МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01.11. Сестринский уход во фтизиатрии ТЕМА: «Принципы лечения, ухода за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэп
методическая разработка

Сафиуллина Н.В.

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого практического занятия по теме: «Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза» в соответствии с рабочей программой ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», МДК 02.01.11. Сестринский уход во фтизиатрии.

  На изучение данной темы отводится 12 часов практических занятий согласно рабочей программе. Данное открытое занятие рассчитано на 2 часа практического занятия. Материалы данной методической разработки предусматривают контроль  полученных знаний и умений, которые являются основой для формирования профессиональной компетентности медицинской сестры.

В методической разработке сформулированы содержание, цели и задачи, умения обучающихся, указаны результаты освоения профессиональных и общих компетенций, время и место проведения занятия, форма обучения, тип и вид занятия, материально- техническое обеспечение, межпредметные и внутрипредметные связи, перечень основной литературы, методическая разработка для преподавателя и студентов, приложения.

 Приложения №1 содержит задание для контроля исходного уровня знания  на определение  знаний у студентов по теме: «Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза». Задание дано в виде устного опроса.

Для  проверки контроля знаний в самостоятельной работе  приложение №2 предложено выписать рецепты противотуберкулезных препаратов и дать им краткую характеристику,   разыграть ролевую игру на тему: « Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза» приложение №3,решить ситуационные задачи  по данной теме и приложение №4 .Проверка уровня практических умений и навыков проводиться  в виде отработки практических манипуляций приложение №5 . Контроль конечного уровня знаний  приложение №6 проводиться, в виде итогового тестового задания состоящего из 10 вопросов. Даны критерии оценок, которые позволяют максимально контролировать уровень освоения полученных знаний. После проведения  открытого практического занятия  по МДК 02.01.11. Сестринский уход во фтизиатрии студентам предложено  подготовиться к прохождению дифференцированного зачета в виде  письменного тестирования.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шенталинский филиал государственного бюджетного

профессионального  образовательного учреждения

«Тольяттинский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01.11. Сестринский уход во фтизиатрии

ТЕМА: «Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза».

Специальность:  34.02.01 Сестринское дело

Шентала, 2018 г

 

           

                                         

                 

 

Разработал преподаватель: Сафиуллина Н.В

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого практического занятия по теме: «Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза» в соответствии с рабочей программой ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», МДК 02.01.11. Сестринский уход во фтизиатрии.

  На изучение данной темы отводится 12 часов практических занятий согласно рабочей программе. Данное открытое занятие рассчитано на 2 часа практического занятия. Материалы данной методической разработки предусматривают контроль  полученных знаний и умений, которые являются основой для формирования профессиональной компетентности медицинской сестры.

В методической разработке сформулированы содержание, цели и задачи, умения обучающихся, указаны результаты освоения профессиональных и общих компетенций, время и место проведения занятия, форма обучения, тип и вид занятия, материально- техническое обеспечение, межпредметные и внутрипредметные связи, перечень основной литературы, методическая разработка для преподавателя и студентов, приложения.

 Приложения №1 содержит задание для контроля исходного уровня знания  на определение  знаний у студентов по теме: «Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза». Задание дано в виде устного опроса.

Для  проверки контроля знаний в самостоятельной работе  приложение №2 предложено выписать рецепты противотуберкулезных препаратов и дать им краткую характеристику,   разыграть ролевую игру на тему: « Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза» приложение №3,решить ситуационные задачи  по данной теме и приложение №4 .Проверка уровня практических умений и навыков проводиться  в виде отработки практических манипуляций приложение №5 . Контроль конечного уровня знаний  приложение №6 проводиться, в виде итогового тестового задания состоящего из 10 вопросов. Даны критерии оценок, которые позволяют максимально контролировать уровень освоения полученных знаний. После проведения  открытого практического занятия  по МДК 02.01.11. Сестринский уход во фтизиатрии студентам предложено  подготовиться к прохождению дифференцированного зачета в виде  письменного тестирования.

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

Тема: «Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза». Итоговое занятие.

Организационная  форма:

Практическое занятие – 2 часа (90 мин)

Цели и задачи:

-образовательная: контроль знаний, практических навыков у обучающегося способствующих формированию соответствующих профессиональных и общих компетенций, выполнение всех этапов сестринского процесса при организации ухода, лечения, профилактики за пациентами с туберкулезом. Проведение противоэпидемических мероприятий в очаге туберкулеза. Выполнение практических манипуляций: техника вакцинации БЦЖ, постановка реакции Манту, оказание медицинской помощи при неотложных состояниях: легочное кровотечение и спонтанный пневмоторакс.

-развивающая: формировать умение  систематизировать, обобщать, выделять главное,  развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника; развивать умение работать с текстом, делать выводы,  анализировать  информацию, совершенствовать все виды речевой деятельности, повысить общую грамотность.

- воспитательная: создание атмосферы доброжелательности, воспитание чувства ответственности, уважение друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умение осуществлять самоконтроль, формировать умение  отстаивать  собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание,  чувство ответственности за всех и за каждого; умение объективно оценивать  ответы своих  товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение и т.д.

Форма работы:   коллективная, индивидуальная.

Тип занятия: совершенствование умений, закрепление  и контроль знаний.

 Вид традиционного занятия: практический.

Место проведения: кабинет доклиники

Оснащение занятия:    - учебники,  методическая разработка, практическое оснащение  для проведения вакцинации БЦЖ и реакции Манту.

Средства обучения 

           - учебник («Сестринское дело во фтизиатрии», Н.А. Митрофанова, Ю.В. Пылаева.)

           - методическая разработка, раздаточный материал.

           - ноутбук

Средства контроля:

  - тестовое задание,

- решение ситуационных задач и заданий.

Интеграция темы

 Межпредметные связи

Истоки:

1. ПМ 02

2.МДК 02.01.03.Сестринский уход в педиатрии.

3.МДК 02.01.01. Сестринский уход в терапии.

4. МДК 02.01.04. Сестринский уход при инфекционных заболеваниях.

Внутрипредметные связи 

Истоки: (темы данного предмета).

1.Организация и проведение профилактических прививок.

2.Первая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни пациента.

3.Дезинфекция помещений и предметов ухода.

4. Четвёртый этап: планирование объёма сестринских вмешательств.

Выход: Практическое применение данной темы.

Методы проведения: репродуктивный, информационно-развивающий, проблемный.

План проведения практического занятия

Тема: «Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза».

Название этапа

Содержание этапа

Цель

Время

1.Организационный

 Отметка присутствующих на занятиях.

Объяснить тему и определить цели занятия.

Мобилизировать  внимания студентов.

2мин.

2.Вводное слово

преподавателя.

Раскрыть актуальность проблем

Активизировать мыслительную деятельность студентов, подготовить к работе.

3мин.

3.Контроль исходного уровня знаний.

Проводится c помощью устного опроса.

Приложение 1.

Выяснить степень готовности к занятию и необходимость корректировки.

 10   мин.

4. Самостоятельная работа студентов

Преподаватель разделяет студентов на 2 варианта. Ответ у доски  по одному из предложенных препаратов, с каждого варианта по одному студенту

Задание № 1. Выпишите рецепты противотуберкулезных препаратов и дайте им краткую характеристику.

Приложение 2.

Задание №2.

Студенты делятся по два человека для разыгрывания ролевой игры по теме:

 « Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза». Преподаватель зачитывает условия ролевой игры.  По окончанию  отведенного времени 2-3 пары студентов  разыгрывают предложенную ситуацию в своей интерпретации.

Приложение 3.

Задание №3.

Студенты  решают ситуационные задачи.

Устный опрос 2-3 студентов с места.

 Приложение 4.

Задание №4.

Студенты  по очереди  вытягивают карточки с  заданием  на выполнение практических манипуляций:

- Постановка вакцинации БЦЖ;

- Постановка реакции Манту;

- Оказание неотложной помощи при спонтанном пневмотораксе;

- Оказание неотложной помощи при легочном кровотечении.

Студенты на фантомах отрабатывают  манипуляции.

Преподаватель наблюдает за работой студентов и корректирует ее, отвечает на вопросы.

Приложение 5.

Проверка умения анализировать ситуацию, целенаправленно выбирать нужную информацию, систематизировать ее, выделять главное и второстепенное.

Контроль практических умений и навыков.

55мин

5. Контроль конечного уровня знаний.

 Итоговое тестовое задание по теме: «Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза».

Приложение 6.

Выяснить степень достижения цели занятия

10 мин

6. Заключение.

Преподаватель дает мотивированную оценку работы всей бригады, выделяя более и менее активных студентов. Делает замечания по недостаткам в работе и даёт рекомендации по их устранению.

Каждому студенту выставляется оценка с обоснованием.

Выставляется  итоговая оценка за весь курс практических занятий.

Коррекция и оценка работы.

10мин

Литература

1.Митрофанова Н.А., Пылаева Ю.В., Сестринское дело во фтизиатрии, 2009 г.

2.Бородулин Б.Е., Е.А. Бородулина., Фтизиатрия , 2-е издание, Москва «АСАDЕМА»,2006г.

3.Перельман М.И., Богадельникова И.В., Фтизиатрия ,4-е  издание ,Москва, «ГЭОТАР- медиа» 2013г.

Методическая разработка

практического занятия для студентов

Тема: «Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза». Итоговое занятие.

Организационная  форма:

Практическое занятие – 2 часа (90 мин)

Цели и задачи:

-образовательная: контроль знаний, практических навыков у обучающегося способствующих формированию соответствующих профессиональных и общих компетенций, выполнение всех этапов сестринского процесса при организации ухода, лечения, профилактики за пациентами с туберкулезом. Проведение противоэпидемических мероприятий в очаге туберкулеза. Выполнение практических манипуляций: техника вакцинации БЦЖ, постановка реакции Манту, оказание медицинской помощи при неотложных состояниях: легочное кровотечение и спонтанный пневмоторакс.

-развивающая: формировать умение  систематизировать, обобщать, выделять главное,  развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника; развивать умение работать с текстом, делать выводы,  анализировать  информацию, совершенствовать все виды речевой деятельности, повысить общую грамотность.

- воспитательная: создание атмосферы доброжелательности, воспитание чувства ответственности, уважение друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умение осуществлять самоконтроль, формировать умение  отстаивать  собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание,  чувство ответственности за всех и за каждого; умение объективно оценивать  ответы своих  товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение и т.д.

Форма работы:   коллективная, индивидуальная.

Тип занятия: совершенствование умений, закрепление  и контроль знаний.

 Вид традиционного занятия: практический.

Место проведения: кабинет доклиники

Оснащение занятия:    - учебники,  методическая разработка, практическое оснащение  для проведения вакцинации БЦЖ и реакции Манту.

Средства обучения 

           - учебник («Сестринское дело во фтизиатрии», Н.А. Митрофанова, Ю.В. Пылаева.)

           - методическая разработка, раздаточный материал.

           - ноутбук

Средства контроля:

  - тестовое задание,

- решение ситуационных задач и заданий.

Интеграция темы

 Межпредметные связи

Истоки:

1. ПМ 02

2.МДК 02.01.03.Сестринский уход в педиатрии.

3.МДК 02.01.01. Сестринский уход в терапии.

4. МДК 02.01.04. Сестринский уход при инфекционных заболеваниях.

Внутрипредметные связи 

Истоки: (темы данного предмета).

1.Организация и проведение профилактических прививок.

2.Первая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни пациента.

3.Дезинфекция помещений и предметов ухода.

4. Четвёртый этап: планирование объёма сестринских вмешательств.

