Сценарий открытого внеаудиторного мероприятия "Мифы и легенды о лекарственных растениях
материал

Собина Марина Леонидовна

Итоговое занятие кружка проводится  в виде открытого мероприятия "Мифы и легенды о лекарственных растениях". Представлен сценарий, состоящий из нескольких проектов, которые выполнены членами кружка по Лекарствоведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx65.47 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

СЦЕНАРИЙ

внеаудиторного открытого мероприятия

«Мифы и легенды о лекарственных растениях»

2021г.

Рассмотрен и одобрен

на заседании ЦМК

специальности Фармация

Протокол №____от «___»________2021 г.

___________________ М.В. Терещенкова

Председатель ЦМК

Составлен в соответствии с требованиями ФГОС СПО специальности 33.02.01 Фармация, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 501 от 12 мая 2014 года.

_____________________ Н.В.Некрашевич

Зам. директора по УВР

Согласован

Зав. производственной практикой

_______________Е.В. Клименкова

Данный сценарий предназначен для проведения внеклассного мероприятия по МДК 01.01.2 Лекарствоведение (Фармакогнозия), специальность 33.02.01 «Фармация», с целью углубления знаний по МДК 01.01 Лекарствоведение, привитию любви к природе и избранной профессии, развитию интереса к исследовательской, проектной деятельности студентов.

Разработчик:

Собина М.Л., преподаватель ПМ 01.Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

Рецензенты:

Терещенкова М.В. - председатель цикловой методической комиссии профессиональных модулей специальности Фармация ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

Синякова Н.В. – зав аптеки ООО «Индустрия здоровья», провизор

Вступительное слово преподавателя

Вашему вниманию предлагается сценарий итогового занятия кружка по Лекарствоведению в виде внеаудиторного открытого мероприятия «Лекарственные растения в мифах и легендах».

На занятиях по фармакогнозии мы изучаем большой объем информации по лекарственным растениям – это и особенности сбора, сушки лекарственного растительного сырья, химический состав, фармакокинетику и фармакодинамику биологически активных веществ растений, показания к применению и т.д.  Изучая такой огромный поток информации, студенты забывают, что имеют дело с чем-то живым, имеющем свою историю, свой жизненный цикл. Растения, как и мы, имеют свои лингвистические основы названий – имен.

Целью данного мероприятия прежде всего является привить любовь к этой, казалось бы такой сухой фармацевтической дисциплине как «Фармакогнозия», оживить в сознании студентов растения, которые мы изучаем в рамках программы, потому что только к живым объектам мы можем испытывать чувства:

  • любовь – и мы будем любоваться растениями, замечать всю их красоту и великолепие;
  • благодарность – и мы будем признательны им за выздоровление и оказанную помощь;
  • милосердность и сострадание – и мы никогда не уничтожим эти растения, которые так нам дороги, они же живые и они такие же как мы.

Для реализации цели, студентам на выбор были предложены темы 6 проектов: «Горицвет весенний», «Барвинок малый», «Дуб обыкновенный», «Василек синий», «Ландыш майский», «Береза повислая».  По которым они работали малыми группами (3-4 человека).

Основной задачей работы является исследование всех доступных источников информации для выяснения этимологии названий растений, как латинских, так и русских. Помимо научной литературы необходимо было изучить мифы, легенды, фольклор разных народов мира.  В работе студентам пригодились знания уже изученных дисциплин таких как латинский и немецкий язык, ботаника и литература, культурология и история медицины.

Результатом кропотливой работы студентов явились очень интересные, захватывающие, а иногда лиричные проекты, которые представлены в данном сценарии. Каждый проект сопровождается мультимедийной презентацией.

Введение

Ведущий 1. Вероятно, на Земле нет ни одной страны, в которой не существует мифов, сказок или легенд о растениях. И это не случайно. Любуясь красотой великолепных цветов и могучих деревьев, древний человек задумывался о том, какие сверхъестественные силы их породили. Согласно мифологии многих народов растения были созданы всемогущими богами плодородия, которые покровительствовали травам, цветам и деревьям. В Древнем Египте богом растительности был Нефертум, в Древнем Вавилоне - Таммуз (Думузи), в Древней Греции - Деметра, Прозерпина и Дионис, а в Древнем Риме - Флора и Вакх.

Ведущий 2. В мифах о растениях также отразились представления людей о ежегодной смене времен года и единстве жизни и смерти в природе. В Древней Греции существовало несколько так называемых «растительных божеств», которые олицетворяли умирающую и воскресающую природу. Среди них был Гиацинт. С особым почтением к нему относились в городе Амиклы, где в честь Гиацинта отмечался особый праздник -гиакинфий. Во время этого торжества Гиацинту приносили жертвоприношения.

Ведущий 1. Часто легенды и предания возникали благодаря оригинальной, необычной формекорней, листьев, цветков или плодов растений. Например, из-за сердцеобразной формы цветков дицентры, поверья, в которых фигурирует это растение, почти всегда имеют отношение к любви.

