Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Средства, влияющие на функции органов пищеварения»
учебно-методический материал

Захарова Наталья Ивановна

Учебно-методическая разработка для проведения  практического занятия по фармакологии Тема: «Средства, влияющие на функции органов пищеварения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №6» Структурное подразделение №2

Учебно-методическая разработка для проведения  практического занятия по фармакологии

Тема: «Средства, влияющие на функции органов пищеварения»

Специальность: 31.02.02 «Акушерское дело» базовый уровень

34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень

                                                  Москва

                                         2019 учебный год

«Одобрено»

П(ЦК) ОПД

Протокол №

От_______2019г.

Председатель П(Ц)К ОПД  _______________________________________О.В. Пашедко

ГБПОУ ДЗМ «МК №6»

Составитель: Н.И.Захарова        Преподаватель фармакологии

Высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №6»       СП №2

Предназначение: для проведения практического занятия по фармакологии

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………2
  1. Пояснительная записка………………………………………………………….2
  1. Организационно-методический блок…………………………………………....3
  1. Технологическая карта занятия………………………………………………………..4
  1. Цели занятия…………………………………………………………………………….4
  2. Оснащенность занятия…………………………………………………………….........5
  3. Список литературы…………………………………………………………………......6
  4. Домашнее задание………………………………………………………………………7
  5. Хронологическая карта занятия………………………………………………………..7
  1. Схема междисциплинарных связей……………………………………………………8
  2. Схема внутридисциплинарных связей………………………………………………...9
  1. Информационный блок………………………………………………………10
  1. Глоссарий…………………………………………………………………………….....11
  2. Методические указания для студентов к практической работе………………….....13
  3. Структурированная лекция…………………………………………………………………………………....17
  1. Блок контроля знаний………………………………………………………...24
  1. Вопросы для проверки базовых знаний в форме тестовых заданий………………...25
  2. Профессиональные ситуационные задачи для проверки эффективности обучения ……………………………………………………………………………………………27
  3. Критерии оценки………………………………………………………………………..28
  4. Эталоны ответов тестового контроля………………………………………………….29
  5. Эталоны ответов на ситуационные задачи по определению лекарственных средств…………………………………………………………………………………...30
  1. Приложения…………………………………………………………………….31
  1. Глоссарий………………………………………………………………………………..32
  2. Структурированная лекция……………………………………………………………..33
  3. Графологическая структура «Средства, влияющие на функции органов пищеварения»…………………………………………………………………………..40
  4. Мультимедийная презентация…………………………………………………………41

1

  1. Введение

В последние годы резко повысилась заболеваемость органов пищеварительной системы в связи с употреблением продуктов, содержащих большое количество биодобавок, различных консервантов и наполнителей, трудно выводимых из организма, употреблением продуктов фастфуда, несоблюдением режима питания и т.д. Частота и разнообразие заболеваний органов пищеварения определяет важность изучения данной темы, в особенности студентами медицинского колледжа. Изучение лекарственных средств, влияющих на функции органов пищеварения базируется на знаниях соответствующих разделов анатомии и физиологии, что и является темой для данного практического занятия.

  1. Пояснительная записка

Данная учебно-методическая разработка по теме: «Средства, влияющие на функции органов пищеварения», предназначена для проведения на I курсе практического занятия  по  специальностям 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень, 31.02.02 «Акушерское дело».

Практическое занятие рассчитано на два академических часа.

Цель проведения практического занятия – на основе полученных знаний по анатомии и физиологии пищеварения, научить студентов применять те или иные лекарственные средства при различных нарушениях функций пищеварительной системы в своей будущей специальности.

При подготовке к занятию обучающиеся выполняют самостоятельную внеаудиторную работу по теме занятия.

Методическая разработка состоит из следующих блоков: организационного, информационного и блока контролирующих материалов. В организационном блоке представлены: технологическая карта, схемы междисциплинарных и внутридисциплинарных связей. В информационном блоке представлены: глоссарий, структурированная лекция, методические указания для студентов к практической работе. Вблок контролирующих материалов включены тестовые задания для проверки исходного уровня и профессиональные ситуационные задачи по определению лекарственных средств для проверки эффективности обучения (с эталонами ответов).Содержание данного занятия по теме: «Средства, влияющие на функции органов пищеварения» поможет будущим специалистам здравоохранения в решении их профессиональных задач и позволит преподавателю повысить результативность усвоения знаний обучающихся.

2

  1. Организационно-методический блок

                                               

                                                                    3

2.1. Технологическая карта занятия

Классификатор и наименование специальности 31.02.02 «Акушерское дело» базовый уровень, 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень

Дисциплина Фармакология

Количество часов 2

Тема занятия Средства, влияющие на функции органов пищеварения

Вид занятия Практическое

Тип занятия Комбинированный урок

Курс 1

2.1.1.Цели занятия:

Знать:

  1. Классификация средств, влияющих на функции органов пищеварения.
  2. Вещества, влияющие на аппетит. Классификация. Особенности действия и применение веществ, повышающих аппетит (настойка полыни, настойка полыни и др.).
  3. Вещества, снижающие аппетит (дезопиион, фепранон, мезиндол и др.)
  4. Вещества, влияющие на секрецию желез желудка. Понятие о гипо- и гиперацидной функции желудка. Общая характеристика стимуляторов образования желудочного сока.
  5. Использование средств заместительной терапии при недостаточной секреции желез желудка (сок желудочный натуральный, ацидин-пепсин и др.).
  6. Сравнительная характеристика фармакологических средств, применяемых при повышенной секреции желез желудка (М-холиноблокаторы, блокаторы Н1-гистаминовых рецепторов, антацидных средств и др.).
  7. Принципы действия и применения рвотных и противорвотных средств.
  8. Общая характеристика средств, применяемых при нарушениях секреторной функции поджелудочной железы. Понятие об остром и хроническом панкреатите. Особенности применения препаратов (панкреатин, контрикал, панзинорм).
  9. Желчегонные средства. Влияние на процесс желчеобразования и желчевыделения. Сравнительная характеристика препаратов (таблетки – «Аллохол», «Танацехол»; цветки бессмертника; магния сульфат).
  10.  Понятие о гепатопротекторах. Особенности действия и применения препаратов(красил, фосфоглив, эсслиал, эссливер и др.).
  11. Классификация средств, влияющих на моторику кишечника.
  12. Слабительные средства. Классификация. Особенности действия и применения препаратов (масло касторовое, магния сульфат, препараты сенны, бисакодил и др.).

Уметь:

  1. Использовать знания по теме занятия.
  2. Решать профессиональные задачи и тестовые задания.
  3. Выписывать рецепты на средства, влияющие на функции органов пищеварения.
  4. Разъяснять пациенту правила применения средств, влияющих на функции органов пищеварения.

                                                           4

  1. Проводить профилактику, диагностику и коррекцию НЛР.
  2. Пользоваться источниками клинико-фармакологической информации, справочниками, интернет-ресурсами.

Развивающие:

Развивать способности студентов:

  • Аналитически мыслить
  • Делать логические выводы
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

Воспитательные:

Воспитывать у студентов:

  • Профессиональную ответственность
  • Умение организовывать собственную деятельность
  • Любовь и уважение к выбранной профессии
  •  Умение работать в коллективе

Формируемые ОК и ПК

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном виде для пациента, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Развиваемые ОК

  • Аналитически мыслить
  • Делать логические выводы
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие дисциплины, междисциплинарные курсы (МДК), латинский язык, анатомия и физиология, гигиена, генетика, сестринское дело в терапии, информатика, право

Обеспечиваемые междисциплинарные курсы (МДК) общая фармакология, общая рецептура, частная фармакология

2.1.2. Методы обучения:

Тестирование по основным вопросам темы

Решение профессиональных ситуационных задач по определению лекарственных средств по теме занятия

                                                                  5

Средства обучения:

Наглядные пособия

1. ЛП(образцы), имеющиеся в кабинете.

Раздаточный материал.

1. Методические указания для студентов к практической работе

2. Глоссарий

3. Опорный конспект

4. Графологическая структура: «Средства, влияющие на функции органов пищеварения»

5. Тестовые задания
6.Ситуационные задачи

Технические средства обучения

ТСО: Мультимедийная аппаратура (мультимедийная презентация), компьютер

2.1.3. Литература:

НД: ГФ ХIII издания 2015г; ГФ XIVизд.

ФЗ №61-2010г; №403н; 54н

Приказы МЗ РФ и СР №4н; 706-н

Учебная медицинская литература ОИ-1 ДИ

Машковский М.Д. «ЛС» изд.16 новая волна 2012г

2.1.4 Домашнее задание

  1. Подготовиться к практическому занятию по теме: «Средства, влиияющие на систему крови. Плазмазамещающие растворы»
  2. Использовать материалы лекции ОИ-1стр.449-478

3. Подготовить внеаудиторную самостоятельную работу согласно индивидуальному плану.

2.1.5 Структура занятия

Этапы занятия и продолжительность

  1. Организационные моменты и мотивация учебной деятельности – 2 минуты

Дидактические единицы: приветствие, создание оптимальных условий для восприятия учебного материала. Проверка отсутствующих, внешний вид студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщение темы, цели занятия.

Цели этапа: создать рабочую обстановку в группе, формировать интерес познавательной деятельности. Проверить готовность группы, кабинета.

Методы и средства: вербальный и невербальный контакт преподавателя со студентами.

Деятельность преподавателя: преподавательфармакологии приветствует студентов, проверяет отсутствующих, внешний вид студентов, готовность студентови аудитории к занятию. Заполняет журнал. Проводит мотивацию занятия: объясняет значимость темы для будущей профессиональной деятельности.

                                                                 6

Деятельность студента:

Записывает в рабочую тетрадь по практике тему, цели занятия. Принимает участие в постановке целей занятия, определении значимости темы занятия для профессиональной деятельности медицинского работника.

  1. Контроль исходного уровня – 15 минут

Тестовый контроль по теме «Средства, влияющие на функции органов пищеварения»

  1. Инструктаж студентов перед практической работой- 3 минуты
  • о ходе проведения практической работы и оформлении
  • о правилах Техники Безопасности и санитарном режиме в процессе работы

4.Самостоятельная работа студентов- 50 минут

Методы и средства обучения: репродуктивный, частично-поисковый метод. Индивидуальная и самостоятельная работа. Помощь и контроль со стороны преподавателя.

Деятельность преподавателя: наблюдает за работой, корректирует их самостоятельную деятельность.

Деятельность студента: выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями, оформляют рабочую тетрадь, делают и выводы по результатам работы.

5.Контроль эффективности обучения – 15 минут

-проверка оформления протоколов в рабочей тетради

- решение профессиональных ситуационных задач по определению лекарственных средств по теме занятия

- проверка выполнения самостоятельной работы

6.Подведение итогов занятия– 3 минуты

Оценка достижения целей занятия; положительных и отрицательных моментов в ходе самостоятельной практической работы студентов, выставление оценок.

7.Домашнее задание – 2 минуты

1.        Подготовиться к практическому занятию по теме: «Средства, влиияющие на систему крови. Плазмазамещающие растворы»

2.Использовать материалы лекции ОИ-1стр.449-478, 602-630

3. Подготовить внеаудиторную самостоятельную работу согласно индивидуальному плану.

                                                     7

2.2. Схема междисциплинарных связей.

Тема: «Средства, влияющие на функции органов пищеварения»

8

2.3. Схема внутридисциплинарных связей

9

3.Информационный блок

10

3.1. Глоссарий.

Термины

Значение терминов

1. Алкалоз

Форма нарушения кислотно-щелочного равновесия в организме, которая характеризуется повышенным содержанием щелочей в крови и тканях

2.Анорексигенные средства

Лекарственные средства, снижающие аппетит и применяемые в комплексном лечении ожирения

3.Антацидные средства

Лекарственные средства, снижающие кислотность желудочного сока путем нейтрализации хлористоводородной кислоты желудочного сока.

4.Ахилия

Отсутствие хлористоводородной кислоты (соляной) и пепсина в желудочном соке

5.Ахолия

Прекращение поступления желчи в 12-перстную кишку

6.Гастрит

Воспаление слизистой оболочки желудка; катар желудка

7.Горечи

Группа препаратов, обладающим горьким вкусом, раздражающих вкусовые рецепторы в полости рта и используемые для повышения аппетита и увеличения секреции желудочного сока.

8.Диета

Определенный режим питания

9.Диспепсия (гр.pepsis-пищеварение)

Расстройство пищеварения

10. Дуоденит

Воспаление 12-перстной кишки

11. Желудочный сок

Продукт жизнедеятельности желудочных желез и покровного эпителия слизистой оболочки желудка. В его состав входит кислота хлористоводородная, ферменты, вода, минеральные вещества, физиологически активные вещества, слизь и т.п. Реакция его - кислая

12. Желчные кислоты

Органические кислоты, входящие в состав желчи и представляющие собой производные халановой кислоты. Играют важную роль в переваривании и всасывании жиров (липидов)

13.Заместительная терапия

Метод лечения, при котором используются естественные биогенные вещества при дефиците их в организме. Например, при недостаточности желез желудка используют желудочный сок.

14.Пепсин

Протеолитический фермент желудочного сока, расщепляющий белки и пептиды. Используют в качестве лекарственного средства.

15.Перестальтика

Волнообразные движения стенок полых органов (кишок, желудка) вследствие сокращения их мускулатуры; они обеспечивают передвижение содержимого этих органов.

16.Перфорация

Пробивание, например, перфорация язвы желудка или перфоративная (прободная язва)

17.Спазмолитические средства

Спазмолитики; лекарственные средства, снимающие спазм гладких мышц внутренних органов.

18.Трипсин

Пищеварительный фермент, синтезируемый в поджелудочной железе в виде неакивного предшественника трипсиногена и участвующего в расщеплении белков. Используется в качестве лекарственного средства.

19.Трипсиноген

Неактивный фермент, секретируемый поджелудочной железой в просвет 12-пеерстной кишки, где он превращается в активный трипсин, расщепляющий белки

20.Ферменты

Иначе энзимы; биокатализаторы – вещества белковой природы, присутствующие во всех клетках животных, растений и микроорганизмов, направляющие, регулирующие и ускоряющие биохимические процессы в них

21. Ферментативные средства

Лекарственные средства, основным действующим началом которых являются ферменты, например, пепсин

22.Холангит

Воспаление внутри и вне печеночных желчных путей, встречается как сопутствующий процесс при холецистите, а также нередко и как первичное заболевание. Причиной могут быть инфекции желчного пузыря.

23.Холецистит

Воспаление желчного пузыря

                                       11

24.Эндоскопия

Метод исследования внутренних полых органов, полостей тела                  

непосредственным осмотром их при помощи специальных приборов – эндоскопов, например гастроскопов

25.Энтерит

Воспаление тонких кишок; этот процесс иногда захватывает желудок (гастроэнтерит) и толстую кишку (энтерколит).

                                                  12

3.2. Методические указания для студентов к практической работе

Время занятия: 90 минут

Цели:

- научиться давать грамотные рекомендации по применению эффективных, безопасных и доступных ЛС в соответствии с клиническим диагнозом, с учетом их фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействий с другими ЛС, индивидуальной чувствительности, сопутствующих заболеваний, функционального состояния организма (беременность и лактация);

- уметь выписывать рецепты на ЛС в соответствующей форме, пользуясь справочниками;

- уметь пользоваться источниками клинико-фармакологической информации 0 справочниками, электронными базами данных, интернет-ресурсами

Оснащение занятия

Методические указания для студентов к практической работе

ЛП(образцы), имеющиеся в кабинете

НД:

ГФ РФ -13 издание 2015г

Справочные материалы:

    Машковский М.Д. «Лекарственные средства», РЛС.

Контрольные вопросы:

  1. Какие средства способствуют повышению аппетита?
  2. Каков механизм действия средств, повышающих аппетит?
  3. Какие средства используется при недостаточной секреции желез желудка?
  4. Лекарственные средства каких фармакологических групп используются при избыточной секреции желез?
  5. Почему натрия гидрокарбонат, как антацидное средство нежелательно принимать при гиперацидной язве желудка?
  6. Как ранитидин влияет на секрецию желез желудка?
  7. Какие средства используют для лечения хронического панкреатита?
  8. Каков механизм действия желчегонного действия магния сульфата?
  9. Какую роль играют гепатопротекторы при приеме их внутрь?
  10. В каких случаях назначают слабительные средства?
  11.  Каков механизм слабительного действия магния сульфата?
  12.  Что служит показанием и противопоказанием к применению касторового масла?
  13.  Какие слабительные средства действуют преимущественно на толстый кишечник?

Порядок действий

  • Запишите: дату, тему занятия, формулировку задания в рабочую тетрадь (дневник) для практических работ
  • Выполните практические задания


13

 Задание №1

Выполнить тестовые задания входного контроля

I вариант

Установить соответствие между ЛС и их фармакологическими группами

Препараты

Фармакологические группы

  1. Альмагель

А. Средства, повышающие аппетит

  1. Аллохол

Б. Антацидные средства

  1. Бисакодил

В. Гепатопротекторы

  1. Настойка полыни

Г. Слабительные средства

5. Панкреатин

Д. Желчегонные средства

6. Силибор

Е. При недостаточной секреции поджелудочной железы

7. Магния окись

Выберите один правильный ответ:

8. Антацидные средства:

а. уменьшают секрецию желез желудка;  

б. усиливают секрецию желез желудка;                              

в. нейтрализуют избыток соляной кислоты в желудке;

г. увеличивают количество соляной кислоты в желудке

9. Антихеликобактериальной активностью обладают:

а. Холензим

б. Амоксициллин

в. Пепсин

г. Атропин

10. Препараты сенны применяют при:

а. отравлениях

б. острых запорах

в. хронических запорах

г. метеоризме

                                                           14

  Задание №1

II вариант

Установить соответствие между ЛС и их фармакологическими группами

Препараты

Фармакологические группы

1. Инсулин

А. Средства, повышающие аппетит

2. Натрия Гидрокарбонат

Б. Антацидные средства

3.Холензим

В. Гепатопротекторы

4.Сенаде

Г. Слабительные средства

5. Панзинорм

Д. Желчегонные средства

6. Эссенциале форте

Е. При недостаточной секреции поджелудочной железы

7. Препараты крушины

Выберите один правильный ответ

8. Препарат висмута, обладающий гастропротекторным действием:

а. Вентер

б. Альмагель

в. Де-нол

г. Викалин

9. К группе антацидов относятся

а. Маалокс

б. Фламин

в. Линекс

г. Омепразол

10. Аналог Фестала:

а. Мезим Форте

б. Гастал

в. Ранитидин

г. Легалон

                                                                15

Задание №2

2.1. Ознакомьтесь с ЛП основных групп, влияющих на функции органов пищеварения, имеющихся в кабинете, их формами выпуска.

2.2. Представьте клинико-фармакологическую характеристику (КФХ) основных групп ЛС, влияющих на функции органов пищеварения.

А. Средства, влияющие на аппетит --- Настойка полыни

Б1. Средства, применяемые при язвенной болезни --- Омепразол (Омез, Лосек)

Б2. Гастропротекторы --- Де-нол

В. Гастрокинетики и противорвотные средства --- Церукал

Г. Средства, влияющие на моторную функцию кишечника --- Дротаверина гидрохлорид (Но-шпа)

Д. Слабительные средства --- Лактулоза (Дюфалак, Порталак)

Е. Антидиарейные средства --- Лоперамид (Имодиум, Лопедиум)

Ж. Препараты пищеварительных ферментов (коммерческие названия) --- Креон (панкреатинмикрогранулированный)

З. Желчегонные средства --- Одестон

КФХ:

-название ЛП (лат.название) и форма выпуска

-механизм действия

-показания к применению

-побочные эффекты

-взаимодействия

Задание №3

Выписать в рецептах

  1. Препарат, повышающий аппетит в виде настойки
  2. Препарат для лечения хронического панкреатита
  3. Слабительное средство растительного происхождения

                                                     

                                                                   16

  1. Структурированная лекция

СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

        Важность изучения данной темы объясняется частотой и разнообразием заболеваний органов пищеварения, с которыми почти ежедневно приходится сталкиваться на практике медицинским работникам.

Изучение средств, влияющих на функции органов пищеварения, базируется на знаниях соответствующих разделов анатомии и физиологии.

1.        Средства, влияющие на аппетит.

Аппетит и чувство голода, принято связывать с активностью центра голода и центра насыщения (расположенных в области гипоталамуса). У здорового человека деятельность этих центров взаимосвязана и уравновешена. Нормальный цикл возбуждения и угнетения у центров голода и насыщения может быть нарушен целым рядом заболеваний. В одних случаях это приводит к снижению, а в других – к чрезмерному повышению аппетита.

1.        Средства, повышающие аппетит.

Из лекарственных средств, повышающих аппетит, чаще  всего используют  горечи – препараты лекарственных растений, имеющих горький вкус. В качестве горечей применяют настойку полыни, настои травы золототысячника, корня одуванчика. Их назначают больным с пониженным аппетитом до 15-20 минут перед едой. Раздражая вкусовые рецепторы, горечи рефлекторно возбуждают центр голода, а так же увеличивают секрецию желудочного сока в ответ на действие пищевых веществ.

Выраженное возбуждение центра голода развивается в ответ на гипогликемию, которая может быть при введении инсулина.

2.        Средства, снижающие аппетит (анорексигенные средства)

Применяются при лечении ожирения, связанного чаще всего с перееданием. Сами эти препараты ожирения не устраняют, но они уменьшают аппетит, снижают объем принимаемой пищи и её калорийность, и облегчают соблюдение диеты.

К анорексигенным средствам относятся фепранон, дезопимон, мазиндол, прозак и др.

Фепранон (Phepranonum) – табл. по 0,025, назначают 2-3 раза в день за 30-60 минут до еды. Препарат стимулирует центр насыщения и вызывает чувство сытости после приема небольших доз пищи.

Во избежание возбуждения Ц Н С и нарушения сна, не рекомендуется применять препарат в вечернее время. Подобным образом действует препарат дезопимон. Лечение этими препаратами проводят под наблюдением врача.

                                                                17

2.Средства, влияющие на секреторную функцию желудка

        Отклонения от нормальной секреторной функции желудка могут быть либо в сторону снижения, либо в сторону увеличения образования секрета. Средства, влияющие на секрецию желудка, делятся на 2 группы:

1.        Средства, повышающие секрецию желез желудка

 Применяются при недостаточной секреции желез желудка, т.е. при анацидной и гипацидной формах. В этих случаях возможна стимулирующая или заместительная терапия.

        А) Стимулирующая терапия связана с деятельностью гистамина, который вырабатывается в тучных клетках возбуждает рецепторы желудка и усиливает секрецию (с одной стороны), а также одновременно  возбуждает рецепторы сосудов, расширяет их и вызывает аллергические реакции.

Побочные эффекты не позволяют использовать его в лечебной практике.

        Чаще для стимуляции секреторной функции используют горечи или углекислую минеральную воду (типа «Ессентуки № 17»). Если применение этих  средств не дает нужного эффекта, то улучшение процесса пищеварения вызывают с помощью:

        Б) Заместительной терапии.

К средствам заместительной терапии относятся:

- сок желудочный натуральный (succus gastricus naturalis)-  по 1-2 ст. ложке 2 раза в день во время еды или после.

- Абомин (Abominum) табл. 0,2. -  по 1 табл. Во время еды 3 раза в день в течение 1-2 месяцев (содержит сумму протеолитических ферментов)

- Кислота хлористоводородная разведенная (Acidum hydrochloricum dilutum) -  применяется в каплях по 10-15  в ¼ или ½ стакана воды во время или до еды.

- Пепсин (Pepsinum) – порошок по 0,2-0,5 на прием 2-3 раза в день перед или во время еды в 1-3 % растворе кислоты хлористоводородной разведенной.

- «Ацидин-пепсин» таб.(Acidin – pepsinum) – по 0,25 или 0,5. растворяют табл. В 1/4-1/2 стакана воды, принимают во время еды 3-4 раза в день.

2.        Средства, снижающие секрецию желудка.

При увеличении  секреторной функции желудка иногда снижается защитная функция слизистой и повышается активность фермента пепсина. Последний оказывает агрессивное воздействие на слизистую, вызывая раздражение, воспаление гиперацидного гастрита, язвы ЖКТ. Эти заболевания сопровождаются изжогой и сильными болями.

        В тканях желудка заложены различные рецепторы (Н 2 - рецепторы,

М-холинорецепторы), которые при их возбуждении стимулируют секрецию желудка.

Блокада этих рецепторов соответственно понизит секреторную функцию желудка.

                                                                  18

        Поэтому, для уменьшения секреции желудка и лечения гиперацидного гастрита, язвенной болезни желудка и 12 перстной кишки используют:

-        М - холиноблокирующие средства

-        Блокаторы Н 2 – рецепторов

-        Средства, нейтрализующие хлористоводородную кислоту желудочного сока (антацидные средства)

А) М-холиноблокирующие средства

Устраняют влияние парасимпатической иннервации на рецепторы желудка и тем самым уменьшают избыточную секрецию желудочного сока, купируют спазм гладкой мускулатуры и боли.

Это препараты – платифиллина г/т, метацин.

При применении этих препаратов необходимо учитывать побочные явления ( сухость во рту, тахикардия, паралич аккомодации и т.д.)

Гастроцепин – табл. 0,025, 0,05, амп. по 2 мл – в отличие от вышеперечисленных препаратов, он избирательно угнетает рецепторы желудка и секрецию, но не влияет на секрецию желез, сердца, глаз  и др.  органов.

Б) Блокаторы Н 2 – рецепторов

Стимулятором образования и выделения желудочного сока является гистамин, действие которого проявляется вследствие раздражения им гистаминовых или Н 2 - рецепторов. Блокада этих рецепторов приводит к снижению секреции желудка, уменьшению активности пепсина и препятствует  образованию язв или способствует заживлению уже образовавшихся язв.

-Ранитидин, табл. 0,15 (Ranitidinum) – по 1 табл. 2 раза в день утром и вечером, независимо от приема пищи. Курс лечения 1-2 месяца.

-Фамотидин – применяется для лечения язвы. Ж К Т и др. заболеваний, развившихся на фоне избыточного образования желудочного сока с высоким содержанием хлористоводородной кислоты. И другие средства.

        В) Антацидные средства -  это слабые основания, способные нейтрализовать НСl. Их обычно назначают  через 1-2 часа поле приема пищи.

-Магния гидроокись, пор. и таб. по 0,5 – по 0,25-1,0 на прием 3 р. в день.  Наиболее активное  а. средства, нейтрализующее соляную кислоту, без выделения углекислого газа. Обладает послабляющим действием.

-натрия гидрокарбонат – быстро нейтрализует соляную кислоту, эффективен при изжоге. Недостаток – при взаимодействии  с HCl  образует  CO2, который вызывает вторичную секрецию HCl. Входит в состав комбинированного препарата «Альмагель» и «Альмагель А», фл. По 170 мл. Содержит алюминия гидроокись, магния окись и сорбит. В состав «Альмагель А» входит анестезин. А также  «Маалокс», «Фосфалюгель» и другие.

                                                               19

Сегодня чаще используются комплексные препараты, содержащие антацидные, вяжущие, обволакивающие и др. средства.  Табл. «Вентер»;

«Де-нол» и др.

3. Желчегонные средства

применяют при воспалительных заболеваниях желчного пузыря, желчевыводящих протоков (холециститы, холангиты), так как они увеличивают секрецию желчи и расслабляют гладкие мышцы желчевыводящих протоков. Принято эти средства делить на 2  группы:

1.Средства, повышающие образование желчи и желчных кислот (желчеобразующие средства или холесекретики)

Эти средства являются средствами заместительной терапии при недостаточной функции печени.

-«Аллохол» табл.,  покрытые оболочкой, содержат экстракты чеснока, крапивы и активированный уголь. Применяют за 30-40 минут до еды 3 р. в день.

Препарат усиливает секреторную и двигательную функцию ЖКТ, снижая одновременно процессы гниения, брожения, и образования газов в кишечнике.

-«Cholenzimum» - аналогичен аллохолу.

-Танацехол -  препарат из цветов пижмы, табл. По 0,05. Внутрь по 1-2 таб. до 4 табл. в день.

-Холосас – сироп из плодов шиповника

-Фламин, таб.

- Оксафенамид, таб.; Экстракт кукурузных рылец и др.

2.        Средства

А) расслабляющие гладкие мышцы желчевыводящих протоков

Б) способствующие выделению желчи в 12-ти перстную кишку (холекинетики)

А) Холеспазмолитики – дротаверин (но-шпа, М-холиноблокаторы)

Б) - Магния сульфат - оказывает рефлекторное действие при назначении внутрь и при введении через зонд в 12-ти перстную кишку.

-        Оливковое масло; сорбит и др.

3. Гепатопротекторные средства – это лекарственные средства, которые повышают устойчивость печени к отрицательным воздействиям на неё различных веществ, усиливают обезвреживающую функцию печени. В состав входят ферменты и близкие к ним по химической структуре вещества.

                                                              20

-        Силибор, табл. по 0,04 -  из плодов растения «растопша». До еды по 1-2 табл. до 3 раз в день в течение 1 –2 месяцев. Применяется для лечения гепатитов и цирроза печени.

-        Легалон, Карсил, Эссенциале, Фестал.

4. Средства, применяемые при нарушении секреции поджелудочной железы.

Воспаление поджелудочной железы, которое сопровождается нарушением её секреторной функции, носит название панкреатит. Он может проявляться в хронической и острой форме, которые требуют различного подхода к их лечению.

1. Причиной хронического панкреатита может быть недостаточная активность желез желудка и низкая кислотность желудочного сока (т.к. ферменты поджелудочной железы становятся активными под влиянием хлористоводородной кислоты желудочного сока).

 При лечении хронического панкреатита:

А) повышают секрецию поджелудочной железы или

Б) используют препараты заместительной терапии

-Acidum hydrochloriсum dilutum –  по 10-15 капель в ¼ -1/2 стакана воды, во время или до еды

- Panсrеatin, пор., табл. По 0,5- 3-4 раза в день до еды, запивая щелочной водой

-комплексные ферментные препараты, к которым относятся:

-        Panzinorm -  сод. готовые ферменты п. железы  и желчь. По 1 таб. во время или после еды, 3 раза в день.

Аналогичные препараты:

-  «Festal», «Мезим- forte», «Дигестал», «Энзистал» и др. Их назначают для улучшения процессов пищеварения и для устранения неприятных ощущений (дискомфорта, чувства тяжести, распирания и т.д.)

2. При остром панкреатите фермент трипсин, который участвует в расщеплении белков, образуется  в самой железе.  И трипсин и другие ферменты активно воздействуют на клетки самой железы и разрушают её. Происходит «самопереваривание» тканей железы, которое сопровождается сильными приступообразными болями.

Для лечения острого панкреатита  применяют:

А) средства, снижающие секрецию поджелудочной железы, т.е. антацидные средства, нейтрализующие хлористоводородную кислоту и препятствующие её рефлекторному воздействию на процесс выделения секрета поджелудочной железой.

М-холиноблокаторы, которые вызывают блокаду желез желудка и поджелудочной железы.

                                                                21

Б) средства, угнетающие активность её ферментов:

-        контрикал, в/в по 10 000 или 20 000 ЕД.

-        гордокс

-        трасилол (тзалол)

5. Средства, влияющие на моторику кишечника.

Работа кишечника зависит от деятельности парасимпатической иннервации, возбуждение которой приводит к повышению тонуса и усилению перистальтики кишечника, при этом могут возникнуть боли вследствие спазма гладкой мускулатуры.

Такое действие оказывают М-холиномиметики (ацеклидин), антихолинэстеразные (прозерин, убретид). Это действие используется в хирургии после операций на ЖКТ для профилактики атонии кишечника.

        Блокада парасимпатической иннервации вызывает расслабление мышц кишечника, устранение спазмов и боли, повышает склонность к запорам. Такое действие вызывают М-холиноблокаторы (атропин, поатифиллин, метацин). Они применяются для купирования кишечной колики, острых приступов язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки.

        Для регуляции моторики кишечника и устранения воспалительных процессов иногда используют вяжущие, обволакивающие и адсорбирующие средства, которые тормозят перистальтику кишечника.

        Расслабить гладкую мускулатуру кишечника можно с помощью миотропных средств (но-шпа, дротаверина г/х), что применяется при болях, при спазмах желудка и кишечника.

Обратный эффект вызывают слабительные, применяемые для устранения запоров, очистки кишечника при отравлениях, перед операцией, рентгеном ЖКТ и др.  

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП НА МОТОРИКУ КИШЕЧНИКА.

Снижают двигательную активность кишечника

        Повышают двигательную активность кишечника

1.        М-холиноблокирующие средства (атропин, платифиллина г/т, метацин)

        1. М-холиномиметические средства (ацеклидин)

2.        Вяжущие средства (вислецта нитрат основной, де-нол, викалин и др.)

        2. Антихолинэетеразные средства (прозерин, убретид)

3.        Обволакивающие (крахмал), адсорбирующие (уголь активированный)

        3. Слабительные средства (препараты

 крушины, ревеня, масло касторовое, бисакодил и др.)

4.        Спазмолитики миотропного действия (но-шпа, дротаверина г/х)

                                                           22

6. Слабительные  средства

Раздражают рецепторы слизистой оболочки кишечника, повышают его тонус и перистальтику, кроме того: они же за счет задержки воды разжижают содержимое кишечника и способствуют его более быстрому опорожнению.

Различают слабительные средства, действующие на:

1.        все отделы кишечника

2.        действующие на тонкий кишечник

3.        действующие на толстый кишечник

1.        Слабительные, действующие на все отделы кишечника:

-        Magnesii sulfas, пор.

-        Natrii sulfas, пор.

Назначают по 15,0-30,0 в ½ стакана воды и заливают ещё 1-3 стаканами воды.

Эффект наступает через 1,5- 3 часа.

Применяется при лечении отравлений, т.к. не только очищает кишечник, но задерживает всасывание и поступление яда в кровь.

Нельзя! Длительно назначать солевые слабительные, т.к. они резко нарушают процесс нормального всасывания питательных веществ.

2. К слабительным, действующим на тонкий кишечник, относится масло касторовое.

- Oleum Ricini, назначают по 15-30 мл на прием  (детям по 5-15 мл), лучше натощак. Эффект развивается через 4-6 часов. В тонком кишечнике расщепляется с образованием рициноловой кислоты, которая раздражает рецепторы на всем протяжении кишечника и усиливает перистальтику.

Не рекомендуется применять беременным, т.к. может вызвать рефлекторное сокращение матки.

Назначают: при острых запорах или на ночь перед рентгеном ЖКТ.

   

                                                             23

3. Слабительные, действующие на толстый кишечник – это препараты растений (ревень, сенна, крушина) и синтетические средства (бисакодил) применяют длительное время при хронических запорах, эффект наступает через 8-10 часов, поэтому их назначают ежедневно или через  день и обычно на ночь.

Табл. «Senade», «Senadexinum», фл. «Гутталакс» (назначается каплями)

Bisacodylum в  табл. и рект. cвечи

Суппозитории ректальные с глицерином.

7.  Антидиарейные средства

Активно тормозят перистальтику кишечника и применяются при кишечных расстройствах.

Имодиум, капс. и  р-р по 100 мл (для регуляции острой и хронической диареи)

                                                                24

                                   4.Блок контроля знаний.

                                              24

4.1.Задание №1

                 Выполнить тестовые задания входного контроля

 I вариант

Установить соответствие между ЛС и их фармакологическими группами

Препараты

Фармакологические группы

  1. Альмагель

А. Средства, повышающие аппетит

  1. Аллохол

Б. Антацидные средства

  1. Бисакодил

В. Гепатопротекторы

  1. Настойка полыни

Г. Слабительные средства

5. Панкреатин

Д. Желчегонные средства

6. Силибор

Е. При недостаточной секреции поджелудочной железы

7. Магния окись

Выберите один правильный ответ:

8. Антацидные средства:

а. уменьшают секрецию желез желудка;  

б. усиливают секрецию желез желудка;                              

в. нейтрализуют избыток соляной кислоты в желудке;

г. увеличивают количество соляной кислоты в желудке

9. Антихеликобактериальной активностью обладают:

а. Холензим

б. Амоксициллин

в. Пепсин

г. Атропин

10. Препараты сенны применяют при:

а. отравлениях

б. острых запорах

в. хронических запорах

г. метеоризме

                                                     25

II вариант

Установить соответствие между ЛС и их фармакологическими группами

Препараты

Фармакологические группы

1. Инсулин

А. Средства, повышающие аппетит

2. Натрия Гидрокарбонат

Б. Антацидные средства

3.Холензим

В. Гепатопротекторы

4.Сенаде

Г. Слабительные средства

5. Панзинорм

Д. Желчегонные средства

6. Эссенциале форте

Е. При недостаточной секреции поджелудочной железы

7. Препараты крушины

Выберите один правильный ответ

8. Препарат висмута, обладающий гастропротекторным действием:

а. Вентер

б. Альмагель

в. Де-нол

г. Викалин

9. К группе антацидов относятся

а. Маалокс

б. Фламин

в. Линекс

г. Омепразол

10. Аналог Фестала:

а. Мезим Форте

б. Гастал

в. Ранитидин

г. Легалон

                                                               26

4.2. Ситуационные профессиональные задачи для проверки эффективности обучения.

Задача №1

Больной, по собственному усмотрению, в течение продолжительного срока принимал средство против изжоги (антацидный препарат). Изжога проходила, но стало появляться чувство «распирания» желудка и боли. Врач поставил диагноз – «гиперацидный» гастрит и назначил для устранения изжоги другое средство из препаратов магния, которое вызвало послабляющий эффект. Тогда вместо второго лекарства было назначено третье, которое нормализовало функцию желудка и не было отмечено побочных эффектов.

Какое лекарство принимал больной без назначения врача? Какова причина возникших осложнений? Какие антацидные средства назначил врач первоначально и в дальнейшем.

Задача №2

Прозрачная, чистая, вязкая, бесцветная или слегка желтоватая жидкость, имеющая слабый запах и неприятный вкус. При приеме внутрь расщепляется с образованием рициноловой кислоты, которая вызывает раздражение рецепторов всего кишечника, и слабительный эффект наступает через 4-6 часов.

Определите препарат. Показания и противопоказания к его применению.

