Методическая копилка

Карнакова Елена Викторовна

        Экология                                                                       

 МАДОУ  детский сад № 51 комбинированного вида  г. Улан-Удэ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

                                                   

                                     

                                       

                                                                Автор: воспитатель

                                                                             Карнакова Е.В.

2016г.

ВВЕДЕНИЕ

Концептуальные основы программы

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98 года прописано: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания». С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды»  от 10 января 2002  созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

МАДОУ  детский сад № 51 реализует в своей педагогической деятельности программу «От рождения до школы», которая ставит перед педагогами задачу придания обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания. В связи с этим настоящая рабочая учебная программа базируется на таких ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». Это процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не только в деятельности, а посредством ее самой.

Рабочая учебная программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.

 

Пояснительная записка

 

 

 Актуальность создания рабочей программы

         Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей, наблюдение педагогического процесса, а также изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию экологических представлений в полном объеме, как это предусматривает ФГОС. Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно важная  проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

 

      Планирование образовательного процесса в старшей группе проводилось с учетом возрастных особенностей развития детей 5-6 лет. К таким особенностям относятся: распределение ролей до начала игры и построение своего поведения, придерживаясь роли. Наиболее активное развитие изо- деятельности, анализ условий конструктивной деятельности. Овладение обобщенным способом обследования образца. Построением конструктивной деятельности на основе схемы, по замыслу и по условиям. В этом возрасте продолжает совершенствоваться обобщение, что является основой словесно – логического мышления. Развивается связная речь, дети могут пересказывать, рассказывать по картине, передавая не только главное, но и детали. Изобразительная деятельность отличается высокой продуктивностью. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов. Мышление сопровождается освоением мыслительных средств (схематические представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений). Развивается умение обобщать, воображение, произвольное внимание, речь, образ «я».

Образовательная деятельность осуществляется по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Приоритетными направлениями развития дошкольников в нашем ДОУ является: развитие речи, развитие творческих способностей посредством проектной и исследовательской деятельности, здоровьесбережение и экологическое воспитание.

Планирование воспитательно – образовательной работы происходит по таким направлениям развития :

Физическое развитие;

Социально – коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно – эстетическое развитие.

Цель:

Расширить и обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов и формированию экологической культуры поведения в процессе общения с природой.

Задачи:

1) Развивающие

- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

- развивать творческое воображение, умение фантазировать;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

- способствовать развитию познавательных интересов;

- приобщать к действенному отношению в природе.

2) Образовательные

- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

- учить отгадывать загадки;

- учить находить правильный ответ на поставленный вопрос;

- учить решать проблемные задачи;

- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

- закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

- рассказать о дыхании растений и условиях для их роста.

3) Воспитательные

-  в процессе общения с природой привить желание общаться с насекомыми и другими объектами не испытывая  чувства страха;

- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; учить видеть в животных не «игрушку», а живое существо.

- воспитывать стремление сдержаться, проявить гуманность к объектам живой природы.

- формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы:

игровые, практические, словесные.

Планируемые результаты:

- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

- повышение познавательной активности;

- усвоение необходимых знаний по устройству взаимодействий в природе;

- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;

- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5-6 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью:

  • наблюдений,
  • бесед,
  • игр,
  • экспериментирования,
  • экскурсий,
  • целевых прогулок,
  • слушания музыки и звуков природы,
  • просмотр образовательных фильмов,  
  • рассматривания и сравнения.

      Количество занятий по учебной программе составляет 2 занятия в неделю продолжительностью 25- 30 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.

График    работы  кружка:

 

День недели

Время

среда

15.15 – 15. 45

пятница

15.15 – 15. 45

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Тематика

кол-во часов

примечания

1.

Диагностика знаний и умений детей

1

 

2.

Введение в тему «Что такое природа?»

1

 

3.

Работа с понятиями : вода, воздух, солнце, почва.

4

 

4.

