Организованная образовательная деятельность

Неговора Наталия Николаевна

Предварительный просмотр:

Тематическое занятие в старшей  группе, посвящённое дню Защитника Отечества: «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

(«Путешествие в историю»)

Автор: учитель-логопед МБДОУ - детский сад № 43 «Теремок» Неговора Наталия Николаевна

Программное содержание: углублять знания  детей о Российской армии. Расширять знания о воинах разных эпох (15 – 20 веков): богатырях, гусарах, воинах второй Мировой войны и современных войск. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, любить и защищать свою Родину. Воспитывать у девочек уважение к мальчикам, как будущим защитникам Родины. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы  речи. Продолжать работу по обогащению словаря.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова кольчуга, булава, поножи, венгерка, палица,  шлем.

Материал и оборудованиекостюмы и оружие богатырей, гусаров. Репродукция В.Васнецова «Богатыри». Ноутбук, песочные часы. Игра «Вооружи богатыря». Макеты – панорама, игрушки - военная техника, солдатики. Изображение пейзажа на ватмане  для игры, бумажные солдатики, богатыри, гусары, мушкетёры, клей. Флаги разных родов войск.

Предварительная работа: рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри». Знакомство с былинными богатырями, чтение сказок и былин: «Илья Муромец и Соловей - разбойник»; «Добрыня и Змей»; «Садко». Рассматривание иллюстраций с разными родами войск, техникой, вооружением. Изготовление боевой техники руками детей. Стенгазета с фотографиями ребенка с папой и рассказа о папе. Изготовление подарков для пап к празднику. Рассматривание  и обыгрывание  макетов «вооружённые силы»;  чтение энциклопедий и художественной литературы о современных солдатах: ( К.Паустовский «Стальное колечко»; С.Георгиевская «Галина мама»; Л.Кассиль «Твои защитники»; «Прямой наводкой»; «Сапёры»; Ю.Левин «Комбат»; В.Захаров «Я живу на границе»; С.Алексеев «Рассказы о Суворове» и др).

Работа с родителями. Изготовление макетов: «граница»; «аэродром»; «моря – океаны»; «танковая дивизия». Изображение рисунков, посвященных теме «День Защитника Отечества».

Ход организованной образовательной деятельности.

Логопед. Ребята, кто сможет сказать, какой приближается праздник?

Вам  хотелось бы вам узнать о воинах древних  времён?

А где можно о них узнать? (в книгах, компьютерах, музеях, библиотеках…)

Я вам предлагаю совершить путешествие во времени, отправиться в прошлое и познакомиться с воинами разных времён.

Мы отправимся с помощью колеса -  времени, которое переместит нас в пространстве, и часов, которые отмерят наше пребывание в прошлом.

Логопед. Вы  согласны отправиться в путешествие?

Но, у меня есть одно условие: помните, вести себя достойно, чтобы не потеряться во времени.

Выберем считалкой того, кто сможет управлять кллесом – времени.

                  Аты – баты шли солдаты…

Готовы?

И так, становитесь в круг, обнимите друг друга за плечи, (ребёнок с колесом становится в центр, крутит его), вместе скажем волшебные слова:  «Кручу, верчу, в прошлое попасть хочу!»

Логопед. Ребята, посмотрите, куда мы попали? Это настоящий музей истории древних воинов, здесь разместились экспонаты богатырей.

Посмотрите, какие отличительные особенности одежды были у богатырей?    

  (Кольчуга – воинский доспех в виде  рубашки из металлических колец;

 шлем – воинский головной убор из металла;

  поножи – металлическая защита на ногах)

А какое вооружение было у древних воинов?  (щит, меч, булава, лук  со стрелами, копьё, кинжал, палица – дубинка из  металла)

- На чем передвигались богатыри?  (На богатырских богатырских конях)

- Война была не всё время, а чем же они занимались? (ответы детей).

- Как вы думаете, любили ли богатыри свою Родину, свою землю?

- В чем это выражалось?

 Логопед: Ребята в музее есть картина. Кто знает название произведения? (В.Васнецов «Богатыри»).  Что можно сказать о картине? (Богатыри стоят на страже Руси).   И ещё с жизнью Богатырей можно познакомиться в живописи дети рассматривают несколько иллюстраций о богатырях).

