Сопровождение детей с ОВЗ
Музыкальное воспитание детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщать ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.
Особенность работы с детьми с ОВЗ состоит: не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка; не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний; не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.
Цели, задачи, содержание музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ
Основная цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольника с ОВЗ, его позитивной социализации; обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья дошкольников с ОВЗ в соответствующих возрасту видах музыкальной деятельности.
Основные задачи:
1. Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;
2. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух;
3. Формировать предпосылки и элементарные музыкально-творческие проявления, способности выражения своего Я во всех доступных детям видах музыкальной деятельности;
4. Осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах;
5. Создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
- принцип индивидуального подхода предполагает всесторонне изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учётом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка);
- принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка (индивидуализации). Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития;
- принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе; активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность;
- принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения;
- принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания (наличие необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания)
- принцип партнёрского взаимодействия с семьёй;
- принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Формы организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ
Образовательная деятельность в ДОУ:
- занятия (разного вида - традиционные, комплексные, интегрированные; фронтальные, подгрупповые и индивидуальные)
-музыка в быту детского сада (слушание музыки, музыкальные упражнения, игры, самостоятельное музицирование, утренняя гимнастика под музыку, «музыка фоном»);
- культурно-досуговая деятельность (развлечения, утренники);
- программа дополнительного образования для детей с ОВЗ "Гармония".
Формы работы с детьми | Содержание |
Дыхательные, ритмические, артикуляционные, пальчиковые упражнения, | Коррекция дыхания, опорно-двигательного аппарата. Элементы фонетической ритмики. Развитие слухового внимания, мелкой моторики, пальцев рук, двигательной активности, ориентировки в пространстве |
Дидактические игры | Закрепление навыков и умений, полученных на фронтальных занятиях. |
Подвижные игры, коммуникативные танцы | Коррекция психических процессов. Развитие двигательной активности, коммуникативной стороны речи, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы. Закрепление умений организовывать и поддерживать игровую деятельность. Обогащение лексики. Развитие связной речи. |
Засыпание под музыку | Релаксация: переход от активной деятельности ко сну. |
Пробуждение под музыку | Выравнивание фаз пробуждения детей. Эмоционально-положительный заряд детей для дальнейшей деятельности во второй половине дня. |
Досуги, праздники, театрализованная деятельность | Развитие эмоционально-волевой сферы. Формирование предпосылок к развитию творческого воображения. Развитие мелкой и общей моторики. |