Внеурочная деятельность. Кружок "Юный модельер".

Рабочая программа «Юный модельер» разработана  в  соответствии  с  «Примерными  требованиями  к  образовательным  программам  дополнительного  образования  детей»  Министерства  образования  и  науки РФ  от  11  декабря  2006 г. №06-1844, на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 262019.03 Портной.

В современном мире детская мода уже приобрела статус «значимой» и оказывает такое же влияние, как и взрослая. Тем более, одежда ручной работы считается очень модной и ценной, так как она обычно абсолютно уникальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_modeler.docx52.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 1 г. Слюдянки Иркутской области

Дополнительная общеразвивающая программа

кружка «Юный модельер»

начальное общее образование 5-7  классы

Направленность программы:

художественно-эстетическая

Составитель:

                                                                                                                                                                                                                                 Емельянцева Ирина Борисовна,

                                                                                                                                                                                                                                      Учитель технологии

                                                                                                                                                                                         Срок реализации: 2 года.

Принято на заседании педагогического совета

«___________»августа 2018  Протокол №________

2018год

                                                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Юный модельер» разработана  в  соответствии  с  «Примерными  требованиями  к  образовательным  программам  дополнительного  образования  детей»  Министерства  образования  и  науки РФ  от  11  декабря  2006 г. №06-1844, на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 262019.03 Портной.

В современном мире детская мода уже приобрела статус «значимой» и оказывает такое же влияние, как и взрослая. Тем более, одежда ручной работы считается очень модной и ценной, так как она обычно абсолютно уникальна.

Школьная программа не раскрывает всех особенностей и тонкостей индивидуального пошива, моделирования и конструирования одежды, не дает представления об истории  моды, модельерах, стилях одежды и, самое главное, не воспитывает чувство стиля и красоты. Каждый ребенок стремиться быть уникальным, тем более девочки, а навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды, полученные на занятиях, дадут возможность детям шить любые изделия, а некоторым из них и определиться с будущей профессией. Это имеет большое практическое значение в дальнейшей жизни ребенка. Все  это определяет новизну данной программы.

Актуальность программы заключается в том, что ребенок, освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления основных видов одежды, сможет самостоятельно с ранних лет создавать свой неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без лишних затрат.      

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении  детей навыкам моделирования и конструирования не только по схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий в соответствии с особенностью своей фигуры.

Цель программы: Создание условий для развития мотивации детей на творчество через увлечение модной индустрией, посредством моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды.

Задачи:

Обучающие:

- обучить основам моделирования и конструирования швейных изделий;

- обучить технологии и последовательности изготовления швейных изделий;

- обучить качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;

- научить изготавливать чертеж выкройки швейного изделия;

- научить читать чертежи;

- научить определять название и форму деталей кроя;

- научить выполнять  разнообразные виды ручных швов;

- научить выполнять  разнообразные виды машинных  швов и отделок изделий;

- научить подбирать материал  для изготовления швейного изделия;

- научить выбирать последовательность операций по изготовлению.

Воспитательные:

- воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;

- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;

- воспитать культуру общения в детском коллективе во время занятий;

- воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием.

Развивающие:

- развивать моторику рук во время занятий;

- развивать идейно-художественное мышление;

- развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий.

Нормативная база

  1. Закон об образовании в РФ от 29.12.2012 г. № 273.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. – М. : Владос, 2014.
  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебной программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.  Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г
  4. Программа обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5-9 классах». В 2ч. Ч.2 / сост.: Т.Б. Баширова. Иркутский институт повышения квалификации работников образования. – Иркутск, 2011.
  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ООШ №1 г. Слюдянки на 2015- 2020 г.г.
  6. Учебный план  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа  №1 г. Слюдянки на 2018-2019 учебный год
  7. Федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2015-2016 учебном году.

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 9 до 16 лет.

Срок реализации программы 2 года.

Программа рассчитана на 102 часа.

Режим занятий:

Первый год обучения  - два раза в неделю (первое занятие – 1 час, второе занятие – 2 часа).