- Какими были богатыри? (мужественными, храбрыми, сильными)

-Послушайте, что расскажут о себе сами богатыри.

1 Богатырь: Богатырь силен как вольный ветер,  могуч, как ураган.

                Он защищает землю от злобных басурман.

2 Богатырь: Он силой доброю богат, он защищает стольный град.

                Спасает бедных и детей, и стариков и матерей!

Логопед: Народ любит и чествует богатырей. О них слагают песни, былины, о них говорят в пословицах. Какие пословицы о богатырях вы помните?

Дети: 1) Не родом богатырь славен, а подвигом.

        2) Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.

        3) Славна богатырями земля русская.

        4) Богатыря узнаешь на поле брани.

        5) Богатырская рука однажды бьет.

Логопед: Богатыри земли русской оставили нам такой завет:

1 Богатырь: Любите Родину, защищайте и берегите ее.

2 Богатырь: Защищайте слабых, стариков и детей.

3 Богатырь: Будьте сильными, храбрыми, мужественными.

Воспитатель: Сможем мы с вами выполнять заветы богатырей?

- Вы теперь много знаете о древних защитниках Родины.

- Я, предлагаю вам поиграть в игру, померятся в силе и ловкости.

«Победи соперника»

Две пары мальчиков встают на доски, руки за спиной. Плечом толкают друг друга, чтобы столкнуть соперника с доски. Тот кто удержался на доске – победитель соревнования.

Логопед. Ребята, посмотрите на часы, нам пора перемещаться в следующую эпоху.

Крутим  колесо – времени, становимся в круг и говорим волшебные слова:

                    «Кручу, верчу, в другое время попасть хочу».   

Логопед. А здесь нас встречают ГУСАРЫ. В этом   историческом музее нас ждёт настоящий экскурсовод, знаток гусарских дел (ребёнок), который расскажет нам о гусарах, а мы внимательно послушаем.

        Рассказ ребенка - экскурсовода:      

 ГУСАРЫ - род кавалерийских войск. Возникли в Венгрии, потом распространились и в армиях других стран. Венгерское происхождение нашло отражение в форме:

        Венгерка или доломан – куртка со шнурами.

         Кивер или меховая шапка с султаном, а в ней был потайной карман.

         Кушак – пояс.

         Низкие сапоги со шпорами.

Вооружены были гусары саблей, карабином, пистолетом.

Задачами гусарской кавалерии была разведка, действие в тылу врага, если враг бежал, в дело вступали гусары – захватывали пленных, обозы, оружие.

Логопед. Спасибо экскурсоводу. Ребята, мы слышали несколько новых слов. Предлагаю вам запомнить слово «венгерка». Что же это такое? (Это куртка со шнурами). Разделитесь на пары и шёпотом на ушко скажите друг другу это слово. Запомните его.

Логопед.  Давным – давно, в далеком 1812 году

Логопед. Наше время зовёт нас в другую эпоху.  Становитесь в круг, ребёнок с ноутбуком в середину.  Включай ноутбук времени, а мы скажем волшебные слова:

       «Кручу, верчу, в  другое время попасть хочу».

Логопед.   А в этой эпохе мы познакомимся со знаменитыми воинами, храбрецами и дуэлянтами, которые сокрушали врагов –    МУШКЕТЁРАМИ.

Нас встречает историк (имя) который, расскажет о мушкетёров.

      Ребёнок.

     Мушкетёрами их назвали так, потому что солдат был вооружён мушкетом. Были у них  шпаги, длинный кинжал - дага. Одеты были мушкетёры в короткий плащ – который назывался казакин. А цвет плаща, являлся знаком отличия каждой роты – (серая, синяя и красная).

        Широкополая шляпа со страусиным пером, которую мушкетёры снимали перед дамами, склонив голову.

       В эти времена были популярны дуэли. Что это такое? Это поединок на смертельном оружии с секундантами, которые следили за соблюдением правил.

       На дуэль вызывали за оскорбление чести.

Логопед. Спасибо историку.  

