4.2 ПОЛИКЛИНИКА патронаж новорождённого
учебно-методический материал по теме

8. ПОЛИКЛИНИКА 4.2_патронаж новорождённого

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 8._poliklinika_4.2_patronazh_novorozhdyonnogo.ppt751.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Патронаж новорожденного.

Слайд 2

Патронаж Патронажем называется система активного наблюдения пациента на дому. Врач и медсестра навещают малыша в первый месяц его жизни Подчеркнем, что система бесплатного патронажного наблюдения распространяется на всех новорожденных, независимо от наличия у их родителей постоянной прописки и полиса ОМС (обязательного медицинского страхования).

Слайд 3

Из родильного дома, где малыш появился на свет, сведения о его выписке будут обязательно переданы телефонограммой в детскую районную поликлинику, куда кроха будет прикреплен по фактическому адресу проживания. Старшая медицинская сестра детской поликлиники, получив эту информацию, в тот же день заносит данные в журнал регистрации новорожденных и передает сведения в регистратуру или непосредственно участковой медицинской сестре.

Слайд 4

Первое посещение н/р. Первый патронаж к новорожденному должен быть выполнен не позже 1-2 дней после выписки из роддома; выписанных недоношенных детей с симптомами перинатальной и врожденной патологии медсестра и участковый доктор должны посетить уже в день выписки. Если этот день приходится на выходные или праздники, таких детишек посещает дежурный врач-педиатр.

Слайд 5

Цели патронажа Общая цель патронажей: создать программу реабилитации ребенка. Конкретные цели: • Оценить состояние здоровья ребенка; • Оценить состояние здоровья матери; • Оценить социально-экономические условия семьи; Разработать программу обучения матери, направленную на удовлетворение жизненных потребностей ребенка.

Слайд 6

Входя в квартиру, работники детской поликлиники должны снять верхнюю одежду и вымыть руки!

Слайд 7

Содержание патронажа: 1. Разговор с мамой. Во время первого патронажа сестра проводит беседу с матерью: уточняет течение беременности и родов, изучает выписной эпикриз, выясняет тревоги и проблемы семьи, связанные с рождением ребенка. Медсестра уделяет внимание условиям пребывания крохи дает рекомендации по уходу за малюткой. Осмотр ребенка Медсестра проводит обследование ребенка, осмотр кожи и слизистых, оценивает рефлексы. Смотрит активность сосания и характер вскармливания. Так же обращает внимание на плач ребенка, дыхание. Пальпирует животик и осматривает большой родничок, пупочную ранку.

Слайд 8

2. Осмотр матери Сестра узнает о самочувствии матери, соматическом и психическом здоровье и состоянии лактации, характере питания, осматривает молочные железы . При проведении первичного патронажа матери даются рекомендации по охране своего здоровья: -дневной отдых, -разнообразная пища, -усиленный питьевой режим, -соблюдение личной гигиены (ежедневно принимать душ или мыть тело до пояса, ежедневно менять бюстгальтер, мыть руки после прихода с улицы, перед пеленанием и кормлением ребенка и т. д.).

Слайд 9

3. Обучение матери Медицинская сестра обучает маму -режиму дня и -питанию для улучшения лактации, -правильному алгоритму вскармливания ребенка, -уходу за ним -убеждает родителей в необходимости регулярно наблюдаться у врача и выполнения всех его рекомендаций. -Обучает маму и всех членов семьи технологии психо-эмоционального общения с ребенком. Для успешного общения с ребенком необходимо знать уровень его возрастных потребностей и возможностей общения.

Слайд 10

Так новорожденным до 1 месяца нравится • сосать; • прислушиваться к повторяющимся негромким звукам; • сосредотачивать внимание на движении и свете; • находиться на руках, особенно когда его убаюкивают.

Слайд 11

Родители… Задача родителей предоставить ребенку возможность слушать их разговоры и пение, негромкую музыку, чувствовать их руки, ощущать телесное общение, особенно во время кормления. Совет матери: даже если ребенок находится на искусственном вскармливании, во время кормления необходимо брать его на руки.

Слайд 12

Основные показатели правильного психо-эмоционального развития новорожденного после выписки из роддома: • положительно реагирует на поглаживание; • самопроизвольно улыбается; • улыбается в ответ на улыбку, голос и прикосновение; • успокаивается, когда берут на руки; • задерживает свой взгляд на короткий промежуток времени во время кормления.

