Программа "Волонтер"

Дедович Оксана Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волонтер" СТАРТОВОГО УРОВНЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Волонтер"289.83 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы

1.

Пояснительная записка

                 стр. 3-4

2.

Учебный план

            стр. 4

3.

Календарный учебный график

           стр. 7

4.

Содержание программы

              стр. 7-9

5.

Оценочные и методические материалы.

               стр. 9-15

6.

Система контроля результативности

                стр. 15-18

Информационные источники

                стр. 18-20

1. Пояснительная записка

Наименование дополнительной общеобразовательной программы (далее – программа)

– «Волонтёр».

          Направленность программы - социально-гуманитарная.

Уровень освоения – стартовый.

Вид деятельности -  волонтёрская деятельность.

Место реализации программы – Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» города Когалыма. Адрес: 628484, Тюменская область, ХМАО–Югра, город Когалым, улица Прибалтийская 17А.

Программа     разработана   на        основании законодательных        и нормативно - правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196); Постановление от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей); Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.); Рекомендации Министерства просвещения России по реализации внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения России от 76 мая 2020г. №ВБ-976/04).

Актуальность программы определяется требованиям современного образования. В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы. Это движение призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать людям и поддерживать их в сложных жизненных ситуациях. Важнейшей задачей, которая решается через программу, является формирование у подростков 14-16 лет навыков социальной и личностной- компетенции, позволяющей им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, умения отстаивать свое

мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Адресатом программы являются учащиеся (юноши, девушки) в возрасте от 14 до 16 лет, являющиеся членами школьных организаций ученического самоуправления и входящие в состав городской детско-юношеской ассоциации «КРУГ».

Объем программы составляет 216 учебных часов.

Форма обучения – очная. В рамках реализации программы в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией занятия, могут быть организованы в дистанционном режиме.

Формы организации деятельности – групповая. Максимальное количество учащихся в одной группе – 15 детей, минимальное – 10 детей.

        Виды занятий: собственно обучающие, общеразвивающие, воспитательные.

1. Собственно обучающие занятия – это занятия по передаче знаний, по осмыслению знаний и их закреплению, по формированию умений и применению знаний на практике, по обобщению и систематизации знаний. Формы занятий: учебно-практические занятия, тренировочные занятия (отработка умений и навыков), теоретические занятия, занятия-соревнования, компьютерный практикум, занятие – разработка и защита проектов.

2. Воспитательные занятия – это занятия по формированию положительного психологического климата в детском коллективе, не всегда связаны с учебной дисциплиной. Формы занятий: конкурсы, соревнования, посвящения, праздники и т.д.

3. Общеразвивающие занятия – это занятия по  формированию и развитию личностных качеств ребёнка. Формы занятий: диспуты, экскурсии, викторины, коллективные дела.

       Срок освоения программы - 1 учебный год состоящий из 9 месяцев.

       Режим занятий одной группы: 2 раза в неделю по 3 академических часа. Продолжительность одного академического часа - 30 минут, перерыв между академическими часами  – 10 минут.

      Примерное расписание занятий на одну группу: вторник – 15.50-16.35, 16.45-17.30, 17.40-18.25; четверг -16.00-16.45,16.55-17.40, 17.50-18.35.

                 

                                                         1.2. Цели и задачи программы

               Цель программы: формирование социально-активной личности через овладение основами волонтерской деятельности.

       Задачи программы:

  1. Обучить знаниям и умениям, необходимым для участия в волонтерской деятельности.
  2. Обучить        основным        способам        организации        социально-значимой        деятельности        и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов).
  3. Развивать у учащихся способности к личностному самоопределению и творческой самореализации.
  4. Развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, организаторские способности.
  5. Развивать творческие способности, потребность в саморазвитии.
  6. Привить положительное отношение к добровольческой деятельности.

7.   Воспитывать чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно служить обществу.

  1. Формировать готовность к осознанному выбору участия в волонтерской деятельности. Программа разработана для детей без ОВЗ.

  1. Содержание программы.

Учебный план

Название  темы

Количество часов

Форма аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1.

Комплектование групп

3

1

2

2.

Введение в образовательную

программу

3

1

2

Собеседование. Анкетирование.

