3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта

Максимова Надежда Николаевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №2 городского округа г. Волгореченск»

Костромской области

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по немецкому языку во 2-м классе

«ПРАЗДНИК АЛФАВИТА»

подготовила

учитель немецкого и английского языков

Максимова Надежда Николаевна

г. Волгореченск

 2013

Методическая разработка внеклассного мероприятия по немецкому языку во 2-м классе ПРАЗДНИК АЛФАВИТА

(по УМК И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой «Deutsch. Die ersten Schritte» для второго класса)

Цель: 

- образовательная: обобщение языкового и речевого материала, изученного в рамках «Вводно-фонетического курса»;

- развивающая: развитие памяти, логического мышления, творческих способностей, способностей сравнения, анализа, воображения;

- воспитательная: привитие интереса к учебной деятельности, к   изучению немецкого языка; воспитание взаимопомощи, терпения, уважения.

Задачи:

-  повторить изученный материал;

- конкретизировать знания о буквах и звуках;

- развивать орфографическую зоркость;

- создать условия для развития самостоятельного творческого опыта учащихся;

- формировать умения самостоятельно конструировать свои знания.

Образовательные ресурсы: карта страны АВС, конверты с заданиями, магнитный алфавит, картинки с изображением сказочных героев, карточки с телефонными номерами, раздаточный материал (карточки с заданиями), МР3 записи фонограмм к песенкам «Anna, Ada, Hugo, Hans…», «Алфавитная песенка», «Jetzt kommt Hampelmann».

Техническое оснащение: магнитофон/компьютер для прослушивания МР3.

Сценарий мероприятия

        Действующие лица: ведущий – учитель, игрушка - помощник в пути (ёжик Эрик), учащиеся (в зависимости от  наполнения группы учащихся можно поделить на подгруппы).

        Ведущий: Achtung! Achtung! Внимание! Внимание!

        Wir feiern heute das ABC-Fest! У нас сегодня «Праздник алфавита!» Мы рады приветствовать всех, кто пришел сегодня на наш праздник!

        Wir machen heute eine Reise ins ABC-Land! Schaut euch bitte die Tafel an, hier ist die Karte des ABC-Landes.  Посмотрите – это карта страны АВС! На этой карте для вас задания. А правильное выполнение задания вы получите ключ, чтобы открыть замок.

        Seid ihr bereit die reise zu beginnen? Вы готовы?

        Задание 1- подготовительное (выполняется фронтально). В пути нам будет помогать ежик. Er heißt Erik. Macht euch bekannt, bitte! (инсценировка диалогов на тему «Знакомство»).

        Эрик приготовил для вас маленькие телефончики, на каждом из них свой номер.         Ежик будет вытягивать карточки  с номерами из мешка, чей телефон «зазвонит», тот и выбирает конверт с заданием.

        

        Задания:

        1. Прочитайте немецкие имена.

Имена написаны на карточках, учащиеся по очереди вытягивают карточки и читают имена.

Anna

Monika

Elke

Irene

Klaus

Bernd

Sabine

Peter

Gabi

Rudi

Jan

Renate

Sascha

Max

Daniel

Jörg

Karina

Franz

Xenia

Hans

Emma

Ralf

Ada

Udo

        После выполнения задания учащиеся поют песенку «Anna, Ada, Hugo, Hans…».

        

        

        2. Вставьте пропущенные буквы и прочитайте названия городов.

На доске записаны названия немецких городов с пропущенными буквами. Необходимо вставить буквы и прочитать название города.

Mün___   ___ n

Bo ___   ___

B___ r___in

S___ ____rbr____cken

Br____ ____ en

Fran_____ f____rt

* Можно предложить учащимся найти города на карте.

        

        3. Запишите имена по-немецки.

На доске записаны имена на русском языке, необходимо записать их по-немецки.

        Анна                        Лена                        Марина

        Влад                        Денис                        Олег

        Вероника                Макс                        Диана

        4. Составьте алфавит из букв.

Необходимо расставить буквы магнитного алфавита в правильном порядке. После выполнения задания исполняют «Алфавитную песенку».

        5. Расскажите о сказочных персонажах.

Учащиеся выбирают картинки сказочных персонажей и дают им характеристику. При необходимости можно дать опорные вопросы:

        - Wer ist das?

        - Wie heißt er/ sie/es?

        - Woher kommt er/ sie/es?

        - Wie ist er/ sie/es?

        Ведущий: Gut gemacht! Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились и собрали все ключи. Кто же спрятался в замке? Wer ist das? – Das ist Hampelmann. А вот и его задание: давайте споем его песенку! (Jetzt kommt Hampelmann).

        Ведущий: Вот и подошел праздник к концу! А за то, что вы не испугались трудностей и хорошо выполнили все задания, вы получаете призы от Петрушки. Успехов вам в дальнейшем изучении этого интересного предмета – немецкий язык! Старайтесь, и у вас все получиться!

         

Список использованной литературы
1. И.Л. Бим, Л.И. Рыжова. -  Первые шаги.  Учебник немецкого языка для 2 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Костромской области

Костромской государственный университет

Институт гуманитарных наук и социальных технологий

Кафедра отечественной филологии и журналистики

Современные проблемы филологического анализа текста в школе и вузе

Программа

региональной научно-практической конференции

1 ноября 2016 года

Костромской государственный университет, корпус «А»

(ул. 1 Мая, 14)

Кострома

2016

Порядок проведения конференции

10.30 – 11.00  регистрация участников конференции;

11.00 – 12.30 – пленарное заседание (открытие конференции, доклады);

12.30 – 13.00 – обед;

13.00 – 15.00 – секционные заседания;

15.30 – 16.00 – закрытие конференции.

В программе конференции возможны текущие изменения

Регламент работы

Доклад на пленарном заседании – 15 – 20 минут

Выступление на секционных заседаниях – 7 – 8 минут

Пленарное заседание

1 ноября 2016 года, 11.00 – 12.30, актовый зал, корп. «А» (ул. 1 Мая, 14)

Торжественное открытие конференции

Приветственное слово директора Института гуманитарных наук и социальных технологий Панкратовой Ольги Борисовны.

Приветственное слово председателя Костромского регионального отделения Ассамблеи народов России  «Многонациональная Кострома», члена Президиума Совета Ассамблеи народов России Бабаева Камрана Насруллаевича.

Пленарные доклады

1. Лебедев Юрий Владимирович, доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики Костромского государственного университета, Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Современные проблемы изучения русской классической литературы в школе и вузе.

2. Зябликов Алексей Вячеславович, доктор исторических наук, заведующий кафедрой философии, культурологии и социальных коммуникаций Костромского государственного университета

Этнокультурные и гендерные архетипы в текстах Виктора Розова.

3. Романова Алёна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной филологии и журналистики Костромского государственного университета

О «золотом каноне» и вариативности содержания школьного литературного образования.

Перерыв на обед: 12.30 – 13.00

Секционные заседания: 13.00 – 15.00

1. Научная секция «Филология и журналистика» (помещение музея, ауд. 36)

Руководители секции: Коптелова Наталия Геннадьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики Костромского государственного университета; Фокина Мадина Александровна, доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики Костромского государственного университета

Секционные выступления:

1. Алексеева Анастасия Андреевна, преподаватель кафедры иностранных и русского языков Военной академии РХБЗ им. С.К.Тимошенко, г.Кострома

Лирические циклы С.А.Клычкова: к вопросу о механизмах текстообразования.

2. Ивкова Елена Юрьевна, ассистент кафедры романо-германских языков Костромского государственного университета

Многокомпонентное сложноподчинённое предложение как текст.

3. Ковалёва Елизавета Александровна, аспирант кафедры отечественной филологии и журналистики Костромского государственного университета

Образный строй стихотворения Евгения Рейна «Vita nova».

4. Коптелова Наталия Геннадьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики Костромского государственного университета

Художественный компонент в текстообразовании литературно-критических статей Д.С.Мережковского об А.П.Чехове 1910-х гг. («Брат человеческий», «Чехов и Суворин»).

5. Макарова Арина, студентка 4 курса направления подготовки «Филология» (профиль «Отечественная филология»), Костромской государственный университет

Пушкинские мотивы в романе Ю.В.Жадовской «В стороне от большого света».

6. Масленников Семён Владимирович, аспирант кафедры отечественной филологии и журналистики

Паремии в исторических пьесах А.Н.Островского.

7. Фокина Мадина Александровна, доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики Костромского государственного университета

Современные проблемы филологического анализа текста: опыт, проблемы, перспективы.

2. Методическая секция «Русский язык и литература» (ауд. № 26: 3-220)

Руководители секции: Павлова Алла Эдуардовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной филологии и журналистики Костромского государственного университета; Романова Алёна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной филологии и журналистики Костромского государственного университета

Секционные выступления:

1. Дорофеева Ольга Константиновна, Никитина Лада Вадимовна, учителя русского языка и литературы гимназии № 28 г.Костромы

Создание текста в театральной педагогике.

2. Катулина Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы школы № 2 г.Волгореченска Костромской области

Создание текстов публицистического жанра на занятиях кружка «Юный журналист».

3. Минив Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы Воронской средней школы Судиславского района Костромской области

Особенности использования региональных текстов на уроках русского языка в системе патриотического воспитания.

4. Недельчо Елена Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной филологии и журналистики Костромского государственного университета

Работа с текстом при подготовке к экзамену по русскому языку: функционирование образных речевых средств.

5. Округина Мария Андреевна, учитель русского языка и литературы средней школы № 30 г.Костромы

Работа над образом-брендом «Снегурочка» на уроках русского языка в 5 и 6 классах.

6. Павлова Алла Эдуардовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной филологии и журналистики Костромского государственного университета

Лексико-фразеологическое поле «Счастье» в драматических произведениях А.Н.Островского (на материале пьес «Гроза», «Бесприданница», «Не от мира сего»).

7. Славская Вера Михайловна, учитель русского языка и литературы лицея № 32 г.Костромы

Региональный компонент на уроках русского языка: работа с текстом.

8. Соснина Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы средней школы № 2 г.Волгореченска Костромской области

Системно-деятельностный подход при обучении анализу поэтического текста (творческая мастерская при изучении любовной лирики Ю.В.Жадовской).

3. Методическая секция «Иностранные языки» (зал редкой книги )

Руководители секции: Денисова Тамара Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских языков Костромского государственного университета; Смирнова Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Костромского государственного университета

Секционные доклады:

1. Денисова Тамара Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских языков Костромского государственного университета

Немецкая короткая история на рубеже XX – XXI вв. Новые имена: Надя Айнцманн.

2. Зимина Евгения Витальевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры романо-германских языков Костромского государственного университета

Художественный перевод поэтического текста.

3. Максимова Надежда Николаевна, учитель английского и немецкого языков средней школы № 2 г.Волгореченска Костромской области

Приёмы работы с текстом на уроке немецкого языка.

4. Николаева Татьяна Владиславовна, кандидат филологических наук, преподаватель Военной академии РХБЗ им.С.К.Тимошенко

Монологическое высказывание обучающихся на занятиях русского языка как иностранного в военном вузе.

5. Смирнова Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Костромского государственного университета

Региональный компонент в обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки.

6. Шибаева Наталья Петровна, кандидат педагогических наук, преподаватель немецкого языка Костромского автодорожного колледжа

Работа с текстом на занятиях по немецкому языку в системе среднего профессионального образования.

15.30 – 16.00. Закрытие конференции. Выступления руководителей секций. Принятие резолюции (зал редкой книги, корпус «А»)



Предварительный просмотр:

Приемы работы с текстом на уроке немецкого языка

Искусство чтения – это одно из самых полезных и востребованных умений в нашем современном мире. С чтением мы сталкиваемся на каждом шагу, в любой профессиональной и непрофессиональной деятельности. Чтение - это своеобразная система, которая позволяет человеку быстро и продуктивно ориентироваться в растущих информационных потоках, а так же развиваться и совершенствоваться самостоятельным путем. Важно не только уметь найти нужную информацию во всевозможных источниках, но и уметь грамотно ею оперировать.

Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: «научить учащихся извлекать информацию из текста в том объёме, который необходим для решения

конкретной речевой задачи, используя определённые технологии чтения».

 Когда мы говорим об анализе текста, то речь идет, конечно же, о ИЗУЧАЮЩЕМ или СМЫСЛОВОМ ЧТЕНИИ.

( существует так же Просмотровое чтение – вид чтения, подразумевающий выборочное чтение, поиск ключевых слов и нахождение по ним той части текста, в которой содержится необходимая информация;

ознакомительное чтение - предполагает извлечение основной информации, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации;  при поисковом чтении происходит ориентация в тексте (чтение газет и специализированной литературы) с целью нахождения необходимой информации, фактов, сведений, данных для дальнейшего их применения в определенных целях.

Изучающее чтение, как правило, используется для изучения небольших текстов в учебных целях. Этот вид чтения подразумевает полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации, включая

второстепенные факты и их критическое осмысление, запоминание. Процесс чтения происходит неспешно, вдумчиво, предполагает целенаправленный анализ содержания, с использованием языковой догадки о значении слов по контексту, пониманием логических связей в предложении и между частями текста. Учащийся должен уметь оценить, выделить важные тезисы, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод.

Понятие смысловое чтение появилось в связи с модернизацией ФГОС. Смысловое чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Смысловое чтение отличается от других видов чтения (например, изучающее, ознакомительное), тем при данном чтении происходят процессы ценностного осмысления прочитанной информации, ее интерпретации.

Когда мы говорим об анализе текста,  то речь идет, конечно же о способах и приемах, используемых на текстовом и послетекстовом этапах обучения чтению иностранного текста.

Сразу же следует оговориться, что в средней общеобразовательной школе ЯЗЫКОВЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЪЕКТОМ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА.

Анализ текста идет на доступном обучающимся уровне и должен соответствовать их речевой и языковой компетенции.

Перед тек как приступить к анализу текста, необходимо достичь его понимания обучающимися.

Чтобы достигнуть понимания текста, предлагается выполнить ряд упражнений:

1. Выделить элементы, которые несут важную информацию.

2. Составить высказывания из заданных ключевых фраз по образцу.

3. Составить сокращенный вариант текста из 10 предложений на основе выбора их с предложенных 20.

4. Заменить слово синонимом, существительное местоимением, слово словосочетанием.

5. Передать смысл текста, используя другую видовременную форму глагола.

6. Сформулировать ключевую мысль каждого абзаца.

7. Составить логический план текста.

 - 7.1. ЗАПОЛНИТЬ КАРТОЧКУ, т.е прием «Кластер» или аналогичный ему прием «Fishbone».

Прием «Кластер». В этом приеме основной задачей является структуризация и систематизация материала. Задача состоит в том, чтобы графически оформить учебный материал, где в середине листа записывается

основная идея (слово, тема), а далее от него по сторонам оформляются слова, рисунки и тд., связанные с главной мыслью. В данной работе необходимо конкретизировать, полученный материал с помощью фактов, своего мнения. По мере прочтения и понимания текста, данный «скелет» наполняется формулировками. После создания «Скелета» работу на уроке можно организовать различными способами (индивидуальная, групповая, коллективная). Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. С помощью этого приема развивается системное мышление, учащиеся улучшают умения систематизации учебного материала, учатся вырабатывать и высказывать свое мнение, оценочные суждения, сформированные на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивают навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способностей к творческой переработке информации.

 - 7.2. ответить на вопросы: Схема анализа художественного текста.

Die Analyse des Textes.

Wie heisst der Text?

Wer ist der Autor  von diesem Text ?

Wer sind die handelnden  des Textes ?

In wieviel Teile kann man den Text gliedern ?

Wie heisst der erste Teil ?

Wie heisst der zweite Teil ?

Im ersten Teil ist die Rede von…..

Im zweiten  Teil ist die Rede von…

Welche Probleme  werden sic h im Text  behandelt ?

Wie ist die Sprache?

Ist das Material aktuell ?

Ist der Text  lebensnah?

Ist er interessant ?

Wie kannst du die Haupthelden charakterisieren ?

Mochtest du dieses Werk weiter lernen?

Hat dir die Arbeit  am Text gefallen ?

Еще раз повторюсь, что ЯЗЫКОВЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЪЕКТОМ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ.

8. Подобрать предложения, наиболее полно отвечающие на вопросы плана.

9. Передать в одном высказывании смысл каждого абзаца.

10. Сделать итоговый вывод по содержанию текста.

При необходимости учащиеся используют словари или обращаются за помощью к преподавателю. После выполнения этих упражнений учащиеся понимают, достигли ли они цели, получили ли желаемый результат, т.е. подтвердились ли прогнозы и предположения относительно содержания текста, сделанные ими раньше. Наряду с самооценкой учащихся, на послетекстовом этапе преподаватель осуществляет проверку понимания текста, применяя при этом такие приемы:

1. Выбор заголовка из нескольких вариантов.

2. Перевод на родной язык указанных преподавателем абзацев или предложений.

3. Самостоятельная постановка вопросов к тексту.

4. Ответы на вопросы, полученные от преподавателя или других учащихся.

5. Дополнение предложений недостающими словами, так называемые «Lückentexte».

6. Тестирование с помощью выбора из ряда утверждений, которые соответствуют содержанию текста, на завершение начатого высказывания на основе предложенных тезисов, тесты на восстановление логического порядка, на перекрестный выбор, установление соответствий.

К упражнениям, несущим в себе компонент анализа текста, можно отнести прием «Инсерт» это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при работе с текстом, с новой информацией. В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения. Данный прием применяется для стимулирования более внимательного чтения, без каких-либо пропусков в тексте. Используя данный прием, урок проходит в 3 этапа:

На первом этапе – это индивидуальное чтение, где по мере прочитанного ученик делает пометки в тексте:

V — уже знал;

+ — новое;

— думал иначе;

? — не понял, есть вопросы.

На втором этапе, учащиеся заполняют таблицу, систематизируют полученные результаты в процессе чтения. Записи делаются краткими, информативными, в основном это ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. Также на данном этапе возможно различные формы работы, для сравнения полученных результатов и обмена полученной информации.

На третьем этапе - после заполнения таблицы происходит обобщение результатов в режиме беседы, дискуссии. Выбор работы на данном этапе зависит от учителя, и каким количеством времени он располагает.

Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое. Также этот прием можно использовать, работая с традиционными видами чтения.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: