Интегрированный урок «Информатика и ИКТ» и «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров»
методическая разработка на тему

Лупекина Ольга Леонидовна

Сценарий урока Лупекиной О.Л. разработан на высоком теоретическом и

методическом уровне.

Данный урок является интегрированным и рассматривает два раздела в двух предметах:

1.     Раздел программы по Физиологии  питания с основами товароведения

продовольственных товаров: «Физиология пищеварения, питание различных групп населения».

Тема урока по Физиологии  питания с основами товароведения

продовольственных товаров: «Энергетическая ценность продуктов»

2.     Раздел программы по информатике и ИКТ: «Информационные технологии».

Тема урока по информатике и ИКТ: «Технология  создания  и  обработки  числовой  информации.  Электронные таблицы. Типы и форма данных. Относительные и абсолютные ссылки».

3.     Тип урока: комбинированный. Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.

Преподаватель верно ставит цель урока, цели каждого этапа урока, на которые методически грамотно выводит обучающихся.

Главным этапом урока было защита практической работы.

В течение всего урока шла активная познавательно-развивающая деятельность обучающихся с взаимооценкой.

В сценарии урока используются следующие формы организации познавательной

деятельности: фронтальная беседа, групповая (работа в группах), индивидуальная работа.

Урок направлен на формирование ключевых профессиональных компетентностей обучающихся.

Сценарий урока насыщен наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом,

используются инновационные технологии: компьютерное тестирование. В течение всего урока поддерживается активность и внимание обучающихся через интересные и

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_ikt_i_povar_-_kopiya.doc720 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Интегрированный урок

«Информатика и ИКТ» и «Физиология  питания с основами товароведения

продовольственных товаров»

Тема урока: Применение программы Э.Т. Excel в профессии «Повар, кондитер».

Профессия: 19.01.17 «Повар, кондитер»

Разработал:

преподаватель I категории «Информатика и ИКТ»  Лупекина О.Л.

Тайшет, 2015

Лупекина О.Л. преподаватель информатики и ИКТ первой категории по ГБПОУ ИО ТПТТ, «Применение программы Э.Т. Excel в профессии «Повар, кондитер»»: Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ» 19.01.17 «Повар, кондитер»

Тайшет 2015г. – 20с.

Методическая разработка представляет интерес для преподавателей и мастеров п/о, воспитателей и др. Содержит информацию об использовании электронных таблиц при расчетах энергетической ценности продуктов и применении информационных технологий в профессии. Имеет мультимедийное сопровождение. Раздаточный материал приведен в приложении.

Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин ГБПОУ ИО ТПТТ (протокол № __ от _____ 2015 года)

Рецензент: указываем данные рецензента и прикладываем рецензию.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

2. ПЛАН УРОКА:        

3. ХОД УРОКА:        

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        

ПРИЛОЖЕНИЯ        

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Раздел программы по Физиологии  питания с основами товароведения

продовольственных товаров: «Физиология пищеварения, питание различных групп населения».

Тема урока по Физиологии  питания с основами товароведения

продовольственных товаров: «Энергетическая ценность продуктов»

Раздел программы по информатике и ИКТ: «Информационные технологии».

Тема урока по информатике и ИКТ: «Технология  создания  и  обработки  числовой  информации.  Электронные таблицы. Типы и форма данных. Относительные и абсолютные ссылки».

Цель урока: 

  • создание комфортной образовательной среды для формирования профессиональных компетенций;  
  • возможности применения навыков и умений в профессиональной деятельности с использованием информационных технологий на производстве общественного питания.

Задачи урока:

  • Образовательные: Сформировать знания по темам:
  • «Технология  создания  и  обработки  числовой  информации.  Электронные таблицы. Типы и форма данных. Относительные и абсолютные ссылки».
  • «Энергетическая ценность продуктов».
  • Развивающие: развивать у обучающихся навыки самостоятельной работы со структурно-логическими схемами, таблицами; способствовать развитию у обучающихся памяти, внимания.
  • Воспитательные: углубить интерес к изучению информатики и  пробуждать интерес к профессии; воспитывать аккуратность ведения записей, внимательность, способствовать воспитанию культуры общения и поведения, расширять кругозор обучающихся.
  • Методические: показать интеграцию предметов, нетрадиционные формы проведения урока,  связь с профессией; показать активизацию познавательной деятельности обучающихся, использовать проблемный метод в обучении, дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучающимся; использовать информационно-коммуникационные технологии в обучении.
  • Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, контроля и коррекция знаний, умений и навыков.
  • Метод проведения: самостоятельная работа обучающихся (взаимоконтроль, наглядность, использование информационно-коммуникационных технологий (мультимедийная презентация), самостоятельная работа обучающихся, конспектирование и личностно-ориентированного подхода к обучающим).
  • Комплексно-методическое обеспечение урока: компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран, доска маркерная, раздаточный материал».

Требование к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

«Физиология  питания с основами товароведения продовольственных товаров»

  • Определения теоретической и фактической  энергетической ценности пищевых продуктов;
  • Определение - рациональное, сбалансированное питание;
  • Суточная потребность в калориях для различных возрастов и для людей с различной физической нагрузкой.

Обучающиеся должны уметь:

  • Производить расчёты определения теоретической и фактической  энергетической ценности.
  • Производить анализ меню на соответствие показателей «рационального питания» составленного меню.

«Информатика и ИКТ»

Обучающиеся должны знать:

  • Какие данные можно вводить в ячейку;
  • Что такое формула;
  • Определение абсолютной и относительной адресации;
  • Кнопки на панели инструментов позволяющих отформатировать созданную на Рабочем листе таблицу.

Обучающиеся должны уметь:

  • На основе первичных данных оформить таблицу;
  • Использовать формулы при расчетах.

2. ПЛАН УРОКА:

I. Организационный момент. (3 мин)

II. Постановка цели и задач урока.(2 мин)

III. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (игра «Учитель - Студент». (5 мин)

IV. Обобщение и систематизация знаний (тестирование). (5 мин)

V. Применение знаний и умений в новой ситуации. (практическая работа). (10 мин)

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (15 мин)

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия). (5 мин)

3. ХОД УРОКА:

 1.Организационный момент. (2 мин.)

Преподаватель информатики и ИКТ:

(На экране презентация)

Слайд 1

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок информатики и проведем мы сегодня урок вместе с преподавателем спец. дисциплин.

 II. Постановка цели и задач урока.

Преподаватель информатики и ИКТ:

Мы разыграем ситуацию, с которой вы будите сталкиваться в вашей профессиональной деятельности. Вам необходимо оценить меню, в котором будут, учтены или не учтены факторы рационального питания. Автоматизировать  эту задачу нам помогут знания и умения по предмету «Информатика и ИКТ»

Группа разбита на две команды по 6 человек, представляют две бригады поваров санатория «Кедр». Складываются из букв  название бригад (примеры - Черпачок, поварешка, пельмешка, ватрушка)        

Слайд 2

Тема нашего урока: Применение программы Э.Т. Excel в профессии «Повар, кондитер».

На теоретических уроках информатики мы изучили с вами основы работы в программе Excel. Наша задача с вами сегодня на уроке проверить и систематизировать  знания по теме Э.Т. Excel и применить полученные умения и навыки в вашей профессии. И так наш урок сегодня будет тесно связан с спец. предметом «Физиологии  питания с основами товароведения продовольственных товаров». Что мы должны знать и уметь по данным темам двух предметов?

Слайд 3-9

(под девизом «Мы знаем и умеем» преподаватели по очереди озвучивают вопросы урока.)

Слайд 4-5

Преподаватель информатики и ИКТ:

  1. Какие данные можно вводить в ячейку;
  2. Что такое формула;
  3. Определение абсолютной и относительной адресации;
  4. Кнопки на панели инструментов позволяющих отформатировать созданную на Рабочем листе таблицу.
  5. На основе первичных данных оформить таблицу;
  6. Использовать формулы при расчетах.

Слайд7-8

Преподаватель спец. дисциплин:

  1. Определения теоретической и фактической  энергетической ценности пищевых продуктов;
  2. Определение - рациональное, сбалансированное питание;
  3. Суточная потребность в калориях для различных возрастов и для людей с различной физической нагрузкой.
  4. Производить расчёты определения теоретической и фактической  энергетической ценности.
  5. Производить анализ меню на соответствие показателей «рационального питания» составленного меню.

III. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

Преподаватель спец. дисциплин:

Так как в санатории «Кедр» отдыхают люди разного возраста,  мы предлагаем вам выбрать из готовых меню и рассчитать энергетическую ценность пищевых продуктов и сравнить с нормой суточного потребления людей разного рода деятельности и пола.

Слайд9-10

Дать заключение по предложенному рациону питания, ответив на следующие вопросы:

  1. Какова энергетическая ценность предложенного рациона питания?
  2. Достаточна ли она?
  3. Существует баланс калорийности завтрака, обеда и ужина?
  4. Существует баланс между белками, жирами, углеводами?
  5. Предусмотрено ли в меню разнообразие пищи?
  6. Учитывая нормы рационального питания, что необходимо изменить в данном меню?

 (Команды выбирают меню. Преподаватель комментирует выбор меню)

Примеры меню:

  1. Группа I, женщина (педагог);
  2. Группа II, мужчина (инструктор по физической культуре);
  3. Группа III, женщина (повар, кондитер);
  4. Группа IV, мужчина (строитель);
  5. Группа V, мужчина (шахтер).

Преподаватель информатики и ИКТ:

Прежде чем приступить к практическому осуществлению поставленных задач, нам необходимо проверить знания в области программы Э.Т. Excel.

Ребята, вы дома должны были приготовить вопросы по теме «Технология  создания  и  обработки  числовой  информации.  Электронные таблицы. Типы и форма данных. Относительные и абсолютные ссылки» (проводится игра «Учитель - Студент»)

Слайд16

Игра «Учитель - Студент»

Условия игры:

Каждая команда выбирает (обучающегося) - учителя, который задает вопросы - команды каждому участнику группы соперников. Если на поставленный вопрос студент не отвечает – отвечает студент – учитель. За каждый правильно отвеченный вопрос команда получает 1 балл – смайлик, за не правильный ответ балл переходит команде сопернице. После чего выступает представитель другой команды.

Примерные вопросы участникам команды:

  1. Как запускается программа Microsoft Excel?
  2. Для каких целей предназначены электронные таблицы?
  3. Как осуществить выравнивание данных ячейки по центру?
  4. Что такое строка, столбец, ячейка?
  5. Как осуществить обрамление и заливку ячеек таблицы?
  6. С какого символа должна начинаться любая формула в Excel?
  7. Что и можно отнести к типу данных Excel?
  8. Какие данные можно вводить в ячейку?
  9. Дайте определение абсолютной адресации.
  10. Дайте определение относительной адресации.
  11. Как сохранить полученную таблицу?

IV. Обобщение и систематизация знаний

Преподаватель информатики и ИКТ:

Для того чтобы каждый из вас набрал как можно больше баллов для себя и для команды нам необходимо пройти тест «Microsoft Excel: начало работы с электронными таблицами» (ребята садятся за компьютеры, расписываются в журнале по ТБ, на экране презентация «Техника безопасности в стихах» преподаватель комментирует.)

Слайд17

Техника безопасности в кабинете  информатики в стихах

Если ты хороший мальчик,

То не суй в розетку пальчик,

Проводами не играй:

Не известно есть ли рай?

Если где-то заискрит, или что-нибудь дымит,

Время попусту не трать-

Нужно взрослого позвать.

Ведь из искры мы знаем с вами

Возгореться может пламя.

Бережливым быть умей,

И по клавишам не бей,

Там учтите этот факт,

Электрический контакт.

Мышка может другом стать,

Коль ее не обижать.

Дрессируй ее умело,

Не крути в руках без дела.

Если вводишь ты ответ,

А компьютер скажет нет,

По дисплею не стучи,

Лучше правила учи!

Если сбой дает машина,

Терпение вам необходимо,

Не бывает без проблем

Даже с умной ЭВМ.

Остальное всем известно:

Чтоб не вскакивали с места,

Не кричали, не толкались,

За компьютеры не дрались.

В куртках, шубах и пальто,

Не приходит к нам никто.

В грязной обуви, друзья,

В кабинет входить нельзя.

Разрешать работу строго

С разрешенья педагога,

И учтите: Вы в ответе

За порядок в кабинете.

Слайд 18-19

(обучающиеся выполняют тест на компьютере, результаты вносятся в оценочный лист Приложение 3)

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

Преподаватель информатики и ИКТ:

По номеру выбранного меню вам необходимо выполнить практическое задание руководствуясь алгоритмом лабораторного практикума.

Приложение 1

(Обучающиеся выполняют практическую работу, данные заносят в отчетный  лист Практическая работа №2 Приложение 2. Преподаватель Информатики и ИКТ фиксирует результаты теста и практической работы № 1. Преподаватель спец. дисциплин) 

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Слайд 20

Обучающиеся обсуждают выполненные работы в команде, подводят итог работы. Оглашаются результаты.

На экране выводится обсуждаемое «меню».

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Преподаватель информатики и ИКТ:

(Задаёт вопросы обучающимся)

1.        Знание, каких предметов пригодилось на уроке?

2.        Удобно ли приложение  программы Э.Т. Excel при расчетах и оформлении данных?

Сегодня каждый из вас заканчивает  урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.

Обычно общаясь с кем – то лично, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу и т.д.

Я предлагаю вам оценить себя и свою работу на уроке, используя смайлики – у каждого на столе лежат вот такие смайлики:

 : – ) – те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.

: – ? – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.

: – ( – те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.

 Поднимите  смайлики в зависимости от того, как вы оцениваете свой успех на уроке.

 Урок цели достиг. Благодарю вас за урок! Спасибо!

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Информатика и ИКТ:

  1. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2010.
  3. Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

Физиология  питания с основами товароведения продовольственных товаров:

  1. Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. – М.: Агропромиздат, 2013 г.
  2. Мармузова Л.В.Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности. – М.: Академия, 2010 г.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт НПФ «Экогигиена»  г.Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  www.eco-spb.ru, свободный. – Заглавие с экрана.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение№1

Практическая работа №1

Профессия «Повар, кондитер»

Тема: Применение программы Э.Т. Excel в профессии «Повар, кондитер».

Цель: Использование программы Э.Т. Excel при расчетах энергетической ценности блюд.

Алгоритм выполнения работы

  1. Создать в своей папке документ программы Microsoft Excel;
  2. Переименовать документ  - Расчет калорийности;
  3. На рабочем столе открыть папку «Меню» - выбрать заданное меню;
  4. Скопировать в документ программы Microsoft Excel таблицу из программы Microsoft Word «Меню №»;
  5. в ячейку А 1 документа  «Расчет калорийности»  программы Microsoft Excel вставить таблицу

 

  1. Форматировать таблицу по заданному образцу документа «Меню» программы Microsoft Word:
  • Раздвинуть границы таблицы по содержимому;
  • Оформить таблицу с помощью кнопки управления на строке прокрутки меню «Главная»  - «границы»;
  • с помощью кнопки управления «шрифт»  преобразовать шрифт в «Times New Roman»;
  • текст ведущих строк выделить  жирным;
  • с помощью кнопки управления  «Объединить и поместить в центре» C:\Users\User_2\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (3).bmp(Завтрак, обед, ужин).
  1. Произвести расчеты:
  • В ячейку G5 ввести формулу = (D5*4)+(E5*9)+(F5*4) где 4,9,4 энергетическая ценность белков, жиров, углеводов;

C:\Users\User_2\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (4).bmp

  • С помощью функции авто заполнения произвести расчеты для диапазона G6:G8;

C:\Users\User_2\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (5).bmp

  • Произвести расчеты калорийность завтрака Итого – с помощью кнопки C:\Users\User_2\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (5).bmp ввести формулу в ячейку G9;
  • Произвести расчеты сколько всего белков, жиров, углеводов.

C:\Users\User_2\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (6).bmp

  1. Произвести расчёты для всего меню –
  2. Сохранить результаты в своей папке.
  3. Показать результаты преподавателю.

Приложение № 2

Практическая работа №2

Профессия «Повар, кондитер»

Тема: Применение программы Э.Т. Excel в профессии «Повар, кондитер».

Цель: Использование программы Э.Т. Excel при расчетах энергетической ценности блюд.

Алгоритм выполнения работы

Используя данные таблицы «Расчет калорийности» ответить на вопросы:

№п/п

№ Меню_____________

Результат

Какова энергетическая ценность предложенного рациона питания?

Достаточна ли она?

Существует баланс калорийности завтрака, обеда и ужина?

Существует баланс между белками, жирами, углеводами?

Предусмотрено ли в меню разнообразие пищи?

Учитывая нормы рационального питания, что необходимо изменить в данном меню?

Приложение № 3

Оценочный лист

Групповая работа оценивается  - за правильный ответ – 1 балл;

Индивидуальная работа оценивается:

  1. Тест – 10 парильных ответов  - 5 баллов; 9 парильных ответов  - 4 балла; 8 парильных ответов  – 3 балла; меньше 8 баллов – тест не пройден.
  2. Практическая работа №1:

5 баллов – работа выполнена точно по образцу, правильно выполнены расчеты;

4 балла – в работе присутствуют не точности, правильно выполнены расчеты;

3 балла - в работе присутствуют не точности, ошибки в формулах

  1. Практическая работа №2:

5 баллов – ответы полные, соответствуют по содержимому меню, раскрыты;

4 балла – ответы правильные;

3 балла – ответы не точны, не раскрыты.

№п/п

Ф.И.

Тест

Практическая работа №1

Практическая работа №2

Итог

Бутакова Маргарита

Волкова Татьяна

Васильев Сергей

Вахрушева Тамара

Ганаева Валентина

Горбачева Юлия

Грицкевич Алена

Евтушенко Галина

Зуева Ирина

Казачук Маргарита

Калашникова Александра

Кудряшова Ирина

Групповая работа

Разминка

Игра «Учитель студент»

Активность

1 балл

Итог

Команда 1

Команда 2

Итоговая оценка:

Оценка «5»  15 – 13 баллов;

Оценка «4»  12 – 11 баллов;

Оценка «3»  10 – 9 баллов;

Оценка «2»  ниже 8 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-практикум по русскому языку и информатике. «Качества хорошей речи. Повторение слитных, дефисных, раздельных написаний»

развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике, умение работать с к...

Развитие математического мышления младшего школьника на интегрированных уроках математики и информатики

Проект курсовой работы на тему: Развитие математического мышления младшего школьника на интегрированных уроках математики и информатики...

Интегрированный урок по математике – информатике тема: «Построение графиков функции y=mf(x) и y=f(kx)»

Исследование поведения графиков тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов; формирование умений устанавливать соответствие между аналитической записью функции и ее графиком. На уроке дл...

Открытый интегрированный урок по дисциплинам: Технология производства потребительских товаров - Экологические основы природопользования для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Сегодня мы поговорим именно о проблеме загрязнения продуктов питания и наш урок необычный – он интегрированный (это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплина...

Интегрированные уроки информатики для обучающихся профессии автомеханик

Применением  информационных технологий  интегрирует теоретическое (знание правил работы с компьютерным приложением) и практическое мышление обучающихся (понять проблему, поставить цель, сфор...

Открытый интегрированный урок информатика и физика

Интегрированный урок информатики и физики по теме "Решение физических задач различных типов по темам: газовые законы и удельное сопротивление проводников, с применением информационных технологий...