Слайд 13

Обучение мамы правильному выполнению ежедневных для малыша манипуляций обработка пупочной ранки; купание ребенка; подмывание; обработка носика, ушей, глаз; уходу за ногтями.

Слайд 14

Купание Купание должно стать для вашего малыша ежедневной процедурой. Во-первых, кожа крошки тонкая, и в ней гораздо активнее, чем у нас с вами, протекают обменные и выделительные процессы и кожное дыхание. Поэтому она должна регулярно очищаться. Во-вторых, купание чрезвычайно полезно с точки зрения закаливания. Вам понадобятся: ванна или детская ванночка, термометр для воды, кристаллы марганцево-кислого калия (в первые 7–10 дней жизни малыша), детское мыло или пена для ванн (1–2 раза в неделю), махровая рукавичка или мягкая губка (по желанию), большая пеленка или махровое полотенце, чтобы завернуть малыша после купания.

Слайд 15

Купание: Температура воды должна составлять около 36–37гр. С. В целях закаливания температуру воды можно понижать примерно на 1гр.каждые 2 недели. Мыть малютку с мылом или в детской пене для ванн нужно 1–2 раза в неделю, в остальных случаях достаточно будет искупать его в простой воде. После ванны полезно ополоснуть ребенка проточной водой (из кувшина или душа), температура которой можетбыть на 1–2гр. ниже. После купания заверните младенца в пеленку или полотенце. Тонкую детскую кожу можно только промокать, но ни в коем случае не растирать, ибо она очень легко травмируется. После ванночки следует приступить к обработке пупка.

Слайд 16

Подмывание Подмывать ребенка следует после каждого стула и при смене подгузника(памперса). Памперсы меняются после каждого мочеиспускания(каждый час)….. Удобнее всего подмывать малыша под струей проточной воды, так чтобы вода стекала спереди назад. Если по какой-либо причине вода недоступна (на прогулке, в поликлинике), можно воспользоваться влажными детскими салфетками.

Слайд 17

Утренний туалет Утром младенца можно умыть прямо на пеленальном столике. Вам понадобятся: несколько ватных тампонов, кипяченая вода. Личико и глазки малыша протираем ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде. Для каждого глаза обязательно должен быть отдельный тампон. Движения направляйте от наружного угла глаза к внутреннему.

Слайд 18

Чистим нос… Необходимость в этом возникает, когда слышно, что дыхание крохи затруднено. Для этого удобнее воспользоваться ватным жгутиком. Осторожно, подкручивающими движениями, вводим ее в ноздрю. Если в носу много сухих корочек, турунду можно смочить в масле (вазелиновом или растительном). От этих манипуляций малыш может чихнуть, что упростит выполнение задачи.

Слайд 19

Чистим уши… Ушки ребенка следует чистить только тогда, когда ушная сера видна в устье слухового прохода. Не нужно делать это слишком часто: чем чаще сера удаляется, тем быстрее начинает вырабатываться. При чистке ушей ни в коем случае нельзя проникать в слуховой проход глубже, чем на 5 мм. Для этого даже существуют специальные ватные палочки с ограничителями.

Слайд 20

Ногти… По мере роста нужно подстригать ногти, чтобы малыш не поцарапал ни себя, ни вас. Воспользуйтесь «младенческими» маникюрными ножницами, у которых есть расширения на кончиках. Некоторым удобнее пользоваться специальными кусачками. Ноготки следует срезать прямо, не закругляя уголков, чтобы не стимулировать их рост и врастание в кожу.

Слайд 21

Рассказываем матери о пограничных состояниях новорождённого Состояния, реакции, отражающие процесс приспособления (адаптации) к родам, новым условиям жизни, называют переходными (пограничными, транзиторными, физиологическими) состояниями новорожденных. Для этих состояний характерно то, что они появляются в родах или после рождения и затем проходят. 1. Пограничными эти состояния называют не только потому, что они возникают на границе двух периодов жизни (внутриутробного и внеутробного), но и потому, 2.что обычно физиологичные для новорожденных, они при определенных условиях (прежде всего в зависимости от гестационного возраста при рождении, особенностей течения внутриутробного периода и родового акта, условий внешней среды после рождения, ухода, вскармливания, наличия у ребенка заболеваний) могут принимать патологические черты.

