4 Социальный фактор информационной безопасности

Шарапов Николай Николаевич

1. Проведение организационных мероприятий, повышающих информационную безопасность

Самая главная уязвимость любой информационной системы всегда находится между монитором и стулом. Какой бы ни была совершенной защита информации с технической точки зрения, всегда будет иметь место профессиональная некомпетентность, банальная глупость или преступный умысел пользователя. Именно человек является самым уязвимым звеном любой системы защиты информации. Поэтому, кроме технических мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности, необходимо обязательно проводить ряд организационных:

  • постоянное обучение сотрудников основам информационной безопасности, как личной, так и на рабочем месте (инструктажи, тренинги);
  • повышение квалификации технических сотрудников, осуществляющих обслуживание (администрирование) локальной сети (курсы);
  • установление правил по работе со служебной информацией и персональными данными учеников (инструкции, локальные акты);
  • установление ответственности за нарушение этих правил (трудовой договор);
  • проведение регулярных проверок для выявления нарушений установленных правил по работе со служебной информацией (эти обязанности возлагаются на системного администратора);
  • постоянное ведение контроля за защищаемой информацией путём журналирования (аудита);
  • введение в план воспитательных мероприятий для учеников часа знаний по информационной безопасности (классный час);
  • проведение на высоком уровне соответствующих уроков по дисциплинам: информатика и ОБЖ (посещение занятий администрацией);
  • ведение бесед с родителями учеников о возможных опасностях сети Интернет и инструментах защиты от них;
  • приглашать для проведения информирования учеников специалистов из Роскомнадзора и отдела «К» полиции, при появлении такой возможности.

 

2. Раннее выявление и диагностика маркеров девиантного поведения учащихся в сети Интернет

Крайне важно, знать круг общения ученика и сферу его интересов, быть в курсе, на какие сообщества и каналы он подписан. И хотя невозможно полностью контролировать всю деятельность подростка в сети, при регулярном мониторинге можно заранее определить появление опасных для его развития факторов по маркерам девиантного поведения. Существует множество признаков (маркеров), которые при отдельном рассмотрении могут ничего не значить, но при рассмотрении в контексте и при множественном выявлении могут указывать на будущее асоциальное и деструктивное поведение. Маркерами выступают определённые подписки на сообщества, комментарии, «лайки» и репосты.

Вследствие постоянного нахождения в социальных сетях, обстановки недосягаемости и повсеместно поддерживаемого мифа об анонимности в сети, подростки могут выплёскивать накопившиеся за день эмоции в виртуальное пространство.

Одни подростки могут быть склонны к гневу в компьютерных играх и социальных сетях. Начиная от ненормативной лексики при общении и розыгрышей (т.н. троллинг), до таких крайних проявлений агрессий как кибербуллинг (сетевая травля) и скулшутинг (школьная стрельба). Среди агрессивных подростков пользуются популярностью «околофутбольные» сообщества и группы воровской тематики «А.У.Е.». Также в группу риска входит молодёжь, интересующаяся анархической, националистической и откровенно фашистской тематикой. Маркерами являются арестантский жаргон, следование воровским понятиям, цитаты личностей, причастных к преступлениям против человечности, изучение экстремистской литературы.

Нехватка внимания и общения у другой группы риска может быть компенсирована социальными сетями. Но кроме безобидных бесед возможны и такие явления, как флирт и «вирт». Интерес к противоположному полу, атмосфера таинственности и безопасности (ведь общение происходит прямо из дома или школы) позволяют реализовывать потаённые желания, которые в обычных условиях должны были бы дремать ещё несколько лет, оставляя ресурсы на учёбу и развитие. В современных реалиях подростки в возрасте 14 лет уже могут заниматься виртуальным сексом («вирт»), обмениваясь недвусмысленными сообщениями и фотографиями с собеседниками. Причём возраст и пол собеседников может быть самым разным.

Подростки, склонные к суициду, проходят долгий и сложный путь от случайных аутодеструктивных мыслей до формирования стойкого желания и планирования реальных действий. В течение всего этого времени в сети остаётся след из случайных намёков или даже прямых заявлений о своих намерениях, которые обычно, к сожалению, остаются без должного внимания.

Список иного возможного девиантного поведения гораздо шире, а перечень маркеров подобного поведения может составить отдельную исследовательскую работу, но в рамках текущей статьи следует ограничиться выводом – знание об актуальных деструктивных сектах, группах и сообществах должны быть на высоком уровне не только у школьного психолога, но и у классных руководителей и рядовых педагогов, задача которых вовремя среагировать и сообщить о назревающей опасности здоровому развитию подростка администрации, психологу и родителям.