Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир пчёл"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Рыбак Светлана Дмитриевна

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 3-9 классов "Путешествие в мир пчёл", целью которого - расширить знания учащихся о пчёлах, которые приносят огромную пользу, как окружающей природе, так и человеку, воспитывать любовь, внимательное и бережное отношение к живой природе, развивать артистические способности детей. Мероприятие проводится в форме различных выступлений детей, заранее подготовивших интересные пословицы, стихи, загадки, легенды, сценки, сказки и анекдоты про пчёл, все выступления сопровождаютя классической музыкой и презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_mir_pchyol.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Савалеевская средняя общеобразовательная школа»

Открытое

внеклассное мероприятие

по биологии

3, 5-9 классы

(в рамках проведения недели естественно-математического цикла

на базе МБОУ «Савалеевская СОШ»)

 

по теме

«Путешествие

в  мир  пчёл»

   

                     

                     Учитель биологии

                           Рыбак Светлана Дмитриевна,

                           I квалификационной категории.

2014 год

Тема: Путешествие в мир пчёл

Цель мероприятия: расширить знания учащихся о пчёлах, которые приносят огромную пользу, как окружающей природе, так и человеку; воспитывать любовь, внимательное и бережное отношение к природе, вызвать интерес к биологии, к миру насекомых; развивать эстетический вкус.

Провести это мероприятие можно во время недели биологии.

Подготовительная работа 

Выбираются ведущие вечера и выступающие, которые заранее нашли и подготовили материал к выступлению (поговорки, пословицы, стихи, анекдоты, интересные факты из жизни пчёл).  

Ход мероприятия

эпиграф к занятию (на доске):

 «Мёд ... в ряде других вечных ценностей вместе с золотом, серебром, алмазами, янтарём, розовым маслом, мёд также есть эталон вечной и незыблемой ценности. Более того, он так же исключителен и уникален на земле, как исключительна и уникальна сама пчела»

                                                                                                 В. Солоухин

1 ведущий.

Здравствуйте  ребята и гости нашего мероприятия. Сегодня для вас откроется удивительный мир неповторимого живого создания на нашей Земле!

Посетить хотят все дети

Самый сладкий дом на свете.

Но хозяева жужжат -

Строго домик сторожат.

 

О ком идёт речь? Правильно, о пчёлах.

Пчёлы, наверное, самые полезные для нас насекомые из всех насекомых земного шара. Все продукты жизнедеятельности пчел (мёд, прополис, пчелиный воск, перга, маточное и трутневое молочко, обножка, пчелиный яд и др.) человек использует с большой пользой для себя.

2 ведущий.

Пчела - символ трудолюбия и коллективизма, польза в сельском хозяйстве от пчёл огромна, поскольку они являются одними из самых активных опылителей цветковых растений.

1 ведущий.

Медоносные пчёлы с незапамятных времён были любимицами человека, так как сыграли важную роль в истории многих народов.

Вот почему пчёлы, продукты их жизнедеятельности, пчеловоды и пчеловодство стали предметом восхваления в народном представлении, которые запечатлены в пословицах, поговорках, легендах, сказках, стихах.

2 ведущий

Сегодня мы совершим путешествие в мир пчёл. Сделаем несколько остановок. И первая наша остановка будет на станции:

Пословицы и поговорки

Звучит классическая музыка. А в это время выходят выступающие.

1 ведущий.

Краткие изречения, созданные народами, выражают его мысли, его чувства, его мечты и надежды. Да и без критики не обходится. Например, пословица “Хвалилась калина, что с мёдом хороша”, даёт характеристику не только лесной красавице, терпкой ягоде – калине, но и людям, выдающим свои недостатки за достоинства, легко присваивающим себе чужие заслуги.

Ученик 1.

  • Пословица в разговоре, как сладкий мёд в горшке.
  • Пчёл держать – не в холодке лежать.
  • Тягок труд, да сладок мёд.
  • Маленькая пчела человека большому уму учит.
  • С мёдом и калина – малина.
  • Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
  • На всякий цветок пчёлка садится, да не со всякого цветка поноску берёт.

Ученик 2.

  • В пчеловодстве упустишь день – потеряешь год.
  • Есть пчела в саду – будет яблоко на ветке.
  • Вашими бы устами да мёд пить.
  • Ложка дёгтю в бочке мёда.
  • У хорошего пчеловода рой за роем родится, у плохого – последняя пчела переводится.
  • После Медового Спаса лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
  • Когда лето погожим бывает, мед в ульях прибывает.

Ученик 3.

  • Сладок мёд, да не по две ложки в рот.
  • Доброго человека и пчела не жалит.
  • Ни пчелы без жала, ни розы без шипов.
  • Пчела и на себя и на людей и на бога трудится.
  • Муравей не по себе ношу тащит, да никто спасибо ему не молвит; а пчела по искорке носит, да Богу и людям угождает.
  • Пиво не диво, а мед хвала, и всему голова.
  • Твоим бы медом, да нам по губам.

1 ведущий

Пчела, когда жалит млекопитающее, оставляет жало в коже своей жертвы, а вместе с жалом и часть кишечника. Рана на конце брюшка остаётся большая, и, в конце концов, пчела умирает.

Эта особенность пчелы упоминается даже в Святых Писаниях, где проводится аллегория между гибелью пчелы, ужалившей человека и гибелью души человека, причинившего зло ближнему.  "Не видишь ли, что пчела, ужалив, умирает? Через это насекомое Бог учит нас тому, чтобы мы не оскорбляли ближних: когда ты уязвляешь ближнего, то, может быть, и причиняешь ему некоторую боль, но сам ты, подобно пчеле, уже умираешь душой».

2 ведущий

С древних времен человек связан с пчелами. Добывание меда было одним из средств его существования. Отзвуки этого дошли до нас в мифах и легендах, а также в виде изображений пчел на чашах, сосудах, монетах и т. д. Все народы древности поклонялись тем или иным животным. Среди них особое место занимали пчелы.
И именно поэтому наша следующая станция называется:

Легенды о пчёлах

Звучит классическая музыка. В это время выходят выступающие.

Ученик 4.

В Древнем Египте пчелу почитали и изображали на обелисках. Объединивший Нижний и Верхний Египет фараон Минос избрал эмблемой Нижнего Египта пчелу. Египтяне на своих прошениях фараону рисовали пчелу как символ преданности. Они видели в пчелах образец самоотверженности, бесстрашия, презрения к смерти, опасности, а также блюстительниц идеальной чистоты и порядка. Египетские фараоны носили титул Повелителя пчел. Согласно верованиям египтян, душа, покидая тело, превращается в пчелу. Поэтому на гробницах первой династии фараонов находят изображения пчел, а в их усыпальницах - сосуды с медом. Изображения ульев обнаружены и на могилах других египтян.

Ученик 5.

Некоторые народы Среднего Востока имеют обычай устанавливать ульи на могилах людей, которые при жизни отличались храбростью. Существует несколько объяснений этому. Считается, что пчелы будут охранять могилу так же тщательно, как охраняли свои соты, или что пчелиный рой обеспечивает умершего пищей, необходимой для путешествия на тот свет. Чаще всего считали, что пчелы символизируют бессмертие. Подобно духам или ветру, которые меняют свое место, но никогда не умирают, их изображение на могилах будет жить в наставлениях, которые они давали при жизни.

Ученик 6.

Арабское название пчелы «нехлет» означает «дар божий». Согласно персидским сказаниям, пчелы сидят на губах божества истины и веры - Митнаса, и он сразу узнает лжеца, наказывая его ужалением.

Ученик 7.

