Методическая разработка открытого урока по предмету «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» на тему «Энергетическая ценность продуктов»
план-конспект урока на тему

Жумагалиева Гульжан Жарылкасиновна

 Ознакомление с понятием энергетическая ценность, с видами энергетических затрат, с классификацией продуктов по калорийности и составление меню по калорийности продуктов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Байконурский индустриальный техникум»

Методическая разработка

открытого урока по предмету «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров»

на тему «Энергетическая ценность продуктов»

                                                                                                                                                    Преподаватель  Жумагалиева Г.Ж.

г. Байконур, 2015 год

План-конспект занятия по физиологии питания с основами товароведения.  

Дата проведения:29 октября  2015 года.

Профессия: «Повар, кондитер».

Преподаватель: Жумагалиева  ГульжанЖарылкасиновна.

Группа ПВ-11

Раздел программы: физиология питания с основами товароведения

Тема урока» Энергетическая ценность продуктов».

Цели урока:

образовательная:

сформировать понятие энергетической ценности пищи;

рассмотреть виды энергетических затрат

- ознакомить с классификацией продуктов по калорийности

–развивающая:

- развивать умение применять знания теории на практике, умение сравнивать, делать выводы

- развивать самостоятельность, наблюдательность.

развивать способность быстро выполнять требования преподавателя.

воспитательная:

воспитывать умение работать самостоятельно, в группах и в коллективе.  

- прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к изученному материалу, как прямой связи с выбранной профессией;

- прививать интерес к выбранной профессии.

Тип занятия:межпредметный интегрированный урок

Вид урока: урок-беседа с использованием ТСО

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного обучения, самостоятельной работы, ТСО, приемы эксперимент- наблюдение,  дифференцированный подход.

Форма организации деятельности обучающихся на уроке: индивидуальная, фронтально-групповая, самостоятельная работа обучающихся

Межпредметные связи: русский язык, ОБЖ, физиология питания, санитария и гигиена, кулинария.

Материально-техническое оснащение:

- документы письменного инструктирования: таблица с видами блюд и напитков, картинки блюд и напитков

- средства ИКТ: мультимедийный проектор, компьютер;

- литература: 1. Учебное пособие «Физиология питания, санитария и гигиена» А.Н. Мартинчик. А. А. Королев.

2. «Практические работы по товароведению продовольственных товаров» В.Н. Отосина.

3. Материалы из Интернета:www.hudeemtut.ru ,  www.stikovka.ru

Ход урока

Наименование этапов

и его структурных

элементов

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

момент 1 мин.

Приветствие  обучающихся

Проверка готовности к уроку  (осмотр рабочих мест)

Взаимодействие с преподавателем (приветствуют вставанием)

2.Мотивационный

момент 4 мин.

Вопросно-ответная беседа с  демонстрацией слайдов

Актуализация знаний

2. Мотивационный момент.

Преподаватель физиологии питания с основами товароведения: Давайте, начнем урок с вопроса, зачем человек ест?

Эпиграфом нашего урока пусть послужат слова Гиппократа: «Человек ест, чтобы жить, а не живет, чтобы есть».

- Является ли питание жизненно необходимым процессом?

- Сколько времени человек может прожить без еды?

- К чему приводит пренебрежительное отношение к питанию?

К сожаленью, только серьезное заболевание вынуждает нас обратить внимание на то,  как мы едим, в каком количестве и что мы едим.

- Важно то, что мы едим?

Сейчас я Вам хочу предложить посмотреть виды продуктов.  Если вам нравится продукт, то поднимите обе руки, если не очень нравится, то одну руку, если не нравится, то руки не поднимаем. Сядьте прямо и сложите руки. Если готовы,то начнем

Так мы  узнали какие продукты популярные среди нашей молодежи.  

Это:____________________________

- Как Вы думаете, это полезные продукты?

Вывод: Это топ 10 вредных продуктов. Мы должны иметь представление, какие продукты полезные, а какие вредные. Для сохранения  здоровья, питание человека должно быть здоровым, рациональным.

-Давайте вспомним, что такое рациональное питание?

- А какие принципы мы должны соблюдать при рациональном питании?

Для того чтобы составить правильный рацион питания необходимо правильно выбирать продукты.

 - На что мы обращаем внимание при покупке продукта?

Информацию о продукте из чего мы узнаем?

Для этого необходимо прочитать этикетку. Среди прочей информации есть и энергетическая ценность продуктов.

  Сегодня нам предстоит  ознакомиться с этим понятием.

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Все вместе участвуют в выполнении задания

Отвечают

Отвечают

Отвечают

3.Объяснение нового материала

20 мин.

3.1 Вопросно-ответная беседа

Демонстрация слайда

Запись на доске

Демонстрация слайда

Демонстрация слайда

4.Закрепление

4.1. Составление меню завтрака для мужчины, занимающиеся физической работой

4.2 Составление меню для завтрака

ребёнка

5. Подведение итогов

урока

6. Рефлексия

7.Выставление оценок

8.Домашнее задание

Тема нашего урока  «Энергетическая ценность продуктов». Запишите число и тему урока в тетради.

Мы сегодня должны ознакомиться с понятием энергетическая ценность, с видами энергетических затрат, ознакомиться с классификацией продуктов по калорийности, составить меню по калорийности продуктов.

Эти знание  пригодятся  как хозяйкам и вашей профессиональной деятельности  

Итак, что является источником энергии затрачиваемой человеком?  

  • Из каких необходимых веществ состоит пища?

- А какие вещества являются главными компонентами  пищи?

При окислении белков, жиров и углеводов освобождается энергия.

Минеральные вещества и вода  содержат энергию? Когда пьем много воды, полнеем? Значит, вода не содержит скрытой энергии, так же как и минеральные вещества.

Запишем определение

Энергетическая ценность – это количество скрытой энергии, заключеннаяв пище.

Энергетическая ценность  измеряетсяв килокалорияхи обозначаетсяккал. Часто мы энергетическую ценность называем калорийностью.

Вот мы покушали, и у нас появилась энергия.

- На что же расходуется энергия в организме?

- Человек,  когда спит,  тратит энергию?

- На что он тратит энергию?

Основные виды энергетических затрат:

1. - основной обмен

2.- переваривание пищи

3. - мышечная деятельность

Человек тратит энергию постоянно, даже во время сна – ведь при этом продолжает сокращаться сердце, происходят дыхательные движения, осуществляется обмен веществ в каждой клетке.

Основной обмен – минимальное количество энергии, необходимое для поддержания жизни в состоянии полного покоя.

Часть энергии организма затрачивается на переваривание пищи.

- Какие наши органы участвуют в переваривании пищи?

  Большей  частью общих затрат энергии человека являются затраты энергии связанные с физической активностью. (слайд№3)

Итак, каков суммарный расход энергии?

- Затраты энергии зависят от пола?

- Кто больше тратить энергии женщины  или мужчины?

- Затраты зависят от возраста?

- Молодые люди более  активны или пожилые люди?

- От вида деятельности физической или умственной?

- Кто больше тратит энергии человек занимающиеся умственной работой или физической?

Пол

Физическая работа

Умственная работа

Мужчины

3000

2800

Женщины

2550

2400

Дети  7-10

2000

Вы уже знаете, что должен сохраняться баланс энергии: количество поступившей энергии равняется количеству потраченной энергии.

- Как обеспечить поступление в организм необходимого количества энергии?

Энергетическая ценность большинства продуктов питания давно уже рассчитана. Существует несметное число таблиц и памяток, позволяющих рассчитать число съеденных калорий. Кроме того, на этикетках пищевых продуктов указана их энергетическая ценность.

Давайте еще раз вспомним,что такое энергетическая ценность или калорийность?

У каждого продукта своя калорийность

По калорийности пищевые продукты делятся на 4 группы

1.Особовысокалорийные. Обратите внимание на само понятие «Особо высококалорийное»

- Почему их так назвали?Потому что в них много жира.

- Какие продукты к ним относятся?

К ним относятся: шоколад, жиры, печенье, орехи, халва

Калорийность составляет400-900 ккал

Следующая группавысококалорийные

- Что к ним относятся?

2. Высококалорийные - мука, крупа, сахар, макароны250-400 ккал

3. Среднекалорийные - Хлеб, мясо, яйца, колбаса100-250 ккал

А низкокалорийным что относятся? Что едят девушки, когда придерживаются диеты?

4. Низкокалорийные - молоко, рыба, картофель, овощи, фрукты- 90-100 ккал.

Преподаватель ОБЖ:

Итак, Вы познакомились с 4 группами калорийности продуктов.

Как вы думаете при составлении рациона правильного (рационального) питания мы должны выбирать продукты только из одной группы, например, низкокалорийные? Почему?

Давайте еще раз вспомним принципы правильного (рационального) питания

- Питание должно быть разнообразным

Один из принципов правильного (рационального) питания – БАЛАНС ЭНЕРГИИ

Количество поступившей энергии равно количеству потраченной энергии.

Энергия в организм человека поступает откуда?

- С пищей

Мы сравнивали человека с автомобилем

Автомобиль использует в качестве топлива бензин, а человек – пищу.

В топливный бак можно залить бензина больше, чем объем бака?

А желудок у человека помещается ограниченное количество пищи?

Проведем эксперимент.

В перчатку нальем воды, как в желудок поместится суточная норма. Поместится еще еда в наш воображаемый желудок? Что происходит с желудком?

Желудок растягивается. Человек привыкает много есть, ему хочется есть.

А что происходит с фигурой человека при регулярном переедании?

Человек поправляется. Обычно мы поправляемся незаметно. Как вы думаете лишние килограммы облегчают нашу жизнь, здоровье улучшают?

Лишние килограммы мы носим на своем теле, как груз, тяжесть.

Рассмотрим один наглядный пример: предположим, что Данияру уже 40 лет, он шеф-повар ресторана в Астане. И он поправился на 20 кг. Оденем ему рюкзак для утяжеления, попросим выполнить приседания. А теперь снимем рюкзак и снова выполним приседания.

Чувствуется разница?

Лишние килограммы – это лишний груз, который мы ежедневно носим.

Да сейчас у вас нет лишнего веса. Но как вы думаете, с какого возраста необходимо прививать привычку правильно питаться?

Конечно, с самого раннего возраста.

Если вы с детства приучите своего ребенка и привыкните сами есть больше овощей и фруктов, супов и нежирных салатов, то в зрелом возрасте не возникнут проблемы с лишним весом.

Конечно, очень трудно отказаться от вкусной еды. Что же делать? Как сохранить здоровье?

Еще раз вспомним один из принципов правильного (рационального) питания – БАЛАНС ЭНЕРГИИ

Количество поступившей энергии равно количеству потраченной энергии.

Количество энергии, заключающей в пище, как называется? Какие единицы измерения? Если мы увеличиваем количество калорий, то мы должны ____________

Увеличить количество потраченной энергии. На что человек тратит энергию? Можем мы увеличить энергию, которая тратится на основной обмен. На переваривание пищи? Что остается, какой выход? Физическая активность!!!

Баланс энергии необходим: если увеличивается количество калорий, то должна увеличиться физическая активность.

Часто мы слышим, что женщины ежедневно выполняют много работы по дому, это и есть физическая нагрузка.

Давайте посмотрим, сколько калорий тратится при выполнении различных видов физической деятельности.

Приготовление пищи 70

Одевание 26

Вытирание пыли 70

Глажение (сидя) 96

Глажение (стоя) 116

Мытье полов 114

Школьные занятия 93

Аэробные танцы 189

Аэробные танцы (высокой интенсивности) 427

Бадминтон 225

На домашнюю работу тратится много калорий?

При каких физических упражнениях тратится больше калорий?

В что такое калории (энергетическая ценность)? Количество скрытой энергии, заключенной в пище.

Какой вывод мы можем сделать?

Если увеличивается физическая активность, то может увеличиться количество калорий, поступивших с пищей

Для того, чтобы знать, сколько энергии необходимо потратить, нужно посчитать, сколько калорий мы получаем с пищей.

А для этого мы составляем суточный рацион питания.

Чтобы быть здоровым мы должны регулировать количество энергии, которая поступает с пищей. А для этого необходимо знать энергетическую ценность продуктов.

Преподаватель физиологии питания с основами товароведения:Итак, мы должны регулировать количество энергии, котораяпоступает с пищей. Для этого должны уметь  правильно составлять рацион питания

Давайте составим  меню завтрака для мужчины, занимающегося физической работой, учитывая калорийность.  

Надо выбрать из предложенных картинок блюда и напитки. (Приложение №1) Мы как будущие хозяйки и повара должны уметь грамотно  составлять меню.

Меню завтрака для мужчины, занимающегося физической работой

- Правильно ли мы составили меню?

- Соблюдали ли мы принципы  рационального питания?

А теперь посчитаем, сколько килокалорий все это составило?

У нас картинки с секретом, отворачиваем и снизу указаны килокалории

- Сколько процентов суточного рациона составляет завтрак?

Если суточный рацион человека составляет 3000ккал., то  25% составит -750ккал.

- Достаточно ли килокалорий, что можно еще добавить?

- Учитывали  ли мы при составлении меню принципы рационального питания?

Теперь вы умеете считать энергетическую ценность завтрака  

Преподаватель ОБЖ:

Итак, вы составили меню завтрака взрослого мужчины. Сейчас вы выполните самостоятельную работу: составите меню завтрака ребенка.

Чем рацион ребенка отличается от рациона питания взрослого человека?

Количество калорий больше или меньше?

Почему меньше?

У ребенка меньше желудок – не поместится много еды, меньше энергии на основной обмен. Перед вами лежат цветные иллюстрации. Вы должны выбрать блюда, посчитать калории. Ребенок в сутки должен получить 2000 ккал, завтрак 500 ккал.

Вывод: необходимо с раннего возраста правильно питаться и рассчитывать рацион питания ребенка тоже.

Одна из целей нашего урока – научить вас стать хорошими, грамотными родителями.

Вопросы на восприятие:

- Какие продукты относятся особовысококалорийным?

- Какие продукты к низкокалорийным?

- Почему суточная норма потребления  пищи у мужчины больше, чем у женщины?

 - Что такое калорийность пищи?

- Как продукты классифицируется по калорийности?

5.Выводы:

- Для чего нужны знание о калорийности?

 Знание калорийности пищи необходимо для восполнения суточных энергозатрат, для грамотного составления рациона питания и меню.

6 .Рефлексия:

-  Вам понравился урок?  Что именно понравился?

-  Что нового узнали сегодня на уроке?

-  Что бы еще по данной теме хотели бы узнать?

7.Оценивает знания и умения обучающихся, качество выполнения задания.

Сегодня вы хорошо потрудились, принимали активное участие в течение урока (комментирую поставленные отметки обучающимися)

8.Домашнее заданиеувас будет разного уровня сложности

На оценку «3»

  1. изучить конспект

На оценку «4»

  1. изучить конспект, и составит меню обеда для женщины, занимающиеся умственной работой (для наших преподавателей)

На оценку «5»

  1. изучить конспект и рассчитать энергетическую ценность  национального блюда «Бешбармак». Что входит состав этого блюда? У меня есть карточки, где  показаны химический состав этого блюда и формулы, по которым можно вести расчёт.  

Записывают в тетради тему и число

Осмысливают предстоящую деятельность

Отвечают

Записывают в тетрадь

Записывают в тетрадь

Отвечают

Записывают в тетрадь

Отвечают на вопросы, думают, ищут правильный ответ на вопрос

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Записывают в тетрадь

Отвечают

Отвечают

Отвечают на вопросы, думают, ищут правильный ответ на вопрос

Отвечают

Отвечают

Отвечают на вопросы, думают, ищут правильный ответ на вопрос

отвечают

Отвечают на вопросы, думают, ищут правильный ответ на вопрос

Отвечают на вопросы, думают, ищут правильный ответ на вопрос

К доске выходит 1 обучающиеся выбирает по картинке блюда и напитки и прикрепляет к таблице

Следующий обучающиеся ведет подсчет килокалорий

Самостоятельно составляют меню

отвечают

Анализируют свою деятельность на уроке через рефлексию

Приложение№1

(Возможные варианты меню)

Меню завтрака для взрослого

Меню завтрака для ребенка

750 - 900ккал.

 500 - 600ккал

Салат -  60ккал.

Каша молочная -200 ккал.

Сосиски – 304 ккал.

Какао с молоком -145 ккал.

Картофельное пюре - 120 ккал.

Хлеб -90 ккал.

Хлеб пшеничный – 115 ккал.

Йогурт – 100 ккал.

Кофе с молоком  - 50 ккал.

Кондитерские изделия – 140 ккал.

ИТОГО: 789 ккал.

ИТОГО:535ккал.

Меню завтрака для взрослого

Меню завтрака для ребенка

750 - 900ккал.

 500 - 600ккал

Салат -  60ккал.

Пудинг из творога -300 ккал.

Яичница – 345  ккал.

Чай с сахаром -60 ккал.

Бутерброд с колбасой - 259 ккал.

Хлеб -90 ккал.

Хлеб пшеничный (50г.) – 115 ккал.

Сыр (30г.) – 100 ккал.

Кофе с молоком  - 50 ккал.

Яблоко свежее -25 ккал.

Фрукты свежие (100г) – 50 ккал.

ИТОГО: 879 ккал.

ИТОГО:555ккал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров" на тему "Питание детей старше года"

Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"...

Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров" на тему "Расчет суточного рациона подростка"

Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"...

Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров" на тему "Особенности питания беременных"

Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"...

Интегрированный урок «Информатика и ИКТ» и «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров»

Сценарий урока Лупекиной О.Л. разработан на высоком теоретическом иметодическом уровне.Данный урок является интегрированным и рассматривает два раздела в двух предметах:1.     Разд...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине: ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ С ОСНОВАМИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"...