Особенности растительного мира.

4

 

5.

Временами года и их особенности.

4

 

6.

Животный мир и его

обитатели. Классификация.

6

 

7.

Поведение в природе.

2

 

8.

Практический уход за растениями и животными.

4

 

9.

Экспериментальные  практические работы

6

 

10.

Работа с понятием – загрязнение окружающей среды.

1

 

11.

Лес и его обитатели.

( растения и животные)

3

 

12

Особенности поведения в лесу, на водоеме.

1

 
    

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

месяц

тематика

примечания

сентябрь

Диагностика знаний и умений детей.

 

октябрь

Введение в тему «Что такое природа?»

 

ноябрь и в течение учебного года

Неживая природа. Работа с понятиями : вода, воздух, солнце, почва.

 

декабрь и в течение учебного года

Живая природа. Особенности растительного мира.

 

 в течение учебного года

Временами года и их особенности ( по сезонам)

 

январь и февраль и в течение учебного года

Животный мир и его обитатели.

 

март  и в течение учебного года

Поведение в природе.

 

в течение учебного года

Практический уход за растениями

и животными в уголке природы и живом уголке.

 

в течение учебного года

Экспериментальные  практические работы

 

апрель и в течение учебного года

Работа с понятием – загрязнение окружающей среды.

 

апрель, май и в течение учебного года

Лес и его обитатели.

( растения и животные)

 

май и в течение учебного года

Особенности поведения в лесу, на водоеме,

 

 

Занятие установочное. «Что называется природой?»

Цель: Познакомить детей с понятием «Природа», научить различать объекты живой и неживой природы используя схемы и модели, заложить основные понятия того, что человек – часть природы и напрямую зависит от состояния окружающей среды. Воспитывать  навыки экологически безопасного поведения в природе.

Занятие 1. Целевая прогулка в парк «Осень в природе»

Цель: учить детей наблюдать признаки осени в окружающем, устанавливать причинно-следственные связи в природе, заложить основы  бережного отношения к природе.

Занятие 2. «Земля - наш маленький, прекрасный и единственный дом, в котором  человек должен быть хозяином»

Цель: Учить детей любить и уважать природу, защищать ее. Формировать понятие о бережном отношении к природным богатствам, объяснить понятие «Экономное расходование природных ресурсов» на примере расходования воды.

Занятие 3. «Вода – источник жизни на Земле»

Цель: Формировать представление о значении воды, познакомить с круговоротом воды в природе. Воспитывать навыки бережного отношения к воде.

Занятие 4. «Воздух и его значение в жизни живых объектов природы»

Цель: Учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, формировать навыки экспериментально-исследовательской деятельности с объектом неживой природы – воздухом. Воспитывать бережное отношение к природе.

Занятие 5. «Солнце – источник света и тепла»

Цель: Расширить представление о роли солнечного тепла и света для растений, животных и человека. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы. Эксперимент с комнатным растением.

Занятие 6. «Почва - живая земля»

Цель: Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли. Познакомить со свойствами почвы, сравнивая с песком. Формировать  стремление к исследованию объектов природы, учить  делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Занятие 7. «Растения – объекты живой природы»

Цель:  Классификация растений: деревья, кустарники, травы, комнатные растения, исследование  опытным путем условий, необходимых для роста растений; Формировать стремление к правильному поведению по отношению к растительному миру природы.

 

Занятие 8. «Деревья  и кустарники»

Цель:  Формировать представление  о строение дерева и кустарника, учить различать их, находить сходство. Дать понятие о том, что деревья и кустарники являются домом для множества живых существ. Развивать наблюдательность и внимание. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Занятие 9. «Комнатные растения»

Цель: Формировать представление об условиях, необходимых для содержания комнатных растений (эксперимент 1). Учить читать условные обозначения (модели) по уходу за комнатными растениями. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи.

Занятие 10. «Травы»

Цель: Формировать представление о пользе травянистых растений для живых существ, познакомить с понятием «лекарственные травы» и их 5-6 видами. Учить правилам безопасного поведения в природе.

занятие 11. «Времена года и растения»

Цель: Расширить представление детей о том, как сезонные изменения в природе приводят к изменениям  растительного мира, учить работать со схемами, устанавливать причинно-следственные связи.

Занятие 12. «Практический уход за комнатными растениями»

Цель: На практике учиться осуществлять уход за разными комнатными растениями, формировать умение определять степень влажности почвы и необходимость полива в зависимости от вида растений.

Занятие 13. «Животный мир – разнообразие видов»

Цель: Формировать понятие о разнообразии живых существ, населяющих нашу планету; закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их; воспитывать бережное отношение к животным.

Занятие 14. «Яркие представители животного мира  Бурятии»

Цель: Познакомить детей с животными, которых символизируют с природой родного края, рассказать о их уникальности, побуждать детей задавать вопросы, искать на них ответ в разных источниках.

Занятие 15. «Птицы»

Цель: Формировать представление о развитии птиц, учить отличать по внешним признакам водоплавающих, хищных и других птиц, развивать логическое мышление, учить выстраивать логические цепочки, наблюдая за птицами в живом уголке.

Занятие 16. «Времена года и животный мир»

Цель: Расширить представление детей о том, как сезонные изменения в природе приводят к изменениям  в поведении и образе жизни животного мира, продолжать работу со схемами, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Занятие 17. «Кормушки для зимующих птиц»

Цель: Побуждать детей заботиться о зимующих птицах, расширить понятие о зимующих птицах родного края, рассказать о том, какой корм предпочитают разные виды(Эксперимент с разным кормом); воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Занятие 18. «Основы безопасного поведения с животными»

Цель: Формировать основы безопасного поведения с дикими и домашними животными, учить грамотно вести себя при общении с обитателями живого уголка, познакомить с элементарным «языком животных» (Кошка трется о ноги хозяина – что-то просит, собака скалит зубы – злится и др.).

Занятие 19. «Кто такие грызуны?»

Цель: Познакомить с обитателями живого уголка отряда грызунов, расширить представление о размерах и образе жизни, кормлении (Эксперимент) и условиях содержания в неволе. Закрепить правила ОБЖ.

Занятие 20. «Размножение комнатных растений»

Цель: Показать детям, какими способами размножаются растения (размножение розетками, листом и т.д.); Провести опытно-экспериментальную работу по размножению; формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Занятие 21. «Целевая прогулка в сквер зимой»

Цель: Учить детей находить в окружающем признаки зимы, устанавливать взаимосвязи между временем года и изменениями в природе; развивать наблюдательность, умение рассказывать о том, что наблюдали.

Занятие 22. «Аквариум – модель подводного мира»

Цель: Расширить представление об обитателях подводного мира, роли каждого в природе; в процессе наблюдений за аквариумными рыбками, учить делать выводы из наблюдений; Развивать познавательный интерес к объектам наблюдений.

Занятие 23. «Опыт с очисткой воды»

Цель: Познакомить детей со способом очистки воды в домашних условиях, научить детей  конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы: очищать воду от примесей с помощью природных компонентов (гальки, песка, угля и фильтровальной бумаги). Показать на примере, как трудно очистить грязную воду; формировать понятие о бережном отношении к чистой воде (учить закрывать кран, когда вода не используется, не лить воду понапрасну).

Занятие 24. «Сохраним зеленую красавицу.  Изготовление искусственной елки из бросового материала»

Цель: Учить детей находить альтернативные способы решения проблемы вырубки хвойных пород деревьев к новому году, заменяя натуральные ели и сосны искусственными елочками.

Занятие 25. «В природе все взаимосвязано»

Цель: Дать представление о том, что действия человека часто приносят вред природе. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы и действиями человека. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Занятие 26. «Поможем природе»

Цель: Учить детей формулировать и схематично зарисовывать  правила, которые защитят природу от действий человека, формировать активную жизненную позицию бережного отношения к природе.

Занятие 27. «Семена – детки растений»

Цель: Познакомить с ростом и развитием некоторых культур растений, рассмотреть коллекцию семян и определиться с выбором, какие культуры дети хотели-бы вырастить сами. Развивать познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Занятие 28. «Посев семян овощных культур для огорода на окне»

Цель: научить детей осуществлять посев по схемам, учитывая глубину посева и расстояние между семенами (опытная работа  с глубиной посева). Учить детей вести дневник наблюдений.

Занятие 29. «Рассматривание проросших  семян гороха и луковиц»

 Цель: Упражнять в умении рассказывать о своих наблюдениях, находить появившиеся части (корешки, зеленые листочки), провести опыт с удалением корешков на одном опытном образце для дальнейших наблюдений и сравнений.

Занятие 30. «Огородные истории»

Цель: закрепить знания о развитии растений, научить составлять  сказки  о развитии растений на основе наблюдений из личного опыта, развивать речь, фантазию, умение излагать мысли последовательно.

Занятие 31. «Наш дом - природа»

Цель:  Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого.

 

Занятие 32. «Сравнение рыб и лягушек»

Цель: Расширить  представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях/маскировка лягушки/; Формировать обобщенное представление: рыбы – водные обитатели, лягушки – и воды и суши.

Занятие 33. «Планета Земля в опасности»

Цель:  Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Закреплять представления,  о том , чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. Объяснить роль человека в природоохранной деятельности.

Занятие 34. «Лес – дом для животных»

Цель: Расширять представления детей о взаимодействии обитателей лесного сообщества, их роли в поддержании баланса данного сообщества, воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным,  птицам.

Занятие 35. «Целевая прогулка в сквер весной»

Цель: Учить детей находить в окружающем признаки сезонных изменений с приходом календарной весны, устанавливать взаимосвязи между временем года и изменениями в природе; развивать наблюдательность, умение рассказывать о том, что наблюдали.

Занятие 36.  «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Цель: Формировать  представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности,  необходимость создания соответствующих условий близких к природным местам обитания.

Занятие 37.  «Мы в зоопарке» (экскурсия в зоопарк этнографического  музея)

Цель: Формировать представление о содержании животных в зоопарках, специальных условиях содержания; закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах пребывания  мусор. Формировать навыки безопасного поведения при наблюдении за дикими животными.

Занятие 38. «Весна в лесу»

Цель: Систематизировать знания о том, как изменяется поведение зверей  в лесу с наступлением весны; Побуждать детей высказывать свою точку зрения на происходящее (Почему так происходит?), развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

Занятие 39. «Встречаем птиц»

Цель: Совершенствовать знания о перелетных птицах; Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов); Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные.

Занятие 40. « Комнатные растения – живой организм» (Опыт с комнатным растением)

Цель: рассказать о дыхании растений и закрепить  условия для их роста, упражнять в умении осуществлять уход за растениями, требующими разного ухода и содержания (одни любят прямые солнечные лучи, другие нет и т.п.); формировать желание самим  ухаживать за ними.

Занятие 41. «Солнце и растения» (начало эксперимента с комнатным растением)

Цель: Научить проводить простейшие опыты с природными объектами – комнатными растениями,  вести наблюдения за объектами живой природы.

Занятие 42. «Солнце и растения» ( завершение эксперимента)

Цель:  Дать возможность детям самостоятельно сделать элементарные выводы и умозаключения, сформировать  стремление к исследованию объектов природы, научить делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Поощрять инициативу детей.

Занятие 43. «Первоцветы»

Цель: Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; Научить детей  бережно относиться к природе. Воспитывать ответственность за свои поступки.

Занятие 44. «Посев семян садовых цветов для цветника»

Цель: Расширить представления детей о родном крае (в Бурятии лето короткое, в связи с этим нужно выращивать рассаду), о труде взрослых. Формировать навыки трудовой деятельности. Воспитывать любовь к труду и желание сделать мир краше.

