Методические рекомендации по выполнению практических работ по УД «Основы права»
учебно-методическое пособие

Сорокина Валерия Ивановна

Методические рекомендации предназначены для профессии 23.01.08  «Слесарь по ремонту строительных машин»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_osnovy_prava.doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области

«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»

(ГАПОУ АО «СТСИ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОП.01 ОСНОВЫ ПРАВА

Северодвинск 2020

        Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее – ППКРС) по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин для групп на базе основного общего образования с получением среднего общего образования и рабочей программы учебной дисциплины ОП.01 Основы права.

        Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»

        Разработчик: Сорокина Валерия Ивановна, преподаватель

Методические рекомендации рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании предметно-цикловой комиссии по профессиям технического профиля

Протокол заседания ПЦК   №     от             2020 г.

Председатель ПЦК   ____________О.К. Агеева

        

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………….4

Практическая работа № 1-2 …………………………………………………………....5

Практическая работа № 3-4 ……………………………………………………………8

Практическая работа № 5-6…….……………………………………………………..14

Практическая работа № 7-8…………………………………………………………...23

Практическая работа № 9-10….………………………………………………………26

Практическая работа № 11-12... ……………………………………………………...29

Практическая работа № 13-14...………………………………………………………31

Практическая работа № 15-16 ……………………………………………………......33

Заключение……………………………………………………………………………...35

Список источников………………………………………………….……………….…36

Приложения…………………………………………………………………………..…37

Приложение 1………………………………………………………………………...…37

Приложение 2…………………………………………………………..……………….38

Приложение 3…………………………………………………………..……………….40

ВВЕДЕНИЕ

В связи с формированием новой парадигмы профессионального образования, основанной на компетентностном подходе, усилилась актуальность проблемы обновления содержания образовательного процесса, цель которого обеспечение высокого качества подготовки специалистов, адекватного требованиям современного рынка труда.

В связи с этим необходимым представляется разработка и обновление учебного материала по дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе и практических работ.

Данные методические рекомендации ориентированы на ФГОС, имеют четкую направленность на компетентностный подход в образовании.

Предусмотренные задания направлены на формирование и развитие общих компетенций студентов, поэтому задания, предусмотренные в данной методической разработке, составлены на основе современных образовательных технологий, применяемых на практических занятиях: развитие критического мышления, проектная деятельность, кейс-метод и т.д.

Перед автором поставлена задача – способствовать более эффективному выполнению студентами практических работ по учебной дисциплине «Основы права».

Практическая работа №1-2.

Определение форм (источников) права.

Цель: способствовать формированию умения студентов анализировать основные источники права в РФ, а также определять их юридическую силу.

     Средства обучения:

1. Конституция РФ

2. Конспект лекций

Осваиваемые умения:

пользоваться нормативными и правовыми документами

    Основной теоретический материал:

Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Виды источников права

Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источником права в материальном смысле являются сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле — правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонскойромано-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской, существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев, существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:

Ход работы:

  1. Опираясь на текст ст. 56, 65, 66, 70, 84, 88, 103, 114, 118, 128, 135 и 137 Конституции РФ, составьте перечень вопросов, по которым Конституцией РФ предусмотрено принятие федеральных конституционных законов

  1. Расставьте следующие нормативно-правовые акты по их юридической силе
  1. Положение об установлении системы премирования предприятия
  2. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
  3. Закон г. Москвы от 04.10.2006 N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" // Ведомости Московской городской Думы. 2006. N 10. Ст. 240.
  4. Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 864 "О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации"
  5. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 25 декабря 1993 г.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000. N 117-ФЗ
  7. Постановление Администрации Северодвинска № 333-па от 30.08.2019 г.
    Об установлении размера платы за содержание жилого помещения
  8. Устав ГАПОУ АО «СТСИ»
  9. Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда"
  10. Распоряжение заместителя Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству № 350-рг от 26.08.2019 г.
    О подготовке документации по планировке территории градостроительных кварталов 095, 162
  11. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 8 июня 2017 г. № 20243-ТБ/02 О разъяснении положений Градостроительного кодекса РФ о специалистах по организации строительства
  12. Закон Московской области «О порядке назначения на должность и деятельности мировых судей в Московской области»;
  13. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»;
  14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
  15. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

  1. На основе текста ст. 71 и ст. 72 Конституции РФ заполните таблицу

Вопросы исключительного ведения РФ

Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ

  Критерии оценивания:

Отметка «5» - работа выполнена полностью и правильно

Отметка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок

Отметка «3» - работа выполнена правильно не менее, чем на половину или допущена одна существенная ошибка

Отметка «2» - допущены 2 или более существенные ошибки

Практическая работа №3-4.

Анализ структуры и классификации правовых норм. Определение отраслей российского права.

Цель – формирование умения определять структуру и виды правовых норм, а также отрасли российского права.

     Средства обучения:

1. Конституция РФ

2. Уголовный кодекс РФ

3. Семейный кодекс РФ

4. Конспект лекций

Осваиваемые умения:

пользоваться нормативными и правовыми документами

    Основной теоретический материал:

Структура нормы права складывается из следующих элементов:• гипотеза — элемент нормы права, который указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы. Она согласует общий вариант поведения с конкретным случаем, временем, местом;• диспозиция — элемент нормы права, который содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, т. е. определяет меру дозволенного и должного поведения;
• санкция — элемент нормы права, который устанавливает неблагоприятные последствия для ее нарушителей, меры государственного воздействия на нарушителя нормы. Структуру нормы права можно схематично изобразить в следующем общем виде: Если (гипотеза} — то (диспозиция) — иначе (санкция)

2. Нормы права бывают следующих видов:• по характеру предписываемого поведения:• обязывающие (предписывают совершить определенные дей-ствия, например обязанность платить налоги); • запрещающие (например запрет подвергать других пыткам); • уполномочивающие (предоставляют определенное право, например право на образование);• по категоричности предписания:• императивные (представляют собой категорические предписания, допускают один вариант трактовки. Императивными являются нормы уголовного, административного, финансового права);• диспозитивные (предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность самостоятельного выбора варианта в законных пределах. Этим нормам присуща формула: "если иное не установлено договором". Диспозитивные нормы распространены в гражданском, семейном праве);• в зависимости от цели: • регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений);

• охранительные (предписания, регулирующие общественные отношения, которые связаны с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения);• в зависимости от предмета регулирования (отрасли, к которой принадлежат):• конституционные;• уголовно-правовые;• административные;• гражданско-правовые;• трудовые и др.;• в зависимости от субъекта, создавшего:• нормы Конституции;• нормы законов;• нормы подзаконных актов;
• делегированные нормы права (изданы органом местного самоуправления, иным органом по поручению компетентного государственного органа);• по степени определенности:
• абсолютно-определенные (формулируют единственный возможный вариант поведения);
• относительно-определенные (устанавливают ряд вариантов поведения, при этом дают возможность выбрать один из них в пределах нормы);• по способу изложения:
• прямой способ изложения (в статье содержатся все три элемента нормы права);• отсылочный (бланкетный) способ изложения (одного элемента не хватает, поэтому имеется отсылка к другой норме права, в которой содержится недостающий элемент, или компетентным государственным органам предоставляется право самостоятельно установить его);• по времени действия:• постоянные (они действуют, пока их не отменят или примут новые);• временные (они действуют строго определенный промежуток времени или до наступления какого-либо события);

• по кругу лиц, на которых они распространяются:• общие (распространяют свое действие на всех лиц, живущих в данной местности, в государстве);• специальные (действуют в отношении определенной категории лиц, например, обращены к военнослужащим).

3. Основные отрасли российского права: конституционное, административное, гражданское, семейное, трудовое, финансовое, уголовное, уголовный процесс, гражданский процесс, международное и т.д.

Ход работы:

  1. Определите структуру следующих правовых норм, отметив буквами:

Г +Д+ С

Г+Д

Д+С

Правовая норма

1.

Ст.158 УК Кража.

Кража, т.е. тайное хищение чужого имущества

Наказывается лишением свободы до 2 лет

2.

Ст.25 ЗПП.

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если товар не подошел по форме, габаритам. Фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней.

3.

Ст. 20.1 КоАП Мелкое хулиганство.

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

4.

ГК РФ Статья 606. Договор аренды

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

5.

ТК РФ Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора.

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

6.

ТК РФ Статья 142. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

  1. Определите вид правовых норм по всем классификациям

1

Ст.158 УК Кража.

Кража, т.е. тайное хищение чужого имущества

Наказывается лишением свободы до 2 лет

2

Ст.25 ЗПП.

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если товар не подошел по форме, габаритам. Фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней.

3

Ст. 20.1 КоАП Мелкое хулиганство.

4Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5

ГК РФ Статья 606. Договор аренды

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

6

ТК РФ Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора.

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

7

ТК РФ Статья 142. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

8

Закон о бюджете. Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

 Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2018 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 101 164,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 3,4 процента.

9

Закон Архангельской области "Об административных правонарушениях".

Статья 2.4. Нарушение общественного порядка, выразившееся в нарушении тишины и покоя граждан.

Нарушение общественного порядка, выразившееся в совершении на улицах, площадях, в скверах, жилых домах, подъездах и на дворовых территориях действий (бездействия), нарушающих тишину и покой граждан с 22 часов 00 минут до 7 часов 00 минут в будние дни (с понедельника по пятницу включительно), с 22 часов 00 минут до 10 часов 00 минут в выходные дни (суббота, воскресенье, другой день в случае переноса выходных дней федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации) и установленные федеральным законом нерабочие праздничные дни, если это не связано с проведением аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения, -

        влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

  1. Определите вид толкования правовых норм
  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

  1. Рекомендация ФТС России от 27.02.2019 и ФТС России"О порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции"
  1. Гр. Сидоров считает незаконным повышение пенсионного возраста в РФ
  1. Консультация юриста клиенту о порядке  взыскания денежных средств по договору займа
  1. Комментарий к Уголовному кодексу РФ под редакцией В.М.  Лебедева 
  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П

По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

  1. Определите, к каким отраслям права относятся следующие правовые институты:

А. институт заработной платы

Б. основ конституционного строя РФ

В. уголовного наказания

Г. брака

Д. купли-продажи

Е. государственной службы

Ж. финансового контроля

З. подсудности

И. парламентаризма

К. страхования

Л. Опеки

  1. Определите, к каким двум отраслям права относятся следующие правовые нормы:
  1.  Конституция РФ Статья 3 (ч. 4)

Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Уголовный кодекс РФ Статья 278 .

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, -

       наказываются лишением свободы на срок пт двенадцати до двадцати лет.

  1.  Семейный кодекс РФ Статья 43 .  Изменение и расторжение брачного договора

Брачный договор может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов. Соглашение об изменении или о расторжении брачного договора совершается в той же форме, что и сам брачный договор. Односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается.

  1. Гражданский кодекс РФ Статья 1069. Ответственность да вред, причиненный государственными органами, органами муниципального самоуправления, а также их должностными лицами.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия} государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет средств соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

  Критерии оценивания:

Отметка «5» - работа выполнена полностью и правильно

Отметка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок

Отметка «3» - работа выполнена правильно не менее, чем на половину или допущена одна-две существенная ошибка

Отметка «2» - допущены 3 или более существенные ошибки

Практическая работа № 5-6.

Решение ситуационных задач по теме «Содержание гражданской дееспособности физических лиц».

Цель – формирование умения определять объем правомочий физического лица соответственно виду гражданской дееспособности.

     Средства обучения:

1. Гражданский кодекс РФ, часть 1.

2. Конспект лекций.

Осваиваемые умения:

пользоваться нормативными и правовыми документами

    Основной теоретический материал:

Дееспособность (ст. 21 ГК) – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Дееспособность приобретается с 18 лет, кроме случаев:

  • регистрации брака (с 16 лет, по уважительным причинам: беременность, рождение ребёнка, фактическое совместное проживание) с разрешения органа МСУ. При расторжении брака до достижения возраста 18 лет дееспособность будет сохранена, если же брак будет признан недействительным – дееспособность не будет сохранена;
  • эмансипации. Юридически это объявление полностью дееспособным лица, достигшего 16-летнего возраста, если оно занимается предпринимательской деятельностью либо работает по трудовому договору при наличии согласия родителей или иных законных представителей органом опеки и попечительства. В случае отсутствия согласия родителей эмансипация может быть пройдена решением суда.

Виды дееспособности:

  1. полная дееспособность;
  2. дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет;
  3. дееспособность малолетних от 6 до 14 лет;
  4. ограниченная дееспособность;
  5. отсутствие дееспособности (недееспособность).

Дееспособность малолетних – ст. 28. До 6 лет ребёнок юридически недееспособен, действия осуществляются родителями или законными представителями. До 14 лет у ребёнка есть возможность совершения некоторых юридических действий:

  • мелких бытовых сделок (сделки на незначительную денежную сумму и связанные с приобретением недорогих канцелярских принадлежностей, продуктов первой необходимости и т.п.);
  • сделок на безвозмедное получение выгоды (если не необходимо нотариальное заверение или государственная регистрация);
  • сделок по распоряжению денежными средствами, предоставленными законным представителем или третьим лицом без конкретной цели (закон не определяет сумму).

Дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет - ст. 26 ГК РФ. Вопросы имущественной ответственности – гл. 59 ГК. Эти лица вправе совершать те же сделки, что и малолетние, самостоятельно, а также:

  • распоряжаться своим заработком, стипендией или иным видом дохода;
  • самостоятельно осуществлять права автора охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности (литературы, науки, искусства, изобретений и т.п.);
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться вкладами;
  • по достижении 16 лет быть членами кооперативов.