Задача №3

Больному, страдающему ожирением, провели лекарственную терапию. Вес пациента уменьшился, однако появилась бессоница, головная боль, повышение АД, сухость во рту.

Препарат из какой группы лекарственных средств был назначен?

Задача №4

Препарат представляет собой жидкость буровато-зеленого цвета с характерным запахом и очень горьким вкусом. Назначается в каплях для возбуждения аппетита.

Определить препарат и указать способ его применения.

Задача №5

Больному с язвенной болезнью желудка был назначен препарат, после которого боли уменьшились, но появилась сухость во рту, частое сердцебиение, расширение зрачков.

Препарат из какой группы лекарственных средств был назначен?

                                                                  27

4.3.Критерии оценки знаний и умений студентов

По итогам работы студентов на занятии по данной теме выставляется общая оценка, которая складывается из оценок за выполнение различных видов заданий на всех этапах занятия:

1.Входной тестовый контроль

2.Внеаудиторная самостоятельная работа по теме занятия

3.Самостоятельная аудиторная работа (выполнение заданий)

4.Решение профессиональных ситуационных задач на определение ЛС

5. Оформление работы в тетради

Критерии оценки выполнения внеаудиторной работы

  1. Правильность и осознанность изложения содержания
  2. Речевая грамотность и логическая последовательность изложения

Критерии оценки выполнения практической работы

Оценка «5» (отлично) - ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, или допускает незначительные ошибки, активно учувствует во всех видах деятельности и творчески подходит к их выполнению.

Оценка «4» (хорошо) - ставится, если студент выполняет задания с 1-2 ошибками, которые самостоятельно устраняет, активно учувствуют во всех видах деятельности и творчески подходит к их выполнению.

Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично, учувствует во всех видах деятельности.

Оценка «2» (неудовлетворительно) - ставится, если студент большую часть заданий выполняет не верно, допускает грубые ошибки.

                                                   28

4.4.Эталоны ответов на тестовые задания

I  вариант

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ ответа

б

д

г

а

е

в

б

в

б

в

II вариант

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ ответа

а

б

д

г

е

в

е

в

а

а

                                                             

                                                                      29

4.5.Эталоны ответов на ситуационные профессиональные задачи по определению лекарственных веществ.

1.Больной принимал первоначально натрия гидрокарбонат, который при взаимодействии с кислотой хлористоводородной образует углекислый газ, наполняющий желудок и вызывающий «распирающий» эффект. После отмены этого препарата была назначена магния окись, более активное антацидное средство и без выделения углекислого газа, но вызывающее послабляющий эффект.

Третье лекарство- «Альмагель»

2.Касторовое масло

Относится к слабительным средствам действующим на тонкий кишечник, назначается перед рентгеновским ЖКТ; часто при острых запорах. Противопоказано при отравлении жироподобными ядами и при запорах в период беременности из-за того, что оно вызывает рефлекторное сокращение мускулатуры матки, а это может привести к преждевременным родам.

3.Препарат был назначен из группы анорексигенных средств, к которым относится фепранон, дезопимон, мазиндол

4.Настойка полыни

Относится к средствам, повышающим аппетит, выпускается во флаконах по 25 мл и назначается за 20-30 минут до еды с небольшим количеством воды.

5.Препарат был назначен из группы М-холиноблокаторов

                                                                  30

                               5.Приложения.

                             

                                                               31

5.1. Глоссарий.

Термины

Значения терминов

1. Алкалоз

Форма нарушения кислотно-щелочного равновесия в организме, которая характеризуется повышенным содержанием щелочей в крови и тканях

2.Анорексигенные средства

Лекарственные средства, снижающие аппетит и применяемые в комплексном лечении ожирения

3.Антацидные средства

Лекарственные средства, снижающие кислотность желудочного сока путем нейтрализации хлористоводородной кислоты желудочного сока.

4.Ахилия

Отсутствие хлористоводородной кислоты (соляной) и пепсина в желудочном соке

5.Ахолия

Прекращение поступления желчи в 12-перстную кишку

6.Гастрит

Воспаление слизистой оболочки желудка; катар желудка

7.Горечи

Группа препаратов, обладающим горьким вкусом, раздражающих вкусовые рецепторы в полости рта и используемые для повышения аппетита и увеличения секреции желудочного сока.

8.Диета

Определенный режим питания

9.Диспепсия (гр.pepsis-пищеварение)

Расстройство пищеварения

10. Дуоденит

Воспаление 12-перстной кишки

11. Желудочный сок

Продукт жизнедеятельности желудочных желез и покровного эпителия слизистой оболочки желудка. В его состав входит кислота хлористоводородная, ферменты, вода, минеральные вещества, физиологически активные вещества, слизь и т.п. Реакция его - кислая

12. Желчные кислоты

Органические кислоты, входящие в состав желчи и представляющие собой производные халановой кислоты. Играют важную роль в переваривании и всасывании жиров (липидов)

13.Заместительная терапия

Метод лечения, при котором используются естественные биогенные вещества при дефиците их в организме. Например, при недостаточности желез желудка используют желудочный сок.

14.Пепсин

Протеолитический фермент желудочного сока, расщепляющий белки и пептиды. Используют в качестве лекарственного средства.

15.Перестальтика

Волнообразные движения стенок полых органов (кишок, желудка) вследствие сокращения их мускулатуры; они обеспечивают передвижение содержимого этих органов.

16.Перфорация

Пробивание, например, перфорация язвы желудка или перфоративная (прободная язва)

17.Спазмолитические средства

Спазмолитики; лекарственные средства, снимающие спазм гладких мышц внутренних органов.

18.Трипсин

Пищеварительный фермент, синтезируемый в поджелудочной железе в виде неакивного предшественника трипсиногена и участвующего в расщеплении белков. Используется в качестве лекарственного средства.

19.Трипсиноген

Неактивный фермент, секретируемый поджелудочной железой в просвет 12-пеерстной кишки, где он превращается в активный трипсин, расщепляющий белки

20.Ферменты

Иначе энзимы; биокатализаторы – вещества белковой природы, присутствующие во всех клетках животных, растений и микроорганизмов, направляющие, регулирующие и ускоряющие биохимические процессы в них

21. Ферментативные средства

Лекарственные средства, основным действующим началом которых являются ферменты, например, пепсин

22.Холангит

Воспаление внутри и вне печеночных желчных путей, встречается как сопутствующий процесс при холецистите, а также нередко и как первичное заболевание. Причиной могут быть инфекции желчного пузыря.

23.Холецистит

Воспаление желчного пузыря

                           

                               32

24.Эндоскопия

Метод исследования внутренних полых органов, полостей тела

непосредственным осмотром их при помощи специальных приборов – эндоскопов, например гастроскопов

25.Энтерит

Воспаление тонких кишок; этот процесс иногда захватывает желудок (гастроэнтерит) и толстую кишку (энтерколит).

5.2.Структурированная лекция

СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

        Важность изучения данной темы объясняется частотой и разнообразием заболеваний органов пищеварения, с которыми почти ежедневно приходится сталкиваться на практике медицинским работникам.

Изучение средств, влияющих на функции органов пищеварения, базируется на знаниях соответствующих разделов анатомии и физиологии.

1.        Средства, влияющие на аппетит.

Аппетит и чувство голода, принято связывать с активностью центра голода и центра насыщения (расположенных в области гипоталамуса). У здорового человека деятельность этих центров взаимосвязана и уравновешена. Нормальный цикл возбуждения и угнетения у центров голода и насыщения может быть нарушен целым рядом заболеваний. В одних случаях это приводит к снижению, а в других – к чрезмерному повышению аппетита.

1.        Средства, повышающие аппетит.

