Творческое объединение "Мастерилка". Работа с детьми с особыми образовательными потребностями.

Вот уже  шесть с половиной лет я работаю с детьми с особыми образовательными способностями.  Творческий союз и педагога носит название "Мастерилка". 

Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 1 г. Слюдянки Иркутской области

        

 Дополнительная общеразвивающая программа

                                                                                                 кружка «Мастерилка»

начальное общее образование 1-4 классы

основное общее образование 5-6 классы

                                                                                                               Направленность программы:

                                                                                                               художественно-эстетическая

                                                                                       

                                                                    Составитель:

Емельянцева Ирина Борисовна,

Учитель технологии

               Срок реализации: 6 лет.

                                                   

Принято на заседании педагогического совета

«___________»августа 2017  Протокол №________

                                                                                                                        2017год



                                                                                           

       Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».  

Основные способы освоения действительности – декоративный и конструктивный (конструирование и украшение). Основные виды художественной деятельности – работа с пластилином, аппликация, мозаика, конструирование и моделирование, работа с тканью и нитками. Занятия проводятся по методу интегрирования, что способствует решению комплекса дидактических, методических и воспитательных задач.

    Основу содержания программы составляет ознакомление детей с различными материалами и их свойствами (пластилин, бумага, картон, бумага для ксерокса, синтепон, ткань нитки для вязания, фольга, гофрированная бумага), а также с доступными видами их художественной обработки; знакомство с техниками выполнения заданий в процессе которых, дети приобретают определённые знания, творческие умения, практические навыки, формируется эстетическое видение окружающего мира. В соответствии с педагогическими задачами дети творчески воспроизводят образцы, создают собственные поделки, обыгрывают их, переживая радость созидания.

    Содержание программы выстроено в определённой последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса в соответствии с возрастными особенностями и по мере развития моторных умений у детей, а также степенью  сложности обработки материалов.

    Показателями эффективной реализации программы является высокий уровень общего развития ребёнка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, овладение простейшими ручными операциями. Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости и точности в выполнении действий.

 В процессе работы развивается:

мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

сенсорное восприятие, глазомер;

логическое воображение;

волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);

художественные способности и эстетический вкус;

 добрые чувства к близким, возможность выразить эти чувства, ведь творчество позволяет сделать подарок своими руками;

 самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Качественная характеристика уровней выполнения заданий:

- низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.

- средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.

- высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

      Вывод:  для развития художественного творчества художественных навыков детей  младшего школьного возраста необходим системный подход и условия формирования навыков через организацию кружковой работы по ознакомлению и обучению нетрадиционным приемам и технике работы с бумагой, как нового нетрадиционного приема.

Цель программы: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества у детей младшего школьного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой и нитью.

  Главная задача состоит в том, чтобы заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию разнообразных поделок, которые потом могут использоваться как на занятиях, так и в творческих играх, оформлении группы, детского сада.

                                                                         

     Программа «Мастерилка»  представляет единую систему непрерывного  художественного воспитания и образования детей в возрасте от 6 до 16 лет.    Программа соответствует общеразвивающим системам интегративного типа. Художественный труд детей рассматривается в ней как важнейшее средство воспитания, развития интеллекта и духовно-нравственной сферы личности. Обучение основывается на концепциях эстетического воспитания, в соответствии с которыми формирование художественного образа находится в неразрывном единстве с развитием представлений о родной природе, труде, быте, национально-художественных традициях народа.

    На начальном  этапе обучения значительное внимание уделяется развитию:

* наглядно-образного, пространственного, композиционного, колористического мышления;

* творческого воображения и творческих способностей, самостоятельности;

* мелкой моторики рук.

     

                                                                                          Организация занятий

    Занятие проводится с детьми по группам. Обстановка на каждом занятии соответствует характеру учебной деятельности детей. Используются наглядные и практические методы образования, привлекаются разнообразные наглядные материалы: предметные, изобразительные, графические. Предусматривается рациональное расположение материала, определяется последовательность его исполнения, способ подачи и характер деятельности с ним.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Методы и приёмы:

  1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь)
  2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц, загадок, стихотворений)
  3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделок, игра)

    Форма подведения итогов реализации данной проблемы является – выставка.

    Предложенная проблема является вариативной, т.е. при возникновении необходимости допускается корректировка  содержания и форм занятий, времени прохождения материала.


Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения

Наименование разделов и тем

Количество

 часов

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

теория

практика

1

Аппликация из цветного картона и ниток «Солнышко»

1

7.09

2

Панно из цветных нитей «Букет цветов»

1

14.09

3

Бумажные фонарики «Весёлые тыквочки»

1

21.09

4

Пластилиновая живопись «Рыбки», «Осень»

1

28.09

5

Сувенир «Божья коровка»

1

5.10

6

Волшебный пластик (брелоки)

1

12.10

7

Открытка ко Дню Матери

1

19.10

8

Аппликация «Золотая рыбка»

1

26.10

9

Аппликация «Снеговик»

1

9.11

10

Аппликация «Весёлый Пингвин»

1

16.11

11

Новогодняя открытка

1

23.11

12

«Елочка из ладошек» (творческая коллективная работа)

1

30.11

13

Аппликация «Кот Котофеевич»

1

7.12

14

Аппликация из бумажных скруток «Собака», «Клоун»

1

1

14.11

15

Открытка – закладка для книг

1

21.11

16

Аппликация «Мишка Панда»

1

28.11

17

Открытка – валентинка (рисунок с помощью ватных палочек)

1

11.01

18

«Сердечко» (пластилин, бисер)

1

18.01

19

Коллаж «Богатырь»

1

25.01

20

Коллаж «Матрёшка»

1

8.02

21

Коллективная творческая работа «Тюльпаны на окне»

1

15.02

22

Аппликация из резаных нитей  «Весёлый клоун»

1

22.02

23

Прорезная аппликация «Цветы в вазе»

1

29.02

24

Аппликация «Звёздное небо»

1

2.03

25

Оригами «Сердечко», «Собачка», «Кошка»

1

9.03

26

«Корзина с цветами» коллективная творческая работа

1

16.03

27

Мозаика из семян и пластилина

1

30/03

28

Прорезная аппликация «Ягодка»

1

11.04

29

Аппликация из кусков ткани «Кукла»

1

18.04

30

Магазин кукол «Я люблю свою лошадку»

1

25.04

31

Аппликация из ниток «Черепаха Тортила»

1

16.05

32

Диагностика

2

23.05

                                                                                                                                                        Итого:          17                   17        

                                                                                                 Второй год обучения

                                                 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

теория

практика

1

Вводное занятие

1

3.09

2

Объёмная аппликация 3d:

* Кот

* Собака

* Золотая рыбка

* Стрекоза

* Божья коровка

* Мышка

* Корова

*Заяц

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10.09

17.09

24.09

1.10

8.10

15.10

22.10

29.10

12.11

3

Традиционная русская вышивка

*Простейшие швы

*Салфетка

*Сумочка

1

2

2

1

19.11

26.11-3.12

10.12-17.12

24.12

4

Новогодний калейдоскоп

*Новогодние открытки

*Новогодние сувениры

1

2

2

14.01

21..01-28.01

4.02-11.02

5

Рождественские поделки и сувениры

1

2

18.02

25.02

3.03

6

Всё для пап:

*Открытки своими руками

* Поделки для пап

1

1

1

10.03

17.03

24.03

7

Весенняя ярмарка:

  • Сувениры и поделки для мамы
  •  Открытки для мамы
  • Волшебный квиллинг
  • Цветы из бисера

1

7.04

14.04-21.04

28.04

5.05-12.05

19.05-26.05

                                                                                                                                                         Итого:        7ч.              27ч.


                                                                                                            Третий год обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

теория

практика

1

Вводное занятие

1

3/09

2

Моделирование из бумаги:

*Такса

*Миттельшнауцер

*Аппликация из ватных шариков

*Аппликация из обрезков нитей

1

1

1

1

2

10/09

16/09

23/09

30/09

7/10,7/10

3

Бисероплетение:

*Игрушки из бисера

*Цветы из бисера

* Фенечки из бисера

1

1

1

1

14.09

21.09

28.09

11.11

4

Новогодние поделки и сувениры:

*Объёмная открытка

*Ёлка из ниток и бисера

*Дед Мороз и Снегурочка из бисера

1

2

1

1

18.11

25.11, 25.11

2.12

9.12

5

Волшебная изонить:

*Рыбка

*Бабочка

*Цветок

1

1

1

1

16.12

23.12

13.01

20.01

6

Сувениры своими руками:

*Подушка-игольница

*Игрушки из флиса

1

1

2

27.01, 3.02

10.02, 17.02

7

Макраме:

*Фенечки из ниток

*Закладки для книг

*Кулон «Черепашка»

*Плетёные цветы

1

2

2

2

2

24.02

2.03, 9.03

16.03 – 30.03

6.04-13.04

20.04-27.04

8

Подготовка к итоговой  выставке.

