«ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ
проект

Гузякова Лариса Юрьевна

Представленная научная работа раскрывает выявление уровня тревожности современных студентов на примере одной из образовательных организаций и установление влияния на динамику тревожности различных механизмов психической защиты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_urpovnya_trevozhnosti.doc381.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №5»

«ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕХАНИЗМОВ

ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НА УРОВЕНЬ
ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Преподаватель высшей квалификационной категории

Гузякова Лариса Юрьевна

Москва

2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        2

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ        2

ЦЕЛЬ РАБОТЫ        3

ГИПОТЕЗА        3

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ        3

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ        4

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ        4

ГЛАВА 1. ПСИХОДИНАМИКА ЧЕЛОВЕКА И ЕЁ СПОСОБНОСТИ К ПРИСПОСОБЛЕНИЮ И АДАПТАЦИИ        5

ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА        7

Причины возникновения тревожности        7

Понятие тревожности с точки зрения трехуровневой структуры личности человека.        9

Виды тревожности        12

Тревожность учащихся        13

ГЛАВА 2. ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА        15

НМЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ        15

КЛАССИФИКАЦИИ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ        16

Рационализация        19

Идеализация        21

Компенсация        22

Реактивная формация        22

Проекция        24

Уничтожение сделанного        27

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ        30

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ        30

Определение уровня тревожности        30

Измерение механизмов психической защиты.        31

Обработка результатов тестирования.        32

ТРЕВОЖНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ.        34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        41

ВЫВОДЫ        41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        44

ПРИЛОЖЕНИЕ        45


ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящее время, с расширением исследований в области психологии - как общей социальной, так и узкоспециализированных ее отраслей - пересматриваются подходы к профессиональной деятельности человека, к формированию взгляда на место и роль индивидуума в социуме. Не обошел стороной этот процесс и педагогику. Несомненного внимания заслуживают исследования на тему влияния на учебный процесс и адаптацию в нем учащихся силы и специфики мотивации, стиля семейного воспитания, уровня социометрического статуса учащегося в коллективе.

Наряду с основными базовыми конституциональными чертами личности учащегося большое значение для ее исследования имеет оценка психических состояний (в том числе: функциональных - самочувствия, активности; эмоциональных - настроения, тревожности, и др.), а так же механизмов, влияющих на их динамику в учебном процессе. В настоящее время психологами, педагогами, работниками образования все чаще замечаются проявления тревоги в поведении учащихся, которые выражаются в эмоциональной напряженности. Повышенной чувствительности к огорчениям и неудачам, неуверенности в себе, своих силах, способностях, недовольстве собой, своим поведением. К сожалению, скудность и разрозненность публикаций на эту тему не позволяет в полной мере оценить и учесть роль последних в поддержании психического и физического здоровья учащегося, а так же в обеспечении успешности обучения. Тем не менее, актуальность этой проблемы несомненна, поскольку её исследование дает педагогу и самому учащемуся возможность объективно взглянуть на проблемы, встающие на разных этапах учебного процесса: адаптацию в коллективе, общение с педагогом (учащимся), освоение учебной программы, оптимальное реагирование на неудачи, поддержание педагогического авторитета. И решить их с максимальной пользой для себя и окружающих.

Проблема тревожности относится к числу проблем, исследование которых способствует обогащению медико-психологической теории. Тревожность здоровой личности ставит вопрос о природе этого состояния и особенности его влияния на эффективность деятельности человека. Существование тревожности как симптома патологических состояний объясняет практический интерес к ее диагностике и в терапевтической практике.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Целью дипломной работы являлось выявление уровня тревожности у студентов Московской Медицинской Академии и установление влияния на динамику тревожности механизмов психической защиты, таких как рационализация обесцениванием объекта, рационализация обстоятельствами и проекция на других.

ГИПОТЕЗА

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза – у студентов ММА вероятно высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, который они понижают, используя механизмы психической защиты - рационализацию и проекцию.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для подтверждения гипотезы были поставлены задачи:

  1. измерить уровень ситуативной и личностной тревожности у студентов используя тест Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина;
  2. выявить наличие и определить степень использования студентами механизмы психической защиты рационализация и проекция с помощью Когнитивно-эмотивного теста Ю.М. Орлова;
  3. сравнить влияние на динамику тревожности рационализации и проекции.
  4. определить зависимость между степенью использования механизмов психической защиты и уровнем тревожности испытуемых.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом проводимого исследования являлись студенты Московской Медицинской Академии им. И.М. Сеченова ФВСО 4-го курса дневного и вечернего отделения.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предметом исследования дипломной работы являлась тревожность (ситуативная и личностная) и механизмы психической защиты: рационализация и проекция.


ГЛАВА 1. ПСИХОДИНАМИКА ЧЕЛОВЕКА И ЕЁ СПОСОБНОСТИ К ПРИСПОСОБЛЕНИЮ И АДАПТАЦИИ

В своей основе психические состояния имеют определенный уровень активации нервной системы, при котором реализуются те или иные поведенческие акты, определяющие эффективность любой деятельности. Психические состояния людей зависят от множества факторов - объективных и субъективных.

К объективным факторам могут быть отнесены такие, как влияние среды, общества, традиций и т.п.

К основным субъективным факторам можно отнести вид деятельности человека, его индивидуальные особенности, жизненный опыт, конституцию, закалку, выдержку, самообладание и др.

Психическая устойчивость (толерантность) человека измеряется порогом его эмоционального реагирования на ту или иную угрожающую ситуацию. Например, любое замечание педагога может вызвать стресс и фрустрацию у ученика, но его замечание может стать «последней каплей» в чаще фрустраций, наполнившейся у ребенка в мире межличностных конфликтов [6].

Человеческая психика – это динамическая структура, чутко реагирующая на изменения, происходящие внутри и вокруг нас, при сохранении постоянства строения и структуры целого. Личность и индивидуальность могут оставаться без изменения, но при этом возникают и удовлетворяются потребности, эмоции сменяют одна другую, возникают и удовлетворяются желания, вызывающие определенные поведения. Во всех этих изменениях личность остается относительно неизменной. Изменения, происходящие в неизменном, и выражаются в понятии психодинамики. Понятие психодинамики применимо к любому существу, обладающему психикой. Психодинамика вызывается как типичными для данного человека окружающими обстоятельствами, так и особенностями его мышления. Ситуация угрозы порождает гнев, а облик знакомого человека, которого вы давно не видели, побуждает потребность к общению с ним. Связь между психическим и физическим в человеке двусторонняя. Физиологические нарушения вызывают боль, страх и другие неприятные психические состояния. Сама психодинамика, в свою очередь, влияет обратно на состояние организма. Гнев производит те изменения в состоянии функциональных систем организма, которые необходимы для драки, а страх - для бегства. Так уж сложилось в процессе эволюции живых существ, что выживали те, чья психодинамика была особо чувствительной к физическим состояниям организма. Иногда изменения выходят за определенные пределы, и, в результате, организм оказывается в неблагоприятном состоянии [6].

Любую поведенческую реакцию можно рассматривать как приспособление к конкретной ситуации, в следствие разрешения которой устраняется действие неблагоприятных обстоятельств. Это поведение может привести и не привести к ожидаемому результату. Адаптация от приспособления отличается тем, что первое носит обобщенный характер, является готовым образцом поведения, а второе привязано к конкретной ситуации. Можно сказать, что приспособление - это применение привычных поведений к решению конкретной жизненной задачи, а адаптация - привычное поведение, осуществляемое безотносительно к задаче. Когда человек взбирается на дерево, то он использует готовые поведенческие механизмы к выполнению данного действия. При этом естественно предполагать, что организм «знает», как эта задача решается. Если организм может приспособиться к ситуации, то его поведение эффективно.

Бывает, что ситуация недостаточно точно определена, не выбрана соответствующая ей программа поведения. Когда организм не знает, как решается задача, тогда он действует адаптивно, с помощью обобщенных неспецифических реакций. Адаптивное поведение это реакции «на всякий случай, а вдруг подойдет» [5].

Любая психодинамика имеет приспособительный или адаптивный характер. Человеческая задача состоит в том, чтобы научиться распознавать те границы колебаний психических состояний, которые могут рассматриваться как границы между здоровьем и болезнью. Та психодинамика, которая, в конечном счете, способствует приспособлению, выживанию будет здоровой, а та, что дезадаптирует организм или личность, будет болезненной. Основанием для суждения в этом случае является конечный результат: благополучие или неблагополучие [6].

Таким образом, и противоречия современного общества, и противоречия между индивидом и обществом, и внутриличностные конфликты приводят к психическим напряжениям, агрессивности, тревожности, неудовлетворенности, одиночеству, потере смысла и естественности в отношениях людей.

ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

Причины возникновения тревожности

Тревожность - одно из основных эмоционально-психическое состояний человека. Его можно сформулировать, как склонность человека к переживанию эмоционального состояния; проявляющегося в ожидании неблагоприятного развития событий. С одной стороны – это показатель значимости, ценности чего-либо для человека, который проявляется в определенных ситуациях. Если она возникает, то это говорит о неравнодушии человека, о его определенном отношении к происходящему. Это так называемая ситуативная тревога. Но если человек начинает использовать ситуативную тревогу в большом количестве жизненных ситуаций, даже при отсутствии реальной угрозы своему  «Я», то поведение человека в таких ситуациях становится не эффективным и более того, отрицательно влияет на результаты его деятельности: будь то учеба или отношения с другими людьми.

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности - это так называемая Полезная Тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания [3].

Целостное эмоциональное явление (тревожность) представляет собой единство двух моментов. С одной стороны - некоторого отражаемого содержания, с другой стороны - собственного эмоционального переживания, т.е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом.

Двойственное строение эмоционального явления наглядно обнаруживается в том постоянно наблюдаемом факте, что одно и то же отражаемое содержание может вызвать при разных условиях весьма различные, иногда прямо противоположные эмоциональные переживания. И наоборот - одно и то же переживание может окрашивать разные мысли, представления, причем каждое такое сочетание образует отдельное эмоциональное явление [4].

Определив то, что мы понимаем под тревогой или тревожностью, можно получить представление о той роли, которую она играет. Обыватель плохо представляет себе значение тревожности в своей жизни. Обычно он помнит, что в детстве у него было одно или два тревожных сновидения и, что он сильно тревожился в ситуации, выходящей за рамки повседневности – например, перед важным разговором или перед экзаменом. У людей с повышенной тревожностью это состояние варьирует в громадном диапазоне. Оно может проявляться в виде неясной тревоги, в форме приступов страха, может быть привязано к определенным ситуациям или действиям – таким, как боязнь высоты. Самоанализ способствует осознанию этими людьми своей тревожности. Однако, признаваемая ими степень тревожности не превосходит нормальную [5]. Это ведет к предположению о том, что мы можем испытывать тревогу не зная об этом. Тревога может быть определяющим фактором нашей жизни, оставаясь в то же самое время неосознанной нами.

Понятие тревожности с точки зрения трехуровневой структуры личности человека.

Ориентацию защитного процесса в соответствии с источником тревоги удобно рассматривать, используя трехуровневую структуру личности человека. Нашей жизнью управляют три стихии: сознание, бессознательное и между ними более широкая область, именуемая предсознанием. На научном языке они называются Эго, Ид и Супер-Эго.

Тревожность Супер-Эго - защитная ситуация, с которой мы больше всего знакомы в анализе своих ощущений и, знания о которой заключаются в том, что некоторые инстиктивные желания стремятся проникнуть в сознание и при помощи Эго достичь удовлетворения. Эго не противостоит этому, но Супер-Эго – протестует. В итоге, Эго подчиняется высшему образованию и послушно вступает в борьбу против инстинктивного импульса со всеми последствиями, которые влечет такая борьба. Характерным для этого процесса является то, что само Эго не рассматривает импульс, с которым оно борется как опасный. Мотив, побуждающий защиту, исходно не является его собственным. Инстинкт рассматривается как враждебный, потому что Супер-Эго запрещает его удовлетворение и если он достигнет своей цели, то, несомненно, вызовет затруднения в отношениях между Эго и Супер-Эго.

Следовательно, Эго человека с повышенной тревожностью боится инстинкта, потому что оно боится Супер-Эго, которое в этом контексте выступает как источник тревожности. Изменение его силы снизит требовательность, а значит должно облегчить состояние Эго и уменьшить тревожность.

Эго боится инстинктов, потому что оно боится внешнего мира. Его защита от них мотивирована страхом перед внешним миром, т.е. - объективной тревогой. Объективная тревога развивается в детском Эго, как и во взрослом, вследствие активности Супер-Эго [5].

Психологические исследования проблемы «Я-образа» человека выводят нас в область взаимоотношений индивида и социального целого. Степень целостности устойчивости и последовательности диспозиционной системы личности, включая и ее «Я-образ», прямо связана со степенью гармоничности или дисгармоничности тех общественных отношений, к которым принадлежит и в которых участвует эта личность [10].

Прежде всего, взаимоотношения между людьми начинаются с семьи.

Всякое общество состоит из людей в процессе их превращения из детей в родителей. Для того чтобы обеспечить непрерывность передачи традиций, общество должно уже достаточно рано готовить своих детей к отцовству и материнству.

Человеческий способ обучения детей, который развивает свойственную человеку в высшей степени специализированную координацию мозга, глаза и руки, а также все его внутренние механизмы рефлексии и планирования, возможен только в состоянии длительной зависимости обучаемого ребенка от взрослого. Доверие к человеку производит проблему, поскольку источник его находится в детстве, и в большей степени на него влияют отношения с родителями. Прямая зависимость тревожности ребенка от напряженной эмоциональной обстановки в семье, когда на лицо явное эмоциональное отвержение родителями, когда ребенком тяготятся, а его потребности игнорируются, встречается только приблизительно в 30% случаев. Остальные 70% тревожных детей растут в семьях с противоположным типом воспитания, где к ребенку относятся с повышенным вниманием, строгостью, требовательностью, не признают компромиссов [11]. «Мы поблажек не даем, пусть наш сын вырастет настоящим человеком», - можно услышать от таких родителей. «Нельзя потакать ребенку. Сначала пусть научится слушать, а когда вырастет, тогда будет рассуждать», - заявляют они. Бросается в глаза непоколебимая уверенность таких родителей в своей правоте. Если родители с преобладающим тревожным эмоциональным настроением всегда сомневаются в себе, опасаются ошибок и неудач (как своих, так и ребенка), то авторитарным и деятельным родителям это не свойственно. Руководствуясь твердо освоенными нормами, которые они обыкновенно черпают из опыта собственного детства, родители стремятся, во что бы то ни стало, добиться от детей «правильного» поведения- При этом часто бывают излишне нетерпимы и бескомпромиссны.

Такая обстановка не благоприятна для растущего в ней ребенка. Отсутствие доверительного эмоционального контакта между взрослыми членами семьи ведет к их обособленности, отсутствию взаимопонимания по вопросам, не регламентированным теми или иными нормами или правилами. Вследствие этого любая неожиданность, любое непредусмотренное отклонение в привычном, «правильном» укладе их жизни, в частности те или иные поступки ребенка, вызывают у них резко отрицательное отношение и стремление немедленно ввести все в привычные рамки.

В результате, вопреки установкам родителей, которые убеждены, что делают все для того, чтобы ребенок стал сильным, настойчивым, уверенным в себе, он растет забитым, стеснительным, покорным и с высокой тревожностью. Это естественно, поскольку родители подавляют любые попытки ребенка к самостоятельности и независимости, принимая их за проявления упрямства. Для подобных семей характерна однообразная, скучная жизнь, ограниченность внешних связей - мало знакомых, друзей, встречи с ними редки. Дети лишены достаточных контактов в раннем возрасте, не получают опыта общения с другими людьми, навыками общения овладевают формально. Из-за обедненности эмоционального опыта они порой не понимают и не уважают чувства других людей, что затрудняет их отношения с коллективом. Благоприятные обстоятельства, такие как раннее изменение окружающей обстановки или нейтрализующее влияние любого рода, могут предотвратить невротическое развитие. Если, как часто это случается, условия жизни не способствуют уменьшению тревожности, тогда тревожность приобретает устойчивый характер, и она обречена на постепенное усиление, приводящее в итоге к развитию невроза [2].

Душевное здоровье — это приспособление, или равновесие между конфликтующими факторами как внутри личности, так и между личностью и окружающей средой. В случаях тяжелых душевных расстройств, психологическое равновесие нарушается. Остановимся подробнее на этом аспекте и попробуем объяснить, как оно нарушается. Бессознательная часть Эго начинает ясно ощущать давление импульса, который угрожает со стороны Ид. Один из подавленных (репрессированных) конфликтов вот-вот снова разгорится. Эго чувствует, что его контроль находится под угрозой. Это чувство и есть тревога [5].

Имеется огромная разница, будет ли реакция враждебности и тревожности ограничена теми обстоятельствами, которые вызвали у ребенка такую реакцию, или она разовьется во враждебную установку и тревожность по отношению к людям вообще.

Тревожность вполне определенным образом влияет на отношение человека к себе и другим. Она несет в себе зародыш потенциального конфликта между желанием полагаться на других и невозможностью сделать это вследствие идущего из глубины недоверия и враждебного чувства к ним. Из-за внутренней слабости такой человек ощущает желание переложить всю ответственность на других, получить от них защиту и заботу. В то же самое время, вследствие враждебности он испытывает слишком глубокое недоверие, чтобы осуществить это желание [3]. И неизбежным следствием этого является то, что человеку приходится затрачивать львиную долю своей энергии на успокоение и укрепление уверенности в себе.

Виды тревожности

Различают ситуативную и личностную тревожности. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная или реактивная тревожность, как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на конкретную стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени [4]. Личности, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

Тревожность учащихся

Чем выше степень самопринятия, тем ниже степень тревожности. Низкий уровень развития общения ребенка в сочетании с тревожностью и ярко выраженной неуверенностью в себе является предпосылкой того, чтобы застенчивость стала определяющей чертой характера ребенка к 6 годам. В дальнейшем у ребенка с повышенной тревожностью появляются проблемы с обучением в школе.

Наша общеобразовательная программа многие годы, как известно, ориентировалась на среднего ученика. Правда, индивидуальные различия учитывались, по необходимости, в работе с детьми отстающими, неуспевающими. Что же касается школьников с повышенной тревожностью, то они в процессе обучения обычно не привлекали к себе внимания [8].

Не поняв задания преподавателя, такой учащийся не решается переспросить и, в тоже время, боится не выполнить то, что требуется. В результате, он выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение и недовольство преподавателя. На уроках такого ребенка трудно заставить отвечать на вопросы, а если это все-таки удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко. Любая ситуация, где учащийся должен сам что-то сказать или сделать на виду у публики, предполагающая оценку другими людьми (учителями, сверстниками) полностью парализует его и так ограниченные возможности. Неуверенность в себе, в собственных силах, в правильности своих действий, тревожность, боязнь не понравиться зрителям делают таких учащихся совершенно беспомощным. Из страха перед ошибкой, наказанием они выполняют все что заданно, выполняют скрупулезно, пунктуально. Их никогда не наказывали, но запугали тревожным или сверхсоциальным воспитанием так, что они панически боятся наказания за каждую ошибку. Однако пунктуальность требует времени, и такие учащиеся не успевают выполнить всю программу. Они много раз себя перепроверяют и, все равно, тревожатся: «А вдруг что-нибудь упустили?». Проблемы преследуют такого учащегося и в дальнейшем обучении в профтехучилищах и ВУЗах.

Принято считать, что в высших учебных заведениях обучаются люди с достаточно высокой самооценкой, выдержавшие жесткую конкуренцию и отбор при поступлении, адаптированные к специфике учебного процесса, с определенными четкими видами на будущее. Но, не смотря на все это, тревожность среди студентов не ниже, а зачастую выше, чем среди школьников. Это можно объяснить постоянным участием в конкуренции, ощущением причастности уже к миру взрослых людей, но оторванности от участия в решении их проблем (для неработающих студентов), а, следовательно, сомнениями в своих силах, способностях и востребованности. На сегодняшний день, нестабильная экономическая ситуация в стране является мощным фактором, повышающим тревожность у молодежи, вызывающим неуверенность в завтрашнем дне.

Все это могло бы привести к большим душевным конфликтам и психосоматическим проявлениям, если бы психика человека в процессе социализации не научилась справляться с такими нарушениями как тревога, используя автоматические бессознательные защитные механизмы.


ГЛАВА 2. ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

НМЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Наше Эго использует модели реакций, выработанные еще в детстве. Выбираются те из них, которые зарекомендовали себя лучше всего в удовлетворении наших потребностей. Каждый из нас имеет свой собственный набор проверенных способов получения удовлетворения, свои особые методы самозащиты. И в течение всей жизни каждый отдельный индивидуум продолжает использовать, главным образом, те реакции, которые, по его мнению, подходят ему больше всего. Выбор используемых механизмов определяется, прежде всего, детским опытом. Во-вторых, он зависит от той конкретной ситуации или проблемы, от которой Эго должно защитить себя. Некоторые защитные механизмы используются достаточно широко большинством людей каждый день. Они дают нам возможность сохранять дееспособность и оставаться более или менее довольными жизнью. Другими словами, мы сохраняем относительное здоровье, — по крайней мере, в пределах нормы — благодаря тому, что направляем наши импульсы в такое русло, которое удовлетворяет сознательную часть нашей личности и окружающих нас людей.

Психические механизмы, действующие на бессознательном уровне, которые обеспечивают лучшее приспособление в различных ситуациях, способствуя устранению тревоги и улучшению самочувствия, восстановлению и повышению самооценки, улучшению взаимоотношений, смене мотивов и более сообразному поведению, можно назвать механизмами интрапсихической адаптации, механизмами самозащиты личности на неосознаваемом уровне, психологической защитой Я, или просто — психологической защитой [9].

Термин «защита» появился впервые в работах 3. Фрейда. Он писал: «мы вводим его для общего обозначения всех приемов, которые Эго использует в конфликте и которые могут привести к неврозу» [10]. На сегодняшний день существует и широко изучен целый ряд механизмов психической защиты. Уже в 1946 г. А. Фрейд в своей работе «Я и механизмы защиты» отмечала, что к хорошо описанным в литературе способам защиты (регрессия, вытеснение, формирование реакций, изоляция, уничтожение, проекция, интроекция, обращение, борьба Я с самим собой) необходимо добавить 10-й — сублимацию, относящуюся к норме, а не к неврозу. И заключает: «В отдельные периоды жизни и в соответствии со своей собственной конкретной структурой индивидуальное Я выбирает то один, то другой способ защиты и может использовать его как в своем конфликте с инстинктами, так и в защите от высвобождения аффекта» [10].

КЛАССИФИКАЦИИ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ

Защитные механизмы подразделяются на примитивные, или незрелые (расщепление, проекция, идеализация, идентификация) и более зрелые (сублимация, рационализация и др.). Однако, ни количество вариантов защиты (их описано несколько десятков), ни их классификация, ни даже их названия, особенно в русском переводе, не являются общепринятыми.

Согласно некоторым классификациям, в одну группу объединяются варианты защиты, снижающие уровень тревоги, но не изменяющие характера побуждений. К ним относятся репрессия - подавление или вытеснение из сознания неприемлемых побуждений или чувств, отрицание источника или чувства тревоги; проекция - перенесение или перемещение своих желаний или чувств на других; идентификация – уподобление, подражание другому лицу с приписыванием себе его качеств; аннулирование или отмена, т.е. повторное действие, лишающее значения предыдущее, сопровождавшееся тревогой; изоляция или расщепление — разделение единого переживания на компоненты, не вызывающие тревоги; ингибиция — блокирование в поведении и сознании всех проявлений, связанных с тревогой. В другую группу объединяются формы защиты, при которых срабатывают механизмы, уменьшающие выраженность тревоги и при этом изменяющие направленность побуждений: ауто-агрессия — обращение враждебности на себя; реверсия — полярное обращение или изменение побуждений и чувств на противоположные; регрессия — снижение или возвращение к ранним детским формам реагирования; сублимация — преобразование неприемлемых способов удовлетворения потребностей в другие формы, — например, в виде творчества в искусстве или науке  [9].

В монографии Ф.Б. Березина выделено 4 типа защиты, препятствующие осознаванию факторов, вызывающих тревогу, или самой тревоги. Это – отрицание и вытеснение, позволяющие фиксировать тревогу на определенных стимулах; снижающие уровень побуждений; обесценивание исходных потребностей и проекция на других; устраняющие тревогу или модифицирующие ее интерпретацию за счет формирования устойчивых концепций.

Наряду с приведенными выше существуют и иные классификации интрапсихической защиты. Например, их объединяют две группы: интрапсихическая защита как вид бегства или отступления; защита как вид агрессии или наступления. В основе этого подхода лежат две ассоциации. Первая группа может быть обоснована учением о стадиях стресса как любого адаптационного процесса, о зависимости между психическим стрессом и психической адаптацией, вторая - филогенетической обусловленностью типов реагирования на ощущение угрозы [1].