3.

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

12

3

9

Опрос Практическая работа

4.

Социальная работа и социальное служение.

История добровольчества.

12

5

10

Практическая работа Деловая игра Акция

5.

Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности

молодежи

10

3

7

Тестирование, опрос,

практическая работа

6.

Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества

10

3

7

Практическая работа

7.

 Мотивация волонтерской деятельности. Роль

волонтерства в личностном

развитии

       10

3

7

Разработка социального проекта,

Тестирование

8.

Игровые технологии в

работе волонтера

10

3

9

Опрос, практическая работа

9.

Игробаза. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.

       10

3

7

Деловая игра, опрос Тестирование, практическая работа

10.

Работа волонтеров по

пропаганде ЗОЖ.

10

4

6

Деловая игра, опрос

11.

Разработка и проведение мероприятий по профилактике алкогольной и никотиновой

зависимостей. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение акций по профилактике.

10

3

7

Беседа, тестирование, практическая работа

12

Информационные

технологии в работе волонтеров

10

3

6

Беседа, тестирование, опрос,

практическая работа

13

Информационный буклет.

Листовка. Принципы создания.

10

2

8

Беседа, тестирование, опрос,

практическая работа

14

Основы проведения

социальных дел

10

3

7

Практическая работа

15

Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций

11

3

8

Организация мероприятия

16

Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности

11

3

8

Проведение акций, гражданско-патриотической направленности. Организация мероприятия.

17

Психологическая подготовка

волонтеров

10

3

7

Беседа, опрос, тестирование

18

Психологические особенности людей пожилого возраста.

11

3

8

Организация

благотворительно  мероприятия

19

Особенности работы с младшими школьниками.

10

3

7

Организация

благотворительно  мероприятия

20

Специальная подготовка

волонтеров

10

3

7

Создание ситуаций, проявления качеств, умений, навыков

21

Помощь ветеранам и пожилым людям.

10

3

7

Организация мероприятия.

21

Помощь детям-сиротам

10

3

7

Организация мероприятия.

22

Итоговое занятие

3

1

2

Анкетирование. Защита

проектов. Контрольные задания

Всего

216

64

152

                                      2.     Содержание  учебного плана

               Тема 1. Комплектование групп.

              Теория: Беседа.

              Практика :Анкетирование

            Тема 2. Введение в образовательную программу

    Теория: Знакомство с задачами курса, перспективами деятельности по программе.

      Значение волонтерского движения. Правовые основы социального волонтерства.

    Практика: Знакомство в группе. Организация и проведение игр на знакомство и сплочение коллектива.

Тема 3. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

Теория: Социальная работа и социальное служение. История добровольчества.

Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии.

Тема 4. Игровые технологии в работе волонтера

Теория: Игробаза. Игровая программа. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.

              Практика: Игробаза. Игровая программа. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.

Тема 5. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

Теория: Виды зависимостей. «Азбука здоровья». Встреча с инспектором КДН.

«Умение отказываться». Встреча с психологом. Профилактика алкогольной, никотиновой, компьютерной, игровой зависимостей.

Практика: Проведение курса «Азбука здоровья». Разработка и проведение программ по профилактике.

Тема 6. Информационные технологии в работе волонтеров

Теория: Информационный буклет. Листовка. Пресс и пост релизы. Принципы создания.

.Практика: Принципы создания, способы и правила демонстрации.

Тема 7. Основы проведения социальных дел

Теория: Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций.

Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.

Практика: Разработка и проведение социальных акций. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.

Тема 8. Психологическая подготовка волонтеров

Теория: Особенности работы с младшими школьниками Психологические особенности людей пожилого возраста.

Практика: Тренинг личностного роста. Тренинг коммуникативных навыков.

Тренинг толерантности.

Тема 9. Специальная подготовка волонтеров

Теория: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации.

Практика: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и многодетным семьям,  помощь семьям в сложной жизненной ситуации.

                 Тема 10.Итоговое занятие

Теория: Проверка уровня приобретенных знаний, умений и навыков в ходе изучения программы.  Практика: Анкетирование. Контрольные задания. Защита проектов.

    2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы  «Волонтер».

  1.  Календарный учебный график

Начало        учебных        занятий        -        1        сентября,        окончание        учебного        года        –        31        мая.

Продолжительность учебного года - 38 учебных недель, учебной недели – 6 дней. Не рабочие дни:  4 ноября, 1-8 января, 23 февраля; 8 марта, 2 мая, 9 мая.

№ п/п

месяц

Число

Время

Часы

              Тема занятия

 Форма контроля

                                                  СЕНТЯБРЬ

02.09.2021

16.00 - 18.35

3

Комплектование групп

Собеседование. Анкетирование. Объект контроля: знание о волонтерской деятельности.

1.

07.09.2021

16.00 - 18.35

3

Введение в образовательную деятельность

2.

09.09.2021

16.00 - 18.35

3

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

Опрос Практическая работа

3.

14.09.2021

16.00 - 18.35

3

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

4.

16.09.2021

16.00 - 18.35

3

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

5.

21.09.2021

16.00 - 18.35

3

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

6.

23.09.2021

16.00 - 18.35

3

Социальная работа и социальное служение. История добровольчества

7.

28.09.2021

16.00 - 18.35

3

Социальная работа и социальное служение. История добровольчества

8.

30.09.2021

16.00 - 18.35

3

Социальная работа и социальное служение. История добровольчества

10.

                                               ОКТЯБРЬ

05.10.2021

16.00 - 18.35

3

Волонтерство- как институт формирования и развития социальной активности молодежи

Практическая работа . Деловая игра.  Акция

11.

07.10.2021

16.00 - 18.35

3

Волонтерство- как институт формирования и развития социальной активности молодежи

12.

12.10.2021

16.00 - 18.35

3

Волонтерство- как институт формирования и развития социальной активности молодежи

13.

14.10.2021

16.00 - 18.35

3

Волонтерство- как институт формирования и развития социальной активности молодежи

14.

19.10.2021

16.00 - 18.35

3

Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества

15.

21.10.2021

16.00 - 18.35

3

Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества

16.

26.10.2021

16.00 - 18.35

    3

Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества

17.

28.10.2021

16.00 - 18.35

3

Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества

18.

НОЯБРЬ

02.11.2021

16.00 - 18.35

3

Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества

Тестирование опрос, практическая работа

19.

09.11.2021

16.00 - 18.35

3

Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии

20.

11.11.2021

16.00 - 18.35

3

Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии

21.

16.11.2021

16.00 - 18.35

3

Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии

22.

18.11.2021

16.00 - 18.35

3

Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии

23.

23.11.2021

16.00 - 18.35

3

Игровые технологии в работе волонтера

24.

25.11.2021

16.00 - 18.35

3

Игровые технологии в работе волонтера

25.

30.11.2021

16.00 - 18.35

3

Игровые технологии в работе волонтера

26.

                                         ДЕКАБРЬ

02.12.2021

16.00 - 18.35

3

Игровые технологии в работе волонтера

Практическая работа

27

07.12.2021

16.00 - 18.35

3

Игробаза. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.

28

09.12.2021

16.00 - 18.35

3

Игробаза. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.

29

14.12.2021

16.00 - 18.35

3

Игробаза. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.

30

16.12.2021

16.00 - 18.35

3

Игробаза. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.

31

21.12.2021

16.00 - 18.35

3

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

32

23.12.2021

16.00 - 18.35

3

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

33

28.12.2021

16.00 - 18.35

3

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

34

30.12.2021

16.00 - 18.35

    3

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

35

Итого за 1 полугодие

102 часа

36

                           ЯНВАРЬ

11.01.2022

16.00 - 18.35

3

Разработка и проведение мероприятий по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение акций по профилактике.

Разработка социального проекта, Тестирование

37

13.01.2022

16.00 - 18.35

3

Разработка и проведение мероприятий по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение акций по профилактике.

38

18.01.2022

16.00 - 18.35

3

Разработка и проведение мероприятий по профилактике 39алкогольной и никотиновой за40висимостей. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение акций по профилактике.

39

20.01.2022

16.00 - 18.35

3

Разработка и проведение мероприятий по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение акций по профилактике.

40

25.01.2022

16.00 - 18.35

    3

Информационные

технологии в работе волонтеров

41

27.01.2022

16.00 - 18.35

3

Информационные

технологии в работе волонтеров

42

                                      ФЕВРАЛЬ

01.02.2022

16.00 - 18.35

3

Информационные

технологии в работе волонтеров

Опрос, практическая работа

43

03.02.2022

16.00 - 18.35

    3

Информационные

технологии в работе волонтеров

44

08.02.2022

16.00 - 18.35

3

Информационный буклет. Листовка.  Принципы и алгоритм создания.

45

10.02.2022

16.00 - 18.35

3

Информационный буклет. Листовка.  Принципы и алгоритм создания.

46

15.02.2022

16.00 - 18.35

    3

Информационный буклет. Листовка.  Принципы и алгоритм создания.

47

17.02.2022

16.00 - 18.35

3

Информационный буклет. Листовка.  Принципы и алгоритм создания.

48

22.02.2022

16.00 - 18.35

3

Основы проведения

социальных дел

49

24.02.2022

16.00 - 18.35

    3

Основы проведения

социальных дел

50

                                   МАРТ

01.03.2022

16.00 - 18.35

    3

Основы проведения

социальных дел

Тестирование, практическая работа

51

03.03.2022

16.00 - 18.35

3

Основы проведения

социальных дел

52

10.03.2022

16.00 - 18.35

3

Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций 

53

15.03.2022

16.00 - 18.35

    3

Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций

54

17.03.2022

16.00 - 18.35

    3

Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций

55

22.03.2022

16.00 - 18.35

3

Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций

56

24.03.2022

16.00 - 18.35

3

Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности

57

29.03.2022

16.00 - 18.35

    3

Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности

58

31.03.2022

16.00 - 18.35

    3

Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности

59

АПРЕЛЬ

05.04.2022

16.00 - 18.35

    3

Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности

Деловая игра, опрос

60

07.04.2022

16.00 - 18.35

    3

Психологическая подготовка

волонтеров

12.04.2022

16.00 - 18.35

    3

Психологическая подготовка

волонтеров

61

14.04.2022

16.00 - 18.35

    3

Психологическая подготовка

волонтеров

62

19.04.2022

16.00 - 18.35

    3

Психологическая подготовка

волонтеров

63

21.04.2022

16.00 - 18.35

    3

Психологические особенности людей пожилого возраста

64

26.04.2022

16.00 - 18.35

    3

Психологические особенности людей пожилого возраста

65

28.04.2022

16.00 - 18.35

    3

Психологические особенности людей пожилого возраста

66

                                               МАЙ

03.05.2022

16.00 - 18.35

    3

Психологические особенности людей пожилого возраста

Тестирование

67

05.05.2022

16.00 - 18.35

    3

Особенности работы с младшими школьниками

68

10.05.2022

16.00 - 18.35

    3

Особенности работы с младшими школьниками

69

12.05.2022

16.00 - 18.35

    3

Особенности работы с младшими школьниками

70

17.05.2022

16.00 - 18.35

    3

Особенности работы с младшими школьниками

71

19.05.2022

16.00 - 18.35

    3

Специальная подготовка

волонтеров

72

24.05.2022

16.00 - 18.35

    3

Помощь ветеранам и пожилым людям

73

26.05.2022

16.00 - 18.35

    3

Помощь детям-сиротам

74

31.05.2022

16.00 - 18.35

    3

Итоговое занятие

Анкетирование. Защита проектов. Контрольные задания

Итого за 2 полугодие

114 часов

Всего

216

  1. Условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы:

1.Кабинет для проведения занятий площадью не менее 2 м. на 1 ребёнка в соответствии с Сан ПиНом от 04.07.2014 № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

2.Оборудование кабинета: маркерная доска - 1 шт., стол письменный для педагога – 1 шт., стол ученический одноместный – 15 шт., стулья ученические -15 шт., стул для педагога - 1 шт., трибуна для выступающих – 1 шт.

3.Средства обучения:

Средства обучения

Количество штук на 1

группу

% использования от продолжительности

программы

Компьютер

1

100

Проектор, экран

1

100

Маркерная доска

1

100

Цифровые образовательные ресурсы: видеофильмы, компьютерные презентации,

компьютерные тесты, видеоролики.

30

100

Наглядные материалы: таблицы, плакаты,

буклеты

100 штук

100

     

 Психолого-педагогические условия реализации программы:

  • уважение к человеческому достоинству учащихся, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с учащимися, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагога с учащимися, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка положительного, доброжелательного отношения учащихся друг к другу и взаимодействия учащихся друг с другом в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности учащихся;
  • возможность выбора учащимися видов активности;
  • защита учащихся от всех форм физического и психического насилия.

Кадровые условия: программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование, прошедший курсы повышения квалификации по теме: «Организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам социально-педагогической направленности» (16.11.2020г.-72 часа); «Методология и технологии дистанционного обучения в образовательной организации» (27.01.2021г.-49часов);

Финансовые условия реализации программы:

Прием на обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе осуществляется за счет средств от предпринимательской деятельности (сертификат дополнительного образования) в рамках системы Персонифицированного финансирования города Когалыма. Финансирование реализации программы осуществляется в соответствии с установленной ценой услуги дополнительного образования не превышающей нормативную стоимость образовательной программы рассчитанной в соответствии с Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования (Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  от 20.08.2018 №1142  «О внесении изменений в приказ Департамента образования, молодежной политики и спорта от 4 августа 2016 года  №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей  в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»).

                                                                2.3. Формы аттестации

Виды контроля:

Вводный контроль

Изучение стартового уровня знаний, умений и навыков по выбранной дисциплине, уровня мотивации к занятию  волонтерством.

Текущий контроль

Изучение уровня освоения тем  образовательной программы.

Итоговый контроль

Изучение уровня освоения  образовательной программы за весь период обучения.

Промежуточная аттестация

Оценка качества освоения образовательной программы по итогам полугодия и учебного года.

Формы контроля:

Проверка теоретических знаний

Разработка социального проекта, тестирование, опрос.

Проверка практической подготовки

Анкетирование. Защита проектов. Тестирование

  1. Оценочные материалы

Оценка результативности выполнения программы осуществляется по трём уровням

освоения учащимися образовательной программы: высокий, средний, ниже среднего.

Оценивания практических навыков осуществляется по критериям:

  1. уровень ниже среднего - работа по образцу.
  2. средний уровень - работа по условию (выполнение практического задания, требующего

творческой активности).

  1. высокий уровень - работа по собственному замыслу (самостоятельная постановка цели и

задач и поиск способов её решения).

Оценивания теоретических знаний осуществляется по критериям:

  1. уровень ниже среднего - большая часть ответов удовлетворяет требованиям «среднего уровня»,

но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему

усвоению программного материала. Учащийся владеет знаниями в объёме не менее 50%;

  1. средний уровень - соответствие основным требованиям ответа «высокого уровня», но

допущены неточности в изложении понятий, объяснений взаимосвязей; объём правильных

ответов составляет 75-85%;

  1. высокий уровень - наличие точных знаний по теме.

Вид контроля

Время проведения

Цель проведения контроля

Формы и средства выявления

результата

Формы фиксации и предъявления

результата

Стартовая диагностика

Сентябрь

оценка исходного уровня знаний в начале учебного

года.

Анкетирование. Собеседование. Опрос

самопрезентации

Текущий контроль

проводится после каждой темы

оценка усвоения учащимися содержания конкретной программы (темы, раздела и т.д.) в

период обучения.

Анкетирование. Собеседование. Опрос

Конкурсы, акции, проекты

Промежуточная аттестация

Декабрь

оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной программы по

итогам полугода.

Тестирование. Собеседование.

Конкурсы, акции, проекты

Итоговый контроль

Май

оценка уровня достижений учащихся , заявленных в образовательных программах, по окончанию всего курса

образовательной программы

Анкетирование. Собеседование. Опрос

Итоговое занятии. Защита проекта

        При реализации программы с применением дистанционных образовательных  технологий для проведения промежуточной аттестации и текущего контроля  качества результатов освоения образовательной программы могут применяться формы добровольной самодиагностики приобретаемых знаний и компетенций, выполнение исследовательских, проектных работ, участие в конкурсах.

                                                   2.5. Методические материалы

В процессе реализации программы применяются педагогические технологии:

1. Здоровьесберегающие технологии направленные на формирование мотивации к коррекции образа жизни для укрепления здоровья.

2.  Групповые технологии для обеспечения активности учебного процесса, достижения высокого

3. Информационные технологии для формирования умений работы с информацией, развитие коммуникативных способностей, формирования исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

4. Проектные технологии для достижения следующих целей: формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций; создание условий для организаторской деятельности и сотрудничества.

        В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией

         в течение которой федеральными и/или региональными и/или местными правовыми актами

         устанавливается   запрет и/или ограничение на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в

         очной форме, реализация программы в этот период осуществляется с применением дистанционных    образовательных технологий.

В этот период деятельность организовывается с использованием:

  1. Образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем).
  2. Возможностей электронного обучения (формирование подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance для самостоятельного использования учащимися).
  3. Бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры, открывших трансляций мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ литературным архивным фондам.
  4. Ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры образовательного телеканала «Моя школа в online»).
  5. Образовательных и развивающих материалов на печатной основе (демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания).

        

№ п/ п

Тема программы

Формы занятий

Педтехнологии

Приёмы и методы организации

ОП

Дидактический материал

1

Комплектование

групп

игры на

знакомство и

сплочение

коллектива.

Игровые

технологии.

Здоровье

 сберегающие

технологии.

словесный,

наглядный

презентации, видеоуроки, обучающие игры, карточки, памятки

2

Введение в образовательную программу

игры на

знакомство и

сплочение

коллектива.

Игровые

технологии.

Здоровье

 сберегающие

технологии.

словесный,

наглядный

презентации,

видеоуроки,

обучающие

игры,карточки,памятки

3

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

Лекции. Беседа. Опрос. Практическая работа.

Деловая игра

Развивающие технологии

.Здоровьесбере гающие технологии.

Групповые технологии. Информационн ые технологии. Проектные технологии.

Технология дифференциро ванного обучения.

групповая дискуссия, мозговой штурм, акции

презентации, видеоуроки, обучающие игры, карточки, памятки

4

Игровые технологии в работе волонтера

Лекции. Беседа. Опрос. Практическая работа. Деловые игры.

Здоровьесберег ающие технологии.

Групповые технологии. Информационн ые технологии. Проектные технологии.

Технология дифференциро ванного обучения.

Развивающие технологии.

словесный, наглядный,групповая дискуссия, мозговой штурм

Игробаза. Игровая программа.

 презентации,

видеоуроки,

обучающие

игры,

5

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

Лекции. Беседа. Тестирование Деловые игры  Тренинги.

Здоровьесберег ающие технологии.

Групповые технологии. Информационн ые технологии. Проектные технологии.

Технология дифференциро ванного обучения.

Развивающие технологии.

тренинги, игры, акции, беседы, групповое обсуждение, тестирование

презентации, видеоуроки, обучающие игры, карточки, памятки

6

Информационные технологии в работе волонтеров 

Лекции. Беседа. Участие в городской акции

«Перекресток

».

Информационн ые технологии. Проектные технологии.

Технология дифференциро ванного обучения.

Развивающие технологии.

  тренинги, игры, акции, беседы, групповое обсуждение, тестирование

 презентации,

 видеоуроки,

 обучающие

игры,

-творческое

задание;

- конкурс

творческих работ

7

  Основы проведения социальных дел

Беседа,  опрос,

практическая работа, проведение акции.

Здоровьесберег ающие технологии.

Групповые технологии. Информационн ые технологии. Проектные технологии.

Технология дифференциро ванного обучения.

Развивающие технологии.

  тренинги, игры, акции, беседы, групповое обсуждение, тестирование

 - презентации,

видеоуроки,

обучающие

игры,

8

  Психологическая подготовка волонтеров

Лекции. Беседа. Игры.

Участие в городской акции

Здоровьесберег ающие технологии.

Групповые технологии. Информационн ые технологии. Проектные технологии.

Технология дифференциро ванного обучения.

Развивающие технологии.

   тренинги, игры, акции, беседы, групповое обсуждение, тестирование

 - презентации,

видеоуроки,

обучающие

игры,

9

  Специальная подготовка волонтеров

Лекции. Беседа. Тестирование Деловые игры  Тренинги.

Здоровьесберег ающие технологии.

Групповые технологии. Информационн ые технологии. Проектные технологии.

Технология дифференциро ванного обучения.

Развивающие технологии.

   тренинги, игры, акции, беседы, групповое обсуждение, тестирование

 - презентации,

видеоуроки,

обучающие

игры,

10

  Итоговое занятие

Практическое занятие

Здоровьесберег ающие технологии.

Развивающие технологии. Проектные технологии. Информационн ые технологии.

Итоговое анкетирование, Защита проектов

Тесты.

3. Список литературы

Нормативно-правовые документы: 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании

Российской Федерации».

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196

 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности

по дополнительным общеобразовательным программам».

  1. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
  2. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.№:48-20 «Санитарно-эпидемиологические
  3. требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
  4. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
  5. Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
  6. Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г.) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IA VE).
  7. Конституция Российской Федерации (ч.4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30).
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117).
  9. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
  10. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
  11. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
  12. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

  1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  2. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. №Ю54-р.

        Литература для педагога

  1. Ваныпин С.Н., Сергеева О.В. Волонтерство в системе ВОС: проблемы и перспективы. - М., 2008.
  2. Волонтерство как фактор формирования гуманистической направленности личности в современном обществе: сборник материалов Международного круглого стола (18 января 2006 г.) / Отв. ред. В. А. Ситаров. - М.: Изд-во МГУ, 2006.
  3. Добровольчество - школа гражданского становления молодежи: учебно-методическое пособие / Н.Н. Ершова, М.Н. Бородатая. - Киров: ВятГГУ, 2009.
  4. Менщикова И.Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия // Молодежь России: Сборник рефератов статей из периодических изданий за 2008 г. - М.: Российская гос. б-ка для молодежи, 2009. - С. 99-101.
  5. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
  6. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
  7. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико- ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
  8. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
  9. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
  10. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
  11. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012
  12. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО

«Открытое образование», 2015 г.);

  1. Рекомендации Министерства просвещения России по реализации внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020г. №ВБ-976/04).
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М., 2005
  3. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3
  4. Волохов        А.В.        ,        Мирошктна        М.Р.,        Фришман        И.И.        Программы        деятельности волонтеров. М., 2011
  5. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
  6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
  7. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
  8. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
  9. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
  10. Мельник Г.С. Теляшкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2006
  11. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
  12. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально- психологических тренингов.- М.,1996
  13. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7
  14. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М., 2005
  15. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3
  16. Волохов        А.В.        ,        Мирошктна        М.Р.,        Фришман        И.И.        Программы        деятельности волонтеров. М., 2011
  17. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
  18. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
  19. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
  20. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
  21. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
  22. Мельник Г.С. Теляшкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2006
  23. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
  24. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально- психологических тренингов.- М.,1996
  25. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7

        Литература для учащихся

  1. Волохов А.В., Система самоуправления в детских общественных объединениях.- Нижний Новгород,2009.
  2. Коновалова О.Б., Время выбрало нас! (вып.3) – Н. Новгород,200
  3. Лопатина И.Г., Ярмарка социальных инициатив. – Н. Новгород,2004.
  4. Можейко О.В., Школа вожатого и воспитателя. – Волгоград,2007.
  5. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. – М.,1998.
  6. Тетерский С.В., Я в команде. – Н. Новгород, 2009.
  7. Фришман И.И., Шаги навстречу. – М., 2009.
  8. Фришман И.И., Тебе, вожатый! (вып.4) – Н. Новгород,2005.
  9. Шмаков С.А., Игры учащихся - феномен культуры. – М.,1994.

Интернет-источники

  1. Доброволецъ: Делать добро проще, чем кажется [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dobrovolno.ru
  2. Ильина,        И.        Волонтерство        в        России        [Электронный        ресурс]        -        Режим        доступа: http://www.isovet.ru/
  3. Календарь проведения мероприятий, осуществляемых волонтерами [Электронный ресурс]

- Режим доступа: http://prospekt45.ru/

  1. Косова, У. П.Психологические характеристики волонтерской деятельности [Электронный ресурс] – режим доступа: http://elibrary.ru/
  2. План работы областного штаба волонтеров [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://prospekt45.ru/