4

4.05-25.05

                                                                                                 Итого:           7ч.         27ч

        


                                                                                       Четвёртый год обучения

                                           

Наименование разделов и тем

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

теория

практика

1

Введение. Техника безопасности. Материалы и приспособления.

1

2.09

2

Квиллинг:

*Полевые цветы

*

Зверьё моё

*Объёмные открытки

1

2

1

1

9.09

16.09-23.09

30.09

7.10

3

Бисероплетение:

*

Объёмные цветы

*Аквариумные рыбки

*Деревья из бисера

2

1

1

1

14.10-21.10

28.10

11.11

18.11

4

Новогодняя сказка:

*

Дед Мороз и Снегурочка. Объёмное моделирование

*Снежинки из пенопласта

2

1

1

18.11-25.11

2.12

9.12

5

Куклы ручной работы:

*

Чердачная кукла

*Тряпичная кукла

*Лоскутная кукла

3

1

1

1

16.12-13.01

20.01

27.01

3.02

6

Увлекательное макраме:

*

Сумка для сотового телефона

*Плетёные цветы

4

1

1

10.02-2.03

9.03

16.03

7

Вышивка крестом

3

3

30.03-4.05

8

Подготовка к итоговой выставке

3

11.05-25.05

                                                                                                                               Итого:   17                           17

                                                                                           Пятый год обучения                

Наименование разделов и тем

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

теория

практика

1

Введение. Техника безопасности. Материалы и приспособления.

1

4.09

2

Папье-маше. Изготовление основы (папье-маше)  для изделия-топиарий

1

4

11.09-9.10

3

Знакомство с техникой «торцевание». Заполнение основы торцеванием.

Панно  в технике торцевания

1

3

16.10-13.11

4

Модульное оригами. Способы соединения модулей.

Изготовление изделия в технике «Модульное оригами»

1

4

20.11-18.12

5

Текстильные материалы для игрушек. Изготовление  игрушки-сувенира.

1

3

25.12-29.01

6

Аксессуары в одежде: брошки  из текстильных материалов.

1

3

5.02-26.02

7

Вторая жизнь вещей. Изготовление совы-органайзера  из дисков.

1

2

4.03-18.03

8

Айрис фолдинг - радужное складывание

1

2

25.0315.04

9

Проектная деятельность

1

4

22.04-27.05

                                                                                                                                 Итого:               9 ч.             25ч

                                                                                                    Шестой  год обучения                

Наименование разделов и тем

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

теория

практика

1

Введение. Техника безопасности. Материалы и приспособления.

1

4.09

2

Куклы –Тильды.

1

4

11.09-9.10

3

Куклы-Тильды. Зверушки.

1

3

16.10-13.11

4

Новогодние игрушки из фетра.

1

4

20.11-18.12

5

Текстильные материалы для игрушек. Изготовление  игрушки-сувенира.

1

3

25.12-29.01

6

Аксессуары в одежде: брошки  из текстильных материалов.

1

3

5.02-26.02

7

Вторая жизнь вещей. Изготовление поделок из бросового материала.

1

2

4.03-18.03

8

Пасхальный печворк.

1

2

25.03-15.04

9

Проектная деятельность

1

4

22.04-27.05

                                                                                                                                 Итого:               9 ч.             25ч

Диагностика обученности  детей по программе «Мастерилка»

                                                        

Ф.И.   ребёнка

Развитие моторных способностей

Умение выполнения задания на воспроизведение образа

Последовательность в работе

Умение работать коллективно

в – высокий уровень

с - средний

н - низкий

Требования к уровню подготовки

Требования к знаниям:

 1год обучения

 2 год обучения

 3 год обучения

 4 год обучения

5 год обучения

6 год обучения

- знать виды используемой в работе бумаги;

-основные приёмы работы с бумагой;

-виды используемых материалов;

- о различиях плоскостной и объёмной аппликации;

-об эстетических требованиях к изделиям.

- об особенностях  в работе с объёмной аппликацией;

- о истории традиционной русской вышивки;

- о истории бумажной филиграни или квилинга;

- об общих сведениях о цвете.

- об особенностях моделирования из бумаги;

- о истории бисероплетения;

вариантов плоского плетения.

- о истории изонити;

- о истории сувенира в России;

- о истории макраме.

- об особенностях национальных традиций в декоративно-прикладном творчестве, искусстве, творчестве родного края.

- об особенностях квилинга;

   

-о закономерностях в бисероплетении;

вариантов объёмного плетения.

- о истории изготовления кукол; виды кукол.

- знать старинные и современные виды рукоделия.Знать национальные виды рукоделия.  Находить                                                                                                                                                               и представлять информацию  о современных видах рукоделия.

-знать технологию выполнения папье-маше. Уметь аккуратно оклеивать форму кусочками бумаги. Разводить клей  с водой в правильной пропорции. Знать понятие «пропорция». Правильно сушить заготовку. При работе выполнять технику безопасности.

-Знакомство с японским искусством  модульного оригами. Складывать модули по схеме. Соединять  модули  между собой без клея. Соединять  модули между собой: на длинных сторонах, на коротких сторонах, два модуля на длинных сторонах, один – на короткой стороне.

- знать историю появления куклы Тильды. Находить                                                                                                                                                               и представлять информацию  о современных техниках шитья Тильды..

-знать технологию выполнения работы по шитью Тильды.

При работе выполнять технику безопасности.

                                                                              Требования к умениям:

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

5 год обучения

6 год обучения

- работы с различными видами бумаги;

- работы с ножницами;

-  работы с клеем;

- работы по шаблону;

- работы по образцу;

-кратко анализировать выполненную работу.

- выполнения объёмной аппликации;

-выполнения простейших швов;

-самостоятельно выполнять образцы изделий;

-  скручивания бумаги;

- производить оформление и отделку работ.

- моделирования и конструирования из бумаги;

-основных приёмов и способов  бисероплетения;

-самостоятельного выполнения объёмной открытки;

- самостоятельно выполнять работу  в технике изонити;

- самостоятельного объёмного плетения в технике макраме;

- выполнения декоративно-прикладных работ в национальных традициях;

-выполнения работ в технике объёмного квилинга;

-работы в технике объёмного бисероплетения;

-создания кукол в рахных техниках.

-заготавливать салфетки для работы в технике торцевания. Подбирать салфетки по цветовой гамме.  Работать в группе, выполнять часть панно. Соединять части панно в единое целое.

Определять вид материала.  Выполнять экономную раскладку готовых выкроек  на  ткани,  обмеловку   с   учетом   припусков   на швы.

 

   Выкраивать                           детали                                   швейного изделия с   учетом   припусков   на швы. Уметь выполнять прямые стежки,  строчки.

 Соединять две и более детали различными видами ручных стежков и строчек.

Придать окончательный вид готовому изделию: к готовому изделию пришить глаза, нос, рот,  выполнить декоративные швы.

-Уметь применять «бросовый» материал. Работать с шаблонами. Переводить шаблон на ткань, выкраивать детали. Соединять детали между собой с помощью клея. Придавать изделию законченный вид.

-Заполнять пространство вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками в технике «закрученная спираль». Знать принципы изготовления схем. Пользоваться готовыми схемами, шаблонами  и картинками. Окончательно оформлять свою работу.

-Уметь презентовать свои работы.

- виды швов, применяемые при пошиве мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад иголку»,«строчка», петельный шов, шов «через край», потайной шов. Ознакомление с технологиейвыполнения ручных швов. Назначение швов и область их применения. Выполнение различных видовшвов.

Цветовое решение игрушек. Виды тканей, используемых для изготовления текстильнойкуклы. Мех и флис – недостатки и преимущества. Выбор материалов по их свойствам. Набивка, еёвиды. Приспособления для набивки. Кукольная фурнитура.Знакомство с лекалами и количеством деталей. Работа с чертежами и выкройками. Снятиелекал с журнала на кальку. Увеличение и уменьшение выкроек. Раскрой. Лексическое значение слов«деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз». Принцип зеркальной симметрии. Правилахранения выкроек.