В этом историческом промежутке времени мы тоже услышали новые слова. Слово «дуэль», а это что значит? Разделитесь на пары и шёпотом на ушко скажите их друг другу это слово.

Логопед. Нам много известно о гусарах и мушкетёрах предлагаю поиграть в игру: «Одень гусара и мушкетёра». Мальчики оденут гусара, а девочки мушкетёра. (дети надевают элементы костюмов, демонстрируют их.)

Ребята посмотрите на часы, наше время истекло и нам пора возвращаться обратно. И сравнить воинов других веков с нашими  современными вооружёнными силами. 

Логопед. Мы с вами побывали в разных эпохах, узнали о них новое, а что мы знаем о нашей современной армии?

А вы знаете, что был такой на Руси император Петр 1. (Пётр Алексеевич Романов). Он  способствовал  развитию  армии и флота?    Сам Пётр  1 очень любил учить, и  открыл учебные заведения по военному делу в Москве и Санкт-Петербурге. Армия стала лучше вооружаться и за короткий период времени одерживала крупные победы. А ещё Пётр 1 ввел воинские звания, учредил ордена и медали.

Логопед. Предлагаю вам рассмотреть нашу панораму.

Ребята, в нашем современном мире, какие существуют рода войск?

Чем они отличаются друг от друга? (формой, занятием, вооружением, техникой)

- Точно! Значит, есть войска сухопутные, морские, воздушные.

- По какому признаку можно определить род войск? (знак отличия, по флагу)

Предлагаю вам игру  «Расставьте флаги в соответствии с родом войск»

Логопед. Предлагаю вам поиграть: Д/и «Подберите слова», характеризующие воина?

Мы тоже постараемся воспитать в себе эти качества, особенно мальчики.

Логопед. Ребята, у нас есть  пейзажа, а хотите разместить солдатиков на нём?  И вспомнить в каких периодах мы были и с какими воинами познакомились.

ИГРА: «Размести воина в своём времени».

ПРАВИЛА: дети делятся на две команды: мальчики и девочки. Разместите солдата в свой период времени, работать быстро и тихо, чтобы команда соперников вас не подслушала. Выбирают один плакат с изображением окрестности и наклеивают солдатиков.

В процессе игры, закрепляем новые слова.

Друзья, имея такую сильную армию, мы сможем всегда жить в мире.

Но, какое бы ни было вооружение, хочется, что бы оно ни когда не разрушало города и не губило людей.

Послушайте стихотворение Н.Найдёнова

Пусть будет мир

Пусть пулемёты не строчат.

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубиться дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают не к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

Логопед. У нас в группе тоже есть мальчики, будущие защитники Родины, и нам хотелось бы поздравить их с этим праздником.

Девочки подарите нашим мальчикам поздравительные открытки.

Логопед. Отряд! Стройся! Смирно! Под звуки марша, шагом марш!

Используемая литература

  • Г.Я. Затулина. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Москва пед. общество России 2007г. С. 90; 99; 101; 103; 104; 106; 107; 110; 111.
  • Н.В.Волчкова. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада»,Воронеж «Учитель» 2006г.  с. 112.
  • «Развитие речи и творчества дошкольников» Под ред. О.С.Ушаковай,Москва. Т.Ц.Сфера 2007г. с. 75
  • О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5 -7 лет»,Москва Т.Ц.Сфера 2007г.   с.  189.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: “ В гостях у бабушки Агафьи”

Цель:

актуализация словаря детей по теме «Домашние животные».

Задачи.

1.Коррекционно-образовательные задачи. 

- Закрепление представлений о домашних животных.

- Уточнение и расширение словаря по теме "Домашние животные".

2.Коррекционно-развивающие задачи. 

- Работать над лексико-грамматическим строем речи (образование глаголов множественного числа).

Словарь: закрепить названия животных и детенышей; уточнить названия действий животных: корова – мычит, лошадь – ржет, коза, овца – блеет, свинья – хрюкает, собака – лает, кошка – мяукает.

Развивать фонематический слух: закреплять умение выделять первый звук в слове, находить слово на заданный звук.

Развитие творческого воображения

3.Воспитательные задачи. 

- - Воспитывать любовь к домашним животным.

