лекционное занятие по теме: Парентеральное введение лекарственных средств
методическая разработка

Первые попытки ввести лекарство в организм человека, минуя пищеварительный тракт, появились более 2000 лет назад. Первый прототип шприца был создан древнегреческим врачом Гиппократом и представлял собой полую трубку, соединенную с мочевым пузырем свиньи.

Настоящий шприц, который мы привыкли видеть, был изобретен в 1853 году шотландцем Александром Вудом и французом Шарлем Правасом. Первые шприцы изготавливались из каучукового цилиндра, внутрь которого помещался хорошо подогнанный поршень из кожи и асбеста с торчащим наружу металлическим штырём.

Шприцы со стеклянным цилиндром появились уже в конце 19-го века. Перед первой мировой войной появились шприцы «Рекорд» емкостью от 1 до 100 мл.

В ежедневной практике общего врача парентеральное введение лекарственных средств занимает одно из ведущих мест в лечении больных, так как оно позволяет добиться быстрого лечебного эффекта, создать максимальную концентрацию препарата в области патологического процесса. Парентеральное введение лекарственных препаратов осуществляется с использованием алгоритмов выполнения сестринских манипуляций и с учетом требований инфекционной безопасности. Инструкции по правилам парентерального введения лекарств подлежат неукоснительному соблюдению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inektsii.docx614.71 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                                для проведения лекционного занятия

по теме: Парентеральное введение лекарственных средств.

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг

Специальность 34.02.01 Сестринское дело, базовая подготовка

(код и наименование специальности)

Москва

2022 г.

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой) комиссией

по специальности

Сестринское дело № 1

ГБПОУ ДЗМ «МК №6»

Протокол №

от «__» __________ 2022 г.

Председатель П(Ц)К СД№1

________________/Горбатенко У.А./

УТВЕРЖДЕНА

на заседании методического совета

от «_____» ____________ 2022г

Протокол № __

Согласовано

Методист – Хачатурян Б.С.

Составитель:

Арямова Т.А. – преподаватель высшей категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6»

Рецензенты:  

Разумова А.Н. - главная медицинская сестра ГБУЗ «ГКБ имени В.П. Демихова ДЗМ».                  

Цибизова А.В. -  преподаватель высшей категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»      

Предназначение: для преподавателей профессиональных моделей ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Специальность 34.02.01 Сестринское дело, 2 курс, 3 семестр.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

   1.  Пояснительная записка                

5

   2. Методический блок

6

          2.1.  Технологическая карта учебного занятия                  

7

          2.2.  Структура занятия

11

  3.  Информационный блок      

13

         3.1.  Мотивация                                

14

         3.2.  Опорный конспект                                                              

15

4.  Блок контроля.                                                                                                                          

35

         4.1.   Входной контроль

36

         4.2.   Текущий контроль

36

         4.3.  Итоговый контроль

37

 5.   Эталоны и критерии оценки знаний

39

         5.1. Эталоны входного контроля

40

         5.2. Эталоны текущего контроля

41

         5.3. Эталоны итогового контроля

45

         5.4. Критерии оценки

47

6. Используемая литература

49

Пояснительная записка

 Данное методическая разработка ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг по теме «Парентеральное введение лекарственных средств» предназначена для оказания помощи преподавателям, ведущим лекционное занятие по данной тематике.

На занятии подчёркивается актуальность и значимость темы в современных условиях. Первые попытки ввести лекарство в организм человека, минуя пищеварительный тракт, появились более 2000 лет назад. В ежедневной практике общего врача парентеральное введение лекарственных средств занимает одно из ведущих мест в лечении пациентов, так как оно позволяет добиться быстрого лечебного эффекта, создать максимальную концентрацию препарата в области патологического процесса. Парентеральное введение лекарственных препаратов осуществляется с использованием алгоритмов выполнения сестринских манипуляций и с учетом требований инфекционной безопасности. Инструкции по правилам парентерального введения лекарств подлежат неукоснительному соблюдению.

Методическая разработка включает блоки: методический, информационный, контроля, эталоны и критерии оценки знаний.

Методический материал раскрывает поэтапное ведение лекционного занятия. Занятие начинается с мотивации с использованием исторической справки по совершенствованию шприца и оценки исходного уровня знаний студентов методом фронтального опроса. Это позволяет повторить раннее изученный материал по группам лекарственных средств, правилам хранения и выдачи лекарственных средств, что необходимо обучающимся для лучшего усвоения лекционного материала.

           Для более полной проработки темы и закрепления лекционного материала студентам необходимо после каждого лекционного блока ответить на вопросы.

          В конце занятия проводится рефлексия – студенты решают ситуационные задачи, обобщают изученный материал на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.

          Занятие завершается подведением итога с использованием критериев оценки по каждому виду контроля.

          Методическое пособие является универсальным.  Рекомендуется преподавателям, ведущим профессиональный модуль по данной теме и студентам при подготовке к занятию.                                                            

Технологическая карта лекционного занятия 15

Парентеральное введение лекарственных средств.

ФИО преподавателя, квалификационная категория

Арямова Татьяна Анатольевна, высшая квалификационная категория

Код, наименование специальности

34.02.01 Сестринское дело; 31.02.02. Сестринское дело

Форма обучения

Очная

Учебный цикл

ПМ.04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Учебная дисциплина/МДК

МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала

Междисциплинарные связи

Предшествующие учебные дисциплины/МДК

Последующие учебные дисциплины/МДК

ОП 01. «Основы латинского языка с медицинской терминологией»,

ОП.02. «Анатомия и физиология человека», ОП.03. «Основы патологии»,

ОП.05. «Гигиена и экология человека», ОП.06. «Основы микробиологии и иммунологии», ОП.07. «Фармакология».

МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела

МДК 04.(05).03. Технология оказания медицинских услуг.

ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий.

ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

ПМ.05 Общая практика.

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

ПК 4.1.

Соблюдать принципы профессиональной этики.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 4.2.

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп.

ОК

3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ПК 4.3.

Оформлять медицинскую документацию.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ПК 4.4.  

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ОК

5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ПК 4.5.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ПК 4.6.

Владеть основами рационального питания.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.

ОК

8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.

Требования к результатам освоения дисциплины/МДК

Освоенные умения

Усвоенные знания

У1

 Собирать информацию о состоянии здоровья пациента

З1

 Способы реализации сестринского ухода

У2

Определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья

З2

Принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения

Уровень освоения

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

Тема учебного занятия

Парентеральное введение лекарственных средств

Тип учебного занятия

2.Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности

Формы и методы обучения

объяснительно-иллюстративный метод

Образовательные технологии

Интерактивная технология

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Обеспечить формирование системы знаний у студентов по теме «Парентеральное введение лекарственных средств».  

Ознакомить обучающихся со способами парентерального введения лекарственных средств, с преимуществом и недостатками, с возможными осложнениями при введении лекарственных средств парентерально

Развивать любовь к выбранной профессии, личность, повышать культурный духовный уровень.

Развивать коммуникативные умения, высокий уровень мышления и познавательную потребность.

Развивать способность самостоятельного получения новой информации.

Развивать эмоционально-целостное отношение к изучаемому материалу, как части будущей профессии.

Воспитывать уважительное отношение к пациентам,

к профессии, к своим обязанностям, чувство ответственности за свой труд, профессионально-деловые качества, любовь к предмету.

Требования к результатам освоения темы учебного занятия

Освоенные умения

Усвоенные знания

У1

Назвать способы парентерального введения лекарственных средств и показать анатомическую область введения

З1

Способы парентерального введения лекарственных средств

У2

Перечислить преимущества парентерального введения лекарственных средств

З2

Преимущества парентерального введения лекарственных средств

У3

Перечислить недостатки парентерального введения лекарственных средств

З3

Недостатки парентерального введения лекарственных средств

У4

Осуществить сестринские вмешательства при возникновении осложнений при введении лекарственных средств

З4

Возможные осложнения при введении лекарственных средств парентерально

Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия

Рациональность планирования и организации собственной деятельности. Оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Правильность и аккуратность при оформлении медицинской документации установленного образца.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия

Экспертное наблюдение и оценка деятельности студента в процессе собеседования, решения тестовых заданий по теме МДК,

Организация образовательного пространства учебного занятия

Ресурсы учебного занятия

Формы работы на занятии

Материально-техническое обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Электронные информационные и образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация, электронные учебники, интерактивная доска,

«Практическое руководство к предмету  «Основы сестринского дела»   Мухина С.А., Тарновская И.И. учебник,2-е изд., испр. и доп.

М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019 эл. библиотека

Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела «Феникс» 2018 год. Раздел II теоретические основы сестринского дела.

Л.И.Кулешова, Е.В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций, сестринские технологии; ООО «Феникс» 2018 г.

YaMedsestra.ru

http://sestrinskoe-delo.ru

Лекция,

Активная форма обучения

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Знают способы парентерального введения лекарственных средств, преимущества и недостатки, возможные осложнения при введении лекарственных средств парентерально

Познавательные: умение работать с информационными текстами, преобразовывать информацию из одной формы в другую, понимают задаваемые вопросы и могут логически и аргументировано ответить.

Коммуникативные: умение самостоятельно организовывать занятие, высказывать и обосновывать свое мнение,

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осуществления осознанного выбора в учебной деятельности.

Положительная мотивация к предмету и учебному материалу.

Ответственное отношение к обучению.

Понимание необходимости развивать такие качества, как: ответственность, исполнительность, внимательность

Структура занятия

Этапы занятия.

Деятельность

преподавателя

Ми

нут

Цель

Деятельность

студента

1

Организационный процесс:

- приветствие;

- отметить отсутствующих;

- обратить внимание на внешний вид студентов, организацию учебного места.

2

Организация рабочего пространства,

воспитание аккуратности,

организованности,

дисциплинированности,

ответственности.

Настраиваются на занятия.

Приводят в порядок внешний вид.

2

Актуализация опорных знаний:

- фронтальный опрос,

5

Проверка исходного уровня знаний (студенты отмечают слабые места в своих знаниях и дополнительно ставят для себя цели).

Показать взаимосвязь раннее изученного материала с новым

Отвечают на вопросы преподавателя.

3

Мотивация учебной деятельности:

Сообщить студентам:

- тему занятия,

- цель занятия,

- актуальность изучаемой темы

3

Формирование познавательного интереса к учебной деятельности по данной теме, мотивация студентов.

Записывают в тетради тему, цели и план занятия.

Слушают, погружаются в тему занятия.

4

Лекционная часть

Сопровождается презентацией.

1 блок информации по теме:

- во время подачи материала преподаватель задает наводящие вопросы

15

Ознакомить с новым материалом.

Использование знаний из практического опыта.

Получение знаний путем логических рассуждений

Просматривают презентацию.

Записывают в тетради.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Делают выводы из собственных рассуждений

5

Фронтальный опрос по 1 блоку лекции

5

Закрепление теоретических знаний

Отвечают на вопросы преподавателя

6

Лекционная часть

Сопровождается презентацией.

2 блок информации по теме:

- во время подачи материала преподаватель задает наводящие вопросы

15

Ознакомить с новым материалом.

Использование знаний из практического опыта.

Получение знаний путем логических рассуждений

Просматривают презентацию.

Записывают в тетради.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Делают выводы из собственных рассуждений

7

Фронтальный опрос по 2 блоку лекции

5

Закрепление теоретических знаний

Отвечают на вопросы преподавателя

8

Лекционная часть

Сопровождается презентацией.

3 блок информации по теме:

- во время подачи материала преподаватель задает наводящие вопросы

10

Ознакомить с новым материалом.

Использование знаний из практического опыта.

Получение знаний путем логических рассуждений

Просматривают презентацию.

Записывают в тетради.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Делают выводы из собственных рассуждений

9

Фронтальный опрос по 3 блоку лекции

5

Закрепление теоретических знаний

Отвечают на вопросы преподавателя

10

Лекционная часть

Сопровождается презентацией.

4 блок информации по теме:

- во время подачи материала преподаватель задает наводящие вопросы

10

Ознакомить с новым материалом.

Использование знаний из практического опыта.

Получение знаний путем логических рассуждений

Просматривают презентацию.

Записывают в тетради.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Делают выводы из собственных рассуждений

11

Решение ситуационных задач

5

Закрепление пройденного материала

Рефлексия

Решают ситуационные задачи

12

Подведение итогов занятия:

- достигнуты ли цели,

- выставление оценок,

- озвучивание домашнего задания

5

Стимулировать интерес к учебе и ее результатам

Обобщают изученный материал на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают  индивидуальную  степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов

Общее время занятия (мин)

90

Мотивация

Первые попытки ввести лекарство в организм человека, минуя пищеварительный тракт, появились более 2000 лет назад. Первый прототип шприца был создан древнегреческим врачом Гиппократом и представлял собой полую трубку, соединенную с мочевым пузырем свиньи.

Настоящий шприц, который мы привыкли видеть, был изобретен в 1853 году шотландцем Александром Вудом и французом Шарлем Правасом. Первые шприцы изготавливались из каучукового цилиндра, внутрь которого помещался хорошо подогнанный поршень из кожи и асбеста с торчащим наружу металлическим штырём. На другом конце цилиндра укреплялась полая игла. Так как цилиндр был непрозрачным, насечки для дозировки лекарства делались не на нём, а на металлическом штыре поршня. Используя эти насечки, доктор мог отследить дозировку лекарственного препарата.

 Шприцы со стеклянным цилиндром появились уже в конце 19-го века. Перед первой мировой войной появились шприцы «Рекорд» емкостью от 1 до 100 мл. Это изделие представляло собой запаянную стеклянную трубку с поршнем. Для получения давления в тубусе впервые применили резиновые уплотнители. Идея создания одноразового шприца озарила молодого ветеринара Колина Мердока в 1956 г. 

В ежедневной практике общего врача парентеральное введение лекарственных средств занимает одно из ведущих мест в лечении больных, так как оно позволяет добиться быстрого лечебного эффекта, создать максимальную концентрацию препарата в области патологического процесса. Парентеральное введение лекарственных препаратов осуществляется с использованием алгоритмов выполнения сестринских манипуляций и с учетом требований инфекционной безопасности. Инструкции по правилам парентерального введения лекарств подлежат неукоснительному соблюдению.

При введении пациентам лекарственных препаратов возможно развитие аллергических реакций, при которых возникает необходимость в оказании экстренной помощи. Для своевременного и квалифицированного оказания помощи манипуляционные кабинеты должны быть оснащены укладками для оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке и соответствующей инструкцией.

История изобретения шприца. Анатомия человека

Тема лекции: «Парентеральное введение лекарственных средств»

Цель лекции: Ознакомить обучающихся со способами парентерального введения лекарственных средств, с преимуществом и недостатками, с возможными осложнениями при введении лекарственных средств парентерально.

План лекции:

1. Использование лекарственных средств процедурной медицинской сестрой

2. Парентеральный способ применения лекарственных средств

3. Инфекционная безопасность при выполнении инъекций и обработке использованного инструментария и материалов

4. Анатомические области выполнения инъекций

5. Особенности введения препаратов.

6. Осложнения инъекций. Мероприятия, направленные на предупреждение осложнений.

Усвоенные знания

  1. Способы парентерального введения лекарственных средств
  2. Преимущества парентерального введения лекарственных средств
  3. Недостатки парентерального введения лекарственных средств
  4. Возможные осложнения при введении лекарственных средств парентерально

Освоенные умения

  1. Назвать способы парентерального введения лекарственных средств и показать анатомическую область введения
  2. Перечислить преимущества парентерального введения лекарственных средств
  3. Перечислить недостатки парентерального введения лекарственных средств
  4. Осуществить сестринские вмешательства при возникновении осложнений при введении лекарственных средств

Эскиз рука с перчатками. доктор, наполняя шприц. рука держа шприц.  инъекции. | Премиум векторы

Глоссарий

Парентеральное введение лекарственных средств — пути введения лекарственных средств в организм, при которых они минуют желудочно-кишечный тракт.

Инъекция (синоним впрыскивание, укол) — один из видов парентерального введения растворов в организм в малых количествах. Инъекцию производят в кожу, подкожную клетчатку, мышцу, спинномозговой канал, сердце.

Инфузионная терапия — метод лечения, основанный на введении в кровоток различных растворов определённого объёма и концентрации, с целью коррекции патологических потерь организма или их предотвращения.

