Сопровождение детей с ОВЗ

Эльвира   Рашитовна Садртдинова

       Музыкальное воспитание детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщать ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности.  Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

          Особенность работы с детьми с ОВЗ состоит: не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка; не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний; не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.


                      Цели, задачи, содержание музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ

          Основная цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольника с ОВЗ, его позитивной социализации; обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья дошкольников с ОВЗ в соответствующих возрасту видах музыкальной деятельности.

          Основные задачи:

1.    Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;

2.   Обогащать детей музыкальными впе­чатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух;

3.   Формировать предпосылки и элементарные музыкально-твор­ческие проявления, способности выражения своего Я во всех до­ступных детям видах музыкальной деятельности;

4.   Осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах;

5. Создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

      Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:

 - принцип индивидуального подхода предполагает всесторонне изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учётом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка);

 - принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка (индивидуализации). Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития;

 - принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе; активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность;

 - принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения;

 - принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания (наличие необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания)

 - принцип партнёрского взаимодействия с семьёй;

 - принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

 

                       Формы организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ

Образовательная деятельность в ДОУ:

- занятия (разного вида - традиционные, комплексные, интегрированные; фронтальные, подгрупповые и индивидуальные)

-музыка в быту  детского сада (слушание музыки, музыкальные упражнения, игры, самостоятельное музицирование, утренняя гимнастика под музыку, «музыка фоном»);

 - культурно-досуговая деятельность (развлечения, утренники);

- программа дополнительного образования для детей с ОВЗ "Гармония".

Формы работы с детьми

Содержание

Дыхательные, ритмические, артикуляционные, пальчиковые  упражнения,

Коррекция дыхания, опорно-двигательного аппарата. Элементы фонетической ритмики. Развитие слухового внимания, мелкой моторики, пальцев рук, двигательной активности, ориентировки в пространстве

Дидактические игры

Закрепление навыков и умений, полученных на фронтальных занятиях.

Подвижные игры, коммуникативные танцы

Коррекция психических процессов. Развитие двигательной активности, коммуникативной стороны речи, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы. Закрепление умений организовывать и поддерживать игровую деятельность. Обогащение лексики. Развитие связной речи.

Засыпание под музыку

Релаксация: переход от активной деятельности ко сну.

Пробуждение под музыку

Выравнивание фаз пробуждения детей. Эмоционально-положительный заряд детей для дальнейшей деятельности во второй половине дня.

Досуги, праздники, театрализованная деятельность

Развитие эмоционально-волевой сферы. Формирование предпосылок к развитию творческого воображения. Развитие мелкой и общей моторики.