Родительская страничка

МДОУ Детский сад №1 р.п. Новые Бурасы

Уважаемые родители, на нашей странице вы найдете полезные советы по воспитанию и обучению детей.

Список органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 заповедей для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 
2. Не думай, что ребенок твой: он Божий. Он личность. 
3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности. 
4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет. 
5. Не относись к его проблемам свысока. Ибо тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки. 
6. Не унижай! 
7. Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь. 
8. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие делали твоему. 
10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.



Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ КАК ПОНЯТИЕ

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Термин «адаптация» зародился в недрах биологической науки (в переводе с латинского языка adaptatio –приспособление, прилаживание организма к новым условиям). 

При приеме в детское дошкольное учреждение перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни, и устанавливать новые социальные связи. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания в детском саду. При этом изменяется эмоциональное состояние, нарушается аппетит, затрудняется общение и другие поведенческие реакции.

Психофизиологическое состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.

Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Если установленный в семье порядок чем-либо нарушается, то у ребенка могут возникнуть различные временные нарушения обычного поведения (отрицательные реакции: плач, раздражительность). Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что маленькому ребенку трудно быстро перестроить сформировавшиеся привычки. Однако мозг ребенка очень пластичен. Если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не резко нарушают привычный образ жизни, то у ребенка быстро восстанавливается уравновешенное поведение, и ребенок адаптируется к новым условиям в его жизни без каких-либо отрицательных последствий.

У детей при поступлении в детский сад очень резко меняются условия жизни. Меняется привычная температура помещения, микроклимат, получаемая пища. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, вся обстановка. Ко всему этому ребенку надо приспособиться, перестроить сложившиеся ранее стереотипы.

Изменение социальной среды сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье детей. В этот период у ребенка происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам.

Процесс приспособления не всегда проходит легко и быстро. У многих детей в период адаптации нарушается аппетит, сон (не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый), эмоциональное состояние. Иногда без каких-либо видимых причин повышается температура тела, нарушается деятельность кишечника, появляется сыпь. Приспособление к новым условиям проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо себя чувствуют уже на 3-4-й день и привыкают к новым условиям жизни совсем без каких-либо нарушений здоровья, психического состояния и поведения. У других период адаптации длится месяц, а иногда и более.

Установлен ряд факторов, определяющих насколько легко пройдет адаптационный период. Эти факторы связаны и с физическим, и с психическим состоянием ребенка.

1. Состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.

2. Возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому (родители и др.).

3. Степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.

4. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности малыша. Одни дети в первые дни выражают бурные реакции: кричат при расставании с родителями, отказываются, есть, спать, протестуют против каждого предложения воспитателя, но через 2-3 дня уже входят в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, без возражений выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают плакать, длительное время плохо едят, не играют и с трудом привыкают к детскому саду.

Виды адаптации.

Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основным показателем степени тяжести являются сроки нормализации поведения ребенка, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

Критерии, по которым оценивается продолжительность адаптационного периода и интенсивность этого процесса: сон и засыпание, аппетит, эмоциональное состояние, адекватное поведение, характер общения со сверстниками и взрослыми, и заболевания ребенка.

Продолжительность и степень выраженности указанных отклонений зависит от возраста и пола ребенка, его психофизиологического состояния и личностных особенностей.

Легкая кратковременная адаптация продолжается в течение 2-6 недель. Тяжелая– долговременная: около 6-9 месяцев.

О завершении периода адаптации позволяет судить стабилизация всех показателей, как физических, так и психических.



Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.

Возможно советы психолога облегчат родителям и детям период привыкания к детскому саду. 

· Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего возраста, наиболее благоприятным является возраст между 3 и 5 годами.

· Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. И первое, что нужно сделать, - примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, - поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Второе - подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им - ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

· Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

· Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад - место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка.

· Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

· С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним.

· Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать.

· Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.

· Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.

· Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.

· Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

· Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: "Я не пойду к ней, она кричит, злая" и т.д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми. "Вторая мама" для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка.