Инфузиея («капельница») - метод медленного введения вещества в форме раствора в сосудистое русло человека.

Гемотрансфузия (трамфузия) – это лечебная процедура по внутривенному переливанию донорской крови и/или ее компонентов (эритроцитов, тромбоцитов, замороженной плазмы).

Гемотрансфузионный шок – это одно из опаснейших осложнений переливания компонентов крови, выражающееся в разрушении эритроцитов с выбросом токсичных веществ в сосудистое русло.

Анафилактический шок (Анафилаксия) — аллергическая реакция немедленного типа, состояние резко повышенной чувствительности организма, развивающееся при повторном введении аллергена.

Эмболия – это жизненно опасная сосудистая патология артериального русла, при которой происходит частичное или полное перекрытие просвета, нарушение кровотока.

Масляная эмболия — это патологический процесс, вызванный попаданием в кровеносные сосуды масляных растворов лекарственных средств или иных веществ, содержащих в большом количестве жир. Приводящий к закупорке сосудов.

Воздушная эмболия – это закупорка кровеносного русла пузырьками воздуха, попавшими в кровоток

Гипогликемическое состояние (кома) - это патологическое состояние, развивающееся вследствие резкого уменьшения уровня сахара в крови        

Гипергликемическое состояние (кома) – это патологическое состояние, развивающееся вследствие увеличения уровня сахара в крови.

Липодистрофия - это одно из осложнений инсулинотерапии. Она проявляется исчезновением или гипертрофией подкожной жировой клетчатки на месте введений инсулина.

I блок информации

1. Использование лекарственных средств процедурной медицинской сестрой

Под инъекциями подразумевают способ введения в организм лекарственных веществ или диагностических средств с помощью шприца с иглой. Инъекции производят в основном подкожно, внутримышечно и внутривенно. Однако существуют и другие виды инъекций (внутрикожные, внутриартериальные, внутрисердечные, спинномозговые), но используются они значительно реже.

Инъекции применяют для быстрого достижения лечебного эффекта и точности дозирования лекарства, для создания максимальной концентрации препарата в нужной области, при невозможности применения лекарства внутрь (отсутствие лекарственной формы для приема внутрь, нарушение функции пищеварительного тракта), а также при специальных диагностических исследованиях.

При инъекциях следует строго соблюдать правила асептики и антисептики для предупреждения инфекционных осложнений, поэтому в настоящее время необходимо применять только одноразовые шприцы и иглы. Применение многоразовых шприцев возможно лишь в исключительных ситуациях, при отсутствии одноразовых. В этом случае они должны быть подготовлены и стерилизованы одним из принятых способов.

Подготовка лекарств к инфузии или инъекции начинается с проведения контрольной процедуры – при взятии препарата из шкафа (сейфа), при изъятии ампулы из коробки. Контролируют флакон (ампулу) препарата также непосредственно перед его набором в шприц для инъекций – медсестра должна сравнить этикетку препарата и запись о его назначении, проверить срок годности лекарства, уточнить дозировку.

Меры безопасности при введении препарата:

- При разведении препарата для инъекции необходимо строго следовать требованиям производителя, учитывая рекомендуемые объемы и вид растворителя.

- Приготовленные для инъекции растворы необходимо использовать сразу же после набора, хранить их нельзя.

- При приготовлении растворов для инфузий необходимо помнить о правилах асептики. На емкости необходимо подписать данные больного (ФИО), дату приготовления раствора, название лекарства и растворителя, скорость его введения. Приготовленный для инфузии раствор должен быть введен пациенту в течение 30 минут.

 При введении препарата также возможно совершение непоправимых ошибок, о которых необходимо помнить.

Каждая медсестра должна соблюдать ряд правил, которые также называют правилами пяти «П»:Главное за выходные в Крыму - Центр журналистских расследований

- Правильный пациент. Перед введением лекарства пациенту, необходимо его идентифицировать (спросить его фамилию, имя, отчество, номер палаты, проверить по иным признакам);

- Правильный препарат. Необходимо внимательно прочитать лист назначений и надпись на ампуле препарата. Нужно спросить у пациента про непереносимость некоторых веществ, узнать про аллергию.

- Правильная концентрация и доза препарата. 

- Правильный способ введения препарата.

- Правильное время введения препарата. Необходимо выяснить, в какое время препарат должен быть введен, уточнить скорость его введения

2. Парентеральный способ применения лекарственных средств

Парентеральное введение лекарственных средств (минуя ЖКТ) осуществляется посредством инъекций: внутрикожной, подкожной, внутримышечной, внутривенной, внутриартериальной; в брюшную и плевральную полости, в сердце, в спинномозговой канал, в болезненный очаг, в костный мозг.

Преимущества:

1.Быстрота действия.

2. Точность дозировки.

3. Поступление лекарственного средства в кровь в неизменном виде.

Недостатки:

1.Обязательное участие обученного медицинского персонала.

2. Соблюдение асептики и антисептики.

3. Затруднение или невозможность введения лекарственного препарата при кровоточивости.

4. Повреждении кожи в месте инъекции.

Относительным недостатком инъекции является возможность анафилактического шока при аллергии (Анафилаксия).

3. Инфекционная безопасность при выполнении инъекций и обработке использованного инструментария и материалов

Все инъекции проводятся с соблюдением правил асептики и антисептики в процедурном кабинете или в палате. Перед сборкой шприца и выполнением инъекций медсестра должна обработать руки на гигиеническом уровне, надеть перчатки. Место инъекции обработать кожным антисептиком или одноразовой спиртовой салфеткой двукратно. После инъекции шприц, спиртовые салфетки сбрасываются в пакет класса Б, игла – пластиковый иглоприемник класса Б. После окончания процедур – перчатки сбросить в пакет класса Б, руки обработать на гигиеническом уровне. В конце рабочего дня в процедурном кабинете провести текущую уборку.

4. Анатомические области выполнения инъекций

Если больной в сознании, его следует предупредить о предстоящей инъекции. Инъекцию производят в определенных местах тела, в которых нет риска повредить кровеносные сосуды или нервы.

Внутрикожная инъекция

Внутрикожные инъекции применяют с диагностической целью, а также для местного обезболивания. Этот способ требует определенных навыков. Иглу следует выбирать маленькую, длиной не более 2-3 см и с малым просветом. Для внутрикожного введения лекарственных веществ обычно выбирают среднюю треть внутренней поверхности предплечья. Иглу вводят на глубину среза под углом 5 градусов. Объем лекарственного препарата – 0,1 – 1,0 мл.

Диагностические пробы:

- на туберкулез – с туберкулином;

- на бруцеллез – с бруцеллином;

- аллергопробы - с лекарственными препаратами.

Картинки по запросу "внутрикожная инъекция""

                             

                   Рис. 1 Выполнение внутрикожной инъекции

Подкожная инъекция

В связи с тем, что подкожно-жировой слой хорошо снабжен кровеносными сосудами, для более быстрого действия лекарственного вещества применяют подкожные инъекции. Подкожно введенные лекарственные вещества оказывают действие быстрее, чем при введении через рот, т.к. они быстро всасываются. Подкожные инъекции производят иглой самого малого диаметра на глубину 15 мм и вводят до 2 мл лекарственных препаратов, которые быстро всасываются в рыхлой подкожной клетчатке и не оказывают на нее вредного воздействия. Наклон иглы – 45 градусов.

Наиболее удобными участками для подкожного введения являются:

- наружная поверхность плеча;

- подлопаточное пространство;

- передненаружная поверхность бедра;

- боковая поверхность брюшной стенки;

- нижняя часть подмышечной области.

В этих местах кожа легко захватывается в складку и отсутствует опасность повреждения кровеносных сосудов, нервов и надкостницы.

Не рекомендуется производить инъекции:

- в места с отечной подкожно-жировой клетчаткой;

- в уплотнения от плохо рассосавшихся предыдущих инъекций.

Картинки по запросу "места введения гепарина""

Рис. 2 Выполнение подкожной инъекции

Внутримышечные инъекции

Некоторые лекарственные средства при подкожном введении вызывают боли и плохо рассасываются, что приводит к образованию инфильтратов. При использовании таких препаратов, а также в тех случаях, когда хотят получить более быстрый эффект, подкожное введение заменяют внутримышечным. Мышцы обладают более широкой сетью кровеносных и лимфатических сосудов, что создает условия для быстрого и полного всасывания лекарств. При внутримышечной инъекции создается депо, из которого лекарственное средство медленно всасывается в кровеносное русло, и это поддерживает необходимую его концентрацию в организме, что особенно важно применительно к антибиотикам.

Производить внутримышечные инъекции следует в определенных местах тела, где имеется значительный слой мышечной ткани, и близко не подходят крупные сосуды и нервные стволы. Длина иглы зависит от толщины слоя подкожно-жировой клетчатки, т.к. необходимо, чтобы при введении игла прошла подкожную клетчатку и попала в толщу мышц. Так, при чрезмерном подкожно-жировом слое - длина иглы 60 мм, при умеренном - 40 мм. Количество вводимого лекарства – не более 10 мл.

Наиболее подходящими местами для внутримышечных инъекций являются:

- мышцы ягодицы – игла под углом 90 градусов;

- мышцы плеча – игла под углом 45 градусов;

- мышцы бедра – игла под углом 45 градусов.

Для внутримышечных инъекций в ягодичную область используют только верхненаружную ее часть.

Следует помнить, что случайное попадание иглой в седалищный нерв может вызвать частичный или полный паралич конечности. Кроме того, рядом находятся кость (крестец) и крупные сосуды. У больных с дряблыми мышцами это место локализуется с трудом.

Картинки по запросу "внутрикожная инъекция""images

Рис. 3 Выполнение внутримышечной инъекции

Внутривенные инъекции

Вены верхней конечности

Внутривенные инъекции предусматривают введение лекарственного вещества непосредственно в кровяное русло. Первым и непременным условием при этом способе введения лекарственных препаратов является строжайшее соблюдение правил асептики (мытье и обработка рук, кожи больного и др.)

Для внутривенных инъекций чаще всего используют вены локтевой ямки (чаще – кубитальную вену, на рисунке под номером 4), поскольку они имеют большой диаметр, лежат поверхностно и сравнительно мало смещаются, а также поверхностные вены кисти, предплечья, реже вены нижних конечностей. Угол наклона иглы – 15 градусов, количество вводимого лекарства – струйно не более 20 мл; капельно от 20 и более.

Картинки по запросу "внутривенная инъекция""

Рис. 4 Выполнение внутривенной инъекции

ПАРЕНТЕРАЛЬНОЕ ВВЕДЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ. ВНУТРИВЕННАЯ КАПЕЛ

Картинки по запросу "внутрикожная инъекция""

Угол введения иглы при различных инъекциях:

а) внутрикожная инъекция;

б) подкожная инъекция;

в) внутримышечная инъекция;

г) внутривенная инъекция

Рис. 5 Угол введения иглы при различных инъекциях

II блок информации

5. Особенности введения препаратов 

Масляные растворы

Масляные растворы (гормональные препараты, витамин «Е» и др.) вводятся подкожно и внутримышечно. Введение их внутримышечно обусловлено лучшим рассасыванием в сети капилляров и мышц. Масляные растворы нельзя вводить внутривенно!

При попадании капельки масла в сосуд возникает очень опасное осложнение – масляная эмболия. При попадании этого раствора в артерию происходит ее закупорка, нарушается питание окружающих тканей и развивается некроз участка тела. При попадании масла в вену током крови оно заносится в сосуды легких, вызывая их закупорку, которая приводит к удушью и может закончиться смертью пациента.

Особенности введения масляных растворов

1. Перед тем, как вскрыть ампулу с масляным раствором, ее необходимо подогреть на водяной бане до температуры 38оС.

2. Игла для инъекции берется большего сечения.

3. Масляные растворы вводятся двухмоментно:

а) после прокола кожи или мышцы поршень потянуть на себя;

б) если в шприц кровь не поступает, то медленно ввести лекарство.

Если в шприце показалась кровь, оттянуть иглу на 1см назад, убедиться, что вышли из сосуда, медленно ввести лекарственное средство или провести повторную инъекции в другое место.

На место инъекции приложить грелку, если нет противопоказаний.

Возможные осложнения:

- масляная эмболия

- инфильтрат

Инсулин

Инсулин (от лат. insula — островок) является белково-пептидным гормоном, вырабатываемым β-клетками островков Лангерганса поджелудочной железы.

Является специфическим сахаропонижаюшим средством, обладает способностью регулировать углеводный обмен; усиливает усвоение тканями глюкозы и способствует ее превращению в гликоген, облегчает также проникновение глюкозы в клетки тканей. Помимо гипогликемического действия (понижения уровня сахара в крови), инсулин оказывает ряд других эффектов: повышает запасы гликогена в мышцах, стимулирует синтез пептидов, уменьшает расход белка и др.

Препарат Инсулин применяют в терапии сахарного диабета; вводят подкожно, внутримышечно и внутривенно.

Препарат хранят в холодильнике.Главное за выходные в Крыму - Центр журналистских расследований

Перед введением инсулин выдержать при комнатной

температуре 1 час.

          Инсулин дозируют в ЕИ (единицы инсулина).

          Продленный НПХ-инсулин перед употреблением его надо

           перемешать, перекатывая между ладонями не менее 10 раз

           (нельзя трясти флакон).

          Активность инсулина снижается под воздействием света. 

Если колоть инсулин под кожу в живот (справа и слева от пупка), то в кровь он всасывается наиболее быстро. При инъекции в бедро - медленнее и не полностью. Введение инъекции в ягодицы или плечо объем и скорость всасывания занимают промежуточное место.

Ротация мест введения инсулина

Менять места инъекций (плечо, бедро, живот) следует последовательно по определенной схеме. Например, утром - в живот, обед - в плечо, а вечером - в бедро. Или же все инъекции делать только в живот.

Инсулин более длительного действия целесообразно вводить в бедро или плечо, а инсулин короткого действия - в живот. Причем, при вводе лекарства в одно и то же место на коже, возникают изменения в подкожной жировой (липодистрофия) клетчатке, что замедляет всасывание и эффективность инсулина.

Картинки по запросу "места введения инсулина""

Рис. 6 Места введения инсулина

tins 6

Рис. 7 Рекомендуемая пациенту разметка для отмечания места введения инсулина

Картинки по запросу "места введения инсулина""

Рис. 8 Скорость всасывания инсулина в зависимости от места введения

Действие инсулина оценивается по изменению уровня глюкозы крови и сахара в моче.

Для введения инсулина используются специальные инсулиновые шприцы вместимостью 1 мл или шприц-ручки, которые имеют дополнительные деления в единицах действия для точного дозирования препарата.

Правила введения:

- Инсулин хранится в холодильнике при температуре +4 +10 градусов. Холодным не вводится! Достать из холодильника и выдержать при комнатной температуре 1 час.

- Инсулин набирается в шприц в строго определённое время в дозе, назначенной врачом.

- Набирают в шприц инсулин на 1-2 деления больше, чем необходимо для введения. Далее, при выпускании воздуха из шприца перед введением доводят количество инсулина до нужного.

- Места используются все известные для подкожных инъекций, но исключается повторное введение в одно и то же место (необходимо чередовать места).

- Перед введением иглы необходимо подождать, пока спирт испарится с поверхности обработанной кожи.

- Игла устанавливается под углом 90 или 45 градусов в зависимости от длины иглы.

- Предупредить пациента, чтобы после введения инсулина он поел, время принятия пищи зависит от места введения инсулина.

Если пациенту назначены одновременно инсулин короткого и продлённого действия, то:Главное за выходные в Крыму - Центр журналистских расследований

1. Набирать в разные шприцы

2. Сначала ввести инсулин короткого действия

3. От иглы отсоединить цилиндр

4. К оставленной игле подсоединить шприц с инсулином продлённого действия

5. Немного потянуть иглу на себя и вновь ввести её, изменив угол (метод «перекола»)

6. Ввести инсулин продлённого действия.

7. Если игла впаяна в шприц, то инъекция делается дважды.

Возможные осложнения:

- Гипогликемическое состояние (кома).        

- Гипергликемическое состояние (кома).        

- Липодистрофия.

III блок информации

Гепарин

Гепарин - это лекарственный препарат группы прямых антикоагулянтов, то есть средств, которые обладают способностью препятствовать свертываемости крови.

        Терапевтический эффект от применения Гепарина начинается сразу после введения препарата и напрямую зависит от способа поступления препарата в организм. Наиболее быстро действие Гепарина наступает после внутривенного введения, в то время как при внутримышечном введении свертывание крови замедляется только через 15–30 минут, а при подкожной инъекции – через 20–60 минут.

Картинки по запросу "места введения гепарина""

Рис. 9 Места введения гепарина

Места введения гепарина

Выберите место для утренней инъекции гепарина. Вечером используйте для инъекции противоположную сторону. Наиболее предпочтительными областями для инъекций являются верх и низ живота. Если использованы все места на передней брюшной стенке, переходите на верх бедер, ягодицы, затем — на область спины. Это уменьшит вероятность образования больших синяков и других возможных осложнений. Не забывайте отмечать на схеме каждую вашу инъекцию. При появлении любых проблем свяжитесь с лечащим врачом.

Главное за выходные в Крыму - Центр журналистских расследований

При подкожном введении гепарина в живот необходимо держать иглу под углом 90°, не массировать место укола после инъекции.

Протирание места укола увеличивает вероятность образования синяков и кровотечения.

Необходимо проводить контроль над цветом биологических выделениями пациента (слюна, моча, кал)

Правила введения:

1. Достать из холодильника за час до инъекции и довести до комнатной температуры.

2. Набрать в шприц назначенную врачом дозу (внимательно подсчитав необходимое количество!)

3. Место введения: в жир живота.

4. После введения всего гепарина, медленно выведите иглу под тем же самым углом, под которым она была введена, одновременно отпуская кожную складку. Примените легкое давление на место укола ватным шариком в течение нескольких минут. Не трите место укола. Протирание места укола увеличивает вероятность образования синяков и кровотечения.

5. После инъекций гепарина в случае передозировки возможны кровотечения. Поэтому необходимо проводить контроль над:

• Цветом слюны (может измениться на розовую)

• Цветом мочи (красная или цвет «мясных помоев»)

• Цветом кала (чёрный)

• Анализом крови на время свёртывания (по назначению врача)

Через 15-30 минут после инъекции обязательно узнать у пациента о его самочувствии и о реакции на введённое лекарство (выявление осложнений и аллергических реакций). Необходимо делать ежедневно общий анализ мочи и следить за её цветом.

Осложнения: гематурия, гемартроз, желудочно-кишечные кровотечения, гематомы в месте введения п/к и в/м. Аллергические реакции: крапивница, астма, риниты, слезотечение.

Противопоказания к применению гепарина: анемия, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, гемофилия.

         При наличии у пациента внутривенного катетера при уходе за ним ставят гепариновый замок:

Гепаринизированный раствор (0,01 мл гепарина на 1 мл физиологического раствора – т.е. 50 ЕД/1мл) в объеме, равном внутреннему объему внутривенного катетера.

Сульфат магния 25% – 10мл

- раствор вводить в/м специальной магнезиальной иглой (длина стержня иглы – 80мм);

- при гипертоническом кризе магния сульфат в физиологическом растворе вводится внутривенно очень медленно;

- ампулу перед введением лучше подогреть до температуры 36° – 37°;

- предупредить пациента, что препарат болезненный;

- вводить очень медленно;

- после введения к месту прокола приложить грелку, так как сульфат магния плохо рассасывается и может образовывать инфильтраты.

Осложнения: при в/м введении – инфильтраты, абсцессы; при в/в введении - коллапс.

Особенности введения хлорида кальция (10%)

- препарат вводить строго внутривенно! При попадании под кожу происходит нарушение осмотического давления в клетках и клетки погибают – образуется некроз;

- инъекцию лучше делать в положении пациента лёжа;

- пациента обязательно предупредить о появлении жара, вначале в полости рта, головы, а затем по всему телу;

- помочь пациенту преодолеть неприятные ощущения: приостанавливать введение, просить пациента глубоко дышать, вводить очень медленно (в течение 5 – 7мин);

- во избежание введения препарата под кожу, неоднократно проверять нахождение среза иглы в вене;

- спрашивать у пациента, нет ли боли в месте введения препарата.

Осложнения: обморок, некроз.

Особенности введения бициллина (и других суспензий)

- бициллин – антибиотик, при разведении которого образуется суспензия, поэтому вводится он только в/м, лучшим местом для инъекции является бедро;

- бициллин разводить только в присутствии пациента, так как ввести его нужно сразу же после приготовления раствора;

- иглу лучше брать с большим диаметром сечения (1мм и более);

- после введения иглы потянуть на себя поршень, убедиться, что не попали в сосуд (в цилиндр шприца не должна поступать кровь);

- при наличии крови в шприце иглу извлечь и сделать инъекцию в другое место.

Осложнения: медикаментозная эмболия.

Особенности введения сердечных гликозидов

Растворимые в воде сердечные гликозиды (строфантин, дигоксин, изоланид) при острой сердечной недостаточности вводят в/в.

Перед введением ампулированный р-р препарата разводят в 10-20 мл изотонического раствора натрия хлорида (0,85%) или глюкозы (5%).

        При быстром введении возможно нарушение сердечного ритма.

Вводить препарат медленно, даже в самых экстренных случаях введение должно продолжаться 2-5 мин, чтобы успело произойти разведение препарата во всей массе циркулирующей крови.

При резком снижении артериального давления и спадении вен р-р сердечных гликозидов детям иногда вводят в уздечку языка (объем р-ра не должен превышать 1-2 мл). Эта область имеет хорошее кровоснабжение, и всасывание произойдет быстро.

6. Осложнения инъекций. Мероприятия, направленные на предупреждение осложнений

Особое внимание нужно обратить на инъекции растворов анальгина, эуфиллина, кордиамина, кокарбоксилазы, камфоры, дибазола, папаверина, витамина В6, но-шпы и особенно 25% р-ра сернокислой магнезии.

1. Инфильтрат.

Признаки: уплотнение, болезненность в месте инъекции.

Причины:

- Нарушение техники инъекции.

- Введение не подогретых масляных растворов.

- Многократные инъекции в одни и те же места.

Профилактика: устраните причины, вызывающие осложнения.

Лечение: согревающий компресс, грелка, йодная сеточка на место инфильтрата.

2. Абсцесс

- гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости, заполненной гноем, и отграниченной от окружающих тканей пиогенной мембраной.

Признаки: боль, уплотнение, гиперемия в области абсцесса, местное или общее повышение температуры.

Причины: к причинам, вызывающим инфильтрат, присоединяется инфицирование мягких тканей в результате нарушения

правил асептики.

Профилактика: устраните причины, вызывающие инфильтраты и абсцессы.

Лечение: хирургическое.

3. Поломка иглы.

Признаки: нет.

Причины:

- Введение иглы до самой канюли.

- Резкое сокращение мышц.

Профилактика:

- Вводите иглу на 2/3 ее длины.

- Инъекции делайте в положении больного лежа.

Лечение: извлеките обломок иглы пинцетом или хирургическим путем.

4. Масляная эмболия.

Признаки: масло, оказавшееся в вене – эмбол, с током крови попадает в легочные сосуды. Возникает приступ удушья, цианоз. Это осложнение часто заканчивается смертью больного.

Причины:

- Случайное попадание конца иглы в просвет сосуда при подкожной или внутримышечной масляной инъекции.

- Ошибочное введение масляных растворов внутривенно.

Профилактика: вводите масляные растворы двухмоментным способом.

Лечение: по назначению врача.

5. Воздушная эмболия.

Признаки: возникает приступ удушья, цианоз. Это осложнение часто заканчивается смертью больного, по времени проявляется очень быстро.

Причины: попадание воздуха в шприц и введение его через иглу по время инъекции в сосуд.

Профилактика: тщательно вытесните воздух из шприца перед инъекцией.

Лечение: по назначению врача.

6. Ошибочное введение лекарственного препарата.

Признаки: могут быть различны: от болевой реакции до анафилактического шока.

Причины: - невнимательность медсестры.

Профилактика: перед инъекцией внимательно прочитайте издание препарата, дозировку, срок годности.

Лечение:

- Введете в место инъекции 0,9 % раствор натрия хлорида,

- Положите пузырь со льдом на место инъекции,

- Если инъекция сделана на конечности - выше наложите жгут,

- Дальнейшее лечение по назначению врача.

7. Повреждение нервных стволов.

Признаки: могут быть различны, от неврита до паралича.

Причины:

- Механическое повреждение иглой при неправильном выборе места инъекции,

- Химическое повреждение, когда близко с нервом создается депо лекарственного вещества.

Профилактика: правильно выберите место инъекции.

Лечение: по назначению врача.

8. Тромбофлебит (воспаление вены с образованием в ней тромба).

Признаки: боль, гиперемия, инфильтрат по ходу вены, повышение температуры.

Причины:

- Частые венепункции одной и той же вены,

- Применение тупых игл.

Профилактика:

- Чередуйте вены при выполнении инъекций,

- Применяйте острые иглы.

Лечение: по назначению врача.

9. Некроз (омертвение тканей).

Признаки: усиливающиеся боли в области инъекции, отек, гиперемия с цианозом, появление волдырей, язв и омертвение тканей.

Причины: ошибочное введение под кожу раздражающего вещества (например, 10 % раствор кальция хлорида).

Профилактика: соблюдайте алгоритм инъекции.

Лечение:

- Прекратите введение раствора,

- Максимально отсосите шприцем введенное лекарство,

- Место инъекции обколите 0.5 % раствором новокаина,

- На место инъекции положите пузырь со льдом.

10. Гематома (кровоизлияние под кожу).

Признаки: появление под кожей кровоподтека в виде багрового пятна.

Причины:

- Неаккуратное проведение внутривенной инъекции (прокол стенки сосуда),

- Использование тупых игл.

Профилактика:

- Соблюдение техники внутривенных инъекций;

- Использование острых игл.

Лечение:

- Прекратите инъекцию;

- Приложите к вене вату со спиртом;

- На область гематомы наложите полуспиртовой компресс.

11. Липодистрофия.

Признаки: под кожей образуются ямки в местах введения инсулина из-за рассасывания жировой ткани.

Причины: регулярное введение инсулина в одно и то же место.

Профилактика: цередование места введения инсулина.

12. Сепсис, СПИД, вирусный гепатит.

Признаки: отдаленные осложнения, проявляются как общее заболевание организма.

Причины: грубое нарушение правил асептики, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментария.

Профилактика: исключение причины этих осложнений.

13. Аллергические реакции.

Признаки: зуд, сыпь, острый насморк и др., анафилактический шок.

Причины: индивидуальная непереносимость организма к препарату.

Профилактика:

- Перед первой инъекцией следует осведомиться у пациента о переносимости им данного препарата;

-На титульном листе истории могут быть данные о непереносимости каких-либо лекарственных веществ,

- Перед первой инъекцией антибиотиков проведите пробу на чувствительность к данному препарату.

Лечение:

- Прекратите введение лекарственного средства,

- Максимально отсосите шприцем введенное вещество,

- Место инъекции обколите 0,5 % раствором новокаина,

- Положите пузырь со льдом.

Помощь при анафилактическом шоке

Показания: Прекратить поступление аллергена в организм. Восстановить функцию жизненно важных органов.

Обязательные условия: Наблюдение за пациентом в течение суток.

1.Оценить тяжесть состояния пациента и обеспечить вызов врача.

2.Немедленно прекратить введение аллергена. Наложить жгут выше места инъекции.

3.Уложить пациента и зафиксировать язык: голову на бок, выдвинуть нижнюю челюсть, удалить зубные протезы, приподнять ножной конец кровати.

4. Ввести 0,5 мл 0,1% раствора адреналина с 5 мл. физраствора.

5.Подать пузырь со льдом – холод на место инъекции.

6.Обеспечить доступ свежего воздуха, подать увлажненный кислород.

7.Подготовить систему для в/в введения, шприцы и иглы для в/м, п/к инъекций; аппарат ИВЛ, набор для инкубации трахеи, стандартный набор лекарственных средств.

8.Обеспечить в/в введение лекарственных средств по назначению врача: п/к ввести 0,5 – 1 мл 0,1% р-ра адреналина в месте введения аллергена и капельно.

9.Ввести кортикостероиды парентерально: 30 – 60 мг (до 150 мл) преднизолона или 150 – 300 мг гидрокортизона в 10 - 15 мл 5% р-ра глюкозы.

10.Ввести антигистаминные средства: 1% р-р супрастина 2,0 – 4,0 мл; 0,25% р-р пипольфен 2,0 – 4, мл; 1% р-р димедрола 2,0 -5 мл, парентерально.

11.По показаниям ввести сердечные гликозиды: строфантин 0,05% - 0,5 мл в 10 мл физраствора в/в; 0,06% - 1 мл коргликона в 10 мл физраствора в/в очень медленно; мочегонные: лазикс (фурасемид) 40 – 60 мл р-ра в/в.

12.2,4% р-р эуфиллина 10,0 в/в 10 мл физраствора.

13.Ввести кордиамин 2,0, кофеин 2,0.

14.Провести реанимационные мероприятия.

15.Госпитализировать в реанимационное отделение.

Картинки по запросу "рисунок медсестры с шприцем""

1. Входной контроль.

Фронтальный опрос:

1. Назовите пути введения лекарственных средств?

2. На какие группы делаться лекарственные средства?

3. Что необходимо сделать медсестре перед раздачей лекарственных средств?

4. Как по времени раздача лекарственных средств зависит от приема пищи?

5. Где хранятся лекарственные средства для энтерального применения?

6. Назовите правила хранения энтеральных лекарственных средств?

7. Где хранят сильнодействующие и остродефицитные лекарственные средства?

2. Текущий контроль.

Вопросы для самоконтроля после 1 блока информации:

        

1. Дать определение:

-  гемотрансфузия

- инъекции

- инфузия

- парентеральный путь введения ЛС

2. С какой целью применяют инъекции?

3. Какие правила необходимо соблюдать при выполнении инъекций для предупреждения инфекционных осложнений?

4. Сколько можно хранить приготовленные для инъекций растворы?

5. Какие преимущества при парентеральном введении ЛС?

6. Какие недостатки парентерального введения ЛС?

7. Какие правила инфекционной безопасности необходимо соблюдать при выполнении инъекций?

8. Назовите анатомическую область введения лекарственных средств внутрикожно, угол наклона иглы и количество вводимого препарата?

9. Назовите анатомическую область введения лекарственных средств внутривенно, угол наклона иглы и количество вводимого препарата?

10. Назовите анатомическую область введения лекарственных средств внутримышечно, угол наклона иглы и количество вводимого препарата?

11. Назовите анатомическую область введения лекарственных средств подкожно, угол наклона иглы и количество вводимого препарата?

Вопросы для самоконтроля после 2 блока информации:

1. Почему масленые растворы лучше вводить внутримышечно?

2. Почему масленые растворы нельзя вводить внутривенно?

3. Какие особенности введения масляных растворов Введение их внутримышечно обусловлено лучшим рассасыванием в сети капилляров и мышц.?

4. Для чего используют инсулин?

5. Какие виды, по продолжительности действия, инъекционного инсулина бывают?

6. Сколько единиц инсулина находиться в 1 мл раствора?

7. Почему нельзя вводить инсулин в одно и то же место постоянно?

8. В каких анатомических местах инсулин всасывается очень быстро и почему это необходимо учитывать при введении инсулина?

Вопросы для самоконтроля после 3 блока информации:

1. Какое действие оказывает препарат гепарин?

2. Почему при гепариновой терапии необходимо вести контроль за цветом биологических выделений (моча, слюна, кал)?

3. Какие могут возникнуть осложнения при введении гепарина?

4. Можно ли протирать место инъекции гепарина?

5. Какие могут возникнуть осложнения при введении инсулина?

6. Какие могут возникнуть осложнения при введении масляных растворов?

7. Почему после введения сульфат магния к месту прокола надо приложить грелку?

8. Почему хлорида кальция (10%) вводят строго внутривенно?

9. Какое осложнение может возникнуть если сердечные гликозиды вводить быстро?

10 Какие осложнения после инъекций возникают при несоблюдении асептики и антисептики?

11. Какие осложнения после инъекций возникают при несоблюдении алгоритма?

3. Итоговый контроль.

Ситуационные задачи

Задача № 1.