Ведущий2. Снежностью и трепетом относились к цветам на Востоке. «Если всю жизнь хочешь быть счастливым, разводи цветы» - сказал один из восточных мудрецов. В японской мифологии особым почтением пользовались четыре «благородных» растения: хризантема, сакура, бамбук, орхидея. Каждое из них символизировало одно из самых прекрасных человеческих качеств - честность, мужество, молодость и дружбу, а также четыре времени года - осень, зиму, лето и весну. Эти растения были воспеты в поражающих своей красотой и лиричностью восточных мифах и легендах, а также в стихотворных строках древних японских и китайских поэтов. Пион был любимым цветком китайцев. Разведение этих растений в Китае всегда считалось занятием, которому покровительствуют боги.

Ведущий 1.Волшебные, чудодейственные свойства во многих культурах приписывались лекарственным растениям. Мифы и сказания о растениях играли важную роль в фольклоре и наших предков - древних славян. Вспомним, например, знаменитый языческий праздник Ивана Купалы, который проводили в пору летнего солнцестояния. Многие знают, что с этим праздником связана легенда о цветущем папоротнике. Однако не всем известно, что согласно тем же преданиям, в ночь на Ивана Купалу всего на несколько мгновений вырастает волшебная разрыв-трава. Древние славяне верили, что с помощью этого чудесного растения можно найти несметные клады и открыть двери любой темницы.

Ведущий 2.Сколько волшебных историй, легенд и мифов можно вспомнить, глядя на те или иные растения. Вот самовлюбленные нарциссы смотрятся в зеркальную воднуюгладь, тут алые адонисы напоминают нам о крови погибшего возлюбленного Афродиты, а дальше раскидистый куст сирени вдруг на мгновение покажется нам испуганной нимфой Сирингой.

Ведущий1.Изобразительное искусство, архитектура, театр и литература тесно связаны с мифологией, поэтому знакомство с мифами и легендами о растениях дает возможность не только углубить знания о флоре, но и расширить свой кругозор в области мировой культуры.

Проект №1. Горицвет весенний

1 ведущая Русское название - горицвет адонис получил из-за своих цветков. Они появляются ранней весной, когда с холмов, лесных опушек, открытых бугров, в степях сходит снег, и тогда издали, кажется, что все вокруг горит золотистым огнем. Узкорассеченые листья адониса «составлены» словно из ниточек, торчат во все стороны, от чего все растение кажется мохнатым - отсюда народные названия волосатик и мохнатик.

Латинское   название   растения   произошло   от   финикийского   слова   аdon -«господин», «владыка». В литературе неоднократно упоминается красивая легенда о растении горицвете, латинское название которого адонис. Эта легенда была очень популярна  в  Древней  Греции,  но  наибольшей  известности  достигла  в  эпохуВозрождения, когда на сюжет легенды о Венере (Афродиты) и Адонисе создавались многочисленные живописные и скульптурные произведения. Легенда об Адонисенаиболее полно изложена в "Метаморфозах" Овидия.

2 ведущая Согласно одному из вариантов легенды, Венера рассердилась на женукипрского царя Кимира за непочтение и внушила его дочери страсть к родному отцу. Царь, не подозревая правды и поддавшись соблазну, вступил с Миррой в связь, но, обнаружив истину, проклял ее. Боги превратили несчастную в дерево мирры, с вечно сочащимся из ран драгоценным ароматным соком. Из треснувшего ствола родился ребенок, которого назвали Адонисом. Мальчик был необыкновеннокрасив. Венера отдала его на воспитание Персефоне, жене бога подземного царстваАида, с условием, что, когда ребенок вырастет, он вернется к ней.

 1 ведущая:Но, когда наступило назначенное время, Персефона не захотела с ним расставаться. Судьей вэтом споре пришлось стать самому Зевсу, который решил, что летом Адонис будет жить на земле с Венерой, а на зиму вместе с Персефоной возвращаться под землю. Счастливая Венера бродила по лесам с Адонисом, умоляя его не рисковать и не охотиться на свирепых зверей - медведей и вепрей. Ревнующая Персефона подговорила Ареса убить Адониса. На земле Адонис часто охотился в горах. Собаки напали на след кабана, и Адонис предвкушал, что охота будет удачной, но его поджидала беда. Между кустами он увидел огромного вепря и приготовился было пронзить его копьем, но Бог войны Арес, в обличий дикого кабана опередив юношу, бросился на него и нанес смертельную рану.

2 ведущая: Адонис погиб, а Венера, горестно оплакивая своего возлюбленного, похоронила его в горах Кипра. Душа Адониса отправилась в царство мертвых к Персефоне. Опечаленная Венера уговорила Зевса, чтобы тот разрешил Адонису проводить часть года на Земле. Зевс уступил просьбе, и Адонис каждую весну стал возвращаться к Венере. И с тех пор, когда Адонис возвращается из подземного царства к своей возлюбленной, на земле раскрываются золотисто-желтые цветки в знак того, что богиня любви и красоты счастлива и чтовесна, любовь и красота царствуют на земле.

1 ведущая:Так в мифе об Адонисе отразилось представление древних людей о ежегодной смене времен года.

Изящный сюжет и возможность показать два прекрасных человеческих существа привлекали внимание художников уже во времена появления легенды. Сюжеты об Адонисе можно найти на античных вазах, фресках Помпеи, затем в средневековой миниатюре. Сцены "Венера и Адонис", "Смерть Адониса", "Венераоплакивает Адониса" вы увидите на картинах Веронезе, Джорджоне, Тициана, Тинторетто, Рубенса, Пуссена и многих других живописцев. Не обошли вниманием этот сюжет и скульпторы - Какова, Торвальдсен, Роден и другие.

В европейской поэзии и драматургии сюжет о любви богини и прекрасногоюноши разрабатывали Шекспир, Лопе де Вега, Лафонтен и другие писатели.        

2 ведущая:В Сирии и Финикии были популярны пышные празднования в честь Адониса -- адонии. Праздники, посвященные прекрасному возлюбленномуАфродиты,  существовали  и  в Александрии.  В   Греции в память об Адонисе женщины весной и осенью сажали так называемые «садики Адониса» - растения в  горшках, которые быстро распускались, и быстро увядали. Такая недолгая жизнь растений символизировала мимолетность жизни человека.

Проект №2. Барвинок малый

1 ведущая:Хотя и наступает весна, но кое-где еще лежат хлопья снега, возле

которых   появляется   барвинок,   синий   пятилепестковый   цветок   с   твердыми блестящими листьями.

Латинское название этого растения - Vincа - произведено от глагола «обвивать». Красивая древнеримская легенда рассказывает нам об этом растении.

Сценка:

Однажды Флора спустилась на землю, склонилась перед фиалкой и стала одаривать её ласками. Она разгладила фиалке лепестки и наделила её нежным запахом.

Барвинок:Увидев это, барвинок стал просить Флору чем-то отличить и его, ну хотя бы дать такой же, как у фиалки, запах.

Флора:Флора отказала.

Барвинок:- Тогда дай мне какой-нибудь дар, который сравнял бы меня с фиалкой,    - попросил цветок. - Я так похож на фиалку цветом, но её все любят, а меня - никто.

Флора:- Хорошо, - снизошла Флора, - Ты будешь цвести вечно, даже тогда, когда  фиалка отцветет.

Барвинок:- Но если ты выполнила первую мою просьбу, - не унимался барвинок, -не откажи и во второй. Сделай мои цветы более крупными, чем цветы фиалки...

Флора:- Хорошо, я исполню и это, - недовольно ответила Флора, - но помни, величина всегда была противоположностью глубины, - сказав это, Флора хотела " удалиться, но барвинок осмелился попросить её о третьем одолжении:

Барвинок:- Дай мне имя, Флора.  Без имени я - все равно, что бродяга.

Флора:- Ах, несносный! - воскликнула Флора с раздражением. Ты хочешь, во что бы то ни стало победить свою скромную соседку. Так пусть же имя твое будет выражением   твоего   упорного   характера… Отныне   ты   будешь   называться «Первинка-победитель».

2 ведущая:Неувядаемому растению издавна приписывалась особая волшебная сила. С барвинком связано множество примет, имеющих отношение к замужеству. В Австрии и Германии его использовали для гадания на суженого. В некоторых других странах барвинок символизирует счастье и согласие молодых супругов, а также охраняет дом от удара молнии. Цветы барвинка, собранные между Успением и Рождеством Богородицы, якобы обладают свойством прогонять нечистую силу, поэтому в старину их носили на себе или вешали над входной дверью.

1ведущаяВ средние века в суде с помощью барвинка проверяли, не имеет ли обвиняемый связи с дьяволом. Венки из барвинка малого (его называли "фиалкой мертвецов", так как из него плели венки на могилы), повешенные над входом, помогали обнаружить ведьму. Всеми этими магическими свойствами барвинок обязан своей удивительной жизненной силе - он живет, пока остается хоть капля воды в вазе (а другие цветы букета уже давно засохли), и если его вынуть из вазы и воткнуть в землю, то он быстро пустит корни.

2ведущая:Листья барвинка отличаются удивительной прочностью и живучестью, сохраняя свежий вид даже под снегом, — вот почему перенесенный из леса в сады и парки барвинок стал символом жизненной силы, а посаженный на кладбищах - символом вечной любви и доброй памяти.

Широко используется образ этого цветка и в текстах народных песен.

* * *

Озябшие степи. То дождик, то ветер,

То солнца полуденный зной.

Окрасил все степи, как небушко светел,

Барвинок цветет голубой.

1ведущая:Барвинок был любимым цветком французского писателя, философа и просветителя 18 века Жан-Жака Руссо. В юности он был страстно влюблен и женщину, которая укрывала его от преследования швейцарских властей в своем доме. Её звали госпожа де Варан. Однажды Руссо и его возлюбленная вместе путешествовали. Госпожа де Варан заметила цветущий барвинок и радостно вскрикнула: «Вот барвинок ещё в цвету!». Этот, казалось бы, незначительный эпизод остался на всю жизнь в сердце Руссо, как остаются в душе любимого человека воспоминания о первой любви. В родном городе писателя – Женевеблагодарные потомки воздвигли ему замечательный памятник. Он находится на островке, который носит имя Жан-Жака Руссо. Вся прилегающая к памятнику территория засажена синими, скромными цветами. Они были так дороги Жан-Жаку Руссо.

Проект №3. Дуб обыкновенный.