Второй год  обучения –

Прогнозируемые результаты:

Для создания устойчивого интереса детей к самостоятельному изготовлению чертежа выкройки и индивидуальному пошиву того или иного изделия, необходимо постепенное обучение детей основам кройки и шитья. Необходимо знакомство с модными тенденциями, с изделиями отечественных и мировых модельеров, чтобы пробудить интерес к данному виду творчества и развивать стремление сначала копировать, а затем создавать свои интересные изделия. Сочетание группового и индивидуального обучения дает возможность дифференцированного подхода к обучению каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей. Все это позволяет детям к концу обучения сформировать следующие навыки:

- планировать последовательность изготовления изделий;

- качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;

- уметь изготавливать чертежи выкроек швейных изделий;

- уметь выполнять разнообразные виды ручных и машинных швов;

- уметь выполнять поузловую обработку швейных изделий;

- уметь изготавливать швейные изделия;

- уметь выполнять операции влажно-тепловой обработки (ВТО);

- уметь читать чертежи.

В процессе обучения обучающимся дается возможность изготовить изделия разного вида сложности и по окончании обучения научиться самостоятельно оценивать свои способности и возможности и до конца выполнять выбранное изделие.

Для проведения контроля качества обучения один раз в полугодие предполагается тестовая срезовая работа с практическим заданием, а по мере необходимости, но не реже трех раз в год, проведение итоговых выставок работ учащихся.

Итогом работы за год служит выставка работ участников объединения во время отчетного показа моделей, который проводится по завершении учебного года.

                                                          Календарно-тематический план  1 года обучения

Наименование тем и разделов

Дата

проведения

Кол-во

 часов

По плану

По факту

теория

практика

1

Введение. Организация рабочего места. Техника безопасности.

1

-

2

История куклы  Тильды.

Кукла-тильда люди.

Кукла-тильда животные.

 

 

2

 

-

3

Материаловедение.

Свойства тканей. Ткани для тела куклы, для одежды куклы.

 

1

2

4.

Ручные работы.

Смётывание, намётывание, замётывание,обмётывание, вымётывание, пришивание.

 1

8

 5

Машиноведение. Бытовая швейная машина.

Техника безопасности.

Машинные швы.

 

1

6

6

Технология изготовления швейных изделий для куклы и себя.

 

 

 

Характеристика конструкции одежды. Стили, силуэты.

Конструктивные линии и детали в одежде.

 

 1

3

Влажно-тепловая обработка. Техника безопасности.

1

1

Клеевые соединения

1

Изготовление швейных изделий. Поузловая обработка.

Обработка срезов деталей.

1

3

Выполнение различных видов отделок на детали (складки, рельефы, сборки, аппликации и т.п.).

1

6

Обработка  горловины.

1

Виды застежек, обработка застежек.

1

3

Обработка карманов.

1

Технология изготовления швейного изделия  для куклы и себя. 

Виды юбок. Снятие мерок для построения чертежа выкройки.

 

 1

3

 

Конструирование и моделирование изделия.

 

 1

10

 

Технология изготовления и последовательность обработки изделия.

 

 

6

 

Конструирование и моделирование плечевого изделия со спущенной проймой.

Снятие мерок для построения чертежа выкройки.

 

 1

2

Конструирование и моделирование изделия.

 1

10

 

Технология изготовления и последовательность обработки изделия.

 1

10

 

Подготовка изделий к показу и демонстрация моделей.

 

6

 

Итого

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение.

Общие сведения о кружке: его цели, задачи, программа.

Характеристика труда портного, швеи. Значение профессионального мастерства. Перспективы профессионального роста.

Правила организации рабочего места и трудового процесса. Безопасные приёмы работы со швейными инструментами и оборудованием.

Раздел 1. История костюма

История костюма.

Общие сведения об одежде и её истории. Беседа «Мода и здоровье» с использованием слайд-шоу.

Ассортимент швейных изделий. Социальные и эстетические функции одежды. Факторы, влияющие на развитие одежды. Особенности национальной одежды. Декоративные элементы в одежде.

Раздел 2. Материаловедение

Материаловедение.

Производство тканей и материалов из волокон растительного, животного и минерального происхождения. Получение материалов и тканей химическим способом.  Переплетения в тканях. Свойства тканей и материалов.

Определение тканей и материалов по внешнему виду, переплетению. Определение лицевой стороны и долевой нити. Определение свойств ткани и материалов.

Раздел 3 Ручные работы.

Организация рабочего места.

Организация рабочего места.  Инструменты и приспособления для       ручных работ: виды, назначения и правила пользования.

Технические условия выполнения ручных работ. Терминология ручных работ. Ручные стежки и швы: виды, назначение и применение  

Ручные стежки и швы.

Правила и приёмы выполнения ручных стежков и швов.

Комбинирование ручных стежков и швов: правила и приёмы выполнения, применение.

Правила и приёмы пришивания пуговиц, крючков, петель, кнопок.

Выполнение ручных стежков и швов.

Выполнение прямых, косых и петельных ручных стежков и швов: «шов вперёд иголку», «за иголку», «тамбурный», «петельный», «потайной».  

Закрепление фурнитуры ручными стежками.

Пришивание пуговиц, крючков, петель, кнопок.

Раздел 4. Машиноведение.

Виды швейных машин.  

История происхождения швейной машины. Универсальные и специальные швейные машины. Бытовые и производственные швейные машины.  Различия по степени механизации. Основные детали и комплектующие. Мастер-класс: «Как выбрать швейную машину».

Безопасные приёмы работы на швейной машине.

Виды машинных швов.

Организация рабочего места. Оборудование, инструменты и приспособления для машинных работ. Правила техники безопасности при машинных работах. Основные регулировки машин.

Технические условия выполнения машинных швов. Виды машинных швов, из назначение и применение. Соединительные, краевые и отделочные машинные швы.

Подготовка швейной машины к работе.

Организация рабочего места. Подбор инструментов и приспособлений. Настройка машины и выбор операций.  Выбор и замена иглы, лапок. Заправка швейной машины. Смазка швейной машины и правильный уход .

Соединительные машинные швы.

Их применение, назначение. Выполнение соединительных машинных швов.

Краевые машинные швы.

Их применение, назначение. Выполнение краевых машинных швов.

Краевые машинные швы.

Их применение, назначение. Выполнение краевых машинных швов.

Отделочные машинные швы.

Их применение, назначение. Выполнение отделочных машинных швов.

Отделочные машинные швы.

Их применение, назначение. Выполнение отделочных машинных швов.

Технология изготовления швейных изделий.

Что такое одежда?

Одежда и костюм. Стили и силуэты в одежде.  Мода и модные тенденции. Деление одежды по поло - возрастным признакам, сезону и назначению.

Характеристика конструкции одежды. 

Детали одежды различных ассортиментных групп, их виды. Терминология деталей кроя изделий, контурных линий деталей и срезов. Конструктивные особенности деталей одежды.

Конструктивные линии и детали в одежде. Зрительные иллюзии.

Образ в одежде.

Создание художественных образов (эскизов одежды), учитывая особенности фигуры, возраст, конструктивные линии и детали в одежде, зрительные иллюзии в одежде.

Влажно-тепловая обработка. (ВТО).

Организация рабочего места. Оборудование, приспособление для ВТО. Правила применения. Техника безопасности. Технические требования к выполнению операций ВТО. Технологические режимы ВТО. Правила и приёмы ВТО деталей и узлов швейных изделий.

Терминология ВТО деталей одежды.

Влажно-тепловая обработка. (ВТО).

Организация рабочего места. Оборудование, приспособление для ВТО. Правила применения. Техника безопасности. Технические требования к выполнению операций ВТО. Технологические режимы ВТО. Правила и приёмы ВТО деталей и узлов швейных изделий. Терминология ВТО деталей одежды.

Клеевые соединения.

Сущность клеевого метода обработки деталей одежды; назначение и применение его при пошиве изделий разных ассортиментных групп. Виды и характеристика используемых клеевых материалов.  Правила и приёмы обработки деталей изделия с использованием клеевых материалов.

Раздел 6. Изготовление швейных изделий. Поузловая обработка.

Обработка срезов деталей.

Способы и технологические приёмы обработки срезов деталей изделия.

Отделка в одежде. 

Виды отделок. Декоративное и практическое применение отделки в одежде.  Декорирование и ремонт одежды. Изменение статуса и назначения одежды с изменение или появлением отделки.

Способы и технологическая последовательность и приёмы обработки деталей одежды (клапаны, шлёвки, паты, погоны, хлястики, пояса, манжеты, планки, кокетки).

Оборки, воланы, рюши; технологические требования к крою, способы и приёмы обработки.

Классификация карманов в одежде. Технология обработки накладных, прорезных карманов. Детали карманов.  Способы обработки карманов.

Конструктивно-декоративные элементы одежды: вытачки, складки, рельефы; их назначение, виды. Приёмы технологической обработки. Особенности обработки складок, рельефов в изделиях из ткани в клетку, полоску.

Обработка мелких отделочных деталей.

Способы и технологическая последовательность и приёмы обработки деталей одежды (клапаны, шлёвки, паты, погоны, хлястики, пояса, манжеты, планки, кокетки).

Обработка воланов, рюш, оборок.

Оборки, воланы, рюши; технологические требования к крою, способы и приёмы обработки.

Обработка складок .

Технология обработки односторонних, встречных и бантовых складок.

Обработка разрезов.

Технология обработки разрезов в изделиях.

Обработка шлиц. 

Технология обработки шлиц.

Виды застёжек в одежде. 

Застёжки в одежде, их применение и расположение. Обработка петель.

Методы и приёмы обработки застёжек в изделиях ассортиментных групп.

Застёжка на тесьму-молнию.

Технология выполнения застёжки на тесьму-молнию (стандартная и потайная).

Застёжка на петли и пуговицы.

Технология выполнения застёжки на петли и пуговицы (стандартная и потайная).

Застёжка на кнопки, крючки и липу.

Технология выполнения  застёжки на кнопки, крючки и липу.

Накладные карманы.

Виды накладных карманов. Технология обработки накладных карманов. Детали карманов.  Способы обработки карманов.

Прорезные карманы.

Виды прорезных карманов. Технология обработки прорезных карманов. Детали карманов.  Способы обработки карманов.

Выполнение накладного кармана.

Технология выполнения накладного кармана.

Выполнение накладного кармана с отделкой.

Технология выполнения накладного кармана с отделкой.

Выполнение прорезного кармана «в рамку».

Технология выполнения прорезного кармана «в рамку».

Выполнение прорезного кармана с листочкой.

Технология выполнения прорезного кармана с листочкой.

Раздел 7. Особенности конструирования и моделирования. Технология изготовления швейного изделия (юбка)

Мерки для юбки. 

Виды юбок. Особенности конструирования юбок и снятия мерок. Снятие мерок для построения чертежа юбки. Запись мерок.

Конструирование и моделирование юбки.

Выбор модели юбки, учитывая особенности фигуры. Конструктивные особенности построения чертежей юбок: конические, клиньевые, прямые. Особенности моделирования юбок.

Конструирование конической и клиньевой юбки.

Расчёт по формулам, выбор коэффициента. Конструирование конической и клиньевой юбки.

Конструирование прямой юбки.

Расчёт по формулам. Конструирование прямой юбки.

Последовательность изготовления юбки.

Подготовка выкройки и ткани к раскрою. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования, дополнительных материалов.

Составление плана технологической последовательности изготовления юбки, с учётом особенностей ткани или материала, выбранной модели.

Раскрой изделия и подготовка к первой примерке.

Раскрой изделия и подготовка к первой примерке.

Первая примерка.

Проведение первой примерки. Баланс изделия. Исправление дефектов.