· Не спешите, выбирая для вашего ребенка детский сад, а будьте наблюдательны и предусмотрительны. Плохо, если придется слишком часто менять садики. Лучше если ребенок посещает все время один и тот же садик. Один раз поменять его - не страшно, но шесть или семь раз - это уже вредно.

· Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.

· Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА


Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас. 
 
Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место. 

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. 
 
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. 

Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить; это поколеблет мою веру в вас. 
 
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед». 

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтоб вы пожалели о том, что сделали мне.
 
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком». 

Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги. 
 
Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на продолжение их. 

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз. 
 
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с нами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позднее. 

Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. 
 
Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен. 

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим. 
 
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе. 

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запутан, я легко превращаюсь в лжеца. 
 
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим. 

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте. 
 
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания. 

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию где-то на стороне. 

Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались. 

Никогда даже и не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это лает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами. 
 
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим. 

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество. 
 
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда. 

Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике. 
 
И кроме того, я вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью же. 



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Ø Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад – место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка.

Ø Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. Примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, - поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

Ø Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

Ø Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

Ø Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

Ø Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.

Ø Нужно принести в детский сад вещи, необходимые ребенку для спокойного пребывания там: смену белья, вещи для занятий физкультурой, любимую игрушку.

Ø Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.

Ø Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.

Ø Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что, говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

Ø Необходимо создать ребенку условия для спокойного отдыха дома. Во время адаптации не водить его в гости, шумные компании (ребенок в это время перегружен впечатлениями, следует пощадить его нервную систему).

Ø Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.

Ø Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.

Вхождение в детсад - очень резкое изменение жизни. И, конечно, вдумчивые родители к этому готовятся заранее.



Предварительный просмотр:

Где находится страна «Вежливость»?

Вежливость это не только искусство вести себя в обществе, но и черта характера. Мечта многих родителей, чтобы ребенок рос здоровым, умным, добрым и … конечно же вежливым. Кому незнакома такая картина? Стоят двое взрослых и ребенок. Ребенка угощают конфетой, он берет и тут же мама начинает дергать его за руку и громко говорить: «Ты не забыл, что нужно сказать?» Как научить ребенка основным правилам поведения, объяснить ему, как вести себя в гостях и дома, на улице и в театре, а также уважать старших. Как научить его так, что бы он не из-под палки, а с удовольствием здоровался со взрослыми, не перебивал разговор, говорил спасибо после обеда и мыл руки перед едой?

Гляжусь в тебя, как в зеркало

Известно, малыш во многом является ярким отражением своих родителей. Не зная другого, он с ранних лет неосознанно копирует маму и папу, ведь они для него эталон поведения. А дом для малыша – образцовая модель большого мира.

Самый простой и надежный способ воспитания – это, собственный пример. Если вы после обеда не говорите спасибо, кушаете ложкой прямо со сковороды, расталкивая пассажиров, спешите занять место в автобусе, то ваши воспитательные усилия не окажут ни какого воздействия. Очень важно, чтобы слова взрослых совпадали с их поступками. Сами родители должны стать достойным примером. Не ленясь говорить супругу или супруге «спасибо» или «пожалуйста» так часто, как это возможно, и отношению к малышам соблюдайте те же правила вежливости, что и ко взрослым людям, то вы наверняка зароните семена вежливости в сознание сына или дочки, которые дадут прекрасные всходы.

Как объяснять ребенку правила вежливости?

  1. Помните, игровые занятия помогут научить ребенка всему. Поиграйте с любимыми игрушками в «Страну вежливость», «Зайка идет в гости (театр, в магазин и другое)», где все говорят любезные слова и выполняют просьбы друг друга. Детям трудно самостоятельно разобраться, что же на самом деле хорошо, а что нет. «Что будет, если я скажу плохое слово или без спроса съем конфетку? А если покажу язык и нагрублю бабушке?» — думает малыш и начинает действовать. Придумайте сказки про «Страну вежливость» населите её персонажами, где есть приключения. Пусть на примере героев ребенок узнает и поймет, что будет, если нарушаются правила вежливости и как живется грубым и невоспитанным жителям.
  2. Когда ребенку протягивают конфету можно громко сказать: «Спасибо, тетя Лена» Скорее всего, ребенок повторит за вами слова благодарности (ведь вы уже рассказали о правилах вежливости!). Если же он промолчит, то можно напомнить ему об этом после того, как попрощались с тетей Леной: «Как здорово, что тетя Лена угостила тебя конфетой! Я думаю, что ей бы было очень приятно, если бы ты ей тоже сказал спасибо!» В следующий раз он вспомнить об этом сам. Зато не будет никакой неловкости и не будет унижения ребенка вами, да еще при посторонних.
  3. Следите за своими словами, ведь смешно требовать от ребенка говорить «здравствуйте», когда вы сами говорит всем «привет». Не возможно воспитать вежливость грубостью. Язвительность, издевки и нотации создают между ребенком и родителем непреодолимую преграду. Если  ваш ребенок наотрез отказывается прилично себя вести в гостях у ваших знакомых. Может быть, вы позволили себе, собираясь в гости, невежливую реплику или саркастическое замечание по поводу хозяйки или хозяина дома. Ну, что-нибудь типа «Сейчас он опять заведет эти заунывные разговоры» Сами того не замечая, вы настроили малыша на скучный вечер, и уже ничто не сможет разубедить его в этом.
  4. Часто бывает, что ребенок вмешивается в разговор взрослых. Конечно, это мало приятно. Надо быть готовыми к тому, что именно искусству «не прерывать» ребенку придется учить долго. Кстати, а сами-то мы умеем не прерывать собеседника? Если уж он вмешался в наш разговор, надо извиниться перед собеседником, дослушать до конца ребенка и, возможно, ответить так: «Я хочу закончить свой рассказ, а потом будешь рассказывать ты, хорошо?» Надо помнить, что и вы не должны прерывать ребенка, даже, если на наш взгляд, он говорит не очень интересные вещи.
  5. Самое главное в воспитании это похвала! Как часто мы ругаем детей за несказанное «Доброе утро» и никогда не хвалим за вежливое поведение. Ну, за что хвалить, если ребенок ведет себя так, «как надо»? И все же: постарайтесь не пропустить момент, когда ваш ребенок наконец-то сделал «хорошо». Поддержите его, дайте понять, что вы заметили его старания и реакцию на ваши просьбы.
  6. Собираясь в гости, нужно сказать ребенку о том, что правила поведения в каждом доме устанавливают хозяева, и они могут не совпадать с правилами в вашем доме. Дети быстро замечают, что родители не любят делать замечания в гостях. Поэтому могут позволить себе разные вольности, как залезть в обуви на диван или прыгать на кровати. Важно, чтобы хозяева дома сами сказали можно это делать или нельзя (ребенок лучше слушается, если ограничения введены другими взрослыми), а родители следят за выполнением этих правил, лишь напоминая: «Здесь так заведено!»

Итак, мы видим, что воспитание вежливости сложный и длительный процесс. Но со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.



Предварительный просмотр:

Почему дети обманывают?

"Первая удачная ложь развенчивает миф о всесилии родителей, и ребёнок начинает ощущать собственную самоценность".

Майкл Ф.Хойт.

Рано или поздно родители сталкиваются с детской ложью. Трудно не почувствовать недоумение и гнев, непонимание и обиду, когда узнаешь или подозреваешь, что ребенок тебя обманул. Степень огорчения взрослых, когда они узнают о неискренности ребенка, почти не зависит от того, скрыл он правду или исказил ее.

Ложь по поводу и без?

Осознание мотива лжи (почему он солгал) помогает родителям понять ребенка и принять решение, как себя вести, чтобы ребенок не солгал снова. Однако повод для лжи всегда есть.

