Внеурочная деятельность

Ищенко Валентина Ильинична

Здесь находятся мои методические разработки : Образовательное событие " Мое село", проект " Успешный ребенкок", проект " Равный обучает равного", проект " Моя семья"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnoe_sobytie_1.docx35.07 КБ
Файл proekt_uspeshnyy_rebenok.docx26.55 КБ
Файл proekt_ravnyy_obuchaet_ravnogo.docx21.61 КБ
Microsoft Office document icon moya_semya_1.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Образовательное событие « Мое село»

                                               Руководитель Ищенко В.И.
                                              Учитель начальных классов

              Почетный работник общего образования РФ

                                               МОУ « Турунтаевская районная гимназия»

                                               Прибайкальский район

                                               Республика Бурятия

                       Аннотация образовательного события « Мое село»  

Образовательное событие – это новый вид внеурочной деятельности в  школе. Смысл его заключается в том, что деятельностью занимается каждый ребенок , работа в группах приносит много впечатлений и совместных  эмоциональных  переживаний . Также приносит удовлетворение совместная работа  родительской общественности , педагогов и детей.

Ребята добывают знания, не предусмотренные программой, но помогающие им в дальнейшей учебе.

Наше образовательное событие было направлено на формирование целостной разносторонне-развитой личности, способствовало успешной социализации ребенка, реализации детской инициативы.

                        Подрастающее поколение почти не интересуется своей малой родиной. Дети порой больше знают историю  России  в целом, интересуются историей зарубежных государств. Они думают, что уже  и так все знают о своем селе, где родились и живут. Для того  , чтобы у школьника появилась любовь к родине, надо активно воздействовать на его чувства. Только тогда любовь к родному краю родится у него внутри, как отклик на  всё  то доброе и родное, что связано у него с его малой родиной.

         Особенно актуально высветилась эта задача у нас,  в рамках празднования  в этом году 310-летия села Турунтаево Прибайкальского района республики Бурятия.  Наше село–центр Прибайкальского района. На центральной площади прошли грандиозные мероприятия, в которых участвовали все структурные подразделения села. Эта дата важна и для нашего ОУ.

   Цели образовательного события:

-формирование у обучающихся  интереса к изучению  истории своей  малой Родины, к культуре и традициям своего народа и других народов, населяющих Республику Бурятия , Прибайкальский район;

-привлечение родительской  общественности и социальных партнёров к внеурочной деятельности гимназии;
                Задачи :

  1. Развивать у обучающихся умение самостоятельно добывать знания  в различных источниках информации. Формировать умение работать с разными ресурсами. Научиться обобщать и анализировать собранный материал.
  2. Развивать  любознательность и  творческие способности, применение собственного опыта обучающихся в выполнении исследовательского и творческого задания.
  3. Воспитывать  любовь  к своей малой Родине и чувство уважения к её истории.

       

        Сроки проведения:

  • подготовительная работа  - 1 месяц  ( с 18 октября по 18 ноября 2014 года )

образовательное событие  – 1 день ( 19 ноября 2014 года)

Планируемые учебно-универсальные действия:

Познавательные: В процессе работы над проектом обучающиеся познакомятся с историей жизни села Турунтаево, самостоятельно соберут краеведческий материал. Собранные материалы будут использованы на уроках  и во внеурочной деятельности.

Личностные: За время работы над проектом дети разовьют свои творческие способности. Коммуникативные: Получат удовольствие от совместной работы и общения с товарищами .

Регулятивные: У обучающихся проявится интерес к изучению своего родного края и его людям. Предметные :Приобретут  знания и умение применять их в самостоятельной практической деятельности.


           Методы:

-сбор информации; анализ и обобщение информации; практическая работа, рефлексия обучающихся, общественная экспертиза.

                       

  Творческая группа образовательного события:

  • Ищенко Валентина Ильинична ,учитель начальных классов- автор идеи и  руководитель образовательного события;
  • Мухина Татьяна Викторовна . завуч по воспитательной работе – организатор образовательного события;
  • Учителя начальных классов- ответственные за реализацию образовательного события,
  • Учителя – предметники 5-6 кл – ответственные за тематические уроки в день образовательного события.
  • Учащиеся 10 класса – организаторы игры- путешествия  «Моё село»

Участники образовательного события:

            Учащиеся с 1 по 6 класс – 167 чел – занимаются исследованиями;

  • Педагоги начальной  школы МОУ «Турунтаевская районная гимназия» и учителя предметники 5-6 классов – 12 человек - ответственные за реализацию образовательного события; ответственные за тематические уроки в день образовательного события;
  • Общественные наблюдатели   от родителей, социальные партнёры и  другие  организации села, около 20 человек – общественная экспертиза образовательного события;
  • Учащиеся 10 класса- ответственные за содержание и проведение познавательной игры –путешествия « Мое село»

       

  Этапы проведения образовательного события:

1.Подготовительный этап : Участникам образовательного события были предложены следующие темы :

  • Знакомство с книгой  краеведа, члена Союза журналистов РФ А.З.Козина «Турунтаево – вчера, сегодня, завтра»
  • Экскурсии на предприятия, объекты культуры  или  памятные места села;
  • Встречи с членами районной и сельской администрации   с целью выявить старожилов села, почетных жителей села, исторические и памятные места села;
  • Поисковая работа:

- «Улицы моего села и их знаменитые жители»;

-« Предприятия села»;

- « Памятные места села»;

Каждый класс определил , какой вопрос образовательного события  он будет разрабатывать. Пожелания детей фиксировались на экране заявок, в вестибюле гимназии. Таким образом, над каждым направлением работали три класса. А всего участвовало в образовательном событии 12 классов. Наконец, дети, определились с выбором поисковой работы:

- Первые классы – « Спасская церковь»;

- 2 «а» - площадь 50-летия Победы;

-2 «Б» - стадион села;

- Третьи- четвертые классы  « Улицы села и старожилы села»;

- Пятые классы – « Предприятия села»;

- « Шестые классы « Почетные жители села»;

 Когда ребята начали поисковую работу по улицам села, они выяснили, что улиц у нас  в селе – 57,  и придумали, как объединить их . Так у них возникли улицы :

  • Литературные (улица Крылова, улица Некрасова и т .д.)
  • Исторические ( улица Оболенского ( декабриста ,отбывающего у нас ,в Турунтаево ссылку), улица Гагарина и т.д)
  • Трудовые ( улица Механизаторов и .д)
  • Героические ( улица С.Лазо, улица Д.Патрахина…)
  • Природные ( улица Зеленая, улица Березовая…)

2.Итог подготовительного этапа:

Оформление выставки по результатам поисковой работы  по блокам:

-улицы села ( по названиям): «Литературные», «Трудовые», «Исторические», «Героические»,  «Природные»;

- предприятия села;

- знаменитые люди села:

-исторические и памятные  места села;

3. Разработка содержания игры- путешествия «Моё село»

 К разработке содержания игры- путешествия « Мое село» мы подключили  ребят 10 класса. Это мои ученики. Они вошли в инициативную группу вместе с учителями. Ребята разработали игру ,маршрутные листы и сделали презентации по станциям.Т акже для работы были подключены  общественные наблюдатели ( учителя- ветераны педагогического труда, родители, представители разных организаций).  Для нас, учителей , было важно ,что родители и представители разных организаций поддержали наши начинания ,потому- что гимназия является Федеральной стажировочной площадкой    по теме  « Формирование института общественной экспертизы». Все откликнулись. Никто не остался равнодушным.

4.Этап реализации образовательного события «Моё село»

  • Тематические уроки и необычное меню в школьной столовой ;

(Расписание в этот день было построено таким образом, чтобы на уроках окружающего мира, истории, чтения учителя провели экскурсии по выставкам;

Уроки математики, русского языка, физкультуры, технологии были тематической направленности  Меню в школьной столовой соответствовало нашему празднику : Уха « «Турунтаевская», кисель « Клюквенный», пирог «Прибайкальский».)

  • Выставка рисунков «Мой дом, моя улица, моё село»  - ИЗО студия «Радуга»  ( рук. Невзгодова Р.И.) ;
  • Встречи с интересными людьми села -народным художником Прибайкалья Тужилкиным С.А.;    
  • работниками районного архива; старожилами села; 
  • Обзор краеведческой литературы из фондов районной библиотеки;

 

  • Конкурс «История одной фотографии» ;
  • Познавательная игра- путешествие «Моё село - Турунтаево»

5 этап.  Рефлексия

  • Экспертный лист общественного наблюдателя
  • Сочинения « Если бы ко мне приехал гость, что я показал бы ему в Турунтаево»- 4-6 кл
  • Голосование- смайлики 1-3 кл
  • Подведение итогов . награждение

                            Описание работы над образовательным событием

    Свою поисковую работу  ребята 2-6-х  классов начали  с  экскурсий в сельскую  администрацию,  в архив, по улицам села. А ученики 1-х классов побывали в нашей церкви и встретились с батюшкой Александром ,а также узнали о памятной доске декабристу Оболенскому Е.Ф, который отбывал ссылку  у нас в селе в 19 веке. . Инициаторами создания памятной доски Оболенскому Е.Ф, стали наши гимназисты выпуска 2004 года. Ребята 4 –х классов ,совершая экскурсии по селу, встретились со старожилами села. Особенно интересными были рассказы Глушко В.А. М.В. Нетесовой. Егоровым ,И.М.Ученики 5-6 классов побывали на предприятиях села. Очень большое впечатление у них осталось  от экскурсии на предприятие « Черемшанский кварцит», где добывают кварцитовый песок , Его применяют для изготовления оптического стекла. А еще , проводя поисковую работу, ребята выяснили, как много разной продукции производят в селе. Жители охотно покупают и  пользуются этой продукцией ,причем не только продуктовой ,но и промышленной. Вся поисковая работа отслеживалась на  экране в вестибюле гимназии. Ребята узнали много интересного, собрали огромный материал для выставки. Перед игрой выставка была оформлена. Каждый класс выставил свой материал. Выставка  заняла два этажа школы.   Коллективная работа захватила весь наш коллектив. Целый месяц мы жили одним общим делом . И вот наступил день презентации нашего образовательного события..

                           Программа итогового дня:

8.00-Открытие

8.30-12.05- 4 урока по расписанию

12.15-Игра- путешествие «Моё село» – 5-ый урок

Этот день  начался  с общешкольной линейки. Было очень много гостей. Наш праздник открыл  Глава сельского поселения «Турунтаево» Евгений Юрьевич Островский. Евгений Юрьевич -,спонсор нашего праздника. Для победителей познавательной игры  были приготовлены  призы –ручка с логотипом  села и книга Козина А.З. « Турунтаево- вчера, сегодня, завтра»

Ребята увидели инсценировку сказки «Где родился там и пригодился». Эту сказку сочинил ученик 4 а класса Егор Шульгин вместе со своей мамой, а показали её одноклассники Егора, ребята из 4а класса.

Музыкальный подарок приготовила вокальная группа  6 в класса. Дети спели песню Виктора Ильича Леонова о своем селе вместе с автором. А перед песней прозвучали стихи  Вари Курбатовой ,сочиненные бабушкой Натальей Николаевной Курбатовой «Моё село».

           Все уроки были необычными.   В 1 классе учились на уроке письма писать слова

« Спасская церковь, село Турунтаево…»  На уроках физкультуры разучили народные игры- лапту и горелки.

К ученикам 3-4 классов на чтение пришла  на урок Татьяна Константиновна Патрушева,        работник районной библиотеки . Она сделала презентацию книги А.К.Затеева « Мое Прибайкалье»Соавтором книги является наша бывшая ученица, а ныне кандидат исторических наук Затеева Н.А. На уроках окружающего  мира в начальной  школе  и на  уроках истории в 5-6 х классах по графику прошли экскурсии по выставке.

