Методическая разработка практического занятия по дисциплине ОП.07. Фармакология "Антибиотики (аминогликозиды, тетрациклины, левомицетины). Противотуберкулезные средства".
методическая разработка

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Антибиотики (аминогликозиды, тетрациклины, левомицетины). Противотуберкулезные средства» и составлена в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом ОП.07. Фармакология  для специальности 34.02.01. Сестринское дело. Формируемые знания, умения и навыки включены в минимальный перечень знаний и умений рабочей программы по дисциплине и соответствуют требованиям ФГОС СПО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platonova_mr_p_agtts_protivtub.docx670.59 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

С.Р. Платонова

Антибиотики (аминогликозиды, тетрациклины, левомицетины). Противотуберкулезные средства.

Методическая разработка практического занятия

по дисциплине ОП.07. Фармакология

Москва, 2021


РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

Цикловой методической

комиссии № 2

от «27» октября 2021 г. №  3  

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол заседания

№ ___ от «25» ноября 2021 г. № ___

Методические разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Аннотация: целью данной методической разработки является оформление практического занятия. Задачи данной методической разработки –описание применяемых на данном занятии педагогических  методов и приемов, описание содержание обучения в соответствии с темой по КТП,   описание  контрольно-оценочного материала, заданий для самостоятельной аудиторной работы обучающихся.  Работа позволит систематизировать методический материал по теме в соответствии с особенностями проведения занятия он-лайн в дистанционном режиме. Работа полностью адаптирована для проведения занятия как очно, так и дистанционно в режиме он-лайн на коммуникационных платформах, 1С; работа предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин.

Составитель: Платонова С.Р., преподаватель первой квалификационной категории  ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2»

.


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

Пояснительная записка

4

1. Организационно-методический блок

1.1. Мотивация

5

1.2. Внутри- и междисциплинарные связи

6

1.3. Технологическая карта занятия

7

2. Информационный блок

10

3. Контролирующий блок

22

4. Внеаудиторная самостоятельная работа

26

5. Заключение

Приложение

Список сокращений

29

30

40


Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Антибиотики (аминогликозиды, тетрациклины, левомицетины). Противотуберкулезные средства» и составлена в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом ОП.07. Фармакология  для специальности 34.02.01. Сестринское дело. Формируемые знания, умения и навыки включены в минимальный перечень знаний и умений рабочей программы по дисциплине и соответствуют требованиям ФГОС СПО.

В методической разработке представлены следующие блоки:   организационно-методический блок, информационный блок, контролирующий блок, приложение.

Методическая разработка предполагает как очный, так и дистанционный формат на базе коммуникационных платформ, использование разных форм контроля знаний обучающихся во время занятия, в том числе он-лайн тестирование, которые позволяют активизировать учебную деятельность обучающихся, использовать индивидуальный подход, ряд обучающих заданий, в том числе практикоориентированных ситуационных задач.

Основной целью данной методической разработки является создание универсального учебного инструмента, годного как для очной так и для дистанционной формы обучения. Для этого были поставлены  задачи:

- изучить возможности коммуникационных платформ, 1С: Электронное обучение;

- сформулировать практикориентированные обучающие задания для самостоятельной работы обучающихся;

- создать блок заданий для контроля исходного уровня и усвоения знаний для онлайн и офлайн работы;

- оформить в соответствии с современными требованиями.


1.Организационно-методический блок

1.1. Мотивация темы

На протяжении все своей истории человечество ведет борьбу с инфекционными заболеваниями, изыскивая для этого лекарственные средства – противомикробные химиотерапевтические препараты.  Нерациональное применение этой группы препаратов – нерациональная антибиотикотерапия - приводит к резистентности микроорганизмов и, как следствие, к неэффективности  лечебных мероприятий, увеличения числа неподдающихся терапии ИСМП.

Антибиотики из групп аминогликозидов, тетрациклинов, левомицетинов обладают выраженными токсическими эффектами, ограничивающими их применение, и требующими дополнительного внимания медицинской сестры к пациентам, вынужденным принимать данные препараты.

Особо ответственную роль играет медицинская сестра при лечении такого социально-значимого заболевания как туберкулез. Высокая заболеваемость, растущая резистентность возбудителя, длительные курсы терапии и низкая комплаентность пациентов требуют от медицинской сестры полных знаний о фармакотерапии туберкулеза. Противотуберкулезные средства – широкая группа препаратов, обладающих различными свойствами, в том числе различающихся по спектру действия, токсичности, особенностях применения, что требует от медицинской сестры внимания и умения объяснить пациенту суть терапии. А также   - знания основных представителей фармакологических групп антибиотиков аминогликозидов, тетрациклинов, левомицетинов, противотуберкулезных средств, спектра их побочных эффектов, области применения, умения грамотно применять препараты по назначению врача.

Дать профессиональную консультацию пациенту о принимаемом препарате – неотъемлемая часть оказания квалифицированной сестринской помощи, предусмотренная   федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.


Б. Связи

Внутридисциплинарные

Обеспечивающие

Рисунок 1.1 – Блок-схема внутридисциплинарных связей

Междисциплинарные

Рисунок 1.2 – Блок-схема междисциплинарных связей


В. Технологическая карта занятия

1.        Дисциплина: ОП.07 Фармакология

2.        Тема: Антибиотики (аминогликозиды, тетрациклины, левомицетины). Противотуберкулезные средства

3.        Занятие № 7

4.        Тип занятия: занятие применения новых знаний, умений, навыков

5.        Форма проведения: практическое

6.        Время проведения: 2 часа (90 мин)

7.        Место проведения: он-лайн (коммуникационные платформы)

                                            или  кабинет фармакологии

8.        Цели занятия:

- Знать: Действие, применение, побочные эффекты и противопоказания к применению антибиотиков (аминогликозидов, тетрациклинов, левомицетинов), противотуберкулезных средств, пропись препаратов в рецептах с использованием справочной литературы.

- Уметь: пользуясь справочной литературой выписать рецепты и дать рекомендации по правильному применению назначенных лекарственных средств; проводить  профилактику побочных действий.

9.        Уровень освоения: 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

10.        Работа по достижению данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций: 

Таблица 1 – Формируемые компетенции

Компетенция

Содержание

Пути формирования компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Устные ответы, участие в обсуждении вопросов.

Соблюдение норм речевого этикета

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.  

Анализ ответов обучающихся. Взаимооценка


Продолжение таблицы 1

1

2

3

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

ПК 2.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде,

объяснять ему суть вмешательств

Развитие речи: работа с текстом, подготовка устных ответов

ПК 2.2

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

Выполнение самостоятельной работы, работа в малых группах

ПК 2.3.

Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

Выполнение самостоятельной работы, работа в малых группах

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

Решение ситуационных задач

ПК 2.6

Вести утвержденную медицинскую документацию

Заполнение таблиц, оформление работы

11.        Ход занятия:

Таблица 2 – Ход занятия

№ п/п

Этап занятия

Время

(мин)

Методы

обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

1

Организационный момент

3

-

Заполняет журнал, сообщает обучающимся тему, цели и план занятия. Комментирует присланное ВСР к занятию.

Записывают тему и цели занятия.

2

Мотивация учебной деятельности

3

Объяснительно-иллюстративный

Мотивирует обучающихся к выполнению практической работы.

Анализируют, задают вопросы.


Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

3

Актуализация и коррекция опорных знаний

5

Фронтальный опрос (устный и письменный)

Проводит устный (в т.ч. он-лайн) фронтальный опрос, и  письменный опрос (он-лайн - ответы обучающиеся фиксируют в чате конференции)  корректирует ответы обучающихся, организует самопроверку выполнения письменного задания.

Отвечают на вопросы, анализируют его выполнение, оценивают свои работы, участвуют он-лайн в обсуждении результатов.

4

Разъяснение содержания и последовательности практических действий

4

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Инструктирует обучающихся, разъясняет особенности выполнения заданий практической работы. Отвечает на вопросы обучающихся.

Изучают задания практической работы, уточняют алгоритмы выполнения заданий.

5

Аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя

45

Частично-поисковый

Контролирует работу обучающихся путем поэтапной проверки корректности выполнения (он-лайн - с помощью функций доски объявлений, демонстрации экрана и др)

Выполняют задания, отвечают на вопросы преподавателя.

6

Контроль выполнения аудиторной самостоятельной работы

15

Комбинированный

Задает вопросы. Разъясняет индивидуальные ошибки отвечающих.

Отвечают на контрольные вопросы.


Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

Контроль усвоения знаний

10

Тестирование (он -лайн тестирование на платформе 1С

Наблюдает за работой обучающихся по средством камер.

Выполняют тестовые задания (оф-лайн или он-лайн)

8

Рефлексия

3

Проблемный

Предлагает  обучающимся обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, оценить степень достижения целей.

Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей (в том числе он-лайн с помощью «Реакций»)

9

Итоги занятия

2

-

Выставляет оценки за занятие, комментирует их Дает задание на дом.

Записывают задание на дом.

Общее время занятия (мин)

90

12.        Задание на дом (опережающее):

1.        ОЛ 1. стр. 101 - 128

2.        Задание для самостоятельной работы:

ВСР № 7 Составление сводных таблиц по теме «Химиотерапевтические средства из других групп» с использованием учебной литературы.

ОЛ1  Гаевый М.Д. с соавт. «Фармакология с рецептурой». – Москва: Кронус, 2021 – 518 с. - ISBN: 978-5-406-01201-7


2. Информационный блок

1. Аминогликозиды

1.1. Общая характеристика  группы.

1.2. Препараты.

2. Тетрациклины

2.1. Общая характеристика  группы.

2.2. Препараты.

3. Производные хлорамфеникола (амфениколы)  

3.1. Общая характеристика  группы.

3.2. Препараты.

4. Противотуберкулезные средства

4.1. Общая характеристика противотуберкулезной терапии.

4.2. Классификация  

4.3. Группы и препараты.

1. Аминогликозиды

Первый представитель - Стрептомицин  (1944 год) - первый препарат, который принес положительный эффект при лечении туберкулеза. В 1952 году Зельман Ваксман был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине «за открытие стрептомицина, первого антибиотика, эффективного при лечении туберкулеза».

1.1. Аминогликозиды. Общая характеристика группы.

Характеризуются бактерицидным действием  -  нарушают синтез белка (реагируют с 30 S субъединицей 70 S рибосомы бактерий, образуя необратимый комплекс с одним из рибосомальных белков, нарушают движение рибосом по нити РНК), нарушают проницаемость мембраны.

Спектр действия – широкий, с преимущественным влиянием на грамотрицательную флору: Г+ - кроме анаэробов: стафилококки, стрептококки, пневмококки; кишечная палочка, сальмонеллы, шигеллы, клебсиеллы, протей, энтеробактерии, синегнойную палочку), микобактерии.

Безопасность -  высоко токсичны для человека.  

Аминогликозидовая триада:

Нефротоксичность (специфическое повреждение почек), – поли- или олигиурия, повышение креатинина; Риски - ХПН, возраст, высокие дозы, длительные курсы, одновременный прием других нефротоксичных средств. (Профилактика – анализы мочи и крови 1\3 дня).

Ото-вестибулотоксичность (влияют на слуховой и вестибулярный аппарат): снижение слуха, звон в ушах, заложенность, головокружение, нарушение координации. Риски – те же.

Нервно-мышечная блокада:  снижение мышечного тонуса и двигательной функции, угнетение дыхания. Риски – исходные неврологические патологии (паркинсонизм, миастении), ботулизм,  прием миорелаксантов, ХПН.

Фармакокинетика - высокогидрофильны и практически не всасываются из ЖКТ, плохо проникают через гистогематические барьеры, практически не метаболизируются и выводятся почками в неизмененном виде, создавая в моче высокие концентрации.

При парентеральном применении аминогликозидов необходим систематический контроль функций почек, состояния слуха и вестибулярной системы.

Противопоказаны при заболеваниях почек и слухового нерва, беременности, миастении.

Взаимодействие – Потенцирование антибактериального действия пенициллинов и цефалоспоринов. (В комбинации с пенициллинами – синергизм в отношении Enterococcus faecalis) ! не смешивать с β-лактамами и гепарином в одном шприце! НПВС – снижают выведение, риск токсичностей. ↑ото- и нефротоксичности если + полимиксин В, амфотерицин В, Фуросемид, Ванкомицин, Цефалосплрины. ↑нейротоксичности при наркозе, опиатах, миорелаксантах (усиление курареподобного действия).

1.2. Аминогликозиды. Классификация.

Таблица 3 – Классификация Аминогликозидов

1поколение

2 поколение

3 поколение

4 поколение

Стрептомицин, Неомицин, Канамицин

Гентамицин, Тобрамицин, Сиомицин

Амикацин, Нетилмицин (Бруламицин)

Изепамицин (Исепацин)

1.3. Аминогликозиды. Препараты.

Аминогликозиды I поколения: спектр - микобактерии туберкулеза, возбудители туляремии и чумы. Не чувствительны  - анаэробы, спирохеты и простейшие.
Применение -  инфекции Г- различной локализации, при бруцеллезе, синегнойной инфекции, чуме, туляремии.

Стрептомицин - применение - туберкулез и терапии некоторых особо опасных инфекций (чума, туляремия) в комбинации с тетрациклином. Вводят препарат чаще всего внутримышечно. Побочные эффекты - оказывает выраженное ототоксическое действие.

Неомицин - самый ототоксичный аминогликозид. Применение - внутрь для санации кишечника при подготовке к операциям на ЖКТ (препарат не всасывается в кишечнике), и местно для лечения гнойных поражений кожи (пиодермии, инфицированные экземы и др.). Наружно - иногда используют в комбинации с ГК (входит в состав комбинированных мазей). Для парентерального введения препарат не используют из-за высокой токсичности.

Канамицин применяют внутрь по тем же показаниям, что и Неомицин, и парентерально для лечения туберкулеза.

Аминогликозиды II поколения.: спектр: высокоактивны в отношении синегнойной палочки и некоторых других микроорганизмов, устойчивых к препаратам I поколения и антибиотикам других групп. К этим препаратам медленнее развивается устойчивость.

Гентамицин - применение тяжелые инфекции (сепсис, пневмония, эндокардит, инфекции мочевыводящих путей и др.), вызванных грамотрицательными бактериями, устойчивыми к другим антибиотикам. Вводят внутримышечно и внутривенно, местно - инфицированные раны и ожоги. Побочные эффекты - типичные для аминогликозидов.

Тобрамицин (Тобрекс, Тобрадекс) и Сизомицин по свойствам аналогичны гентамицину.