Создание эскиза куклы. Конструирование выкройки. Создание куклы по собственному эскизу.Защита проектов. Выставка кукол.


                                                              Личностные и метапредметные результаты освоения курса

В сфере личностных универсальных учебных действий у  обучающихся будут сформированы:

 - учебно – познавательный  интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

 - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

 - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

 - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

 - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

 - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Обучающиеся  получат возможность для формирования:

 - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

 - возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

 - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий  обучающиеся научатся:

 - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

 - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

 - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

 - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

 - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

 - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Обучающиеся   получат возможность научиться:

 -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

 - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 - пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

 -осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

 -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

 - различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

 - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

 - осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

 - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

 - художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

 - развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

 - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

 Школьники получат возможность научиться:

 -создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

 - понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

 - более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

 -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

 Обучающиеся  получат возможность научиться:

 - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

 - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

 -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

 -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

 В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

                                                                   Перечень  учебно-методических средств обучения

  1. Технология «Умелые  руки». Методические рекомендации. Издательство «Ассоциация  XXI век». Смоленск, 2004
  2. В.М. Кошелев. «Художественный и ручной труд в детском саду». М: просвещение, 2001
  3. И.М. Петрова «Волшебные полоски». Ручной труд для самых. С-П «Детство – Пресс», 2002
  4. Л.В. Пантелеева. «Детское рукоделие». Художественный труд в детском саду и семье. М: «Просвещение», 2005
  5. Н.Г. Пищикова. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике-2». М:, 2007
  6. Е.А. Бойко.  «Квилинг или бумажная филигрань»,М:, 2009
  7. Н.Васина.  «Бумажная симфония». М, 2009.
  8. М.И. Нагибина. «Плетение  для детворы из ниток, прутьев и коры». Ярославль, 2006
  9. И. Аганова, М. Давыдова. «Аппликация». М, 2008.
  10. Н.В. Дубровская. «Аппликация из гофрированной бумаги. С-П «Детство-пресс», 2009.
  11. «Игрушки из бумаги и картона»  С-П, «Валеры СПб), 1997.
  12. Гусакова. «Аппликация» М: «Просвещение», 2005
  13.   Т.Н. Проснякова «Собачки». Самара, Издательство «Учебная литература» , 2007
  14.  А.В. Белошистая, О. Жукова. «Времена года» Мастерим и играем. ООО «Дрофа», 2009.
  15. «Новые самоделки из бумаги».94 современные модели. _ М: «Лирус», 1995.
  16. Т.Н. Проснякова. «Уроки мастерства». Издательство «Учебная литература» , 2003
  17. Технология «Творческая мастерская 4ая» Издательство «Учебная литература» , 2005
  18. Т. Сержантова. «Оригами для всей семьи. М:, 2003

 

Интернет- ресурсы:

  1. http://www.chudo-_mastera._melnikova_i._p._g._leninsk-_kuzneckiy.docx
  2. http://www.rabochaya_programma_po_vd_tvorch._mast._5_kl.doc 
  3. http://www.youtube.com/watch?v=yxw6hyG8UnQ Модульное оригами
  4. http://www.youtube.com/watch?v=R5UZxs3eq14 Оригами Кусудама
  5. http://www.youtube.com/watch?v=CW4abJs2KO4 Топиарий
  6. http://www.youtube.com/watch?v=8xyLdXG-6hs Плетение из газет
  7. Интернет-журнал «Крестик»: вышивка крестом и другие виды рукоделия
    Источник: 
    http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/brosh_svoimi_rukami/10-1-0-1087
    © nacrestike.ru
  8. Источник: http://nacrestike.ru/publ/master_klassy/cvety_iz_atlasnykh_lent/9-1-0-921
    © nacrestike.ru
  9. Источник: http://masterclassy.ru/ Папье- маше
  10. http://www.youtube.com/watch?v=Gm3lUNLDuR4 воздушная петля, столбики без накида
  11. http://www.happy-giraffe.ru/community/24/forum/post/49779/

Лист корректировки рабочей программы педагога МБОУ ООШ №1 г. Слюдянки

Дата проведения планируемая

Дата проведения фактически

Класс

Причина отставания (опережения)