1 ведущая:

Могучий дуб, раскинув крону

На перекрёстке двух дорог

Стоит, и по своим законам

Его ведёт по жизни бог.

Машина времени природы,

Энциклопедия веков.

Что пережил, какие годы -

Авторитет для стариков.

Дуб знает всё. В его корнях

И под израненной корою,

Статистика о жутких днях,

Происходивших здесь порою.

Я прихожу к нему и знаю,

Я знаю, дуб заговорит.

А рассказать о многих тайнах

Он сам желанием горит.

2 ведущая:У многих народов дуб считался самым красивым деревом, и к нему относились с почтительностью и любовью. На латинском языке недаром дуб так и называется "красивое дерево".

                       * * *

Маститые, ветвистые дубы.

Задумчиво поникнув головами.

Что старцы древние на вече пред татами.

Стоят, как бы решая их судьбы...

1ведущая:О долголетии дубов ходят легенды. В Запорожской Сече сохранился дуб, под которым Богдан Хмельницкий напутствовал своих воинов: «Будьте, хлопцы, в бою такими же крепкими, как этот дуб!», а в Санкт-Петербурге растут дубы, посаженные еще Петром Великим. В селе Тригорском Псковской области растет воспетый А. С. Пушкиным дуб:

                                 * * *

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

2 ведущая:В Древнем Риме военнослужащие, отличившиеся на службе, награждались венком из дубовых листьев и желудей. Интересно, что и сейчас в некоторых странах дубовые листья используются в качестве военных знаков отличия.

По свидетельствам историков наши далекие предки пекли из желудей хлеб и готовили лечебный напиток, напоминающий кофе.

В глубокой древности люди посвящали дубы наиболее могущественным

богам: Греки - Аполлону - богу солнца, наук и искусств; Римляне - Юпитеру - богу неба, дождя, грома и молнии; Славяне - Перуну.

1ведущая:Древние славяне вырезали статуи Перуна - бога грома и молнии -непременно из дуба (его так и называли Перуново дерево). А перед вырезанным идолом жгли неугасимый «живой огонь из дубового дерева», добытый трением дубовых палочек. Этот огонь ежегодно возобновлялся в Иванову ночь. Вообще-то дубы из боязни прогневить богов громовержцев не рубили ни Древние греки и Римляне, ни древние германцы и славяне. Возможно, поэтому и сохранились представители дубового племени в наши дни. Когда Эрисхитон, сын Триопа, вырубил священную дубовую рощу, Деметра наслала на него неутолимое чувство голода. Он съел все продукты в доме, домашний скот и даже кошку, продал дочь в рабство, а когда денег не осталось, стал есть свое тело.

2ведущая:Наши  далекие  предки       древние  славяне       жили  в  единстве  с  окружающей их природой и покланялись деревьям. Однако не к многим деревьям они относились с таким же почтением, как к дубу, который олицетворялся с богом громовержцем Перуном. Согласно древнему славянскому мифу, ещё до сотворения мира, когда не было ни Земли, ни Неба, н синем море находился огромный дуб, на котором сидели два голубя. Они спустились на дно моря и достали песок, камни и звезды.   Из них и были созданы Земля и Небо. Наши предки поклонялись дубу, в шорохе и шелесте листьев они слышали ответы на волнующие их вопросы, просили здоровья, победы в бою, хорошего урожая: «Сохрани, пращур, наши злаки от бури, града и палящего солнца! Защити от злых хазар и печенегов род наш - детей своих». Дуб был первым хлебным растением. 5000 лет назад в трипольских поселениях хлеб пекли из растертых в муку желудей, а у римского поэта Виргиния есть такие строки:«Землю железом пахать научила Церера в пору, когда по священным лесам оказалась нехватка в ягодах и желудях...»

1ведущая:В языческие времена карпатские славяне были убеждены, что дубы существуют со времен сотворения мира. Плиний Старший тоже верил в это.

Он писал: «... Дубы... не тронутые веками, одного возраста со вселенной, они поражают своей почти бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира».

В латышском фольклоре часто упоминаются дубы. Они символизировали мужество, выносливость, мудрость и долголетие. В древности латыши олицетворяли   у дуб со своим главным Богом - громовержцем Перконсом.

В скандинавской культуре дуб и его плод - желудь - были символами Бога
Тора.        

На Руси дуб выступал и в роли охранителя: из дубов создавали засеки -
раскинутые   на   сотни   верст   цепи   поваленных   деревьев.   Засеки   становились
труднопреодолимой преградой на пути движения батыевой конницы, а спустя
столетия - танковых немецких дивизий.        

Русское родовое название дуб происходит от древнего праславянского слова, означающего «дерево», а точнее — «единственное в своем роде, главное дерево».

2 ведущая:Сколько сказок у разных народов о дубе с золотыми желудями, под которым скрыты богатые клады, под которым ларец со смертью Кощея; о дубе, на ветвях которого висит хрустальный гроб со спящей красавицей! Почему именно с дубом связано столько сказок, преданий, легенд, суеверий? У дуба могучий ствол с извилистыми, толстыми, как мускулистые руки, ветвями, жесткие, резко очерченные листья. Все это вызывает представление о мужестве, упорстве, силе.

Особенно сильное впечатление производит это дерево во время грозы на фоне черных туч, при свете молний, неколеблемое ветром. Мощь дуба и порождала у наших предков фантастические образы, связавшие с ним бога грома и молнии Перуна. Этот облик дерева породил и тысячи сказок.

***

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

Проект №4. Василек синий

1 ведущая:Наибольшей любовью из всех европейских народов василек пользовался у немцев. Особенную популярность в Германии это растение приобрело после того, как оно сделалось любимым цветком императора Вильгельма 1 и его матери, королевы Луизы. Во времена наполеоновских войн, королева Луиза бежала из Берлина и укрылась в Восточной Пруссии, проводя лето и зиму и небольшом поместье. Именно здесь, гуляя с сыном Вильгельмом 1, и дочерью, принцессой Шарлоттой, ставшей в последствии императрицей и матерью Александра 11, королева Луиза обратила внимание и полюбила васильки, ставшие для каждого из членов семьи любимцами, предвестниками светлого будущего.

2 ведущая:  В этой стране существует множество поверий и обычаев, связанных с васильком. Стебель и чашечка василька покрыты беловатыми, похожими на нити плесени волосками, поэтому среди сельских жителей было распространено такое поверье: в доме, где стоят васильки, быстро плесневеет хлеб. Раньше во многих деревнях называли ziegenbock (козлом) и считали олицетворением полевого лешего, который, согласно поверью, обитает в цветках васильков и нападает на нерадивых жнецов. Поэтому, когда молодые крестьянки шли в поле жать, их отцы и матери предупреждали: «Берегитесь ржаного козла!» В некоторых странах Европы в роли полевого демона, живущего в васильках, вместо козла выступал волк.

1ведущая:Научное название рода дано растению Карлом Линнеем в честь кентавра Хирона древнегреческого мифологического героя полулошади и получеловека, «самого справедливого из всех кентавров», как называл его Гомер.Хиронкототый был учителем или другом многих героев (Нестора, Ахиллеса, Ясона) хорошо знал растения и сообщил эти знания аполлону. Согласно мифу Аполлон попросил Хирона воспитать его сына Асклепия (в латинской форме Эскулапа) покровителя врачей и врачебного искусства. На горе ПелионХирон обучал Асклепия распознавать лекарственные растения, и вскоре способный ученик превзошел своего учителя .Хирон знал и высоко ценил василек луговой за его свойства заживлять раны. Он исцелил им многих героев, но не смог исцелить себя, когда был случайно ранен стрелой, смазанной ядом Лернейской Гидры и пущенной его близким другом Гераклом во время охоты на Эриманфского вепря. Хирон так страдал, что, желая смерти, отказался от бессмертия в пользу Прометея и умер.

2ведущая:Происхождение русского названия этого растения объясняет старинное русское поверье.

Сценка:

Василь: Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном - Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке - умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться.

Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает.

Русалка: -        Ах, - шепчет русалка, - если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой!

Василь: Когда Василь увидел русалку, услышал ее слова, наотрез отказался покинуть свою землю, свое поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту.

Русалка: -        Тогда, - рассердилась красавица, - не доставайся ты никому! Стань цветком на своем поле!

Василь: Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком - в память об исчезнувшем юноше.

С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.

2 ведущая:Видовое научное название образовано от греческого темно-синий и указывает на окраску цветков. Одна из древнеримских легенд рассказывает о красивом юноше Цианусе, который так любил синий цвет, что предпочитал его любому другому, но неожиданно умер и был найден среди хлебного поля. Богиня Флора, которую он при жизни очень почитал, превратила его в василек.

Русское   родовое   название   василек   происходит   от   греческого   слова   и буквально означает «царское зелье».

Вполне возможно, что название василек связано с популярным в народе именем Василий.

1 ведущая:Существует ещё одна легенда, рассказывающая о любви Неба и Земли.

Сценка:

Небо:

Колосилась рожью нива,

Плодородна и красива.

И сказало небо ей:

С доброй помощью моей

Ты дождем всегда полита,

Снегом до весны покрыта,

Солнышка теплом согрета.

Почему же нет ответа?

Все благодарят меня:

Птицы, песнями звеня,

Лес листвою шелестит,

Аромат цветов пьянит.

Нива:

Отвечала небу нива:

- Говоришь ты справедливо.

Я скажу тебе открыто,

Только, ты не будь сердито.

Как мне быть не знаю я.

В этом и беда моя.

Я отдам тебе всю ласку,

Подарю колосьев связку.

Докажу свою любовь

Зацвету я вновь и вновь.

Небо:

Небо приняло решенье -

Вниз спустилось, на мгновенье.

Чудо! Правда ведь?! Скажи?! -

Васильки цветут во ржи,

Голубым чудесным цветом

Осенью, весной и летом.

К ним колосья наклонились,

Голоса их нежно слились...

1 ведущая: С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба - василькам, и шепчут им нежные слова любви.

Проект №5. Ландыш майский

1 ведущая:

Проснулся лес, весной разбуженный,

Деревья в мареве парят.

Веселых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

В рассветный час, сырой и сумрачный,

Когда роса во тьме блестит,

Горят фарфоровые люстрочки,

Да так, что глаз не отвести.

И дуют ветры прокалённые,

И дождик хлещет на цветок,

Но лес зелёными ладонями

Прикрыл дрожащий стебелёк.

2 ведущая: Когда солнышко разливало тепло вокруг себя, навстречу его лучам из еловой тени протянул широкие листья маленький серебристый ландыш. Понежился несколько мгновений и начал петь гимн весне. Стебелек ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевёрнутыми горлышками вниз. И из каждого кувшинчика в изобилии льётся тончайший, ни с чем не сравнимый аромат. И всё вокруг млеет от удовольствия, принимая душистые ароматические ванны. Может показаться, что колеблимые ветерком цветы словно с кем-то перешёптываются. По немецкому преданию, они перешёптываются с весной. Весна наделила ландыш любовью к жизни, и он всегда благодарит её тёплыми ласковыми словами.)

1 ведущая: После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков появляется  крупная красная ягода. Легенда уверяет, что это не ягода вовсе, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с Весной. Весна, хоть и полюбила ландыш, но не на долго. Вечно молодая, она очень непоседлива. Всю свою жизнь путешествуя с юга на север, она не находит себе покоя и, рассыпая всем ласки, ни с кем долго не задерживается, мимоходом она приласкала и ландыш. Однако вскоре ушла и оставила весенний цветок жаркому лету. И ландыш поник от горя, маленькие цветочки его опали, и на их месте вылились огненно-красные слёзы-ягоды.

2 ведущая:А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношуСадко, а он отдал свое сердце любимице лесов и полей Любаве. ОпечаленнаяВолхова вышла на берег и стала плакать, и там где падали слезинкицаревны,выросли ландыши - символ чистоты, любви и грусти. С тех пор на Руси ландышсимволизирует скрытую любовь. Если белоснежные иароматные цветки ландышаолицетворялись  с  чем-то  радостным  и  прекрасным,  то  его  ягоды   но   многихкультурах символизировали печаль по утраченному.

1 ведущая:В одних древних сказках ландыш - это бусинки с рассыпавшегосяожерелья Белоснежки, в других - счастливый серебристый смех русалки Мавкижемчужинами раскатившийся по лесу, когда она впервые ощутила радость любви.В-третьих ландыш не что иное как солнечные зайчики, которыми по ночам гномыпользуются как фонариками.

2 ведущая: В древней Греции считали, что в цветки ландыша превратились капельки пота, упавшие со знойного тела охотницы Дианы. Согласно древнегреческому мифу богиню охоты Диану во время одной из её охотничьих прогулок захотели поймать фавны. Они её подстерегли, но богиня бросилась бежать. С её разгоряченного лица разлетались капельки пота. Они были необычайно ароматны. И там, куда они падали, вырастали ландыши.

Испокон веков ландыш ассоциируется с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Их очень любил П.И. Чайковский. Он  посвятил цветам стихи, которые затем были переложены на музыку композитором Антоном Аренским.

1 ведущая: С маленьким весенним цветком связаны не только легенды, стихи и сказания, но и многие празднества, в период цветения ландышей проводились народные гуляния в древней Германии, на которых ландыши посвящались богине зари и вестнице весны Остаре. Парни и девушки собирались на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы в руках не увядали. Тогда они бросали их в костер, принося в жертву богине.

С приходом христианства Остару сменила Пречистая Дева. В большинстве преданий, связанных с ландышами, речь идет не столько о радости, связанной с приходом весны, сколько о печали, навеянной очертаниями цветка и красным цветом плодов.

2 ведущая: С 17 века отмечаю г праздник ландышей французы, который по традиции проводится накануне первого майского воскресенья. Перед праздником молодежь идет в лес за ландышами, украшает ими комнаты, подоконники, а затем устраивает пиршества и танцы. Юноши, приглашая девушек на танец, подают им букетик ландышей. И если девушка принимает приглашение, она возвращает пареньку в обмен свой ландышевый букетик, а иногда этот скромный подарок соединяет их на всю жизнь. Давая согласие на брак, невеста букетик ландышей суженного, прикладывает себе на грудь. При отклонении предложения - бросает его на землю. День первого мая во Франции называется днем ландышей, когда цветки, как и гвоздики, прикалывают к одежде, символизируя солидарность трудящихся.

1 ведущая: Название растению дано Карлом Линнеем и в переводе с латинского Convallariamajalis означает — лилия долин, цветущая в мае. Именно так называется ландыш в латинском переводе библейской ветхозаветной книги «Песнь песней»: «Я цветок поля, лилия долин». Эти будто зачарованные серебристые колокольчики, повисшие на стройных цветоносах средь зеленой листвы, любимы у многих народов мира.

Русское название рода ландыш этимологи связывают со словом «гладкий, гладыш», имея в виду большие гладкие листья растения

2 ведущая:

 ***

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит;

Мне кажется, его задень —

Он тихо зазвонит.

И этот звон услышат луг,

И птицы, и цветы...

Давай послушаем, а вдруг

Услышим, — я и ты?

Береза повислая

1ведущая:

Без березы не мыслю России, -

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы - вся Русь рождена.

Под березами пели, женили,

Выбирали коней на торгах;

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были березы в ногах.

Поэтому, знать, березы весною

Человеческой жизнью живут:

То смеются зеленой листвою,

То сережками слезы прольют.

2ведущая:Родовое    название    дерева    образовано    от    латинского    глагола, переводимого как «бить» или «сечь» - напоминание о горькой судьбе не очень радивых школьников в прошлом, которым случалось отведать «березовой каши». Березовые ветки использовались с древнейших времен как "лекарство" против непослушания.

В одном из первых русских букварей, изданном в 1697 г., восхвалению березовых веток посвящены такие строки:

Розга ум вострит, память возбуждает

И волю злую к благу прелагает.

Наказание розгами в школах сохранялось почти во всех странах до начала XX в.

1ведущая:В европейских языках чаще встречается перевод родового названия как «белотелая»,  намекая  на  белый  ствол  этого  дерева.  Русское  название  березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека. На Руси береза издревле являлась символом грациозности и чистоты, который олицетворяет русскую природу и русскую женщину.

Хороша ты любою порою

И недаром всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Называли повсюду тебя.

И недаром тебе лишь вручали

Все невесты отчизны моей

И девичьи мечты, и печали

Словно старшей подруге своей.

2 ведущая:Береза - символ России. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Тихо стоят березы у солдатских могил, как свидетели страшной трагедии Великой Отечественной войны.

Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей как символу Родины.

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой отечественной войны.

За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп

Я узнал солдатские березки,

У которых рыл себе окоп.

 И невольно вспомнил, как стонали

Ветки от их взрывов и огня...

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

С той поры с любовью о березках

"Говорили часто мне бойцы:

"Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез".

1ведущая:Березка приносит людям радость и свет и является лечебным средством при различных недугах. Быть ей на просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская.

Опять о них, кудрявых и белесых....

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси,

"Россия" - шепчут мне березы,

"Россия" - шепчут камыши,

"Россия" - ключ журчит в ложбинке,

И я им тихо вторю: "Русь".

Мне не трудны твои нагрузки:

Я в поле рос, я чубом рус,

И я люблю тебя по - русски,

Моя березовая Русь!

2 ведущая:Белоствольная, с развевающимися на ветру зелеными кудрями, веселая береза.— самое любимое русское дерево. И недаром с глубокой древности у всех славянских народов весной чествовали березу. "Березыньку кудрявую" украшали разноцветными лентами и вокруг нее водили хороводы или одевали срубленную к   березу в женское платье и с песнями носили по деревне. Иногда такую березку изображала самая красивая девушка, обвитая березовыми ветками. Сколько песен сложено народом о березе, сколько посвящено ей русскими поэтами  стихов, сколько написано картин, изображающих березовые рощи!

 О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы!
А. К. Толстой

1 ведущая:Сюжет   о   превращении   русалки   или   обиженной   родственникамидевушки в березу встречается во многих славянских сказках или легендах. Одна из них повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она    выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тот час   ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог Хорс появился на небе на своей солнечной  колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в неё без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил её. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.

2 ведущая: В древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой. Например, по случаю рождения ребенка сажали у дома молодую березку. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в доме, оградить от напастей. С помощью ветвей березы девушки гадали на суженного.

Во многих народных легендах береза выступала, как благословенное дерево. Вместе с тем, существовали поверья, что береза - проклятое Богом дерево. Согласно  карпатским обычаям, если женатый мужчина посадил у себя во дворе дерево, вскоре кто-нибудь из его семьи умрет.

1 ведущая: Береза издавна широко используется человеком. Об этом говорится в  старинной загадке. Попробуем отгадать:

"Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья:

 первое — больным на здоровье (банный веник),

другое — от тьмы свет (лучина),

третье — дряхлых пеленанье (связывание берестой битых горшков),

а четвертое — людям колодец (березовый сок)"

2ведущая: Древние славяне писали на коре березы - бересте. В Древнем Новгороде, который прославился своей высокой культурой, было найдено много посланий процарапанных на бересте. Было время, когда в северной Италии новогодним деревом считалась не пушистая елка, а белоствольная береза. Береза является эмблемой Эстонии.

Существует и сказка про березу - Разговорчивая березка

Сценка:

Ведущая: Разговорились как-то деревья на ветру о своем житье-бытье: у кого из них семена самые легкие, кого ветер да солнышко любят, в ком пользы для людей больше, да мало ли о чем деревья разговоры между собой вести могут. Самой разговорчивой в тот день березка оказалась. Была она и вправду деревом удивительным, так что было ей о чем рассказать.

Березка: — Знаете, как меня называют? Деревом ветра и солнца. В тени я плохо расту, болею часто и погибаю. С ветром же я крепко-накрепко связана. Посмотрите, у меня совсем нет крепких и мощных веток, как у дуба, ясеня или липы. Да они мне и не нужны. Ведь больше всего на свете я люблю на ветру качаться, а крепкие ветки ветру раскачивать тяжело. Правда к старости у нас, берез, веточки нередко книзу свисают, но мы к этому привыкли. Вволю наиграемся с ветерком в молодые годы, нестрашно потом и умирать.

Липа: Липа посочувствовала березке:

- Да, у других деревьев ветви только силу набирают, ввысь тянутся, а у тебя, подружка, к этому времени все веточки уже ломкие да старые. Видно, достается им от ветра-шалуна.

Березка:  Березкаобстоятельно объяснила:

— Не ветер в том, липушка, виноват, — так уж я устроена. Ветер же, наоборот, первый мой помощник. Меня весна-красна в мае сначала сережками украшает, а затем уж лиеточками. Если бы не ветерок, я и деток-семян бы не заимела. Прилетает он ко мне и давай качать да встряхивать сережки мои, пыльцу в воздух поднимать. Попадает пыльца на те из моих сережек, в которых семена должны вызреть, и зарождаются в них будущие березки. Получается, что ветерок этим семенам отцом приходится. Каждую весну это повторяется: не успею зацвести, а ветер тут как тут. Скучает он без меня: слишком уж я красива — вся с ног до головы в золотистых сережках, будто в дождевых струйках.

Сережки мои, в которых семечки зреют, поначалу неприметные. Они на моих ветках вертикально стоят, будто свечки. А летом, как созреют, они толстыми становятся, переворачиваются и книзу свисают. Ветер и их вниманием не обходит. Каждое семечко имеет два прозрачных крылышка и на крошечную бабочку похоже. Его даже называют крылинкой. Ветер всех крылатых любит, вот и старается он, усыпает все вокруг моими бабочками-семенами.

Липа:  Липауважительно на березку посмотрела и говорит:

-        Правда, березка, ты ветрова дочка. Я каждую осень удивлялась, как это твоим
крылаткам удается все вокруг усеивать. Теперь я понимаю, кто им помогает.

Березка:Обрадовалась березкалипкиным словам:

-        Да; да, липка, ветерок мне во всем помогает. Мне даже кажется, что жуки да
гусеницы на мне потому не селятся, что слишком неуютно им на постоянном ветру.
Вот я и не болею почти ничем. Наоборот, сама лечить могу. Люди это знают, идут
ко мне за лекарствами: кто чай из моих листочков заваривает, кто веник для баньки
из веток собирает, кто сок березовый по весне пьет. В голодные годы из моей коры
даже хлеб пекли. А еще из моей коры деготь получают.

Дуб: Тут дуб в разговор вмешался:

-        Да, березка, кора у тебя — удивительная. На вид хрупкая такая, а на самом деле
по прочности с моей, дубовой, сравнится. Я тебя за кору твою особенно уважаю.

Березка: Березкатут же добавила:

-        Знаете, через мою кору вода не проходит, и дубильных веществ в ней много -
вот она и не гниет совсем. Как только кору мою не используют: и сумки, и пояса, и
сосуды для питья, и даже обувь из нее делают; и крыши домов ею покрывают, чтобы
не протекали; и бревна, прежде чем в землю воткнуть, моей корой обматывают,
чтобы не гнили долго. В древности люди даже писали на моей коре.

Черемуха:Тут черемухане удержалась:

-        Березка, хоть ты и дружишь с ветром, и семена твои крылатые, и кора твоя
прочная на удивление, нет у тебя цветочков и ягод, как у меня, например. Чтобы
насладиться ароматом моих цветов, по весне люди специально в лес идут.

Березка:Возражает березка:

-        У меня нет ни цветов, ни ягод, но неужели вы не замечали, какой смолистый
запах от меня исходит — даже мои голые веточки, и те благоухают. Это потому, чтомои листики и кора покрыты пленками из бальзама.

Ведущая: Разговаривают деревья, ветками из стороны в сторону качают. Узнали они березку получше и протянули к ней свои ветки, в знак уважения.

Когда будете по лесу идти, присмотритесь к деревьям. К кому все другие ветками тянутся, тот что-то интересное рассказывает. Как вы думаете, что?

Музыка: Безруков + «Любэ» - «Березы»

Отчего так в России берёзы шумят?

 Отчего белоствольные всё понимают?

 У дорог прислонившись по ветру стоят

 И листву так печально кидают.

 Я пойду по дороге, простору я рад,

 Может это лишь всё, что я в жизни узнаю.

 Отчего так печальные листья летят,

 Под рубахою душу ласкают?

 А на сердце опять горячо-горячо,

 И опять, и опять без ответа.

 А листочек с берёзки упал на плечо,

 Он как я, оторвался от веток.

Конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого внеаудиторного мероприятия "День народного единства"

В ходе проведения данного мероприятия планируется достижение следующей цели: Формирование у обучающихся знаний об истоках празднования Дня народного единства.Основные задачи:-     ...

Лекарственные растения при сахарном диабете

Лекарственные растения при сахарном диабете...

Статья "Значение лекарственных растений в лечении сахарного диабета"

Значение фитотерапии и применение дикорастущих и культурных растений для снижения уровня глюкозы в крови и их роль в улучшении углеводного обмена....

«Исследование весенних лекарственных растений Баймакского района и их применение»

Я живу в городе Баймак. Это красивое место, есть река Таналык и Графское озеро, красивые леса, там растут разные растения, многие из которых имеют лекарственные свойства. Это прежде всего – можжевельн...

Экологический проект "Лекарственные растения"

В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что воспитанницы не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества....

Проект «Лекарственные растения» старшая группа

Проект«Лекарственные растения»старшая группа...