Опорный конспект к теоретическому занятию по гигиене и экологии человека «Методы, формы и средства санитарного просвещения»
план-конспект урока

Пурясева Елена Олеговна
Санитарное просвещение – это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на распространение среди населения знаний и навыков, необходимых для охраны и укрепления здоровья, предупреждения болезней, сохранения активного долголетия, высокой работоспособности, воспитания здоровой смены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_formy_i_sredstva_sanitarnogo_prosveshcheniya.docx846.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №5»)

ТЕМА 7.2.1

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 19

ОП.06. ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА: ФЕЛЬДШЕР

ПУРЯСЕВА ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ  ПЕРВОЙ   КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

МОСКВА 2020

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ «МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»

Санитарное просвещение – это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на распространение среди населения знаний и навыков, необходимых для охраны и укрепления здоровья, предупреждения болезней, сохранения активного долголетия, высокой работоспособности, воспитания здоровой смены.

Основные принципы санитарного просвещения Российской Федерации:

  • Государственное значение.
  • Научный подход.
  • Доступность мероприятий для слоев населения.
  • Массовый охват всех целевых аудиторий.

Задача санитарно-просветительной работы – учить людей, как сохранить здоровье, как предупредить болезнь.

Ведущим направлением санитарного просвещения является пропаганда здорового образа жизни, которая охватывает все разделы гигиены:

  • личную,
  • общественную,
  • жилища,
  • питания,
  • воспитания,
  • труда в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве,
  • умственного труда,
  • борьбу с травматизмом,
  • профессиональными болезнями.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования.

Другое важное направление санитарного просвещения – пропаганда мероприятий по профилактике болезней и борьбе с ними:

  • профилактика сердечно-сосудистых (атеросклероз, гипертоническая и ишемическая болезни и др.);
  • онкологических заболеваний, особенно предраковых состояний;
  • противовенерическая;
  •  противотуберкулезная пропаганда,
  • профилактика простудных заболеваний.

Важная роль в формировании ЗОЖ принадлежит его пропаганде. Цель пропаганды ЗОЖ заключается в формировании гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

http://www.ugorizont.ru/wp-content/uploads/sites/39/2018/07/mosletogl29.jpg

Важнейшими направлениями пропаганды ЗОЖ следует считать:

- пропаганду факторов, способствующих сохранению здоровья, - личной гигиены, гигиены труда, отдыха, питания, физкультуры, гигиены половой жизни, медико-социальной активности, гигиены окружающей среды и др.;

- пропаганду мер по профилактике факторов риска, пагубно влияющих на здоровье, - избыточного потребления пищи при недостаточной физической нагрузке, злоупотребления спиртными напитками, употребления наркотиков, курения табака и т.д.

ДЛЯ ПРОПАГАНДЫ ЗОЖ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ:

Рис. 1. Формы пропаганды здорового образа жизни

Наиболее широко используемое средство устной пропаганды – лекция. Лекции по охране здоровья обычно читают врачи. Однако это не исключает возможности привлечения к этой деятельности и наиболее подготовленных фельдшеров и акушерок ФАП. Читаются лекции и ведутся беседы в сочетании с другими средствами санитарного просвещения (организация выставок на соответствующую тему, распространение санитарно-просветительной литературы).

Беседой можно назвать 10-15-минутное выступление медицинского работника в актовом зале, жилом доме, в мастерской и т.д. За основу беседы берут материал организационного, практического характера, построенный на конкретных фактах, примерах.

https://pbs.twimg.com/media/Dy377cWWoAEg2qX.jpg

Задача таких выступлений – рассказать, что и как надо делать для предупреждения болезни и т.д. Метод устной пропаганды больше, чем другие, широко применяется при проведении занятий в кружках, на курсах в школах здоровья, предусматривает плановое распространение медицинских знаний, систематическое гигиеническое воспитание населения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/02/otkrytoe-zanyatie-po-teme-zdorovya.jpg

Основные направления гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста следующие:

- создание оптимальных условий внешней среды для правильного физического и психического развития ребенка; в решении этой проблемы принимают участие семья, педагоги, медицинские работники и технический персонал дошкольных учреждений;

- воспитание осознанных и прочных гигиенических навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья и обеспечивающих культуру поведения ребенка;

- систематическая санитарно-просветительная работа с родителями; ее проводят педагоги и медицинские работники дошкольных учреждений.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ

Санитарное просвещение в школах складывается из следующих взаимосвязанных и взаимодополняющих разделов:

  1. Гигиеническое воспитание школьников:
  • последовательное и систематическое преподавание на уроках основ гигиены согласно учебной программе;
  • внеклассная и внешкольная санитарно-просветительная работа;
  • воспитание инициативы и самодеятельности учащихся в охране и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих;
  • систематический контроль и наблюдение за тем, чтобы учащиеся выполняли гигиенические рекомендации на практике;
  1. Санитарное просвещение родителей;
  2. Гигиеническая подготовка педагогов и технического персонала.

http://www.yamalcmp.ru/images/cms/data/rezultati_oprosov/hfwnj8vcalo1.jpg

Классную гигиеническую подготовку учащихся проводят педагоги, внеклассное гигиеническое обучение в школе – педагоги, медицинские работники школ.

Для этого в школах организуются месячники, утренники и дни здоровья, тематические вечера, медицинские викторины, КВН; плановые беседы или лекции для учащихся старших классов в лекториях здоровья и по школьному радио.

УЧРЕЖДЕНИЯ

Научным и методическим центром санитарно-гигиенического просвещения является Центральный НИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни.

В учреждении проводятся исследования по направлениям:

  • Медицинские и социальные аспекты ЗОЖ.
  • Совершенствование системы и методов санитарного просветительства.
  • Просветительная работа по охране здоровья женщин и детей.

 Просветительная и воспитательная работа - обязательная часть деятельности каждого медицинского учреждения и всех медработников. В Российской Федерации все лечебно-профилактические организации обязаны проводить соответствующие мероприятия, направленные на воспитание населения. Основная деятельность по санитарно-гигиеническому просвещению находится в компетенции центров профилактической работы, а также специализированных кабинетов профилактики при амбулаториях и поликлиниках. Также свою лепту в организацию просветительства вносят международные организации (Общество трезвости, Красного Креста и т.д.).

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО В ПОЛИКЛИНИКАХ

Первичными подразделениями службы формирования ЗОЖ являются отделения (кабинеты) профилактики. Их организуют в составе территориальных поликлиник, поликлинических отделений центральных районных (городских) больниц, диспансеров. По решению органа управления здравоохранением аналогичные подразделения могут создаваться в других ЛПУ.

методы санитарного просвещения

Организационно-методическое руководство деятельностью отделений (кабинетов) профилактики осуществляет региональный Центр медицинской профилактики.

Отделение (кабинет) медицинской профилактики возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготовку в области медицинской профилактики.

Основные задачи отделения (кабинета) профилактики:

- обеспечение взаимодействия ЛПУ с региональным центром медицинской профилактики;

 - организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников ЛПУ по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний, ЗОЖ;

- обеспечение специалистов и населения информацией по вопросам охраны здоровья, в том числе с помощью средств массовой информации;

- изучение и применение знаний по вопросам профилактики заболеваний, формирование ЗОЖ у населения путем проведения социологических опросов;

 - внедрение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний, гигиеническому обучению и воспитанию населения и др.    

В периоде диспансеризации здоровым людям рассказывают о преимуществах здорового образа жизни, даются рекомендации о доступных видах физической нагрузки, советы по системе питания, и проводится агитация по борьбе с вредными привычками.

Гражданам с выявленной угрозой появления патологии врачами поликлиники даются советы по профилактике заболеваний, рассказывается о первых признаках и симптомах болезни, обязательно вручается памятка с систематизированным материалом о правилах и коррекции гигиенического поведения. Пациентов с хроническими заболеваниями ставят на учет, приглашают на занятия и лекции. В ходе этих мероприятий больным рассказывают о способах доврачебной самопомощи, дают рекомендации по поддержанию здоровья и профилактике обострений болезни.

В поликлиниках активно используется наглядная агитация – уголки здоровья, плакаты с призывами вести здоровый образ жизни, возле кабинетов специалистов размещают материалы с информацией о наиболее распространенных заболеваниях и способах их профилактики. Врачи проводят индивидуальные беседы с пациентами, отвечают на все вопросы, дают персональные рекомендации по коррекции санитарного поведения во всех видах жизнедеятельности.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО В СТАЦИОНАРАХ

Санитарная просветительная работа в условиях стационаров концентрируется на донесении до пациентов знаний о правилах гигиенического поведения в больнице и после выписки из нее. Лечащий врач и медицинская сестра консультируют больного по общим вопросам гигиены, дают рекомендации, способствующие скорейшему выздоровлению.

http://www.yamalcmp.ru/images/cms/data/rezultati_oprosov/ul87ng4aiui1.jpg

В стационарах для пациентов организуют лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, вовлекают больных в тематические дискуссии. Эти формы пропаганды и агитации проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах, объединенных общей проблематикой одного заболевания, вредных привычек или образа жизни. Санитарное просвещение в очагах эпидемий направлено на призыв к больным о скорейшей госпитализации, такая же работа проводится с ближайшими родственниками пострадавших лиц. Проводится санитарный инструктаж населения охваченной эпидемией области.

ИНСТРУКТАЖ И ОБУЧЕНИЕ

Обязательные курсы санитарного просвещения проходят работники некоторых специальностей:

  • парикмахеры;
  • банщики;
  • продавцы продуктовых товаров;
  • сотрудники прачечных;
  • работники водопроводных станций и жилищного сервиса и пр.

Для каждой категории занятости существует определенный курс, зависящий от особенностей, специфики деятельности.

Предметами, обязательными к изучению, вне зависимости от сферы деятельности, являются:

  • охрана окружающей среды.
  • общественное здоровье (охрана водных источников, атмосферы, утилизация и уборка отходов, профилактика профессиональных заболеваний).
  • охрана здоровья сотрудника (общие правила гигиенической и санитарной безопасности, соблюдение ТБ на рабочем месте, использование средств индивидуальной защиты на производствах и т. д.).

ЗНАНИЯ - ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ

Значительное место в гигиеническом воспитании населения и пропаганде ЗОЖ отводится средним медицинским работникам. Медицинские сестры работают под непосредственным руководством врача, что должно обеспечивать взаимосвязь и преемственность в гигиеническом воспитании пациентов. Медицинская сестра продолжает воспитательную работу с пациентом, начатую врачом.

Тематику и объем информации для больных, уровень подготовки медицинских сестер по вопросам пропаганды ЗОЖ определяет и корректирует врач.

Рационально построенная система профилактики дает высокий экономический эффект за счет предотвращения преждевременной смертности, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, сокращения расходов на выплату социальных пособий, содержание медицинских учреждений и др.

Роль санитарного просвещения состоит в активном формировании у граждан здорового образа жизни. Методами пропаганды и агитации медицинские и социальные работники убеждают граждан в необходимости соблюдать правила санитарной культуры. Конечной целью санитарно-гигиенического просвещения населения являются твердые убеждения, подкрепленные привычками и поступками, направленными на сохранение здоровья, умственную и физическую активность, участие в профосмотрах, профилактику болезней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по гигиене и экологии человека

Тесты для Дифференцированного Зачета по учебному циклу "ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА"...

Методическое пособие для теоретического занятия по теме "Репродуктивная система человека. Мужская половая система"

Методическое пособие по теме "Репродуктивная система человека. Мужская половая система" предназначено для проведения теоретического занятия по анатомии и физиологии человека со студентами сп...

Презентация к теоретическому занятию по теме "Репродуктивная система человека. Мужская половая система"

Презентация по теме "Репродуктивная система человека. Мужская половая система" предназначена для проведения теоретического занятия для студентов специальностей 31.02.01 "Лечебное дело&q...

Теоретическое занятие "Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм"

В разработке рассматриваются вопросы определения растворов как лекарственной формы, способы изготовления растворов, определение процентной концентрции, общего объема ЖЛФ...

Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов по гигиене и экологии человека к практическому занятию по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В ПОМЕЩЕНИИ»

Сегодня остро стоит проблема ухудшения здоровья людей в связи с особенностями влияния условий окружающей среды.Учебно-методическое пособие поможет студентам лучше понять и изучить влияние факторов воз...

Презентация к теоретическому занятию по Гигиене и экологии человнка на тему "Предмет гигиены и экологии" для преподавания в среднем профессональном образовательном учреждении.

Данная презентация сопровождает проведение теоретического занятия по образовательной дисциплине Гигиена и экология для студентов медицинских колледжей....

Презентация к теоретическому занятию по Гигиене и экологии на тему "Предмет гигиены и экологии"

Данная презентация предназначается для проведения теоретического занятия по образовательной дисциплине Гигиена и экология для студентво специальности Сестринсоке дело медицинского колледжа.  Учеб...