Занятие 45. «Загрязнение окружающей среды – дело рук человека» (экскурсия к котельной трубе)

Цель: Формировать  навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе; Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.

Занятие 46. «Что изучает наука экология? »

Цель: Познакомить детей с понятием «Экология», Закреплять представления,  о том, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о ней; воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.

Занятие 47. «Насекомые – польза или вред»

Цель: учить отгадывать загадки ; приобщать к действенному отношению в природе, в процессе общения с природой привить желание общаться с насекомыми  не испытывая  чувства страха; . воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Занятие 48. «Развитие бабочки»

Цель: Расширить представления  о стадиях развития насекомых (бабочка и гусеница – это одно и то же насекомое, но на разной стадии развития), закрепить знания о зимовке бабочек, научить детей вести наблюдения за объектами живой природы, не нанося им вред (правило: рассмотри и отпусти).

Занятие 49. «Посадки на грядке»

Цель: Учить детей использовать ранее полученные знания на практике, закреплять правила посева и ухода за огородными культурами. Формировать навыки трудовой деятельности.

Занятие 50. «Сорняки» - наблюдения на огороде.

Цель: уточнять и систематизировать  знания о травянистых  растениях в природе, познакомить со способом размножения трав на примере одуванчика; учить рассуждать и высказывать свои предположения (мы посадили культурные растения, а откуда тогда взялись сорняки и что с ними делать), развивать  логическое мышление, речь.

Занятие 51. «Лето на пороге»

Цель: Учить видеть сезонные изменения в природе. Учить устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы. Вести  работы на огороде. Расширить знания о труде людей  в природе.

Занятие 52. Целевая прогулка в сквер «Городские птицы » (2 занятия)

 Цель: Учить находить  сезонные изменения в поведении птиц, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы. Установить наблюдение за старым вороньим гнездом. Развивать наблюдательность. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе.

Занятие 53. Рисование на тему «Я природе друг»

 Цель: Закреплять правила бережного обращения с природными объектами. Учить отражать в рисунке  правила грамотного поведения в природе: в лесу, на водоеме. Воспитывать  желание беречь природу – наш общий дом.

Занятие 54. Викторина «Безопасное поведение в природе»

Цель: обобщить и закрепить правила безопасного общения с природными объектами, учить находить решения проблемы, развивать логическое мышление, речь, умение работать в команде.

Занятие 55. Экскурсия в музей природы Бурятии.

Цель: Познакомить с природой родного края.  Расширить представление о животных, проживающих на территории республики Бурятия, познакомить с условиями  их обитания.  Рассмотреть модель озера Байкал, многообразие видов, обитающих в нем.

Занятие 56 и 57. Мониторинг

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

                                                   

                                     

                                       

                                                                Автор: воспитатель

                                                                             Карнакова Е.В.

2017г.

ВВЕДЕНИЕ

Концептуальные основы программы

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98 года прописано: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания». С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды»  от 10 января 2002  созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

МАДОУ  детский сад № 51 реализует в своей педагогической деятельности программу «От рождения до школы», которая ставит перед педагогами задачу придания обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания. В связи с этим настоящая рабочая учебная программа базируется на таких ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». Это процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не только в деятельности, а посредством ее самой.

Рабочая учебная программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

 Актуальность создания рабочей программы

  Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей, наблюдение педагогического процесса, а также изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию экологических представлений в полном объеме, как это предусматривает ФГО. Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно важная  проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

. Поэтому данная рабочая учебная программа построена на привлечении к образовательной деятельности социальных партнеров, имеющих образовательный, научный, познавательный потенциал: городской музей Природы Бурятии, дворец  Детского и Юношеского творчества(экологический кружок) , школа №46.

Потребности ДОУ в разработке рабочей учебной программы:

1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной родного  края;

2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;

3.Укрепление партнёрских отношений с городским музеем Природы Бурятии, дворцом  Детского и Юношеского творчества(экологический кружок) , школой №46.

 Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она:

выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 6 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;

обеспечивает реализацию учебного плана программы «От рождения до школы»  в полном объёме;

способствует ранней социализации детей 6 – 7 лет, обозначенной в ФГОС;

соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;

формирует у ребенка 6  - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

 обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватыватывает следующие образовательные области:

 социально‑коммуникативное развитие; познавательное развитие;

 речевое развитие;  художественно‑эстетическое развитие; физическое развитие.

 

 

Цель программы:

Формирование целостных представлений  старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента.

 

Задачи:

обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон;

формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Виды  деятельности:

1. Организованные:

– экскурсии,
– непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная), 
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения и труд в уголке природы, в живом уголке;
– целевые прогулки в  природу;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К. Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф. Юона и др;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе.

– работа детей  с моделями;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций, семян, камней, листьев;
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д.);
– опыты и эксперименты детей, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
– марафоны, акции;
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;

– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов;

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов,  рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 2 занятия в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.

График    работы  кружка:

 

День недели

Время

среда

15.15 – 15. 45

пятница

15.15 – 15. 45

Задачи, решаемые в ходе реализации рабочей учебной программы

 «Юный эколог».

          Перед педагогами ДОУ, а также перед специалистами городского краеведческого и художественного музея, зоопарка и станции юных натуралистов стоят следующие задачи.

Учебные:  Овладение детьми действия наглядного моделирования. Формирование и поддержка познавательного интереса к природе. Формирование первичных учебных универсальных действий.

 Развивающие: Развитие коммуникационной культуры детей, социальной активности.

Воспитательные:  Формирование и  закрепление навыков экологически грамотного и бережного поведения в природе и в быту, участия в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

           Особенностью рабочей учебной программы «Юный эколог» является выделение специального времени на занятии, направленного на   реализацию регионального компонента.

 

 

Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы:

            1.Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

           2.Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

            3.Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать  основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

 

 

Содержание рабочей учебной программы по темам:

Тема 1.  «Явления природы осенью».

Цель: Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями;

Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе;

Тема 2. «Я и природа»

Цель:  Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных;

 Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/

Тема 3. «Наш дом - природа»

Цель:  Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

 Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого.

Тема 4. «Солнце – большая звезда»

Цель: Дать представление о Солнце как о звезде.

 Уточнить знания о строении солнечной системы .

Тема 5. «Почему бывают разные времена года»

Цель:  Уточнить, что Солнце – источник света и тепла.

Как происходит смена времен года .Какие сезонные изменения в природе происходят осенью.

Объяснить роль Солнца в жизни человека.

Тема:6.

Цель:   «Растительный мир осенью»

Цель: Закрепить правила поведения в природе. Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев.

 Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений.

 

Тема 7. «Уход за хомячком».

Цель: учить кормить и чистить клетку. Эксперимент с кормлением. Закрепить правила поведения с животными  в природе и живом уголке.

Тема 8. «Почва»

Цель: Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»;

Загрязнение почвы, возможные последствия; Необходимость охраны почвы.

Тема 9.  «Поможем дождевому червю найти дом»

Цель: Закрепить знания: почва как верхний слой земли.

 Уточнить, что  обитатели почвы  -  дождевые черви, объяснить  их роль в формировании почвы. Эксперимент.

Тема 10 «Сравнение рыб и лягушек»

Цель: Закреплять представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях/маскировка лягушки/Формировать обобщенное представление: рыбы – водные обитатели, лягушки –и воды и суши.

Тема 11. «Уход за аквариумом».

Цель: познакомить с понятием экосистема, объяснить, что аквариум – это тоже экосистема. Формировать бережное отношение к водным ресурсам.

Тема 12. «Беседа о перелетных птицах»

Цель: Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Связь птиц со средой обитания. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

.Тема 13. «Цветущие растения»

Цель: Закрепить названия 4-5 цветущих растений. Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе.

 Уточнить части растений  и их функции. Воспитывать  бережное отношение к природе.

Тема 14. «Комнатные растения»

Цель: учить самостоятельно ухаживать за цветами в группе, определять степень полива и условия содержания.

Воспитывать привычку ухаживать регулярно.

Тема 15. «Обитатели нашего уголка природы, волнистые попугайчики»

Цель: - Уточнить особенности внешнего вида, поведения, навыки ухода за волнистыми попугайчиками;

 Дать обобщенное понятие  - «птицы» .Объяснить роль птиц в жизни человека.

Тема 16. «Хлеб всему голова»

Цель: Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании;

 Уточнить  понятие «Культурные растения»; Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу.

Тема 17. «Планета Земля в опасности»

Цель:  Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Закреплять представления,  о том , чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. Объяснить роль человека в природоохранной деятельности.

Тема 18. «Спасите Лес – дом для животных»

Цель: Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах;

 воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.

Тема 19.  «Лес – многоэтажный дом. Цепочка в лесу»

Цель: Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга;

Уточнить понятие: лес  - как пример сообщества.

Тема 20. «Кто в лесу главный?»

 Закрепить, главное звено в лесу – растение;  Уточнить последствия уничтожения деревьев;

Воспитывать бережное отношение к лесу.

Тема 21. «Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку – красавицу наших лесов»

Цель: Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его;

Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться.

Тема 22. «Круговорот воды в природе»

Цель: Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара;  Уточнить состояние воды (жидкое, твердое  в виде льда и снега, газообразное в виде пара).

Тема 23. «Вода и её загрязнение»

Цель: Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам; Закрепить знания о  исследовании воды человеком.

 Формировать понятие о необходимости экономии воды. Обсудить суть выражения «Чистая вода  - залог  здоровья».

Тема 24. «Что мы знаем о воздухе»

Цель: Систематизировать знания о свойствах воздуха.  Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. 

Тема 25. «Как рождается ветер»

Цель:  Дать представление о движении воздуха (ветре). Роль ветра в природе и жизни человека.

Опыт с вентилятором.

Тема 26. «Приборы – помощники»

Цель:  Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха.

Ведение дневника наблюдений.

Тема 27. «Зимние явления в неживой природе»

Цель: Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер.

Тема 28. «Как растения приспособились зимовать»

Цель: Учить замечать деревья и кустарники без листьев; Наблюдения за растениями зимой.

Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы – их характерные признаки.

Тема 29. «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения».

Цель: Показать зависимость роста комнатных растений от условий.

Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях.

Тема 30. « Комнатные растения – живой организм»

Цель: Научить узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей.

Тема 31. « Морские свинки»

Цель: научить осуществлять уход и кормление морских свинок. Объяснить необходимость  регулярно чистить клетку и заботиться о питомцах. Воспитывать любовь к животным.

Тема 32. «Как животные проводят зиму в лесу?»

Цель: Закрепить значение внешних факторов в жизни животных.  Уточнить, питание животных  зимой, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения в жизни животных.

Тема 33.  «Животные  холодных стран»

Цель:  Приспособление диких животных к жизни в  суровых природных условиях;

 Особенности погодных условий Крайнего Севера. Взаимосвязь  образа жизни и внешнего вида.

Тема 34. « «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Цель:  Приспособление животных к жизни в природных условиях;

 Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

Тема 35.  «Животные жарких  стран»

Цель: Приспособление животных к жизни в природных условиях;  Дать первоначальное представление о пустыне.

Приспособление всего живого к жаркому климату  пустыни.

Тема 36.  «Беседа о зимующих птицах»

Цель: Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам.

 Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц.

Тема 37. «Зимовка диких и домашних  животных. Декоративный кролик – уход и кормление»

Цель: Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных: линька, изменение окраса и др.

 Уточнить признаки домашних и диких животных. Воспитывать доброжелательное заботливое  отношение к животным.

Тема 38. «Красная книга Бурятии»

Цель: Формировать бережное отношение к растениям и животным, занесенным в красную книгу Бурятии;

- Уточнить правила поведения в природе.

Тема 39. « Заповедные места Бурятии»

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе; Как осуществляется  охрана редких видов животных  и растений.

Тема 40. «Как солнце жизнь дает Земле»

Цель: Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Эксперимент с  рассадой.

Тема 41. «Весенние явления в неживой природе»

Цель:  Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи; Взаимосвязь с живой природой. Наблюдения в природе.

Тема 42. «Камни, песок, глина»

Цель: Уточнить  знание о  свойствах и качествах песка  –сыпучесть, рыхлость…;

Глины – плотность, пластичность, вязкость.  Вспомнить отличительные признаки камней.

Тема 43. «Экскурсии в парк, сквер»

Цель: Установление связей и зависимостей между изменениями в живой и неживой природе. Учить «грамотно»  обращаться с природой: не ломать ветки, не рвать цветов, не обижать птиц и животных. Цикл наблюдений «Пробуждение природы».

Тема 44. ««Растения  весной»

Цель: Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава…  Учить видеть разнообразие видов растений в природе. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

Тема 45. «Берегите первоцветы»

Цель: Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; рассмотреть особенности строения и назначения всех органов растений. Познакомить с редкими, исчезающими  растениями Бурятии. Воспитывать ответственность за свои поступки.

Тема 46. «Посев семян на рассаду. Начало проекта  - Огород на окне»

Цель: Закрепление навыков по уходу за  растениями. Зависимость роста растений от условий окружающей среды.

Болезни и вредители растений.

Тема 47.  «Размножение растений»   (два занятия)

Цель: Учить пересаживать комнатные растения.  Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями).

Тема 48. «Особенности жизни зверей весной»

Цель: Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных; Размножение животных. Учить бережному  отношению  к животным, их детенышам.

Тема 49. «Красноухие  морские черепахи»

Цель: Знакомство с некоторыми представителями пресмыкающихся, рептилий. Их отличительные черты.

Объяснить и уточнить значение внешних особенностей в жизни животных. 

Тема 50.   «Встречаем птиц»

Цель: Совершенствовать знания о перелетных птицах; Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов); Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные.

Тема 51.  «Когда животных в природе становится много или мало»

Цель: Учить замечать нарушение равновесия в природе.  Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания.

Вмешательство человека в природу: польза или вред?

Тема 52. « Море бывает в беде»

Цель:  Отношение современного человека с природой;  Факты отрицательного воздействия человека на природу.

Выход из проблемной ситуации: Как защитить обитателей моря от  массовой гибели?

Тема 53. «Земля – живая планета»

Цель: Формировать понятие о том, что жизнь на Земле- это общие условия для растений, животных и людей.

Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

Тема 54. «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Цель: Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Необходимость создания соответствующих условий близких к природным местам обитания.

Тема 55. «Мы туристы» (экскурсия в природу)

Цель: Закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.

Тема 56.  «Этот удивительный мир насекомых»

Цель: Уточнить многообразие насекомых. Обобщить представление о сезонных изменениях в жизни насекомых. Роль насекомых в природе. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Тема 57. «Беседа о Весне».

Цель: Учить видеть сезонные изменения в природе. Учить устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы.

 Весенние работы на огороде, в саду, поле. Труд людей  в природе. Воспитывать  желание беречь природу – наш общий дом.

 

Ожидаемые результаты:

У детей сформированы элементарные научные  экологические знания, элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Сформированы представления  о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии человека и природы. Юные  экологи заботятся о соблюдении экологических правил, у них   сформирована потребность и желание жить в гармонии с природой, ответственность за свои поступки. Умеет формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений,  применять результаты исследования в разных видах деятельности.