Из лекарственных средств, повышающих аппетит, чаще  всего используют  горечи – препараты лекарственных растений, имеющих горький вкус. В качестве горечей применяют настойку полыни, настои травы золототысячника, корня одуванчика. Их назначают больным с пониженным аппетитом до 15-20 минут перед едой. Раздражая вкусовые рецепторы, горечи рефлекторно возбуждают центр голода, а так же увеличивают секрецию желудочного сока в ответ на действие пищевых веществ.

Выраженное возбуждение центра голода развивается в ответ на гипогликемию, которая может быть при введении инсулина.

2.        Средства, снижающие аппетит (анорексигенные средства)

Применяются при лечении ожирения, связанного чаще всего с перееданием. Сами эти препараты ожирения не устраняют, но они уменьшают аппетит, снижают объем принимаемой пищи и её калорийность, и облегчают соблюдение диеты.

К анорексигенным средствам относятся фепранон, дезопимон, мазиндол, прозак и др.

Фепранон (Phepranonum) – табл. по 0,025, назначают 2-3 раза в день за 30-60 минут до еды. Препарат стимулирует центр насыщения и вызывает чувство сытости после приема небольших доз пищи.

Во избежание возбуждения Ц Н С и нарушения сна, не рекомендуется применять препарат в вечернее время. Подобным образом действует препарат дезопимон. Лечение этими препаратами проводят под наблюдением врача.

                                                                33

2.Средства, влияющие на секреторную функцию желудка

        Отклонения от нормальной секреторной функции желудка могут быть либо в сторону снижения, либо в сторону увеличения образования секрета. Средства, влияющие на секрецию желудка, делятся на 2 группы:

1.        Средства, повышающие секрецию желез желудка

 Применяются при недостаточной секреции желез желудка, т.е. при анацидной и гипацидной формах. В этих случаях возможна стимулирующая или заместительная терапия.

        А) Стимулирующая терапия связана с деятельностью гистамина, который вырабатывается в тучных клетках возбуждает рецепторы желудка и усиливает секрецию (с одной стороны), а также одновременно  возбуждает рецепторы сосудов, расширяет их и вызывает аллергические реакции.

Побочные эффекты не позволяют использовать его в лечебной практике.

        Чаще для стимуляции секреторной функции используют горечи или углекислую минеральную воду (типа «Ессентуки № 17»). Если применение этих  средств не дает нужного эффекта, то улучшение процесса пищеварения вызывают с помощью:

        Б) Заместительной терапии.

К средствам заместительной терапии относятся:

- сок желудочный натуральный (succus gastricus naturalis)-  по 1-2 ст. ложке 2 раза в день во время еды или после.

- Абомин (Abominum) табл. 0,2. -  по 1 табл. Во время еды 3 раза в день в течение 1-2 месяцев (содержит сумму протеолитических ферментов)

- Кислота хлористоводородная разведенная (Acidum hydrochloricum dilutum) -  применяется в каплях по 10-15  в ¼ или ½ стакана воды во время или до еды.

- Пепсин (Pepsinum) – порошок по 0,2-0,5 на прием 2-3 раза в день перед или во время еды в 1-3 % растворе кислоты хлористоводородной разведенной.

- «Ацидин-пепсин» таб.(Acidin – pepsinum) – по 0,25 или 0,5. растворяют табл. В 1/4-1/2 стакана воды, принимают во время еды 3-4 раза в день.

2.        Средства, снижающие секрецию желудка.

При увеличении  секреторной функции желудка иногда снижается защитная функция слизистой и повышается активность фермента пепсина. Последний оказывает агрессивное воздействие на слизистую, вызывая раздражение, воспаление гиперацидного гастрита, язвы ЖКТ. Эти заболевания сопровождаются изжогой и сильными болями.

        В тканях желудка заложены различные рецепторы (Н 2 - рецепторы,

М-холинорецепторы), которые при их возбуждении стимулируют секрецию желудка.

Блокада этих рецепторов соответственно понизит секреторную функцию желудка.

                                                                  34

        Поэтому, для уменьшения секреции желудка и лечения гиперацидного гастрита, язвенной болезни желудка и 12 перстной кишки используют:

-        М - холиноблокирующие средства

-        Блокаторы Н 2 – рецепторов

-        Средства, нейтрализующие хлористоводородную кислоту желудочного сока (антацидные средства)

А) М-холиноблокирующие средства

Устраняют влияние парасимпатической иннервации на рецепторы желудка и тем самым уменьшают избыточную секрецию желудочного сока, купируют спазм гладкой мускулатуры и боли.

Это препараты – платифиллина г/т, метацин.

При применении этих препаратов необходимо учитывать побочные явления ( сухость во рту, тахикардия, паралич аккомодации и т.д.)

Гастроцепин – табл. 0,025, 0,05, амп. по 2 мл – в отличие от вышеперечисленных препаратов, он избирательно угнетает рецепторы желудка и секрецию, но не влияет на секрецию желез, сердца, глаз  и др.  органов.

Б) Блокаторы Н 2 – рецепторов

Стимулятором образования и выделения желудочного сока является гистамин, действие которого проявляется вследствие раздражения им гистаминовых или Н 2 - рецепторов. Блокада этих рецепторов приводит к снижению секреции желудка, уменьшению активности пепсина и препятствует  образованию язв или способствует заживлению уже образовавшихся язв.

-Ранитидин, табл. 0,15 (Ranitidinum) – по 1 табл. 2 раза в день утром и вечером, независимо от приема пищи. Курс лечения 1-2 месяца.

-Фамотидин – применяется для лечения язвы. Ж К Т и др. заболеваний, развившихся на фоне избыточного образования желудочного сока с высоким содержанием хлористоводородной кислоты. И другие средства.

        В) Антацидные средства -  это слабые основания, способные нейтрализовать НСl. Их обычно назначают  через 1-2 часа поле приема пищи.

-Магния гидроокись, пор. и таб. по 0,5 – по 0,25-1,0 на прием 3 р. в день.  Наиболее активное  а. средства, нейтрализующее соляную кислоту, без выделения углекислого газа. Обладает послабляющим действием.

-натрия гидрокарбонат – быстро нейтрализует соляную кислоту, эффективен при изжоге. Недостаток – при взаимодействии  с HCl  образует  CO2, который вызывает вторичную секрецию HCl. Входит в состав комбинированного препарата «Альмагель» и «Альмагель А», фл. По 170 мл. Содержит алюминия гидроокись, магния окись и сорбит. В состав «Альмагель А» входит анестезин. А также  «Маалокс», «Фосфалюгель» и другие.

                                                               35

Сегодня чаще используются комплексные препараты, содержащие антацидные, вяжущие, обволакивающие и др. средства.  Табл. «Вентер»;

«Де-нол» и др.

3. Желчегонные средства

применяют при воспалительных заболеваниях желчного пузыря, желчевыводящих протоков (холециститы, холангиты), так как они увеличивают секрецию желчи и расслабляют гладкие мышцы желчевыводящих протоков. Принято эти средства делить на 2  группы:

1.Средства, повышающие образование желчи и желчных кислот (желчеобразующие средства или холесекретики)

Эти средства являются средствами заместительной терапии при недостаточной функции печени.

-«Аллохол» табл.,  покрытые оболочкой, содержат экстракты чеснока, крапивы и активированный уголь. Применяют за 30-40 минут до еды 3 р. в день.

Препарат усиливает секреторную и двигательную функцию ЖКТ, снижая одновременно процессы гниения, брожения, и образования газов в кишечнике.

-«Cholenzimum» - аналогичен аллохолу.

-Танацехол -  препарат из цветов пижмы, табл. По 0,05. Внутрь по 1-2 таб. до 4 табл. в день.

-Холосас – сироп из плодов шиповника

-Фламин, таб.

- Оксафенамид, таб.; Экстракт кукурузных рылец и др.

2.        Средства

А) расслабляющие гладкие мышцы желчевыводящих протоков

Б) способствующие выделению желчи в 12-ти перстную кишку (холекинетики)

А) Холеспазмолитики – дротаверин (но-шпа, М-холиноблокаторы)

Б) - Магния сульфат - оказывает рефлекторное действие при назначении внутрь и при введении через зонд в 12-ти перстную кишку.