Богата и разнообразна древнегреческая мифология. В ней наряду с богами часто упоминаются и пчелы. Известно, что пищей бессмертных олимпийских богов служила амброзия, а напитком - нектар. «Божественный нектар», несомненно, можно отождествить с цветочным нектаром, а амброзию - с цветочной пыльцой. Во время пиров на Олимпе вокруг пирующих снует прекрасная пара: богиня молодости Геба и юноша Ганимед. Они разносят амброзию удивительной сладости, тающую во рту. Она дает всему телу силу, умиротворенность духа, бессмертие души. В золотых кубках подается нектар.

Ученик 8.

В Америке у племени майя был бог пчел Ахмузенкаб, изображения которого находят на настенных украшениях архитектурных памятников. Индейцы майя поклонялись и другим богам, считавшимся покровителями пчел. Они принимали все меры предосторожности, чтобы не причинять вреда пчелам при работе с ними, и если пчела погибала, они даже заворачивали ее в листок и хоронили. Из воска готовили свечи, которые использовали в качестве приношения богам. В поговорке латиноамериканских народов говорится, что пчелу создали ангелы. Согласно преданию, великий дух Маниту создал пчел из людей племени индейцев, которые отличались большим трудолюбием, а ленивых превратил в мух.

Ученик 9.

Пчелу называли Божьей угодницей. Божьей мудростью и наделяли святостью. Считалось, что она жалит только грешника. В улей с пчелами никогда не бьет молния. Своим происхождением пчелы, в отличие от шмелей, шершней или ос, которых сотворил черт, обязаны Богу. Пчелы водятся только у добрых людей, а злых не любят. Они сплачивают людей, связывают их духовным родством. Белорусы верили, что пчелы сближают добрых людей. Духовное родство, основанное на совместном владении пчелами, — священное, данное самим Богом.

1 ведущий

Все собрав свои дела,

Жужжит и кружится пчела.

Вот важно села на цветок,

Она ведь знает в этом толк,

Суть её земных забот –

Сладкий и душистый мёд.

Много стихов написано о пчёлах, и чтобы познакомиться с некоторыми из них, мы остановимся на станции:

Поэтическая

Звучит классическая музыка. В это время выходят выступающие.

Ученик 10.

Летом пчелкам целый день

Собирать нектар не лень.

Отнесут его потом

В улей - свой чудесный дом.

Над цветком пчела жужжит.

И нектар собрать спешит

Весь нектар, что соберет,

Превращает пчелка в мед.

Так устроена природа:

Нет без пчел в природе меда

Без цветочков нету пчел.

Лета ждать уже недолго

Прилетай скорее пчелка

Дай мне с каждого цветка

Килограмма два медка.

Ученик 11.

Сидела на цветке пчела.

Я к ней с подружкой подошла,

Спросила вежливо: «Пчела,

Ты много мёду набрала?»

Пчела сердито зажжужала:

«Мне мало мёду, мало, мало,

Не приставай, а то ужалю!»

Какая жадная пчела!

Ни капли мёду не дала.

Ученик 12.

Сладок мед, ужасно сладок!

Ложку всю оближешь вмиг...

Слаще дыни и помадок,

Слаще фиников и фиг!

Есть в саду пчелиный домик -

Ульем все его зовут.

- Кто живет в нем? Сладкий гномик?

- Пчелы, милый, в нем живут.

Там узорчатые соты,

В клетках - мед, пчелиный труд...

Тесно, жарко... Тьма работы:

Липнут лапки, крылья жмут...

Там пчелиная царица

Яйца белые кладет.

Перед ней всегда толпится

Умных нянек хоровод...

В суете неутомимой

Копошатся тут и там:

Накорми ее да вымой,

Сделай кашку червякам.

Перед ульем на дощечке

Вечно стража на часах,

Чтобы шмель через крылечко

Не забрался впопыхах.

А вокруг ковром пушистым

Колыхаются цветы:

Лютик, клевер, тмин сквозистый,

Дождь куриной слепоты...

Пчелы все их облетают -

Те годятся, эти - нет.

Быстро в чашечки ныряют

И с добычей вновь на свет...

