Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.02 Основы реабилитации
методическая разработка

Макурова Екатерина Григорьевна

Министерство Здравоохранения РФ

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

 

 

 

 

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.02 Основы реабилитации

Тема: Общие основы массажа

Специальность 34.02.01 Сестринское  дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кыштым

 2018г.                                                                                                               

Рассмотрено

на заседании ЦМК ПМ

по специальности «Сестринское дело»

Протокол №__от «___»____2018г.

Председатель  ЦМК   

                           /О.В. Павлова/

Составлено в соответствии                                                   с ФГОС СПО

 

   

 

«Утверждаю» Зам. директора по УВР КФ «ММК»_____________

/Е.Н. Борисова/

«____»________2018г.

 

 

 

 

 

 

Автор:  Е.Г. Макурова, преподаватель высшей  квалифицированной категории

 

 

Рецензенты:

 Павлова О.В. – методист Кыштымского филиала  «Миасский медицинский колледж», преподаватель высшей квалификационной категории

Мещерякова Т.Н. – методист-инструктор ЛФК ММЛПУ Кыштымская городская  больница им. А.П. Силаева

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пояснение

 

Данная методическая разработка составлена для преподавателей в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.

   Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении практического занятия по теме: «Общие основы массажа», согласно рабочей программе выделено  6 часов.

Данная методическая разработка предназначена для проведения практических занятий с элементами работы по алгоритму, отработке техники массажных приемов.

Методическая разработка включает цели, формы и методы, план проведения практического занятия, задания.

Активизировать самостоятельную деятельность на занятии, закрепить приобретенные студентами  знания, сделать изучение темы интересной помогают задания творческого подхода, работа в команде.

В процессе подготовки к таким занятиям удается решить некоторые вопросы по организации самостоятельной работы. Студентов не нужно убеждать в важности и полезности  данной работы. Мотивационный характер практического занятия дает возможность студентам узнать что — то новое, проверить свои знания, проявить ответственность за порученное дело.

Занятие способствует формированию общих и профессиональных     компетенций, развитию самостоятельности на практических занятиях и  активности студентов, расширению знаний по вопросам реабилитации.

 

 

 

 

 

 

Мотивация изучения темы

Изучаемая тема наиболее актуальная в разделе реабилитации, так как раскрывает проблемы и их решения в области восстановительной терапии.  На занятии студенты не только изучают новый материал, но и закрепляют изученный материал  по теме: «Общие основы  массажа».

Затрагиваются вопросы по организации работы кабинета массажа, гигиенические требования к проведению массажа и к  работе массажиста.

        Массаж как лечебно-профилактическое средство имеет широкое применение во многих областях деятельности человека.  Массаж, как медицинская процедура назначается в различных лечебно-профилактических и детских учреждениях.

         Дисциплина изучается в медицинских образовательных учреждениях, ведутся дополнительные курсы подготовки специалистов по массажу. Важность массажа описывается в различных научных источниках и публикациях.

Изучению темы: «Общие основы массажа» необходимо отнестись внимательно, так как тема является обязательной по изучению раздела реабилитации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая цель практического  занятия:

Методика организации самостоятельной работы студентов  на практическом занятии:

  • Дидактические:

 

  1. Повторение, закрепление и углубление знаний по теме.
  2. Способствование организации самостоятельной деятельности на практическом занятии.
  3. Анализ результатов самостоятельной работы студентов на практическом  занятии.

 

  • Развивающие:

 

1. Способствовать развитию памяти, логического мышления, способности анализировать, развитие умения применять знания на практике.

2. Закрепление умения студентов работать с разными источниками информации, отвечать на вопросы, работать в команде.

 

  • Воспитательные:

 

1. Воспитание стремлений вести здоровый образ жизни, пропагандировать здоровый образ жизни, быть ответственным за порученное дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межмодульные и междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

ОДП 03. Биология

 

 

-

 

 

 

Тема: Здоровье человека и окружающая среда.

ОП 02 Анатомия и физиология человека

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

Тема: Анатомия и физиология, как наука. Методы изучения организма человека.

Тема: Строение костно-мышечной системы.

Тема: Строение нервной системы.

ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

 

 

 

МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг

Уход за пациентом.

Тема: Соблюдение личной гигиены.

Тема: Кормление тяжело больных пациентов.

 

Предшествующие

ПМ 02 Участие в  лечебно-диагностических  и  реабилитационных процессах

 

 

МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья

 

Тема: 1.1 Сестринское дело  в терапии.

Тема 1.2 Сестринское дело в педиатрии.

Тема: Сестринский процесс при болезнях грудного возраста.

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий

                                                                 

 

 

МДК.01.01 Здоровый человек и его окружение

 

Часть 1 Здоровый ребенок

Тема: Недоношенный новорожденный ребенок.

 

 

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

ОП.05 Гигиена и экология человека

-

Раздел: Гигиена питания.

 

Внутридисциплинарные связи

Связи

ПМ и МДК , темы курса

Темы занятий

Предшествующие

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.02

Основы реабилитации

 

  1. Общие основы реабилитации. Сестринский процесс в реабилитации.
  2. Принципы медицинской и физической реабилитации.
  3. Реабилитация инвалидов.
  4. Реабилитация инвалидов.
  5. Семинарское занятие: Общие основы реабилитации.
  6. Общие основы физиотерапии.
  7. Естественные физические факторы.
  8. Переформированные физические факторы.
  9. Лечение искусственно изменённой воздушной средой.
  10. Семинарское занятие: Общие основы физиотерапии.
  11.  Электролечение.

12. Светолечение.

13.  Фототерапия.

14. Семинарское занятие: Электролечение. Светолечение. Фототерапия.

15. Водолечение.

16. Теплолечение.

      17. Грязелечение

      18. Семинарское занятие: Водолечение. Теплолечение. Грязелечение.

      19. Ультразвуковая терапия.

      20. Магнитотерапия.

      21. Лазеротерапия.

      22. Семинарское занятие: Ультразвуковая терапия. Магнитотерапия.             

            Лазеротерапия.

      23. Ингаляции.
      24. Семинарское занятие: Ингаляции.

      25. Санаторно-курортное лечение. Нормативные правовые акты.

     26. Общее и специальное физиологическое воздействие санаторно -  

           курортного лечения на организм человека.

     27. Семинарское занятие: Санаторно-курортное лечение.

     28. Основы бальнеотерапии.

     29. Климатотерапия.

     30. Семинарское занятие: Основы бальнеотерапии.

Последующие

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.02

Основы реабилитации

 

  1. Основные приемы лечебного массажа.
  2. Основные приемы лечебного массажа.
  3. Массаж отдельных частей тела.
  4. Семинарское занятие: Общие основы массажа.
  5. Виды массажа.
  6. Баночный массаж.
  7. Косметический массаж.
  8. Самомассаж.
  9. Точечный массаж.
  10. Семинарское занятие: Виды массажа.
  11. Детский массаж.
  12. Детский массаж.
  13. Детский массаж.
  14. Семинарское занятие: Детский массаж.
  15. Рефлекторно-сегментарный массаж.
  16. Рефлекторно-сегментарный массаж.
  17. Семинарское занятие: Рефлекторно-сегментарный массаж.
  18. Общие основы ЛФК.
  19. Семинарское занятие: Общие основы ЛФК.
  20.  Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях органов дыхания.
  21.  Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниями органов дыхания.
  22. Реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания.
  23. Семинарское занятие: Реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания.
  24. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях сердечнососудистой системы.
  25. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниях ССС.
  26. Реабилитации больных с заболеваниями сердечнососудистой системы.
  27. Семинарское занятие: Реабилитации больных с заболеваниями сердечнососудистой системы.
  28. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата.
  29. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниях и травмах ОДА.
  30. Реабилитация больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата.
  31. Семинарское занятие: Реабилитация больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата.
  32. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях пищеварительного тракта.
  33. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниях пищеварительного тракта.
  34. Реабилитация больных с заболеваниями пищеварительного тракта.
  35. Семинарское занятие: Реабилитация больных с заболеваниями пищеварительного тракта.
  36. Дифф.зачет.