Все остальные сделки несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают с письменного согласия законных представителей. Эти лица несут ответственность самостоятельно.

Полная дееспособность возникает при достижении лицом 18-летнего возраста (п.1 ст.21 ГК), но из этого правила есть 2 исключения:

  1. Эмансипация (ст.27 ГК) – лицо, достигшее 16-летнего возраста, и работающее по трудовому договору, либо занимающееся предпринимательской деятельностью, может быть объявлено полностью дееспособным. Органы опеки и попечительства с согласия официального представителя могут объявить лицо полностью дееспособным, а если данные органы и официальные представители лица не согласны, то эмансипации можно добиться через суд.
  2. Вступление в брак (п.2 ст.21 ГК). По общему правилу вступление в брак возможно по достижении 18 лет. Но регионы могут устанавливать брачный возраст самостоятельно, например, в Пермском крае вступление в брак возможно по достижении 14 лет с согласия органов местного самоуправления. Если впоследствии брак будет расторгнут, или будет признан недействительным, то суд может принять решение об утрате либо сохранении полной дееспособности за этими “супругами”.

Ограниченная дееспособность. В соответствии со ст.30 ГК полностью дееспособный гражданин может быть ограничен судом в дееспособности, и над ним устанавливается попечительство. Основания для ограничения дееспособности: а) злоупотребление алкогольными или наркотическими средствами, игромания б) это злоупотребление ставит семью гражданина в тяжелое материальное положение. Когда лицо ограничивается судом в дееспособности, то суд выносит соответствующее решение, и это лицо может совершать мелкие бытовые сделки, а все остальные сделки только с согласия попечителя.

Признание гражданина недееспособным. Гражданин, который в силу психического расстройства не может понимать значения своих действий и руководить ими, может быть признан судом недееспособным (п.1 ст.29 ГК). Таким образом, признание недееспособности гражданина осуществляется только судом, причем с заявлением в суд согласно ст. 281 ГПК РФ могут обратиться члены его семьи, близкие родственники независимо от совместного с ним проживания, орган опеки и попечительства, психиатрическое или психоневрологическое учреждение. На основании решения суда над таким гражданином устанавливается опека.

Ход работы:

1. Решите ситуационные задачи (не менее 5) соответственно номеру варианта, предложенному преподавателем.

Номер варианта

Задание  

1

Ирина Коробова после трагической смерти обоих родителей проживала в полученном по наследству доме вместе с тетей, которая была назначена ее попечителем. Когда Ирине исполнилось 16 лет, она решила вступить в брак с 20-летним Пантелеевым. Ирина получила необходимое для заключения брака разрешение местной администрации о снижении брачного возраста.
В связи с этим Ирина приняла решение продать дом и нашла покупателя. Тетя, ее попечитель, дала письменное согласие на продажу дома. Однако в нотариальной конторе, несмотря на предъявление Ириной разрешения на вступления в брак и согласие попечителя, договор купли-продажи дома не был удостоверен по тем основаниям, что Ирина – несовершеннолетняя, а представленных ею документов не достаточно для удостоверения договора.

   Законно ли решение нотариуса?

2

13-летний Коля Неверов давно мечтал завести породистого щенка. После успешного окончания седьмого класса, его дядя подарил Коле 15 000 руб. для приобретения собаки. Однако мать Неверова потребовала возвратить щенка назад, так как она не желает иметь в своей квартире собаку. Между тем дядя заявил, что для заключения сделки купли-продажи достаточно его согласия, так как ему уже 23 года. Кроме того, эта сделка относится к разряду мелких бытовых сделок. 

  Кто прав в данном споре?

3

В день 15-летия Саши Русланова бабушка подарила ему деньги на покупку велосипеда. В конце мая Саша без ведома родителей купил велосипед у 18-летнего Кошкина, учащегося 10 класса этой же школы за 13 000 руб..

Оставшиеся 2000 руб. Саша решил отложить в банк, но ему было предложено принести письменное согласие родителей об открытии счета. Узнав о совершенной сделке, родители потребовали возвращения денег, поскольку у Саши нет самого необходимого. Кроме того, он стал плохо учиться и остался на второй год. В свою очередь, родители Кошкина так же возражали против сделки, считая, что их сын занизил цену.

Кто прав в данном споре?

4

16-летний Миша Зенин бросил школу и поступил работать в фирму «Люкс». Вскоре он приобрел ноутбук в кредит на шесть месяцев. Но вместо того, чтобы заботиться о возврате кредита, он пристрастился к азартным играм, стал тратить деньги на спиртное, ничего не оставляя матери на домашние расходы. Он стал грубить, возвращаться поздно в нетрезвом виде. Однажды мать обнаружила в его кармане упаковку с наркотиками и пистолет.

Воспитательные меры со стороны матери не дали положительных результатов, и она была вынуждена обратиться в суд с заявлением о признании ее сына ограниченно дееспособным и передаче права получать и распоряжаться его зарплатой.
 Какое решение должен вынести суд?

5

Получив кредит в банке в сентябре 2003 г., директор магазина Скворцов не вернулся домой. В процессе следствия было установлено, что кредит на 3 млн. руб. был получен по подложным документам, а вся выручка магазина за последние дни похищена. Место нахождения Скворцова не было установлено, а на его имущество был наложен арест. 
В октябре 2006 г. сестра Скворцова обратилась в нотариальную контору с просьбой признать ее брата умершим, так как ей единственной наследнице необходимо было оформить право собственности на двухкомнатную квартиру, которую они с братом приватизировали на праве долевой собственности. Кроме того, ей полагалось содержание на малолетнюю дочь брата, которая оказалась на ее полном иждивении.

Вправе ли Скворцова обращаться в  нотариальную контору с просьбой признать ее брата умершим?

6

Геннадий Петренко – студент техникума, получает стипендию, проживает со своими родителями и находится на их иждивении. Ему 16  лет. Накопив деньги за счет стипендии, он купил у соседа по квартире игровую приставку, не согласовав возможность этой покупки с родителями. Мать и отец Геннадия на второй день после совершения этой сделки явились в квартиру продавца и потребовали возврата денег, полученных за приставку. Продавец отказался принять приставку и вернуть полученные за нее деньги.

  Могут ли родители Геннадия требовать расторжения договора купли-продажи игровой приставки?

7

Через 3 года после объявления его умершим Степанов вернулся и потребовал от сыновей Федора и Петра возврата унаследованного ими имущества. Выяснилось, что принадлежавший ему дом сыновья продали и деньги разделили между собой.  

Подлежит ли удовлетворению требование Степанова?