Подготовка ко второй примерке.

Технологическая обработка юбки. Влажно-тепловая обработка.

Обработка застёжки и  верхнего среза юбки.  

Технология обработки застёжки и верхнего с реза юбки.

Заключительная обработка юбки.  

Обработка нижнего среза юбки. Заключительная обработка изделия. Контроль качества.

Раздел 8. Конструирование и моделирование плечевого изделия со спущенной проймой. (13.5 часов).

Мерки для плечевого изделия со пущенной проймой.

Снятие мерок для построения чертежа плечевого изделия. Запись мерок.

Плечевое изделие с цельнокроёным рукавом.

Разнообразие моделей плечевой одежды со спущенной проймой. Особенности конструирования, моделирования   и изготовления плечевого изделия  с цельнокроёным рукавом.

Построение выкройки. 

Построение выкройки плечевого изделия с цельнокроёным рукавом. Моделирование.

Технология изготовления и последовательность обработки изделия.

Подготовка выкройки, ткани к раскрою. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования, дополнительных материалов.

Составление плана технологической последовательности изготовления  плечевого изделия, с учётом особенностей ткани или материала, выбранной модели.

Раскрой изделия и подготовка к первой примерке.

Раскрой изделия и подготовка к первой примерке.

Первая примерка.

Проведение первой примерки. Баланс изделия. Исправление дефектов.

Подготовка ко второй примерке.

Технологическая обработка  плечевого изделия. Влажно-тепловая обработка.

Обработка  низа рукавов и горловины.

Технология обработки нижнего среза рукава и горловины.

Заключительная обработка юбки.

Обработка нижнего среза изделия.  Заключительная обработка изделия. Контроль качества.

Подготовка изделий к показу и демонстрация моделей.

                             УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 года обучения

п/п

Разделы программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. История костюма

1

1

2

Материаловедение

2

1

1

3

Бытовая швейная машина

2

1

1

4

Технология швейных изделий

2

2

5

 Конструктивные линии и детали в одежде.

2

1

1

6

Конструирование  и  моделирование поясного изделия (брюк)

8

2

6

7

Технология  изготовления  поясного изделия

15

3

12

8

Конструирование  и  моделирование    плечевого изделия с втачным рукавом

10

2

8

9

Технология  изготовления  швейного изделия с втачным рукавом

16

16

10

Итоговое занятие

2

2

Итого

60

11

49

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 60 занятий (60 часов) 1 учебный час 2 раза в неделю.

Вводное занятие. История костюма (2ч.)

Знакомство с миром моды и известными брендами моды.  Направления курса.  Техника безопасности при работе с инструментами, используемые в различных разделах программы. Стили и эпохи костюма.

Практическая работа: создание презентации по истории костюма.

Материаловедение (1 ч.)

Классификация текстильных волокон.  Виды и свойства смесовых тканей.  Свойства смесовых тканей.  Способы получения    смесовых тканей.  Уход за изделиями, изготовленных из смесовых тканей

Практическая работа: определение состава ткани.

Бытовая швейная машина (2 ч.)

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом.  Основные узлы швейной машины.  Организация рабочего места для выполнения машинных работ.    Подготовка швейной машины к работе.  Виды приспособлений к современной швейной машине и их использование.

Виды и назначение специальных швейных машин. Их использование в швейном производстве.

Практическая работа: Выполнение обмётывание среза на оверлоке.

Технология швейных изделий (2ч.)

Характеристика конструкций одежды.  Клеевые соединения.  Стежки, строчки и швы.  Влажно-тепловая обработка изделия.  

Конструктивные линии и детали в одежде. (2 ч).

Конструктивные линии в одежде: Название, назначение, применение.

Конструктивные детали в одежде: название, виды, назначение, применение.

Практическая работа: Разработка эскизов одежды с конструктивными деталями и линиями.

Конструирование и моделирование поясного изделия (8ч.)

Виды поясных изделий.  Мерки для построения поясного изделия.  Особенности построения поясного изделия –  брюк.  Правила копирования выкроек с журнала мод.

Особенности моделирование поясного изделия (брюк).

Практическая работа: Снятие мерок.  Построение чертежа поясного изделия –  брюк. Моделирование поясного изделия – брюк.

Технология изготовления поясного изделия (брюк). (14 ч.)

Технология изготовления поясного швейного изделия.  Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани.  Правила раскладки поясного изделия на ткани.  Правила раскроя. Технология изготовления поясного изделия.  Обработка боковых, шаговых срезов, вытачек, верхнего, нижнего      среза поясного изделия.  Технология обработки застёжки брюк.  Особенности влажно-тепловой обработки брюк.

Практическая работа: Подготовка, кроя к обработке.  Обработка боковых и шаговых срезов и вытачек.

Обработка застёжки изделия.  Обработка верхнего среза поясного изделия.  Обработка нижнего среза. Влажно – тепловая обработка изделия.

Конструирование и моделирование плечевого изделия (10ч.)

Виды плечевых изделий.  Мерки для построения чертежа плечевого изделия с втачным рукавом.

Последовательность расчёта конструкции чертежа.  Особенности построения чертежа плечевого изделия прямого и приталенного силуэта.    Построение втачного рукава.    Различные виды воротников.  Построение чертежа воротника.  Правила копирование выкроек с журнала мод.

Особенности моделирование плечевого изделия прямого и приталенного силуэта. Моделирование втачного рукава.

Практическая работа: Снятие мерок для построения чертежа.  Расчёт конструкции чертежа.  Построение чертежа плечевого изделия с втачным    рукавом.  Моделирование чертежа плечевого изделия и рукава согласно модели.

Технология изготовления плечевого изделия с втачным рукавом (16ч.)

Технологическая последовательность изготовления    плечевого изделия с втачным рукавом. Обработка вытачек, плечевых, боковых и нижнего    срезов, рельефных швов.  Технологическая последовательность  обработки  воротников.  Технологическая  последовательность  обработки рукава.  Технология  втачивание  рукава  в  пройму.  Технология обработки застёжки изделия. Влажно-тепловая обработка плечевого изделия.

Итоговое занятие (2ч.)

Подведение творческих итогов работы по программе. Подготовка итоговой выставки или показа.

Практическая работа: проведение выставки или показа изделий.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В течение всего периода обучения каждый участник кружка получает ряд знаний и практических навыков, которые возможно использовать в дальнейшей жизни.

Самое основное требование к занятиям – это дифференцированный подход к обучению учащихся с учетом их творческих и умственных способностей, навыков, темперамента и особенностей характера.

Учебный процесс строится на принципах:

- доступности – от простого   к сложному;

- наглядности – показ готовых изделий или иллюстраций книг и журналов;

- основывается на знаниях и умениях, полученных в более ранние сроки обучения.

Учащиеся в детском коллективе получают навыки конструирования, моделирования и технологии изготовления швейных изделий, знакомятся с приемами работы со швейными инструментами и материалами, получая необходимую базу для дальнейшего обучения кройки и  шитью.

Теоретический материал излагается дозировано и сразу же закрепляется практическими занятиями.

Материально-техническая база:

- швейные машины;

- утюг;

- гладильная  доска;

- манекены;

- комплекты лекал;

- швейные принадлежности и инструменты (иглы, нитки швейные, фурнитура, вспарыватели, ножницы, клей и т.д.)

                                                               СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Захаржевская Р. В. История костюма. От античности до современности. М.2004г.
  2. Энциклопедия. История моды, костюма и стиля». М.2001 г.
  3. Труханова А. Т. Технология женской и детской одежды. М. Академия.2010г.
  4. Ермилова В. В. Моделирование и художественное оформление одежды. М. Академия 2010г.
  5. Амирова Э. К. Конструирование одежды. М. Мастерство.2002 г.
  6. Горшкова Н. В. Высококвалифицированная швея. М. Академия 2009 г.
  7. Журналы мод различных изданий.
  8. Информационные ресурсы сети «Интернет».