Выход: Практическое применение данной темы.

Методы проведения: репродуктивный, информационно-развивающий, проблемный.

Программированная  инструкция к самостоятельная работа.

Название этапа

Описание этапа

Цель

Время

1

Контроль исходного уровня знаний.

Уважаемые студенты! Вы должны

ответить устно на предложенные преподавателем вопросы по теме: Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза»

Приложение 1.

Выяснить степень готовности и знаний по данной теме и  ее корректировка.

 10 мин

2

Самостоятельная работа студентов.

Задание № 1. Студенты

 выписывают рецепты противотуберкулезных препаратов и дают им краткую характеристику письменно в тетради.

Приложение 2.

Задание №2.

Студенты делятся по два человека для разыгрывания ролевой игры по теме: « Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза».

Приложение 3.

Задание №3.

Студенты  решают ситуационные задачи.

Приложение 4.

 Контроль полученных навыков по решению ситуационных задач и практических заданий.

35 мин

3

Отработка практических манипуляций.

Студенты на фантомах отрабатывают  манипуляции:

- Постановка вакцинации БЦЖ;

- Постановка реакции Манту;

- Оказание неотложной помощи при спонтанном пневмотораксе;

- Оказание неотложной помощи при легочном кровотечении.

Приложение 5.

Контроль практических умений и навыков.

20 мин

4

Контроль конечного уровня знаний.

Итоговое тестовое задание по теме: «Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза».

Приложение 6.

Выяснить степень достижения цели занятия

10 мин

Задание на дом

Вопросы самоподготовки

Истоки информации

Цель деятельности

Вопросы самоконтроля

11. 

Подготовка к «Дифференциальному зачету» в виде письменного тестирования.

1  Интернет ресурсы.

2. Лекционный материал.

3. .Митрофанова Н.А., Пылаева Ю.В., Сестринское дело во фтизиатрии, 2009 г.

Изучение дополнительной литературы.

1.Общие вопросы фтизиатрии.

Организация противотуберкулезной службы.

 2. Туберкулезная интоксикация у  детей и подростков. Туберкулез органов дыхания.  

3. Туберкулез внелегочных локализаций. Неотложные состояния во фтизиатрии.

 4. Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза.

Литература

1.Митрофанова Н.А., Пылаева Ю.В., Сестринское дело во фтизиатрии, 2009 г.

2.Бородулин Б.Е., Е.А. Бородулина., Фтизиатрия , 2-е издание, Москва «АСАDЕМА»,2006г.

3.Перельман М.И., Богадельникова И.В., Фтизиатрия ,4-е  издание ,Москва, «ГЭОТАР- медиа» 2013г.

Приложение 1.

Ответьте устно на опросы.

  1. Сколько стандартных режимов химиотерапия   используются  в лечение  туберкулеза?

Ответ:  Четыре но второй режим еще делиться на 2аи 2б.

  1. Что является очагом туберкулеза?

Ответ : Очаг туберкулеза –это место пребывания источника МБТ вместе с окружающими его людьми и обстановкой в тех пределах пространства и времени ,в которых возможно возникновение новых  заражений и заболеваний.

  1. Сколько выделяют  групп  очагов  туберкулеза?

Ответ:  Пять.

   4.Перечислите ,виды профилактик при туберкулезе?

     Ответ:  Четыре профилактики:

- Социальная ;

-Специфическая;

-Санитарная;

-Химиопрофилактика.

Приложение 2.

Задание №1.   Выпишите рецепты противотуберкулезных препаратов и дайте им краткую характеристику.

Вариант -1

1. Isoniazidi  0,3г, в количестве 30таблеток для приема внутрь по 1таб. один раз в день;

Ответ:

Rp.: Isoniazidi 0,3

D.t.d. № 30 in tabulettis

S. По 1 таблетке один раз в сутки.

Изониазид — гидразид изоникотиновой кислоты. Оказывает высокое бактерицидное и бактериостатическое действие на микобактерии туберкулеза, действует на внутриклеточно и внеклеточно расположенные микобактерии.

Показания: как превентивное средство для предотвращения передачи инфекции группам риска, при прогрессировании процесса, для предотвращения рецидива болезни как основной компонент противотуберкулезной терапии.

Противопоказания-, судороги в анамнезе, эпилепсия, полиомиелит в анамнезе, гиперчувствительность, активная форма заболева- ниящечени.)

Побочные- реакции: повышенная возбудимость, нарушение сна, судороги, гнездная алопеция, раздражение желудочно-кишечного тракта.

Применение. Вводят перорально, внутримышечно, внутривенно, в свечах, аэрозолях. Суточная доза для детей при неосложненном туберкулезе 12—15 мг/кг, для детей с осложнениями туберкулеза 15-20 мг/кг. При лечении туберкулезного менингита суточная доза до 30 мг/кг. Необходимо одновременно с изониазидом принимать пиридоксина гидрохлорид (витамин В6) для профилактики осложнений.

2. Pirazinamidi  0,25г., 30 таблеток для приема внутрь по 3таб. в сутки;

Ответ:

Rp.: Pirazinamidi 0,25

D.t.d. № 30 in tabulettis

S. По 3 таблетки в сутки.

Пиразинамид обладает бактерицидным и бактериостатическим свойством. Особенно эффективен в первые 2 мес. лечения. Применяется перорально в суточной дозе 25—30 мг/кг.

Противопоказания: поражение печени, гиперчувствительность к препарату.

Побочные реакции: диспепсические явления, токсические поражения печени.

Вариант -2

1.Rifampicini  0,15г., 30 таблеток для приема внутрь по 3таб. за один прием;

Ответ:

Rp.: Rifampicini 0,15

D.t.d. № 30 in tabulettis

S. По 3 таблетки в сутки однократно за 30 мин до еды.

Рифампицин — антибиотик широкого спектра действия. Действует на внеклеточно и внутриклеточно расположенные микобактерии туберкулеза, оказывая сильное стерилизующеё и бактерицидное действие.

Применение. Вводят перорально в суточной дозе 8-10 мг/кг за 30 мин до еды. Детям применяют ректальные свечи в суточной дозе 12-15 мг/кг. Необходимо одновременно с рифампицином принимать гепатопротекторы для профилактики осложнений.

Противопоказания: поражение печени, гиперчувствительность к препарату. )

Побочные реакции: повышение активности трансаминаз, тошнота, рвота, токсический гепатит. При приеме рифампицина моча окрашивается в оранжевый цвет, о чем необходимо предупреждать пациента. Возможно появление множественных кровоподтеков, кровоточивости десен из-за понижения свертываемости крови.

2. Ethambutoli  0,4г., 30 таблеток для приема внутрь по 3таб. в сутки однократно;

Ответ:

Rp.: Ethambutoli 0,4

D.t.d. № 30 in tabulettis

S. По 3 таблетки однократно после завтрака.

Этамбутол — антимикробное средство, действует на внеклеточные и внутриклеточные микобактерии, активен только в отношении размножающихся микобактерий туберкулеза.

Применяется перорально в суточной дозе 20-30 мг/кг.

Противопоказания-, неврит зрительного нерва, воспалительные заболевания глаз, гиперчувствительность к препарату.

Побочные реакции-, снижение остроты зрения, сужение полей зрения, нарушения цветоощущения. Необходим ежемесячный контроль окулиста.

Приложение 3.

Задание №2.   Ролевая игра на тему: « Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза».

Цель:

  1. Рассказать о мерах профилактики  и проведения противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза.
  2. Реализовать принципы общения пациента и медицинской сестры на практике.

Действие происходит в здравпункте школы. На прием к медицинской сестре пришла мать одного из школьников. У ее ребенка выявлен вираж пробы Манту (после ряда отрицательных реакций пробы Манту появилась положительная реакция). Медицинская сестра рас сказывает ей о мерах профилактики туберкулеза.

Один из вариантов ответа:

М/С:

  • Добрый день, проходите, пожалуйста, присаживайтесь, давайте знакомиться, меня зовут Ирина Петровна.

Мама ученика:

  • Здравствуйте, я мать Васи Петрова из 3-го класса, меня зовут Вера Ивановна.

М/С:

-Что у Вас произошло?

Мама ученика:

  • Моему ребенку проводили пробу Манту, она оказалась положительной, а раньше всегда была отрицательной.

М/С:

  • Да-да, я Вас приглашала. Не волнуйтесь. Расскажите, где Вы живете и с кем.

Мама ученика:

  • Мы живем в двухкомнатной квартире в Москве, по адресу улица Саратовская, дом 4, квартира 15. В нашей семье три человека: мой ребенок, я и мой муж.

М/С:

  • Скажите, есть ли у Вас родственники, которые больны туберкулезом?

Мама ученика:

  • Отец моего мужа состоит на учете в противотуберкулезном диспансере в другом городе, у него открытая форма туберкулеза легких.

М/С:

  • Имел ли Ваш ребенок контакт со своим дедушкой?

Мама ученика:

Да, так получилось, что сейчас он временно проживает вместе с нами, но через две недели он от нас уедет. Что нам делать?

М/С:

  • Для начала Вам необходимо обратиться в противотуберкулезный диспансер. Я выпишу Вашему ребенку направление к фтизиатру. Врач проведет необходимое обследование и, если нужно, назначит лечение.

Мама ученика:

Скажите, а какие меры профилактики мы можем провести в домашних условиях?

М/С:

  • В целях изоляции выделите своему дедушке отдельную комнату или отгородите его ширмой. Кровать, предметы гигиены — полотенце, постельное и нательное белье, посуда — должны быть у Вашего свекра индивидуальные.

Мама ученика:

Наш дедушка кашляет и постоянно сплевывает везде мокроту, как с этим быть?

М/С:

Обучите его дисциплине кашля. Купите ему в аптеке две плевательницы. Он должен заполнить одну плевательницу на одну треть дезинфицирующим раствором (5% раствор хлорамина) и собирать в нее мокроту. После заполнения плевательницы ее нужно прокипятить в мыльно-содовом растворе в течение 15 мин. В это время используется другая плевательница.

Мама ученика:

—        Что делать с посудой?

М/С:

—        Обязательно после каждого приема пищи посуду без предвари-тельного мытья обеззараживают путем кипячения в мыльно-содовом растворе, затем моют в проточной воде.

Мама ученика:

—        Нужно ли проводить какую-то специальную уборку помещения?

М/С:

—        Помещение больного ежедневно убирают ветошью, смоченной в мыльно-содовом или дезинфицирующем растворе, при открытых окнах и дверях.

Мама ученика:

        А когда дедушка уедет из нашей квартиры, можно ли нам находиться в той комнате, где он жил?

М/С:

        Можно, но только сначала необходимо провести заключительную дезинфекцию: все, с чем соприкасался больной, обеззараживают, в том числе и поверхности стен, пола, дверей, мебель. Вы можете сделать это сами или вызвать специальную бригаду из Роспотребнадзора.

Мама ученика:

—        Спасибо Вам зато, что проконсультировали меня.

М/С:

        Пожалуйста. Не забывайте соблюдать все рекомендации, правила личной гигиены и обязательно отведите ребенка в диспансер. До свидания. Всего хорошего.

Приложение 4.

Задание №3.   Решите ситуационные задачи.

Задача 1

Вы участковая медицинская сестра. К Вам обратился за советом мужчина, у которого жена 2 дня назад родила ребенка и скоро должна выписаться. Они живут в коммунальной квартире, к их соседке приехала погостить подруга, которая больна активной формой туберкулеза.

Задание:

Как уберечь новорожденного и других членов семьи от заражения?