8

В результате несчастного случая погиб один из участников геологической экспедиции. Из-за отдаленности экспедиции от населенных пунктов погибший был захоронен на месте происшествия. Жена погибшего обратилась в отдел ЗАГСА с просьбой зарегистрировать его смерть, но получила отказ, так как не представила справку медицинского учреждения о факте смерти. Тогда она подала заявление в суд об объявлении мужа умершим, но суд отказал в вынесении соответствующего решения на том основании, что со дня гибели ее мужа прошло менее 3 лет.

    Законно ли решение суда?

9

Силина обратилась в суд с заявлением, в котором просила объявить умершим ее мужа. К заявлению она приложила акт о несчастном случае, согласно которому Силин вместе с четырьмя шахтерами спустился в шахту, где через некоторое время произошел взрыв и обвал породы. Тела трех шахтеров были найдены спасателями и подняты наверх, а поиски Силина результатов не дали. Заявительница пояснила, что с тех пор прошло 3 месяца, и она добивается получения пенсии на своих малолетних детей по случаю потери кормильца, но сотрудники отдела загса отказываются выдать ей свидетельство о смерти мужа.

  Подлежит ли удовлетворению просьба Силиной?

10

17-летний Алексей Синицын после окончания средней школы поступил на работу в общество с ограниченной ответственностью. Через несколько месяцев к директору Общества пришёл отец Синицына и рассказал, что сын неразумно расходует весь свой заработок на приобретение очень дорогих вещей, посещение ресторанов и т.п. В то же время семья испытывает материальные затруднения, поскольку в семье есть ещё двое малолетних детей. К тому же мать Алексея не работает по причине инвалидности. Директор с пониманием отнесся к проблемам семьи и распорядился выдавать Алексею только часть зарплаты, а оставшуюся часть выдавать его родителям?

      Правильно ли поступил директор?

11

11-летний Дима Орлов принимал участие в съемках художественного фильма, за что ему было выплачено вознаграждение в сумме 1,5 тыс. рублей. На эти деньги он приобрёл канцелярские принадлежно- сти: ручку, карандаши, пенал, записную книжку, фломастеры, тетради. Родители Димы считая, что он поступил неразумно, отнесли покупки обратно в магазин и потребовали от директора вернуть деньги. Директор отказался удовлетворить требование родителей, поскольку Дима совершил покупки на заработанные им деньги, а своим заработком несовершеннолетние могут распоряжаться самостоятельно.

     Проанализируйте создавшуюся ситуацию.

12

Брилев, которому 16 лет, работает на заводе. Он считает, что его заработок не соответствует его возможностям зарабатывать значительно больше. Он намерен заниматься самостоятельно предпринимательской деятельностью и сообщил об этом своим родителям. Брилев просил отца и мать дать согласие на его эмансипацию. Отец Брилева дал на это согласие, а мать категорически отказала Брилеву дать такое согласие, поскольку считает, что он не имеет жизненного опыта и может оказаться в весьма опасном положении.

      Имеет ли Брилев возможность быть эмансипированным?

13

Савиной в установленном порядке снижен брачный возраст до 16 лет. На этом основании она вступила в брак с Петровым и вскоре родила ребенка, а через пять месяцев получила по завещанию деда по наследству автомобиль и гараж. Когда Савина достигла 17 лет, брак был расторгнут. Испытывая материальные трудности, Савина решила продать полученные по наследству автомобиль и гараж. Узнав об этом, мать Савиной заявила покупателю, что если он купит автомобиль и гараж ее дочери, она предъявит иск о признании договора недействительным, поскольку ее дочь не достигла 18 лет и не вправе совершать такую сделку без согласия родителей, а они не дают согласие на заключение данной сделки.

 Имеет ли право Савина продать автомобиль и гараж, хотя ее мать не дает на это согласия?

14

Саше Климову девять лет. В день его рождения один из друзей семьи Саши вручил ему запечатанный конверт, в котором была значительная сумма денег, сказав при этом: “Это мой подарок. Ты можешь распорядиться тем, что есть в конверте, сам. Купи за эти деньги то, что ты хочешь. У папы и мамы разрешения не спрашивай”. 

  Может ли Саша Климов распорядиться полученными деньгами сам, не спрашивая согласия у родителей?

15

Петрова обратилась в нотариальную контору с просьбой выдать ей свидетельство о праве наследования имущества, принадлежащего ее мужу Петрову. К заявлению она приложила решение суда о признании мужа безвестно отсутствующим. Нотариус, учитывая, что с момента получения последних сведений о муже Петровой прошло около 4 лет, решил, что в соответствии с ГК Петрова следует считать умершим, и выдал Петровой свидетельство о праве наследования.

  Имелись ли в данном случае условия для того, чтобы считать Петрова умершим?

16

После увечья, полученного в автоаварии, Лапшин страдал сильными головными болями. По совету врачей он решил уехать на жительство в деревню. В связи с этим он продал принадлежащий ему жилой дом, мебель, а посуду, книги и другие вещи подарил знакомым. Узнав об этом, его сестра Сытина предъявила в суд иск о признании недействительными заключенных братом договоров, утверждая, что он недееспособен, ибо характер его травмы, а также все его поступки не оставляют сомнений в том, что брат стал душевнобольным.

  Обоснованы ли требования сестры Лапшина о рассмотрении ее иска в суде?

17

20-летний Николай Воронцов под влиянием плохой компании пристрастился к спиртным напиткам, стал приходить домой в нетрезвом состоянии, полностью пропивать заработную плату, получать взыскания за брак в работе. Родители Николая, стараясь спасти сына от гибельного воздействия алкоголя, принимали разные меры, в том числе обратились в суд с заявлением об ограничении дееспособности Николая, в особенности о лишении его права самому получать заработную плату и продавать принадлежащие ему вещи.

  Удовлетворит ли суд требования родителей Николая и при каких условиях?

18

Дмитрий Березкин, 18 лет, жил у своей тети, учился в музыкальном училище и находился на иждивении родителей, прожимавших в другом городе.Березкин купил у своего знакомого, 19-летнего Дронова, музыкальный центр, истратив на это деньги, присланные ему родителями на приобретение зимней одежды. Когда отец Дмитрия узнал об этой покупке, он потребовал расторжения договора между его сыном и Дроновым и обратился с таким иском в суд. Отец Дмитрия обосновал свой иск тем, что сын своих заработков не имеет, находится на иждивении родителей и поэтому он не имел права распоряжаться деньгами, предоставленными ему для определенной цели – приобретение зимних вещей.

    Удовлетворит ли суд  требования отца Дмитрия?

19

Кассир коммерческого магазина похитил дневную выручку и скрылся. Органы полиции не смогли обнаружить его место пребывания. Его жена обратилась в суд, с просьбой объявить ее мужа умершим, так как она решила вступить в повторный брак, а органы ЗАГСа отказывают его зарегистрировать. Районный суд отказал в объявлении мужа умершим, мотивируя тем, что еще не истек пятигодичный срок безвестного отсутствия, - прошло всего полтора года.
   
