Роксана Валентиновна Трофимова

сайт педагога системы дополнительного образования

Дети — это мира нежные загадки, И в самих загадках кроется ответ! М.Цветаева

Профессия: педагог дополнительного образования

Профессиональные интересы: музыка, искусство, кино, журналистика, педагогика, психология

Увлечения: видеосъемка, сад, вязание

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Место работы: ДШИ ОДОД ГБОУ гимназия №642 "Земля и Вселенная" Василеостровского района Санкт-Петербурга

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/roxana
«Если мы на их организацию не ответим своей организацией, все пройдет неорганизованно».
из фильма "МИР КРЕПЕЖА" Реж. Михаил Сегал

О себе

Образование

Музыкальная школа №22

1979г., Ленинград,

преподаватель - Заслуженный артист России А.Каган

 

Музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова

1983г., Ленинград,

преподаватели И.И. Шароградская, Лауреат Международных конкурсов Э.З.Эстрина, Т.И.Дедик

 

Горьковская Государственная консерватория им.М.И. Глинки,1988г.

преподаватели-доцент кафедры фортепиано Боголюбова Л.Д.,

профессор Виноградова С.А.

 

Специальность-фортепиано

Квалификация-преподаватель, солист камерного ансамбля, концертмейстер

Стаж работы общий 34 года, педагогический-34 года

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

ВсЁ, что положено было читать-читалось

Мой взгляд на мир

 

Я считаю, что моя миссия педагога-музыканта состоит в процессе воспитания морально-нравственных качеств личности учащихся, в приобщении учащихся к освоению мировой музыкальной культуры, сохранении и передаче традиций музыкального инструментального исполнительства

 

-Начальное обучение, впрочем и последующее,  я строю на сочетании таких процессов, как  развитие мышления и воображения и формирование умений и навыков.

С самых первых шагов я обращаю внимание на воспитание слуховой сферы, уча малышей транспонировать все песенки- попевки практически во все тональности. С первых шагов мы изучаем аппликатурные принципы, и в дальнейшем,  как писал Н.Перельман, я приучаю  удобную аппликатуру заучивать как таблицу умножения. (Хотя из всех правил есть исключения).

- Практически нет детей, у которых бы не было проблем с моторикой и координацией. Все вальсы и польки - танцуем, марши-маршируем, а этюды проговариваем с названием нот (увы, такая черновая  и тяжелая работа зачастую приносит свои плоды, поскольку небезызвестна связь речевых центров с моторикой). Так же с первых месяцев занятий учу дирижировать  исполняемые произведения; считаю, что ученик должен уметь исполнять партию каждой руки с дирижированием.

Развитие воображения, слуховых представлений, навыков интонирования,  эмоциональной сферы  начинается также с первых шагов и  продолжается до конца обучения. «Будить фантазию не надо! Разбудишь ее, а  она опять уснет. Нужно тренировать ее, как мы тренируем гаммы,  этюды, полифонию. Тогда ей будет не до сна» (Н.Перельман)

Родителям приходится объяснять,  что они должны читать, слушать и смотреть вместе со своими детьми.

- Подбор репертуара идет в двух направлениях: развивающий, на преодоление проблем, существующих у ученика и концертный, который дает возможность показать лучшие,  выигрышные стороны  юного исполнителя.

Для каждого ученика я стараюсь найти личностный смысл занятий музыкой: кто-то преодолевает психологические проблемы, кто-то развивает память и мышление, кому-то нравится играть в ансамбле, и кому-то действительно нравится сам процесс  музицирования ...

 И, несмотря на то, что своих учеников я не ориентирую «в музыку», то есть музыка не будет их профессией, семь лет обучения и погружения в искусство  дают неоценимый вклад в развитие и формирование их личности.

 

Моё портфолио

Педагогические заметки

***

10 лет – это не так много или не так мало? Для  фортепианного отдела,  в котором педагогический коллектив неизменен только последние 5 лет - это  время исканий, время выработки позиций, время  узнавания  и время становления. 

Все  с нуля – от того жарки баталии на  экзаменах. Твой предыдущий успех здесь не работает. Вместе со всеми, все заново. И подтверждение правильности  выбранного пути - это твои ученики…

***

ПЕДАГОГ-  существо без нервов, не правда - ли?

Его можно не кормить и не поить, а только дай заниматься с 10 утра до 10 вечера.

Его можно приглашать на дом к ученику по первой необходимости.

Он должен любить.

Он должен отдавать.

Он делит не только радость побед.

Но и горечь поражений. До самого конца.

Родители могут не слушать выступление своего ребенка. Если нервничают.

Могут выйти из зала. А педагог - нет.

Он должен верить в своего ученика.

***

Соль должна быть соленая, а сахар – сладким, не правда - ли?

Возможность выбора эмоций так же приводит ученика в состояние ступора, как и необходимость следовать правилу «Веселая музыка – должна быть  веселой, а грустная – грустной».

536 наречий и деепричастий  на тему «Как ЭТА музыка прозвучит в твоем исполнении»

оставили моих учеников безучастными.

***

Кричать - не хорошо, а исполнять надо «хорошо»,  не правда - ли?

После экзамена.

Ученица играла вяло, невыразительно.  Рассуждаю с ее педагогом N. об эмоциональности исполнения. Спрашиваю  у девочки о характере  пьесы. Стесняется. Молчит. Подсказываю самое расхожее определение: «Веселая музыка» ?

                -          нет, (неуверенно)...

-          Ну, тогда самое первое слово, что пришло на ум: грустная, лирическая, скучная, задумчивая?…

-          Я вам не скажу ЭТО слово…

-          ???, -  мое немое удивление вынуждает признание.

Она, как мне кажется, просто выдыхает с облегчением

        -           с к у ч н а я …

Рассказываю  педагогам прочитанный случай из педагогической практики С.Нейгауза. Студент исполнял  тоже Бетховена, только не Багатель (Безделушку), а знаменитую «Аврору». Но .. тоже без  четкого ощущения ритмической пульсации. Профессор, не прерывая исполнения, взял стул и, поднимая и опуская его,  начал отстукивать, вбивать, словно сваи,  метрические  опоры, с каждым ударом неумолимо приближаясь к оторопевшему  ученику. Когда расстояние сократилось до критической отметки, тонус ученического исполнения стал более определенным - в нем появилась жизнь, энергия и ритм.

Меня просто перебивает педагог S. (очень сдержанный человек в проявлении эмоций):

-          Со мной на репетиции был точно такой же случай. Только стул в сторону рояля все-таки полетел, в меня не попал, но зато нога на педаль в «революционном» этюде Шопена попала в нужный момент.

Вот так мы и учимся педагогическому мастерству.  Меня обрадовало «признание»  педагога. Значит, я задела ту самую струну, которая обязательно зазвучит  в классе,  а ученик обязательно срезонирует  и,  невольно подчинившись ее   звучанию, перехватит инициативу.

И тогда мы услышим Личность или еще только начало Творческой Личности, с эмоциями, мыслями, своим внутренним миром, который нам чуть-чуть приоткрылся… 

Добавить грамоту в портфолио