Работа с родителями

Материалы для работы учителя-логопеда с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И. ребенка, дата рождения, возраст________________________________________________________

Домашний адрес __________________________________________________________________________________________

Мать, Ф.И.О., возраст при рождении ребенка___________________________________________________________________

Отец, Ф.И.О.,  возраст при рождении ребенка___________________________________________________________________

Есть ли  наследственные заболевания  у родителей______________________________________________________________

Наличие нервно-психических, хронических соматических  заболеваний до рождения ребенка___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Есть ли речевые нарушения у родителей_______________________________________________________________________

От какой беременности ребенок______________________

Протекание беременности (токсикоз 1 половины, 2 половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические, соматические заболевания, инфекции)_________________________________________________________________________

Роды (срочные, досрочные, стремительные, быстрые, обезвоженные)_________________________________

Применялась ли стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)__________________________

Когда закричал ребенок____________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)______________________________

Резус-фактор (совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка)_______________________

Вес и рост при рождении_____________________________________________________

Когда принесли кормить____________________________

Как взял грудь_____________________________________

Как сосал_________________________________________

Наблюдалось ли срыгивание, поперхивание_______________________________________________________

Грудное вскармливание до ________месяцев

Выписались из роддома на________сутки

Если задержались, то почему_________________________________________________________________________________

Когда стал держать голову: с ________месяцев

Когда стал сидеть: с ________________месяцев

Когда стал ходить: с _______________месяцев

Когда появились зубы в ____________месяцев

К году зубов _____________________

Перенесенные заболевания

До 1 года____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

От 1года до 3 лет___________________________________________________________________________________________        

После 3-х лет______________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Когда у ребенка появились: Гуление  с __________месяцев

                                                Лепет с _____________месяцев

Первые слова с ____________месяцев

Первые фразы с ____________месяцев

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)____________________________________________________________

Отмечались ли: грубые искажения звукослоговой структуры слов после 3-х лет (например, пропуски, перестановки звуков, слогов в слове)_____________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

грубые аграмматизмы после 3-х лет______________________________________________________________

Какие звуки долго произносились неправильно____________________________________________________

Где воспитывается ребенок (дома с бабушкой; с мамой; в доме ребенка; детских яслях или детском саду с дневным или с круглосуточным пребыванием и др.)________________________________________________

Есть ли речевая патология у кого-либо из членов семьи__________________________________________________________

Наличие двуязычия (какой язык преобладает в общении)____________________________________________

Как относятся члены семьи к речевому дефекту ребенка (безразличие, постоянно фиксируют внимание ребенка на нарушенной речи, поправляют, предъявляют завышенные требования к речи ребенка или оставляют дефект незамеченным)_____________________________________________________________________________________________

Занимались ли с логопедом, результат_________________________________________________________________________

Проводилось ли лечение у врача-невропатолога_________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Вводное (первое) родительское собрание

в старшей группе

логопедического детского сада

  1. Уважаемые родители! Приветствую вас в нашем дошкольном учреждении!

Вначале я хочу рассказать, чем отличается логопедический д/с, в который теперь будут ходить ваши дети, от обычного д/с. В нашем саду осуществляется коррекционная помощь детям, которые имеют речевой диагноз ОНР. С вашим ребенком будут работать следующие специалисты:

                               - руководитель по физ.воспитанию

                                   - музыкальный руководитель

                                          - инструктор по лечебной физкультуре

                                          - массажист

                                  - педагог-психолог

                                     -  логопед

Имена и отчества этих людей вы можете увидеть на информационной доске в раздевалке.

Также, естественно, на группе работают 2 наших воспитателя, которые всегда находятся рядом с детьми и ведут занятия по математике, конструированию, лепке и аппликации, рисованию и ознакомлению с окружающим миром. Еще у нас есть помощник воспитателя, которая все содержит в чистоте и помогает детям одеваться, раздеваться и т.д.

2. Что такое диагноз ОНР?

ОНР- системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слов, грамматического строя речи, также состояние словаря ниже возрастной нормы и страдает связная речь. У детей с данным диагнозом наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике.

Теперь я расшифрую приведенные термины:

Нарушение звукопроизношения - это неправильное произношение звуков, их отсутствие или замены на другие звуки русской речи.

Фонематическое восприятие - умение слышать звуки, выделять звук в начале, в конце слова, подбирать слова на заданный звук. Очень мало детей смогли назвать 1ый звук в слове Аня, и сказать, слышим ли мы звук «м» в слове «дом».

Нарушение слоговой структуры слов - это переставление слогов в слове, например, паровоз - павороз, или недоговариание, опускание слогов (температура-темпура).

Нарушение грамматического строя речи - это неумение изменять слова по числам, родам, падежам, неумение употреблять нужные предлоги и.д.

Состояние словаря ниже возрастной нормы - бедный словарь глаголов, прилагательных, неточное употребление слов, отсутствие обобщающих слов (одежда, овощи, мебель и т.д.)

Отклонения в общей и артикуляционной моторике - это недостаточная точность, координированность, сила  движений пальцев рук, что скажется на почерке, и такая же недостаточность мышц артикуляционного аппарата, которая тормозит правильное звукопроизношение.

В дошкольный период очень важно обратить внимание на правильное формирование всех этих сторон речи, т.к. их нарушения по отдельности и в совокупности приведут к большим трудностям в период школьного обучения (дисграфии и дислексии), скажутся на самооценке ребенка и его отношениях с окружающим миром.

  1. Для того, чтобы этого не произошло мы и будем работать. Вся система коррекционной работы в логопедическом саду направлена на преодоление различных нарушений всех сторон речи + подготовка к обучению грамоте в старшей группе и овладение элементами грамоты в подготовительной группе.

Для занятий мы разделили детей на 2 подгруппы.

Логопедическая работа будет включать в себя следующие занятия:

- занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи

- занятия по формированию лексико-грамматических категорий

- занятия по развитию связной речи

- инд. занятия по формированию правильного звукопроизношения.

  1. Ведущая роль в коррекции и развитии речи отводится логопеду. Но никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости занятий дома с родителями. Без закрепления материала не будет эффективности в работе и значительно удлинится период коррекционного обучения. Времени у нас 2 года, но время летит стремительно, и я надеюсь, что вы сразу же проникнитесь значимостью проблемы и мы будем работать вместе.