 Во время экскурсии наибольший интерес вызвала рубрика « История одной фотографии».Она  увлекла  всех – и детей, и учителей. Так, например, ребятам да и учителям ,которые недавно живут в селе , было очень интересно узнать здание первой школы села. Было много отзывов  в этой рубрике. 

   Уроки технологии  прошли как «Творческая мастерская». Так, ребята 2 « б» класса вылепили главную площадь села с памятником воинам- прибайкальцам, Ученики 2 « А» класса сделали коллективную аппликацию. « На лугу Захотая», ребята  4 «А» и 4 « Б» сделали макеты улиц, на которых побывали. Отрадно, что они еще придумали и другие  названия улицам: например, улица Горького –улица Дружбы, улица 50- летия Октября -проспект Мира и т.д .  А  к ребятам 5-6 классов на уроки технологии пришел народный художник Прибайкалья Тужилкин. Он показал свои творческие работы и учил ребят расписывать байкальские камушки. На уроках математики в 5-6 классах ребята считали:

  • Сколько лет исполнилось нашему селу в 2014 году по сведениям в книге А.З. Козина вы узнаете, найдя значение следующего выражения:

  • В 2014 году с. Турунтаево праздновало 310- ый  день рождения.  В каком году возникло наше село.?
  • « …Турунтаевская волость – по правую сторону от реки Селенга по реке Итанца расстоянием от Верхнеудинска в 37 верст…»

Чему равна одна верста? Результат округлите до единиц, до десятков.

 

          После обеда пришло время игры . Готовили познавательную игру ученики 10 «а» класса. Выбирали станции ребята  из того материала, который собрали наши гимназисты:

-«В селе можно услышать: «Встречаемся у « Алеши»- кто этот « Алеша?»;

-«Мало кто обращает внимание на скромную табличку – название нашей площади»:

-«В скалах вблизи поселка Турунтаево находится пещера с наскальными рисунками и могилы        эпохи бронзы. На окраине села археологами были обнаружены кости доисторических животных ледникового периода».

-– «Скала, церковь, река…Можно ли сказать, что это памятные места?»

Таким образом получились станции:

  • Память твоя, Турунтаево ( памятники села);
  • Имя твое ,Турунтаево ( сколько лет селу, кто его образовал);
  • Сделано в Турунтаево( продукция села);
  • Станция «Сердце твое,Турунтаево» ( площадь села);
  •  Гордость, твоя, Турунтаево… (знаменитые люди села и почетные жители);
  • «Если скажут слово Родина…( любимые места села);

Ученики 10 кл самостоятельно  составили презентации по собранному  материалу и подготовили вопросы для игры . На каждой станции  игры были общественные наблюдатели от родителей,из разных организаций села: сельской администрации, Почетные жители села. работники районной библиотеки, педагоги-ветераны… Они заполняли экспертный лист, оценивая выставки и собственно игру.  А потом они написали свои отзывы  пожелания.

Оценка членов  жюри выставки « Мое село : Улицы, жители, памятные места»

(Содержание,оформление,доступность- 1,2,3 балла)

1 этаж:

  • Суворова Надежа Михайловна ( краеведческий районный музей)
  • Салагина Любовь Ивановна ( районный архив)
  • Тихомирова Вера Дмитриевна( ветеран педагогического труда)

2 этаж

  • Затеева Ольга Геннадьевна( ветеран педагогического труда)
  • Атутов Сергей Иннокентьевич( районная редакция)
  • Патрушева Татьяна Константиновна( районная библиотека)

класс

Содержание

оформление

доступность

примечание

Итого баллов

   Ребята 4-6 классов написали сочинения « Приезжайте к нам , в Турунтаево». Дети написали, что обязательно   бы сводили туристов на нашу знаменитую скалу ,угостили бы их сметаной и творогом, а на прощание подарили бы им перчатки для хоз.работ ,сделанные у нас на совместном российско-китайском предприятии.

 А малыши оценили игру смайликами.

Также были награждения  по поисковой работе, по выставке и за лучшие поделки.

Также все общественные наблюдатели оставили свои отзывы:

- Затеева О.Г ( ветеран педагогического труда) :

 « Подобные мероприятия дают ребятам хорошие положительные эмоции, чувство радости за совместную ,хорошо проведенную работу, чувство гордости за свою малую родину»

- Родительский комитет 1 « а» класса : «Для наших малышей было удивительно узнать, что  нашему селу 310 лет, и  церковь   наша тоже стоит уже почти 300 лет. Мероприятие  показало, как общее дело увлекает ребят всей школы.» и.т д.

    6 этап. Итоги образовательного события:

- Составление  общей карты-схемы  « Моя родная улица  на карте села»;

- Коллективная творческая работа  учащихся «Путеводитель по Турунтаево»;

-награждение победителей игры, выставки и т.д.

Выводы:

           В ходе подготовки и реализации проекта организаторы и участники убедились, что образовательное событие-  это  необычная форма совместной познавательной и творческой деятельности. Оно помогает  интересно организовать школьную интеллектуальную жизнь  и  даёт импульс к развитию внеурочной деятельности на новом уровне. Это событие также показало, что родители – большая творческая сила, которую нужно привлекать  во внеурочную деятельность . Родители могут выступать в качестве  участников, помощников и экспертов в разных школьных мероприятиях.



Предварительный просмотр:

Ищенко Валентина Ильинична

учитель начальных классов

МОУ « Турунтаевская районная гимназия»

Прибайкальский район, Республика Бурятия

Обобщение собственного педагогического опыта во внеурочной деятельности

(система работы с родителями) .

Проект « Успешный ребенок»

Основа проекта: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией в партнерстве семьи и школы через ситуацию успеха.

«Заботу об оптимальном развитии всех   школьников надо органически соединять с выявлением, взращиванием и надлежащим использованием    индивидуальных склонностей и способностей»         

(Занков Л.В.) 

Цель проекта:

Объединение семьи и школы для воспитания успешности,  самореализации и социализации учащихся.

 Задачи проекта:

  • Формирование духовно- нравственных качеств учащихся;
  • Создание условий для взаимодействия родителей и учащихся;
  • Организация совместных коллективных проектов;
  • Подготовка учащихся к самореализации и социализации через ситуацию успеха;

Актуальность проекта:

   Дети, которые пришли ко мне в первый класс  будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам.

   Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Все это формируется не только  в процессе обучения, но и под воздействием среды (семьи, друзей), культуры.  Для воспитания этих качеств необходимо использовать компетентностный подход, формировать у детей ключевые компетентности.

  Под ключевыми компетентностями понимается способность учащихся самостоятельно действовать  в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем на основе использования социального опыта и собственного опыта учащихся.Наша задача помочь детям приобрести такой опыт. Опыт приобретаем в деятельности. В организации деятельности на первое место   я ставлю коммуникативно-диалоговую компетенцию:  общение,  взаимодействие.   Чтобы действовать, нужно научить детей   ставить цель, искать способы достижения цели, найти единомышленников, работать в команде. Это создает условия для активного дальнейшего сотрудничества учащихся и родителей. Одна из форм такой деятельности- проекты, основой для которых стала программа воспитательной работы гимнази. Вокруг личности ребенка как концентрические круги располагаются воспитательные области:

Механизм реализации проектной деятельности

   На первом родительском собрании я  представила систему воспитательной работы гимназии. Вместе с родителями мы  прогнозировали ожидаемые результаты выпускника в 4 классе. На этом же собрании я подвела итоги проведенного мониторинга потенциала родителей . Тем самым родители становятся участниками образовательного процесса. Родители, понимая всю ответственность возложенной на них задачи, поделились на инициативные группы. Они стали одной командой.

     Пример инициативных групп: спортивная, творческая, организаторская, хозяйственная. Эти группы создали  проекты:

  • ролевой проект «Клуб отцов» (авторы проекта – папы)
  •  творческие -  «Мамина гостиная» (авторы проекта – творческие родители) -
  • исследовательский проект « Моя семья» (авторы проекта-семьи, в которых сформированы свои традиции)
  • практико-ориентированный  проект  «Хозяева класса» (авторы проекта – родители, владеющие каким-то прикладным умением).

  После  этого родители совместно с учителем составили план работы над проектами,  сформировали состав участников проекта, назначили ответственных, определяются сроки реализации мероприятий проекта . Содержание деятельности проектных групп охватывает  основные направления воспитательной системы гимназии и надпредметные связи. В проекте участвуют все родители, а инициативные группы координируют его реализацию.  А я выступаю  в роли тьютера -  (Говоря русским языком, тьютерство - это выявление потенциала не только  ученика, но  и его родителей и индивуальное  сопровождение в соответствии с их возможностями ).

   Наши коллективные дела :  

  • способствуют сплочению родителей, их постепенному  переходу от роли   наблюдателей к роли организаторов дела.
  •   формируют у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания нравственной культуры , помогают им продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
  •  учат детей работать в команде, а самое главное, раскрывают индивидуальность ребенка, дают большие возможности на успех ребенка. 

   Что такое воспитание успехом? Суть этого принципа в том, что работая с учеником, надо стремиться понять его, осмыслить его особенности,  опираясь на его достоинства, ценности,  мечты,  потребности, стараться развить самые малые ростки успеха.

  Проводя мониторинги , я поняла, что не все дети успешны. Значит, надо найти такую нишу, которая поможет раскрыть его талант, чтобы эта «звездочка» засияла. Проекты нам помогают это сделать. Они создают среду возможной успешности, в которой царит атмосфера сотворчества, сотрудничества не только со сверстниками, но и с родителями.

   Продукт коллективного творчества разный, но он позволяет детям учиться работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Творя вместе, школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок, развивают привычку к активной и продуктивной деятельности, умение работать в команде, принимать самостоятельные решения. Дети постепенно меняют роли  наблюдателей  и участников на роли помощников и организаторов дела.

  Успех отслеживается  и закрепляется через: благодарность в дневнике, через смс- службу, благодарность на особом бланке гимназии « Галерею лучших» в классе ,школьный стенд « Самый, самый»,школьную газету « ГимнИнфо», районную газету «Прибайкалец».

Я как учитель, организую пространство для взаимодействия учеников и родителей  и отслеживаю  его результаты.  Много лет использую в работе переписку с родителями  в специальных индивидуальных тетрадях. Для ребят существует «  Уголок записок» . Каждое утро мы начинаем с записок друг другу. Дети пишут записки руг другу на разные темы. Часто я им пишу записки :кого – то похвалю, кого-то пожурю, с кем- поспорю. Это отнимает много времени, но  помогает мне найти подход к детям, устанавливает особые доверительные отношения с детьми и  родителями и даёт устойчиво положительные результаты взаимодействия. 

В конце каждого года у нас существует традиция защиты всех наших проектов.

Самое главное достижение нашей совместной деятельности ,стержень воспитания, определяющий нравственное развитие  является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Главные результаты проектов  - это достижения учащихся в урочной и внеурочной деятельности: региональные  и российские:

1.Наши достижения :

  • Победители республиканских очных олимпиад, предметных марафонов- 4человека
  • Победители НПК республики Бурятия – 7 призеров, НПК России – 4 призера, их имена занесены в сборник « ими гордится Россия»
  • .Победители районных олимпиад – 3 человека
  • .Публикации в районной газете « Прибайкалец» - 6 человек
  • .Победители районных спортивных соревнований- 6 человек

2.   В рамках проекта « Моя семья» осуществлены:

  • Проекты -  « День семьи», « Семейные посиделки», «Моя родословная»

3 . В рамках проекта « Клуб отцов» были осуществлены проекты:

  • Книга памяти нашего класса, моей семьи ,походы, Дни Здоровья.

4.В  рамках проекта «Мамина гостиная» осуществлены:

  • Выставки поделок, творческие мероприятия.

5.В рамках проекта « Хозяева класса» осуществлены:

  • Капитальный ремонт классной комнаты своими силами, приобретение нужного инвентаря

 Перспектива разработки проекта:

  • Готовность к компромиссу, проявление навыков толерантного поведения  (гражданско-общественная компетентность)
  • Формирование лидерских качеств  и умение работать в команде (социально-трудовая компетентность)
  • Формирование качеств успешного ученика (самостоятельность, инициативность, трудолюбие, ответственность) – познавательная компетентность. 
  • Рост уверенности учеников в своих силах, их самооценка.

 



Предварительный просмотр:

                      МОУ « Турунтаевская районная гимназия»

                                Прибайкальский район

                                  Республика Бурятия

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

« Равный обучает равного» с презентацией материала в старшей группе детского сада « Солнышко»

ТЕМА: обучение детей правилам дорожного движения

Игра « Дорога домой»

                                               Учитель :Ищенко Валентина Ильинична

                                                    С. Турунтаево

2016-2017  учебный год

 

Руководитель проекта:  Ищенко Валентина Ильинична

Творческая группа:

Инспектор ГИБДД Авдеева Т Н

Родители  4 а класса

Учащиеся 4 а класса

Сроки реализации проекта: краткосрочный, сентябрь -декабрь 2016 г

Направление проекта: «Социальный проект»

Вид проекта:  

практико – ориентированный

 

                                             Актуальнось

 Мои ученики учатся в 4 классе. Когда они были младше, их подвозили родители .Сейчас многие дети добираются до школы пешком. Село наше большое, не везде есть тротуары и пешеходные переходы.  Поэтому в школе мы придаем большое значение изучению правил дорожного движения, стараемся заинтересовать родителей , помогать нам, учителям , изучать правила дорожного движения. Ребятам приходится уже на практике применять правила дорожного движения. Несомненно ,они знают многие правила. У многих ребят моего класса есть младшие братья и сестры, которые  посещают детский сад. Вот и у нас возникла идея пойти к ребятам в детский сад и провести игру « Знаете ли вы правила дорожного движения?»

Цель :

-преемственность детского сада и начальной школы

- обучение детей старшей группы  детского сада « Солнышко» правилам дорожного движения

Задачи:

- обучиться правилам дорожного движения

- получить консультации инспектора ГИБДД по правилам дорожного движения

- применить на практике знания правил дорожного движения среди учащихся 2 а и 2 б классов( проведение викторин)

-обучение коммуникативным правилам общения с детьми младшего возраста

                    Механизм реализации проекта

1 этап . Подготовительный

На этом этапе были поставлены задачи проекта, разработаны основные направления и мероприятия проекта изучили:

- правила пешеходов, велосипедистов ,

-познакомились с разными знаками дорожного движения,

- проработали планы маршрутов каждому  ученику и прикрепили их в школьном       дневнике.

-приглашали  к нам для консультации инспектора ГИБДД . Инспектор ГИБДД проводила беседы и разные игры на знание правил дорожного движения, подарила ребятам  наклейки на одежду и портфель. Проводили разные тренинги по правилам дорожного движения.

-дети   составили викторины по правилам дорожного движения и представили их в классе.-

2 этап .Основной

План работы с учащимися

№ п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Продолжить изучение  правил дорожного движения для пешеходов. велосипедистов ( многие ребята передвигаются по селу на велосипедах)-

Сентябрь-октябрь

Учитель,

родители

2

Консультации с инспектором ПДД

В течение проекта

Инспектр ГИБДД

учитель

3

Проведение подвижных игр по ПДД, тестов

В течение проекта

Учитель

Инспектр ГИБДД

4

Составление детьми разных интересных вопросов и игр по правилам дорожного движения

ноябрь

Учитель,

родители

5

Обучение коммуникативным навыкам общения с детьми младшего возраста

ноябрь

Учитель

родители

6

Проведение викторин  среди вторых классов

ноябрь

Учитель

родители

7

Отбор материала для проведения игры  по правилам дорожного движения  в детском саду

декабрь

Учитель

родители

8

Составление игры ,подготовка к проведению

декабрь

Учитель

учащиеся

9

Проведение  игры

декабрь

Учитель

учащиеся

План работы с родителями

№п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Родительское собрание « Что знают ваши дети о правилах ПДД?»

сентябрь

учитель

2

Составление маршрутов в школу и домой

сентябрь

родители

3

Отслеживание подбора материала

 учащимися игр и вопросов по ПДД

В течение проекта

Учитель

родители

4

Участие родителей в проведении игр, викторин детьми

ноябрь

Учитель

родители

5

Проведение игры в детском саду

декабрь

Учитель

родители

Предполагаемые результаты

- передача  достоверной социально- значимой информации через доверительное общение на « равных» ( знаешь сам- научи другого)

- формирование ценностных ориентиров : нравственного отношения к себе и другим

помощь своим сверстникам в формировании знаний правил дорожного движения

              Сценарий проведения игры « Дорога домой»

Цели и задачи:

- познакомить детей детского сада с правилами поведения на дороге и дорожными знаками ;

- расширять словарный запас детей;

Оборудование:

- сигналы в виде светофоров  по количеству детей

-круги желтого, зеленого и красного цвета

-карточки с изображениями дорожных знаков

- разные игрушечные машины

Ход игры:

- Приветствие. представление учащихся ,знакомство учащихся и детей детского сада ( Ученики в фуражках полицейских,с жезлами, у некоторых ребят сигналы светофора)

 - Привет, ребята! Мы,ученики 4 класса гимназии , пришли к вам в гости. Какие вы большие ! Мы сегодня одеты необычно, может вы догадаетесь, почему мы так нарядились?

( ответы детей)

Ведущий:

- на слайде улицы села

- Любите ли вы гулять по улицам? Приходится гулять одним по улицам?

( ответы детей. Кто-то сказал, что один не гуляю, страшно)

- Чтобы гулять одним, что надо знать?

- Вот мы сейчас посмотрим,  знаете ли вы правила дорожного движения?

- на слайдах иллюстрации из сказок

Ведущие Саша и Уля :

-Ребята, приготовтесь отвечать на вопросы викторины, за правильный ответ вы получите сигнал светофора:

1. Кого называют водителем, а кого пешеходом?

2.Емеля из сказки « По щучьему веленью» был водителем или пешеходом?

3.Каким транспортным средством пользовалась Золушка?

4.Назовите двухколесное транспортное средство, водителем которого вы можете стать?

5.Какая часть улицы предназначена для пешеходов?

6. Как правильно переходить улицу ?

7. Кто поможет перейти улицу ?

Выходит Светофор ( слайды)

-Если видишь красный свет-

Стой на месте- хода нет-

Будь внимателен и жди..

Если желтый свет заметишь-

Будь внимателен и жди.

Только при зеленом свете

Улицу пререходи!

- Сегодня я и мои помощники – инспектора будем помогать вам переходить улицу!

8. Выходят ребята с дорожными знаками и сигналами

- Какие это знаки?( если ребята правильно называют знаки, им выдают зеленые круги, если неправильно – красные,желтые)

Выходит  Антон в костюме Незнайки:

На слайде улица с транспортом( в зале тоже разметка улицы, стоит «транспорт- разные машины, есть зебра)

-Я растерялся, я пропал…

Не зная знаков светофора

Чуть под машину не попал!

Кругом троллейбусы, трамваи,

 То вдруг автобус на пути.

Признаться честно я не знаю,

Где мне дорогу перейти.

Ребята . вы мне помогите,

Правильно выбрать путь

Мне подскажите!

 - Игровые ситуации « Переходим дорогу»

-( в зале созданы фрагменты дороги ,ученики  обыгрывают вместе с детьми детского сада разные варианты перехода дороги:

- в городе,(« на дороге» установлен «транспорт ,есть зебра и светофор»)Игровая ситуация

« Помоги Незнайке»

- в городе во время движения трамвая ( вместе с «транспортом» поставили «трамвай») Игровая ситуация « Подскажите правило следования»

-в селе, где нет переходов( сделана сельская дорога) Игровая ситуация « Помогите перейти старушке через опасную дорогу»

- в селе ,где нет тротуаров, ( сделана сельская дорога) Игровая ситуация « Ловим нарушителей»

-нет светофора  , ( сделана сельская дорога) Игровая ситуация «  Ловим нарушителей»

( Все ситуации проиграны  заранее теми учащимися, кто ведет игру)

 ( Курируют детей учитель, воспитатели детского сада, приглашенные родители))

Ученики разделились на команды:

1 команда – ведут игровые ситуации( в костюмах работников ГИБДД – в руках жезлы,свисток)

2 команда –делят детей детского сада на группы, разводят по ситуациям

3 команда –жюри- наблюдают, как дети справились с заданиями. оценивают детей.

Конец игры, подведение итогов, награждения медалями детей детского сада. Ученики подарили детям дорожные знаки, карточки сигналов для игр

3 этап. Анализ результата проекта:

- учащиеся сами отработали правила дорожного движения

-учащиеся получили моральное удовлетворение от того, что научили младших пользоваться правилами дорожного движения на практике, приобрели навык нравственного отношения к своему труду , к детям,взрослым

- приобрели навык общения с детьми младшего возраста

- все оборудование, костюмы для игры готовили дети, родители)



Предварительный просмотр:

Учебный проект учащихся 3 класса

Тема «Моя семья»

По  признаку доминирующей деятельности – творческий;

По  признаку предметно-содержательной области -  межпредметный;

По количеству участников проекта – охватил  учеников 3 класса,  родителей;

По продолжительности выполнения - проект длительной продолжительности

(6 месяцев, вышел за рамки учебной деятельности)

Цель проекта:

- формирование у школьников эмоционально-ценностного  

  отношения к семье, к своим корням

Задачи проекта:

-создать условия для развития умения находить необходимую

  информацию с использованием современных технологий, планировать

  деятельность, представляя весь процесс, представлять результаты своей

  деятельности;

- содействовать развитию навыков делового сотрудничества, анализа

  результатов и оценивания  себя в процессе деятельности.

Ход проекта:

I этап. Подготовительный этап

а) определение темы в ходе беседы о семье в жизни человека.

б) постановка учебных задач:

    - выполнить коллективный творческий  проект;

    - расширить знания о семье.

в) содержание проекта:

    - информационные слайды

II этап. Планирование  проекта (на этом этапе  в проекте начинает проявляться индивидуальный характер)

а) анализ проблемы:

   - ценностное отношение к близким и родным.

б) определение источников информации:

   - использование художественной литературы, справочников,  

     энциклопедий,  Интернет, локальной школьной сети, беседы со

     взрослыми.

в) распределение работы:

   -индивидуальные задания для участников проекта по номинациям:

    информаторы, музыканты, фотографы, художники, поэты.

г) согласование  способов совместной деятельности:

   - учитель - ученик;

      - учитель – ученик – родители.

III этап. Выполнение проекта 

а) сбор информации:

    - посещение библиотеки, работа с художественной и справочной литературой;

    - просмотр научно-познавательных видеофильмов;

    - выход в Интернет с целью:

      1) сбора данных о    своей фамилии, имени,о своих родственниках  

     2) поиска тематических фотографий, картинок, мультимедийных слайдов,  видеороликов

 б) реализации идей проекта и оформительская работа:

     - создание мультимедийных слайдов (методическое пособие для младших школьников);

     - отправление собранной информации документом Word в медиатеку  школьной библиотеки  с целью пополнения  единой  информационной среды школы различными методическими разработками.

IV этап. Защита проекта (представление результатов)

 Презентация  проектного продукта осуществлялась  через  участие второклассников в устном журнале «Моя семья»,  в котором использовался  материал описываемого учебного проекта.

V этап. Рефлексия:( презентация проектов детьми и родителями)

Праздник семьи

К празднику готовим родословные, герб семьи, приносят семейные реликвии, рассказывающий, что обозначает фамилия, имя.

     Присутствуют родители, бабушки, дедушки.

     Ведущие:

  1. Здравствуйте!
  2. Здравствуйте!
  1. -Здравствуйте мамы! Бабушки!
  2. Здравствуйте папы! Дедушки!

Оба: И , конечно, здравствуйте все ребята!

  1. Все ли вы готовы к празднику?
  2. Мамы помашите рукой
  1. -Папы пожмите друг другу руки, а ребята дружно всем аплодируйте!
  2. -СЕГОДНЯ НАШ ПРАЗДНИК ПОСВЯЩЕН СЕМЬЕ.

Ученик :  В семье мы с вами растем

               Основа основ родительский дом

             В семейном кругу все корни твои

             И в жизнь ты выходишь из семьи.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « ДОМ»

Ведущий: ВЫ хотите увидеть себя  зеркале, но не простом, а в зеркале истории своей семьи, своего рода, т.е.узнать свою родословную? Ведь родословные были не только у царей. В роду каждого из присутствующих есть захватывающие страницы любви, жизни ,героическое прошлое.

1 ведущий: МЫ ОБЪЯВЛЯЕМ КОНКУРС « МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

( ВЫХОДЯТ СЕМЬЯМИ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО РАССАЗА О СЕМЬЕ)

Под музыку « Точка, точка, запятая» из ствола большого родословного дерева , на котором на веточках все фамилии  класса, выходит девочка. Она танцует под музыку.

  1. Вед: Как тебя зовут?

Девочка: Зовут Зовуткой, величают Уткой.

2-Вед: Это что за имя такое ? Ребята давайте дадим нашей гостье имя и сделаем это так , как давным давно делали все родители на Руси.Тогда священник в церкви давал имя к тому празднику, который приближался.4 декабря будет праздник Пресвятой Богородицы. Ее звали Мария.Вот мы и даем тебе имя Мария – Марина.

Вед: Ребята, а вы представляете ,как волновались ваши родители, когда выбирали ваши имена? Они вложили в имя большую любовь и огромные надежды. Ведь всем известно, правильно подобранное имя принесет человеку добрую службу.

ПЕРЕКЛИЧКА ИМЕН. Просим родителей назвать вас не именем, а тем значением, которое оно представляет.

Юля – кудрявая

Света – светлая

Кирилл – солнце и т. д.

 

 Вед:У нас мальчики почти все « Победители», да « Защитники»!

 Просим их сейчас выйти на сцену.

 На лбу бывают шишки, под глазом – фонари

 Уж если мы мальчишки, то мы – богатыри!

 

 Царапины, занозы, нам страшен только йод.

 Тут не стесняясь, слезы сам полководец льет.

Пусть голова в зеленке и в пластыре нога,

Но есть еще силенка, чтоб разгромить врага.

Упрямые, с утра мы опять не в бой, в дозор

От тех сражений шрамы остались до сих пор.

Пусть плачут сосульки и ржавые ведра

И мокрые шляпы кап – кап,

Но мы ведь мужчины, реветь без причины

Нельзя нам по чину никак.

Вед: Кем хотите стать ,когда вырастите?

КОНКУРС ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ ( помогают папы):

Называют по очереди рода войск

Вед: Срочно доставить из штаба 2 пакета, преодолев препятствия

Препятствия: через глубокий ров пройти по узкой доске, папе пронести раненного, перелезть через овраг.

            2вед: Скажите, кто в семье главный,т.е.глава рода?

Вопросы дедушкам: Откуда пошла ваша Фамилия? Сколько вас в роду? Где проходили службу? В каких войсках?

КОНКУРС ДЛЯ ДЕДУШЕК: Пройти строем с песней.

 Конкурс « Герб семьи»

Представление гербов –рассказы,презентации

МАРИНА: Ребята, вы дали мне имя, а я еще хочу фамилию.

Марина выбирает на дереве фамилию и рассказывает о ней.

Затем, срывая листочки с фамилией, ребята рассказывают о происхождении своих фамилий.

1 – вед: Ребята, а как вам живется в ваших семьях?

    Звучат частушки в исполнении ребят.

   Мы веселые ребята

Мы играем и поем

 А сейчас мы вам частушки

Про семью здесь пропоем.

Папа  пишет  сочиненья

Дед  решает уравненья

Все  с  уроками  сидят

Вот семей ный наш подряд.

В  дочки – матери играем

Маме с папой подражаем

На  диване  я  лежать

Ну, а ты – иди стирать

 

Ни щенков и ни котят

Мама  с папой не хотят

Говорят « Мол, это слишком»

Так купите мне братишку.

 

Папа пишет сочиненья

Дед решает уравненья

Все с уроками сидят

Вот семейный наш подряд

В дочки – матери играем

Мамам , папам подражаем

На диване я лежать

 Ну, а ты иди стирать.

Ни щенков и ни котят мама с папой не хотят

Говорят, мол, это слишком

Так купите мне братишку.

Вы у нас такие мамы

Мы всегда гордимся вами

Умными, спокойными

Будем вас достойны мы.

Вы у нас такие папы

Вы за нас всегда горой

Сильные , смелые

Добрые, умелые.

Мы частушки петь кончаем

И всегда вам обещаем

Слушать вас всегда во всем

Утром, вечером и днем!

Выходит Марина с сундуком.

Вед: Марина, что у тебя за сундук?

М арина: Я его нашла. Интересно, чей он и что в нем?

Вед: дорогие гости, чей сундук? Не признаетесь? Тогда откроем и посмотрим.

КОНКУРС « СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ»

Рассказ детей и родителей о семейных реликвиях с демонстрацией

Физминутка

Вед: Когда мы устаем, мы отдыхаем под такое стихотворение.

Дождик, дождик

Кап- кап – кап

Ты не капал бы на пап

Ты не капал бы на мам

Приходил бы лучше к нам.

Папам сыро, мамам грязно,

Нам с тобою распрекрасно.

Вед:А сейчас страничка для бабушек

Кто все штопает и вяжет?

Кто поможет и подскажет?

Раньше всех всегда встает?

Кто печет оладушки?

Это наши (бабушки).

ВЕДущий  представляет бабушек ( профессии, занятия).

КОНКУРС ДЛЯ БАБУШЕК « ЛАСКОВЫЙ Ш

На каждый шаг внука бабушка произносит ласковое слово для внука.

Вопросы бабушкам: Как вы встретили известие о том, что у вас родился внук?Кого любите больше, внуков или детей?Кем быть интересней – мамой или бабушкой?

Песня для бабушки.

Вед: Кто вас детки нежно любит?

Кто вас нежно так голубит?

Не смыкая ночью глаз,

Кто заботится о вас?

Если детки вы ленивы, непослушны, шаловливы?

Как бывает иногда, кто же слезы льет тогда?

Кто вас песней забавляет,

Или сказку говорит, кто игрушку вам дарит?

МАМА ДОРОГАЯ, ВСЕ ОНА РОДНАЯ.

Мамы выходят под музыку вальса, кружатся.

Вед: Представляет мам.

Конкурс « Мамины руки». Дети с завязанными глазами узнают маму по рукам.

Перестрелка (мамы поделились на 2 команды « Умницы» « Красавицы»)

- лопоухое произведение Успенского

- священное животное Египта

- коровий салат

- картофель всмятку

 -учреждение, куда принимают неграмотных

- человек, совершивший кругосветное путешествие вокруг Земли, за 105 минут

- земной шар, величиной с мяч

- блюдо, приготовленное с участием коровы и курицы.

- японцы называют его лошадью с распухшей спиной.

- о чем говорит дата 988г?

- кто такой Дмитрий Донской?

Физминутка для мам:если правда – топаем

А неправда – хлопаем

Нам однажды повстречалась супермодница одна,

Вам такую не увидеть ни за что и никогда.

Я на ней увидел юбку

Не одну, а сразу две

На плечах из рыбы шубку

И горшок на голове.,на ногах ее сапожки

На высоком каблуке

А в ушах висят сережки

И колготки на руке

А еще на ней есть блузка

Зонтик модненький в руке

На плече висит медуза

И портфель на поводке.

Шарф болтается на шее

На носу очки, как тень

В волосах запутан веер

На шарфу висит ремень.

Песня « Утешалочки» маме в подарок

Дети: Посмотрите, в нашем зале гости славные сидят

Сразу столько пап мы увидали

Нам не верится никак

Я скажу вам без прикрас

Дома папа – высший класс

Всю неделю с нетерпеньем

Жду субботу, воскресенье

Только с папой, а не с мамой

В эти дни мы мастерим

Все футбольные программы

В выходные поглядим.

Вот наступает воскресенье

Идем мы с папою гулять

Как это здорово, ребята

Мне с папой рядышком шагать

И папу за руку держать.

Я и папа – мастера

Всяких дел у нас гора.

Взяли в руки молотки

Ремонтируем замки

Тук – тук молоток

И забили мы гвоздок.

Я и папа мы не прочь

В доме мамочке помочь

Полотенце мы возьмем

Всю посуду перетрем.

КОНКУРС «ПАПЫ И МАЛЬЧИКИ»

ПРОДОЛжаем военную тему для пап

- Уважаемые папы! Вспомните, в каких родах войск вы служили в армии?

- В каких чинах?

- Кто воевал в горячих точках?

Дорогие папы, к вам выходит юное поколение.

- В 2 шеренги становись!(  командир - ученик).

- Налево,1,2!Направо, Кругом!

  2 команды( пехотинцы - десантники )

- Обе группы должны доставить начальнику штаба 2 пакета секретных . Нужно пробраться по узкой тропе. Более сильные пронесут более слабых через страшное болото. В секретном месте

Записка, в которой указано, как найти пакет, расшифровать, отдать начальнику. Кто быстрее?

1.  (  УВ – ж-- - м- -  п – п-, м – ль – ч – к -!

Сп – с – б –   з -    - нт – р –с н - -   - гр-! )

2. ( УВ – ж - - м - -   М –жч – н !

Вс-  м – л –дц - ! )

ПЕСНЯ  ПРО  ПАП

 ТАНЕЦ « Мне надоело с тобой танцевать»

                     ШКОЛА – неотъемлемая часть семьи. Дома всегда говорите о школе. Сейчас послушаем , какие разговоры ведут дети о школе.

   СЦЕНКИ ИЗ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

ОТЕЦ: Что нового в школе, сынок?

СЫН: Знаешь , папа, у нас очень завистливый учитель!

ОТЕЦ: С чего ты взял?

СЫН: Вот уже второй раз , выгоняя меня из класса, он говорит: Ах, если бы я был твоим отцом!...

СЫН: Мама, сегодня я на уроке физкультуры побил два школьных рекорда!

МАМА: Боже мой, кто же за них будет платить!

МАМА: С тобой сидит хороший мальчик, доченька?

ДОЧЬ: Нет, но он очень, толковый!

МАМА: Так это же хорошо!

ДОЧЬ: Ничего хорошего. Он все время толкается.

СЫН: Папа, сегодня прекрасный день или нет?
ОТЕЦ: Почему ты об этом спрашиваешь каждое утро?

СЫН: Видишь ли, наша учительница говорит, что в один прекрасный день она от меня сойдет с ума!

ВЕДУЩИЙ: СЕГОДНЯ мы показали, что такое семья глазами детей.

Послушайте, что говорят дети о своих семьях.

 Награждения семей за презентации родословных, гербов, лучшее представление о семейных реликвиях

Закончим праздник  песней о доме.