Булгакова Татьяна Николаевна

сайт учителя географии

«Чтобы избежать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки».

Профессия: учитель географии

Профессиональные интересы: создание презентаций по изучаемому материалу к урокам

Увлечения: туризм

Регион: Московская область

Населенный пункт: город Люберцы

Место работы: МОУ гимназия №1

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tatyana-nikolaevna-bulgakova
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
Уильям Артур Уорд

Здесь Вы можете ознакомиться с моей деятельностью, как учителя географии.

О себе

Родилась 14 октября 1963 года в Тамбовской области. Окончила педагогический институт в 1988 году. педагогическую деятельность начала с вожатской работы, затем работала заместителем директора по воспитательной работе. В данный момент работаю учителем географии в Московской области городе Люберцы.

Мой взгляд на мир

 

…Не мысли другому того, чего не желаешь себе.

В далёкой древности Галилей изрёк: «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе». Если вы хотите позволить самому себе быть личностью и строить открытые взаимоотношения со своими учениками, то попробуйте, обучая, создавать в классе атмосферу взаимного уважения и свободы самовыражения, такая атмосфера позволит ребёнку писать стихи, рисовать картины, рисковать без страха, что его осудят, придавят. Я считаю, что необходимо помогать ученикам сохранять живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, - сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек.

Мне очень нравится «Принцип Питера»: «Чтобы избежать ошибок, надо набираться опыта; Чтобы набираться опыта, надо делать ошибки».

Я стараюсь, придерживаться этого принципа, не пугаться, если ребёнок ошибся в своих суждениях. Главное для меня – заметить эту ошибку, указать на неё и помочь ребёнку решить, как ему кажется, эту проблему. Очень часто на уроках сознательно допускаю ошибки и прошу учащихся помочь мне «выпутаться» из данной ситуации. И сколько вижу глаз, горящих желанием оказать помощь, сколько поднятых рук! И какую мы вместе ощущаем радость от проделанной работы. Ребята довольны тем, что помогли, а я – что они внимательно следили за ходом урока и способны прийти на помощь. Учитель всегда должен уметь спуститься с высот своих знаний и уже вместе с учащимися совершить восхождение. Пусть ребёнок захочет что-то сделать на уроке и вне него сам. И у него непременно всё получиться. Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончается его влияние. А влияние, в свою очередь, должно опираться на доверие.

Доверие – это, пожалуй, самый важный атрибут человеческих отношений. Оно развивает опасения, что тебя отвергнут, высмеют или  предадут. Оно открывает дорогу к дружбе и взаимоотношению. Доверие – основа любви к другому человеку и уважения к себе. Пусть дети имеют возможность говорить открыто и безбоязненно о своих проблемах. А мы, со своей стороны, также давайте будем открыты и истинны, будем выслушивать ребёнка и проявлять к нему сочувствие даже тогда, когда у нас нет готового решения или ответа.

На каждом уроке я спрашиваю: «Какие трудности возникли при выполнении домашнего задания?» и дети задают вопросы, просят что-то объяснить. Тогда я чувствую удовлетворение от того, что им нужны мои знания. Но чтобы отвечать на все их вопросы, я стараюсь постоянно «мудреть», учиться, самообразовываться. Но как сделать, так чтобы интерес учащихся возникал тогда, когда что-то не получается, что-то не понял, а не тогда, когда ничего не делал? Это всегда меня волнует. Поэтому стараюсь не давать готовых ответов, а учу ребят находить эти ответы, решать задачи, поставленные на пути. Ведь совсем скоро они столкнуться с проблемами иного характера, и где, в каком решебнике найти им ответ? Поэтому главное – научить ребёнка верить в себя. Ведь все мы сильны в одной области, а в другой может быть не очень. И ничего страшного, по-моему, если из моих ребят не выйдут великие географы. Главное для меня, чтобы мои уроки не прошли для них бесследно, чтобы мои детишки стали просто хорошими детьми. В каждом ученике я вижу саму себя. Моя задача – не навредить.

Учитель истину мира сего

Принёс на ладони тебе:

«Не мысли другому того,

Чего не желаешь себе».

Мои достижения

Участие учащихся в олимпиадном движении.

2007-2008

11 класс

2место в городе

 

2008-2009

11класс

2 место в  городе

2 место в области

2009-2010

Отсутствие   классов для участия в олимпиаде

2010-2011

8 класс

11 класс

Призёр

Призёр

район

район

2011-2012

9 класс

10 класс

Победитель

Призёр

район

район

Моё портфолио

 

          В своей работе использую компьютерные (новые информационные) технологии обучения (из книги   Е.С. Полат, М.Ю.  Бухаркина)  Уроки географии проводятся  в кабинете географии, который оборудован  компьютером для работы учителя и обучающихся, экраном и диапроектором.Занятия сопровождаются показом мультимедийных презентаций, созданных учителем и обучающимися, либо используются готовые компьютерные программы.Работаю с электронными приложениями к учебникам география 6-9 класс УМК «Сферы», электронными картографическими пособиями и интерактивными картографическими пособиями. Для контроля знаний по географии  использую учебные диски с заданиями в формате ЕГЭ и ГИА. Практические занятия  обучающиеся выполняют индивидуально за компьютером. Все открытые уроки, внеклассные мероприятия проводятся с показом мультимедийных презентаций. Для их создания   использую  ресурсы интернета, электронные энциклопедии. Во внеклассной научно-исследовательской деятельности обучающиеся вовлекаются в совместную творческую работу, создают  учебно-исследовательские  проекты для участия в районных учебно-исследовательских конференциях.  Опыт  по данной технологии был представлен на методическом заседании учителей  естественных наук, методическом объединении классных руководителей (мастер-класс)  и  на педсовете.  Владею программами информационно-аналитических систем: АРМ «Директор», XL, заполнение банка данных по ЕГЭ и ГИА, "Аттестат".  Участвовала в Международной образовательной акции «Общероссийский климатический урок» (имею сертификат участника) 2010год.  

  • Создана библиотека мультимедийных презентаций по странам Европы, Азии и Южной Америки, Северной Америке, Австралии
  • Учащиеся показывают отличные знания по владению информационно-коммуникационными   технологиями;
  • Высокая активность учащихся на уроках с применением ИКТ
  • Апробация УМК «Сферы» в 2006-2011 г. (2010 г – 6 класс, 2011 г. – 8,9 класс)
  • Апробация УМК «Полярная звезда» 2011г (10 класс)
  • Учителем создан банк электронных  тестов для подготовки выпускников  9-11 классов  к итоговой аттестации;
  • Результативность по итогам ЕГЭ  100%
  • Мультимедийные презентации «Гидросфера», «Охрана окружающей среды Тамбовской области» были созданы учителем  для подготовки к выступлению на Рябовских чтениях в 2008 году  на городском семинаре  учителей.

  Учащиеся 9-11 классов самостоятельно готовят презентации по определённым  темам и успешно выступают с ними  на уроках по географии   

На уроках использую проблемное обучение. Обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызывать и поддерживать интерес к содержанию проблем в процессе обучения. На уроках  создаётся нестандартная, необычная проблемная ситуация,  которая содержит посильное познавательное затруднение, для  решения учебных задач и создания проектов . На проблемном уроке обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя поднимают проблемы, выдвигают гипотезы и обосновывают доказательства. Происходит активизация познавательного общения и побуждение обучающихся к умственной или практической деятельности. Основное внимание  уделяю поисковым и исследовательским методам работы. В ходе таких уроков учащиеся преобретают умения:

 1. Умение переформулировать исходные условия задачи и выявить   проблему, т.е. сформулировать задачу для себя;

2.Умение спланировать  стратегию поиска решения проблемы, т.е. шаги, промежуточные результаты, средства, способы;

3.Умение использовать различные проблемно поисковые  методы (опыт, эксперимент, моделирование и др.)

4.Умение провести анализ найденного решения, сопоставить его с другими, выбрать оптимальный  вариант решения;

5.Способность к порождению новых идей, формированию гипотез;

6.Способность к самообразованию: развитие познавательной мотивации, умение оценить зону своего  ближайшего развития

    Организована научно-исследовательская деятельность  на уроках обучающихся 8-11 классов. На школьных конференциях были представлены научно-исследовательские проекты (2009 г. -  проект «Подросток и наркотики», 2010 г. -  проект  «Малые реки – большие проблемы»). 

     Применяя данную технологию можно выявить, что повысилась мотивация обучающихся к изучению географии (в 2010-2011 уч.г. экзамен по географии в традиционной форме выбрали 2 чел, 2011-2012 уч.г. – 11 человек); за последние 5 лет неуспевающих нет;

    Технология дифференцированного обу чения. В кабинете имеется наличие комплекта  учебных карточек,   тетрадей-тренажеров УМК « Сферы» 6-9 классы, материалов и пособий на электронных носителях с уровневыми заданиями 3-х типов сложности. Учащиеся с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, чувствуют себя более комфортно, отвечая на одноуровневые вопросы. Обучение происходит  с учётом  интеллектуальных  способностей и возможностей обучающихся..Обязательность дифференцированных домашних заданий.  С данной темой я была участницей региональной научно-методической конференции «Инновационные методы и формы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированные на развитие одарённости у обучающихся» (публикация статьи «Личностноориентированное и опережающее обучение – технологии работы с одарёнными детьми»). Применяя технологию дифференцированного обучения у учащихся вырастает внутренняя мотивация к учению, формируется позитивная самооценка, возникает самоактуализация ученика (выявление потенциальных возможностей), появляется потребность в самореализации(применение своих способностей для достижения успеха.

    Систематически провожу работу с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам по географии (ежегодно гимназия имеет призёров и победителей на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по географии)

      • Разработаны и апробированы разноуровневые карточки по опросу домашнего задания в 7 классе
      • Для старших классов наработан комплект тестовых заданий по материалу экономической географии
      • Для 6-х классов один раз в неделю проходятся дополнительные практические занятия для учащихся (по программе 1 час в неделю, что недостаточно для усвоения практического материала, особенно слабыми  учащимися).

    Технология проектной деятельности. Опыт учителя по данной технологии был представлен на заседании педсовета «Инновации в содержании образования в лицее. Учитель в современном мире с учётом применения информационных технологий»

    Учащиеся 8-11х классов успешно защищают  учебные проекты на уроках по географии

    • 2009 г. – Научно-практическая конференция «ХХІ век – век здоровья». Был представлен проект «Мой ХХІ век без наркотиков» 1) Буклет «Мой ХХІ век без наркотиков», 2)Презентация «Наркотики и подросток», проведено анкетирование среди учащихся 7-9 классов (итоги предоставлены в презентации)
    • 2010 г. - Научно-практическая конференция «От нас природа тайн своих не прячет, но научись быть внимательнее к ней».Был представлен проект  «Малые реки – большие проблемы» 1) Буклет «Охрана вод Подмосковья», 2)Презентации: «Река-Москва», «Загрязнение и очистка внутренних вод Подмосковья».
    • 2010 г. – ІV научно-практическая конференция школьников «Ломоносов среди нас». Исследовательская работа «Экскурсионный маршрут по Октябрьскому проспекту города Люберцы».

    Мои публикации:
    Публикации моих учеников:
    Добавить грамоту в портфолио