Ответ к задаче 1

  1. Необходимо новорожденному сделать прививку БЦЖ в роддоме.
  2. Пока у новорожденного не сформировался иммунитет, его нужно изолировать (оставить на 8 нед в больнице или у родственников).
  3. В семье соблюдать санитарно-гигиенический режим.
  4. Провести беседу с больной туберкулезом о правилах соблюдения личной гигиены.

Задача 2

Девочка С., 4 лет. Мать предъявляет жалобы на то, что дочка худеет и кашляет в течение 2 мес. При осмотре: правая половина грудной клетки отстает при дыхании от левой. При обследовании, реакция Манту гиперергическая (20 мм).

При рентгенологическом исследовании выявлено поражение правого легкого: по всему легочному полю рассеяны неоднородные очаговые тени, несколько расширен корень легкого. В семье у бабушки выявлен активный туберкулез легких. Поставлен диагноз: туберкулез внутригрудных лимфатических узлов с бронхогенным обсеменением. Задание:

  1. Объясните, на основании каких данных был поставлен диагноз.
  2. Этапы лечения пациентки.
  3. Профилактическая работа в очаге.

Ответ к задаче 2

  1. Диагноз туберкулеза внутригрудных лимфатических узлов с бронхогенным обсеменением поставлен на основании данных анамнеза: бабушка девочки страдает туберкулезом легких, жалобы на кашель и похудение в течение 2 нед; данных осмотра, при котором выявлено отставание пораженной половины грудной клетки при дыхании. Гиперергическая реакция Манту. Результаты рентгенографии легких.
  2. Интенсивный курс химиотерапии в стационаре; санаторное лечение; амбулаторное лечение.
  3. Профилактическая работа в очаге с целью недопущения дальнейшего распространения инфекции (направить на обследование всех контактных лиц к фтизиатру, провести беседу с членами семьи о правилах личной гигиены, способах дезинфекции посуды, белья, предметов ухода за больным и т.д.).

Задача 3

При массовом обследовании у ребенка Ф., 5 лет, была выявлена положительная проба Манту (папула диаметром 12 мм). Вакцинация БЦЖ была проведена в роддоме на 3-й день жизни. Результаты предыдущих проб Манту: в возрасте 1 год — 5 мм; 2 года—3 мм; 3 года — 1 мм; 4 года — отрицательная. Контакта с больными туберкулезом не выявлено. Физическое и психомоторное развитие ребенка соответствует возрасту.

Поставлен диагноз: вираж туберкулиновой пробы.

Задание:

  1. Определите потенциальную проблему ребенка.
  2. Действия медицинской сестры здравпункта после прочтения результата пробы Манту.

Ответ к задаче 3

  1. Проблема пациента в высоком риске развития клинической формы туберкулезной инфекции.
  2. Медицинская сестра должна направить ребенка на консультацию к фтизиатру. Пациент нуждается в обследовании на туберкулез (рентгенография органов грудной клетки, бактериоскопия мокроты).

Задача 4

Больной Ж., 43 лет, находится на стационарном лечении 25 дней по поводу очаговой пневмонии верхней доли левого легкого. На фоне лечения пенициллином общее состояние пациента улучшилось, но сохраняются потливость по ночам, общая слабость. При рентгенологическом исследовании легких инфильтративная тень в верхней доле левого легкого прежних размеров.

Задание:

  1. С какими заболеваниями следует дифференцировать пневмонию при локализации в верхних долях?
  2. Что необходимо уточнить у пациента из анамнеза?
  3. В чем причина медленной динамики заболевания у пациента?
  4. У какого специалиста необходимо проконсультировать пациента?

Ответ к задаче 4

  1. С туберкулезом легких.
  2. Выяснить из анамнеза данные о контакте с больными туберкулезом, наличии вредных привычек и профессиональных вредностей.
  3. Ошибка в диагнозе.

4.Консультация фтизиатра

Задача 5

В семье больна туберкулезом жена. Ее муж и сын здоровы.

Задание:

  1. Где должна проходить лечение жена?

2.        Какие мероприятия необходимо провести в отношении мужа и сына?

3.        В какой диспансерной группе наблюдаются контактные лица по туберкулезу, в течение какого времени?

4.        Какие виды дезинфекции необходимо проводить в очаге?

5.        Нуждаются ли контактные лица в проведении химиопрофилактики?

6.        Как часто должны проходить флюорографическое обследование лица, контактные по туберкулезу?

7.        Какие рекомендации необходимо дать лицам, контактным по туберкулезу?

Ответ к задаче 5

1.        Лечение в противотуберкулезном диспансере.

2.        Муж й сын являются контактными лицами по туберкулезу и нуждаются в полном обследовании и наблюдении у фтизиатра.

3.        ВIV диспансерной группе, один год после прекращения контакта.

4.        Текущая дезинфекция силами семьи и заключительная после госпитализации пациента силами дезстанции.

5.        Показана химиопрофилактики.

6.        Два раза в год.

7.        Полноценное питание, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, проведение текущей дезинфекции, выполнение рекомендаций фтизиатра.

Задача 6

Ребенку в роддоме не сделали вакцинацию БЦЖ, так как у него были катаральные явления и повышение температуры тела до 38 °С. При выписке ребенок здоров.

Задание:

1.        Когда можно провести ребенку вакцинацию БЦЖ?

2.        Где необходимо проводить вакцинацию БЦЖ?

3.        Кто будет проводить вакцинацию БЦЖ?

4.        Необходимо ли провести реакцию Манту данному ребенку?

5.        Через какой срок после вакцинации у ребенка сформируется противотуберкулезный иммунитет?

Ответ к задаче 6

1.        Через 1 мес после выздоровления.

2.        В районной поликлинике в процедурном кабинете.

3.        Обученная медицинская сестра, имеющая допуск к работе.

4.        Нет, так как возраст ребенка 1 мес.

5.        Через 8 нед.

Задача 7

Медицинская сестра здравпункта медучилища провела пробу Манту студентке А., 17 лет. Через 72 ч после постановки пробы на коже предплечья выявлен инфильтрат размером 16 мм.

Задание:

1.        Оцените результат пробы.

2.        Тактика медицинской сестры.

Ответ к задаче 7

1.        Реакция Манту положительная.

2.        Необходимо направить пациентку на консультацию к фтизиатру.

Приложение 5.

Задание №4            Алгоритмы к практическим манипуляциям.

1.Проведение вакцинации БЦЖ ,БЦЖ-М

Прививки должен проводить специально обученный медицинский персонал родильного дома, отделения выхаживания недоношенных, детских поликлиник или ФАПов. Вакцинация детей проводится на 3-7 день жизни, ревакцинация в 7, 14лет, имеющие отрицательную реакцию Манту.

Для проведения вакцинации необходимо:

- вакцина туберкулезная (БЦЖ), сухая для внутрикожного введения;

- вакцина туберкулезная (БЦЖ-М), сухая (для щадящей иммунизации);

- стерильный раствор 0,9% натрия хлорида;

-одноразовый туберкулиновый шприц;

- стерильный материал (шарики, салфетки);

- стерильный лоток, перчатки;

- пилка для вскрытия ампулы;

- этиловый спирт 70%;

-мензурка из темного стекла для хранения ампулы с вакциной;

Алгоритм манипуляции.

  • Сухую вакцину разводят непосредственно перед употреблением стерильным раствором 0,9% натрия хлорида, приложенным к вакцине. Растворитель должен быть прозрачным, бесцветным и не иметь посторонних примесей.
  • Шейку и головку ампулы обтирают спиртом, место спайки надпиливают и осторожно отламывают шейку ампулы.
  • Необходимо получить дозу 0,05мг БЦЖ в 0,1мл раствора. С этой целью в ампулу с 20 дозами вакцины набирают стерильным шприцем 2мл 0,9% натрия хлорида, а в ампулу с 10 дозами вакцины-1мл 0,9%натрия хлорида. Вакцина должна полностью раствориться через 1 минуту, после 2-х, 3-х кратного встряхивания. Не допускается выпадение осадка или образование хлопьев.
  • Разведенную вакцину необходимо предохранять от действия солнечного и дневного  света (мензурка из темного стекла) и употреблять сразу после разведения. Неиспользованную вакцину уничтожают кипячением в течение 30 минут, автоклавированием при Т-126* 30 минут или погружением в дезинфицирующий раствор на 60 минут.
  • Для одной прививки набирают 0,2мл (две дозы) разведенной вакцины, затем выпускают через иглу в стерильный ватный тампон 0,1мл вакцины, чтобы вытеснить воздух и подвести поршень под нужную градуировку-0,1мл. Перед набором вакцина должна обязательно аккуратно перемешиваться.
  • Вакцину БЦЖ вводят строго внутрикожно на границе верхней и средней трети наружной поверхности левого плеча после предварительной обработки кожи спиртом. Иглу вводят срезом вверх в поверхностный слой натянутой кожи. При правильной технике введения должна образоваться папула беловатого цвета диаметром 7-9мм, исчезающая через 15-20 минут.

Запрещено вводить вакцину под кожу, накладывать повязку и обрабатывать йодом, дез растворами место введения!

Реакция на введение.

На месте введения развивается специфическая реакция в виде папулы диаметром 5-10 мм. У новорожденных нормальная прививочная реакция проявляется через 4-6 недель, в виде инфильтрата диаметром 5-10мм с небольшим узелком в центре, покрытого корочкой.  У некоторых образуется пустула с последующим некрозом и незначительным серозным отделяемым. Реакция подвергается обратному развитию в течение 2-3 месяцев, иногда длительней.  Постепенно происходит инволюция  пустулы с образованием рубца округлой формы диаметром 2-10мм.  Место реакции следует предохранять от механических раздражений, особенно во время водных процедур.

Иммунитет, приобретенный после вакцинации, развивается в течение 6-8 недель, в этот же период проявляется поствакциональная сенсибилизация к туберкулину, проявляющаяся положительной туберкулиновой реакцией. Наличие поствакционального рубчика и положительная туберкулиновая реакция у привитых свидетельствуют о технически правильном выполнении вакцины БЦЖ.

Противопоказания к вакцинации:

- недоношенность II – IV степени, масса тела менее 2500г;

- острые заболевания, обострение хронических ( внутриутробная инфекция, гнойные заболевания, гемолитическая болезнь новорожденных, поражение нервной системы, генерализованные кожные поражения);

-иммунодефицитное состояние;

-генерализованная инфекция вызванная введением БЦЖ, выявленная у других детей в семье;

-ВИЧ-инфекция матери;

Противопоказания к ревакцинации.

-острые инфекционные и неинфекционные заболевания;

-аллергические проявления;

- иммунодефицитное состояние;

-злокачественные новообразования любой локализации;

- положительная и сомнительная реакция Манту;

- осложненные реакции на предыдущее введение вакцин БЦЖ;

2. Техника проведения реакции Манту.

Оснащение:

-ампула с туберкулином;

- перчатки;

-стерильные ватные шарики;

-туберкулиновые шприцы;

- 70% этиловый спирт;

- иглы инъекционные для набора туберкулина из флакона;

- флакон с нашатырным спиртом;

-линейка длиной 100мм.

Алгоритм действий при проведении реакции Манту.

