Рыбак Светлана Дмитриевна

персональный сайт учителя химии и биологии

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью.

Профессия: учитель химии и биологии

Профессиональные интересы: моя педагогическая работа, мои ученики, мои коллеги

Увлечения: работа, компьютер, коневодство, хореография, книги про животных.

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: с. Савалеево, Заинский муниципальный район

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Савалеевская средняя общеобразовательная школа"

Звание, ученая степень: нет

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/rybak-svetlana-dmitrievna
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
Леонардо да Винчи

 

Пусть никто и никогда не придёт к вам, не уходя лучше и счастливее.

Живите выражением доброты в вашем лице, доброты в ваших глазах, доброты в вашей улыбке

 

  

Я работаю в школе учителем химии и биологии  с 1995 года. С 2003 по 2012 год работала также заместителем директора по УВР. Имею I квалификационную категорию как руководитель и как предметник.

За период работы показала себя умелым педагогом, хорошо знающим и владеющим методикой преподавания своего предмета.

Результатом своей работы считаю призовые места на районных олимпиадах, систематические выступления на семинарах учителей химии и биологии по обобщению педагогического опыта.

Постоянно совершенствую своё профессиональное мастерство: много читаю методической и дополнительной литературы, пользуюсь Интернетом.

Имею  авторитет  среди педагогов, руководителей, учащихся и их родителей.

О себе

 

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

                                                                                                                                                                 В. Ключевский

Образование: высшее, окончила Московскую ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственную академию им. К.А. Тимирязева, квалификация по диплому «Зооинженер». Диплом МВ№537043, выдан 20 июня 1985 года.

Прошла профессиональную переподготовку учителей химии, ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г. Набережные Челны, диплом ПП-1 №845772, по дополнительной образовательной программе профессиональной переподготовки «Химия», от 1 июля 2011 г, 580 часов, 2011 год (получение второго высшего образования, право (соответствие классификации) на ведение профессиональной деятельности в сфере обучения Химии).

Курсы повышения квалификации:

1. Институт непрерывного педагогического образования РТ на курсах учителей химии и биологии,  по проблеме  «Актуальные проблемы преподавания химии, биологии. Реализация концепции профильного обучения», 72 часа, г. Набережные Челны, 2006 год.

2. Успешно прошла квалификационные испытания как учитель химии на первую квалификационную категорию в форме защиты квалификационной работы «Элективные курсы по химии на тему «Алгебраический метод решения задач по химии», справка №1100 от 13.12.2006 г., Институт непрерывного педагогического образования, г. Набережные Челны.

3. Краткосрочные курсы повышения квалификации для  зам. директора по УВР по программе «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании: «Использование свободного программного обеспечения в профессиональной деятельности учителей информатики», г. Москва, Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий АйТи», 2008 год.

4. Курсы повышения квалификации для учителей биологии, ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г. Набережные Челны, по проблеме «Современные научно-методические подходы к преподаванию биологии в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты», 2011 год.

Стаж педагогической работы –  21 год.

Восемь лет работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. За это время моя деятельность была тесно связана с методической проблемой школы «Диагностика и оценка профессионального мастерства учителей школы – средство повышения качества образования». С этой темой часто выступала среди своих учителей на педсоветах, на районных семинарах, на августовской конференции в г. Заинске. 

В этом году продолжаю работать над своей методической темой  «Развитие логического мышления учащихся путём использования нестандартных форм обучения и информационных технологий на уроках химии и биологии», готовлю учащихся к успешной сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ по биологии и химии, помогаю учащимся в исследовательских работах, систематически провожу индивидуальные занятия с одаренными учащимися по подготовке к предметным олимпиадам, творческим конкурсам.

Использую  в  своей работе современные учебно-методические материалы, предлагаю учащимся большое количество проблемных заданий, развивающих умение мыслить нестандартно.

     Моя творческая лаборатория учителя включает:

- систему дифференцированных заданий  для учащихся  в классах;

- дидактический материал, классифицированный по классам и  темам;

- набор проверочных тестов;

- разнообразный раздаточный материал с таблицами, тренажёрами, алгоритмами;

- большой иллюстрированный материал к урокам химии и биологии, подборки материала с заданиями на развитие логического мышления;

- мультимедиотеку;

- материалы:

1. по реализации программы здоровья на уроках и внеурочное время;

2. для занятий с одаренными учащимися;

3. для подготовки к предметным олимпиадам;

4. по профориентацинной работе с учащимися;

5. по диагностике учащихся;

6. по подготовке к ЕГЭ и ГИА.

       Имеется папка «Мониторинг педагогической деятельности» с результатами различных видов мониторинга по предметам, по классам, по самому учителю и т.д. В моей методической «копилке» также находятся сценарии праздников и внеклассных мероприятий, авторские разработки открытых уроков, элективных курсов, докладов, презентаций – этот раздаточный материал используется для осуществления индивидуального подхода к учащимся и развития их познавательной деятельности. 

   В этом учебном году началось оснащение кабинета химии: видеопроектор, электронный микроскоп, камера, весы, различные датчики измерения, электронные таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости» и другое.

Моя цель: помочь каждому ребёнку раскрыть свои  способности в различных аспектах естествознания и  создать ему условия для их развития, а также поиска его возможностей в различных формах исследовательских и проектных работ.

Контактная информация: E - mail: ribak.sveta@mail.ru

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник.   П.А. Павленко

 

Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останетсяЭ. Хемингуэй

 

Любимые произведения:

Произведения А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, басни И.А. Крылова.

Роман американской писательницы Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» (1936) — увлекательное по сюжету, остросоциальное произведение, основной проблемой которого является судьба человеческих ценностей в мире купли-продажи. Если честно, то я восхищаюсь Скарлетт. Такое упорство и стремление есть не у каждого. Она сильная личность. 

Научно-художественные книги английского писателя Джеймса Хэрриота, содержащие отдельные главы из его книг «О всех созданиях - больших и малых» и «О всем разумном и удивительном». С любовью и юмором автор, ветеринарный врач по специальности, рассказывает о домашних животных, их взаимоотношениях с человеком.

В его сборнике  рассказов  «Собачьи истории» главными персонажами являются собаки. Написанная с большой любовью к животным и с чисто английским юмором, книга учит доброте. Я готова снова и снова перечитывать книги так полюбившегося многим английского ветеринарного врача, благодаря своим книгам ставшего мировой знаменитостью, которые и рассмешат, и опечалят, и заставят задуматься: потому что полны искренней любви и сочувствия ко всему живому.

Мой взгляд на мир

 

Ценность зерна определяется его урожайностью, ценность человека — той пользой, которую он может принести своему ближнему.       Гарибальди

 

     Моя педагогическая деятельность трудна, ответственна, но и интересна, она даёт возможность открывать ребёнку огромный и необъятный окружающий мир...

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.    Л. Толстой

Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.     М. Монтень

    Учителя не может быть без любви к детям, ласки и терпения. Только человек, искренне любящий детей, сможет работать в школе. Ведь дети очень разные — послушные и не очень, внимательные и рассеянные, с легким характером или сложные, трудные. Но, несмотря на это, учитель их любит одинаково, детей со сложным характером, может быть, даже больше, потому что в работе с ними нужно приложить гораздо больше усилий и поэтому ценнее результат. Учитель должен быть хорошим психологом — без индивидуального подхода к детям не обойтись, и терпеливо и настойчиво не один, а несколько раз, если нужно, объяснять детям новую тему…

    Конечно, сложно быть учителем — нужно отлично ориентироваться во многих областях знаний! Это подразумевает постоянную и кропотливую работу над собой по самоусовершенствованию. Всегда следует быть в курсе педагогических новинок, новых развивающих методик работы. Но кроме отличного знания предмета, преподаватель должен обладать определенными чертами характера. Надо быть психологом, чтобы лучше понимать своих учеников, находить к ним правильный подход. Только такого учителя, который может умело сочетать строгость и доброту, заботу о детях и справедливость в оценивании знаний, ученики уважают и любят. И на уроках такого учителя они очень внимательны. Кроме того, хороший учитель никогда не станет сухо излагать материал, просто повторять текст учебника. Он старается заинтересовать учеников, найти новые формы урока, использовать игры, наглядные материалы.