Прав ли суд?

20

Тарасов, работавший на рыболовном судне матросом, в один из дней не явился на работу. Выяснилось, что его не было и дома. С того дня он исчез, и попытки жены Тарасова найти мужа оказались безуспешными. Через четыре месяца жена Тарасова, имевшая двух малолетних людей, обратилась в суд с заявлением о признании мужа безвестно отсутствующим или объявлении умершим, мотивируя это тем, что она хочет просить орган социальной защиты населения о назначении на детей пенсии по случаю потери кормильца.
Суд вынес решение об объявлении Тарасова умершим. Суд установил, что в день, когда он исчез, Тарасова видели в нетрезвом состоянии на берегу моря. Свидетели показали, что прохожие советовали ему отказаться от купания, поскольку море штормило, но Тарасов ответил на это грубостью. Выяснилось, что ранее он имел взыскание от капитана судна за невыход на работу в связи с нахождением в нетрезвом состоянии и два взыскания за самовольное купание в море. Основываясь на этих фактах, суд пришел к выводу, что Тарасов утонул, купаясь в море в нетрезвом состоянии, т. е. пропал без вести при обстоятельствах, дающих основания предполагать его гибель от несчастного случая.

  Обоснованно ли решение суда?   

21

В августе 2004 г. на границе в Таджикистане был сбит вертолет. Задание выполняли два летчика – Орлов и Лебедев. В результате расследования были найдены останки Орлова и там же захоронены, а Лебедева обнаружить не удалось.

В 2011 г. жена Лебедева обратились в суд о признании мужа умершим, а через полгода – в нотариальную контору с просьбой выдать ей свидетельство о наследовании на имущество, оставшееся после гибели летчика.

Через месяц после этого возвратился Лебедев. Свое отсутствие он объяснил тяжелыми травмами, полученными при падении вертолета. Его спас и вылечил местный житель Анагов.

На требования Лебедева возвратить ему его вещи заявила, что машина продана через комиссионный магазин Семенову, дача подарена племяннику, а охотничье ружье продано соседу. Что касается денежных сбережений, то они израсходованы на текущие нужды.
   На возврат какого имущества имеет право Лебедев?

22

20-летний Воронцов пристрастился к спиртным напиткам, 20 тратил всю зарплату на их приобретение. Родители Воронцова, стараясь спасти сына от воздействия алкоголя, обратились в суд с просьбой об ограничении его дееспособности. Отец просил суд назначить его попе- чителем. Сын возражал против ограничения его в дееспособности, по- скольку он считает, что не ставит семью в тяжелое материальное поло- жение. Отец и мать работают, получают большую зарплату, кроме того, отец часто публикует книги и статьи, за что получает солидные суммы авторских гонораров.

   При наличии каких условий возможно ограничение дееспособности ?    Подлежит ли удовлетворению просьба родителей Воронцова?

23

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании Кириллова ограниченно дееспособным. В заявлении отмечалось, что одинокий Кириллов, проживая в комнате коммунальной квартиры, злоупотребляет спиртными напитками, нарушает покой соседей, которые обратились в прокуратуру с просьбой принять в отношении Кириллова необходимые меры. К заявлению прокурора была приложена справки психоневрологического диспансера, в которой было сказано, что Кириллов — хронический алкоголик.

Суд вынес решение о признании Кириллова ограниченно дееспособным.

    Правильно ли решение суда?

24

75-летний гражданин проживает в квартире один. Он подарил свою коллекцию редких изданий благотворительному фонду. Его родная сестра потребовала от фонда возвратить эти издания, ссылаясь на то, что брат страдает временными психическими расстройствами и не может отвечать за свои действия.

    Должен ли фонд возвратить подаренные издания и какие действия должна предпринять сестра гражданина?

25

Василий Щукин обучался в колледже. При выплате стипендии кассир предложил ему приобрести билет денежно-вещевой лотереи. На этот билет пал выигрыш - холодильник стоимостью 55 тыс. руб. Не посоветовавшись с родителями, Щукин предъявил билет к оплате, получил всю сумму выигрыша и приобрел акции инвестиционной компании. Через некоторое время родители Щукина узнали, что курс приобретенных им акций резко упал. Они обратились за советом к адвокату. Адвокат, выяснив, что Василию исполнилось 14 лет после приобретения им акций, посоветовал обратиться в суд с иском о признании заключенных Василием сделок недействительными.

  Правильный ли совет дал адвоката?

26

Травкин приобрел в магазине музыкальных инструментов концертный рояль. На следующий день к директору магазина пришла жена Травкина и потребовала принять рояль обратно и возвратить полученную магазином денежную сумму. При этом она пояснила, что Травкин страдает шизофренией, состоит под наблюдением психоневрологического диспансера, и в ближайшее время она намерена обратиться в суд с заявлением о признании его недееспособным. Приглашенный директором магазина продавец, оформлявший покупку, сообщил, что поведение Травкина не давало ни малейшего повода заподозрить какие-либо психические отклонения. К тому же Травкин, опробуя инструмент, исполнил на весьма высоком профессиональном уровне несколько технически сложных отрывков из произведений Бетховена, Листа и Дебюсси. Жена Травкина предъявила медицинскую справку, где отмечалось, что Травкин в течение ряда лет подвержен периодическим приступам шизофрении, которые за последние несколько месяцев участились, но в промежутках между ними он вполне способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

   Есть ли основания дня признания сделки недействительной?

27

Признанный в установленном законом порядке недееспособным гражданин Белов на протяжении нескольких месяцев покупал по одной авторучке в день в одном и том же магазине. Назначенная его опекуном жена принесла в магазин все приобретенные авторучки и потребовала от директора магазина вернуть оплаченные за них деньги. Директор магазина отказался выполнить требование жены Белова, сославшись на то, что Белов совершал мелкие бытовые сделки, которые любой гражданин вправе совершать самостоятельно.

   Кто прав в этом споре?

28

К шестилетнему Борису Орлову перешли по наследству от дедушки квартира и дача. В связи с предстоящим переездом в другой город родители Бориса решили продать квартиру одному из сослуживцев отца, а дачу подарить тридцатилетнему брату Бориса, который со своей семьей проживал неподалеку и уезжать из города не собирался. Поскольку такие договоры дарения и купли-продажи подлежат государственной регистрации, родители Бориса обратились в юридическую фирму с просьбой оформить все необходимые документы для их государственной регистрации.

    Как должны поступить работники юридической фирмы?

29

Решением местной администрации семнадцатилетней Васильевой было разрешено вступить в брак с Федоровым до достижения восемнадцатилетнего возраста. После регистрации брака, намереваясь переехать к мужу, проживающему в другом поселке, Васильева решила продать дом, перешедший к ней по завещанию. Поскольку никто из ее односельчан не изъявил желания приобрести дом для постоянного проживания, она договорилась с Никитиным о продаже ему дома на снос за 500 долларов США.

