Выступление на пеагогическом совете на тему "«Об образовательных технологиях и методиках в практической деятельности учителя географии»
статья (география) по теме

 

 

 

«Об образовательных технологиях и методиках

в практической деятельности учителя географии»

 Каждый учитель на своём уроке является мастером, чтобы добиться успехов в качестве образования. Его мастерство прослеживается на каждом этапе урока, где он применяет различные методы и формы работы, а на современном этапе образования учитель применяет и новые технологии.

Я для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии так же использую свои методы и формы работы, применяю новые технологии. Например:

  • Здоровьесберегающие технологии, которыеспособствуют формированию здорового образа жизни. Считаю, что самое главное в моей работе – сохранить здоровье детей. Слежу за осанкой учащихся, провожу определённые беседы по сохранению здоровья, особенно когда изучается тема экология, провожу физкультминутки.
  • Исследовательские технологии мне нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети, просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом.                                                                                           На уроках географии при определённых темах можно провести исследования на тему: «Гербы наших городов», «Что означает название моего города?», «Название улиц города Люберцы», «Моя родословная. Родословное древо». На уроках исследовательская работа проводится при нахождении амплитуды температуры, показателя ЕПН, коэффициента увлажнения. В заданиях ЕГЭ  много задач и прежде чем её решить необходимо исследование, которое начинается  на этапе осмысления текста, продолжается и дальше, если возникает необходимость,

В настоящее время, когда большая часть образовательных учреждений всего мира получили доступ к информационным ресурсам Всемирной сети Интернет, реальностью стало использование компьютерной техники в обучении. Проводя уроки географии в 6-11 классах с использованием информационных технологий, работой на компьютере, у ребят и повысился интерес к решению различных географических задач и к уроку география. И учебный процесс, и даже усвоение учебного материала подвержены влиянию профессиональных и личных качеств преподавателя.

  • Проектные технологииприменяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Все ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?

Особое внимание уделяю защите проекта- презентации, помогаю ученикам произвести самооценку проекта.

Я обратила внимание на формирование необходимых качеств:

  • деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей,
  • умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей. Ребятам нравится создавать презентации по странам, городам, даже по межотраслевым комплексам.

Выполнив творческий проект и защищая его, дети приобретают следующие навыки: презентационные, коммуникативные, поисковые, информационные

 

  • Игровые технологииих я использую в основном в среднем звене, особенно в 7 классе при обобщении материала в форме путешествие по материкам. Данная технология сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс обучения, способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.
  • Групповые и парные  технологиивключают в себя работу в парах, тройках, пятерках сменного состава. Данную технологию чаще использую в 9-10 классах. Например, при характеристике топливных баз или природных  ресурсов. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации.
  • Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся такие навыки:

 

- умение работать в группе;

- высказывать свое личное мнение;

- выслушивать мнение товарищей.

- создавать благоприятный психологический климат;

-  атмосферу взаимопомощи, толерантности.

 

  • Интегрированного обучения, дифференцированного подхода, опорные конспекты, разноуровневые задания, …

 

Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются инновационные технологии обучения.

           Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:


• психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышение интереса к изучению географии и  повышение успеваемости по предмету;
• идет более полное усвоение теоретического материала;
• идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
• формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
 

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности учителя Из опыта работы учителя математики ...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Современное образовательное пространство".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Современное образовательное пространство"....

Выступление на педагогическом совете по теме «Применение инновационных технологий на уроках русского языка»

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Совершенствование образовательного процесса в целях повышения качества знаний"

Данный материал содержит информацию, о том, что такое качественное образование и из чего оно складывается. Кроме того, продемонстрированы пути повышения качества образования....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Региональный образовательный проект «ТЕМП»"(март 2016г).

Данный материал содержит основные мероприятия  качества образования для создания кадрового ресурса экономики региона...

Из опыта работы "Практическая деятельность учителя географии по использованию на уроках игровых технологий"

Представлена разработка методических рекомендаций по использованию игровых технологий на уроках географии. Приведены варианты различных игр. Проведена апробация методических рекомендаций по использова...