-        Оливковое масло; сорбит и др.

3. Гепатопротекторные средства – это лекарственные средства, которые повышают устойчивость печени к отрицательным воздействиям на неё различных веществ, усиливают обезвреживающую функцию печени. В состав входят ферменты и близкие к ним по химической структуре вещества.

                                                              36

-        Силибор, табл. по 0,04 -  из плодов растения «растопша». До еды по 1-2 табл. до 3 раз в день в течение 1 –2 месяцев. Применяется для лечения гепатитов и цирроза печени.

-        Легалон, Карсил, Эссенциале, Фестал.

4. Средства, применяемые при нарушении секреции поджелудочной железы.

Воспаление поджелудочной железы, которое сопровождается нарушением её секреторной функции, носит название панкреатит. Он может проявляться в хронической и острой форме, которые требуют различного подхода к их лечению.

1. Причиной хронического панкреатита может быть недостаточная активность желез желудка и низкая кислотность желудочного сока (т.к. ферменты поджелудочной железы становятся активными под влиянием хлористоводородной кислоты желудочного сока).

 При лечении хронического панкреатита:

А) повышают секрецию поджелудочной железы или

Б) используют препараты заместительной терапии

-Acidum hydrochloriсum dilutum –  по 10-15 капель в ¼ -1/2 стакана воды, во время или до еды

- Panсrеatin, пор., табл. По 0,5- 3-4 раза в день до еды, запивая щелочной водой

-комплексные ферментные препараты, к которым относятся:

-        Panzinorm -  сод. готовые ферменты п. железы  и желчь. По 1 таб. во время или после еды, 3 раза в день.

Аналогичные препараты:

-  «Festal», «Мезим- forte», «Дигестал», «Энзистал» и др. Их назначают для улучшения процессов пищеварения и для устранения неприятных ощущений (дискомфорта, чувства тяжести, распирания и т.д.)

2. При остром панкреатите фермент трипсин, который участвует в расщеплении белков, образуется  в самой железе.  И трипсин и другие ферменты активно воздействуют на клетки самой железы и разрушают её. Происходит «самопереваривание» тканей железы, которое сопровождается сильными приступообразными болями.

Для лечения острого панкреатита  применяют:

А) средства, снижающие секрецию поджелудочной железы, т.е. антацидные средства, нейтрализующие хлористоводородную кислоту и препятствующие её рефлекторному воздействию на процесс выделения секрета поджелудочной железой.

М-холиноблокаторы, которые вызывают блокаду желез желудка и поджелудочной железы.                                                       

Б) средства, угнетающие активность её ферментов:

-        контрикоал, в/в по 10 000 или 20 000 ЕД.

-        гордокс

-        трасилол (тзалол)

                                                                  37

5. Средства, влияющие на моторику кишечника.

Работа кишечника зависит от деятельности парасимпатической иннервации, возбуждение которой приводит к повышению тонуса и усилению перистальтики кишечника, при этом могут возникнуть боли вследствие спазма гладкой мускулатуры. Такое действие оказывают М-холиномиметики (ацеклидин), антихолинэстеразные (прозерин, убретид). Это действие используется в хирургии после операций на ЖКТ для профилактики атонии кишечника.

        Блокада парасимпатической иннервации вызывает расслабление мышц кишечника, устранение спазмов и боли, повышает склонность к запорам. Такое действие вызывают М-холиноблокаторы (атропин, поатифиллин, метацин). Они применяются для купирования кишечной колики, острых приступов язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки.

        Для регуляции моторики кишечника и устранения воспалительных процессов иногда используют вяжущие, обволакивающие и адсорбирующие средства, которые тормозят перистальтику кишечника.

        Расслабить гладкую мускулатуру кишечника можно с помощью миотропных средств (но-шпа, дротаверина г/х), что применяется при болях, при спазмах желудка и кишечника.

Обратный эффект вызывают слабительные, применяемые для устранения запоров, очистки кишечника при отравлениях, перед операцией, рентгеном ЖКТ и др.  

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП НА МОТОРИКУ КИШЕЧНИКА.

Снижают двигательную активность кишечника

        Повышают двигательную активность кишечника

1.        М-холиноблокирующие средства (атропин, платифиллина г/т, метацин)

        1. М-холиномиметические средства (ацеклидин)

2.        Вяжущие средства (вислецта нитрат основной, де-нол, викалин и др.)

        2. Антихолинэетеразные средства (прозерин, убретид)

3.        Обволакивающие (крахмал), адсорбирующие (уголь активированный)

        3. Слабительные средства (препараты

 крушины, ревеня, масло касторовое, бисакодил и др.)

4.        Спазмолитики миотропного действия (но-шпа, дротаверина г/х)

6. Слабительные  средства

Раздражают рецепторы слизистой оболочки кишечника, повышают его тонус и перистальтику, кроме того: они же за счет задержки воды разжижают содержимое кишечника и способствуют его более быстрому опорожнению.

Различают слабительные средства, действующие на:

1.        все отделы кишечника

2.        действующие на тонкий кишечник

3.        действующие на толстый кишечник

                                                                38

1.        Слабительные, действующие на все отделы кишечника:

-        Magnesii sulfas, пор.

-        Natrii sulfas, пор.

Назначают по 15,0-30,0 в ½ стакана воды и заливают ещё 1-3 стаканами воды.

Эффект наступает через 1,5- 3 часа.

Применяется при лечении отравлений, т.к. не только очищает кишечник, но задерживает всасывание и поступление яда в кровь.

Нельзя! Длительно назначать солевые слабительные, т.к. они резко нарушают процесс нормального всасывания питательных веществ.

2. К слабительным, действующим на тонкий кишечник, относится масло касторовое.

- Oleum Ricini, назначают по 15-30 мл на прием  (детям по 5-15 мл), лучше натощак. Эффект развивается через 4-6 часов. В тонком кишечнике расщепляется с образованием рициноловой кислоты, которая раздражает рецепторы на всем протяжении кишечника и усиливает перистальтику.

Не рекомендуется применять беременным, т.к. может вызвать рефлекторное сокращение матки.

Назначают: при острых запорах или на ночь перед рентгеном ЖКТ.

3. Слабительные, действующие на толстый кишечник – это препараты растений (ревень, сенна, крушина) и синтетические средства (бисакодил) применяют длительное время при хронических запорах, эффект наступает через 8-10 часов, поэтому их назначают ежедневно или через  день и обычно на ночь.

Табл. «Senade», «Senadexinum», фл. «Гутталакс» (назначается каплями)

Bisacodylum в  табл. и рект. cвечи

Суппозитории ректальные с глицерином.

7.  Антидиарейные средства

Активно тормозят перистальтику кишечника и применяются при кишечных расстройствах.

Имодиум, капс. и  р-р по 100 мл (для регуляции острой и хронической диареи)

                                                              39

5.3. Графологическая структура темы:

                                                               40

5.4. Мультимедийная презентация

                                                                  41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Средства, влияющие на дыхательную систему.

Заболевания системы органов дыхания – самая большая, по числу вновь заболевающих, группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или гр...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА практическое занятие Лекарственные средства, влияющие на функцию органов дыхания.

изучить фармакологические свойства ЛС, влияющих на функцию органов дыхания научиться оценивать возможности использования противокашлевых, отхаркивающих и бронхолитических препаратов для фармакотерапии...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -

Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.

Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...

Средства, влияющие на функции органов дыхания

Рабочая тетрадь создана к теме «Средства, влияющие на функции органов дыхания», раздела «Частная фармакология» по дисциплине Фармакология и предназначена для внеаудиторной и ау...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине ОП.07. Фармакология "Средства, действующие на функции органов пищеварения"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Средства, действующие на функции органов пищеварения» и составле...