Медицинской сестре терапевтического отделения необходимо ввести пациенту 24 ЕД Продленный НПХ-инсулин. Препарат находился в холодильнике. Медсестра достала препарат, встряхнула и набрала необходимую дозу инсулина.

Задание:

Оцените действия медсестры.

О чем необходимо предупредить пациента после введения инсулина?

Задача № 2.

В гинекологическом отделении пациентке необходимо подкожно вводить гепарин 2 раза в день в надлобковую область. Медсестра в один день делает инъекции с правой стороны, на следующий день – с левой. После инъекции протирает место прокола спиртовой салфеткой.

Задание:

Оцените действия медсестры.

Задача № 3

Пациент пожаловался на зудящую боль в месте инъекции на ягодице. При осмотре медсестра обнаружила на ягодице покраснение кожи, болезненное при пальпации.

Задание:

  1. Определите, какое постинъекционное осложнение у пациента?
  2. Какие действия необходимо предпринять медсестре?

1. Входной контроль.

Фронтальный опрос:

1. Назовите пути введения лекарственных средств?

 Энтеральный и парентеральный пути введения лекарственных средств.

2. На какие группы делаться лекарственные средства?

1. Ядовитые вещества – список А.

2. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры – список А.

3. Сильнодействующие препараты – список Б.

4. Не сильнодействующие средства - общий список.

3. Что необходимо сделать медсестре перед раздачей лекарственных средств?

Медсестра должна проверить срок годности, срок изготовления лекарственного средства, оценить лекарственное средство по внешнему виду, внимательно прочитать название, дозировку, сверить его с назначением врача.

4. Как по времени раздача лекарственных средств зависит от приема пищи?

Прием препаратов:

  1. натощак – за 20 -60 минут до завтрака – для ускорения лечебного эффекта (слабительные, противоглистные);
  2. до еды – за 15 – 30 мин. До приема пищи (обволакивающие;
  3. во время еды – улучшающие процесс пищеварения (ферментативные препараты);
  4. после еды.

5. Где хранятся лекарственные средства для энтерального применения?

На сестринском посту в шкафу.

6. Назовите правила хранения энтеральных лекарственных средств?

Хранение лекарственных средств в отделениях (кабинетах) должно быть организовано в запирающихся шкафах, при этом условия хранения лекарственных средств приводятся на упаковке каждой лекарственной формы. Предусматривается размещение по местам хранения с учетом деления на группы. Кроме того, в каждом отделении шкафа (например, “Внутренние”) должно быть деление на порошки, микстуры, ампулы, таблетки, которые размещаются раздельно, причем порошки и таблетки хранятся, как правило, на верхней полке, а растворы – на нижней.

Пахучие и красящие вещества должны быть размещены в отдельном шкафу, а лекарственные средства, требующие хранения в прохладном месте, – в холодильниках, оборудованных термометрами.

7. Где хранят сильнодействующие и остродефицитные лекарственные средства?

В деревянных шкафах под замком или в сейфе.

2. Текущий контроль.

Вопросы для самоконтроля после 1 блока информации:

        

1. Дать определение:

Дезинфекция - это комплекс мер, направленных на уничтожение возбудителей инфекционных болезней в окружающей человека среде. На объектах оборудования и изделий медицинского назначения в МО.

Дезинсекцией называют комплекс мероприятий по борьбе и истреблению насекомых – переносчиков инфекционных и инвазивных заболеваний.

Дератизацией называют комплекс мер по борьбе с грызунами, опасными в эпидемическом отношении.

2. С какой целью применяют инъекции?

Инъекции применяют для быстрого достижения лечебного эффекта и точности дозирования лекарства, для создания максимальной концентрации препарата в нужной области, при невозможности применения лекарства внутрь (отсутствие лекарственной формы для приема внутрь, нарушение функции пищеварительного тракта), а также при специальных диагностических исследованиях.

3. Какие правила необходимо соблюдать при выполнении инъекций для предупреждения инфекционных осложнений?

При инъекциях следует строго соблюдать правила асептики и антисептики для предупреждения инфекционных осложнений.

4. Сколько можно хранить приготовленные для инъекций растворы?

Приготовленные для инъекции растворы необходимо использовать сразу же после набора, хранить их нельзя.

5. Какие преимущество при парентеральном введении ЛС?

Преимущества:

1.Быстрота действия,

2. точность дозировки,

3. поступление лекарственного средства в кровь в неизменном виде.

6. Какие недостатки парентерального введения ЛС?

Недостатки:

1.Обязательное участие обученного медицинского персонала,

2. Соблюдение асептики и антисептики,

3. Затруднение или невозможность введения лекарственного препарата при кровоточивости,

4. Повреждении кожи в месте инъекции.

7. Какие правила инфекционной безопасности необходимо соблюдать при выполнении инъекций?

1. Вымыть руки на гигиеническом уровне.

2. Надеть перчатки.

3. Место инъекции обработать кожным антисептиком.

4. После инъекции шприц, спиртовая салфетка сбрасываются в пакет класса Б.

5.  Игла помещается в непрокалываемый контейнер класса Б.

6. После окончания процедур – перчатки сбросить в пакет класса Б, руки обработать на гигиеническом уровне.

8. Назовите анатомическую область введения лекарственных средств внутрикожно, угол наклона иглы и количество вводимого препарата?

Для внутрикожного введения лекарственных веществ обычно выбирают среднюю треть внутренней поверхности предплечья. Иглу вводят на глубину среза под углом 5 градусов. Объем лекарственного препарата – 0,1 – 1,0 мл.

9. Назовите анатомическую область введения лекарственных средств внутривенно, угол наклона иглы и количество вводимого препарата?

Для внутривенных инъекций чаще всего используют вены локтевой ямки (чаще – кубитальную вену), поскольку они имеют большой диаметр, лежат поверхностно и сравнительно мало смещаются, а также поверхностные вены кисти, предплечья, реже вены нижних конечностей. Угол наклона иглы – 15 градусов, количество вводимого лекарства – струйно не более 20 мл; капельно от 20 и более.

10. Назовите анатомическую область введения лекарственных средств внутримышечно, угол наклона иглы и количество вводимого препарата?

Количество вводимого лекарства – не более 10 мл.

Наиболее подходящими местами для внутримышечных инъекций являются:

- мышцы ягодицы – игла под углом 90 градусов;

- мышцы плеча – игла под углом 45 градусов;

- мышцы бедра – игла под углом 45 градусов.

Для внутримышечных инъекций в ягодичную область используют только верхненаружную ее часть.

11. Назовите анатомическую область введения лекарственных средств подкожно, угол наклона иглы и количество вводимого препарата?

Подкожные инъекции производят иглой самого малого диаметра на глубину 15 мм и вводят до 2 мл лекарственных препаратов, которые быстро всасываются в рыхлой подкожной клетчатке и не оказывают на нее вредного воздействия. Наклон иглы – 45 градусов.

Наиболее удобными участками для подкожного введения являются:

- наружная поверхность плеча;

- подлопаточное пространство;

- передненаружная поверхность бедра;

- боковая поверхность брюшной стенки;

- нижняя часть подмышечной области.

Вопросы для самоконтроля после 2 блока информации:

1. Почему масленые растворы лучше вводить внутримышечно?

Введение их внутримышечно обусловлено лучшим рассасыванием в сети капилляров и мышц.

2. Почему масленые растворы нельзя вводить внутривенно?

При попадании капельки масла в сосуд возникает очень опасное осложнение – масляная эмболия.

3. Какие особенности введения масляных растворов?

1. Перед тем, как вскрыть ампулу с масляным раствором, ее необходимо подогреть на водяной бане до температуры 38оС.

2. Игла для инъекции берется большего сечения.

3. Масляные растворы вводятся двухмоментно.

4. Для чего используют инсулин?

Препарат Инсулин применяют в терапии сахарного диабета для снижения уровня глюкозы в крови.

5. Какие виды, по продолжительности действия, инъекционного инсулина бывают?

В терапии сахарного диабета применяется простой инсулин (6-8 час) и инсулин продлённого действия (12-36 час).

6. Сколько единиц инсулина находиться в 1 мл раствора?

100 ЕД

7. Почему нельзя вводить инсулин в одно и то же место постоянно?

