Консультации для педагогов

Материалы консультаций для педагогов ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg_konsultatsiya.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

ГБОУ средняя школа №296,

ОДОД «Сказочная планета»

г. Санкт-Петербург

Подготовил учитель –логопед

Матвеева Екатерина Владимировна

2021 год

Особенности работы с ребенком с СДВГ

С каждым годом количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) становится все больше.

Синдромом дефицита внимания называют гиперкинетическое расстройство, для которого характерна гиперактивность, а также неустойчивое внимание. При данной патологии полностью отсутствует устойчивая мотивация к видам деятельности, требующих от ребенка усилий воли. Ребенок, имеющий в анамнезе СДВГ, не может адаптироваться к большинству сфер деятельности.

СДВГ очень тяжело поддается диагностике, а сопутствующие заболевания усугубляют ситуацию.

Для постановки диагноза должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Длительность проявления не менее 6 месяцев
  2. Постоянство, то есть нарушение адаптации отмечаются практически в каждой сфере деятельности
  3. Выраженность – у ребенка возникают сложности с обучением, несмотря на то, что уровень его интеллекта находится в норме. Проблемы наблюдаются во всех видах деятельности и социальных контактах.
  4. Симптомы должны возникнуть и проявиться до 7 лет
  5. Другие психические расстройства должны быть исключены. Исключение составляют только расстройства аутистического спектра.

Диагностировать у ребенка СДВГ может только врач-психиатр.

Причины возникновения синдрома гиперактивности и дефицита внимания окончательно не выяснены, несмотря на большое количество исследований.

На современном этапе считаются доминирующими в развитии синдрома 3 группы факторов:

1) Генетический фактор;

2) Повреждение ЦНС во время беременности и родов;

3) Негативное действие внутрисемейных отношений.

По результатам исследований 87% случаев возникновения СДВГ связано с ранним повреждением ЦНС ребенка.

Причинами раннего повреждения ЦНС плода могут быть: отравления свинцом, наркотиками, внутриутробное кислородное голодание. Многие дети с симптомами СДВГ появились на свет недоношенными или при осложненных родах. При обычном неврологическом обследовании минимальные повреждения мозга могут и не выявляться, но на электроэнцефалограмме детей с СДВГ часто обнаруживаются очаги патологической активности в коре или подкорковых структурах головного мозга.

Первые симптомы выявляются чаще всего в 3-4 года в детском саду, 5-6 лет ситуация обостряется. С 5 до 7 лет критический период для созревания мозговых структур, 6-7 лет – становление письменной речи, произвольного внимания. Пик синдрома приходится на период с 7 до 12 лет, именно в это время зреют мозговые структуры ответственные за мыслительную деятельность, внимание, память.

Процесс дозревания лобных структур в онтогенезе может продолжаться до 12-15 лет. По мере созревания головного мозга проявления СДВГ сглаживаются.

Терапия комплексная – включает в себя медикаментозные методы, психологическую и педагогическую помощь, дефектологическую и нейропсихологическую коррекцию. В ходе комплексного лечения СДВГ у детей заметно снижается степень выраженности симптомов патологии. Ребенок может повысить уровень своего социального функционирования и качество жизни.

Часто дети с СДВГ не могут контролировать свое поведение и адаптироваться в коллективе, проявляют агрессию к сверстникам (могут ударить, толкнуть, укусить и т.д.).

При индивидуальной работе, когда учитываются психологические особенности данной категории детей, показатели усвоения ими общеобразовательной программы достаточно хорошие, что говорит о достаточно высоком уровне интеллекта.

Педагогу нужно помнить, что у гиперактивных детей умственная деятельность цикличная – они могут продуктивно работать 5-10 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы сохранить концентрацию внимания. Если голова и тело ребенка с СДВГ неподвижны, у него снижается уровень активности мозга. Поэтому целесообразно проводить 2-3 физминутки в течение занятия, в которые обязательно включать упражнения на дыхание, глазодвигательные упражнения и упражнения на растяжку мышц.

 Актуальность дыхательных упражнений в том, что ритм дыхания и движения- это единственные ритмы организма, которыми человек может управлять произвольно. Умение контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, что актуально для детей с СДВГ.

Положительное развитие у детей с СДВГ может быть достигнуто только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи и педагогов.

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с СДВГ

  • Ознакомиться с информацией о природе и проявлениях СДВГ
  • Для улучшения организации учебной деятельности ребенка использовать простые средства – план занятий (пиктограммы), списки, графики, часы с сигналом
  • Использовать поощрения
  • Обеспечить для ребенка с СДВГ возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не надо ждать, пока деятельность ребенка станет хаотичной, а вовремя помочь правильно организовать работу.
  • При каждом подходящем случае давать ребенку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребенок должен убрать игрушки. Если он этого не сделал, то пусть продолжает убирать, пока его сверстники собираются на прогулку.
  • Придерживаться позитивной модели поведения. Не стесняться хвалить ребенка. Дети с СДВГ более других нуждается в похвале.
  • Обеспечивать для ребенка с СДВГ индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 10-15-20 минутные интервалы разрешать ему вставать и ходить погруппе.
  • Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.
  • Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, шнуровки, раскрашивание, чтение, письмо).
  • Главное, всегда помнить: необходимо договариваться, а не стараться сломить.

Итак, зная особенности гиперактивных детей, понимая, что их поведение обусловлено органическими причинами, работая в тесном контакте с врачами и коррекционными педагогами (психологом, логопедом, дефектологом), воспитатель   может добиться значительных успехов в развитии и обучении данной категории воспитанников.

Литература для педагогов:

  1. Андреева Т.В.  Семейная психология: Уч.пособие. – СПб, «Речь», 2004.
  2. Белехов Ю.Н., давиденко Н.В. Комплексная психолого-педагогическая помощь ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью// актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. №1(6). – М.:МПСИ, 2008.
  3. Безруких М.М. Дети, которых не понимают взрослые// Дошкольное воспитание. – 2002. - №5
  4. Давиденко Н.В. Психолого-педагогическая помощь семье ребенка с СДВГ// Образование и семья: проблемы сопровождения. Материалы Международной научно-практической конференции. СПб., - 2008.
  5. Заваденко Н.Н. Факторы риска при формировании дефицита внимания и гиперактивности у детей. – Мир психологии, 2000. - №1.