Слайд 22

Половой криз. Увеличение молочных желез обычно симметричное, кожа над ними не изменена, иногда слегка гиперемирована. Степень увеличения железы в диаметре составляет 1,5-2 см. Самостоятельно или при пальпации железы иногда бывают вначале сероватого, а потом беловато-молочного цвета выделения по своему составу приближающиеся к молозиву матери. Увеличение молочных желез отмечается практически у всех девочек и у половины мальчиков; десквамативным вульвовагинитом - обильными слизистыми выделениями серовато-беловатого цвета из половой щели у 60-70% девочек в первые три дня жизни. Примерно через 2-3 дня они постепенно исчезают; кровотечениями из влагалища - возникают на 5-8 день жизни у 5-10% девочек, хотя скрытую кровь во влагалищной слизи можно обнаружить у всех девочек с десквамативным вульвовагинитом. Длительность влагалищного кровотечения 1-3 дня, объем 0,5-1 мл; милиа - беловато-желтоватые узелки размером 1-2 мм, которые несколько возвышаются над уровнем кожи и локализуются чаще на крыльях носа и переносице, в области лба, подбородка. Узелки - это сальные железы с обильным секретом и закупоренными выводными протоками. Они исчезают без лечения через 1-2 недели, редко бывают признаки легкого воспаления вокруг узелков; гиперпигментацией кожи - вокруг сосков и мошонки у мальчиков, отеком наружных половых органов у новорожденных, умеренным гидроцеле - исчезающие без всякого лечения на 2-й неделе жизни новорожденного. У недоношенных половой криз встречается реже и выраженность его невелика. Генез полового криза: повышенная продукция эстрогенов у плода, которая способствует стимуляции роста и развития молочных желез, структурных отделов матки.

Слайд 23

Транзиторные особенности функции почек: а) ранняя неонатальная олигурия - выделение мочи менее чем 15 мл/кг в сутки. Отмечается у всех здоровых новорожденных первых 3 дней жизни и рассматривается как очень важная компенсаторно-приспособительная реакция (ребенок в первые дни жизни испытывает дефицит поступления жидкости из-за неустановившегося питания, несет большие потери жидкости с дыханием - около 1 мл/кг/ч); б) протеинурия - встречается у всех новорожденных первых дней жизни, является следствием повышенной проницаемости эпителия почечных клубочков и канальцев; в) мочекислый инфаркт - отложение мочевой кислоты в виде кристаллов, преимущественно в просвете собирательных трубочек почек. В осадке мочи кроме кристаллов мочевой кислоты находят гиалиновые и зернистые цилиндры, лейкоциты, эпителий. Все они исчезают к 7-10 дню жизни без лечения. В основе мочекислого инфаркта лежит катаболическая направленность обмена веществ и распад большого количества клеток (в основном лейкоцитов), а из ядер нуклеиновых кислот образуются пуриновые и пиримидиновые основания, конечным этапом метаболизма которых и является мочевая кислота.

Слайд 24

Транзиторный дисбактериоз переходное состояние, развивающееся у всех новорожденных. При неосложненном течении беременности плод стерилен, в то время как внеутробная жизнь проходит в мире микроорганизмов, где естественной аутофлоре человека принадлежит очень большое физиологическое значение. Уже в момент рождения кожу и слизистые оболочки ребенка заселяет флора родовых путей матери. Источниками инфицирования могут являться также руки медперсонала, воздух, предметы ухода, молоко матери. При этом первичная бактериальная флора кишечника и кожи, слизистых оболочек представлена не только такими бактериями, как бифидобактерии, молочнокислые стрептококки, сапрофитный стафилококк, но и условнопатогенными стафилококками, кишечной палочкой с измененными ферментативными свойствами, различными штаммами протея, грибами, которые в небольшом количестве могут быть также естественными симбионтами взрослого человека. Транзиторному дисбактериозу способствует и то, что барьерная функция кожи и слизистых оболочек в момент рождения мен ее совершенна по ряду показателей, чем у детей конца 1-й недели жизни.