При вводе Инсулина в одно и то же место на коже, возникают изменения в подкожной жировой (липодистрофия) клетчатке, что замедляет всасывание и эффективность инсулина.

8. В каких анатомических местах инсулин всасывается очень быстро и почему это необходимо учитывать при введении инсулина?

При введении Инсулина в область живота он всасывается быстро. Это необходимо знать, чтоб скорректировать время приема пищи пациентом после инъекции (профилактика гипогликемии).

Вопросы для самоконтроля после 3 блока информации:

1. Какое действие оказывает препарат гепарин?

Гепарин - это лекарственный препарат группы прямых антикоагулянтов, то есть средств, которые обладают способностью препятствовать свертываемости крови.

2. Почему при гепариновой терапии необходимо вести контроль за цветом биологических выделений (моча, слюна, кал)?

После инъекций гепарина в случае передозировки возможны кровотечения. Поэтому необходимо проводить контроль над:

• Цветом слюны (может измениться на розовую).

• Цветом мочи (красная или цвет «мясных помоев»).

• Цветом кала (чёрный).

3. Какие могут возникнуть осложнения при введении гепарина?

Гематурия, гемартроз, желудочно-кишечные кровотечения, гематомы в месте введения п/к и в/м. Аллергические реакции: крапивница, астма, риниты, слезотечение.

4. Можно ли протирать место инъекции гепарина?

Тереть место инъекции Гепарина нельзя. Протирание места укола увеличивает вероятность образования синяков и кровотечения.

5. Какие могут возникнуть осложнения при введении инсулина?

Возможные осложнения:

- Гипогликемическое состояние (кома).        

- Гипергликемическое состояние (кома).        

- Липодистрофия.

6. Какие могут возникнуть осложнения при введении масляных растворов?

Возможные осложнения:

- масляная эмболия,

- инфильтрат.

7. Почему после введения сульфат магния к месту прокола надо приложить грелку?

После введения к месту прокола приложить грелку, так как сульфат магния плохо рассасывается и может образовывать инфильтраты.

8. Почему хлорида кальция (10%) вводят строго внутривенно?

При попадании под кожу происходит нарушение осмотического давления в клетках и клетки погибают – образуется некроз

9. Какое осложнение может возникнуть если сердечные гликозиды вводить быстро?

При быстром введении возможно нарушение сердечного ритма.

10. Какие осложнения после инъекций возникают при несоблюдении асептики и антисептики?

Инфильтрат, абсцесс, флебит.

11. Какие осложнения после инъекций возникают при несоблюдении алгоритма?

Полом иглы, порыв вены, инфильтрат, тромбофлебит.

3. Итоговый контроль.

Ситуационные задачи

Задача № 1.

Медицинской сестре терапевтического отделения необходимо ввести пациенту 24 ЕД Продленный НПХ-инсулин. Препарат находился в холодильнике. Медсестра достала препарат, встряхнула и набрала необходимую дозу инсулина.

Задание:

Оцените действия медсестры.

Медицинская сестра нарушила алгоритм введения Инсулина:

- Перед введением инсулин выдержать при комнатной температуре 1 час. - Продленный НПХ-инсулин перед употреблением его надо перемешать, перекатывая между ладонями не менее 10 раз (нельзя трясти флакон).

О чем необходимо предупредить пациента после введения инсулина?

Пациент должен через 30 мин принять пищу.

Задача № 2.

В гинекологическом отделении пациентке необходимо подкожно вводить гепарин 2 раза в день в надлобковую область. Медсестра в один день делает инъекции с правой стороны, на следующий день – с левой. После инъекции протирает место прокола спиртовой салфеткой.

Задание:

Оцените действия медсестры.

Медицинская сестра нарушила алгоритм введения Гепарина:

- места введения гепарина надо чередовать – утром в правую сторона, вечером в левую;

- протирать место инъекции нельзя, протирание места укола увеличивает вероятность образования синяков и кровотечения.

Задача № 3

Пациент пожаловался на зудящую боль в месте инъекции на ягодице. При осмотре медсестра обнаружила на ягодице покраснение кожи, болезненное при пальпации.

Задание:

  1. Определите, какое постинъекционное осложнение у пациента?

У пациента инфильтрат

  1. Какие действия необходимо предпринять медсестре?

Согревающий компресс с сульфатом магния на ягодицу и сообщить врачу.

Критерии оценки

Задание

Критерии оценки

Ответить на вопрос

За каждый ответ, обучающийся получает:

2 балла - ответ считается правильным, если обучающийся отвечает полно, логично и без лишней информации (четко отвечает на поставленный вопрос).

Предложения построены правильно, в соответствии с грамматикой.

1 балл – обнаруживший достаточный уровень знаний основного программного материала, соблюдаются важные пункты, но допустивший погрешности при его изложении.         

0 баллов выставляется студенту, допустившему множественные ошибки принципиального характера или отсутствуют важные пункты действия медсестры, которые в жизни могут привести к угрозе жизни или здоровью пациента.

Решить ситуационную задачу

5 баллов ставится студенту, обнаружившему системные, глубокие знания программного материала, необходимые для решения задачи, владеющему научным языком, осуществляющему изложение программного материала на различных уровнях его представления.

4 балла заслуживает студент, обнаруживший достаточный уровень знаний основного программного материала, но допустивший одну - две неточности в ответе.

3 балла заслуживает ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы, допускается несколько ошибок в содержании ответа.

•        0 баллов выставляется студенту, допустившему при решении ситуационных задач множественные ошибки принципиального характера, которые в жизни могут привести к угрозе жизни или здоровью пациента.

Таблица 2 Критерии оценки по общему количеству баллов

Количество баллов

Освоены /

Не освоены компетенции

Оценка

10 – 9 баллов

Менее 5 баллов компетенции не освоены

отлично,

8 - 7 баллов

хорошо,

6- 5 баллов

удовлетворительно,

Менее 5 баллов

неудовлетворительно.

Основная литература

«Теоретические Основы сестринского дела» Мухина С.А., Тарновская И.И. учебник,2-е изд., испр. и доп. М., Гэотар-Медиа, 2018

Дополнительная литература

1. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела «Феникс» 2018 год. Раздел II теоретические основы сестринского дела.

2. Л.И.Кулешова, Е.В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций, сестринские технологии; ООО «Феникс» 2018 г

Рисунки книги в развернутом виде карандашом (15 фото) 🔥 Прикольные  картинки и юмор

Интернет источники:

1. Двойников С.И., Младшая медицинская сестра по уходу за больными [Электронный ресурс]: учебник / С. И. Двойников, С. Р. Бабаян, Ю. А. Тарасова [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 512 с. - ISBN 978-5-9704-4801-4 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970448014.html

2.        Широкова Н.В., Основы сестринского дела. [Электронный ресурс] Алгоритмы манипуляций: учебное пособие / Н. В. Широкова [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 160 с. - 160 с. - ISBN 978-5-9704-4762-8 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970447628.html

3.        Гордеев И.Г., Сестринское дело. Практическое руководство [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. Гордеева И.Г., Отаровой С.М., Балкизова З.З. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-9704-4147-3 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441473.html

4.        Островская И.В., Основы сестринского дела [Электронный ресурс] : учебник / Островская И.В., Широкова Н.В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 320 с. - ISBN 978-5-9704-3940-1 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970439401.html

Раскраски Компьютер - детские раскраски распечать бесплатно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Пути введения лекарственных средств".

В данном материале представлен обзор основных способов введения лекарственных средств с обозначением плюсов и минусов каждого из них....

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело

Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...

Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).

ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...

Алгоритмы манипуляций "Парентеральное введение лекарственных средств"

Алгоритмы манипуляций устанавливают требования к формированию навыков простых медицинских услуг, а так же позволяют оценить качество выполнения простых медицинских услуг....

Парентеральное введение лекарственных средств

Материал лекции по МДК 04.03/05.03 Технология оказания медицинских услуг....

Парентеральное введение лекарственных средств

Данное методическая разработка ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг по теме «Парентеральное вве...

Методическая разработка лекционного занятия по теме "Медикаментозная терапия. Введение лекарственных средств"

Методический материал будет интересен обучающимся медицинских колледжей, изучающим профессиональный модуль ПМ.04, а так же может быть использован педагогами для проведения лекционного занятия по теме...