Уроки

Коростелёва Ирина Анатольевна

Представлены материала для уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon attachments_osew2008yandex.ru_2013-12-18_20-34-11.zip501.26 КБ

Предварительный просмотр:

География.

Тема урока: температура воздуха. 6 класс.

Цели  урока:

Образовательные:

  • Сформировать представления о механизмах нагревания атмосферного воздуха, о закономерностях изменения температуры воздуха в зависимости от угла падения солнечных лучей, с высотой, способностью поверхности поглощать и отражать солнечные лучи
  • Сформировать умения определять температуру на основе картографического метода, амплитуды температур, применять знания в жизни

Развивающие:

  • Продолжить формирование общеучебных умений и навыков: работа с текстом, анализ цифровой и графической информации (графики хода температур), работа с географической картой, цифровыми  ресурсами
  • Развитие умения принимать участие в учебном диалоге, формулировании своих мыслей в устной и письменной речи

Воспитательные:

  • Продолжить формирование экологической культуры, воспитание         бережного отношения к сохранению чистоты воздуха (негативные последствия парникового эффекта)

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала

Методы обучения:  репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствую Вас, жители дна воздушного океана! Что, звучит необычно моё приветствие сегодня? Как вы думаете, почему я вас так решила поприветствовать? Мы начали изучать тему «Атмосфера».

2. Актуализация знаний

Предлагаю проверить наш багаж знаний по предмету. Необходимо дать ответы на мои вопросы, ответ на определённую букву на экране:

Т –    нижний слой атмосферы

Е – хвойное дерево

М – совершил кругосветное плавание

П – уступ, препятствие на реке

Е –

Р – выход подземных вод на поверхность

А – основной газ в атмосфере

Т – самый большой океан

У – горы в России

Р – постоянный водный поток

А – самый жаркий материк

Сложите из получившихся букв слово – температура воздуха. Это тема урока. Запишите в тетрадь.

3. Мотивация учебной деятельности, постановка задач. 

На уроке атрибутом станет вот этот прибор (в руках термометр), как он называется, что показывает, как пользоваться?

Мы часто пользуемся им в жизни. А кто бы хотел узнать, кто его изобрёл, как он устроен и действует? Благодарю за любознательность! К следующему уроку приготовишь небольшой рассказ о термометре, а чтобы не забыть, вручаю план твоего будущего сообщения:

  • Кто изобрёл термометр?
  • Как устроен термометр?
  • Как действует, что показывает?
  • Кем используется (профессии людей)?

Итак, тема урока записана в тетрадь, какими же знаниями пополнится наш багаж на уроке по теме «Температура воздуха», прочитаем в учебнике рубрику «Вы узнаете» на с. 92, это и есть цели нашего занятия. А чтобы достичь их необходимо быть внимательными и трудолюбивыми, как всегда.        

4.  Изучение нового материала.

А что такое температура воздуха? В ЭП.

География – это сама жизнь, крылатое выражение географов. Окружающий мир – изобилует загадками, ответы толкует география. Вот, пожалуйста, примеры из жизни, как говорится из рубрики житейских мудростей:

  • Допустим вы читаете младшему брату, сестре сказку Лагерлёфа «Чудесное путешествие Нильса с гусями», а там коварный Тролль  задумал: «Построю дом поближе к солнцу, пусть оно меня греет. И Тролль принялся за работу. Он громоздил камни друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч. И Тролль полез на гору. Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался он до вершины. «Ну, думает, отсюда до солнца рукой подать!» А у самого от холода зуб на зуб не попадает». ПОЧЕМУ?
  • цитата из учебника «В Африке в течение года местные жители могут вырастить и собрать урожай трижды. Африка - самый жаркий материк, круглый год температура воздуха высокая»… ПОЧЕМУ?
  • Спорят два товарища: один утверждает, что летним знойным днём теплее на свежей пашне, другой – на лугу. Кто прав и как их убедить в правоте одного, т. е. дать ответ ПОЧЕМУ?