Аминогликозиды III поколения

Амикацин -  поскольку Амикацин не инактивируется бактериальными ферментами он, в отличие от гентамицина, действует на многие штаммы грамотрицательных  бактерий, резистентных к аминогликозидам II поколения. Применение:  лечение наиболее тяжелых инфекций, вызванных полирезистентной микрофлорой. Вводят внутримышечно и внутривенно.

2. Тетрациклины

К группе тетрациклинов относят антибиотики, структурную основу которых составляют четыре конденсированных шестичленных кольца. В 1945 - открыт первый представитель данной группы антибиотиков — хлортетрациклин (ауреомицин, биомицин) — выделен из культуральной жидкости лучистого гриба Streptomyces aureofaciens; первые экспериментальные и клинические работы, характеризующие активность, относятся к 1948 г. В1949 г. — открыт окситетрациклин (террамицин) — выделен из культуральной жидкости другого актиномицета Streptomyces rimosus; в медицинской практике начали использовать уже в 1950 г. 1952 г. —тетрациклин -в 1953 г. был выделен из культуральной жидкости Streptomyces aureofaciens.

2.1. Тетрациклины. Классификация тетрациклинов

Природные (биосинтетические) - Тетрациклин, Окситетрациклин.

Полусинтетические - Метациклин Доксициклин

2.2  Тетрациклины. Характеристика.

Фармакодинамика -  эффект антибактериальный: бактериостатический; противопротозойный Связывается с субъединицей 30S рибосом микроорганизмов, блокирует громоздкой молекулой акцепторный участок, нарушают связывание транспортной РНК с комплексом информационная РНК/рибосома и нарушение синтеза белка.

Спектр – широкий спектр антимикробного действия, но многие некогда чувствительные микробы стали резистентны. Наибольшая активность - в отношении размножающихся микроорганизмов. Высокая активность - в отношении внутриклеточных микроорганизмов. Клиническое значение имеет активность против листерий, бруцелл, холеры, иерсиний и др. Показания: хламидийные (трахома, орнитоз, мочеполовой хламидиоз и др.) микоплазменные (атипичной пневмонии) инфекции, боррелиозах (вазвратный тиф), риккетсиозы (сыпной тиф, ку-лихорадке и др), бруцеллез, холера, чума, туляремии, сибирская язва, периодонтит, конъюктивит, эрадикация H.pylori при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Реже - при заболеваниях, вызываемых: кишечной палочкой (перитониты, холециститы и др.); шигеллой (бактериальная дизентерия); спирохетами (сифилис); Pseudomonas aeruginosa – устойчива.

Широкое применение препаратов тетрациклинового ряда в медицинской практике привело к появлению большого количества резистентных к ним штаммов стафилококков, энтерококков и пневмококков (с перекрестной устойчивостью ко всем тетрациклинам).

Тетрациклины липофильны, хорошо всасываются из ЖКТ, создают высокие тканевые концентрации, проходят через плаценту, в грудное молоко. Вводят - внутрь (в капсулах или таблетках, покрытых оболочкой). Тетрациклины короткого действия (6-8 ч) — Тетрациклин и Окситетрациклин - 4 раза в сутки. Тетрациклины длительного действия (12-24 ч) — Метациклин® и Доксициклин 1-2 раза в сутки

При тяжелых формах гнойно-септических заболеваний растворимые соли тетрациклинов вводят парентерально (внутримышечно, внутривенно, в полости тела). Выводятся почками (тетрациклин), Доксициклин - больше через ЖКТ.

Побочные эффекты -  Тетрациклин – часто, Доксициклин – чуть реже. Аллергии - кожная сыпь и крапивница, в редких случаях -отек Квинке и АШ.

Неаллергические:

- Оказывают общее катаболическое действие — угнетают синтез белка, способствуют выведению аминокислот, витаминов и других соединений.

- ЖКТ – раздражающее действие на слизистые оболочки (тошнота, рвота, боли в животе, метеоризм, понос), эзофагит, эрозии пищевода (капсулы).

- Гепатотоксическое действие – вплоть до жировой дистрофии и некроза.

-При внутривенном введении —развитие тромбофлебитов в случае попадания на стенку вены.

- ЦНС – головокружение, головная боль, (при исходных патологиях, ХПН, быстром в\в введении).

 - Депонируются в костной ткани (хелатные комплексы с Fe, Ca, Mg, Zn), в том числе в тканях зубов, и образуют труднорастворимые комплексы с кальцием, в связи с чем нарушается образование скелета, происходят окрашивание и повреждение зубов («тетрациклиновые зубы»).

Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание

Рисунок 2.1 – «Тетрациклиновые» зубы

- Дерматит под действием света (фотосенсибилизация).

Изображение выглядит как текст, человек  Автоматически созданное описание

Рисунок 2.1 – Фотосенсибилизация при приеме тетрациклинов

 - Характерный побочный эффект тетрациклинов - дисбактериоз и суперинфекция с возникновением орального и других видов кандидоза. В редких случаях – псевдомембранозный энтероколит.

Противопоказания. Гиперчувстрительность, возраст до 12 лет, беременность, лактация, патологии печени и почек.

Взаимодействие Способность связывать в хелатные комплексы двухвалентные ионы — железа, кальция, магния, цинка – антациды, молоко, препараты железа, кальция ↓ всасывание и тех и других (1-3 часа перерыв) и др

3. Амфениколы. Производные хлорамфеникола.

3.1. общая характеристика группы. Хлорамфеникол — один из ранних природных антибиотиков (конец 1940-х гг.) Применение в настоящее время сильно ограничено ввиду гематотоксичности. Он сохраняет значение при лечении менингита, риккетсиозов, сальмонеллёзов и анаэробных инфекций.  Также широко применяются местно – Синтосициновая эмульсия, Левомиколь, левомицетиновые глазные капли.

3.2. Препараты. Левомицетин. Фармакодинамика - сектр действия - изначально имел широкий антимикробный спектр, но в процессе многолетнего использования многие бактерии приобрели устойчивость. Чувствительны пневмококки (кроме пенициллинорезистентных), менингококки, Н, influenzae, E. coli, отдельные штаммы сальмонелл, шигелл, возбудители дифтерии, коклюша, сибирской язвы, бруцеллёза, чумы, спирохеты, риккетсии, актиномицеты, анаэробы.

Фармакокинетика: Хорошо всасывается в пищеварительном тракте. Биодоступность 70-80%, не зависит от пищи. Хорошо проходит через ГЭБ и плаценту, в грудное молоко. Биотрансформация – в печени, Т1\2 – 1,5 -3 ч у взрослого, дети – 6,5 ч, новорожденные – до 24 ч.

Показания. Применяют (обычно в качестве препарата резерва) при бактериальном менингите, абсцессе мозга, генерализованных формах сальмонеллёзов, брюшном тифе, риккетсиозах (Ку-лихорадка, пятнистая лихорадка Скалистых гор, сыпной тиф), инфекциях органов малого таза, газовой гангрене, чуме. Местно-при бактериальных инфекциях глаз.

Побочные эффекты: гематотоксические : обратимыми (дозозависимая тромбоцитопения, анемия, лейкопения) необратимыми (апластическая анемия, даже после отмены препарата, однократного и местного применения; у детей с развитием миелобластного лейкоза).

Нейротоксичность (спутанность сознания, головная боль, др.; при длительном приеме неврит зрительного нерва с угрозой потери зрения), ЖКТ (глоссит, стоматит, боль или дискомфорт в животе, тошнота, рвота, диарея).

У новорождённых может накапливаться в токсических концентрациях и вызывать «серый синдром» - рвота, вздутие живота, дыхательные расстройства, кожа приобретает серый оттенок, далее присоединяются вазомоторный коллапс, гипотермия, ацидоз. Летальность достигает 40%.

Рисунок 2.3 – «Серый синдром» детей

Противопоказания: гиперчувствительность, беременность, кормление грудью. С осторожностью – новорожденные; нарушения функций печени. Взаимодействие: Хлорамфеникол ослабляет эффективность препаратов железа, фолиевой кислоты и витамина В,2- При сочетании с цитостатиками повышается риск апластических анемий. Не рекомендуют сочетание с макролидами и линкомицином ввиду антагонизма действия.

4. Противотуберкулезные средства.

4.1. Общая характеристика противотуберкулезной терапии.

Противотуберкулезные (антимикобактериальные) средства – это химиотерапевтические вещества, нарушающие рост и жизнедеятельность микобактерий туберкулеза. Роберт Кох сказал: «Если число жертв от туберкулеза, является показателем значимости болезни, тогда все болезни, особенно наиболее опасные инфекции, такие как бубонная чума, азиатская холера и др., должны остаться далеко позади туберкулеза».

Туберкулез - хроническая рецидивирующая инфекция, при которой микобактерии туберкулеза, выделяемые ими токсины и продукты тканевого распада вызывают разнообразные нарушения нормальной жизнедеятельности и патологические изменения в разных органах. В зависимости от локализации возбудителя выделяют туберкулез органов дыхания и внелегочный туберкулез (кожи, костей и суставов, мочеполовой системы, ЦНС, органов брюшной полости и др.).

До 40-х годов прошлого столетия человечество не знало эффективно действующих противотуберкулезных средств. В 1944 г. С. Ваксманом из культуральной жидкости лучистого грибка был выделен стрептомицин. Два года спустя была обнаружена противотуберкулезная активность у аминосалициловой кислоты (ПАСК), а в 1952 г. — доказана эффективность производных гидразида изоникотиновой кислоты.

В настоящее время все чаще имеет место туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью (MDR – это устойчивость – к Изониазиду и Рифампицину и др.), является результатом неадекватной химиотерапии и нарушения режимов лечения. Успех лечения таких пациентов достигает только до 50% случаев. Во всем мире до 20% больных туберкулезом прерывают лечение или являются неэффективно леченными.

Основные принципы фармакотерапии туберкулеза:

- Применять длительно (6-12 месяца и более) – стойкий лечебный эффект и предупреждение возможных рецидивов;

- проводить комбинированную химиотерапию - преодоление резистентности микобактерий;

- сочетать специфические противотуберкулезные ЛС с ЛС из разных фармакологических групп (иммуностимуляторами, гормональными препаратами, муколитическими средствами и др.).

В лечении выделяют две фазы.

1. Начальная (интенсивная терапия, направленная на прекращение размножения и уменьшение количества бактерий (назначают 4 и более противотуберкулёзных препаратов на 3-4 мес).

2. Продолжение лечения для уничтожения персистирующих, преимущественно внутриклеточных форм (2-3 противотуберкулёзных препарата, к которым М. tuberculosis проявляют полную чувствительность, на 4-6 мес).

При лекарственно-резистентном туберкулёзе интенсивную фазу лечения проводят в течение 6 мес с назначением 4- 5 противотуберкулёзных препатов II ряда. Длительность фазы продолжения определяется исходной лекарственной резистентностью микобактерий и составляет более 12 мес.

4.2. Классификация противотуберкулезных средств.

Химико-биологическая - Противотуберкулезные средства

- антибиотики: - аминогликозиды — Стрептомицин, Канамицин, Амикацин; - антибиотики разных химических групп — Рифампицин, Виомицин, Циклосерин, Капреомицин

 - синтетические противотуберкулезные средства (активны только в отношении микобактерий): производные гидразида изоникотиновой кислоты - Изониазид, Фтивазид; производные парааминосалициловой кислоты — аминосалициловая кислота (натрия парааминосалицилат), Бепаск; - производные тирамида изоникотиновой кислоты – Этионамид, Протионамид; - производные разных химических групп - Этамбутол, Пиразинамид, Тиоацетазон.

В зависимости от эффективности и токсичности - клиническая

- Препараты основные (1 ряда) более активны, но довольно быстро развивается устойчивость микобактерий: изониазид и его производные; Рифампицин; Стрептомицин: аминосалициловая кислота (ПАСК); Этамбутол.

- Препараты резервные (ІІ ряда) менее активны, но действуют на резистентные штаммы, многие резервные препараты более токсичны и чаще вызывают ПЭ: Циклосерин; Виомицин; Канамицин; Этионамид; Протионамид; Пиразинамид; Тиоацетазон,

Классификация противотуберкулезных средств (по клинической эффективности):

- группа I (наиболее эффективные средства) - Изониазид и его производные, Рифампицин;

- группа II (препараты средней эффективности) Стрептомицин, Канамицин, Виомицин, Циклосерин, Этамбутол, Этионамид, Протионамид, Пиразинамид, Офлоксацин, Ломефлоксацин;

- группа III (препараты низкой эффективности) — аминосалициловая кислота (ПАСК), Тиоацетазон.

4.3 Группы и препараты.

Группа I (наиболее эффективные средства)

- Изониазид и его производные. Изониазид. ФД – бактерицидное действие на растущие клетки, бактериостатически – на находящиеся в состоянии покоя, - Механизм действия препарата основан на ингибировании ферментов, необходимых для синтеза миколевых кислот (основного структурного компонента клеточной стенки микобактерий туберкулеза). Спектр – микобактерии - высокая избирательность. Фармакокинетика -  легко проникает через ГЭБ, его обнаруживают в различных тканях и жидкостях организма. Препарат метаболизируется в печени, выводится почками. Внутрь, ректально, в\в, в\м. Показания - все формы туберкулеза. Побочные эффекты -  ЦНС и ПНС - невриты, мышечные подергивания, бессонница, психические нарушения, расстройства памяти). - рекомендуют прием витаминов В, В2 и глутаминовой кислоты гепатотоксическое действие (вплоть до лекарственного гепатита). Кожные аллергические реакции. Противопоказания - при эпилепсии, склонности к судорожным припадкам, нарушении функции печени и почек.

- Рифампицин – полусинтетический антибиотик. Фармакодинамика – дечтвие бактериостатическое, в высоких дозах - бактерицидное (угнетает синтез РНК у бактерий); широкий спектр: микобактерии туберкулеза и лепры, некоторые грамотрицательные и грамположительные микроорганизмы. Фармакокинетика - хорошо всасывается из ЖКТ, F натощак составляет 95%, но снижается в присутствии пищи. Препарат проникает в различные органы и ткани, проходит через ГЭБ. Из организма выводится с мочой и желчью. Назначают внутрь и внутривенно. Показания - при легочном и внелегочном туберкулезе в сочетании с Изониазидом и другими противотуберкулезными средствами, лепре, легионеллезе, менингококовом менингите и др.

Побочные эффекты - нарушения функции печени; тромбоцитопения, анемия; гриппоподобный синдром (лихорадка, артралгия, миалгия). диспепсические расстройства и окрашивание мочи, слюны и слезной жидкости в оранжевый цвет. Противопоказания – гиперчувствительность, нарушении функции печени и почек. С осторожностью – беременность, лактация, алкоголизм, гериатрия

Группа II (средней эффективности).

