки баскетболистов.

Игрокам даётся задание пробежать 1500 метров по стадиону, передавая мяч в парах. Заканчивая дистанцию, игроки настраиваются на обычный интервал - отдых, но в это время звучит команда тренера: «Ещё один круг!(400метров)»

Определите, какой психический процесс совершенствуется в этой ситуации. Какие конкретно качества воспитываются таким способом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по дисциплине "Конституционное право"

Контрольные работы по дисциплине «Конституционное право» ориентируют студентов на освоение нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы конститу...

Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) по специальности СПО 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.  ПМ 02. «Организация и выполне...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 07 Основы специальной педагогики и специальной психологии

Методические рекомендации по дисциплине Основы специальной педагогики и специальной психологии является частью общепрофессионального цикла (ОП 07.) «Основы специальной педагогики и специальной психоло...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 08. Педагогическая психология специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании

    Методические рекомендации по дисциплине Педагогическая психология является частью общепрофессионального цикла (ОП 08.), который входит в программу подготовки специалистов среднего...

Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения

Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения(ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. МДК 01.01 Устройство автомобилей) 2015 г.Учебный материал в методических ...

СТАТИСТИКА Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения

СТАТИСТИКА  Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения...

ФИНАНСЫ Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения

ФИНАНСЫ Методические указания и контрольные  задания для заочной формы обучения...