- воспитывать познавательный интерес, желание узнавать новое;

Дети рассматривают на экране изображение домашних животных.

Воспитатель спрашивает:

-Ребята, скажите, а откуда у человека появились домашние животные? (Ответы детей)

- Правильно, люди их давно приручили-одомашнили. Когда произошло одомашнивание животных – трудно сказать. Ведь даже Библия сообщает об овцах, козах и гусях, как о животных, всегда живших с человеком. Своеобразное одомашнивание встречается даже в дикой природе. Например, самки обезьян могут усыновлять щенков и выращивать их, как своих детенышей. Подросшие псы охраняют стаю обезьян. Кто знает, возможно, наши далекие предки шли тем же путем?

-А зачем человеку нужны животные? (Ответы детей: Одни дают мясо, молоко, шерсть, шкуры, яйца, другие – перевозят грузы, разносят почту и охраняют стада, третьи – служат компаньонами, друзьями).

- А как вы думаете, какое животное было приручено самым первым?

Первым одомашненным животным  был волк, одомашненным подвидом которого является собака (на экране демонстрируется слайд с изображением древних людей и собаки). Поначалу она служила помощником при охоте, а позже исполняла и сторожевые функции

.

Физ.инструктор: Эстафета «Собачья упряжка»:

Участники каждой команды делятся на пары: ездок - сзади, собачка-впереди. Пары быстро едут к кегле и обратно, передают эстафету следующей паре. Побеждает команда, раньше выполнившая задание.

Есть и животные, обитающие исключительно в какой-то определенной местности – буйволы, верблюды, ламы, северные олени. Дикие предки этих животных обитали в суровых условиях, поэтому они могут служить людям на холодном севере.

Физ.инструктор:  Подвижная игра «Ловля оленей».

2-3 участника берутся за руки - это сети для ловли оленей, остальные участники бегают по залу, стараясь не попасть в сети. Пойманные участники берутся за руки, увеличивая размер сетей. Игра продолжается, пока не поймают всех оленей.

Учитель-логопед: Самыми распространенными и хорошо известными всюду животными являются корова, лошадь, овца, коза, свинья. Эти животные разводятся повсеместно, многочисленные породы хорошо приспособлены практически к любому климату.

Они пришли к нам в гости, а кто пришел – угадайте

Упражнение «Назови домашнее животное на звук»:

[С] - …;  [Л] - …;  [К] - …;  [Б] - …

(Дети угадывают животное, на экране появляется его изображение.)

Игра «Что делает домашнее животное, а что делают домашние животные?»

          Котёнок лакает, а котята лакают.

Телёнок бодается, а телята …

Щенок бежит, а щенята …

Козлёнок скачет, а козлята …

Поросёнок роет землю, а поросята …

Жеребёнок прыгает, а жеребята …

Ягнёнок жуёт, а ягнята …

Музыкальный руководитель

А сейчас мы с вами озвучим домашних животных. Покажем, какие звуки они издают.

(Инсценировка песни  русской народной песни «Ярмарка»)

Психолог

Ребята, как хорошо вы знаете домашних животных. Давайте  поиграем с вами в игру «Найди себе пару среди животных».

Ведущий раздает заранее приготовленные листочки с изображенными на них животными каждому участнику. Ребятам нужно по команде кричать так, как кричит животное, изображенное на его карточки и слушать других детей. Кто быстрее соберется в группы, тот победил.

На экране появляется изображение священной индийской коровы.

Очень сильно облегчилась жизнь человека, когда он приручил корову. Корова со своим молоком, мясом, шкурами оказалась настолько замечательным животным, что во многих странах ее считают священным животным. В Индии коров почитают так же, как и матерей потому, что коровы спокойные, добрые,  мудрые. Ее называют Корова-Мать. На корову нельзя кричать, бить ее и тем более нельзя ее есть. Индусы верят, что если корову любить и почитать, то она может исполнить любое желание. Давайте и мы украсим нашу корову, загадаем желание,  и оно сбудется.

Сделаем для коровы гирлянду.

Детям раздаются карточки с указанным рапортом (например, кружок, цветок, листок).   Этими гирляндами украшают корову и загадывают свои желания.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: