Памятки для учеников

Кулешова Анастасия Алексеевна
Для формирования регулятивных учебных операций, которые обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения, использую приёмы, позволяющие школьникам контролировать свою речь, выполнять свои действия по заданному образцу, адекватно оценивать свою работу и исправлять ошибки. Например:
- памятки разного вида
- алгоритмы действий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

для выполнения работы над ошибками.

№1. Заглавная буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

Выпиши предложение правильно.

Делай так: Выпал пушистый снег.

№2. Слог.

       Раздели слово на слоги.

       Делай так: у-чи-тель (писать 1раз)

       Запомни! Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

№3. Перенос слова.

        Раздели слово на слоги для переноса.

        Делай так: оси-на, си-ние (писать 1 раз)

        Запомни! При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на  новую строку.

№4. Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

        Выпиши слово правильно. Выдели ь и подчеркни согласную перед ним. Запиши еще три слова на    это правило.

        Делай так: ель, тень, день, пень;                пальто, мальчик, коньки, пальма.

№5. Гласные после шипящих, сочетания чк, чн, нч, нщ, щн.

        Выпиши слово правильно. Выдели сочетания. Пропиши слово до конца строки.

        Делай так: малыши (ши),    чашка (ча);         дочка (чк), ночной (чн).

        Запомни! ЖИ и ШИ пиши с И.

                          ЧА и Ща пиши с А.

                           ЧУ и ЩУ пиши с У.

                           В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН мягкий знак  (ь) не пишется.

№6. Безударная  гласная в корне, проверяемая ударением.

        Определи в слове безударную гласную, которую надо проверить. Подбери проверочное  слово. Выдели корень. Поставь ударение.

        Делай так: волна΄ (во΄лны);   моря΄ (мо΄ре). Писать до конца строки, проверочное слово пишется 1 раз.

        Запомни! Безударные гласные в словах пишутся так же, как и ударные.

№7. Безударная  гласная в слове, непроверяемая  ударением. Словарное слово.

        Напиши три раза словарное слово, в котором допустил ошибку.

        Запомни, как оно пишется!

        Делай так: ребя΄та  (словарное слово) ребя΄та   ребя΄та

№8. Парные звонки и глухие согласные в корне.

        Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Выдели корень.

        Делай так: мороз (морозы);               ягодка (ягода)

Писать до конца строки, проверочное слово пишется 1 раз.

        Запомни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.

№9. Заглавная буква в именах собственных.

        Выпиши слово правильно. Запиши еще три слова на это правило.

        Делай так: Илья (имя собств.); собака Дружок, Москва, река Волга.

№10. Замена, пропуск, перестановка букв, слогов.

        Напиши слово три раза правильно, выдели пропущенную или замененную букву.

        Делай так: тетрадь  тетрадь  тетрадь

№11. Разделительный мягкий знак (ь).

        Выпиши слово правильно. Выдели Ь, подчеркни гласную после него. Запиши еще три слова на это правило.

        Делай так: вьюга, листья, соловьи, деревья.

        Запомни! Ь пишется в корне слова после согласных перед гласными Е, Ё, Ю,Я, И.

№12. Разделительный твердый знак (ъ).

        Выпиши слово правильно. Выдели Ъ и приставку, подчеркни гласную после него.        Делай так: съезд, объявление, подъём, въезд.

        Запомни! Ъ пишется только после приставок на согласную перед гласными Е, Ё, Ю,Я.

№13. Двойные согласные в слове.

        Выпиши слово правильно. Запиши еще три слова на это правило.

        Делай так: группа, утренний, коллектив, аллея.

№14. Правописание непроизносимых согласных в корне.

        Запиши слово правильно, выдели непроизносимую согласную.  Запиши проверочное слово. Выдели корень. Пропиши до конца строки.

        Делай так: звездный  (звездочка)

№15. Гласные и согласные в приставках.

        Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще три слова с этой же приставкой.

        Делай так: полетели, побежали, потянули, положили.

№16. Правописание приставок со словом.

        Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.

        Делай так: заехал, уехал, приехал, переехал.

        Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

№17. Правописание предлога со словом.

        Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно со словом.

       Делай так: к берегу; к (какому?) берегу; к (крутому) берегу.

       Запомни! Предлог – отдельное слово. Не путай предлог с приставкой. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

№18. Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих.

       Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще три слова на это правило.

       Делай так: луч (м.р.), товарищ, шалаш, мяч.

                          ночь (ж.р.), дочь, молодежь, тишь.

        Запомни! Ь на конце существительных после шипящих пишется только у сущ. ж.р.

№19. «Не» с глаголами.

       Выпиши слово с «не». Запиши еще три слова на это правило.

       Делай так: не пришел (гл.), не выучил, не знал, не умел.

        Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.

№20. Однородные члены предложения.

       Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены предложения. Вспомни о знаках препинания и о союзах между однородными членами.

Делай так: Ласточки, жаворонки, грачи улетели в теплые края.  

№21. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.  

        Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму (И.п.), определи тип склонения (1,2,3) и падеж. Выдели окончание.

        Делай так: на опушке – опушка, сущ., 1 скл., П.п.

                           из избушки – избушка, сущ., 1 скл., Р.п.

№22. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

         Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.

         Делай так: к лесу (какому?) дальнему – м.р, ед.ч., Д.п.

№23. Предлог перед местоимением.

         Выпиши местоимение с предлогом. Запиши еще три примера на это   правило.

         Делай так: у нас, с тобой, ко мне, о ней.

         Запомни! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

№24. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2 лица ед. числа настоящего времени.

         Выпиши глагол правильно. Запиши еще три глагола на это правило.

         Делай так: пишешь, решаешь, читаешь, рисуешь ( наст. вр., 2 л., ед. ч.).

№25. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

          Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную форму (что делать? что сделать?) Посмотри на гласную перед – ТЬ. Определи спряжение глагола и вспомни, какую гласную  нужно писать в окончании глагола.        I спр. – пишу Е, II спр. – пишу И. Не забудь про глаголы-исключения.

         Делай так: пишет – писать  ( I спр. );                         

                            ставит – ставить ( II спр. ).

№ 26. Знаки препинания в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком в конце. Запиши его. Выдели знак.

Делай так: Слава нашей Родине! Слава труду!

№27. Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь, какими частями речи они выражены. Подчеркни второстепенные члены предложения. Обозначь, какими частями речи они выражены. Дай характеристику предложения.

№28. Разбор слова по составу.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Вначале выдели окончание, затем основу, корень, суффикс и приставку.

№29. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Придумай еще 3 слова на эту орфограмму.

Делай так: водовоз, самолет, снегопад, ледокол.

№30. Сложное предложение.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Выдели запятую.

Делай так: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

№31. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Выдели знаки препинания.

Делай так: Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает».

                   А: «П».  или

                   «А ты кем будешь на карнавале?»- спросил Мишка.

                   «П?»- а.

№32. Правописание суффиксов.

Запиши слово правильно, выдели в нем суффикс, запиши еще 2 слова с этим же суффиксом. Запомни, как пишется данный суффикс.

Делай так: берёзонька (-оньк-), лисонька, лапонька.

№33. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

Запиши глагол правильно, задай к нему вопрос, пропиши глагол до конца строки.

Запомни! Если в вопросе есть Ь, то пишется ТЬСЯ,

                 Если в вопросе нет Ь, то пишется ТСЯ.

Делай так: бояться (что делать?), бояться, бояться;

                   волнуется (что делает?), волнуется, волнуется.

№34. Правописание кратких прилагательных.

Запиши слово правильно, подчеркни шипящий звук, пропиши слово до конца строчки.

Запомни! В кратких прилагательных после шипящих на конце Ь не пишется.

Делай так: могуч (кр.прил.), могуч, могуч.

№35. Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.

Выпиши слово правильно, поставь в неопределенную форму. Обрати внимание на букву перед суффиксом ть. Оформи орфограмму.

Делай так: Слышал (слышать).



Предварительный просмотр:

                                                 

Уважаемые родители!

      Эти дополнительные задания помогут вашим детям отработать одну из четырех основных корневых орфограмм – безударную гласную.  Если они будут регулярно выполнять упражнения, то смогут освоить эту трудную тему.

                                                        Упражнение №1.

Выучите правило.

Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно ставь под ударение.

                                                            Упражнение №2.

Запишите слова в три столбика. В первый столбик – слова с первым ударным слогом, во второй – со вторым, в третий – с третьим ударным слогом.

     Буфет, колыбель, парта, диван, тумбочка, полка, табурет, тахта, трюмо, стеллажи, ширма, кресло, кроватка, гардероб, этажерка.

_________________                   __________________                     __________________

________________                     __________________                     __________________

________________                     __________________                     __________________

________________                     __________________                     __________________

________________                     __________________                     __________________

________________                     __________________                     ___________________

                                                             Упражнение №3.

Уберите ударный слог и напишите новое слово. Поставьте ударение.

Радуга -  ________________ .                   Кормушка - ___________________ .

Бабочки - ________________ .                 Портфель - ____________________ .

Лесник - _________________ .                 Антенна - _____________________ .

Уточка - _________________ .                Ветрянка - ____________________ .

                                                          Упражнение №4

Прочитайте. Поставьте ударение. Подчеркните проверяемые безударные гласные.

Комок – ком, скалистый – скалы, запах – пахнет, волнушки – волны, похвала – хвалит, замолчала – молча, журавлиный – журавль, заварил – варит, бродить – бродит, пожалей – жалко, доброта – добрый, граница – грань, наводнение – воды, испаряют – пар, катушка – катит, тайник – тайна.

                                                       

                                                     

Упражнение №5

Поставь ударение. Вставь О или А. Подбери проверочное слово, изменив слова по числам. Напиши проверочное слово.  Подчеркни проверяемый безударный гласный.

Бобры- ___бобр______,    вр…чи - _________________,   см…ла - _________________,

к…за - _______________,  ш…рфы - _______________,  гр…чи - __________________,

стр…на - _______________,  д…ска - _________________,  ст…лбы- _______________,

кр…ты - _______________,  дв…ры - _______________,  р…са - __________________,

м…ря - ________________,  тр…ва - ________________, х…лмы - __________________,

н…га - ________________,   …куньки - ________________,  г…рбы - __________________,

хв…сты - _______________,  в…да - __________________,  г…ра - ___________________,

р…га - _______________,  сл…ны - _________________,   тр…па - ___________________,

др…зды - _______________,   ч…сы - ______________,   гр…за - _____________________,

н…сы - _________________,  с…ды -  ______________,   …вца - ____________________,

ск…ла -  _________________,   стр…ка - __________________,   в…лна - ______________.

                                                      Упражнение №6.

Вставьте пропущенные буквы А, О. Обязательно пиши проверочные слова. Выделяй орфограммы.

                                                              Осень.

   Часто идут дожди (   дождь  ). Плохо без з…нта (_________________ ) и пл…ща (__________________).  На дв…ре (_______________) лужи. Тихо кругом. Ул…тели (_________________) из с…дов (______________)  гр…чи (________________) и др…зды (__________________). Вчера  …ни (__________)  долго кружились над п…лями (_________________), с…дами (_____________) и х…лмами (______________). Весной птицы вернуться д…мой (_____________).

                                                         

                                                     Упражнение №7.

Напиши текст  «Осень» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.

                                                         

                                                     

 Упражнение №8.

  Вставь пропущенные буквы А, О. Обязательно пиши проверочные слова. Выделяй орфограммы.

                                                Утро.

   На тр…ве (_______________) р…са (_____________). Оля и Дима по тр…пе (________________) идут к речке. На лугу п…сутся (____________) к…за (____________) и  …вца (______________). В л…су (_________)  п…ют (____________) др…зды (_______________). По  п…лям (_____________) ш…гают (__________) гр…чи (____________).  Вот и речка.  В…да (_____________) в реке чиста. Кувшинки лежат на в…де (______________). В речке много  …куньков (______________) и другой рыбы. Вот пл…тина (_______________). Её построили б…бры (____________). Хор…шо (_________________) на реке!

                                                     

                                                         Упражнение №9

Напиши текст «Утро» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.

                                                   

                                                        Упражнение №10

Прочитайте. Поставь ударение. Подчеркни проверяемые безударные гласные.

    Свистит – свист, лежачий – лёжа, передвигаются – двигатель, выпрямить – прямо, разглядеть – взгляд, десяток – десять, трескучий – треск, шиповник – шип, закрепили – крепко, подтянули – тянет, вишнёвый – вишня, объяснил – ясно, замерзает – мёрзнет, зеркальный – зеркало, потрясение – тряска, тенистая – тень, оттепель – тёплый, отварить – варит, пятак – пять, ветвистый – ветви.

                                                         Упражнение №11

Поставь ударение. Вставь Е, И, Я. Подбери проверочное слово, изменив слова по числам. Напиши проверочное слово. Подчеркни проверяемый безударный гласный.

   Змея –   __змеи____,   гр…да - __________________,    в…сна - __________________,

кл…сты - _______________,  р…ды - _______________,  св…нья - ___________________,

стр…жи - ________________,   сн…га - _______________,   з…ма - __________________,

р…ка - __________________,  п…ла - _________________,  сл…ды - __________________,

шм…ли - _________________,  гр…бы - _______________,  г…рбы - _________________,

оз…ро - _________________,  с…стра - _________________, п…тно - _______________,

гн…здо - ________________,  зв…рьки - ________________,  ч…сло - ________________,

стр…ла - _______________,  ст…кло - _________________,  з…мля - ________________,

св…ча - ________________,  з…рно - _________________,  пч…ла - ___________________,

м…чи - _____________,  л…щи - _______________,  л…цо - ____________________,

к…ты - ____________,  пл…чо - _________________,  сп…на - _____________________,

п…ро - _______________,  зв…зда - ___________________,  с…ло - __________________,

ц…на - _______________,  щ…ка - ____________________,  в…дро - _________________,

п…тля - __________________,  р…бро - ________________,  п…сьмо - ________________,

бл…ны - ________________,  с…рьга - ___________________, пл…та - _______________,

сл…за - ________________, бр…вно - _________________, св…рло - __________________.

                                                      Упражнение №12

Вставь пропущенные буквы Е,И,Я. Обязательно пиши проверочные слова. Подчеркивай орфограммы.

                                                             Скоро зима.

   В лесу ( лес )  зв…рьки (________________) готовятся к з…ме (_____________).  Белка сушит на в…твях (________________)  д…ревьев (_______________)  гр…бы (_____________).  Мышка запасает з…рно (______________).  Ёжик ут…пляет (________________)  гн…здо (______________).  Зм…я (_____________) нашла укромное м…стечко (________________) под бр…вном (_______________).  Ул…тают (_______________) в теплые края ласточки и стр…жи(_____________).

                                                          Упражнение № 13

Напиши текст «Скоро зима» под диктовку.  Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.

                                                          Упражнение №15

Вставь пропущенные буквы Е, И, Я. Обязательно пиши проверочные слова. Подчеркивай орфограммы.

                                                                  Ёлка.

   Пушистая ёлка стоит в комнате. Сколько  …грушек (__________)!  Вот сн…говик (_____________).  А вот стр…жи (________________) и кл…сты (________________). Среди веток мы зам…чаем (_________________) гр…бы (_____________).  А вот из ст…кла (_______________)  шм…ли (___________) и пч…ла (_______________).  Сколько на ёлке разных зв…рьков (________________)! А какие шары! На в…рху (___________) ёлки горит зв…зда (_________________). А под ёлкой подарки. Стёпе – плюшевый б…льчонок (____________________). С…стре (________________) Оле – св…терок (____________________).

                                                              Упражнение №16.

Напиши текст «Ёлка» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.

                                                             Упражнение №17.

   Исправь ошибки. Докажи выбор букв.

   Дома (_____________), скворцы (______________), дила (___________), гастить (______________), петёрка (___________), солёный (__________),

мадель (_____________),  марской (___________), кочать (___________),

тешина (____________),  пещевой (___________), селач (___________),

гора (___________), родители (______________), шерокий (___________),

личение (_____________), казел (____________), нажной (____________),

земой (____________), птинец (_____________), рогатый (____________),

рика (____________), маложе (____________), перьевая (_____________),

паляна (___________), тижёлые (______________), семёрка (_________),

жилела (_____________), гледит (______________), озиро (___________),

дерево (_____________), сава (____________), чисовой (_____________),

лисные (___________), манила (_____________), техоня (____________).

                                                             

                                                           

Упражнение №18.

Найди и исправь ошибки в тексте. Выпиши эти слова вместе с проверочным словом.

                                                                        Уборка.

    Свитлана и Стипан убирают сваю комнату. На палу стаит видро с вадой. Пара мыть палы. Радители почистили кавры во дваре. Папа клодет их на сваи миста. Мама протерла стикло у серванта. Сервант сияет честотой.

                                                            Упражнение №19

Напиши текст «Уборка» под диктовку. Выдели все орфограммы, устно доказывай выбор той или иной буквы.

                                                            Упражнение №20

Найди и исправь ошибки в тексте. Выпиши эти слова вместе с проверочным словом.

                                                                  Сосны.

   У рики стаят сосны. Сасна любит расти в сухих мистах. Земой и летом сосны зилёные. Ствалы у сосен красноватые и блистят на солнышке. Воздух в сасновом бару радует нас честотой. Среди карней ведна нара крата. Он жевет в зимле. В сасновом бару жевут белки, дятлы и совы. Белка любит устраивать сваё гниздо в пышной кроне сасны. Даже в сильные дажди капли стикают по хваинкам и ствалу и не попадают в дама белок.

                                                             Упражнение №21

Напиши текст «Сосны» под диктовку. Выдели все орфограммы, устно доказывай выбор той или иной буквы.