Ваша задача: дать ответ почему? на эти ситуации. Воспользуйтесь текстом учебника на с. 92. Время для работы 5 минут, в парах работаем.

Примерные ответы, демонстрация из ЭП

  • Основное тепло воздух получает не от Солнца, а от нагретой поверхности, тепло ею отдаётся, воздух нагревается, чем выше, тем тепла меньше.
  • Температура воздуха зависит от угла падения солнечных лучей, чем угол больше, тем нагревается больше поверхность, температура воздуха выше. Африка получает круглый год много тепла, так как находится на экваторе.
  • Температура воздуха зависти от поглотительной и отражательной способности поверхности. Чем темнее поверхность, тем больше поглощается тепла.

Итак, закодируем полученную информацию в тетрадях:

Т воздуха зависит:

  1. Высоты места, так как солнечные лучи нагревают не воздух, а поверхность, она нагревает воздух

  1. От угла падения солнечных лучей, чем больше угол, тем теплее

  1. От способности поглощать и отражать солнечные лучи

Заглянем в рубрику «Вы узнаете», удалось ли нам найти ответы на вопросы?

Поэтому температура воздуха неодинакова. Средние показатели температуры отображены на климатических картах. Откройте карту на с. 35, в легенде карты изучите, как на карте показана температура разных частей земного шара. Изотермы – линии равных значений температур. Отражена ли главная причина формирования температуры воздуха на карте, как? Воспользуемся картой, заполним данные в таблицу (на слайде):

пункт

Зима (январь)

Лето (июль)

Токио

Оттава

Ответьте на вопросы 1 и 2 в РТ с. 64 № 4.

Заглянем в сводки погоды для г.Зуевки за прошлый год:

12 октября – Т = -5

17 января – Т= -22

5 апреля – Т= +11

20 июля – Т= +19

Обратимся к сводке погоды на сегодня, 15 марта:

6 ч. утра – Т =

13 ч. дня – Т =

20 ч. вечера – Т =

Что мы наблюдаем на основе цифрового материала. Т изменяется в течение года, в течение суток.

Кстати, трудами, какой профессии людей мы воспользовались? Метеорология – наука, изучающая атмосферу.

  1. Первичное закрепление. Применение учебного материала.

Давайте побываем в роли исследователей, выполним задание из рубрики учебника «Мои географические исследования» на с. 93. Прочитайте задание про себя, сформулируйте цель работы. Используем графики хода Т в учебнике, на уроках краеведения мы на основе своих наблюдений строили подобные графики. А здесь Москва, где она на карте, в каком поясе освещённости?

Предлагаю поделить большую работу на порции: две пары будут анализировать график годового хода Т, а другие две – суточного. Рассмотрите их, что вам будет не понятно, спросите.

А – амплитуда Т, прочитайте в тексте, рассмотрите на рисунке.

Самостоятельная работа в тетрадях, 5-7 минут.

Проверим результат, достигнута ли цель, сделайте вывод.

Ход температуры в течение года изменяется. Самый холодный месяц в году в Москве – январь, самый тёплый – июль, большую часть года температуры положительные, выше ноля.

В течение суток температура изменяется. Максимальные температуры в июле и в январе в 15 ч., минимальные – в 6 ч. утра.

Подумайте, а как эти знания могут пригодится нам в жизни, приумножат нашу житейскую мудрость? (полив днём в огороде нежелателен днём, в походе привал в зной, на рыбалке)

Предлагаю сюжет, смотрим, анализируем, как связано содержание урока с сюжетом, какая проблема обнажена, каковы пути решения. Внимание на экран. Видео детям о парниковом эффекте, в Ю-Туб (онлайн)

Ответы ребят.

6. Дача д/з – вопросы с. 93, записи, РТ с. 64 № 5, с. 72 № 8

7.  Рефлексия – блиц-опрос, на экране появляются начальные буквы:

У – виновник образования парникового эффекта

М – часть океана

Н – ниже этой отметки на термометре Т считается отрицательной

И – линии с равным значением Т

Ц – волна, образовавшаяся в океане в результате подводного землетрясения

А – разница между максимальной и минимальной Т