Доклады, выступления

Бобкова Ксения Афанасьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №12 г.Слюдянки»

Тема: «Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях ФГОС ДО»

Бобкова Ксения Афанасьевна

воспитатель

Моё педагогическое кредо: «Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».                                                                   Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине, когда старшие учили, показывали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

         Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

          В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

          В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

          Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

          Моя деятельность педагога направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, которые я определяю через систематические наблюдения. В центр образовательной системы я ставлю личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности является для меня первоочередной задачей.

          В результате анализа литературы по развитию самостоятельности у детей мною сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников, которые помогают мне решать задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности. Авторы отмечают, что самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

          Изучив работы психологов, я сделала вывод, что для инициативной личности характерно:

- произвольность поведения;

- самостоятельность;

- развитая эмоционально волевая сфера;

- инициатива в различных видах деятельности;

- стремление к самореализации;

- общительность;

- творческий подход к деятельности;

- высокий уровень умственных способностей;

- познавательная активность.

          Исходя из этого, я строю свою деятельность так, чтобы каждый ребёнок мог само реализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Поэтому я создаю условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создаю условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; оказываю не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

          Личностно-ориентированная модель свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности, этому также способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. В соответствии с этим мы совместно с детьми вырабатываем цели, содержание образовательной деятельности, оцениваем результаты, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Для этого каждое утро в моей группе проводится утренний сбор, на котором планируется совместная деятельность на день. А в конце дня проводится заключительный сбор, на котором дети оценивают проделанную работу.

          Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Поэтому я использую:

  • педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, которое является условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
  • технологию проектной деятельности, которая, на мой взгляд, наиболее приемлема для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. За это время накоплен богатый практический опыт, осуществлялись разные виды проектов. В проектной деятельности я стараюсь быть партнером, помощником ребенка.
  • большое значение я придаю использованию здоровьесберегающих технологий. Для этого я провожу консультации с родителями о сохранении и укреплении здоровья, о правилах общения и незнакомыми людьми и незнакомыми животными. С детьми беседуем о приёмах сохранения здоровья, просматриваем обучающие фильмы и презентации, оформляем наглядные пособия. Вместе изготовили макет «Улицы нашего города», где закрепляем правила дорожного движения, изученные во время образовательной деятельности, а потом во время экскурсий дети применяют полученные знания. Всё это помогает детям самостоятельно заботиться о своём здоровье и беречь его.

          Во время образовательной деятельности и в режимных моментах провожу развивающие игры, создаю игровые и проблемные ситуации, использую потешки и напоминания, что ведёт к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены. Вместе изготавливаем наглядные пособия и составляем алгоритмы действий: умывания, одевания, накрывания на стол, позволяющие дошкольнику впоследствии самостоятельно и эффективно их применять. Решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помогают разнообразные сюжетно-ролевые игры, атрибуты к которым мы изготовили вместе с родителями. Дети любят играть в «Скорую помощь», «Пожарных», «Полицию». Моя задача воспитателя – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с детства. Для этого мною разработана система здоровьесбережения, которая включает в себя следующие формы работы:

  • проведение физкультминуток,
  •  комплекс упражнений после сна,
  •  точечный массаж, самомассаж;
  • артикуляционная гимнастика;
  • зрительная гимнастика; пальчиковая гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • физкультурные минутки;
  • сказкотерапия;
  • релаксационные, расслабляющие упражнения.

          Для включения в проект данных форм работы изготовлены тематические картотеки пальчиковых и подвижных игр, дыхательных и артикуляционных упражнений, утренних гимнастик и гимнастик после сна. Для проведения зрительной гимнастики пространство вокруг рабочей панели оформлено с помощью 3Д наклеек, изображающих транспортные средства, которые движутся в разных направлениях. Также подобраны картотеки загадок, считалок, произведений художественной литературы, которые помогают педагогу продуктивнее использовать время, быстрее подготовить необходимые материалы для образовательной деятельности.            

          Во время образовательной деятельности, я обязательно учитываю интересы каждого ребенка, для этого выбираю темы или проблемы из близкого окружения ребёнка и адекватные его возрасту; всегда предоставляю детям возможность действовать самостоятельно и оказываю поддержку детской инициативы, поэтому вместе мы поэтапно достигаем намеченных целей.

          Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом высшей формой самостоятельности детей является творчество. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. За годы работы я обратила внимание, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Этому способствует создание разнообразной развевающей предметно – пространственной среды, которая мне обеспечить познавательную активность каждого ребенка, соответствует его интересам и имеет развивающий характер. Поэтому я стараюсь создать образовательную среду с благоприятными условиями для развития детей, обеспечивающую разные виды активности, которая становится основой для самостоятельной деятельности, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями, индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Я, как воспитатель, подключаюсь к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помогаю тому или иному ребенку войти в группу сверстников. Предметно – развивающая среда организована мною таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру. Для этого оформлены:

  • Центр «Семья», в котором есть наборы для организации игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» размещены в специальных контейнерах, а также уголок ряженья с зеркалом, где есть наряды как для девочек, так и для мальчиков;
  • Центр «Мы – строители», в котором кроме строительных материалов есть большой автопарк и мастерская с инструментами;
  • спортивный уголок с оборудованием и масками для самостоятельных спортивных и подвижных игр;
  • Цент исследований с уголком природы и разнообразными коллекциями, собранными вместе с детьми;
  • Центр художественного творчества, где есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, формочки для лепки, бумага для рисования, гуашь и кисти, печатки, ватные палочки;
  • Центр развивающих игр, в котором разные виды мозаик, лото по разным темам, настольных и дидактических игр, которые способствуют обогащению чувственного и тактильного опыта детей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов;
  • Музыкальный уголок, где есть музыкальные инструменты и игрушки;
  • Театральный уголок, в котором представлены различные виды театра: настольный театр, пальчиковый, театр резиновых игрушек и каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

         Такая среда способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

          Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей.

Дети моей группы любят делать подарки, и если ребенок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку для определенного лица или группы лиц, для изготовления украшений к праздникам, а также помочь в изготовлении пособий для игр, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных в ходе образовательной деятельности – я считаю это высоким уровнем самостоятельности.

          Развиться самостоятельной изобразительной деятельности помогает собранная мною огромная тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и других настольных игр, которые находятся в доступном для детей месте, помогают им проявлять инициативу и самостоятельно осуществлять свой замысел. Моя задача, как педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Я развиваю самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, развивающие вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии. В тоже время я даю возможность детям самим выбрать для работы понравившийся природный, бросовый и нетрадиционный материал, который в изобилии собран нами, совместно с родителями и доступен детям для рассматривания, изучения и изготовления поделок. Всё это, собранное, изготовленное и приобретённое, даёт мне возможность предложить ребенку разные идеи по изготовлению любой игрушки или подарка. Вместе мы коллекционируем, исследуем и экспериментируем с разными материалами, предметами, тем самым я развиваю у них творческое воображение. Также в своей работе с детьми использую разнообразные, художественные материалы: восковые мелки, гуашь, акварель, пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто, глина, природный, бросовый, нетрадиционный материал и т.д., что позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его материал и творить яркие и запоминающиеся работы.

          Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, образовательная деятельность, в тоже время должна быть и игровой, что поможет динамичнее развиваться личности каждого ребёнка. Инициативность детей моей группы проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, они стремятся к организации самостоятельных игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, умеют найти занятие, соответствующее собственному желанию, включаются в разговор, предлагают интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью, инициативного ребенка отличает содержательность интересов. И всё же ребёнка необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности, придаёт этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Поэтому при организации детской деятельности я всегда использую разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги игрушке» (кукла Анечка не знает когда надо надевать варежки), при которой ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек; и помощь взрослому – «Помоги мне» (взрыхлить почву у цветочков, им «дышать» трудно), когда мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Также использую такой мотив, как «Научи меня» (я не умею играть в трансформера, объясни, как он превращается в машину), который основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. А такой мотив как «создание предметов своими руками для себя», основанный на внутренней заинтересованности ребёнка, побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

         Мотивируя детей, я не навязываю ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы). При выполнении совместных действий спрашиваю у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом, за полученный результат обязательно хвалю ребёнка, действуя совместно с ребёнком, знакомлю его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила,

даю детям новые знания, обучаю их определённым умениям, формирую необходимые навыки.