Будет день - придет старушка,

Тихо улей обойдет,

Подымит на пчел гнилушкой

И прозрачный мед  соберет...

Хватит всем - и нам и пчелам...

Положи на язычок:

Станешь вдруг, как чиж, веселым

И здоровым, как бычок!

Учащиеся 3 класса.

   ***

- Где была ты?

- Тут и там!

- Где летала?

- По цветам!

- Что домой ты принесла?

- Мёд! - ответила пчела.

 

***

Только вишня расцвела

Прилетела в сад пчела.

Я давно за ней слежу,

Ищет мёд она: Жу-Жу!

   

***

Работник садовый,

Поясок медовый.

Зажужжала, как пила,

Полосатая пчела.

   

***

У пчелы, у пчёлки

Почему нет чёлки?

Отвечаю, почему:

«Чёлка пчёлке ни к чему».

***

Всё жужжит она, жужжит.

Над цветочками кружит.

Села, сок с цветка взяла.

Мёд готовит нам пчела!

***

Меня ужалила пчела.

Я закричал: — Как ты могла?!

Пчела в ответ: — А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужасно нужен:

Я берегла его на ужин!

2 ведущий

Весело жужжала,

Над цветком летала,

Хоботком нектар взяла.

Угадайте кто? - …    (пчела)

Теперь, как вы уже поняли, мы сейчас с вами совершим остановку на станции:

Загадки

Звучит классическая музыка. В это время выходят выступающие.

Ученик 13.

Ранним утром ей не спится:

Очень хочется трудиться,

Вот и мёду принесла

Работящая…   (Пчела)

Ученик 14.

Желтая мохнатая

Как тигр полосатая

Крылышками машет

У цветочков пляшет

Делать мед старается,

Тронь ее - кусается

Вся в трудах своих заботах,

Не мешайте ей работать

У нее свои дела.

Это бабушка - ... (Пчела).

Ученик 15.

Кто на пасеке живет

И приносит в улей мёд,

Там по сотам разливает,

Где он вскоре застывает.

У неё врагов не мало

И, хотя у каждой жало,

На защиту целый рой

Собирается порой.

Кто поесть любитель сладко -

Отгадал уже загадку.

И в деревне, и в посёлке

Уважают дети ...       (Пчёлку)

Ученик 16.

Полосатый самолёт

Отправляется в полёт.

Над цветами он кружит

Озабоченно жужжит.

Самолёт, самолёт!

Где твоя посадка?

Отвечает Самолёт:

"Там, где вкусно, сладко»

                                (Пчела)

Ученик 17.

Кто чуть свет уже в полёте

От цветка и до цветка -

Вся в пыльце, весь день в работе

И жужжит наверняка!

Кто нам дарит мёд душистый:

Майский, липовый, лучистый,

Чтоб простуда не взяла?

Больно жалит кто?

                                    (Пчела)

Зрители хором отгадывают загадки.

1 ведущий

Сила зрения пчелы превосходит орлиную. Острота её зрения в полтораста с лишним раз больше, чем у человека. На расстоянии 1 см взрослая пчела различает предмет размером в 8 мк.

Ребята, вы все очень любознательные, поэтому мы не можем не  остановиться на станции:

Познавательная

Звучит классическая музыка. В это время выходят выступающие.

Интересные факты о пчёлах:

Ученик 18.

*В мире насчитывается около 20 тыс. видов пчел. Палеонтология утверждает, что пчелы в таком виде, как они представлены теперь, появились 40 миллионов лет назад.

* За свою жизнь пчела совершает в среднем 80—120 вылетов за нектаром, при хорошем взятке за один летний день — 8—10 вылетов.

* Для наполнения медового зобика, вмещающего 40 мг нектара, пчела должна посетить за один вылет не менее 200 цветков подсолнечника, эспарцета или горчицы, 15—20 цветков садовых культур, 130—150 — рапса озимого.                                              

Ученик 19.

* Пчела может улететь от улья почти за 8 км и безошибочно найти дорогу обратно. Однако такие большие перелёты опасны для жизни пчелы и невыгодны с точки зрения продуктивности её работы. Радиус полезного полёта пчелы составляет 2 км.

* Пчела, если принять в расчёт размер её тела, весьма сильна: она способна поднять в воздух груз, равный двух кратному её весу.

*Для получения одного килограмма меда пчелы должны сделать до 4500 вылетов и взять нектар с 6-10 млн. цветков.

Ученик 20.

*По шероховатой поверхности пчела способна тащить груз, превышающий в 320 раз вес ее тела. Лошадь везет груз, примерно равный весу ее собственного тела.

*Трутни сами меда не собирают, они очень смирные, даже жалить не умеют, но едят мед, который пчелы заготовили на зиму. Если оставить зимовать в семье всех трутней, им очень много еды нужно. У рабочих пчел еды хватает только для себя, поэтому трутней ждет гибель.

Ученик 22.

*У пчел 5 глаз: 3 в верхней части и два спереди.

*Пчела красный цвет не различает: она видит его как темно-серый или черный. Пчела больше всего любит жёлтый цвет: он лучше других виден издалека.

*Из домашних пчёл матка живет 3 года, максимально – 5 лет. А вот рабочая пчела летом живет 40 дней, а зимой 9 месяцев.

Ученик 23.

*В среднем улье может быть до 60 000 – 120 000 пчел.

*У пчел много врагов и "нахлебников", поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент бросится на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к летку, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.

Ученик 24.

*После того, как пчела нашла хорошее место для сбора пыльцы, она возвращается в улей, чтобы сообщить о его местоположении другим пчелам. Информация передается с помощью особого "танца" на сотах, во время которого пчела движется по замкнутой кривой, напоминающей восьмерку, виляя брюшком. Интенсивность виляния зависит от расстояния до пищи, а угол наклона восьмерки говорит о направлении.

*Каждая пчела исполняет свою функцию. Молодые рабочие пчёлы кормят молодняк, так как у них хорошо развито маточное молочко. Более старшие пчёлы занимаются постройкой жилья — у них усиленно работают восковые железы. Пчёлы среднего возраста выполняют роль санитарки, пожилые пчёлы — вентиляторщицы. И только старые пчёлы занимаются тем, что носят мёд.

2 ведущий

Ребята, как много интересного мы узнали о пчёлах, а теперь хочется немного отдохнуть и послушать интересную сказку, поэтому мы   остановимся на станции:

Сказочная

Звучит классическая музыка. В это время выходит выступающий.

Ученик 25.

«Сказка про мяту»

Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.

– Что случилось? – перепугалась жена.

– Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет.

Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали, остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит:

– Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит.

– Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.

– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.

Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала:

– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.

Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.

Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.

2 ведущий

Наше путешествие будет неполным, если мы не увидим выступление наших маленьких артистов, давайте сделаем остановку на станции:

Сценическая

Звучит классическая музыка. В это время выходят выступающие.

Учащиеся  3 класса

Учащиеся проигрывают сценку из жизни пчёл.

1 ведущий

… Дачник, перегнувшись через забор, спрашивает соседа:

- А что у вас вчера за праздник был? Все так танцевали...

      Сосед:

- Да дед наш, будь он неладен, улей перевернул...

Наш отдых продолжается, и мы останавливаемся на станции:

Анекдоты

Звучит классическая музыка. В это время выходят выступающие.

Ученик 26.

… Кролик с Пятачком сидят напротив Винни Пуха. Мед кончился, и Винни нервно барабанит пальцами по столу.

-  Как думаешь, Пятачок, - дрожа всем телом спрашивает Кролик, - о чем он сейчас думает? О свиной отбивной, или о рагу из кролика?

.... Прибегает Винни Пух к Пятачку: - Скорее, давай ружье. Забирает ружье и убегает. Через пять минут возвращается, таща за лапу большую, размером с него самого, пчелу. В другой руке банка варенья:

-  Ну и пчелы пошли, Пятачок. Смотри, вместо меда варенье носят и еще разговаривают. Пятачок: - Да ну... А что она говорила?

- Да ерунду какую-то. Я, говорит, Карлсон, я Карлсон.

.... Винни-Пух приходит к Пятачку и говорит:

- Я хочу открыть кооператив "Медок". Ты мне поможешь?

- Ух ты! Конечно! Мед будешь продавать?

-  Нет, мед я буду покупать, а продавать я буду свинину.

Ученик 27.

.... Знакомый спрашивает у начинающего пчеловода:

-Ты доволен своими пчелами?

Пчеловод

 - Очень! Мед я еще не собирал, но они изжалили всех моих соседей!

.... Приходит Петя в школу с большой шишкой на лбу, его спрашивает учительница:

- Откуда у тебя шишка?

Петя ей отвечает:

- Мне на лоб села пчела.

-А почему ты ее не смахнул?

-Я не успел, отец ее веслом убил.

.... - Вывели новую породу охотничьих пчел, огромные как медведи, злые, как собаки...

- А мед-то они приносят? - Конечно, у бабок на рынке отбирают и приносят.

• Анекдот про Ленина:

- Владимир Ильич, голод в нашей деревне, жрем траву, завтра как коровы мычать начнем!

- А мы вот с Феликсом Эдмундовичем вчера бочонок меда слопали - так ведь не жужжим же?

2 ведущий.

   Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, о приумножении естественных богатств. Ибо, по словам Жана Дорста, выдающегося эколога современности: «Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит её просто за то, что она прекрасна».

1 ведущий.

   Сегодня наша речь шла об удивительных живых созданиях – пчёлах. Численность этих неповторимых насекомых, к сожалению, на земле убывает, и от нас с вами зависит не дать исчезнуть им навсегда. В природе всё взаимосвязано, сохраняя пчёл, мы сохраняем природу и, в частности, растения, а сохраняя растения, мы сохранимся и сами, ибо только при согласии с природой возможно наше существование.

Учитель:             Ребята, на этом наше  путешествие заканчивается, но вы помните; что

  • Пчёлы высокоорганизованные общественные насекомые.
  • Человеку есть, чему у них поучиться.
  • Пчеловодство – занятие выгодное и очень полезное.
  • Почти все пчеловоды долгожители.
  • Полюбите пчёл – и из вашего дома навсегда уйдут болезни и появится достаток.

         Спасибо за внимание!

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Поведение пчёл в период взятка и влияние погодных условий на количество мёда".

Исследовательская работа. Обьект исследования  - пчела и мёд, предмет исследования - поведение пчёл и влияние погодных условий на количество мёда....

Открытый урок английского языка для 2 класса. Тема урока "Пять пчёл и две кошки"

Урок направлен на выработку умений самостоятельно применять полученные знания в новых условиях....

Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир пчёл"

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 3-9 классов "Путешествие в мир пчёл", целью которого - расширить знания учащихся о пчёлах, которые приносят огромную пользу, как окружающей природе, та...

Классный час (внеурочное занятие) "Люди - как пчёлы..."

Реализуя «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Государственные образовательные стандарты, в работе учителя истории и классного руководителя стараюсь испол...

Классный час (внеурочное занятие) "Люди - как пчёлы..."

Реализуя «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Государственные образовательные стандарты, в работе учителя истории и классного руководителя стараюсь испол...

Учебно-исследовательская работа по теме: "Математические инстинкты пчёл"

quot;Пчелы – удивительные создания. На протяжении множества веков люди не переставали восхищаться ими и их работой. Моё внимание эти труженики привлекли не только своей грацией, но и тем, как о...

Как живут пчёлы

Медоносные пчелы живут семьями. Лесные и «домашние» пчелы не имеют никаких различий между собой и могут совершенно одинаково жить и работать как в лесах, так и на пасеках. Пчелы относятся ...