Медицинская сестра:

  • Объясняет пациенту цель и ход процедуры;
  • Получает его согласие на проведение процедуры;
  • Моет руки;
  • Надевает перчатки;
  • Проверяет целостность ампулы и срок годности туберкулина;
  • Обрабатывает шейку ампулы спиртом, вскрывает ампулу;
  • Набирает 0,2мл туберкулина в туберкулиновый шприц;
  • Надевает иглу, удаляет 0,1мл туберкулина с  излишками  воздуха, проверяет проходимость иглы;
  • Обрабатывает ватным шариком, смоченным спиртом, среднюю треть внутренней поверхности предплечья, затем вторым шариком, смоченным спиртом, обрабатывают место инъекции;
  • Внутрикожно под углом 5* иглу срезом вверх почти параллельно коже, так, чтобы срез иглы скрылся в толще эпидермиса, надавливает на поршень и вводит 0,1мл туберкулина. На месте введения должна образоваться папула белесоватого цвета;
  • Извлекает иглу, не прижимая место инъекции ватным шариком, смоченным спиртом;
  • Шприц замачивает в дез. средстве;
  • Снимает перчатки, замачивает их в дез. средстве;
  • Моет и высушивает руки;
  • Записывает в прививочный лист: номер, серию туберкулина и дату проведения пробы Манту;
  • Проводит беседу с пациентом и его родителями. Место инъекции нельзя тереть, расчесывать, мочить, ничем не смазывать, грубую одежду не носить.
  • Оценивает результат пробы Манту через 72 часа, измеряя размер папулы в миллиметрах линейкой поперек предплечья;
  • Заносит результат измерения в прививочный лист.
  • Внимание место прививки нельзя смазывать йодом и накладывать повязку!

Оценка результатов пробы Манту.

  1. 0-1мм отрицательная реакция;
  2.  2-4мм сомнительная реакция;
  3.  5мм и более положительная реакция;
  4. 5-9мм слабоположительная реакция;
  5. 10-14мм реакция средней интенсивности;
  6.  15-16мм выраженная реакция;
  7. более 17мм гиперергическая реакция;

Вираж- это впервые возникшая положительная туберкулиновая реакция после серии предыдущих отрицательных результатов.

3.Оказание  неотложной помощи  при  легочном кровотечение.

Легочное кровотечение – это выделение алой пенистой крови из дыхательных путей более 50 мл/сутки.

Кровохарканье – это выделение мокроты с прожилками крови или окрашенной кровью мокроты (до 50 мл/сутки).

Различают малые кровотечения, объем которых до 100 мл, средний -500 мл, профузное свыше 500 мл. По цвету откашливаемой крови ориентировочно определяют источник кровотечения – бронхиальные артерии (алая кровь) или ветви легочной артерии (темная кровь).

Больные жалуются на головокружение, резкую общую слабость, жажду. При осмотре : кашель  с выделяемой алой пенистой крови, кожные покровы и слизистые оболочки бледные, холодный пот чаще локализуется на грудной клетке. Сознание сохранено, при профузном кровотечении отмечается потеря сознания, пульс нитевидный, АД снижено. Легочное кровотечение и кровохарканье являются показанием для экстренной госпитализации, так как они относятся к числу опасных для жизни осложнений, поскольку даже незначительное выделение крови может быстро стать массивным и закончиться летально.

Неотложная помощь

· через посредника вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

· придать больному полусидячее положение с целью профилактики аспирации кровью и мокротой;

· обеспечить физический и психический покой для создания эмоционального комфорта, запретить говорить, исключить курение;

· дать почкообразный лоток для сбора крови;

· объяснить больному, что при появлении кашля его следует слегка сдерживать, не пытаясь сильно кашлять, как это нередко неправильно делают больные;

· исключить проведение тепловых процедур (грелки, горчичники и т.д.);

· положить на грудь пузырь со льдом с целью сужения сосудов и уменьшения их кровенаполнения;

· давать больному глотать кусочки льда;

· наложить жгуты на конечности – создание депо венозной крови;

· регулярно каждые 15-20 минут определять у больного частоту пульса, дыхания, уровень артериального давления;

· приготовить все необходимое для определения группы крови;

· приготовить к приходу врача кровоостанавливающие препараты:

v 10% р-р кальция хлорида;

v 10% р-р глюконата кальция;

v 1% р-р викасола или 12,5% дицинона

v 5% р-р аминокапроновой кислоты;

· выполнить назначения врача.

4.Оказание  неотложной помощи  при  спонтанный пневмотораксе. 

Спонтанный пневмоторакс –  самопроизвольное скопление в плевральной полости воздуха, не связанное с механическим повреждением легкого или грудной клетки. Пневмоторакс сопровождается значительным коллапсом легкого, а также возникает опасность попадания инфекции в плевральную полость с последующим развитием эмпиемы плевры.

Проявляется внезапно возникающей интенсивной колющей болью в соответствующей половине грудной клетки, одышкой, иногда удушьем, нередко сухим приступообразным кашлем. Кроме того, возможны снижение артериального давления и тахикардия.

С целью оказания неотложной помощи рекомендуется:

· через посредника вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

· придать больному сидячее или полу сидячее положение, расстегнуть стесняющую одежду;

· обеспечить физический и психический покой для создания эмоционального комфорта;

· регулярно каждые 15-20 минут определять у больного частоту пульса, дыхания, уровень артериального давления;

· приготовить к приходу врача обезболивающие препараты:

- баралгин 5 мл;

v-50% р-р анальгина;

· приготовить к приходу врача набор для плевральной пункции;

· выполнить назначения врача.

Приложение 6.

Итоговое тестовое задание

По теме: «Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза».

(Выберите один правильный ответ)

Вариант -1

  1. Для специфической профилактики туберкулеза применяют:

А) туберкулин

Б) вакцину БЦЖ

            В) комплекс витаминов

  1. Для диагностики туберкулеза легких у взрослых проводят:

А) туберкулино-диагностику

Б) УЗИ

            В) Флюорографию органов дыхания

  1. Вакцинация от туберкулеза проводится детям на:

А) 1-2 день жизни

Б) 3-4 день жизни

В) 7-8 день жизни

  1. Вакцинация от туберкулеза проводится:

А)в роддоме

Б)в поликлинике

В)на дому

  1. Какая группа препаратов используется при этиотропном лечении туберкулеза:

А)противовирусные

Б)иммуномодуляторы

В)антибиотики

  1. Проба Манту считается положительной при:

А)инфильтрате размером 5 мм и более

Б)инфильтрате размером 2-4 мм

В)отсутствии инфильтрата

  1. Вакцина БЦЖ – это?

А)комплекс противотуберкулёзных иммуноглобулинов

Б)живая ослабленная вакцина

В)сыворотка

  1.  Рекомендации по питанию больному туберкулезом:

А)ограничить жидкость, увеличить количество морепродуктов

Б)увеличить калорийность пищи, количество белка и витаминов

В)ограничить легкоусвояемые углеводы, растительные жиры

  1. Место введения вакцины БЦЖ?

А)верхняя треть плеча

Б)верхняя треть предплечья

В)средняя треть плеча

  1. При лечении туберкулеза применяют?

А)амоксициллин, фурагин

Б)димедрол, пипольфен

В)изониазид, рифампицин

Итоговое тестовое задание

По теме: «Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза».

(Выберите один правильный ответ)

Вариант-2

1.Источником  микобактерий туберкулеза является?

А). Лисы, волки

Б). Корова, бык

В). бБльные люди, животные

2.  Место пребывания источника микобактерий туберкулеза вместе с окружающими его людьми и обстановкой в тех пределах пространства и времени в которых возможно возникновение новых заражений называется?

А). Процесс туберкулеза

Б). Очаг туберкулеза

В). Источник туберкулеза

3. Назовите группу  очагов туберкулеза  в котором, очаги с наибольшим риском заражения туберкулезом, с формированные больными туберкулезом органов дыхания, выделяющими микобактерий туберкулеза?

А).3 группа

Б).2 группа

В).1 группа

4. В каком возрасте проводят Ревакцинацию БЦЖ ?

А).10-15 лет

Б).7-14 лет

В).9-13лет

5. В очаге туберкулеза подразделяют дезинфекцию на:

А). простую и сложную

Б). текущею и заключительную

В). предварительную и заключительную

6.Каким методом обеззараживают вещи, которые портятся при 50-60 градусов :кожаные, меховые, резиновые, обувь ,синтетические ткани?

А). Дезинфекционным

Б). Стерилизационным

В). Пароформалиновым

7.Что представляет из себя вакцина БЦЖ?
А). Обычная вакцина

Б). Живая ,ослабленная культура микобактерий бычьего типо, не утратившего антигенную способность

В). Живая вакцина

8.Во сколько дней, месяцев делают первую вакцину БЦЖ?

А).3 месяца

Б).3-7 дней

В).10 месяцев

9.Кто имеет право делать профилактические прививки БЦЖ,БЦЖ-М?

А). Обычный человек

Б). Палатная медицинская сестра

В). Специально обученная прививкам медицинская сестра имеющая сертификат

10.Сколько мл вакцины вводят в/к при проведение  вакцинации БЦЖ?

А).0,3

Б).0,2

В).0,4

Эталон ответов:

По теме: «Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза».

Вариант -1

1.б

2.в

3.б

4.а

5.в

6.а

7.б

8.б

9.а

10.в

Вариант -2

1.в

2.б

3.в

4.б

5.б

6.в

7.б

8.б

9.в

10.б

Критерии оценки.

10 тестов  (100-90 %) –10-8 правильных ответа это оценка «5».

10 тестов (80 %) –7-6 правильных ответа это оценка «4».

10 тестов  (70%) –5-4 правильных ответа это оценка «3».

3 и ниже  правильных ответов это оценка «2».

Список использованной литературы

Литература - Н.А Митрофанова «Сестринское дело во фтизиатрии», Москва, 2012г.,Изд. группа «Гэотар-Медиа».

Антонова  Т.В. «Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии» Р-на-Д-2013

Белоусова А.К. «СД при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ инфекции и эпидемии» Р-на-Д-2012

Дополнительная литература:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 октября 2006 г.N 690 «Об утверждении учетной документации по выявлению туберкулеза методом микроскопии»;

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

Электронная версия лекционного материала в папке «Студенту», электронная библиотека;

Интернет-источники:

  1. http://www.vuzlib.org/beta3/html/1/14465/14480/;
  2. http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/3/page93.html;
  3. http://sbio.info/page.php?id=151;
  4. http://nmedicine.net/razvitie-vysshej-nervnoj-deyatelnosti-vnd;
  5. http://biofile.ru/bio/17869.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект практического занятия по ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

    Представленый материал содержит конспект  практического занятия по теме : "Обучение основам трансфузиологии, роли медицинской сестры при проведении инфузионной терапии&q...

Методическая разработка открытого практического занятия Тема: Осуществление сестринского ухода при гипотрофии у детей

Значимость данной темы определяется частотой как  гипотрофий (по данным ВОЗ, в развивающихся странах,8 из 10 детей страдают алиментарной гипотрофией), так и распространенности ожирения в раз...

Технологические карты теоретических занятий ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах». МДК 02.02. Основы реабилитации, специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Технологическая карта урока – это педагогическое  планирование занятия, обеспечивающий качество образовательной деятельности в рамках конкретного промежутка времени (учебного...

Технологические карты практических занятий ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах». МДК 02.02. Основы реабилитации, специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Технологическая карта урока – это педагогическое  планирование занятия, обеспечивающий качество образовательной деятельности в рамках конкретного промежутка времени (учебного...

Методическая разработка открытого лекционного занятия МДК 02.01.10. Сестринский уход в инфектологии Специальность 34.02.01 Сестринское дело Тема: «Менингококковая инфекция. Инфекционный мононуклеоз»

В методической разработке представлены материалы интерактивной лекции с запланированными ошибками по теме «Менингококковая инфекция. Инфекционный мононуклеоз» по учебной дисциплине МДК 02....