         С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников,

Известно, что «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», это натолкнуло меня на создание различных тематических презентаций для детей, которые помогли мне интереснее сообщать детям новые знания об объектах или явлениях.

          Так же использую обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшается обучение детей, значительно возрастает мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

          Я считаю, что моя роль в процессе становления детской самостоятельности и инициативы существенна, так как направлена на развитие любознательности и творческого воображения, умственных и художественных способностей, коммуникативных навыков, что поможет детям научиться ставить новые проблемы, находить новые решения.



Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта по теме:

«Применение современных образовательных технологий в процессе художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

 

воспитателя «Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №12 г.Слюдянки»

Бобковой Ксении Афанасьевны

От того, как будет чувствовать себя ребенок,

Поднимаясь на первую ступеньку

Что он будет переживать,

Зависит весь его дальнейший путь

к знаниям.

В.С.Сухомлинский

     

"Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь" – гласит восточная мудрость. Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волнует воспитателя.

Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно- коммуникационных технологий. 

       Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на внесение изменений не только в организацию образовательной деятельности в детском саду, но и рекомендуют использовать инновационные технологии, приемы и методы в воспитательном процессе. Одной из таких инноваций являются мультимедийные технологии, которые имеют большой диапазон возможностей для совершенствования процесса эстетического воспитания дошкольников.

     Важнейшим средством приобщения дошкольников к художественно-эстетическим ценностям является русская художественная культура, аккумулирующая духовно-эстетические идеалы, воплощенные в великих произведениях литературы и живописи, музыке, в предметах народно-прикладного искусства.

    Передо мною встала  проблема:  как использовать информационно- коммуникационные технологии в процессе ознакомления с окружающим миром, русской художественной культурой для повышения уровня художественно-эстетического воспитания дошкольников.  

     Актуальность данной проблемы очевидна. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно считать, теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию воспитания и развития ребенка. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде  всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно – образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников ИКТ обладают рядом преимуществ: сочетают в себе динамику, звук, текст, видео, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Позволяет значительно разнообразить процесс образования. Применение информационно-коммуникационных технологий   открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности, способствуют познавательному развитию ребенка, помогают знакомиться с окружающей действительностью, современной техникой, компьютерными технологиями. Информационно- коммуникационные технологии  не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также  позволяют ставить перед ребенком и  решать творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.  Другими словами, использование ИКТ в работе с детьми – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, результативно, экономит время педагога и воспитанника, позволяет педагогу работать с детьми дифференцированно и индивидуально.

      Целью моей работы  стало: повышение уровня художественно-эстетического воспитания  дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром, национальным искусством, нравственными ценностями, организации художественной деятельности через применение  информационно-коммуникационных технологий.

           Данная проблема и цель определяют следующие задачи:

 

     1. Формирование у детей основы эстетического вкуса, способности

воспринимать и ощущать красоту окружающего мира, прививать эстетический вкус посредством информационно-коммуникационных технологий.

 

2.  Развитие таких качеств, умений и навыков, которые позволят личности стать творцом эстетических ценностей, получая удовольствие от них и красоты окружающей действительности

     Новизна педагогической концепции моей работы, ее практическая значимость заключается в  разработке системы образовательно-развивающих мероприятий с применением информационно-коммуникационных технологий, а именно мультимедийных средств (DVD-фильмов, слайдов, презентаций) и компьютерных игр, направленных на развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром, которая может быть практическим пособием в работе педагога.

Для решения поставленных целей и задач по данному направлению использую дополнительную образовательную программу художественно-эстетической направленности «Мир глазами детей» созданную творческой группой педагогов ДОУ при моем активном участии.