 Стрептомицин и канамицин —аминогликозиды. Лечение впервые выявленного туберкулеза легких и других органов. Довольно быстро - устойчивость. Стрептомицин вводят в\м, интратрахеально и внутрикавернозно, Канамицин — внутримышечно. Высокая токсичность.

Виомицин (флоримицина сульфат“) антибиотик, продукт жизнедеятельности лучистых грибов Streptomyces floridae. Фд бактериостатическое действие, спектр - микобактерии туберкулеза, Г+ и Г-. «Резервный» препарат для лечения различных форм и локализаций туберкулеза. Вводят внутримышечно. Побочные эффекты  - ототоксическое действие, поэтому его нельзя комбинировать с аминогликозидами.

Группа II (средней эффективности).

Циклосерин – антибиотики. В настоящее время препарат получают синтетически. ФД - Б\ц - нарушает синтез клеточной стенки. Спектр – широкий — угнетает Г+ и Г-, микобактерия туберкулеза. Устойчивость развивается медленно. ФК - применяют внутрь, (хорошо всасывается из ЖКТ), высокие концентрации в плазме крови, тканях и жидкости организма, проходит через ГЭБ. Выводится из организма с мочой. Побочные эффекты - нейротоксические реакции (головная боль, головокружение, дезориентация; в тяжелых случаях — нарушение зрения, депрессия, психоз) При этом назначают пиридоксин и глутаминовую кислоту.

Этамбутол — синтетическое противотуберкулезное средство, Фармакодинамика - туберкулостатическое действие, на другие микроорганизмы не действует – узкий спектр. Фармакокинетика - внутрь, он хорошо всасывается из ЖКТ, проникает в большинство тканей и жидкостей организма, проходит через ГЭБ. Выводится преимущественно почками. Показания – туберкулез, при устойчивости к стрептомицину и изониазиду. Побочные эффекты - кашель, увеличение количества мокроты, диспепсические явления, головная боль, снижение остроты зрения (необходим контроль остроты зрения, цветоощущения)

Этионамид и Протионамид производные изоникотиновой кислоты. бактериостатическое действие, тормозят развитие устойчивости к другим противотуберкулезным препаратам и обладают синергизмом по отношению к ним. Пиразинамид синтетическое средство, оказывающее туберкулостатическое действие. На другие микробы не влияет. Устойчивость микобактерий к Пиразинамиду возникает быстро. Препарат хорошо всасывается из ЖКТ, быстро проникает во все ткани и биологические жидкости организма, метаболизируется преимущественно в печени, выводится почками.

Офлоксацин и Ломефлоксацин синтетические антибактериальные средства из группы фторхинолонов, активные в отношении микобактерий. Комбинированная терапия.

Группа III (низкой эффективности).

Аминосалициловую кислоту (ПАСК) применяют в виде натриевой или кальциевой соли. Фармакодинамика - туберкулостатическое действие на активно размножающиеся микобактерии (антогонизм с параминобензойной кислотой - фактором роста микобактерий). Показания все формы туберкулеза в составе комбинированной химиотерапии, при непереносимости, резистентности.

Тиоацетазон — синтетическое средство, оказывающее бактериостатическое действие на микобактерии туберкулеза и лепры. Высокотоксичен, поэтому его применение ограничено. Обычно назначают в сочетании с изониазидом, стрептомицином и другими противотуберкулезными средствами для повышения терапевтического эффекта и снижения риска формирования резистентных форм микобактерий. Препарат принимают внутрь.

Для лечения лепры применяют также Дапсон и Клофазимин®.


3. Контролирующий блок

3.1. Вопросы контроля исходного уровня знаний

Задание 1. Блиц-опрос

Инструкция: ответьте на поставленный вопрос.

  1. Что такое спектр противомикробного действия?
  2. Что такое токсический эффект?
  3. Назовите основные сегодня направления системного применения аминогликозидов (2).
  4. Перечислите специфические побочные эффекты тетрациклинов.
  5. Какие лекарственные формы левомицетина наиболее употребимы на сегодняшний день? Почему?

Эталоны ответов

Задание 1. Блиц-опрос

Инструкция: ответьте на поставленный вопрос.

1. Число видом микроорганизмов, чувствительных к данному средству.

2. Тяжелые нарушения органов и систем органов, для большинства ЛС – при превышении терапевтических доз или – в пределах терапевтических доз.

3. Тяжелые инфекции и туберкулез.

4. «Тетрациклиновые зубы»; фотодерматит; дисбактериоз и суперинфекция с возникновением орального и других видов кандидоза. В редких случаях – псевдомембранозный энтероколит.

5. Местные лекарственные формы: Глазные капли, мазь «Левомеколь». Из-за резистентности и токсичности.

Критерии оценки (задания со свободным ответом)

Правильные ответы на:

5 вопросов – 5 баллов

4 вопроса – 4 балла

3 вопроса – 3 балла

2 вопроса – 2 балла

1 вопрос – 1 балл


3.2. Контроль усвоения знаний

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ: «Антибиотики (аминогликозиды, тетрациклины, левомицетины). Противотуберкулезные средств»

Вариант 1

Часть А

Инструкция: Выберите один правильный ответ

1. Бактерицидное действие (на активно делящиеся клетки) характерно для

1. Тетрациклина

2. Левомицетина

3. Амикацина

4. Эритромицина

2. В качестве противотуберкулезного средства применяют

1. Рифампицин

2. Доксициклин

3. Ампициллин

4. Джозимицин

3. Несовместимы при одновременном приеме внутрь с препаратами железа, кальция

  1. Амоксициллин
  2. Гентамицин
  3. Тетрациклин
  4. Бензилпенициллин

4. Пациентам  с сопутствующей патологией почек противопоказаны

  1. Аминогликозиды
  2. Пенициллины
  3. Фторхинолоны
  4. Макролиды

5. Изониазид нарушает синтез

  1. пептидогликана
  2. миколовых кислот
  3. ДНК
  4. РНК

6. Для аминогликозидов характерен механизм действия

        1. нарушает синтез пептидогликана

        2. нарушает синтез ДНК

        3. нарушает синтез белка

        4. нарушает синтез РНК

7. Антибиотик широкого спектра действия это

1. Изониазид

2. ПАСК

3. Рифампицин

4. Этамбутол

8. Вызывает потемнение эмали зубов

        1. Изониазид

        2. Доксициклин

        3. Левомицитин

        4. Гентомицин

Часть В

Инструкция: Выберите несколько правильных ответов из представленных

9.  Характеристики Стрептомицина это

1. Относится к тетрациклинам

2. вызывает потемнение эмали

3. применяется как противомикобактериальное

4. несовместимы с молокопродуктами при приеме внутрь

5. проявляет ото-вестибулотоксичность

6. Нарушает синтез пептидоглюкана

7. не всасывается из ЖКТ

8. хорошо всасывается из ЖКТ

9. Относится к аминогликозидам

 Дополните фразу:

10. В качестве профилактики осложнений на нервную систему совместно с аминогликозидами назначают  ________ _________

11.  Свойство тетрациклина вызывать потемнение эмали и нарушать формирование костей связано с его способностью  ________       ____________________  _______________________.

Часть С

Выпишите:

12. Капсулы Доксициклина гидрохлорида (Doxycyclini hydrochloride)100 мг, 10 шт. По 1 капс. 2 раз в сут. (после еды).


ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ: «Химиотерапевтические средства. Антибиотики (пенициллины, цефалоспорины, макролиды)»

Вариант 2

Часть А

Инструкция: Выберите один правильный ответ

1. Бактериостатическое действие (на активно делящиеся клетки) характерно для

1. Стрептомицина

2. Левомицетина

3. Изониазида

4. Ампициллина

2. Для тетрациклинов характерен механизм действия

        1. нарушает синтез пептидогликана

        2. нарушает синтез ДНК

        3. нарушает синтез белка

        4. нарушает синтез РНК

3 К побочным эффектам аминогликозидов относится

  1. Нефротоксичность
  2. Отовестибулотоксичность
  3. Нервно-мышечная блокада
  4. Все перечисленное

4. Детям до 12 лет противопоказан прием

  1. Ампициллина
  2. Оксациллина
  3. Тетрациклина
  4. эритромицина

5. Фтивазид нарушает синтез

  1. пептидогликана
  2. миколовых кислот
  3. ДНК
  4. РНК

6. В качестве противотуберкулезного средства применяют

1. Тетрациклин

2. Неомицин

3. Амикацин

4. Эритромицин

7. Антибиотики разных групп могут применяться в качестве средств

  1. Противогрипозных
  2. Противотуберкулезных
  3. антиВИЧ
  4. Противовоспалительных

8. «Серый синдром» младенцев возникает при приеме

1. Левомицетина

2. Тетрациклина

3. Ампициллина

4. Стрептомицина

Часть В

Инструкция: Выберите несколько правильных ответов из представленных

9.  Характеристики Доксициклина это

1. Относится к тетрациклинам

2. вызывает потемнение эмали

3. применяется как противомикобактериальное

4. несовместимы с молокопродуктами при приеме внутрь

5. проявляет ото-вестибулотоксичность

6. Нарушает синтез пептидоглюкана

7. не всасывается из ЖКТ

8. хорошо всасывается из ЖКТ

9. Относится к аминогликозидам

Дополните фразу

10. В качестве профилактики нефротоксичности аминогликозидов при их приеме рекомендуют 1\3 дня  ________        __________

11. Интоксикация и «Серый синдром» у детей при приеме левомицетина объясняется _______________ ____________________

Часть С

Выпишите

12. 30 таблеток Фтивазида (Phthivazidum) по 500 мг,  по 1 таб. 3 раз в день. 


Эталон ответа контроля усвоения знаний

Таблица 4 – Эталон ответа к тестовым заданиям контроля усвоения знаний

Вар1

Вар2

Баллы

1

3

2

1

2

1

3

1

3

3

4

1

4

1

3

1

5

2

2

1

6

3

3

1

7

3

2

1

8

2

1

1

9

3579

1248

3

10

Глутаминовая кислота, вит. В

Делать ОАМ

2

11

Связываться с ионами кальция

Длительной биотрансформацией, низкой активностью печени у детей

2

12

Rp.: Doxycyclini hydrochloridi 0,1

D.t.d. N. 10 in caps.

S. По 1 капс. 2 раз в сут. (после еды).

Rр.: Tab.Phthivazidi 0,5 № 30
D.S. по 1 таб. 3 раз в день.

3

 (100% -91%) – 18 –17 балла

«4» - (90% - 81%)  - 16– 14 баллов

«3» - (80% - 70%)  - 13 – 11 баллов

«2» - менее 11 баллов


4. Внеаудиторная самостоятельная работа

ВСР № 6

Составление сводных таблиц по теме «Антибиотики (аминогликозиды, тетрациклины, левомицетины). Противотуберкулезные средства».

Рекомендации по составлению сводной таблицы (указаны в материалах практической работы)

Таблица 5 – ВСР «Антибиотики (аминогликозиды, тетрациклины, левомицетины). Противотуберкулезные средства»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

МНН (Международное непатентованное наименование)

Торговое наименование

Фарм группа

формы выпуска

фармакологическое действие, фармакодинамика

показания к применению

ПЭ

противопоказания

пути введения

передозировка

примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Инструкция по заполнению:

Пишите тезисно, кратко; пользуйтесь общеупотребимыми сокращениями:  

ПЭ – побочные эффекты,

АД – артериальное давление, ЧСС – частота сердечных сокращений, ЦНС – центральная нервная система, ОЦК – объем циркулирующей крови, ОПСС -  общее периферическое сопротивление сосудов и др.

делайте ссылки на другие препараты, не переписывайте одно и то же. (н.п. «см. амоксиклав», «см. выше»).

Рекомендуемая литература:

  1. Гаевый М.Д. с соавт. «Фармакология с рецептурой». – Москва: Кронус, 2021 – 518 с. - ISBN: 978-5-406-01201-7.
  2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2 т.- Москва: Новая волна, 2019. – ISBN:978-05-7864-0218-7. 
  3. Справочник ВИДАЛЬ 2021, – 27-е изд., испр. и доп. – Москва: Видаль Рус, 2021 – 1472 с. : ил., табл.
  4. Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой: учебник. Москва:ГЭОТАР - Медиа,  2021 – 352 с. - ISBN:978-5-9704-5883-9.
  1. Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента. – URL: https:// rlsnet.ru - Текст: электронный.

5. Заключение.

В связи со сложившейся ситуацией, когда необходимо быстро переходить с очной формы обучения на дистанционную, преподаватель общепрофессиональных дисциплин должен иметь в своем методическом арсенале инструменты эффективные как он-лайн так и оф-лайн. Это касается так методов подачи учебного материала, так методов контроля качества его усвоения. Таким образом., в процессе работы над методической разработкой практического занятия были сделаны выводы

-    при дистанционном формате обучения целесообразно пользоваться платформами для видеоконференцсвязи, которые позволяют активно вовлекать обучающихся в процесс - «Реакции», передача роль организатора), платформы для электронного тестирования (1С);

- самостоятельная работа обучающихся при освоении общепрофессиональных дисциплин в рамках дистанционного обучения достаточно эффективна при использовании практикориентированных обучающих заданий (которые представлены в разработке, Приложение А) под контролем преподавателя;

- для контроля исходного уровня и уровня усвоения знаний эффективно использовать в том числе тестовые многоуровневые задания (представлены) для он-лайн (1С) и оф-лайн тестирования.


Приложение


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Задание для самостоятельной аудиторной работы

Тема: Химиотерапевтические средства. Антибиотики (аминогликозиды,

тетрациклины, левомицетины). Противотуберкулезные средства.

Цели самостоятельной работы:
1. Систематизировать и закрепить знания по
Теме. Антибиотики (аминогликозиды, тетрациклины, левомицетины). Противотуберкулезные средства.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Аминогликозиды, общая классификация группы. Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, принцип действия, применение, побочные эффекты. Профилактика токсического действия АГ.
  2. Характеристика отдельных препаратов группы аминогликозидов.  Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, применение, побочные эффекты.
  3. Тетрациклины, общая классификация группы. Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, применение, побочные эффекты и их профилактика.
  4. Характеристика отдельных препаратов группы тетрациклинов.  Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, применение, побочные эффекты.
  5. Линкомицины, общая классификация группы. Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, применение, побочные эффекты, их профилактика.
  6. Противотуберкулезные средства, классификация группы. Принципы противотуберкулезной терапии.
  7. Фармакотерапевтическое действие противотуберкулезных лекарственных средств, применение, побочные эффекты, их профилактика.

Рекомендуемая литература:

  1. Гаевый М.Д. с соавт. «Фармакология с рецептурой». – Москва: Кронус, 2021 – 518 с. - ISBN: 978-5-406-01201-7.
  2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2 т.- Москва: Новая волна, 2019. – ISBN:978-05-7864-0218-7. 
  3. Справочник ВИДАЛЬ 2021, – 27-е изд., испр. и доп. – Москва: Видаль Рус, 2021 – 1472 с. : ил., табл.
  4. Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой: учебник. Москва:ГЭОТАР - Медиа,  2021 – 352 с. - ISBN:978-5-9704-5883-9.
  1. Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента. – URL: https:// rlsnet.ru - Текст: электронный.

Алгоритм Ваших действий:
1. Ознакомьтесь с целями самостоятельной работы и контрольными вопросами по изучаемой теме.
2. Повторите учебный материал по теме.
3. Выполните практические задания. Записи производите на линованных строчках и предоставленных таблицах, ответы на тестовые задания обводите кружком.


1. Дополните классификацию.

А.

1.  тетрациклины непродолжительного действия (6 ч) а) __________________

 б) __________________

2. тетрациклины продолжительного действия (6 ч)      а) __________________

 б) __________________

Б.

Таблица А.1 – Классификация аминогликозидов

1поколение

2 поколение

3 поколение

4 поколение

1. Стрептомицин,

2.

3.

1.

 2. Тобрамицин

1.

2. Нетилмицин

1.

В.

Таблица А.2 – Классификация противотуберкулезных средств

         Противотуберкулезные препараты основные (1 ряда)

   Противотуберкулезные препараты резервные (ІІ ряда)                  

1        
2.        
3.        
4.        
5.        

1. 
2.        

3        
4        
5        
6        
7        

2.1. Токсические эффекты каких антибиотиков представлены на видео-ролике?

2.2. Дайте определение понятию, подчеркните ключевые слова.

Токсические эффекты аминогликозидов это-1_________________________________________________________________________;

2. ________________________________________________________________________;

3. _________________________________________________________________________.

3. Дополните фразу

Одним из побочных эффектов левомицетина является «____________________» : возникающий у новорожденных детей в следствие интоксикации из-за незрелости ферментной системы печени и длительной биотрансформации.

Для преодоления резистентности микобактерий проводимая противотуберкулезная химиотерапия должна быть  __________________________.

Избирательность антимикробного действия производных изоникотиновой кислоты основана на нарушении _синтез _________________ кислот, которые отсутствуют в клетках других ______________ и ______________________.

4. Соотнесите  препараты со спектром действия

Таблица А.3 – Лекарственные средства – спектр активности

ЛВ

СПЕКТР ДЕЙСТВИЯ

Рифампицин

А. Узкий

Этамбутол

Б. Широкий

Амикацин

Фтивазид

Циклосерин

ПАСК

.

5.1. Посмотрите видео-ролики. Ответьте на вопрос: какому из представленных ниже ЛП соответствуют показанные нарушения зрения?

Изониазид, Этамбутол, Стрептомицин, Циклосерин

5.2. Для каждого задания выберите один медикамент, который вызвал побочный эффект у данного пациента.

Изониазид, Рифампицин, Этамбутол, Стрептомицин

1. Ребенок 7 лет с виражом туберкулиновой пробы 2 месяца назад начал принимать профилактический курс противотуберкулезной терапии. На фоне лечения у него отмечаются повышенная возбудимость, судороги.

2. Мужчина 30 лет в течение 5 месяцев получает противотуберкулезную химиотерапию (перорально и парентерально) по поводу инфильтративного туберкулеза легких. В последние дни отмечает значительное снижение слуха.

3. Больной, получающий интенсивный курс противотуберкулезной химиотерапии, обеспокоен тем, что моча приобрела оранжевый цвет.

4. У больного туберкулезом легких 45 лет, получающего более 5 месяцев противотуберкулезную химиотерапию, продолжается бацилловыделение. На фоне терапии появились жалобы на снижение остроты зрения, нарушение цветовосприятия.

6. Решите ситуационные задачи:

6.1. Пациентке Е. для лечения хламидиоза мочевых путей был назначен Метациклин. Она принимала его во время еды, запивая молоком. Объясните возможные причины низкой эффективности препарата.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2. Пациенту А. для эрадикации Helicobacter pylori при язвенной болезни был назначен Тетрациклин. Пациент принимал его одновременно с приемом Альмагеля. Объясните возможные причины  эффективности антигеликобактерной терапии.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.3. Пациентке Л. для лечения диареи участковым терапевтом был назначен Доксициклин. В женской консультации после диагностики беременности назначение было отменено. Объясните причины отмены препарата. _______________________________________________________________.

6.4. Пациенту необходимо ввести внутримышечно 150 мг Амикацина. У вас в наличии ампулы по 2 мл 5% раствора. Сколько раствора нужно набрать в шприц? ________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

5. В инфекционном отделении 2 больных, получающих Канамицин: первый — 750 000 ЕД, второй — 500 000 ЕД. У вас на посту в наличии флаконы по 1000 000 ЕД.
Сколько флаконов необходимо взять для разведения? Как развести флакон?
Сколько миллилитров разведенного антибиотика следует ввести каждому больному?
_________________________________________________________________________

________________________________________ ________________________________

7*. Решите задачу на определение препарата

Пациентка К. наблюдалась амбулаторно у участкового терапевта после выписки из инфекционного стационара (тяжелая сальмонеллезная инфекция). Анализ крови после выписки показал смещение влево формулы крови (тромбоцитопению, эритроцитопению, лейкопению). Через 3 недели повторный анализ показал нормальную формулу крови. Предположите, лечение каким препаратом получала пациентка в стационаре. __________________________________________________________________________

8.* Выпишите (Обратите внимание - наименования ЛВ указаны в именительном падеже!)

Пленки офтальмические с Канамицина сульфатом (Kanamycini sulfas) N. 30, Помещать за нижнее веко по 1 пленке в сутки.

Мазь Гентамицина сульфата 0,1% 10 грамм. Смазывать пораженные участки кожи 2-3 раза в сутки

Домашнее задание (ВСР).

Пользуясь справочниками (в т.ч. электронными, см. лист 1)  Заполните таблицу (приложение 1) по следующим препаратам:

Стрептомицин, Гентамицин, Амикацин,  Канамицин,Тетрациклин, Доксициклин, Левомицетин, Рифампицин, Изониазид, Аминосалициловая кислота, Этамбутол.


Таблица А.4 – Сводная таблица по Частной Фармакологии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

МНН (Международное непатентованное наименование)

торговое наименование

фарм группа

состав, формы выпуска

фармакологическое действие, фармакодинамика

показания к применению

ПЭ

противопоказания

пути введения, дозы

передозировка

примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Инструкция по заполнению:

Пишите тезисно, кратко; пользуйтесь общеупотребимыми сокращениями:  

ПЭ – побочные эффекты,

АД – артериальное давление, ЧСС – частота сердечных сокращений, ЦНС – центральная нервная система и др.

делайте ссылки на другие препараты, не переписывайте одно и то же. (н.п. «см. амоксиклав»)


ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

Задание для самостоятельной аудиторной работы

Практическое занятие 6

Эталон ответов

1. Дополните классификацию.

А.

1.  тетрациклины непродолжительного действия (6 ч) а) Тетрациклин 

 б) Окситетрациклин

2. тетрациклины продолжительного действия (6 ч)      а) Метациклин 

 б) Доксициклин______

Б

1поколение

2 поколение

3 поколение

4 поколение

1. Стрептомицин,

 2. Неомицин,

3. Канамицин

1.Гентамицин

 2. Тобрамицин

1. Амикацин,  

2. Нетилмицин

1.Изепамицин

В.

         Противотуберкулезные препараты основные (1 ряда)

   Противотуберкулезные препараты резервные (ІІ ряда)                  

1.изониазид и его производные;
2.        Рифампицин;
3.        Стрептомицин:
4.        Аминосалициловая кислота (ПАСК);
5.        Этамбутол.

1.циклосерин;
2        Виомицин;
3        Канамицин;
4        Этионамид;
5        Протионамид;
6        Пиразинамид;
7        Тиоацетазон

2.1 Посмотрите Видео-ролик. Токсические эффекты каких антибиотиков представлены на видео-ролике?

Аминогликозидов  

2.2Дайте определение понятию, подчеркните ключевые слова.

Токсические эффекты аминогликозидов это-1.нефротоксическое действие (специфическое повреждение почек), – поли- или олигиурия, повышение креатинина; 2. ото-вестибулотоксичность (влияют на слуховой и вестибулярный аппарат): снижение слуха, звон в ушах, заложенность, головокружение, нарушение координации. 3..нервно-мышечная блокада:  снижение мышечного тонуса и двигательной функции, угнетение дыхания.

3. Дополните фразу

Одним из побочных эффектов левомицетина является «серый синдром» : возникающий у новорожденных детей в следствие интоксикации из-за незрелости ферментной системы печени и длительной биотрансформации.

Для преодоления резистентности микобактерий проводимая противотуберкулезная химиотерапия должна быть  комбинированной.

Избирательность антимикробного действия производных изоникотиновой кислоты основана на нарушении _синтез миколовых кислот, которые отсутствуют в клетках других бактерий и человека.


4. соотнесите  препараты со спектром действия

ЛВ

СПЕКТР ДЕЙСТВИЯ

Рифампицин Б

А. Узкий

Этамбутол А

Б. Широкий

Амикацин  Б

Фтивазид А

Циклосерин Б

ПАСК  А

.

5.1.  Посмотрите видео-ролики – какому из представленных ниже ЛП соответствуют показанные изменения зрения?

1. Циклосерин  2. Этамбутол

5.2. Для каждого задания выберите один медикамент, который вызвал побочный эффект у данного пациента.

Изониазид, Рифампицин, Этамбутол, Стрептомицин

1. Ребенок 7 лет с виражом туберкулиновой пробы 2 месяца назад начал принимать профилактический курс противотуберкулезной терапии. На фоне лечения у него отмечаются повышенная возбудимость, судороги.  Изониазид

2. Мужчина 30 лет в течение 5 месяцев получает противотуберкулезную химиотерапию (перорально и парентерально) по поводу инфильтративного туберкулеза легких. В последние дни отмечает значительное снижение слуха. Стрептомицин

3. Больной, получающий интенсивный курс противотуберкулезной химиотерапии, обеспокоен тем, что моча приобрела оранжевый цвет. Рифампицин

4. У больного туберкулезом легких 45 лет, получающего более 5 месяцев противотуберкулезную химиотерапию, продолжается бацилловыделение. На фоне терапии появились жалобы на снижение остроты зрения - Этамбутол

6. Решите ситуационные задачи:

6.1. Пациентке Е. для лечения хламидиоза мочевых путей был назначен Метациклин. Она принимала его во время еды, запивая молоком. Объясните возможные причины низкой эффективности препарата.

Тетрациклины связываются с кальцием молока и инактивируются (хелатные комплексы)
6.2. Пациенту А. для эрадикации Helicobacter pylori при язвенной болезни был назначен тетрациклин. Пациент принимал его одновременно с приемом Альмагеля. Объясните возможные причины  эффективности антигеликобактерной терапии.

ТЦ связываются с магнием Альмагеля и инактивируются (хелатные комплексы)
6.3. Пациентке Л. для лечения диареи участковым терапевтом был назначен Доксициклин. В женской консультации после диагностики беременности назначение было отменено. Объясните причины отмены препарата.  

ТЦ противопоказаны при беременности.

6.4. Пациенту необходимо ввести внутримышечно 150 мг Амикацина. У вас в наличии ампулы по 2 мл 5% раствора. Сколько раствора нужно набрать в шприц?

3 мл
5. В инфекционном отделении 2 больных, получающих Канамицин: первый — 750 000 ЕД, второй — 500 000 ЕД. У вас на посту в наличии флаконы по 1000 000 ЕД.
Сколько флаконов необходимо взять для разведения? Как развести флакон?
Сколько миллилитров разведенного антибиотика следует ввести каждому больному?
 1250000 ЕД разделить на дозу во флаконе – 1000000 – 2 фл. При разведении 1 мл на 100000ЕД надо 10 мл на 1 флакон, в шприц  - 7,5 мл, 5.

7*. Решите задачу на определение препарата

Пациентка К. наблюдалась амбулаторно у участкового терапевта после выписки из инфекционного стационара (тяжелая сальмонеллезная инфекция). Анализ крови после выписки показал смещение влево формулы крови (тромбоцитопению, эритроцитопению, лейкопению). Через 3 недели повторный анализ показал нормальную формулу крови. Предположите, лечение каким препаратом получала пациентка в стационаре. – Левомицетин

8.* Выпишите (Обратите внимание - наименования ЛВ указаны в именительном падеже!)

Пленки офтальмические с канамицина сульфатом (Kanamycini sulfas) N. 30, Помещать за нижнее веко по 1 пленке в сутки.

Rp.: Membranulas ophthalmicas cum Kanamycini sulfate N. 30
D. S. Помещать за нижнее веко по 1 пленке в сутки.

Мазь гентамицина сульфата 0,1% 10 грамм. Смазывать пораженные участки кожи 2-3 раза в сутки

Rp.: Ung. Gentamycini sulfatis 0,1 % — 10,0
D. S. Смазывать пораженные участки кожи 2-3 раза в сутки

 


Список сокращений

F – биодоступность (количество вещества попавшее в кровоток при внесосудистом введении, %)

АГ - аминошликозиды

АШ – анафилаксический шок

В\в - внутривенно

В\м - внутримышечно

ГК - глюкокортикоид

ГЭБ – гематоэнцефалический барьер

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ИСМП инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи

ЛС – лекарственное средство

НПВС – нестероидные противовоспалительные средства

ПАСК – парааминосалициловая кислота

ПНС – периферическая нервная система

ПЭ - Побочные эффекты

РНК – рибонуклеиновая кислота

ТЦ - тетрациклины

ХПН – хроническая почечная недостаточность

ЦНС – центральная нервная система.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия МДК 02.02 по теме Составление документов по инвентаризации основных средств специальность 080114

Методическая разработка практического занятия МДК 02.02. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации по теме "Составление документов по инвентаризации основных средств" п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Средства, влияющие на дыхательную систему.

Заболевания системы органов дыхания – самая большая, по числу вновь заболевающих, группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или гр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -

Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.

Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине ОП.07. Фармакология "Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и составлена ...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине ОП.07. Фармакология "Химиотерапевтические средства из других групп"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Химиотерапевтические средства из других групп» и составлена в со...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине ОП.07. Фармакология "Средства, действующие на функции органов пищеварения"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Средства, действующие на функции органов пищеварения» и составле...