Слайд 25

Транзиторный катар кишечника (физиологическая диспепсия новорожденных, переходный катар кишечника). Расстройство стула, наблюдающееся у всех новорожденных в середине 1-й недели жизни. Первородный кал (меконий) - густая, вязкая масса темно-зеленого (оливкового) цвета, выделяющаяся, как правило, лишь в течение 1-2, реже 3 дней. Далее стул становится более частым, негомогенным как по консистенции (комочки, слизь, жидкая часть), так и по окраске (участки темно-зеленого цвета чередуются с зеленоватыми, желтыми и даже беловатыми), более водянистым (пятно воды на пеленке вокруг каловых масс), а при микроскопии обнаруживают слизь, лейкоциты - до 30 в поле зрения, жирные кислоты. Такой стул называют переходным, а состояние - переходным катаром кишечника.

Слайд 26

Транзиторные особенности обмена веществ: высосанного молока не покрывает даже потребности основного обмена (50 ккал/кг в сутки); транзиторная гипераммониемия (ТГАМ) - пограничное состояние, впервые выявленное в 70-х годах у глубоконедоношенных и детей с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР), но в дальнейшем верифицированное и у доношенных новорожденных; транзиторная гипертирозинемия - пограничное состояние, выявляемое у 5-10 % новорожденных из-за отставания созревания оксидазы парагидроксифенилпировиноградной кислоты, что приводит к резкому повышению уровня тирозина в сыворотке крови - вплоть до 600 мг/л (при нормальном уровне до 22 мг/л); активированные гликолиз и липолиз с понижением уровня глюкозы в крови и повышениями кетоновых тел, неэстерифицированных жирных кислот типичны для всех новорожденных; транзиторный ацидоз - пограничное состояние, характерное для всех детей в родах, ибо в этот момент вследствие особенностей маточно-плацентарного кровотока (уменьшение его, приводящее к периодам гипоксемии у плода во время схваток) рН крови всегда уменьшается на 0,08-0,2 (по сравнению с рН крови плода), составляя в момент рождения около 7,27; транзиторная активация перекисного окисления липидов - отмечается у всех новорожденных. Это - адаптивная реакция в условиях резкой перестройки кислородного режима организма, способствующая большей лабильности эритроцитарных мембран, активирующая фагоцитоз; транзиторные гипокальциемия и гипомагниемия - типичны для всех детей в первые двое суток жизни.

Слайд 27

Транзиторная потеря первоначальной массы тела. Возникает, в основном, вследствие голодания (дефицит молока и воды) в первые дни жизни. Максимальная убыль первоначальной массы тела (МУМТ) обычно наблюдается на 3-4-й день. В оптимальных условиях вскармливания и выхаживания у здоровых доношенных новорожденных МУМТ не превышает 6% (допустимые колебания от 3 до 10%). Большим величинам МУМТ способствуют: недоношенность, большая масса тела при рождении (свыше 3500 г), затяжные роды, родовая травма, гипогалактия у матери, высокая температура и недостаточная влажность воздуха в палате новорожденных и др. МУМТ больше, чем 10% у доношенного свидетельствует о заболевании или о нарушениях в выхаживании ребенка. Патогенез - в основном связывают с обезвоживанием, неощутимой потерей воды, с дыханием (до 50%) и потом (до 20%). Выделяют 3 степени МУМТ (соответственно и 3 степени гипогидратации): первая (МУМТ менее 6%) - признаки эксикоза не выражены, но имеют место внутриклеточная гипогидратация, некоторая жадность сосания, иногда беспокойство; гиперемия слизистых при бледности кожи, медленное расправление кожной складки; вторая (МУМТ 6-10%) - симптомы отсутствуют или наблюдаются жажда, раздражительный крик, одышка, тахикардия; выявляются признаки внутриклеточной гипогидратации - повышение гематокрита, общего белка в сыворотке крови, тенденция к олигурии и др.; третья (МУМТ более 10%) - жажда, сухость слизистых оболочек и кожи, медленное расправление кожной складки, запавший родничок, одышка, тахикардия, тремор, адинамия, мраморность кожи, акроцианоз, гипернатриемия выше 16 0 ммоль/л, олигурия и др. Восстановление массы тела наступает к 6-7 дню жизни.

Слайд 28

Транзиторное нарушение теплового баланса возникает вследствие несовершенства процессов теплорегуляции, повышения или понижения температуры окружающей среды, неадекватной адаптивным возможностям ребенка. Основными условиями процесса терморегуляции у новорожденных являются: более высокая температура по отношению к теплопродукции. Это обусловлено в 3 раза большей поверхностью тела новорожденного на 1 кг массы тела и в 2 раза большими величинами минутного объема дыхания по отношению к аналогичным показателям у взрослых. Отсюда потери тепла путем конвекции и испарения; резко ограниченная способность увеличивать теплоотдачу при перегревании или способность увеличивать теплопродукцию в ответ на охлаждение; неспособность давать типичную лихорадочную реакцию, т. е. перестраивать тепловой гомеостаз так, как это отмечается при лихорадке у взрослых из-за нечувствительности мозга новорожденного к лейкоцитарному пирогену и большой концентрации в крови аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела.

Слайд 29

Транзиторная гипотермия (понижение температуры тела) возникает уже в первые 30 мин после рождения (на 0,3°С в 1 мин), а к 5-6 часам жизни происходит подъем температуры тела и устанавливается гомойотермия. Позднее восстановление сниженной после рождения температуры тела указывает на недостаточную активность компенсаторно-приспособительных реакций ребенка. В целях профилактики переохлаждения ребенка после появления из родовых путей укутывают в стерильную оптимально подогретую пеленку, осторожно промокают ею для предотвращения потерь тепла при испарении околоплодных вод с кожи, помещают на подогреваемый столик под лучистый источник тепла, поддерживают температуру воздуха в родильном зале не меньше 24-25°С. Транзиторная гипертермия возникает на 3-5-й день жизни и температура может повышаться до 38,5-39,5°С и выше. Ребенок беспокоен, жадно пьет, у него отмечаются признаки обезвоживания. Способствуют развитию транзиторной гипертермии перегревание -при температуре воздуха в палате для здоровых доношенных новорожденных выше 24°С, -расположение кроватки ребенка рядом с батареей отопления или -под прямыми солнечными лучами и т. д. -недопаивание,а также -обезвоживание…….

Слайд 30

Транзиторные изменения кожных покровов простой эритемы. Это реактивная краснота кожи, которая возникает после удаления первородной смазки и первой ванны. Краснота в первые часы имеет слегка цианотичный оттенок, на 2-е сутки она становится наиболее яркой, далее интенсивность ее постепенно уменьшается и к концу 1-й недели жизни исчезает; у недоношенных эритема более выражена и держится дольше - до 2-3 недель; физиологического шелушения кожных покровов - крупнопластинчатое шелушение кожи. Возникает на 3-5 день жизни у детей с яркой простой эритемой при ее угасании. Обильное шелушение отмечается у переношенных детей; родовой опухоли - отек предлежащей части вследствие венозной гиперемии, проходит самостоятельно в течение 1-2 дней. Иногда на месте родовой опухоли имеются петехии; токсической эритемы - аллергоидная реакция. Отмечается у 20-30% новорожденных. Возникает на 2-5-й день жизни и проявляется эритематозными, слегка плотноватыми, пятнами с папулами или пузырьками в центре. Локализация: разгибательные поверхности конечностей вокруг суставов, ягодицы, грудь, живот, лицо. Высыпания обильные, их не бывает на ладонях, стопах, слизистых . Чаще через 2-3 дня после появления сыпь бесследно исчезает. Состояние детей обычно не нарушается, температура нормальная, лишь при обильной эритеме ребенок становится беспокойным, у нег о наблюдается диарея, микрополиадения, увеличение селезенки, эозинофилия.

Слайд 31

Физиологическая желтуха. Бывает у 60-70% новорожденных. Причины: гемолиз эритроцитов, содержащих фетальный гемоглобин; недостаточная конъюгационная способность печени. Желтушное окрашивание кожи возникает на 3 день, усиливается до 6 дня и исчезает к 7-10 дню. Самочувствие не страдает. Уровень билирубина минимальный 26-34 мкмоль/л, максимальный 130-170 мкмоль/л.

Слайд 32

На этом заканчивается первичный патронаж к новорожденному. На втором патронаже медсестра проверяет правильность выполнения процедур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гемолитическая болезнь новорождённых

Гемолитическая болезнь новорождённых...

Практическое занятие. Прикладывание новорождённого к груди

Входной контроль.  Основной материал.  Выходной контроль. Домашнее задание...