Использование защитных механизмов всегда является попыткой найти компромисс между конфликтующими силами. Эго гнет одну линию, а Ид — другую. Поведение, появляющееся в результате использования механизма, будь то подозрительность, одержимость навязчивой идеей или физический признак, представляет собой компромисс, дающий некоторое удовлетворение, как Эго, так и Ид. Часто бывает, что решение или разрешенное проявление конфликта (или скрытого побуждения) посредством выбранного механизма — недостаточное средство, чтобы погасить тревогу. В этих случаях Эго может выработать и начать применять механизм защиты более интенсивно: например, легкая подозрительность перерастает в манию преследования. В других случаях, даже если защитный механизм используется широко, человек, все равно, может по-прежнему чувствовать тревогу, напряжение и беспокойство. Такое использование защитных механизмов определенно указывает на психическое заболевание.

Существуют защитные механизмы, чьи проявления можно считать относительно здоровыми, на профессиональном языке они называются компенсация, рационализация, идеализация, реактивная формация и перенос. С любым из них можно зайти слишком далеко, то есть использовать в такой чрезмерной степени, что они будут слишком беспокоить окружающих и, таким образом, лишать нас дееспособности или удовлетворения жизнью. Чаще всего они защищают Эго от чувства тревоги, предлагая внешнее решение внутренних конфликтов.

Но, с другой стороны, есть, по меньшей мере, еще три защитных механизма — проекция, уничтожение сделанного и конверсия, — которые почти всегда представляют собой психопатологию, то есть симптомы. Их иррациональность уловить проще. Их наиболее отчетливые проявления почти всегда легко узнаются по признакам нарушения приспособления к окружающей обстановке [5]. На начальных стадиях многие индивидуумы продолжают свою деятельность и сохраняют взаимоотношения без особого труда для себя и, не причиняя больших неудобств другим людям. Но даже в этом случае использование этих механизмов всегда является свидетельством заболевания. Они могут стать отчетливыми признаками серьезного нарушения приспособления к окружающей обстановке.

Обсудим сначала те защитные механизмы, обычные проявления которых приемлемы, поскольку лежат в рамках нормального поведения. У всех них общая цель — они позволяют Эго «продолжать спектакль», не доставляя слишком много огорчений Ид, Суперэго и всему окружающему миру. Личность использует их без нашего ведома, чтобы помочь нам сохранить равновесие. Наше душевное спокойствие поддерживается с помощью этих механизмов, которые называются рационализация, компенсация, идеализация, реактивная формация и перенос.

Рационализация

Рационализация представляет собой активность ума, направленную на интеллектуализацию ситуации, на подбор общественно приемлемых мотивов для объяснения собственного поведения и поведения других с целью снять внутренний конфликт. Наиболее широко распространены рационализация обесцениванием объекта и рационализация обстоятельствами.

Кто из нас не старался провести рационализацию сознательно? Рационализация — это инструмент, который мы используем, чтобы защитить определенные чувства, идеи или поведение, очень убедительно и на первый взгляд логично объясняя, что они появляются, в результате чего угодно, но только не требований какого-то иррационального Ид. Когда мы сознательно выдумываем оправдания, чтобы выставить свои поступки в выгодном свете перед другими людьми, то это не что иное, как рационализация. Она происходит тогда, когда мы утешаем самих себя искренне веря, что только «судьба», «рок», «тяжелые периоды» и т. д. ответственны за наши неудачи.

Любое объяснение, даже неблагоприятное, уменьшает напряженность. Угроза становится осознанной и теряет признаки катастрофы, если известен предел ущерба, который может быть нанесен, размер страдания, которое мы предвидим. Объяснение делает объект разумным, рационализирует его. Методы объяснения подражания могут быть различны. Например: «Со всеми происходит так или все делают так, поэтому я так и поступаю», «'Это кончится быстро, а потом будет лучше», «Меня накажут справедливо, так как любой, кто делает подобное, заслуживает наказания», «Одиночество - удел возвышенных натур, низменные же существа живут стадом», «Все бренно в подлунном мире и я в нем бренен», «Мне будет плохо, но моему врагу будет хуже» и так далее. Все, так называемые афоризмы житейской мудрости, которыми зачитывается обыватель, основаны на такого рода рационализациях. Свирепый поп Сильвестр, духовник Ивана Грозного, ежедневно внушал молодому царю отвратительную рационализацию: «Все несчастия Руси, крамола, даже пожары - наказания Божьи и происходят оттого, что царь недостаточно свиреп». Иван оказался хорошим учеником [6].

Психодинамика рационализации умело маскируется в процесс познания и, болезнь порождается преобладанием рационализации над объективным познанием реальности, в которой человек должен действовать.

Когда мы не хотим чего-то делать, то можем придумать на удивление много «логичных» причин, для этого. Но если что-то действительно доставляет нам удовольствие, мы думаем только о том, как бы найти этому оправдание. Самое удивительное во всем этом то, что, рационализируя, мы нисколько не сомневаемся в мудрости, правильности или честности наших размышлений.

Мы не часто утруждаем себя объяснениями наших мыслей или поведения, но когда мы все же пытаемся их объяснить, то замечаем, что очень трудно честно ответить, почему мы любим голубое или розовое; предпочитаем блондинок или брюнеток; влюбляемся в своего мужа или жену. У нас много ответов, но только насколько они верны?

Очень часто маленькая невинная ложь, которую мы рассказываем сами себе и в которую верим, очень помогает нашему Эго, но иногда с этим механизмом можно промахнуться. Если мы убеждены, что никогда не совершаем ошибок и во всех неприятностях, происходящих с нами, виноват кто-то или что-то еще, тогда наша рационализация опасна и наше внутреннее равновесие сильно нарушается.

Рационализация является механизмом, который служит полезной цели настолько, насколько обеспечивает самозащиту и комфорт. Однако она нередко ведет к самообману. И в связи с этим следует упомянуть близкую к рационализации реакцию обесценивания (она часто описывается и как отдельный механизм защиты). При защитной реакции обесценивания индивид с пренебрежением относится к цели, которой, по крайней мере, внутренне, он сильно хотел бы достичь, но это невозможно в силу объективно существующих препятствий или личного несоответствия требованиям. Иногда встречается также реакция в виде равнодушия, возникающая перед лицом обстоятельств, которые могли бы оскорбить чувство собственного достоинства, снизить самооценку, нанести удар по «Я».

Идеализация

Особой модификацией рационализации является защитный механизм, именуемый идеализацией. В своей мягкой форме она забавляет нас, но нежелательно доводить ее до крайности.

Юный влюбленный, который действительно верит, что его обожаемая — «самое красивое, прелестное, самое чудесное существо, какое когда-либо ступало по земле», идеализирует, как только может до того предела, пока мы не возражаем. Но человек, точно так же уверенный в своей собственной безупречности, очень редко, если вообще когда-нибудь, может вызывать к себе симпатию.

Все мы склонны не замечать свои собственные недостатки, но сразу же распознаем их в других. И когда мы перестаем замечать даже самые крупные и неприятные из них, пора проверить, в какой степени мы предаемся этой самоидеализации. Идеализация по отношению к самому себе — это своего рода нарциссизм. Она может существовать и, к счастью, существует в здоровой форме почти у каждого. Вероятно, лишь немногие люди полностью отвергают себя и совсем чужды эгоизма. Но для большинства самым важным человеком является он сам. Мы не можем быть абсолютно беспристрастны к самим себе, не можем быть безучастными зрителями и наблюдать за собой со стороны. Мы никогда не сможем посмотреть на себя «чужими глазами». Но в большинстве своем люди хотят неплохо выглядеть, производить благоприятное впечатление на других, хотят, чтобы друзья и знакомые думали о них хорошо. Для этого нужно иметь самоуважение, уверенность в себе и разумную веру в свой интеллект. Все это складывается в необходимую и здоровую идеализацию себя.

Компенсация

Компенсация — это механизм, который Эго использует для защиты от тревоги, возникающей из-за чувства незащищенности, прилагая дополнительные усилия в зоне мнимой или действительной слабости. Некоторые великие люди представляют собой очень хорошие примеры механизма компенсации в действии.

Мильтон, будучи слепым, писал замечательные произведения; Бетховен создавал свои великие симфонии, борясь с прогрессирующей глухотой. Мы видим проявления компенсации повсюду, где физические или психические, действительные или мнимые недостатки заставляют людей прилагать усилия, чтобы хоть как-то их восполнить.

Существует такая форма компенсации, которую мы намного чаще замечаем в других, чем в себе. Она называется замещение.

Отец и мать, не дающие своему ребенку любви, заботы и внимания, но бессознательно ощущающие, что должны проявлять эти чувства, вероятно, заменят их большим плюшевым медвежонком или другим подарком, чтобы компенсировать свое пренебрежение. А чуть позднее будут выдавать наличные. Усилия, связанные с компенсацией, могут привести человека к развитию скрытых способностей, как, например, слепота повышает тактильную чувствительность [5].

Реактивная формация

Реверсирование (механизм поворота) — это другое название, иногда используемое для метода или механизма реактивной формации.

Иногда бессознательное имеет такой сильный позыв выразить себя в определенном направлении, что сознательное может проконтролировать его (а Эго — избежать тревоги) только одним способом — сделав противоположное. Например, чтобы не упасть вперед, нужно откинуться назад. Поэтому, когда у нас глубокий, сильный бессознательный внутренний конфликт, мы можем сделать действие, противоположное нашему первоначальному желанию. Мы формируем «реакцию» против побуждения. [5]

Как мы уже видели, многие из наиболее значимых черт характера взрослого человека имеют истоки в раннем детстве, в периоде приучения к туалету. Мы пришли в мир с желаниями, противоположными стремлениям быть чистыми, опрятными, пунктуальными. Как отрицание изначально запретных интересов к получению удовольствия, у некоторых людей защита Эго проявляется в том, что они доходят до крайностей, делая противоположное.

Одно из наиболее распространенных явлений нашей повседневной жизни — это так называемая вынужденная защита. Под этим мы подразумеваем необъяснимые требования, которые человек сам предъявляет к своему поведению. Некоторые, например, перегружают себя на работе. Иногда эта защита выражается в том, что мы вынуждены делать что-то определенным образом. Порой это относится к аккуратности, пунктуальности, чистоте. Случается, мы начинаем придавать большое значение деталям, диаграммам, графикам, организации и составлению таблиц. Все это иллюстрирует тот удобный способ выражения побуждений, который использует Эго, чтобы помешать развитию тревоги.

Во многих случаях такие способы выражения полезны. Они могут быть весьма ценными. Но бывает, что они истощают наши силы: мы просто не можем выносить всего того, что, по нашим нормам жизни, является нарушением порядка.Это поведение можно рассматривать как реверсирование (поворот в противоположную сторону) сильного бессознательного желания быть беззаботным и неряшливым.

А теперь поговорим о защитных механизмах Эго против тревоги, который чаще представляет собой более серьезное нарушение приспособления и признак болезни

Проекция

Защита в форме проекции представляет собой бессознательное перенесение собственных неприемлемых чувств и влечений на другое лицо, приписывание своих социально не одобряемых побуждений, желаний, мотивов, действий и качеств окружающим. Ярким примером тому может служить поведение молодого обеспеченного человека, который помещает мать в дом инвалидов и возмущается тем, что персонал равнодушно или плохо к ней относится.

Важно проследить развитие реакции проекции как защиты у ребенка. Вначале ребенок настолько интегрирован со своей семьей, что не дифференцирует себя и окружающих (даже иногда называет себя «он» или «она»). Таким образом, вначале ребенок не делает различия между собой и окружающими. Далее в процессе развития собственное поведение ребенка становится все более независимым. Одновременно с этим появляется представление, что окружающие — такие же, как и он, и потому на поведение окружающих (в том числе и неодушевленных предметов) он проецирует понятные ему побуждения и причины. Если игрушка упала, ребенок говорит «ей больно», либо «дверь не хочет закрываться». Обычно куклу ребенок наделяет всеми атрибутами своего поведения [6].

Кстати, этот эффект часто используют психотерапевты: они дают куклы ребенку, который рассматривает их как копии родителей и других близких людей, косвенно перенося на кукол свое отношение к родителям. Анализ такого поведения ребенка может много дать для выявления особенностей взаимоотношений ребенка с родителями и для диагностики в целом. Проекция в известной степени упрощает поведение, исключая необходимость в повседневной жизни всякий раз оценивать свои поступки. Мы нередко переносим свое поведение на других людей, проецируя на них свои эмоции. Если человек спокоен, уверен в себе, доброжелателен, то в его глазах окружающие разделяют его доброжелательность, и наоборот — напряженный, фрустрированный человек, неудовлетворенный в своих желаниях, настроен враждебно и приписывает, проецирует эту враждебность окружающим. Обычно индивид способен объективно оценивать враждебность окружающих, но фрустрированный, напряженный, подозрительный, болезненно самолюбивый человек создает свой собственный перцептивный мир (мир восприятия), не учитывая другие объективные факторы. [6]

Проекция может существовать самостоятельно, без интерференции с другими формами психологической защиты. Это как бы эхо неосознаваемых подчас установок, освобождающее человека от тревоги, чувства вины и приносящее облегчение. Следует заметить, что в норме, если человеку удается заставить кого-то почувствовать вину, переложить ответственность за трудности на других, он сам чувствует себя менее виноватым. Здесь есть элемент реакции проекции.

Обратной стороной истинной психологической защиты по типу проекции являются сарказм, ирония, враждебность, вызывающие отрицательное отношение окружающих, а это в свою очередь усиливает потребность в развитии других защитных реакций.

Другим вариантом трансформации формы защиты в виде проекции являются случаи, когда агрессивные намерения и импульсы человека полностью приписываются другим людям, себе же оставляется роль жертвы, что ведет к нарушению сферы человеческих взаимоотношений. В качестве дальнейшей защиты от тревоги человек может реагировать враждебным и агрессивным поведением на внешний объект, который является объектом проекции. Отношение проецирующего человека к тем, на ком проекция фокусируется, нередко становится отношением подозрения или даже открытой враждебности, отчужденности, что в свою очередь вызывает ответное чувство вражды. Таким образом, механизм проекции может явиться причиной порочного круга защитных реакций.

Страх быть отвергнутым своим сообществом очень велик. У всех стадных существ изгнание из стаи означало неизбежную смерть. Поэтому любое действие, которое сплачивает человека с его окружением, облегчает его состояние. Если я имею некоторые низменные пороки, и я знаю, что ни у кого нет таких пороков, то такое знание умножает скорбь. К страданиям угрызений совести прибавляется страдание одиночества. Одиночества в стаде. Но когда человек думает, что не только он, но и другие, а может быть и все, имеют эти пороки, но только успешно скрывают их от посторонних глаз или не имеют смелости этим порокам предаваться, то ему становится легче: он не один такой, он не труслив и имеет смелость этим порокам предаваться. Тот «автоматический счетчик» человеческих достоинств и недостатков срабатывает, и конечная сумма человека устраивает [5].

Психодинамика проекции и познания окружения, ориентировка в среде и понимание других может быть болезненной, если преобладает проекция. От неё не невозможно полностью освободиться, так как приписывание другим своих собственных черт, поведения и мыслей естественно.

Опыт жизни способствует росту реализма и принятия других такими, какие они есть. Когда Спаситель для достижения Царствия Небесного требовал отказаться судить других, оценивать их, то этим он стремился отчасти оздоровить психодинамику личности за счет уменьшения проекции [6]. И всё же, проекция — одна из тех уловок, с помощью которых мы взваливаем свои низкие желания и недостатки на кого-то другого. Эго использует эту защиту, чтобы отречься от тех неприемлемых мыслей, которые выталкивает Ид, и таким образом всегда делает человека, выполняющего проекцию, предметом особого восхищения или неуважения, благосклонности или немилости. И в том, и в ином случае он пытается стать центром внимания.

Как часто нам приходилось слышать людей, обвиняющих во всех своих бедах босса, жену или мужа, знакомых, собаку, детей, кошку, погоду, всех и вся в мире, за исключением самих себя.

Более сильная форма применения этого средства — необоснованные подозрения кого угодно. В этих случаях человек полагает, что всегда является центром особого внимания. Чаще всего при этих симптомах внимание воспринимается как угрожающее, враждебное, разрушающее. Гораздо реже особое «мнимое» внимание выражается в переоценке своей личности, причем некие особые полномочия, умения, возможности и определенные «события», «замечания» или «знаки» всегда описываются этим человеком как доказательства обоснованности его притязаний [9].

Мы не можем привести действительно «здоровых» примеров проекции, хотя некоторые используют ее в такой легкой форме, что окружающие их люди с этим мирятся.

Одной из наиболее общих форм проекции является выискивание «козла отпущения». И мы, как отдельные люди, так и нации, избираем другого человека, группу людей или расу, чтобы спроецировать на них свои неприятности или страхи. Предрассудок — это рационализированная проекция, которая, как и любая проекция, представляет собой метод защиты Эго от тревоги. Это легкий (и непростительный) способ избавиться от некоторых собственных ошибок и страхов.

Проекция очень часто встречается у людей, которые настолько плохо приспособлены к окружающей обстановке, что их следует отгородить от окружающей действительности для их же собственной безопасности. Это люди, которые «знают», что определенные личности, а иногда и весь мир, составляют против них заговор. Страх перед собственными бессознательными желаниями требует, чтобы виновным был кто-то другой, а не они сами. Они страдают так называемой параноидальной манией — необоснованной, но очень навязчивой идеей преследования.

Уничтожение сделанного

Второй защитный механизм этого типа, к которому Эго часто прибегает, чтобы уберечься от тревоги, известен как уничтожение сделанного. Как и в случае с другими механизмами, «нормальный» человек может демонстрировать безвредные примеры уничтожения, которое использует Эго, чтобы поддерживать наше душевное спокойствие. В большинстве своем эти примеры связаны с суевериями. Это бессознательные попытки вычеркнуть, или уничтожить, через какой-то символический акт болезненные для Эго переживания или впечатления.

В качестве иллюстрации приведем несколько примеров распространенных сознательных действий, связанных с этим механизмом. Многие имеют привычку «постучать по дереву», или «коснуться дерева». Если мы похвастались чем-нибудь или выказали такое сильное желание, что боимся быть наказанными, то многие из нас избавляются от этого чувства, совершая церемонию касания дерева.

Когда мы скрещиваем пальцы для удачи, избегаем проходить под приставной лестницей, поворачиваемся вокруг себя три раза, если нам переходит дорогу черная кошка, говорим «ни пуха, ни пера» своим друзьям, то у нас возникает чувство, что мы исправляем или уничтожаем определенное действие или ситуацию. Но все это осознаваемые чувства, и, вероятно, они связаны с младенческим ощущением всемогущества.

Существуют определенные ритуалы, которые иногда нам крайне необходимы. Они успокаивают нашу совесть: одни дают нам веру и надежду; другие подкупают тираническое Суперэго, чтобы помочь нам обрести веру в себя и окружающий мир.

Однако, доведенная до крайности, эта защита чрезвычайно усложняет нам жизнь. Такое простое занятие, как мытье рук, может стать принудительным, бессмысленным и бесконечным ритуалом для человека, который, пока не совершит его, не может избавиться от чувства тревоги. В таких случаях проявление этого механизма является серьезным признаком нарушения приспособления и болезни, поскольку препятствует «нормальной» жизнедеятельности.

Итак, главная функция одних из этих механизмов — поддерживать наше душевное равновесие. Присутствие других всегда является признаком заболевания. Большинство из них могут проявляться и в том, и в другом случае,но все они срабатывают автоматически, то есть без нашего ведома, какого-либо сознательного усилия или намерения.

Временами все мы испытываем чувство тревоги или страха. При эмоциональном стрессе у многих появляются физические симптомы.

Симптомы эмоционального конфликта могут стать настолько сильными, что будут мешать человеку вести нормальную жизнь. В этом случае человек заболевает эмоционально, и его психическую болезнь чаще всего можно отнести к одной из двух групп, психозам или неврозам.

Неврозы встречаются гораздо чаще, чем психозы. Временами у всех появляются невротические симптомы. Когда импульсы нашего Ид не сублимируются и репрессированным чувствам удается найти свое выражение, то они проявляются в форме нездоровых переносов, компенсации, конверсии и во многом другом. Все это — невротические симптомы. Некоторые люди живут с ними изо дня в день и продолжают заниматься своей деятельностью. Нельзя не отметить тот факт, что невротические личности внесли неоценимый вклад в нашу культуру и науку. Наши симптомы могут нам мешать, доставлять неудобства, но обычно не служат непреодолимым препятствием.

Человек должен учиться быть объективным по отношению к самому себе. Самооценка может быть абсолютно бесполезна, если она пристрастна и основана на неуверенности в себе, самомнении, неискренности или откровенной лжи. Однако же, если мы правильно распознаем признаки нарушения приспособления к окружающей обстановке, то часто можем принять меры [9].


ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Определение уровня тревожности

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать только либо личностную тревожность, либо общее состояние тревожности, либо очень специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д.Спилбергером. На русском языке его шкала адаптирована ЮЛ.Ханиным. Бланк шкал самооценки Ч.Д.Спилбергера. включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 — для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).

Порядок работы

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкции, напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

Инструкция информанту

«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже определений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Подсчет результатов

Итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие оценки тревожности: 30-44 балла - низкая и умеренная; 45 и более - высокая.

Измерение механизмов психической защиты.

Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ) Ю. М. Орлова измеряет когнитивные процессы, представляющие собой защитную рефлексию человека, возникающую в результате переживания эмоций тревоги, страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды. Тест представляет собою набор высказываний, которые могут быть соотнесены испытуемым с определенными защитными умственными действиями от возникающей эмоции.

Тест проективный. Переживания, бывшие в прошлом, воспроизводятся в результате представления испытуемым ситуации, в которой происходило определенное эмоциогенное событие. Представление стимулируется краткой инструкцией к каждому разделу теста. Тест содержит 20 показателей, список которых прилагается. На каждый пункт может быть только один ответ: выбор данного пункта. Отсутствие выбора означает «нет».

Концептуальные основания теста.

Тест построен на основе поведенческого подхода к пониманию мышления как умственного поведения, функцией которого является решение определенной задачи. Эта задача может быть защитной, направленной на уменьшение страдания и напряженности , возникающей вследствие действия эмоций и гедонистической, направленной на увеличение наслаждения.

Пункты теста обработаны на основе концепции эмоций, разработанной в теории саногенного мышления (СГМ).

Подсчет результатов.

Индивидуальный балл определяется путем подсчета числа выборов испытуемым тех высказываний из предъявленного ему списка, которые он соотносит со своими мыслями, возникающими в результате рестимуляции эмоциогенной ситуации с помощью инструкции. Этот показатель измеряет число осознаваемых ассоциаций испытуемого, связанных с каждой из эмоций.

Защита от определенной эмоции состоит в действиях, направленных на уменшения рассогласования, вызывающего эмоцию. Из рассматриваемых в тесте защитных механизмов нас интересовали рационализация и проекция.

Коэффициент надежности теста.

Он получен путем расщепления на четные и нечетные части,
и равен 0,81.

Обработка результатов тестирования.

Результаты, полученные в ходе тестирования, обработаны на ПЭВМ.

Для сравнения полученных средних значений в двух исследуемых группах (с высокой и низкой тревожностью) использовался метод оценки существенности их различий и установления достоверности этой разности.

Достоверность разности между двумя средними величинами определяется методом Пирсона с использованием формулы:

где t - доверительный коэффициент для разности средних (Коэффициент Стьюдента).

М1 и М2 – две средних арифметических величины, полученные в двух самостоятельных независимых группах наблюдений:


D1 и D2 - их дисперсии:

При t > 1,96 разность средних арифметических может быть признана существенной и неслучайной, то есть достоверной. Это значит, что в генеральной совокупности средние величины отличаются, и что при повторении подобных наблюдений будут получены аналогичные различия.

При t = 1,96 надежность такого вывода будет менее 95%

При t < 1,96 достоверность разности средних считается недоказанной.


ТРЕВОЖНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ.

Запланированные исследования проводились среди студентов Московской Медицинской Академии им. И. М. Сеченова факультета ВСО 4 курса дневного и вечернего отделения. Тестировалось 60 человек (свободная выборка).

Определение уровня тревожности у испытуемых.

Использование методики Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина позволило установить, что из 60-ти обследованных студентов высокую ситуативную тревожность имеют 34 человека (56,7%). Соответственно, низкая и умеренная ситуативная тревожность выявлена у 26 человек (43,3 %).

По уровню личностной тревожности испытуемые распределились следующим образом:

  • высокая личностная тревожность – у 44 человек (73,3%);
  • низкая личностная тревожность – у 16 человек (26,7%).

Определение наличия и степени использования механизмов
психической защиты – рационализации и проекции.

Тестирование студентов по когнитивно – эмотивному тесту Ю.М. Орлова показало. Что испытуемыми задействованы все три исследуемых механизма.

Подсчет баллов по каждой из шкал ( без дифференцирования по уровню тревожности) показал, что:

  • средний балл использования рационализации обстоятельствами
    равен 2,57;
  • средний балл использования рационализации обесцениванием
    объекта равен 1,67;
  • средний балл использования проекции равен 1,98.

Из этого видно, что механизмы психической защиты используются не очень активно.

Наиболее популярным, из исследуемых механизмов, является рационализация обстоятельствами.

Исследование зависимости между степенью использования рационализации обесцениванием объекта и уровнем личностной тревожности студентов.

Рационализация –механизм психической защиты, направленный на интеллектуализацию ситуации, на подбор общественно приемлемых мотивов для объяснения собственного поведения и поведения других с целью снять внутренний конфликт. При рационализации обесцениванием объекта индивид с пренебрежением относится к цели, которой, по крайней мере, внутренне, он сильно хотел бы достичь, но это невозможно в силу объективно существующих препятствий или личного несоответствия требованиям.

Таблица 1. Влияние рационализации обесцениванием на
личностную тревожность.

Уровень личностной тревожности

Число испытуемых

Показатели применения рационализации обесцениванием объекта

Среднее значение

Дисперсия

Высокая

44

1,86

1,35

Низкая

16

1,25

1,56

Разность

0,61

Коэффициент Стьюдента

2,76 > 1,96

Интерпретация полученных результатов.

Результаты в таблице показывают, что высокому уровню личностной тревожности соответствует более высокое среднее значение степени применения механизма психической защиты рационализация обесцениванием объекта, чем - то, которое соответствует низкому уровню тревожности.

Вывод: при высокой личностной тревожности рационализации обесцениванием объекта используется более активно, чем при низкой личностной тревожности. Следовательно, она необходима для понижения уровня тревожности.

Величина коэффициента Стьюдента говорит о достоверности разности полученных средних значений.

Исследование зависимости между степенью использования рационализации обстоятельствами и уровнем личностной тревожности студентов.

Рационализация обстоятельствами представляет собою механизм психической защиты, проявляющийся реакцией в виде равнодушия, возникающей перед лицом обстоятельств, которые могли бы оскорбить чувство собственного достоинства данного человека, снизить его самооценку, нанести удар по «Я».

Таблица 2. Влияние рационализации обстоятельствами на
личностную тревожность.

Уровень личностной тревожности

Число испытуемых

Показатели применения рационализации обстоятельствами

Среднее значение

Дисперсия

Высокая

44

2,95

4,63

Низкая

16

1,88

2,48

Разность

1,07

Коэффициент Стьюдента

3,11 > 1,96

Интерпретация полученных результатов.

Результаты в таблице показывают, что высокому уровню личностной тревожности соответствует значительно более высокое среднее значение степени применения механизма психической защиты рационализация обстоятельствами, чем - то, которое соответствует низкому уровню тревожности.

Вывод: при высокой личностной тревожности рационализации обстоятельствами используется более активно, чем при низкой личностной тревожности. Следовательно, она необходима для понижения уровня тревожности.

Величина коэффициента Стьюдента говорит о достоверности разности полученных средних значений.

Исследование зависимости между степенью использования
проекции на других как механизма психической защиты и уровнем
личностной тревожности студентов.

Защита в форме проекции представляет собой бессознательное перенесение собственных неприемлемых чувств и влечений на другое лицо, приписывание своих социально не одобряемых побуждений, желаний, мотивов, действий и качеств окружающим.

Таблица 3. Влияние проекции на личностную тревожность.

Уровень личностной тревожности

Число испытуемых

Показатели применения механизма проекции на других

Среднее значение

Дисперсия

Высокая

44

2,18

5,06

Низкая

16

1,44

2,87

Разность

0,74

Коэффициент Стьюдента

2,03 > 1,96

Интерпретация полученных результатов.

Результаты в таблице показывают, что высокому уровню личностной тревожности соответствует более высокое среднее значение степени применения механизма психической защиты проекция, чем - то, которое соответствует низкому уровню тревожности.

Вывод: при высокой личностной тревожности проекции используется более активно, чем при низкой личностной тревожности. Следовательно, она необходима для понижения уровня тревожности.

Величина коэффициента Стьюдента говорит о достоверности разности полученных средних значений.

Исследование зависимости между степенью использования
рационализации обесцениванием объекта и уровнем ситуативной
тревожности студентов.

Таблица 4. Влияние рационализации обесцениванием на
ситуативную тревожность.

Уровень ситуативной тревожности

Число испытуемых

Показатели применения механизма рационализации обесцениванием объекта

Среднее значение

Дисперсия

Высокая

34

1,88

1,04

Низкая

26

1,46

1,94

Разность

0,42

Коэффициент Стьюдента

1,87 < 1,96

Интерпретация полученных результатов.

Результаты в таблице показывают, что высокому уровню ситуативной тревожности соответствует более высокое среднее значение степени применения механизма психической защиты рационализация обесцениванием объекта, чем - то, которое соответствует низкому уровню тревожности. Однако, величина коэффициента Стьюдента говорит о том, что достоверность разности средних величин не доказана.

Вывод: рационализация обесцениванием объекта не может считаться механизмом психической защиты, достоверно снижающим уровень ситуативной тревожности при данных условиях проведения исследования.

Исследование взаимосвязи между степенью использования рационализации обстоятельствами и уровнем ситуативной тревожности студентов.

Таблица 5. Влияние рационализации обстоятельствами на
ситуативную тревожность.

Уровень ситуативной тревожности

Число испытуемых

Показатели применения механизма рационализации обесцениванием объекта

Среднее значение

Дисперсия

Высокая

34

3,29

5,50

Низкая

26

1,87

1,57

Разность

1,42

Коэффициент Стьюдента

4,20 > 1,96

Интерпретация полученных результатов.

Результаты в таблице показывают, что высокому уровню ситуативной тревожности соответствует значительно более высокое среднее значение степени применения механизма психической защиты рационализация обстоятельствами, чем - то, которое соответствует низкому уровню тревожности.

Вывод: при высокой ситуативной тревожности рационализации обстоятельствами используется более активно, чем при низкой личностной тревожности. Следовательно, она необходима для понижения уровня тревожности.

Величина коэффициента Стьюдента говорит о достоверности разности полученных средних значений.

Исследование зависимости между степенью использования
проекции на других и уровнем ситуативной тревожности студентов.

Таблица 6. Влияние проекции на ситуативную тревожность.

Уровень ситуативной тревожности

Число испытуемых

Показатели применения механизма проекции на других

Среднее значение

Дисперсия

Высокая

34

2,15

5,42

Низкая

26

1,77

3,41

Разность

0,38

Коэффициент Стьюдента

0,98 < 1,96

Интерпретация полученных результатов.

Результаты в таблице показывают, что высокому уровню ситуативной тревожности соответствует более высокое среднее значение степени применения механизма психической защиты проекция, чем - то, которое соответствует низкому уровню тревожности. Однако, величина коэффициента Стьюдента говорит о том, что достоверность разности средних величин не доказана.

Вывод: проекция не может считаться механизмом психической защиты, достоверно снижающим уровень ситуативной тревожности при данных условиях проведения исследования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ

  • Проведенные исследования показали наличие высокой тревожности у студентов ФВСО Медицинской Академии - как ситуативной (56,7%) так и личностной (73,3%).

На мой взгляд, столь высокий уровень тревожности студентов можно объяснить ожиданием перехода на новую ступень жизни – приобщением к миру взрослых самостоятельных людей с их проблемами, ответственностью и обязанностями; сомнениями в своей востребованности, в своих силах для борьбы в условиях жестокой конкуренции, которую создает современное состояние экономики в стране.

Большое значение сыграло и то, что исследование проводилось в период, предшествующий государственным экзаменам, что субъективно способствовало повышению уровня тревожности у студентов. Хотя несомненно и то, что истоки высокой тревожности учащихся нужно искать в их детстве – в особенностях семейной обстановки и стиле родительского воспитания.

  • Когнитивно-эмотивный тест позволил сделать вывод, что студенты Медицинской Академии в качестве механизмов психической защиты применяют как рационализацию, так и проекцию. Однако, наиболее широко используемым методом психической защиты (из исследуемых) является рационализация обстоятельствами. Общий средний балл по этому показателю достигает 2,57 , в то время как показатель по рационализации обесцениванием объекта составляет 1,67 балла, а общий средний балл использования проекции не достигает и 2,00 балла.
  • Исследование зависимости между степенью использования механизмов психической защиты и уровнем тревожности студентов позволило сделать следующие заключения:
  • на ситуативную тревожность студентов из исследуемых механизмов достоверное прямое влияние оказывает лишь проекция;

Диаграмма 1. Распределение влияния механизмов психологической
защиты на динамику ситуативной тревожности

  • динамика личностной тревожности учащихся напрямую связана с частотой применения всех трех исследуемых механизмов психической защиты

Диаграмма 2. Распределение влияния механизмов психологической
защиты на динамику личностной тревожности

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. В ходе исследования мы пришли к выводу, что высокий уровень ситуативной и личностной тревожности учащиеся понижают, используя механизмы психической защиты. Эти механизмы, как правило, действуют неосознанно. Поэтому, их наличие и степень использования можно рассматривать как своего рода показатель уровня тревожности. Хроническая активизация психического защитного поведения в психодинамике личности создает болезнь. Однако, если действия, лежащие в основе механизмов психической защиты, производить сознательно, то это в полной мере можно рассматривать как адаптивное поведение, целью которого является уменьшение или полное устранение невыносимого страдания фрустрации. Любая психодинамика имеет приспособительный или адаптивный характер. Наша задача состоит в том, чтобы распознавать те границы психических состояний , которые могут рассматриваться как границы между здоровьем и болезнью. То есть, реализм в самопознании является необходимым условием общего здоровья человека. Помочь же ему освободиться от ненужных сомнений, ложных суждений и неразумных порывов, научиться лучше управлять своими эмоциональными реакциями и снизить до минимума их влияние на соматику, мыслить позитивно может психоанализ и усвоение саногенного мышления, то есть научение «здоровым» мыслям через подкрепление их положительными эмоциями. Конечно, этот процесс приносит весомые результаты про длительном и тщательном (выявление и разбор, по возможности, всех патогенных мыслей ) проведении. Да, овладевание саногенным мышлением сложное и трудоемкое занятие, но в нем – ключ к гармонии человека с самим собой, путь к психическому и физическому оздоровлению.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безносюк Е.В., Соколова Е.Д. Механизмы психической защиты. – М.,«Психология и медицина». 2020.
  2. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат, 2021.
  3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ, 2019.
  4. Ковалев В.Г. Психология личности. Изд. 3-е. – М.: «Просвещение», 2020.
  5. Менинжер В. Лиф М. Вы и психоанализ. – «Академический проект», 2021.
  6. Орлов Ю.М. Психодинамика здоровья и болезни. М. «Гольфстрим», 1997.
  7. Прохоров А.О. Психологические состояния и их проявления в учебном
    процессе. – Казань: Казанский университет, 2021.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 2016.
  9. Форчун, Дион Современная психическая защита. – Киев: София, 1993.
  10. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. Пер. с англ. Н.Р.Гинзбурга. – М.:Педагогика, 1993.
  11. Эриксон Э. Детство и общество. Пер. с англ. С.Ю.Бильчугов. – Обнинск. «Принтер», 1993.
  12. Эрик Берн Введение в психиатрию и психоанализ для непосвещенных: Пер. с англ.А.И. Федорова. – С.-Петербург: Талисман, 1994.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сводная таблица результатов тестирования студентов
по тестам Спилбергера и Орлова.

Испытуемые

Ситуативная
тревожность

Личностная
тревожность

Рационализация обесцениванием объекта

Рационализация обстоятельствами

Проекция на других

1

28

2

2

2

2

32

3

1

5

3

32

1

1

0

4

33

0

1

1

5

33

1

3

0

6

33

0

1

1

7

34

0

4

1

8

34

1

1

2

9

34

1

1

0

10

34

0

2

3

11

35

0

2

6

12

36

0

1

0

13

36

2

0

0

14

37

1

4

7

15

37

2

3

2

16

38

5

3

4

17

38

0

3

1

18

39

0

1

1

19

40

3

4

1

20

40

1

0

1

21

42

1

3

2

22

42

2

1

0

23

43

2

3

2

24

43

4

2

2

25

44

2

1

0

26

44

4

0

2

27

45

3

0

5

28

46

5

9

8

29

46

2

1

0

30

48

0

8

8

31

48

2

2

0

32

50

0

6

1

33

51

1

4

2

34

51

1

4

2

35

51

3

7

5

36

51

2

4

2

37

52

2

1

2

38

52

2

4

2

39

52

3

5

4

40

54

1

4

2

41

54

1

4

2

42

54

1

1

3

43

57

3

6

1

44

57

3

5

4

45

57

3

2

0

46

60

1

3

0

47

60

2

0

0

48

61

2

1

0

49

62

1

4

0

50

62

1

3

0

51

63

1

5

3

52

63

2

3

5

53

63

3

6

7

54

63

2

3

2

55

64

1

0

0

56

64

1

0

0

57

69

2

1

0

58

70

2

1

1

59

70

3

4

2

60

71

2

1

0


Определение уровня тревожности у испытуемых.

Исследование проводилось среди студентов ММА.

Участвовало 60 человек.

Выявлена:

  • высокая ситуативная тревожность у 34 человека ( 56,7%).
  • низкая и умеренная ситуативная тревожность у 26 человек (43,3 %).
  • высокая личностная тревожность выявлена у 44 человек (73,3%);
  • низкая личностная тревожность у 16 человек (26,7%).

Определение наличия и степени использования механизмов
психической защиты – рационализации и проекции.

Подсчет баллов по каждой из шкал (без дифференцирования по уровню тревожности) показал, что:

  • средний балл использования рационализации обстоятельствами равна 2,57
  • средний балл использования рационализации обесцениванием
    равна 1,67
  • средний балл использования проекции равна 1,98.

Из этого видно, что механизмы психической защиты используются не очень активно.

Наиболее популярным, из исследуемых механизмов, является рационализация обстоятельствами.


Исследование зависимости между степенью использования
рационализации обесцениванием объекта и уровнем личностной
тревожности студентов.

  • на ситуативную тревожность студентов из исследуемых механизмов достоверное прямое влияние оказывает лишь проекция

Диаграмма 1. Распределение влияния механизмов психологической
защиты на динамику ситуативной тревожности

  • динамика личностной тревожности учащихся напрямую связана с частотой применения всех трех исследуемых механизмов психической защиты

Диаграмма 2. Распределение влияния механизмов психологической
защиты на динамику личностной тревожности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние социальных сетей на успеваемость студентов колледжа

Социальные сети, возникнув как особенное, ранее не известное явление, несколько лет назад, стремительно набрали популярность и изменили не только ландшафт Интернета, но и мировоззрение людей, работающ...

Влияние гиподинамии на уровень здоровья студентов медицинского колледжа. Профилактика гиподинамии.

Статья в сборнике публикаций межрегиональной студенческой конференции "Медицинская профилактика" 01.02.2017г. по результатам проектной работы студентов...

«Исследование влияния на социализацию конкретного средства массовой коммуникации»

Реферат на тему: «Исследование влияния на социализацию конкретного средства массовой коммуникации»...

Научно-исследовательская работа "ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА УРОЖАЙНОСТИ СОРТОВ ЯРОВОЙ ПШЕНИЦЫ, ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВНЕСЕНИЯ УДОБРЕНИЙ И ПРОТРАВЛИВАНИЯ СЕМЯН НА УРОЖАЙНОСТЬ ПШЕНИЦЫ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ПОЛЯ МУХОРШИБИРСКОГО ФИЛИАЛА ГАПОУ РБ «РМТ»"

ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА УРОЖАЙНОСТИ СОРТОВ ЯРОВОЙ ПШЕНИЦЫ, ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВНЕСЕНИЯ УДОБРЕНИЙ И ПРОТРАВЛИВАНИЯ СЕМЯН НА УРОЖАЙНОСТЬ ПШЕНИЦЫ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ПОЛЯ МУХОРШИБИРСКОГО ФИЛИАЛА ГАПОУ РБ ...