Новизна данной программы и её отличительные особенности от уже существующих программ заключается в том что, во-первых, интеграция содержания образовательных областей позволяет использовать разнообразные средства изобразительного искусства, произведений художественной литературы, живописи, музыки, предметов народного быта, которые способствуют обогащению духовного опыта и нравственного сознания, развития собственного художественного творчества детей. Во-вторых, предлагается совместить процесс художественно-эстетического воспитания детей с использованием мультимедийных технологий. В-третьих, программа реализуется в сотрудничестве воспитателя и музыкального руководителя с целью совместного обеспечения условий для художественно-эстетического развития и воспитания средствами основ национальной культуры.

     На основе данной программы мною разработана и успешно применяется в работе с детьми система образовательно-развивающих мероприятий, направленных на решение поставленных задач.

     В основу системы работы легли следующие принципы:

развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий в которых он мог бы максимально реализовать себя; 

взаимодействияпредполагающий совместную деятельность в системах:

« ребенок- педагог», « родители- ребенок», « педагог- родители»;

- психологической комфортности, обеспечивающий ребенку  положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;

- формирование деятельности,  умение ставить цель и реализовывать ее, готовность к самостоятельному познанию;

- природосообразности воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В образовательный процесс включаю традиционные методы в интеграции с инновационными:

- повышение познавательной активности (исследовательский, метод проектирования, метод вопросов, метод моделирования);

повышение эмоциональной активности (игровая мотивация, воображаемые ситуации, проблемные ситуации).

здоровьесберегающий принцип (соблюдение  СанПин).

Эти принципы и  методы определили мой подход к организации воспитательно - образовательной  работы с детьми.

Планируя мероприятия, я соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определяю педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;

- уточняю, на каком этапе я могу применить данные средства;  
- учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения                новой        информации; 
- анализирую и обсуждаю с детьми  фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

 Главная особенность каждого образовательно-развивающего мероприятия состоит в том, что его реализация происходит с применением мультимедийных технологий, включающих мультимедиа-презентацию, видео, музыку и звуковой ряд, которые осуществляют одновременное воздействие на ребенка через различные информационные каналы, что обеспечивает успешность использования интегрированного подхода при реализации мероприятия.

Таким образом, сочетание разнообразных форм подачи информации мультимедиа может оснастить содержание союза литературы и живописи, книги и музыки, слова и художественной деятельности детей, что содействует художественному развитию и эстетическому воспитанию личности дошкольника. 

        Мультимедийные технологии используются в различных частях сценария: обучающей, развивающей, коммуникативной, диагностической, общекультурной. Это зависит от цели и задач, при разработке сценария.

Система образовательно-развивающих мероприятий состоит из 4 блоков, для оснащения которых разработан банк мультимедиа:

 I блок – «Как прекрасен этот мир», включающий в себя комплект видеофрагментов тематического содержания: «Земля – наш общий дом», «Байкал и его обитатели», «Путешествие в мир искусства», «Экскурсия в музей», «Зимушка хрустальная», «Мир насекомых», «Знакомые незнакомцы», «Загадки космоса», «Царство птиц», «Викторина: осень в картинах художников», «Жанры искусства», «Выставка произведений М.В. Васнецова», «Картины И. Левитана», «Галерея портретов и натюрмортов» и др., которые погружают детей в виртуальное пространство, где они совершают экскурсии в природу, музеи, библиотеки, по культурно-историческим местам России.

Проводником детей в мир природы, русской художественной культуры, во время показа видеоматериала, является какой-либо герой: Лесовичок, Всезнайка, экскурсовод музея, библиотекарь, и т.п., представленный с применением компьютерной анимации.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация привлекает их внимание, ориентируют на готовность к восприятию, облегчает запоминание информации. Использование видеофрагмента направлено на создание первичной мотивации дошкольников к осознанию и пониманию познавательной задачи мероприятия.

Видеоролики о природе, представленные в сравнительной характеристике с пейзажами развивают мыслительные операции: сравнение, классификации; дают прочувствовать детям настроение авторов картины и увиденного видеофрагмента; они учатся выбирать для себя наиболее близкое по настроению и внутреннему состоянию увиденное. Главной задачей педагога при просмотре видеоматериала является то, чтобы обратить внимания детей на объекты наблюдения, учить высказывать свое отношение к произведению искусства, природным явлениям, организовывать погружение в научные знания о объекте природы, искусства. Например, Хозяйка медной горы, используя презентацию «Царство гор», наглядно и увлекательно знакомит детей со своим «царством», полезными ископаемыми, их свойствами. Дети не только любуются красотой окружающей природы, воображают и фантазируют, но и учатся рассуждать, логически мыслить, экспериментировать. Увиденное и прочувствованное стимулирует детей к проявлению художественно-творческих способностей, что проявляется в создании картины «Сказочное царство гор» с использованием минералов.

II блок – «Русское народное творчество» включает цикл презентаций по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, отражающими жизнь народа, народные обычаи и традиции, народные промыслы, такие, как: «Народные праздники», «Музей русской игрушки»,  «Город Мастеров», «Народные песни и танцы», «Калейдоскоп народных игр», «Русская изба» и др. Материал не только наглядно и красочно представлен, но и несет с собой большой объем информации, таким образом пробуждая у детей живой интерес к истории своего народа,  формируя опыт нравственного поведения и общения. Интеграция видов деятельности при организации образовательного процесса позволяет детям быть не сторонними наблюдателями, а активными участниками мероприятия. Например, презентация «История русского платка», используемая во время праздника не только знакомит участников образовательного процесса (детей, родителей, гостей) с русскими народными промыслами, но и обогащает их духовно, эмоционально, что проявляется в активном участии  в народных играх, хороводах, танцах. Успешное проведение таких праздников и развлечений, как: «Капустные посиделки», «Широкая Масленица», «Праздник русского платка», «Валенки, валенки…», «Праздник русского самовара», «Город Мастеров» позволяют судить о эффективности использования мультимедийных технологий в образовательном процессе.

III блок содержит медиатеку презентаций для проведения бесед, вопросы которых визуализируются в слайды, в качестве небольшого видеоряда. Презентации с фотопортретами художников, композиторов, иллюстрациями к художественным произведениям консолидируют увиденные образы детьми. Необходимым условием в период показа видеоряда является использование традиционных методов и приемов: привлечение детей к разрешению нравственных проблем, создание проблемных ситуаций для определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве. Опыт переживания высоких духовных состояний, который приобретается детьми и «взращивается» педагогом на мероприятии является тем эстетическим и нравственным стержнем, который сможет обеспечить стойкость гражданской позиции дошкольника.

В мероприятии используется еще одно преимущество мультимедийных презентаций — прослушивание фрагментов музыкальных произведений М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, С.Прокофьева, Г.Свиридова, Д.Шостаковича и др.

Таким образом, совмещение слайдов с видеорядом наглядного материала и музыкальных фрагментов способствуют развитию эстетического вкуса у детей, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды, создают творческую атмосферу на мероприятии.

IV  блок состоит из медиатеки презентаций с наглядным материалом для организации собственной художественной деятельности дошкольников: «Учимся рисовать», «Волшебный квадрат», «Мастерим вместе», «Сказочные превращения краски», «Хохлома», «Гжельские узоры», «Экскурсия на выставку юных художников», «Мир глазами детей» и др.

Образцы с приемами рисования и нетрадиционными технологиями рисования помогают организовать процесс обучения, в котором дети учатся выражать своё творческое начало через воплощение своих идей и замыслов при создании рисунков. В дальнейшем, работы детей, представленные в презентации, развивают умения дошкольников давать оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей. Данный вид презентаций позволяет совершить экскурсию на творческие выставки юных художников, более подробно и детально изучить способы выполнения каких-либо работ, используемые материалы, степень проявленного творчества, что несомненно стимулирует детей к проявлению собственных художественно-творческих способностей.

V блок включает копилку мультимедийных презентаций для диагностической деятельности, направленных на проверку усвоения искусствоведческих знаний, представлений об окружающем мире, умений, навыков. Каждая презентация построена по принципу выбора правильного варианта ответа в виде картинок на вопрос, который предлагает психолог. Например, такие задания, как «Четвертый лишний», «Где чей домик!», «Зимние загадки»,  «Аналогии», «Выбери ответ», «Что изменилось?», «Найди дорогу», «Реши кроссворд» дают возможность не только определить степень эстетического восприятия дошкольников, но и высших психических функций, речевых навыков детей.