  1. Очень часто ложь - это способ самообороны ребенка от родителей, сверстников или даже от своих личных проблем, т. е. ложь-защита.
  1. Стремление избежать наказания (защита себя). Многие дети врут, боясь наказания со стороны родителей. Например, ребенок разбил любимую мамину вазу. Чтобы его не ругали, он говорит, что это сделал не он, а кто-то другой.  
  2. Защита внутреннего мира. Взрослые любят хвалить достоинства других детей в присутствии собственного ребенка или сравнивать его с кем-то: «Маша одевается сама, без помощи взрослых, а ты неумеха!". Такими сравнениями взрослые занижают самооценку ребенка, и он начинает защищаться с помощью лжи - придумывать несуществующие успехи, чтобы завоевать расположение и благосклонность взрослых, а потом и сверстников. Например, один мальчик пришел из детского сада со словами:  «Я сегодня лучше всех слепил медвежонка из пластилина. Воспитательница его на выставку отправила!». Папа удивился, потому что сын не умел хорошо лепить, и спросил на следующий день в группе, правду ли сказал ребенок. Ответ был неожиданным, ничего подобного не было - поделка вовсе не представлена на выставке. Но мальчику настолько хотелось, чтобы его похвалили, что он придумал такую ситуацию. За всем этим стоит острая потребность в том, чтобы тебя похвалили и оценили. Хотя, если такие вещи повторяются часто, ребенок и во взрослой жизни будет преувеличивать различные события и хвастаться несуществующими успехами. В большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает «выкручиваться», ему приходится врать все больше, и, в конце концов, он запутывается окончательно. Врунишка обычно страдает от недостатка внимания или любви окружающих, он испытывает трудности в общении со сверстниками и с целью быть более интересным и привлекательным успешно использует хвастовство и преувеличение.
  3. Предотвращение вмешательства в личную жизнь. Слегка приврав, немного исказив факты или просто умолчав, дети избегают неприятных объяснений, ищут выход из затруднительных ситуаций и вообще облегчают себе жизнь. К такой линии защиты часто прибегают подростки, чтобы оградить себя от излишнего родительского контроля и вмешательства в их дела.
  4. Страх оказаться "доносчиком" (с целью защиты близких ему людей – родителей или друзей). Бывают случаи, когда ребенок врет из самых лучший побуждений, защищая кого-то. Например, Саша видел, как его друг сломал дверной замок в классе, но учительнице сказал, что не видел, кто это сделал.
  1. Встречается и корыстная ложь, когда дети знают, что все было совсем не так, как они рассказывают, но представляют событие в выгодном для себя свете. Ребенок начинает лгать, чтобы дать выход своим негативным эмоциям, а не из страха наказания. Например, из чувства оскорбленного достоинства: «Мама, забирая сына из детского сада, узнает от него, что он незаслуженно был наказан, за что и обозвал воспитательницу. Мама спешит выяснить события, но оказывается, никто никого не обзывал. Зачем же ребенок тогда солгал? Да, его действительно наказали: поставили в угол. Но это было впервые, и шок был так велик, что мальчик переиначил все события так, чтобы виноват, оказался тот, кто его так сильно обидел». Ребенок может оговорить своего одноклассника с целью отомстить или из чувства зависти. Успешность такой лжи укрепляет в ребенке уверенность, что это лучшая из возможностей восторжествовать над обидчиками.
  2. Стремление получить нечто, чего иначе не получишь. Если в семье ребенку слишком много запрещают, он начинает обманывать, чтобы избежать запретов. Например, четырехлетней Маше очень хотелось поиграть с пылесосом, ведь он так здорово жужжит. Но мама ей не разрешила. Девочка включила пылесос, а вошедшей в комнату маме дочка сказала, что взяла пылесос с разрешения бабушки.
  3. Еще один из поводов для детской лжи - ложь взрослых. В некоторых семьях родители сами способствуют тому, чтобы дети научились обманывать (к примеру, когда они просят ребенка ответить по телефону, что якобы дома родителей нет). Или сокрытие неприятной информации. Если мама и папа лгут из чувства такта и приличия, например, в гостях, расхваливая обед, есть который невозможно - ребенок в дальнейшем будет поступать точно так же. Дети рано вступают в социальные отношения со взрослыми и сверстниками. Они прекрасно понимают неписаные правила поведения. Ребенок понимает, что в каких-то случаях взрослые  говорят неправду и легко находит себе оправдание, когда сам лжет.

Как его отучить лгать?

Искоренить ложь очень трудно. Для того, чтобы ложь исчезла, надо изменить весь строй жизни. Воспитывая детей, мы в то же время воспитываем себя. 

Если родители хотят научить ребенка говорить правду, то они сами в первую очередь должны:

  1. Всегда держать свое слово. Если в каком-то случае вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку, почему вы это не можете выполнить и извинитесь.
  2. Если так окажется, то вы сами соврали перед ребенком, объясните, чем обусловлена ложь и обязательно признайте сам факт обмана.
  3. Не ждите, что дети сразу начнут различать понятия «белая ложь» и более серьезный обман.
  4. Поощряйте ребенка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать ее было не легко.
  5. Не задавайте детям вопросы-ловушки, которые заставляют выбирать между ложью и горькой правдой. Своим вопросом вы провоцируете новую ложь. Лучше сказать, что вам известно и объяснить ребенку, что надо было сделать, вместо того, что сделал он.

Стоит ли наказывать за ложь?

Если родители столкнулись с детской ложью и задумались над наказанием, то вспомните, что одна из причин, по которой лгут дети - страх наказания. Но это не значит, что не стоит обращать внимание на ложь ребенка. Прежде всего, нужно… успокоится и не позволить вырваться гневу, порождённому болью, досадой и чувством, что тебя предали. Затем задуматься почему стала возможна ложь (мотивы возникновения). Может быть, дело как раз в строгом наказании? Или вы излишне требовательны к нему, не учитываете его потребностей и возможностей? Может быть, стремитесь во всем контролировать ребенка? А может быть, и сами не всегда искренни? Честность детей зависит в какой-то мере от того, какие мы родители – понимающие или нетерпеливые, доверяющие или подозрительные, справедливые или жестокие. Не позволяем ли мы им слишком много? Не озабочены ли мы слишком своей жизнью и карьерой, что не уделяем достаточно внимания детям? Знают ли дети, что нам небезразлично, как они себя ведут? Усвоил ли наш ребёнок, почему важна честность? Насколько мы сами её демонстрировали? Сколько усилий мы приложим, чтобы сформировать у ребенка моральные ценности? В любом случае ложь это всегда шанс родителя поговорить со своим ребенком, объяснить, что волнует вас, узнать какие причины стоят за ложью, как это скажется на последствиях. Обсудите с ним, какой ущерб нанесен этим проступком? Пострадал ли кто-то из-за этого? Как повлияла ложь на развитие ситуации? Понимание происшедшего, позволит предоставить ребенку возможность быть честным и устранить причины для обмана. Вспомните свой детский опыт и переживания. Дурной поступок и обман, призванный его скрыть, достойны наказания, но они достойны и прощения. 

Обман детей – обычно не является серьезной проблемой, но ровно до тех пор, пока он не перерастает в нечто привычное и даже обязательное. Во многих отношениях ложь является обычной составляющей развития ребенка. В любом случае, если ребенок много и часто лжет, это должно встревожить его родителей. Проблема лживости ребенка может привести к сложностям в школе, в отношениях с друзьями, может внести дисгармонию в отношения внутри семьи и в будущем может привести к еще более серьезным проблемам.



Предварительный просмотр:

«Что делать, если у ребенка есть чувство страха»?

  1. В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи.
  2. В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду, соблюдать режим, находить время для общения с ним.
  3. Если у ребенка появляются страхи, то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, посадить под замок и т.п.
  4. Если ребенок испытывает страхи, необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.
  5. Полезно читать книжки или сочинять истории, в которых говориться о том, как герои преодолевают трудности и спасаются от опасностей.
  6. Для позитивного самоощущения ребенка, особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощания», который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т.п.
  7. Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».
  8. Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за испытываемый им страх.
  9. В домашних условиях необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок, в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия.
  10. Важно предусмотреть совместный отдых, способствующий налаживанию эмоционального контакта с ребенком, проявляя заботу и ласку.
  11. Если у ребенка, что-то не получается, не следует его ругать. Нужно попробовать сделать это совместно, учитывая его возможности.
  12. В условиях семьи надо использовать данные требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.



Предварительный просмотр:

Список органов государственной власти, органов местного самоуправления,                                                                                                                           осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением   и защитой                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       прав  ребенка

Президент РФ

Владимир Владимирович Путин

(8495)606-36-02

Уполномоченный по правам человека в РФ

Владимир Петрович Лукин

(8495)607-19-22

(8495)607-39-69

ombudsman@ropnet.ru

Уполномоченный при президенте РФ  по правам ребенка

Павел Николаевич Астахов

(8495)624-80-09

(8495)624-56-18

federal@polit.ru

Министерство образования Саратовской области

Министр

Марина Анатольевна Епифанова

(8452)49-21-12

Председатель комитета по государственному надзору и контролю в сфере образования министерства Саратовской области

Наталья Сергеевна Бандорина

(8452) 75-40-26

minobr.nadzor@san.ru

Начальник отдела государственного надзора и контроля качества в сфере образования

Елена Валерьевна Нерозя

(8452) 75-40-25

Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области

Юлия Леонидовна Ерофеева

(8452) 21-00-58

ombudschild@saratov.gov.ru

Уполномоченный по правам человека в Саратовской области

Нина Федоровна Лукашова

(84520 26-15-77,

             26-16-61

ombudsman@saratov.gov.ru

Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области

Председатель

Владимир Сергеевич Чернобровкин

(8452) 28-31-84

chernobrovkinvs@saratov.gov.ru

Комиссия по делам несовершеннолетних, защите их прав при Администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области

Председатель комиссии

Алексей Федорович Воробьев

(84557) 2-11-11

nbomo@mail.ru

nnbomo@mail.ru

Ответственный секретарь комиссии

Ольга Алексеевна Абраменко

(84557)2-23-34

roo nbur@mail.ru

Управление образования администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области

Начальник

Наталья Викторовна Бурмистрова

(84557)2-21-69

roo nbur@mail.ru

Исполняющий функции по опеке и попечительству специалист 1 кат. Татьяна Алексеевна Нуждина

(84557)2-21-67

Прокуратура Новобурасского района

Прокурор

Советник юстиции Александр Александрович Казаков

84557) 2-12-03

Отделение полиции № 2 в составе МО МВД «Базарно-Карабулакский»

Подполковник Валерий Анатольевич Садомов

(84557) 2-19-52

nob@srt.mvd.ru

Инспектор ПДН

Майор полиции Ольга Александровна

Неплюхина

(84557) 2-12-52

Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области Территориальный отдел в Базарнокарабулакском районе

Начальник

Олег Аркадьевич Алиев

(84591)2-21-48

bkrpn@san.ru

Муниципальное учреждение «ЦБР Новобурасского района»

Гл. врач

Марина Борисовна Елесина

(84557)2-17-31

novbur/crb@mail.ru

Районный педиатр

Ирина Петровна Сыпченко

(84557)2-10-73

Управление социальной поддержки населения Новобурасского района

Главный специалист Оксана Викторовна Егорова (дет. пособия на детей)

(84557) 2-11-87

soc.novo15bur@saratovgov.ru

Ирина Владимировна Щетинина (гос.соц. помощь,

оздоровление,

питание)

(84557)2-10-80

ГАУ СО «КЦСОН Новобурасского района»

Зав. отделением Елена Леонидовна Русина

(84557)2-23-55

novbor.czn@mail.ru

novbor.czn@mail.ru