 

Методы

Методические приемы

1 уровень –  объяснительно-иллюстративный

словесные: рассказ, лекция, беседа, работа с учебником;

наглядные: демонстрация плакатов, таблиц, иллюстраций, фотографий, видеофильмов, аудиофайлов, лек.препаратов, R-грамм, презентаций

 практические: опыты, демонстрация выполнения манипуляции

2,3 уровень – репродуктивный

работа по алгоритму, решение типовых задач, тестов, упражнений, практических заданий,                        индивидуальный опрос, фронтальный опрос

 

2,3 уровень –  проблемное изложение

 анализ, синтез, работа с графологической структурой, выявление проблем пациента

3 уровень – частично- поисковый

эвристическая беседа, обобщение, рецензирование, решение нетиповых задач, составление плана с/вмешательств, списка рекомендаций пациенту, курация пациента, составление таблицы сравнительной характеристики

4 уровень – исследовательский

исследовательская работа

 

Оснащенность занятия, наглядность: методическая разработка практического занятия, методические указания для студентов, карточки,  ноутбук, видеофильм «Лечебный массаж», массажная кушетка, пеленка, антисептик для обработки рук.

знать:

  1. Определение понятия: «Массаж»
  2. Противопоказания к массажу
  3. Виды массажа
  4. Механизм действия массажа
  5. Гигиенические требования к кабинету
  6. Гигиенические требования к массажисту
  7. Гигиенические требования к пациенту

уметь:

1. Выполнять приемы массажа: поглаживание и выжимание

Коды формируемых компетенций:

1. ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  1. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
  2. ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  3. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  4. ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  5. ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  6. ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
  7. ОК 9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
  8. ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
  9. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
  10.  ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
  11.  ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
  12.  ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

 

Место проведения занятия: кабинет основ реабилитации

Литература (основная, дополнительная):

Основная:

1. Козлова Л.В., Козлов С.А., Семененко Л.А. Основы реабилитации – Ростов н/Д: «Феникс», 2018, -  340 – 343с.

Дополнительная:

1. Попов С.Н.- Физическая реабилитация. Изд-е 3-е.- Ростов н/Д.- Феникс, 2014.

2. Сухарев В.И., Этингин Г.З., Застенкер Ф.С., Иофина О.С., Богданович Л.И., Крылов Н.П., Сперанский П.П., Султанов А.А. Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура. М.: «Медицина», 1990.

3. . Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. – 2-е изд., - М.: ОАО «Медицина», 2007.

4. Васичкин В.И. Большой справочник по массажу. - М.: «АСТ: Полигон», 2010.

5. Вербов А.Ф. Основы лечебного массажа. - СПб.: «Полигон», Р.-н.-Д.: «Феникс», 2002.

6. Фокин В.Н. Полный курс массажа: Учебное пособие. – М.: «ФАИР», 2009.

7. Быковская Т.Ю. и др. Виды реабилитации: физиотерапия, лфк, массаж. Учебное пособие. – Р-н-Д.: «Феникс», - 557с.

 

Внеаудиторная работа

Тема самостоятельной работы

Методическое обеспечение

Кол-во

часов

Форма (вид) самостоятельной работы

Методические указания

Контроль и примечание

1. Виды массажа

Козлова Л.В., Козлов С.А., Семененко Л.А. Основы реабилитации – Ростов н/Д: «Феникс», 2018, - 340 – 343с.

2

презентация

реферат

 Оформить красочно и грамотно

Сдать на проверку преподавателю.  Использовать на, занятиях.    

 

 

 

 

Структура занятия:  270     мин.

1. Организационный момент………2 минуты

2. Изложение целей и плана……….3..минуты

3. Проверка уровня знаний…20 минут

 4. Демонстрационная часть с элементами практической частью под руководством преподавателя………40……минут

5. Самостоятельная работа студентов ….175……..минут

6. Закрепление материала…… 20 минут

7. Подведение итогов, выставление оценок  …8……..минут

8. Здание на дом …2……...минуты

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Проверка домашнего задания

 

Ответить на вопросы:

  1. Дать определение, что такое массаж?
  2. Перечислить механизм действия массажа на организм человека.
  3. Дать характеристику механическому действию массажа.
  4. Что означает «Технический аспект» в работе массажиста?
  5. Дать характеристику нервно-рефлекторному механизму действия массажа.
  6. Какие существуют гигиенические требования к массажисту?
  7. Какие имеются требования к кабинету массажа?
  8. Перечислить требования к пациенту при проведении массажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1а)

 

Эталон ответов

 

1. Массаж это историческая совокупность механического воздействия  в виде трения давления, вибрации проводимые на теле человека, как руками, так и специальными аппаратами через воздушную и водную среду.

 

2. Механизм действия массажа: нервно-рефлекторный, гуморальный и механический.

 

3. Механическое действия массажа - оказывает воздействие на ткани и в частности на передвижение крови, лимфы, межтканевой жидкости, что способствует усилению обменных процессов и кожного дыхания, устранению застойных явлений и повышению температуры массируемого участка тела.

 

4. Технический аспект в работе массажиста – умение выполнять любой вид массажа, выбирать наиболее эффективные приемы.

 

5. Нервно-рефлекторный механизм действия массажа заключается в механическом раздражении различных рецепторов, заложенных в коже (экстерорецепторы), сухожилиях, связках, фасции, мышцы (проприорецепторы), сосудах (ангиорецепторы), внутренних органах (интерорецепторы).  Поток импульсов от возбужденных рецепторов проходит в различные отделы ЦНС, где они синтезируются в общую ответную реакцию, что вызывает функциональные изменения в системах и внутренних органах организма по типу моторно-висцеральных рефлексов.

 

6. Гигиенические требования к массажисту: Выполнение некоторых приемов массажа требует от массажиста значительной силы, поэтому ему необходимо поддерживать хорошую спортивную форму, выполняя упражнения для развития силы мышц рук, спины. Во время работы массажисту запрещается разговаривать, чтобы не сбивать дыхание, которое должно быть глубоким и ритмичным. Массажист обязан следить за состоянием своих рук. На руках не должно быть ссадин, царапин, трещин, мозолей. Массажист должен коротко стричь ногти, снимать перед массажем кольца, наручные часы. Нельзя работать, если на коже рук есть какие-либо заболевания (грибковые, воспалительные), так как инфекция легко переносится при массаже на здоровую кожу. Перед каждой процедурой массажисту необходимо мыть руки теплой водой с мылом. После работы вымытые руки надо смазать кремом или смягчающей жидкостью, состоящей из глицерина — 25 г, 3%-ного водного раствора аммиака — 25 мл, этилового спирта 96% -ного — 5 г. При излишней потливости рук их надо протереть 1%-ным раствором формалина, вымыть холодной водой, припудрить тальком.

7. Гигиенические требования к кабинету массажа: К расположению и оснащению массажного кабинета предъявляются определенные требования. Предпочтительно, чтобы массажист работал в отдельном кабинете, лучше, если массажный кабинет располагается неподалеку от кабинетов физиотерапии и лечебной физкультуры. Кабинет должен быть изолирован от посторонних шумов и звуков. Это раздражает пациента, не давая ему полностью расслабиться и целиком погрузиться в состояние, когда организм готов воспринимать проводимое на него воздействие, а также массажиста, который отвлекается на посторонние звуки, в результате чего теряется качество массажа.Если в кабинете работают несколько массажистов, то каждое рабочее место отделяется ширмой из драпировочного или любого другого плотного материала. Размеры кабинета зависят от типового проекта здания, но существует стандартизированный расчет. В случае, когда в кабинете предусмотрены рабочие места для нескольких массажистов, минимальная площадь для одного рабочего места составляет 8 м2, если в кабинете проводит процедуры один специалист – 12 м2. Высота, естественно, зависит от высоты самого здания, но предпочтительнее, чтобы потолки в кабинете были 3 метра. Это необходимо для достаточного притока воздуха. В кабинете должны быть хорошее освещение, отопление, вентиляция. Массажист может работать при естественном освещении или если свет исходит от ламп дневного света. Световой коэффициент (отношение световой площади окна к площади пола) должен равняться 1/4 или 1/5.  В кабинете должно быть сухо, вентиляция – приточно-вытяжная. Лучшим вариантом является наличие кондиционера. Перед началом рабочего дня, а также между сеансами, помещение должно проветриваться, ежедневно – влажная уборка.

Система отопления должна нормально функционировать. Температура воздуха считается нормальной, если в кабинете от +20-22 °С. Пол деревянный, на полу перед массажным столом должен лежать плотный, теплый коврик для пациентов. Окраска стен и покрытие потолка должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и гармонировать с интерьером. Обязательно наличие в кабинете умывальника со смесителем для горячей и холодной воды. Желательно, чтобы недалеко от массажного кабинета находились туалет и душевая комната. Кабинет, предназначенный для проведения массажа, должен быть правильно оборудован. В нем обязательно должны быть умывальник с горячей и холодной водой, мыло, полотенце, зеркало, несколько стульев, письменный стол, регистрационный журнал, графин с питьевой водой, стаканы, а также ширма и шкаф для хранения халатов. В кабинете обязательно должны находиться спиртовые растворы йода, бриллиантовой зелени, бинты, вата, лейкопластырь, перекись водорода, клей БФ-6, тальк, 3%-ный водный раствор аммиака, песочные часы на 3, 5, 10, 25 минут. Для проведения различных видов массажа должны быть в наличии массажный стол, массажный столик и массажное кресло. Ширина массажного стола – 55–60 см, длина – 190–200 см, высота подбирается по росту массажиста. Считается, что стол подобран по росту, если, подойдя к нему, массажист касается поверхности стола тыльной поверхностью средних фаланг пальцев, сжатых в кулак, не наклоняя туловища и не сгибая рук в локтях. Поверхность стола должна быть полумягкой; нежелательно проведение процедур на слишком мягкой или слишком жесткой поверхности. Массажный столик необходим для массажа рук. Он должен иметь следующие размеры: длина – 55 см, ширина – 30–35 см, высота – 65–70 см. Поверхность его должна быть полумягкой. В настоящее время выпускаются модели столиков, высота которых может меняться, так что массажисту будет легко смонтировать столик так, чтобы он подходил по росту пациента. Для нормальной работы специалиста необходимы валики длиной 50–60 см и шириной 15–20 см. Валики обычно обтянуты дермантином, а сверху на каждый валик натягивается чехол из белого материала.

8. Требование к пациенту: При первом посещении пациенту следует разъяснить, что массаж проводится на чистой коже, так как загрязненная кожа способствует опасности ее инфицирования во время массажа. Если пациент впервые прибыл на массаж с недоста­точно чистой кожей, протереть кожу массируемого участка ватным тампоном, смоченным водно-спиртовым раствором или раствором хлорамина. Густой волосяной покров на поверхности массируемого участка препятствует проведению массажа. Захват волос ру­ками массажиста вызывает у пациента боль, при этом волосяная луковица раздражается и может воспалиться, что дела­ет дальнейшее проведение массажа невозможным. В таком слу­чае можно порекомендовать снять волосы машинкой, но не брить, потому что бритва снимает не только волосы, но и поверхностный слой эпидермиса, отчего кожа становится тон­кой и легко ранимой. На первой процедуре для лучшего скольжения можно при­менить вазелин или тальк. После массажа вазелин убрать ват­ным тампоном, смоченным в спирте. Совершенно недопустимо, чтобы пациент ложился на мас­сажный стол в брюках и обуви. Незрячие и со сниженным зрением массажисты особенно тщательно должны сладить за этим.

 

 

 

Министерство Здравоохранения РФ

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

 

 

 

 

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.02 Основы реабилитации

Тема: Общие основы массажа

Специальность 34.02.01 Сестринское  дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кыштым

 2018г.                                                                                                               

Рассмотрено

на заседании ЦМК ПМ

по специальности «Сестринское дело»

Протокол №__от «___»____2018г.

Председатель  ЦМК   

                           /О.В. Павлова/

Составлено в соответствии                                                   с ФГОС СПО

 

   

 

«Утверждаю» Зам. директора по УВР КФ «ММК»_____________

/Е.Н. Борисова/

«____»________2018г.

 

 

 

 

 

 

Автор:  Е.Г. Макурова, преподаватель высшей  квалифицированной категории

 

 

Рецензенты:

 Павлова О.В. – методист Кыштымского филиала  «Миасский медицинский колледж», преподаватель высшей квалификационной категории

Мещерякова Т.Н. – методист-инструктор ЛФК ММЛПУ Кыштымская городская  больница им. А.П. Силаева

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пояснение

 

Данная методическая разработка составлена для преподавателей в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.

   Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении практического занятия по теме: «Общие основы массажа», согласно рабочей программе выделено  6 часов.

Данная методическая разработка предназначена для проведения практических занятий с элементами работы по алгоритму, отработке техники массажных приемов.

Методическая разработка включает цели, формы и методы, план проведения практического занятия, задания.

Активизировать самостоятельную деятельность на занятии, закрепить приобретенные студентами  знания, сделать изучение темы интересной помогают задания творческого подхода, работа в команде.

В процессе подготовки к таким занятиям удается решить некоторые вопросы по организации самостоятельной работы. Студентов не нужно убеждать в важности и полезности  данной работы. Мотивационный характер практического занятия дает возможность студентам узнать что — то новое, проверить свои знания, проявить ответственность за порученное дело.

Занятие способствует формированию общих и профессиональных     компетенций, развитию самостоятельности на практических занятиях и  активности студентов, расширению знаний по вопросам реабилитации.

 

 

 

 

 

 

Мотивация изучения темы

Изучаемая тема наиболее актуальная в разделе реабилитации, так как раскрывает проблемы и их решения в области восстановительной терапии.  На занятии студенты не только изучают новый материал, но и закрепляют изученный материал  по теме: «Общие основы  массажа».

Затрагиваются вопросы по организации работы кабинета массажа, гигиенические требования к проведению массажа и к  работе массажиста.

        Массаж как лечебно-профилактическое средство имеет широкое применение во многих областях деятельности человека.  Массаж, как медицинская процедура назначается в различных лечебно-профилактических и детских учреждениях.

         Дисциплина изучается в медицинских образовательных учреждениях, ведутся дополнительные курсы подготовки специалистов по массажу. Важность массажа описывается в различных научных источниках и публикациях.

Изучению темы: «Общие основы массажа» необходимо отнестись внимательно, так как тема является обязательной по изучению раздела реабилитации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая цель практического  занятия:

Методика организации самостоятельной работы студентов  на практическом занятии:

  • Дидактические:

 

  1. Повторение, закрепление и углубление знаний по теме.
  2. Способствование организации самостоятельной деятельности на практическом занятии.
  3. Анализ результатов самостоятельной работы студентов на практическом  занятии.

 

  • Развивающие:

 

1. Способствовать развитию памяти, логического мышления, способности анализировать, развитие умения применять знания на практике.

2. Закрепление умения студентов работать с разными источниками информации, отвечать на вопросы, работать в команде.

 

  • Воспитательные:

 

1. Воспитание стремлений вести здоровый образ жизни, пропагандировать здоровый образ жизни, быть ответственным за порученное дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межмодульные и междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

ОДП 03. Биология

 

 

-

 

 

 

Тема: Здоровье человека и окружающая среда.

ОП 02 Анатомия и физиология человека

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

Тема: Анатомия и физиология, как наука. Методы изучения организма человека.

Тема: Строение костно-мышечной системы.

Тема: Строение нервной системы.

ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

 

 

 

МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг

Уход за пациентом.

Тема: Соблюдение личной гигиены.

Тема: Кормление тяжело больных пациентов.

 

Предшествующие

ПМ 02 Участие в  лечебно-диагностических  и  реабилитационных процессах

 

 

МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья

 

Тема: 1.1 Сестринское дело  в терапии.

Тема 1.2 Сестринское дело в педиатрии.

Тема: Сестринский процесс при болезнях грудного возраста.

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий

                                                                 

 

 

МДК.01.01 Здоровый человек и его окружение

 

Часть 1 Здоровый ребенок

Тема: Недоношенный новорожденный ребенок.

 

 

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

ОП.05 Гигиена и экология человека

-

Раздел: Гигиена питания.

 

Внутридисциплинарные связи

Связи

ПМ и МДК , темы курса

Темы занятий

Предшествующие

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.02

Основы реабилитации

 

  1. Общие основы реабилитации. Сестринский процесс в реабилитации.
  2. Принципы медицинской и физической реабилитации.
  3. Реабилитация инвалидов.
  4. Реабилитация инвалидов.
  5. Семинарское занятие: Общие основы реабилитации.
  6. Общие основы физиотерапии.
  7. Естественные физические факторы.
  8. Переформированные физические факторы.
  9. Лечение искусственно изменённой воздушной средой.
  10. Семинарское занятие: Общие основы физиотерапии.
  11.  Электролечение.

12. Светолечение.

13.  Фототерапия.

14. Семинарское занятие: Электролечение. Светолечение. Фототерапия.

15. Водолечение.

16. Теплолечение.

      17. Грязелечение

      18. Семинарское занятие: Водолечение. Теплолечение. Грязелечение.

      19. Ультразвуковая терапия.

      20. Магнитотерапия.

      21. Лазеротерапия.

      22. Семинарское занятие: Ультразвуковая терапия. Магнитотерапия.             

            Лазеротерапия.

      23. Ингаляции.
      24. Семинарское занятие: Ингаляции.

      25. Санаторно-курортное лечение. Нормативные правовые акты.

     26. Общее и специальное физиологическое воздействие санаторно -  

           курортного лечения на организм человека.

     27. Семинарское занятие: Санаторно-курортное лечение.

     28. Основы бальнеотерапии.

     29. Климатотерапия.

     30. Семинарское занятие: Основы бальнеотерапии.

Последующие

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.02

Основы реабилитации

 

  1. Основные приемы лечебного массажа.
  2. Основные приемы лечебного массажа.
  3. Массаж отдельных частей тела.
  4. Семинарское занятие: Общие основы массажа.
  5. Виды массажа.
  6. Баночный массаж.
  7. Косметический массаж.
  8. Самомассаж.
  9. Точечный массаж.
  10. Семинарское занятие: Виды массажа.
  11. Детский массаж.
  12. Детский массаж.
  13. Детский массаж.
  14. Семинарское занятие: Детский массаж.
  15. Рефлекторно-сегментарный массаж.
  16. Рефлекторно-сегментарный массаж.
  17. Семинарское занятие: Рефлекторно-сегментарный массаж.
  18. Общие основы ЛФК.
  19. Семинарское занятие: Общие основы ЛФК.
  20.  Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях органов дыхания.
  21.  Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниями органов дыхания.
  22. Реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания.
  23. Семинарское занятие: Реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания.
  24. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях сердечнососудистой системы.
  25. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниях ССС.
  26. Реабилитации больных с заболеваниями сердечнососудистой системы.
  27. Семинарское занятие: Реабилитации больных с заболеваниями сердечнососудистой системы.
  28. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата.
  29. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниях и травмах ОДА.
  30. Реабилитация больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата.
  31. Семинарское занятие: Реабилитация больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата.
  32. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях пищеварительного тракта.
  33. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниях пищеварительного тракта.
  34. Реабилитация больных с заболеваниями пищеварительного тракта.
  35. Семинарское занятие: Реабилитация больных с заболеваниями пищеварительного тракта.
  36. Дифф.зачет.

 

Методы

Методические приемы

1 уровень –  объяснительно-иллюстративный

словесные: рассказ, лекция, беседа, работа с учебником;

наглядные: демонстрация плакатов, таблиц, иллюстраций, фотографий, видеофильмов, аудиофайлов, лек.препаратов, R-грамм, презентаций

 практические: опыты, демонстрация выполнения манипуляции

2,3 уровень – репродуктивный

работа по алгоритму, решение типовых задач, тестов, упражнений, практических заданий,                        индивидуальный опрос, фронтальный опрос

 

2,3 уровень –  проблемное изложение

 анализ, синтез, работа с графологической структурой, выявление проблем пациента

3 уровень – частично- поисковый

эвристическая беседа, обобщение, рецензирование, решение нетиповых задач, составление плана с/вмешательств, списка рекомендаций пациенту, курация пациента, составление таблицы сравнительной характеристики

4 уровень – исследовательский

исследовательская работа

 

Оснащенность занятия, наглядность: методическая разработка практического занятия, методические указания для студентов, карточки,  ноутбук, видеофильм «Лечебный массаж», массажная кушетка, пеленка, антисептик для обработки рук.

знать:

  1. Определение понятия: «Массаж»
  2. Противопоказания к массажу
  3. Виды массажа
  4. Механизм действия массажа
  5. Гигиенические требования к кабинету
  6. Гигиенические требования к массажисту
  7. Гигиенические требования к пациенту

уметь:

1. Выполнять приемы массажа: поглаживание и выжимание

Коды формируемых компетенций:

1. ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  1. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
  2. ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  3. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  4. ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  5. ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  6. ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
  7. ОК 9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
  8. ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
  9. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
  10.  ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
  11.  ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
  12.  ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

 

Место проведения занятия: кабинет основ реабилитации

Литература (основная, дополнительная):

Основная:

1. Козлова Л.В., Козлов С.А., Семененко Л.А. Основы реабилитации – Ростов н/Д: «Феникс», 2018, -  340 – 343с.

Дополнительная:

1. Попов С.Н.- Физическая реабилитация. Изд-е 3-е.- Ростов н/Д.- Феникс, 2014.

2. Сухарев В.И., Этингин Г.З., Застенкер Ф.С., Иофина О.С., Богданович Л.И., Крылов Н.П., Сперанский П.П., Султанов А.А. Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура. М.: «Медицина», 1990.

3. . Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. – 2-е изд., - М.: ОАО «Медицина», 2007.

4. Васичкин В.И. Большой справочник по массажу. - М.: «АСТ: Полигон», 2010.

5. Вербов А.Ф. Основы лечебного массажа. - СПб.: «Полигон», Р.-н.-Д.: «Феникс», 2002.

6. Фокин В.Н. Полный курс массажа: Учебное пособие. – М.: «ФАИР», 2009.

7. Быковская Т.Ю. и др. Виды реабилитации: физиотерапия, лфк, массаж. Учебное пособие. – Р-н-Д.: «Феникс», - 557с.

 

Внеаудиторная работа

Тема самостоятельной работы

Методическое обеспечение

Кол-во

часов

Форма (вид) самостоятельной работы

Методические указания

Контроль и примечание

1. Виды массажа

Козлова Л.В., Козлов С.А., Семененко Л.А. Основы реабилитации – Ростов н/Д: «Феникс», 2018, - 340 – 343с.

2

презентация

реферат

 Оформить красочно и грамотно

Сдать на проверку преподавателю.  Использовать на, занятиях.    

 

 

 

 

Структура занятия:  270     мин.

1. Организационный момент………2 минуты

2. Изложение целей и плана……….3..минуты

3. Проверка уровня знаний…20 минут

 4. Демонстрационная часть с элементами практической частью под руководством преподавателя………40……минут

5. Самостоятельная работа студентов ….175……..минут

6. Закрепление материала…… 20 минут

7. Подведение итогов, выставление оценок  …8……..минут

8. Здание на дом …2……...минуты

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Проверка домашнего задания

 

Ответить на вопросы:

  1. Дать определение, что такое массаж?
  2. Перечислить механизм действия массажа на организм человека.
  3. Дать характеристику механическому действию массажа.
  4. Что означает «Технический аспект» в работе массажиста?
  5. Дать характеристику нервно-рефлекторному механизму действия массажа.
  6. Какие существуют гигиенические требования к массажисту?
  7. Какие имеются требования к кабинету массажа?
  8. Перечислить требования к пациенту при проведении массажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1а)

 

Эталон ответов

 

1. Массаж это историческая совокупность механического воздействия  в виде трения давления, вибрации проводимые на теле человека, как руками, так и специальными аппаратами через воздушную и водную среду.

 

2. Механизм действия массажа: нервно-рефлекторный, гуморальный и механический.

 

3. Механическое действия массажа - оказывает воздействие на ткани и в частности на передвижение крови, лимфы, межтканевой жидкости, что способствует усилению обменных процессов и кожного дыхания, устранению застойных явлений и повышению температуры массируемого участка тела.

 

4. Технический аспект в работе массажиста – умение выполнять любой вид массажа, выбирать наиболее эффективные приемы.

 

5. Нервно-рефлекторный механизм действия массажа заключается в механическом раздражении различных рецепторов, заложенных в коже (экстерорецепторы), сухожилиях, связках, фасции, мышцы (проприорецепторы), сосудах (ангиорецепторы), внутренних органах (интерорецепторы).  Поток импульсов от возбужденных рецепторов проходит в различные отделы ЦНС, где они синтезируются в общую ответную реакцию, что вызывает функциональные изменения в системах и внутренних органах организма по типу моторно-висцеральных рефлексов.

 

6. Гигиенические требования к массажисту: Выполнение некоторых приемов массажа требует от массажиста значительной силы, поэтому ему необходимо поддерживать хорошую спортивную форму, выполняя упражнения для развития силы мышц рук, спины. Во время работы массажисту запрещается разговаривать, чтобы не сбивать дыхание, которое должно быть глубоким и ритмичным. Массажист обязан следить за состоянием своих рук. На руках не должно быть ссадин, царапин, трещин, мозолей. Массажист должен коротко стричь ногти, снимать перед массажем кольца, наручные часы. Нельзя работать, если на коже рук есть какие-либо заболевания (грибковые, воспалительные), так как инфекция легко переносится при массаже на здоровую кожу. Перед каждой процедурой массажисту необходимо мыть руки теплой водой с мылом. После работы вымытые руки надо смазать кремом или смягчающей жидкостью, состоящей из глицерина — 25 г, 3%-ного водного раствора аммиака — 25 мл, этилового спирта 96% -ного — 5 г. При излишней потливости рук их надо протереть 1%-ным раствором формалина, вымыть холодной водой, припудрить тальком.

7. Гигиенические требования к кабинету массажа: К расположению и оснащению массажного кабинета предъявляются определенные требования. Предпочтительно, чтобы массажист работал в отдельном кабинете, лучше, если массажный кабинет располагается неподалеку от кабинетов физиотерапии и лечебной физкультуры. Кабинет должен быть изолирован от посторонних шумов и звуков. Это раздражает пациента, не давая ему полностью расслабиться и целиком погрузиться в состояние, когда организм готов воспринимать проводимое на него воздействие, а также массажиста, который отвлекается на посторонние звуки, в результате чего теряется качество массажа.Если в кабинете работают несколько массажистов, то каждое рабочее место отделяется ширмой из драпировочного или любого другого плотного материала. Размеры кабинета зависят от типового проекта здания, но существует стандартизированный расчет. В случае, когда в кабинете предусмотрены рабочие места для нескольких массажистов, минимальная площадь для одного рабочего места составляет 8 м2, если в кабинете проводит процедуры один специалист – 12 м2. Высота, естественно, зависит от высоты самого здания, но предпочтительнее, чтобы потолки в кабинете были 3 метра. Это необходимо для достаточного притока воздуха. В кабинете должны быть хорошее освещение, отопление, вентиляция. Массажист может работать при естественном освещении или если свет исходит от ламп дневного света. Световой коэффициент (отношение световой площади окна к площади пола) должен равняться 1/4 или 1/5.  В кабинете должно быть сухо, вентиляция – приточно-вытяжная. Лучшим вариантом является наличие кондиционера. Перед началом рабочего дня, а также между сеансами, помещение должно проветриваться, ежедневно – влажная уборка.

Система отопления должна нормально функционировать. Температура воздуха считается нормальной, если в кабинете от +20-22 °С. Пол деревянный, на полу перед массажным столом должен лежать плотный, теплый коврик для пациентов. Окраска стен и покрытие потолка должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и гармонировать с интерьером. Обязательно наличие в кабинете умывальника со смесителем для горячей и холодной воды. Желательно, чтобы недалеко от массажного кабинета находились туалет и душевая комната. Кабинет, предназначенный для проведения массажа, должен быть правильно оборудован. В нем обязательно должны быть умывальник с горячей и холодной водой, мыло, полотенце, зеркало, несколько стульев, письменный стол, регистрационный журнал, графин с питьевой водой, стаканы, а также ширма и шкаф для хранения халатов. В кабинете обязательно должны находиться спиртовые растворы йода, бриллиантовой зелени, бинты, вата, лейкопластырь, перекись водорода, клей БФ-6, тальк, 3%-ный водный раствор аммиака, песочные часы на 3, 5, 10, 25 минут. Для проведения различных видов массажа должны быть в наличии массажный стол, массажный столик и массажное кресло. Ширина массажного стола – 55–60 см, длина – 190–200 см, высота подбирается по росту массажиста. Считается, что стол подобран по росту, если, подойдя к нему, массажист касается поверхности стола тыльной поверхностью средних фаланг пальцев, сжатых в кулак, не наклоняя туловища и не сгибая рук в локтях. Поверхность стола должна быть полумягкой; нежелательно проведение процедур на слишком мягкой или слишком жесткой поверхности. Массажный столик необходим для массажа рук. Он должен иметь следующие размеры: длина – 55 см, ширина – 30–35 см, высота – 65–70 см. Поверхность его должна быть полумягкой. В настоящее время выпускаются модели столиков, высота которых может меняться, так что массажисту будет легко смонтировать столик так, чтобы он подходил по росту пациента. Для нормальной работы специалиста необходимы валики длиной 50–60 см и шириной 15–20 см. Валики обычно обтянуты дермантином, а сверху на каждый валик натягивается чехол из белого материала.

8. Требование к пациенту: При первом посещении пациенту следует разъяснить, что массаж проводится на чистой коже, так как загрязненная кожа способствует опасности ее инфицирования во время массажа. Если пациент впервые прибыл на массаж с недоста­точно чистой кожей, протереть кожу массируемого участка ватным тампоном, смоченным водно-спиртовым раствором или раствором хлорамина. Густой волосяной покров на поверхности массируемого участка препятствует проведению массажа. Захват волос ру­ками массажиста вызывает у пациента боль, при этом волосяная луковица раздражается и может воспалиться, что дела­ет дальнейшее проведение массажа невозможным. В таком слу­чае можно порекомендовать снять волосы машинкой, но не брить, потому что бритва снимает не только волосы, но и поверхностный слой эпидермиса, отчего кожа становится тон­кой и легко ранимой. На первой процедуре для лучшего скольжения можно при­менить вазелин или тальк. После массажа вазелин убрать ват­ным тампоном, смоченным в спирте. Совершенно недопустимо, чтобы пациент ложился на мас­сажный стол в брюках и обуви. Незрячие и со сниженным зрением массажисты особенно тщательно должны сладить за этим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство Здравоохранения РФ

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.02 Основы реабилитации

Тема: Общие основы массажа

Специальность 34.02.01 Сестринское  дело

Кыштым

 2018г.                                                                                                                

Рассмотрено

на заседании ЦМК ПМ

по специальности «Сестринское дело»

Протокол №__от «___»____2018г.

Председатель  ЦМК    

                           /О.В. Павлова/

Составлено в соответствии                                                   с ФГОС СПО

   

 

«Утверждаю» Зам. директора по УВР КФ «ММК»_____________

/Е.Н. Борисова/

«____»________2018г.

Автор:  Е.Г. Макурова, преподаватель высшей  квалифицированной категории

Рецензенты:

 Павлова О.В. – методист Кыштымского филиала  «Миасский медицинский колледж», преподаватель высшей квалификационной категории

Мещерякова Т.Н. – методист-инструктор ЛФК ММЛПУ Кыштымская городская  больница им. А.П. Силаева

Методическое пояснение

Данная методическая разработка составлена для преподавателей в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.

   Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении практического занятия по теме: «Общие основы массажа», согласно рабочей программе выделено  6 часов.

Данная методическая разработка предназначена для проведения практических занятий с элементами работы по алгоритму, отработке техники массажных приемов.

Методическая разработка включает цели, формы и методы, план проведения практического занятия, задания.

Активизировать самостоятельную деятельность на занятии, закрепить приобретенные студентами  знания, сделать изучение темы интересной помогают задания творческого подхода, работа в команде.

В процессе подготовки к таким занятиям удается решить некоторые вопросы по организации самостоятельной работы. Студентов не нужно убеждать в важности и полезности  данной работы. Мотивационный характер практического занятия дает возможность студентам узнать что — то новое, проверить свои знания, проявить ответственность за порученное дело.

Занятие способствует формированию общих и профессиональных     компетенций, развитию самостоятельности на практических занятиях и  активности студентов, расширению знаний по вопросам реабилитации.

Мотивация изучения темы

Изучаемая тема наиболее актуальная в разделе реабилитации, так как раскрывает проблемы и их решения в области восстановительной терапии.  На занятии студенты не только изучают новый материал, но и закрепляют изученный материал  по теме: «Общие основы  массажа».

Затрагиваются вопросы по организации работы кабинета массажа, гигиенические требования к проведению массажа и к  работе массажиста.

        Массаж как лечебно-профилактическое средство имеет широкое применение во многих областях деятельности человека.  Массаж, как медицинская процедура назначается в различных лечебно-профилактических и детских учреждениях.

         Дисциплина изучается в медицинских образовательных учреждениях, ведутся дополнительные курсы подготовки специалистов по массажу. Важность массажа описывается в различных научных источниках и публикациях.

Изучению темы: «Общие основы массажа» необходимо отнестись внимательно, так как тема является обязательной по изучению раздела реабилитации.

Методическая цель практического  занятия:

Методика организации самостоятельной работы студентов  на практическом занятии:

  • Дидактические: 

  1. Повторение, закрепление и углубление знаний по теме.
  2. Способствование организации самостоятельной деятельности на практическом занятии.
  3. Анализ результатов самостоятельной работы студентов на практическом  занятии.

  • Развивающие: 

1. Способствовать развитию памяти, логического мышления, способности анализировать, развитие умения применять знания на практике.

2. Закрепление умения студентов работать с разными источниками информации, отвечать на вопросы, работать в команде.

  • Воспитательные:

1. Воспитание стремлений вести здоровый образ жизни, пропагандировать здоровый образ жизни, быть ответственным за порученное дело.

Межмодульные и междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

ОДП 03. Биология

-

Тема: Здоровье человека и окружающая среда.

ОП 02 Анатомия и физиология человека

-

Тема: Анатомия и физиология, как наука. Методы изучения организма человека.

Тема: Строение костно-мышечной системы.

Тема: Строение нервной системы.

ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

 

МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг

Уход за пациентом.

Тема: Соблюдение личной гигиены.

Тема: Кормление тяжело больных пациентов.

Предшествующие

ПМ 02 Участие в  лечебно-диагностических  и  реабилитационных процессах

МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья

Тема: 1.1 Сестринское дело  в терапии.

Тема 1.2 Сестринское дело в педиатрии.

Тема: Сестринский процесс при болезнях грудного возраста.

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий

                                                                 

МДК.01.01 Здоровый человек и его окружение

Часть 1 Здоровый ребенок

Тема: Недоношенный новорожденный ребенок.

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

ОП.05 Гигиена и экология человека

-

Раздел: Гигиена питания.

Внутридисциплинарные связи

Связи

ПМ и МДК , темы курса

Темы занятий

Предшествующие

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.02

Основы реабилитации

  1. Общие основы реабилитации. Сестринский процесс в реабилитации.
  2. Принципы медицинской и физической реабилитации.
  3. Реабилитация инвалидов.
  4. Реабилитация инвалидов.
  5. Семинарское занятие: Общие основы реабилитации.
  6. Общие основы физиотерапии.
  7. Естественные физические факторы.
  8. Переформированные физические факторы.
  9. Лечение искусственно изменённой воздушной средой.
  10. Семинарское занятие: Общие основы физиотерапии.
  11.  Электролечение.

12. Светолечение.

13.  Фототерапия.

14. Семинарское занятие: Электролечение. Светолечение. Фототерапия.

15. Водолечение.

16. Теплолечение.

      17. Грязелечение

      18. Семинарское занятие: Водолечение. Теплолечение. Грязелечение.

      19. Ультразвуковая терапия.

      20. Магнитотерапия.

      21. Лазеротерапия.

      22. Семинарское занятие: Ультразвуковая терапия. Магнитотерапия.              

            Лазеротерапия.

      23. Ингаляции.
     24. Семинарское занятие: Ингаляции.

      25. Санаторно-курортное лечение. Нормативные правовые акты.

     26. Общее и специальное физиологическое воздействие санаторно -  

           курортного лечения на организм человека.

     27. Семинарское занятие: Санаторно-курортное лечение.

     28. Основы бальнеотерапии.

     29. Климатотерапия.

     30. Семинарское занятие: Основы бальнеотерапии.

Последующие

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.02

Основы реабилитации

  1. Основные приемы лечебного массажа.
  2. Основные приемы лечебного массажа.
  3. Массаж отдельных частей тела.
  4. Семинарское занятие: Общие основы массажа.
  5. Виды массажа.
  6. Баночный массаж.
  7. Косметический массаж.
  8. Самомассаж.
  9. Точечный массаж.
  10. Семинарское занятие: Виды массажа.
  11. Детский массаж.
  12. Детский массаж.
  13. Детский массаж.
  14. Семинарское занятие: Детский массаж.
  15. Рефлекторно-сегментарный массаж.
  16. Рефлекторно-сегментарный массаж.
  17. Семинарское занятие: Рефлекторно-сегментарный массаж.
  18. Общие основы ЛФК.
  19. Семинарское занятие: Общие основы ЛФК.
  20.  Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях органов дыхания.
  21.  Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниями органов дыхания.
  22. Реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания.
  23. Семинарское занятие: Реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания.
  24. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях сердечнососудистой системы.
  25. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниях ССС.
  26. Реабилитации больных с заболеваниями сердечнососудистой системы.
  27. Семинарское занятие: Реабилитации больных с заболеваниями сердечнососудистой системы.
  28. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата.
  29. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниях и травмах ОДА.
  30. Реабилитация больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата.
  31. Семинарское занятие: Реабилитация больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата.
  32. Клинико-физиологическое обоснование применение ЛФК и массажа при заболеваниях пищеварительного тракта.
  33. Задачи ЛФК, показания и противопоказания, особенности физической нагрузки при заболеваниях пищеварительного тракта.
  34. Реабилитация больных с заболеваниями пищеварительного тракта.
  35. Семинарское занятие: Реабилитация больных с заболеваниями пищеварительного тракта.
  36. Дифф.зачет.

Методы

Методические приемы

1 уровень –  объяснительно-иллюстративный

словесные: рассказ, лекция, беседа, работа с учебником;

наглядные: демонстрация плакатов, таблиц, иллюстраций, фотографий, видеофильмов, аудиофайлов, лек.препаратов, R-грамм, презентаций

 практические: опыты, демонстрация выполнения манипуляции

2,3 уровень – репродуктивный

работа по алгоритму, решение типовых задач, тестов, упражнений, практических заданий,                        индивидуальный опрос, фронтальный опрос

2,3 уровень –  проблемное изложение

 анализ, синтез, работа с графологической структурой, выявление проблем пациента

3 уровень – частично- поисковый

эвристическая беседа, обобщение, рецензирование, решение нетиповых задач, составление плана с/вмешательств, списка рекомендаций пациенту, курация пациента, составление таблицы сравнительной характеристики

4 уровень – исследовательский

исследовательская работа

Оснащенность занятия, наглядность: методическая разработка практического занятия, методические указания для студентов, карточки,  ноутбук, видеофильм «Лечебный массаж», массажная кушетка, пеленка, антисептик для обработки рук.

знать:

  1. Определение понятия: «Массаж»
  2. Противопоказания к массажу
  3. Виды массажа
  4. Механизм действия массажа
  5. Гигиенические требования к кабинету
  6. Гигиенические требования к массажисту
  7. Гигиенические требования к пациенту

уметь:

1. Выполнять приемы массажа: поглаживание и выжимание

Коды формируемых компетенций:

1. ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  1. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
  2. ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  3. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  4. ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  5. ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  6. ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
  7. ОК 9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
  8. ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
  9. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
  10.  ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
  11.  ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
  12.  ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Место проведения занятия: кабинет основ реабилитации

Литература (основная, дополнительная):

Основная:

1. Козлова Л.В., Козлов С.А., Семененко Л.А. Основы реабилитации – Ростов н/Д: «Феникс», 2018, -  340 – 343с.

Дополнительная:

1. Попов С.Н.- Физическая реабилитация. Изд-е 3-е.- Ростов н/Д.- Феникс, 2014.

2. Сухарев В.И., Этингин Г.З., Застенкер Ф.С., Иофина О.С., Богданович Л.И., Крылов Н.П., Сперанский П.П., Султанов А.А. Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура. М.: «Медицина», 1990.

3. . Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. – 2-е изд., - М.: ОАО «Медицина», 2007.

4. Васичкин В.И. Большой справочник по массажу. - М.: «АСТ: Полигон», 2010.

5. Вербов А.Ф. Основы лечебного массажа. - СПб.: «Полигон», Р.-н.-Д.: «Феникс», 2002.

6. Фокин В.Н. Полный курс массажа: Учебное пособие. – М.: «ФАИР», 2009.

7. Быковская Т.Ю. и др. Виды реабилитации: физиотерапия, лфк, массаж. Учебное пособие. – Р-н-Д.: «Феникс», - 557с.

Внеаудиторная работа

Тема самостоятельной работы

Методическое обеспечение

Кол-во

часов

Форма (вид) самостоятельной работы

Методические указания

Контроль и примечание

1. Виды массажа

Козлова Л.В., Козлов С.А., Семененко Л.А. Основы реабилитации – Ростов н/Д: «Феникс», 2018, - 340 – 343с.

2

презентация

реферат

 Оформить красочно и грамотно

Сдать на проверку преподавателю.  Использовать на, занятиях.    

Структура занятия:  270     мин.

1. Организационный момент………2 минуты

2. Изложение целей и плана……….3..минуты

3. Проверка уровня знаний…20 минут

 4. Демонстрационная часть с элементами практической частью под руководством преподавателя………40……минут

5. Самостоятельная работа студентов ….175……..минут

6. Закрепление материала…… 20 минут

7. Подведение итогов, выставление оценок  …8……..минут

8. Здание на дом …2……...минуты

                                       

Приложение №1

Проверка домашнего задания

Ответить на вопросы:

  1. Дать определение, что такое массаж?
  2. Перечислить механизм действия массажа на организм человека.
  3. Дать характеристику механическому действию массажа.
  4. Что означает «Технический аспект» в работе массажиста?
  5. Дать характеристику нервно-рефлекторному механизму действия массажа.
  6. Какие существуют гигиенические требования к массажисту?
  7. Какие имеются требования к кабинету массажа?
  8. Перечислить требования к пациенту при проведении массажа.

Приложение №1а)

Эталон ответов

1. Массаж – это историческая совокупность механического воздействия  в виде трения давления, вибрации проводимые на теле человека, как руками, так и специальными аппаратами через воздушную и водную среду.

2. Механизм действия массажа: нервно-рефлекторный, гуморальный и механический.

3. Механическое действия массажа - оказывает воздействие на ткани и в частности на передвижение крови, лимфы, межтканевой жидкости, что способствует усилению обменных процессов и кожного дыхания, устранению застойных явлений и повышению температуры массируемого участка тела.

4. Технический аспект в работе массажиста – умение выполнять любой вид массажа, выбирать наиболее эффективные приемы.

5. Нервно-рефлекторный механизм действия массажа заключается в механическом раздражении различных рецепторов, заложенных в коже (экстерорецепторы), сухожилиях, связках, фасции, мышцы (проприорецепторы), сосудах (ангиорецепторы), внутренних органах (интерорецепторы).  Поток импульсов от возбужденных рецепторов проходит в различные отделы ЦНС, где они синтезируются в общую ответную реакцию, что вызывает функциональные изменения в системах и внутренних органах организма по типу моторно-висцеральных рефлексов.

6. Гигиенические требования к массажисту: Выполнение некоторых приемов массажа требует от массажиста значительной силы, поэтому ему необходимо поддерживать хорошую спортивную форму, выполняя упражнения для развития силы мышц рук, спины. Во время работы массажисту запрещается разговаривать, чтобы не сбивать дыхание, которое должно быть глубоким и ритмичным. Массажист обязан следить за состоянием своих рук. На руках не должно быть ссадин, царапин, трещин, мозолей. Массажист должен коротко стричь ногти, снимать перед массажем кольца, наручные часы. Нельзя работать, если на коже рук есть какие-либо заболевания (грибковые, воспалительные), так как инфекция легко переносится при массаже на здоровую кожу. Перед каждой процедурой массажисту необходимо мыть руки теплой водой с мылом. После работы вымытые руки надо смазать кремом или смягчающей жидкостью, состоящей из глицерина — 25 г, 3%-ного водного раствора аммиака — 25 мл, этилового спирта 96% -ного — 5 г. При излишней потливости рук их надо протереть 1%-ным раствором формалина, вымыть холодной водой, припудрить тальком.

7. Гигиенические требования к кабинету массажа: К расположению и оснащению массажного кабинета предъявляются определенные требования. Предпочтительно, чтобы массажист работал в отдельном кабинете, лучше, если массажный кабинет располагается неподалеку от кабинетов физиотерапии и лечебной физкультуры. Кабинет должен быть изолирован от посторонних шумов и звуков. Это раздражает пациента, не давая ему полностью расслабиться и целиком погрузиться в состояние, когда организм готов воспринимать проводимое на него воздействие, а также массажиста, который отвлекается на посторонние звуки, в результате чего теряется качество массажа.Если в кабинете работают несколько массажистов, то каждое рабочее место отделяется ширмой из драпировочного или любого другого плотного материала. Размеры кабинета зависят от типового проекта здания, но существует стандартизированный расчет. В случае, когда в кабинете предусмотрены рабочие места для нескольких массажистов, минимальная площадь для одного рабочего места составляет 8 м2, если в кабинете проводит процедуры один специалист – 12 м2. Высота, естественно, зависит от высоты самого здания, но предпочтительнее, чтобы потолки в кабинете были 3 метра. Это необходимо для достаточного притока воздуха. В кабинете должны быть хорошее освещение, отопление, вентиляция. Массажист может работать при естественном освещении или если свет исходит от ламп дневного света. Световой коэффициент (отношение световой площади окна к площади пола) должен равняться 1/4 или 1/5.  В кабинете должно быть сухо, вентиляция – приточно-вытяжная. Лучшим вариантом является наличие кондиционера. Перед началом рабочего дня, а также между сеансами, помещение должно проветриваться, ежедневно – влажная уборка.

Система отопления должна нормально функционировать. Температура воздуха считается нормальной, если в кабинете от +20-22 °С. Пол деревянный, на полу перед массажным столом должен лежать плотный, теплый коврик для пациентов. Окраска стен и покрытие потолка должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и гармонировать с интерьером. Обязательно наличие в кабинете умывальника со смесителем для горячей и холодной воды. Желательно, чтобы недалеко от массажного кабинета находились туалет и душевая комната. Кабинет, предназначенный для проведения массажа, должен быть правильно оборудован. В нем обязательно должны быть умывальник с горячей и холодной водой, мыло, полотенце, зеркало, несколько стульев, письменный стол, регистрационный журнал, графин с питьевой водой, стаканы, а также ширма и шкаф для хранения халатов. В кабинете обязательно должны находиться спиртовые растворы йода, бриллиантовой зелени, бинты, вата, лейкопластырь, перекись водорода, клей БФ-6, тальк, 3%-ный водный раствор аммиака, песочные часы на 3, 5, 10, 25 минут. Для проведения различных видов массажа должны быть в наличии массажный стол, массажный столик и массажное кресло. Ширина массажного стола – 55–60 см, длина – 190–200 см, высота подбирается по росту массажиста. Считается, что стол подобран по росту, если, подойдя к нему, массажист касается поверхности стола тыльной поверхностью средних фаланг пальцев, сжатых в кулак, не наклоняя туловища и не сгибая рук в локтях. Поверхность стола должна быть полумягкой; нежелательно проведение процедур на слишком мягкой или слишком жесткой поверхности. Массажный столик необходим для массажа рук. Он должен иметь следующие размеры: длина – 55 см, ширина – 30–35 см, высота – 65–70 см. Поверхность его должна быть полумягкой. В настоящее время выпускаются модели столиков, высота которых может меняться, так что массажисту будет легко смонтировать столик так, чтобы он подходил по росту пациента. Для нормальной работы специалиста необходимы валики длиной 50–60 см и шириной 15–20 см. Валики обычно обтянуты дермантином, а сверху на каждый валик натягивается чехол из белого материала.

8. Требование к пациенту: При первом посещении пациенту следует разъяснить, что массаж проводится на чистой коже, так как загрязненная кожа способствует опасности ее инфицирования во время массажа. Если пациент впервые прибыл на массаж с недостаточно чистой кожей, протереть кожу массируемого участка ватным тампоном, смоченным водно-спиртовым раствором или раствором хлорамина. Густой волосяной покров на поверхности массируемого участка препятствует проведению массажа. Захват волос руками массажиста вызывает у пациента боль, при этом волосяная луковица раздражается и может воспалиться, что делает дальнейшее проведение массажа невозможным. В таком случае можно порекомендовать снять волосы машинкой, но не брить, потому что бритва снимает не только волосы, но и поверхностный слой эпидермиса, отчего кожа становится тонкой и легко ранимой. На первой процедуре для лучшего скольжения можно применить вазелин или тальк. После массажа вазелин убрать ватным тампоном, смоченным в спирте. Совершенно недопустимо, чтобы пациент ложился на массажный стол в брюках и обуви. Незрячие и со сниженным зрением массажисты особенно тщательно должны сладить за этим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия для преподавателя «Сестринский процесс при шизофрении».

Методическая разработка на тему: «Сестринский процесс при шизофрении» предназначена для проведения практического занятия со студентами 2 курса по специальности 34.02.01  «Сестри...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК.02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Методическая разработка по теме: «Сестринский уход при хронических гепатитах и циррозах печени» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта при под...

Методическая разработка по теме: "Тепло-водолечение" ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.02. Основы реабилитации, специальность 34.02.01. Сестринское дело

Методическая разработка практического занятия по теме «Тепло-водолечение» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального об...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.02 Основы реабилитации

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»      Методическая разработкапрактического занятия для преподавателяПМ.02 Участие в лечебно-диагно...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ 05 медико-социальная деятельность МДК 05.02.Основы медицинского массажа

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»      Методическая разработкапрактического занятия для преподавателяПМ 05 медико-социальная деятельность...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ 05 Медико-социальная деятельность МДК 05.02 Основы медицинского массажа

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ 05 Медико-социальная деятельность МДК 05.02 Основы медицинског...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ 05 Медико-социальная деятельность МДК 05.02 Основы медицинского массажа

Методическое пояснение Данная методическая разработка составлена для преподавателей в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.   Цель методической разработки оказать методическую...