Мои достижения

 

  • Почетная грамота Отдела образования администрации Заинского района и города Заинска за достигнутые успехи в деле образования и воспитания подрастающего поколения, 2004 год.
  • Почётная грамота  за III место в конкурсе «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности» в номинации «Лучшая УМР с использованием ИКТ при изучении предметов естественно-научного цикла», 2008 год.
  • Участник Республиканского семинара-практикума по теме «Основные идеи ФГОС и обновлённые цели обучения биологии и химии», ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г. Набережные Челны, 2011 год.
  • Благодарственное письмо за многолетний труд и профессиональное мастерство от директора МБОУ «Савалеевская СОШ», 2012 год.         

Моё портфолио

 

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу.  Ричард Олдингтон

 

Учителя открывают дверь. Входишь ты сам.  Китайская поговорка

 

      На мой взгляд, главным условием успешности учителя является атмосфера сотрудничества, основанная на взаимном уважении, дружбе и доверии. И стремление обоих, учителя и ученика, достичь одной поставленной перед ними цели.

       В своей педагогической работе стараюсь обеспечить успешное усвоение учебного материала, применяя различные педагогические технологии, как метод опорных конспектов, ИКТ, метод проектов, игровые технологии; элементы личностно-ориентированного и деятельностного подхода к обучению; работу с внепрограммной информацией (работа с дополнительной литературой, рефераты, исследовательские работы и т.д.). На уроках строю обучение с учетом различных уровней усвоения знаний. Разрабатываю и включаю в процесс обучения типовые и проблемные задания,  использую нестандартную форму предъявления материала  для активизации познавательной деятельности школьников, что позволяет в итоге добиться высоких результатов в обучении.

      Систематически использую ПК и мультимедийное программное обеспечение на уроках  химии и биологии, при подготовке учащихся к олимпиадам, к ГИА и ЕГЭ (тестовый контроль по отдельным темам предмета, использование учащимися возможностей компьютера при выступлении с докладами, создание различных презентаций, демонстрация химических опытов через видеопроектор с применением мультимедийных средств обучения).

Достижения учащихся:

Учебный год

Мероприятие,

предмет

Класс

Ф.И. учащихся

Призовое

место

2000 – 2001

Районная  олимпиада

по химии.

11

Муратова Эльвира

III

2002 – 2003

Районная  олимпиада

по биологии.

10

Муратова Эльмира

III

2002 – 2003

Районная  олимпиада

по химии.

9

Слепцов Алексей

III

2003 – 2004

Районная  олимпиада

по химии.

9

Филимонова Юлия

II

 

2003 - 2004

Районная  олимпиада

по биологии

10

Кудряшов Валерий

III

2004 - 2005

Районная  олимпиада

по химии.

9

9

Рыбак Андрей

Слепцова Юлия

I

III

2005 – 2006

Районная  олимпиада

по химии.

10

Рыбак Андрей

III

2009 – 2010

Муниципальный тур по химии

8

Петрова Мария

I

(среди сельских школ)

2009 – 2010

Муниципальный тур по химии

9

Петрова Мария

III

(среди сельских школ)

2012 – 2013

Муниципальный тур по биологии

11

Петрова Мария

Призёр

 

Обобщение передового опыта педагогической деятельности:

* Программа курсов по выбору по биологии для 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки «Юный коневод» (напечатана в журнале «Мэгариф»), 2004 г.;

* Выступление по обобщению опыта на курсах повышения квалификации, Институт непрерывного педагогического образования, г. Набережные Челны, по теме «Познавательная активность учащихся на уроках химии в условиях модернизации образования», 2004 г.;

* Выступление с презентацией  «Познавательная активность учащихся на уроках химии в условиях модернизации образования» по обмену опытом на августовской конференции учителей г. Заинска и Заинского района по теме «Образование в новом тысячелетии» (пленарная часть), г. Заинск, 2005 г.;

* Выступление с презентацией «Деятельность Савалеевской СОШ по разработке различных видов мониторинга с использованием компьютерных средств» в рамках семинара директоров школ  г. Заинска и Заинского района по теме «Мониторинг в образовательном учреждении» на базе ЗСОШ №2, 2005 г.;

* Презентация программы элективного курса «Алгебраический метод решения задач по химии» на курсах повышения квалификации учителей химии и биологии,  ИНПО, г. Набережные  Челны, по проблеме «Актуальные проблемы преподавания химии, биологии. Реализация концепции профильного обучения», 2007 г.;

* Разработка тестовых заданий по химии на тему «Химический элемент. Периодический закон и периодическая система химических элементов  Д.И. Менделеева» на курсах повышения квалификации учителей химии,  ИНПО, г. Набережные  Челны, по проблеме «Актуальные проблемы преподавания химии, биологии. Реализация концепции профильного обучения», 2007 г.;

* Выступление с презентацией «Различные виды мониторинга в учебно-воспитательном процессе начального звена с использованием компьютерных средств» в рамках районного семинара учителей начальных классов Заинского муниципального района на тему «Формирование ключевых математических компетенций младших школьников» на базе МОУ «Савалеевская СОШ», 2007 г.;

* Выступление с презентацией по теме «Муниципальное общеобразовательное учреждение «Савалеевская СОШ» в рамках районного семинара учителей математики Заинского муниципального района на тему «Роль дидактического материала в учебно-воспитательной работе» на базе МОУ «Савалеевская СОШ», 2008 г.;

* Участие в районном конкурсе «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности» со следующими материалами: комбинированный урок по химии «Основания», внеклассное мероприятие с презентацией по биологии «Коневодство и коннозаводство России», внеклассное мероприятие с презентацией по биологии «Племенное дело. Породы лошадей». Почётная грамота III место в конкурсе в номинации «Лучшая УМР с использованием ИКТ при изучении предметов естественно-научного цикла», 2008 год.

* Участие в районном конкурсе «Фестиваль методических находок»с презентацией темы (две брошюры, видеоролик) «Алгебраический метод решения задач по химии» на базе ЗСОШ №2, 2009;

* Презентация авторской программы элективного курса по теме «Математическая химия в задачах» для предпрофильного обучения учащихся 9-х классовв рамках семинара  ММО учителей химии и биологии Заинского муниципального района по теме "Валеология в преподавании биологии и химии" на базе "ЗООШ №8" г. Заинска, 2010 год;

* Выступление мастер-класса по теме "Решение химических задач на растворы алгебраическим методом"в рамках семинара ММО учителей химии и биологии Заинского муниципального района по теме "Подготовка к ЕГЭ" на базе "ЗСОШ №2" г. Заинска, 2010 год;

* Выступление с презентацией по обобщению опыта работы школы по теме "Обобщение опыта работы по единой методической теме МОУ "Савалеевская СОШ" в рамках проведения кустового педагогического совета Заинского муниципального района по теме "Оптимизация методической работы - как фактор развития профессиональной компетентности учителя"на базе МОУ "Чубуклинская СОШ", 2010 год;

* Выступление с мастер-классом  по обобщению опыта педагогической работы на тему «Один из методов решения генетических задач»  в рамках районного семинара ММО учителей химии и биологии  по теме « Методика решения задач части С» на базе МБОУ ДОД «Детский Дом Творчества» г. Заинска, 2011 год;

* Открытое внеклассное мероприятие по биологии (5-11 классы)  на тему «Урок чистоты» в рамках проведения республиканской эколого-просветительной акции «Урок чистоты» на базе МБОУ «Савалеевская СОШ», 2012 год;

* Создание собственного персонального сайта: http://ribaksd.ucoz.ru, где размещены рабочие программы по химии и биологии и опубликованы следующие учебно-методические разработки по биологии: внеклассное мероприятие «Коневодство и коннозаводство России», урок по природоведению «Атмосфера Земли», мастер-класс «Один из методов решения генетических задач»; открытый урок по химии «Основания», методическая разработка элективного курса и презентация на тему «Алгебраический метод решения задач по химии», 2012 год.

Добавить грамоту в портфолио