Работая по проблеме применения информационно- коммуникационных технологий в процессе ознакомления с окружающим миром, русской художественной культурой для повышения уровня художественно-эстетического воспитания дошкольников активно взаимодействую с родителями воспитанников. Наряду с традиционными формами работы, использую такие формы, как: дискуссии, беседы за круглым столом, мастер-классы, тренинги, анкетирование, Дни открытых дверей. Например: дискуссия «Современная оценка роли ИКТ в воспитании детей», круглый стол «Положительные и отрицательные аспекты использования компьютерных технологий детьми дошкольного возраста», мастер-класс «Использование ИКТ для развития познавательной активности дошкольника», консультация «Компьютерные игры: за и против». Родители активно включаются в работу по подбору и созданию презентаций, игр.

Самостоятельная познавательная деятельность дошкольника дома способствует закреплению знаний, умений и навыков полученных посредством применения информационно-компьютерных технологий в детском саду. 

Таким образом, можно сделать вывод: взаимодействияпредполагающие совместную деятельность в системах: « педагог- родители»; « родители- ребенок» приносят положительные результаты.

Эффективность применения в работе с детьми системы образовательно-развивающих мероприятий с использованием ИКТ определяется с помощью психолого-педагогической диагностики через наблюдение, опрос, успешное участие детей в конкурсных мероприятиях различного уровня и бесед с родителями.

Практика использования мультимедийных технологий показала, что возрос интерес детей к занятиям, повысился уровень ассоциативно-образного и логического мышления, воображения. Познавательная активность, интеллектуальная работоспособность, словарный запас дошкольников претерпели существенные изменения. Внедряемые мультимедийные средства и компьютерные игры   позволяют осуществлять подготовку к школе системно, что дает возможность выстраивать единую информационно – образовательную развивающую среду не только в детском саду, дома, но и в школе.

Список используемой литературы:

1. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании»

2. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 4. – С. 14 – 16.

3. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 6.

4. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. – Екатеринбург, 2008.

5. Комарова Т.С., Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2011.

6. Минина Г.П. Компьютер в детском саду: зло или благо? Взгляд со стороны разработчика образовательных программ // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 4.

7. Гулак И.В. Использование компьютера //Управление ДОУ. – 2006. № 8.                                                                                                                      

8. Новосёлова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника //Новая школа.– 1997. - № 3                                                                                                      

9. Горвиц Ю.,  Поздняк,  Л. Кому работать с компьютером в детском саду//Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5.                                

10. Калинина, Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. – 2008. № 6



Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ «ДСОВ № 12 г. Слюдянки» Бобковой Ксении Афанасьевны на тему:

«Волонтёрское движение родителей»

Первыми наставниками в жизни каждого человека являются родители – самые дорогие и самые близкие ему люди. Поэтому для нас так важно их активное участие в развитии малышей. Семья и детский сад образуют для ребенка основную образовательно-воспитательную микросреду, и создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир взрослых можно только объединив усилия. В стремлении быть равноправными партнерами с родителями коллектив ДОУ искал новые пути решения вопросов, связанных с включением родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остаётся одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своём люди грамотные, осведомлённые и, конечно, «хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей». Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесёт положительные результаты. Исходя из данной статистики перед коллективом нашего учреждения ставятся задачи поиска внутренних источников развития, перехода к более эффективному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения не только качества образовательных услуг, но создания информационно-коммуникативного пространства, способствующего эффективному взаимодействию с родителями. Это осуществлялось через web-сайт, созданием внешнего положительного имиджа учреждения: дней открытых дверей, презентациями, участием в творческих площадках, трансляция опыта работы в сети интернет. Мы стремимся быть равноправными партнерами с родителями, чтобы наши семьи были активными участниками воспитательного процесса, и наша деятельность была объединена общими целями для благополучия наших детей.

Основой стала всесторонняя помощь родителей. Одни родители с удовольствием организовывали экскурсии, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогали в оснащении педагогического процесса. Таким образом, дети учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. К своим ролям, поручениям ребята готовятся очень ответственно, для каждого находится своя очень серьезная работа. Творческая атмосфера и вдохновение передалось от детей родителям.  Это помогло объединить семьи по интересам.

Однажды понаблюдав как родители  обсуждают, чтобы интересного еще придумать, обсуждающих новые идеи было очевидно это уже не участие, а добровольная помощь. И вскоре из добровольных помощников они превратились в волонтеров, а волонтёр – это человек, который добровольно делает что-то полезное для тех людей, у которых есть потребность в помощи. У волонтера есть своя жизнь, семья, работа, а в свое свободное время он старается помочь тем, кому это необходимо. Это стремление идет от души, поэтому волонтером невозможно стать надуманно или неосознанно. Как правило, все стремления волонтеров происходят от сердца, которое им подсказывает, в каком направлении они могут делать что-то полезное для других людей.

Мы, взрослые, часто являемся примером для детей. Через свой собственный пример, мы можем прививать детям созидательные качества характера: доброту, чуткость, заботу, умение дружить, искренность, честность, уверенность, умение решать вопросы мирным способом и так далее.

У каждого из наших родителей есть уникальный жизненный опыт, знания, скрытые таланты и нереализованные мечты. Всем этим они могут поделиться с самыми благодарными слушателями — с детьми.

Таким образом, родители – волонтеры – это добровольные не только помощники, но и организаторы, участники, а иногда и вдохновители образовательного процесса в группе.

От разовой помощи родителей-волонтеров мы перешли на режим еженедельного посещения родителями групп. Нам было важно привлечь к работе не только матерей, бабушек, старших сестёр, но и отцов, дедушек и братьев.

В результате чего нами была запланирована работа родителей-волонтеров. Вот примеры некоторых из них: Волшебная шкатулка (изготовление украшений из природного и бросового материала, костюмов для кукол); Гримерная мастерская (искусство театрального грима); Юный конструктор (сборка моделей); Творческая мастерская (изготовление елочных игрушек); Семейный театр (театрализованные представления по мотивам русских народных сказок); Театральная мастерская (изготовление тряпичных кукол, театр собственными руками); Салон красоты (парикмахерское искусство); Художественная мастерская (летний  пейзаж); Папина мастерская (изготовление рамок для картин девочек).

Мы решили не останавливаться на достигнутом и перешли к созданию художественных произведений. Так были созданы книги: «Семейные традиции», «Книга добрых поступков», «Сказки, написанные с мамой» и «Рассказы, написанные с папой», «Бабушкины сказки», «Игрушки моего детства».

Анализ воспитательно-образовательного процесса показал, что добровольные помощники готовы участвовать целенаправленно и систематически и не только при подготовке экскурсий, спектаклей, но и проводить досуги и организовывать режимные процессы. Исходя из всего вышесказанного календарное планирование было откорректировано и дополнено, с учетом возрастных особенностей детей и приоритетных направлений деятельности родителей.

Интерес вызванный посещениями родителей - волонтеров ДОУ не оставил равнодушными не участвующих родителей в этом процессе. Когда количество родителей-волонтеров начало увеличиваться потребовалось внести изменения в содержание воспитательно-образовательного процесса в группе.

Тогда возник Родительские гостиные в которых объединились все родители-волонтеры нашей группы. В гостиной появились творческие объединения:

Мир искусства (выставка совместного творчества, мастер-класс по рисованию, тиражирование совместного творчества в виде памятных сувениров и т.д.)

Мир театра (дискуссия «Нужно ли развивать творческие способности у детей дошкольного возраста, совместная постановка театрального представления)

Мир мастеров (резьба по дереву, выжигание, слесарная мастерская) (обновление и преобразование предметно-развивающей среды в группах, ремонт и изготовление игрушек)

Мир истории (изготовление фотоальбомов: «Моя семья», театрализованное представление: «Семья - семь «я», сказки бабушкиного сундука, видеопрезентация: «»Кто на свете всех важнее?..»)