Родители Васильевой возражали против этой сделки. По их мнению, дом вообще не следовало продавать на снос, поскольку он находится в хорошем состоянии и им удалось найти покупателя, желающего приобрести дом для постоянного проживания за ббльшую сумму.

Васильева ответила, что договор с Никитиным уже заключен, и изменять или расторгать его она не намерена. Родители обратились с иском в суд о признании заключенного с Никитиным договора недействительным, как совершенного их несовершеннолетней дочерью без их согласия.

   Решите дело

30

Десятилетний Олег Соловьев с письменного согласия своих родителей заключил договор банковского вклада. Олег неоднократно пополнял вклад небольшими суммами, сэкономленными из денег, которые он получал от родителей для различных мелких покупок. Когда на счете оказалось 30 тыс. руб., он решил снять эту сумму и приобрести для себя игровую компьютерную приставку. Операционист банка отказалась выдать ему указанную сумму, сообщив, что Олег сможет получить деньги со своего вклада только по достижении совершеннолетия.

      Прав ли операционист?

  Критерии оценивания:

Отметка «5»: все задачи решены верно полностью

Отметка «4»: 4 задачи решены верно полностью

Отметка «3»: 3 задачи решены верно полностью

Отметка «2»: 2 и менее задач решены верно

Практическая работа № 7-8.

Определение оснований привлечения лица к юридической ответственности.

Цель: способствовать формированию умения студентов по определению состава конкретного правонарушения.

     Средства обучения:

1. Уголовный кодекс РФ.

2. Конспект лекций.

Осваиваемые умения:

пользоваться нормативными и правовыми документами

    Основной теоретический материал:

Правонарушение – это виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное на установленный в обществе порядок отношений, совершенное деликтоспособным субъектом права.

Для того чтобы привлечь лицо к юридической ответственности, необходимо наличие в каждом конкретном случае определенного состава правонарушения, то есть основанием юридической ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки

состава правонарушения, предусмотренного законодательством. Состав правонарушения образуется определенными элементами, признаками:

• объектом;

• объективной стороной;

• субъектом;

• субъективной стороной.

В каждом отдельном случае необходимо, чтобы все эти элементы были налицо.

Объект правонарушения – это то, на что направлено противоправное деяние. Объектом правонарушения всегда выступают общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.

Под объективной стороной правонарушения понимают общественно-опасные или общественно-вредные деяния.

Субъект правонарушения – это тот, кто совершает правонарушение – физическое или юридическое лицо.

Субъективная сторона правонарушения. Имеется в виду психическое отношение того лица, которое совершило то или иное противоправное деяние, к своим действиям и наступившим последствиям.

Вина – это определенное психическое отношение лица к совершаемым им действиям (бездействиям) и их результатам. В зависимости от этого вина лица, совершившего правонарушение, может выступать в форме умысла или неосторожности. Умысел, в свою очередь, подразделяется на прямой и косвенный.

Прямой умысел имеет место тогда, когда лицо отдает отчет своим действиям, предвидит общественно-вредные последствия и желает наступления этих результатов. Косвенный умысел – это тогда, когда лицо предвидит общественно-опасный характер своих действий, сознательно допускает возможность наступления таких результатов, но вовсе не стремится их  достичь.

Неосторожность имеет место тогда, когда лицо не желает, но должно было предвидеть наступление общественно-вредных последствий. Неосторожность имеет две формы: легкомыслие и небрежность.

Небрежность имеет место в тех случаях, когда лицо должно было знать об общественно-опасном характере своих действий, но не думало о последствиях этих действий. Легкомыслие – лицо должно было знать об общественно-вредном характере своих действий, но действовало самонадеянно в надежде, что этих последствий не будет.

Юридическая ответственность – это особая разновидность социальной ответственности.

В зависимости от характера совершенного правонарушения различают следующие виды юридической ответственности:

• уголовную;

• административную;

• дисциплинарную;

  • материальную;

• гражданско-правовую.

Ход работы:

Задание 1.

Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что аварии не произойдет, так как он опытный водитель. Однако, он не смог справиться с управлением, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, Иванов уехал с места преступления, но вскоре был задержан.  Пешеход от полученных травм скончался.

 Следователь квалифицировал действия Иванова по части 1 статьи 109 Уголовного кодекса РФ и по статье 125 Уголовного кодекса РФ.

Правильно ли следователь квалифицировал действия Иванова?

Чтобы ответить на этот вопрос, определите все 4 элемента состава данных преступлений, опираясь на соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ.

Задание 2.

Опираясь на Уголовный кодекс РФ, определите все 4 элемента состава следующих преступлений:

1 вариант

2 вариант

ст. 158 Уголовного кодекса РФ

ст. 105 Уголовного кодекса РФ

ст. 131 Уголовного кодекса РФ

ст. 162 Уголовного кодекса РФ

Задание 3.

Определите конкретный вид юридической ответственности:

1. Ученик 10 класса Петров  разбил мячом окно в школе

2. ООО «Маяк» заключил договор подряда на строительство здания с ООО «Север», но не выполнило в срок работу

3. Слесарь Сидоров появился на работе в состоянии алкогольного опьянения

4. Директор ООО «Злак» уволил работника Печенкина, однако суд признал данное увольнение незаконным

5. Бухгалтер АО «Мир» Завьялова вынесла с работы пачку бумаги для ксерокса, дырокол и калькулятор

6. Хлебников, будучи в состоянии алкогольного опьянения, нанес своей жене 5 ударов ножом в область живота, от которых та скончалась

7. При очередной проверке АО «Строительство» было обнаружено, что в ЗАО не соблюдаются правила противопожарной безопасности

8. Загоев избил на улице Кровина, причинив ему телесные повреждения, а также похитил у него мобильный телефон и кошелек.

  Критерии оценивания:

Отметка «5» - работа выполнена полностью и правильно

Отметка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок

Отметка «3» - работа выполнена правильно не менее, чем на половину или допущена одна существенная ошибка

Отметка «2» - допущены 2 или более существенные ошибки

Практическая работа № 9-10.

«Сравнение каталога прав и свобод человека и гражданина по Всеобщей Декларации прав человека и Конституции Российской Федерации».

Цель: способствовать формированию умения по сравнению прав человека в РФ и на международном уровне.

   Средства обучения:

1. Конституция РФ.

2. Всеобщая Декларация прав человека.

Осваиваемые умения:

пользоваться нормативными и правовыми документами

   Основной теоретический материал: Права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы:

1. Личные (гражданские) права и свободы – это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, предоставляют конституционную защиту всех сфер частной жизни человека от неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации. К личным правам и свободам человека и гражданина Конституция РФ относит:

• право на жизнь;

• достоинство личности;

• право на свободу и личную неприкосновенность;

• право на неприкосновенность частной жизни, личную и

семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

• неприкосновенность жилища;

• право на определение и указание национальной принадлежности,

использование родного языка;

• свободу передвижения и выбора места жительства;

• свободу совести и вероисповедания, право гражданина на замену

военной службы альтернативной гражданской службой;

• свободу мысли и слова;

• право на судебную защиту, квалифицированную юридическую

помощь, процессуальные гарантии и др.

2. Политические права и свободы – это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам

Российской Федерации. К политическим правам и свободам относятся: право на объединение; свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций; право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), право доступа к государственной службе; право обращений

(«право петиции»); свобода информации и средств массовой информации и др.

3. Экономические, социальные и культурные права и свободы – это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы носят позитивистский характер и детализируются в отраслевом законодательстве – трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др.

Группу экономических, социальных и культурных прав и свобод составляют: свобода предпринимательства; право частной собственности; трудовые права – на труд и его оплату (свобода труда), на отдых, на забастовку; право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду; право на образование и академические свободы; свобода творчества; право на участие в культурной жизни и др.

Ход работы:

Задание 1. Сравните каталог прав человека по Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека.

Виды прав

Конституция РФ 1993г.

Всеобщая декларация прав человека 1948г.

Личные (граждански)

Политические

Экономические

Социальные

Культурные

В конце сделайте вывод: какой из данных актов более подробно раскрывает права человека и гражданина и почему?

Критерии оценивания:

Отметка «5» - работа выполнена полностью и правильно

Отметка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок

Отметка «3» - работа выполнена правильно не менее, чем на половину или допущена одна существенная ошибка

Отметка «2» - допущены 2 или более существенные ошибки

        

Практическая работа № 11-12.

Определение структуры федеральных органов государственной власти в РФ. Составление жалобы (обращения) на действия должностного лица.

        Цель: способствовать формированию умения по определению полномочий, структуры и порядка формирования ФОВ, а также составлению жалобы на неправомерные действия должностного лица.

   Средства обучения:

1. Конституция РФ.

2. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

4. Образец жалобы на неправомерные действия должностного лица.

Осваиваемые умения:

пользоваться нормативными и правовыми документами

   Основной теоретический материал: Жалоба – обращение  с требованием о восстановлении прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями государственных органов, должностных лиц.

Порядок обращения с жалобой:

  1. Жалоба должна быть подписана (ФИО, адрес, должность).
  2. Срок рассмотрения – 1 месяц, сокращенный срок – 15 дней.
  3. Жалоба подается в вышестоящий орган или в суд.
  4. Жалоба не может быть подана позднее 3 месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права  инее позднее 1 месяца со дня получения отказа в удовлетворении жалобы.

Ход работы:

  Задание 1.

Опираясь на Конституцию РФ (главы 4, 5, 6, 7), заполните таблицу:

Характеристика органов государственной власти РФ

Глава государства

Исполнительная власть

Законодательная власть

Судебная власть

Наименование

Структура

Полномочия

Срок полномочий

Задание 2.

     Выпускнику технического колледжа Иванову Андрею, поступающему в Политехнический институт на факультет математики и прикладной информатики,  было отказано в приеме заявления и документов. Секретарь приемной комиссии сообщил ему, что принять документы он не может, так как количество желающих поступить на факультет уже превысило количество мест в два раза и предложил попробовать поступить к ним на следующий год.      Андрей обратился с жалобой на имя ректора института Петрова С.В., но также получил отказ на том же основании.

     Составьте жалобу не неправомерные действия ректора института от имени Андрея Иванова (образец жалобы - Приложение 1).

Критерии оценивания:

Отметка «5» - работа выполнена полностью и правильно

Отметка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок

Отметка «3» - работа выполнена правильно не менее, чем на половину или допущена одна существенная ошибка

Отметка «2» - допущены 2 или более существенные ошибки

Практическая работа № 13-14.

Определение структуры органов судебной власти в РФ. Составление искового заявления в суд.

   Цель: способствовать формированию умения определять полномочия различных судебных звеньев и инстанций, порядок обращения в суд,  а также отработать умения по составлению искового заявления в суд.

   Средства обучения:

1. Гражданский процессуальный кодекс РФ.

2. Образец искового заявления в суд.

Осваиваемые умения:

пользоваться нормативными и правовыми документами

   Основной теоретический материал: Иск – обращение в суд заинтересованного лица с требованием о защите нарушенного права путем разрешения в суде спора о праве.

Стороны – истец и ответчик

Исковая давность – срок для защиты нарушенного права.

Общий срок – 3 года. Срок исковой давности начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Форма искового заявления:

- наименование суда

- наименование истца

-  наименование ответчика

- доказательства

- в чем заключается нарушение права

- цена иска

- прилагаемые документы

Суды общей юрисдикции: ВС РФ, суды субъектов РФ, районные суды, мировые судьи, военные суды.

Ход работы:

Задание 1.

     Используя соответствующие статьи Гражданского процессуального кодекса РФ (извлечения из ГПК РФ - Приложение 2), определите, в какой суд общей юрисдикции необходимо обратиться в каждом случае:

1. бездетным супругам Смирновым, желающим оформить усыновление над 10-летним Женей Петровым.

2. гражданину Каменеву, которому строительная фирма некачественно побелила потолок.

3. АО «Конфета», которому АО «Салават» не оплатило переданную по договору поставки партию шоколадных конфет стоимостью 200 тысяч рублей.

4. гражданину Сыромятникову, которому гражданин Сапожников не вернул в срок 2 тысячи рублей, взятых в долг по договору займа.

5. судье Вологодского областного суда Кочневу,  полномочия которого были незаконно прекращены.

6. гражданину Вяткину, которого сбила машина, в результате чего он потерял трудоспособность.

7. гражданину Михайлову, которому администрация предприятия не оплатила работу, выполненную им в выходные жни.

8. супругам Игнатовым, желающим оформить развод и имеющим общего 10-летнего ребенка.

9. жителю Архангельской области Захарову, который не был внесен в списки избирателей при проведении выборов в Архангельское Областное Собрание депутатов.

Задание 2.

        Гражданин Марков решил произвести ремонт  в ванной комнате. Для этого он заключил договор с  ООО «Кров». Рабочие из ООО «Кров» поменяли в ванной сантехнику и заменили кафельную плитку на стенах и полу. Через две недели со стены стала отклеиваться кафельная плитка и сломался кран в раковине.

Марков обратился к независимому эксперту, который оценил ущерб в 90 тысяч рублей

Составьте исковое заявление от имени Маркова к фирме «Кров» (образец искового заявления – Приложение 3).

Критерии оценивания:

Отметка «5» - работа выполнена полностью и правильно

Отметка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок

Отметка «3» - работа выполнена правильно не менее, чем на половину или допущена одна существенная ошибка

Отметка «2» - допущены 2 или более существенные ошибки

Практическая работа № 15-16.

Определение правомочий собственника.

 Цель: способствовать формированию  умения определять правомочия по владению, распоряжению и пользованию граждан и юридических лиц как элементов содержания права собственности.

     Средства обучения:

1.  Гражданский кодекс РФ

2. Конспект лекций.

Осваиваемые умения:

пользоваться нормативными и правовыми документами

    Основной теоретический материал:

Право собственности – право владения, пользования и распоряжения своим имуществом (вещами).

Владение – право физического обладания вещью.

Пользование – право извлекать из вещи полезные свойства.

Распоряжение – право определять юридическую судьбу вещи.

Вещь – объект материального мира, над которым человек может устанавливать свое хозяйственное господство.

Формы собственности: государственная, муниципальная, частная и иные.

Виды вещей: движимые и недвижимые; делимые и неделимые; одушевленные и неодушевленные; потребляемые и непотребляемые; полностью участвующие в гражданском обороте, ограниченные и изъятые из гражданского оборота.

Ход работы:

Задание №1.

Классифицируйте по различным основаниям следующие вещи:

Бензин

Квартира

Мебельный гарнитур

Автомобиль

Деньги

Земельный участок

Набор газосварщика КГС-1-П (пропановый)

Атомная подводная лодка

Задание №2.

Раскройте правомочие по владению, пользованию и распоряжению такой вещью, как автомобиль, заполнив таблицу.

владение

пользование

распоряжение

Задание №3.

Задача.

Михайлов  решил снять для себя квартиру в центре города сроком на 1 год. Найдя подходящий вариант, он заключил договор коммерческого найма 1-комнатной квартиры с Николаевой, которой принадлежала данная квартира.

  Какие правомочия возникли у Михайлова в отношении этой квартиры? Возникло ли право собственности у Михайлова на квартиру? Обоснуйте.

   Критерии оценивания:

Отметка «5» - работа выполнена полностью и правильно

Отметка «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок

Отметка «3» - работа выполнена правильно не менее, чем на половину или допущена одна существенная ошибка

Отметка «2» - допущены 2 или более существенные ошибки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным обстоятельством, побудившим автора на разработку данного методического продукта,  - это переход на новую модель образования, а также значительно изменившееся в последнее время законодательство.

Применение данных методических рекомендаций в значительной степени способствует не только более эффективному выполнению студентами практических работ, но и изучению данной дисциплины в целом, активизации познавательной деятельности студентов, т.к. методические рекомендации основаны на действующем законодательстве и направлены на формирование компетенций студентов через выполнение компетентностных заданий как элементов современных образовательных технологий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Основные источники:

1. Гомола А.И., Кирилов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для НПО / А.И. Гомола, В.Е. Кирилов, П.А. Жанин.  – М.:  ИЦ Академия, 2011.-  336 с.

Дополнительные источники:

1. Меньшов В.Л. Основы права: учебник для СПО/ В.Л. Меньшов. – М.: ИД Форум-Инфра, 2008. -  с.

2. Терещенко О.Н. Основы экономики: учебник для учащихся учреждений НПО/ О.Н. Терещенко. –   М.: AGADEMIA, 2010 – 176 с.

3. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для НПО и СПО/ Е.А. Певцова. – М.: ИЦ Академия, 2011. – 400 с.

4. Е.А. Крючкова «Конституция Российской Федерации в схемах». – М.: Проспект, 2015. – 56 с.

Интернет – ресурсы:

http://socionet.ru/ 

«Соционет»

http://economicus.ru/ 

Информационно- образовательный проект Института «Экономическая школа» Economicus.ru  

http://economicus.edu.ru/

Образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»

www.constitution.ru/ 

«Конституция Российской Федерации»

www.spros.ru/ 

сайт журнала Международной конфедерации обществ потребителей «Спрос»

http://www.asver.chat.ru/index.htm1 

Бесплатная база данных по законодательству РФ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

В суд г. Северодвинска

Архангельской области

От__________________

(ФИО истца)

Ответчик_____________

Жалоба на неправомерные действия должностного лица

«___»__________20  г.________________________________________________________

                           (указать суть вопроса )

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«___»_________20  г. я обратился с жалобой на эти действия_____________________________________________________________________

                                                          (наименование вышестоящего должностного лица)

Однако обжалуемые мной действия необоснованно признаны законными. На основании ст. 1-3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

ПРОШУ

обязать______________________________________________________________________

                                           (наименование должностного лица)

восстановить допущенное нарушение моего права__________________________________

Приложения:

  1. Ответ должностного лица.
  2. Имеющиеся письменные доказательства.
  3. Копия жалобы.
  4. Квитанция об оплате госпошлины.

Дата                                                                                                                                 Подпись

Приложение 2.

Извлечения из ГПК РФ

Статья 23. Гражданские дела, подсудные мировому судье

1. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:

1) дела о выдаче судебного приказа;

2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при   цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

5) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

6) дела об определении порядка пользования имуществом.

Статья 24. Гражданские дела, подсудные районному суду

Гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 ГПК, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Статья 26. Гражданские дела, подсудные судам субъектов РФ

1. суды субъектов РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

5) о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

6) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам.

Статья 27. Гражданские дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;

2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков);

4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

5) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

7) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

8) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов.

Приложение 3.

В суд г. Северодвинска

Архангельской области

      Истец_______________

Ответчик____________

Цена иска____________

Исковое заявление

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

обстоятельства, на которых истец основывает свои требования

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходя из вышеизложенного

ПРОШУ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

требования истца

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложения:

  1. Имеющиеся письменные доказательства
  2. Копии искового заявления по числу ответчиков
  3. Квитанция об оплате госпошлины.

Дата                                                                                                                                 Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Муниципальное право"по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"

Освоение дисциплины "Муниципальное право" предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые должны способствовать формированию у обучающегося общих и профессиональ...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Финансовое право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

Освоение дисциплины "Финансовое право"предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые должны способствовать формированию у обучающегося общих и профессиональных ...

Методические рекомендации по выполнению практических работ Страховое дело 030912 «Право и организация социального обеспечения»

     Дисциплина «Страховое дело» относится к вариативной части общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ) и реализует следующие общие компетенции:ОК 1. Понимать...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Административное право"

Методические рекомендации включают в себя пояснительную записку, перечень работ, задания и рекомендации по выполнению каждой работы, перечень источников....

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Конституционное право"

Методичесике рекомендации включают в себя пояснительную записку, перечень работ, задания, рекомендации по их выполнению, перечень источников...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы экологического права"

Содержат пояснительную записку, перечень тем практических работ, заданий и указаний по их выполнению, а также перечень источников...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ По предмету: «Основы материаловедения» Профессия: 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы материаловедения» предназначены для студентов по профессии «Мастер отделочных строительн...