Мир спорта (семинар-практикум для родителей: «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребенка», видеопрезентация «Моя спортивная семья», консультации для родителей по здоровому образу жизни, закаливанию детей)

В программу родителей-волонтеров был включен компонент взаимодействия старшего поколения с детьми по адаптации к детскому саду. Залог успешной адаптации ребенка к детскому саду — доверие. Это и доверие к окружающему миру, и к незнакомым людям, и в первую очередь, доверие к своим близким. Именно в семье мы впервые получаем опыт доверительных отношений, а значит и качество адаптации тесно связано с семейной ситуацией. К сожалению, у современных родителей не всегда хватает времени на общение с ребенком, достаточное, чтобы понять его интересы, эмоциональное состояние, тревоги и переживания. Часто роль «понимающих» ребенка взрослых берут на себя бабушки и дедушки. Психологи отмечают, что функции бабушек и дедушек обычно отличаются от родительских, и у них устанавливаются несколько иные отношения привязанности с внуками и внучками. Прародители чаще выказывают одобрение, сочувствие и симпатии, оказывают поддержку и реже наказывают внуков. Иногда эти отношения отличаются большей игривостью и раскованностью. Возможности бабушек и дедушек в семье разнообразны: это и психотерапевтическая поддержка матери во время беременности, и помощь советом в случае конфликтов в семье, и игры с внуками, и регуляция отношения между ними, и подготовка к детскому саду и школе. Вот почему привлечение не только родителей-волонтеров, но и старшего поколения к жизни детского сада благоприятно сказывается на адаптации детей. Рядом с ними ребенок чувствует домашнее тепло и уют. С появлением таких близких и любимых людей в группе детский сад перестает быть таким пугающим, ведь и здесь теперь живет тепло бабушек и дедушек. В кружке «Бабушкины посиделки» дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, потешками, частушками, пословицами и поговорками – наши бабушки делятся с детьми не только опытом, но и душевным теплом. Дедушки рассказывают про обычаи и уклад своего времени, про историю семьи и рода, делятся историями из жизни военных лет. Рядом с бабушками и дедушками ребенок чувствует домашнее тепло и уют, бабушкины сказки, рассказанные в непривычной обстановке группы все равно сохраняют свое волшебство. Многие семьи переняли практику театрализаций, и с удовольствием ставят домашние спектакли.

Наверное, кто-то может возразить, что совместная работа ДОУ и семьи по воспитанию детей – это уже не ново и работа с семьями воспитанников входила в планирование работы педагогического коллектива. Это абсолютно верно, работа с семьей была и остается важной и необходимой. Волонтерское движение родителей – это нечто иное. Опыт показывает, что вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс происходит зачастую затруднительно, и это связано отнюдь не с недостатком времени и полной рабочей занятостью. Уровень образованности родителей растет, но, к сожалению, это не всегда бывает во благо. Чрезмерные требования, иногда низкий уровень культуры в общении, делегирование своих прямых обязанностей, как родителей, учреждению – это не весь перечень тех требований, которые предъявляются ДОУ. С такими ситуациями знакомы многие педагоги. Как сделать так, чтобы родители сами изъявили желание участвовать в жизни учреждения? Энтузиазм педагогов и результаты детей оказали свое положительное воздействие. Этот процесс вдохновил сначала маленький коллектив инициативных родителей, затем заинтересовал других, и мы с радостью увидели, что родители работают с нами по собственной инициативе, творчески и без принуждения. Отсутствие формализма и материальной заинтересованности, искреннее и бескорыстное. Родители признавались, что в начале работы им сложно было выбрать даже тему для встречи с детьми, однако, оказалось, что их умения, знания и жизненный опыт очень интересны маленьким исследователям. Встречи в детском саду позволили не только лучше узнать собственных детей, но и открыть в самих себе новые таланты. Что же принесло это нам? Родители-волонтеры - это клад, который был зарыт так близко к поверхности. Экономия сил, времени, а иногда и финансов, но самое главное - это то дополнительное тепло, которое получают дети находясь в детском саду. И не найдется в мире ни единого человека, который не согласился бы с нами. Первоначальным девизом нашей работы было: «Хорошие партнеры — счастливые друзья». Затем из партнеров родители действительно превратились в друзей, которых совместно с коллективом ДОУ объединяет одна общая цель — видеть здоровыми и сделать счастливыми самых дорогих людей на свете — детей.


Предварительный просмотр: