Инновационная площадка по апробации комплексной программы математического развития "МАТЕ:ПЛЮС. Математика в детском саду"

Бородина Наталья Михайловна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://гагаринадмин67.рф/news/novost22222222222222222222222222222222222222222/

Значительный вклад МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»

в развитие инновационной педагогики в Гагаринском районе

http://xn--67-6kcaapbk8ac7bje9a.xn--p1ai/files/198/resize/9_300_177.jpg

Тема инновационной деятельности: «Модернизация математического образования на дошкольном уровне общего образования в соответствии с Концепцией развития математического образования в России на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс», обеспечивающей преемственность между уровнями общего образования».

            Цель инновационной деятельности: повышение качества математического образования на ранних этапах развития детей, обеспечивающего успешность освоения математических программ в начальной школе, на основе Программы развития математического образования «Мате: плюс» с использованием материалов учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду».

           Научные руководители инновационной площадки: Кириллов Иван Львович, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», кандидат психологических наук. Федосова Ирина Евгеньевна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», соавтор основной образовательной программы «Вдохновение», кандидат экономических наук. 

             Инновационная деятельность осуществляется в рамках федеральной Программы развития математического образования «Мате: плюс»  и направлена на модернизацию математического образования  на дошкольном уровне общего образования в соответствии с современными нормативно-правовыми требованиями и положениями Концепции развития математического образования в России.

            Новизна деятельности обусловлена выбором для реализации в образовательной деятельности ДОО инновационной для российского образования программы развития математического образования «Мате: плюс».

         

http://xn--67-6kcaapbk8ac7bje9a.xn--p1ai/files/198/resize/2-seminar_200_209.jpghttp://xn--67-6kcaapbk8ac7bje9a.xn--p1ai/files/198/resize/3-seminar_300_201.jpg

           Программа включает в себя все элементы содержания современной математики, представленные на начальном уровне и необходимые для дальнейшего математического образования. Основывается на данных современных научных исследований в области психологии детского развития, опирается на лучший отечественный и зарубежный педагогический опыт и построена на современных научных принципах и теориях. Программа позволяет формировать систему раннего математического образования, отражает подходы к модернизации математического образования, заложенные в Концепции развития математического образования в Российской Федерации, и является преемственной программой развития математического образования для детей от 3,5 до 11-12 лет.

               Учебно-методический комплекс «Мате: плюс. Математика в детском саду» – это целостный научно-обоснованный комплекс, включающий в себя методические, учебные, развивающие пособия, диагностические и игровые материалы для развития математического образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность на уровне дошкольного образования. Учебные и методические материалы комплекса сочетают в себе лучшие образцы российской традиционной системы математического образования, получившие международное признание, с материалами современных международных программ развития математических компетентностей. Материалы учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду» позволяют обеспечить реализацию Концепции развития математического образования в России и полностью соответствуют ФГОС ДО.

              Образовательная деятельность  по программе «Мате: плюс» с использованием материалов учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду» с 2016 года проводилась на базе старших-подготовительных групп, с 1 сентября 2019 г. проводится в младших группах, воспитатели: Панюшкина Александра Викторовна, Шандыга Маргарита Анатольевна, Шаргаева Марина Владимировна, Скакунова Ирина Валерьевна, Шибанова Елена Тимофеевна, в средней группе: воспитатели Дудина С.Н., Филиппова Н.Ф., в старших группах: воспитатели Бровкина Александра Александровна, Бородина Наталья Михайловна, Петухова Татьяна Николаевна.

              1 этап инновационной деятельности  по модернизации математического образования на основе образовательной программы «Мате: плюс». В рамках 1 этапа, проводившегося в период с 23.09.2016 по 30.06.2018 г., участники инновационной деятельности познакомились с новыми подходами к дошкольному образованию и получили первый опыт реализации федеральной образовательной программы развития математического образования «Мате: плюс», в том числе с использованием материалов учебно-методического комплекта «Мате: плюс. Математика в детском саду». 

http://xn--67-6kcaapbk8ac7bje9a.xn--p1ai/files/198/resize/4-seminar_300_182.jpg

          Для апробации программы «Мате: плюс» и УМК «Мате: плюс. Математика в детском саду» в ДОУ созданы следующие условия:

Составлен поэтапный план внедрения программы развития математического образования «Мате: плюс» в образовательную деятельность ДОО и обучение педагогического коллектива детского сада.

Организовано участие педагогов в дистанционных учебно-методических семинарах, в серии вебинаров издательства «Национальное образование».

Создана рабочая группа по экспериментальной апробации и внедрению УМК «Мате: плюс. Математика в детском саду».

Обновлена развивающая предметно-пространственная среда в группах, обеспечивающая возможность освоения математических представлений в играх и проектах. В группах созданы центры активности, центры «Занимательной математики». 

Организован образовательный процесс в группах, участвующих в инновационной деятельности, с использованием материалов учебно-методического комплекта. 

Состоялась  презентация опыта инновационной площадки профессиональному сообществу, родителям обучающихся, на интернет - форумах.

       Педагоги, участвующие в инновационной деятельности, выстраивали свою работу с учетом специфики этапа дошкольного образования. Работа с детьми в ходе инновационной деятельности строилась на основе принципов дифференцированного обучения в соответствии с результатами педагогического мониторинга за индивидуальным развитием каждого ребенка.  

               Апробация материалов «Мате: плюс» проходила как в рамках самостоятельной деятельности детей, так и в организованной образовательной деятельности. Воспитатели побуждали детей к настойчивым и сконцентрированным действиям, развитию творческого потенциала и фантазии. При построении деятельности учитывали инициативу детей.

Инновационная деятельность показала возможности новой программы, основные направления решения задач внедрения ее в практику работы ДОО, что позволило не только развить математическое мышление детей, но и поддержать их всестороннее и гармоничное развитие. 

      Педагоги ДОУ овладели нетрадиционными технологиями по ФЭМП, практическими навыками применения учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Опыт работы детского сада распространен на муниципальном и региональном уровне, в СМИ. Создана компьютерная база об инновационном опыте.

2 этап инновационной деятельности  по модернизации математического образования на основе образовательной программы «Мате: плюс». Сроки проведения 2 этапа – с 1 ноября 2018 года по 1 ноября 2020 года.

     В ходе реализации 2 этапа инновационной деятельности участники инновационной площадки педагоги получат возможность повысить квалификацию по программам «Современное дошкольное образование: практическая реализация принципов и подходов ФГОС ДО в ДОО», 72 ч. и «Мате: плюс. Математика в детском саду»: от теоретических основ к практической реализации», 72 ч. По итогам обучения слушатели получат удостоверения о повышении квалификации.

             Также в ходе реализации 2 этапа педагоги получат возможность обогатить опыт реализации программы «Мате: плюс», обсудить возможности ее реализации в ДОО с другими инновационными площадками на конференции по математическому образованию.

              А также принять участие в конкурсе инновационных площадок с 1 февраля 2020 г. по 30 апреля 2020 г. с ценными призами для победителей.

      В ходе реализации 2 этапа инновационной деятельности планируется продолжить работу по апробации учебно–методического комплекта «Мате: плюс. Математика в детском саду», по формированию базовых математических компетенций у дошкольников, продолжить содержательное расширение центров математической активности. Обогатить опыт реализации программы "Мате:плюс. Математика в детском саду", получить возможность ее реализации с другими инновационными площадками по математическому образованию. Расширить состав участников рабочей группы, повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов в вопросах формирования РППС по математическому развитию. Организовывать участие воспитанников в мероприятиях интеллектуальной направленности (математическое образование). Транслировать опыт работы педагогов через публикации, участие в мероприятиях различного уровня.

              Направления работы ДОУ на 2 этапе:  

- реализация практических задач по внедрению и реализации программы «Мате: плюс».

- подготовка промежуточных отчетов о деятельности инновационной площадки.

- разработка и реализация программы совершенствования педагогического мастерства педагогического коллектива ДОО в целях эффективной реализации программы развития математического образования «Мате: плюс».

- участие в организации и проведении методических мероприятий муниципального и регионального уровней. Сроки – с 1 июня 2019 г. по 30 апреля 2020 г.

- подготовка пакета отчетных документов, участие в заключительных учебно-методических мероприятиях с 1 мая по 30 сентября 2020 г.

              Работа с детьми в ходе инновационной деятельности строится на основе принципов дифференцированного обучения в соответствии с результатами педагогического мониторинга за индивидуальным развитием каждого ребенка. В результате работы инновационной площадки у всех участников инновационной деятельности должно сформироваться устойчивое понимание того, что «нет неспособных к математике детей», а формирование математических компетенций происходит по индивидуальным траекториям.

Работа по апробации продолжается!



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Мате:плюс. Математика в детском саду» —

математический комплекс нового поколения для развития математического мышления детей от 4 до 7 лет.


С 2016 года наш детский сад является инновационной площадкой Национального института качества образования по теме «Модернизация математического образования на дошкольном уровне общего образования в соответствии с Концепцией развития математического образования в России на основе комплексной программы математического развития «Мате:плюс»

«Мате:плюс. Математика в детском саду» это:

  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • результативность и чувство успешности у детей с разными возможностями;
  • получение базового математического опыта, необходимого для дальнейшего обучения в школе по новым программам; 
  • освоение математических представлений в игре и проектах; 
  • игры и задания разной сложности, в том числе для одаренных детей; 
  • ясные рекомендации, инструкции и материалы для взрослых. 
     
    Новизна и оригинальность

        Программа включает в себя все элементы содержания современной математики, представленные на начальном уровне и необходимые для дальнейшего математического образования. Программа является уникальным продуктом, интегрирующим различные аспекты математического образования.

        Программа основывается на данных современных научных исследований в области психологии детского развития, опирается на лучший отечественный педагогический опыт и построена на современных научных принципах и теориях. Программа позволяет формировать систему раннего математического образования, отражает подходы к модернизации математического образования.

        Система «Мате:плюс. Математика в детском саду» охватывает все  необходимое для дошкольников математическое содержание. Она поможет сформировать представления о пространстве и форме, величинах и измерениях, множестве, числах, математических операциях и многом другом.

        Дети будут экспериментировать с основными геометрическими формами; играя с кубиками и зеркалами, создавая узоры, будут исследовать закономерности и симметрию. 
        В увлекательных играх они освоят числовой ряд и научатся сопоставлять числа и количество, получат первые представления о вероятности, будут писать цифры...
        Благодаря нескучным и порой неожиданным заданиям дошкольники обнаружат, что математика окружает нас повсюду. При этом особенно важно, чтобы дети осваивали все новое с удовольствием и в любимой ими форме — прежде всего в игре.

Отличительная особенность программы:

        Программа делится на пять разделов. Каждому разделу математики присвоен свой цветовой код, который используется в печатных материалах комплекта: на карточках для педагогов и карточках для детей, в математических тетрадях для детей и таблицах наблюдений. Это помогает педагогу быстро определять, на развитие каких способностей направлено то или иное задание. При этом следует обратить внимание на то, что многие задания относятся одновременно к нескольким разделам математики, в этом случае они помечаются несколькими цветами.

Разделы:

1.Пространство и форма (зелёный цвет)

2.Структуры, закономерности, узоры (фиолетовый цвет)

3. Величины и измерения (красный цвет)

4.Данные, частота, вероятность (голубой цвет)

5.Множества, числа, операции (жёлтый цвет)

        В комплекте есть карточки для самостоятельной деятельности детей. На карточке инструкция-иллюстрация к игре. Рассматривая картинку, ребёнок вспоминает игры, придумывает новые варианты работы с материалами, тем самым подходит к заданию творчески.

Математические тетради.

Здесь дети могут относительно самостоятельно выполнять задания или под руководством педагога рисовать, писать, решать задачи. В тетрадях и на карточках для детей, в верхнем углу имеются условные обозначения, которые подсказывают ребёнку: что он должен попросить педагога дать пояснения к заданию; от педагога требуется помощь или наблюдение; буква «м» означает, что задание можно выполнить много раз. Это позволит проследить его успехи в развитии; зеркало-означает, что речь идёт о зеркальном отображении объекта или картинки.

Карточки

        В комплекте находятся 10 наборов карточек для многочисленных игр и заданий. Каждому набору соответствует свой символ, который указан на обратной стороне (рубашке) карточки для детей.

Подставки

        Подставки для карточек предназначены для того, чтобы ребёнок мог поставить карточки перед собой, это позволяет ему во время игры держать у себя перед глазами карточку, при этом остальным игрокам она не видна.

Сюжетные игровые поля (4 поля)

        На них можно сделать много открытий: находить части целого, сравнивать объекты по размеру и количеству, осваивать пространственные понятия.

Игровое поле (2 поля)

        Предназначены для игр по правилам, в которых потребуется умение считать и просчитывать свои ходы.

  • Медведи

В наборе представлены фигурки медведей трёх цветов и трёх размеров. Фигурки медведей используются для развивающих игр по разделам: сравнивать и сортировать; копировать схемы расстановки; для освоения пространственных понятий. Расставлять медведей можно под диктовку, по карточке-образцу, зеркальную расстановку.

В разделе «Множества числа операций» фигурки используются для пересчёта, сравнения количества: больше, меньше.  

  • Деревянное табло (кубики синие и красные)

Деревянное табло размеченное на 20 ячеек, формирует у детей первое представление о составе числа. В табло размещаются кубики, окрашенные в синий и красные цвета, что позволяет наглядно увидеть, что при изменении цветов кубиков, общее число остаётся неизменным.

  • Кубики для строительства (деревянные кубики)

        Кубики для строительства предназначены, для создания трёхмерных фигур. Здесь возможны самые разные варианты заданий, которые будут стимулировать развитие пространственного воображения у детей. Можно построить конструкцию под диктовку партнёра или педагога, на пример: поставь кубик за, на, справа, слева от другого кубика. Строить фигуры по образцу карточки «конструкции из кубиков». Если, ребёнок построив конструкцию ошибся, то для него будет полезно обойти конструкцию и рассмотреть её со всех сторон, чтобы увидеть с разных точек зрения.

  • Мозаичные кубики (красные, жёлтые)

        Способствуют развитию пространственного воображения. Задания выполняются на плоскости, но при этом от ребёнка требуется структурирование изображённых на карточках фигур из кубиков. Можно строить фигуры по образцу, определить какой из кубиков отсутствует в незаконченной фигуре, также придумывать свои фигуры.

  • Волчок и кубики

        В играх с кубиками (6-гранники и 12-гранники) и волчком дети получают первые представления о вероятности. Служит для изучения вероятности. Сектора круга волчка можно формировать, т.е. раскрашивать самыми разными способами и от этого будет зависеть вероятность того, что волчок упадёт на тот или иной сектор цвета. Таким образом у детей развивается понимание связи между способом раскраски секторов круга и вероятности того, на какой цвет упадёт волчок. 

  • Штампы

        В наборе имеются цветовые штампы. С их помощью дети печатают цифры в прямой и обратной последовательности. Располагают на листе бумаги под диктовку педагога или сверстников.

  • Трафареты

        С помощью них дети учатся аккуратно рисовать фигуры. Создавать самые разные узоры в разной последовательности. 

  • Мешочек для тактильных игр 
  • Дети в мешочек прячут различные предметы, а затем определяют их на ощупь,

не заглядывая в мешочек. Ищут предметы по заданным свойствам, например: круглый, с гранями, определяют количество и др.

  • Фишки (круги синие, красные)

        Фишки позволяют отобразить количество. С их помощью дети выполняют различные действия. Выкладывают заданное количество, например: положи 4 фишки в один ряд, а под ними 3 фишки, показывают равнозначные количества и т.д.

  • Тубы

        Поскольку дети ещё не умеют сравнивать большие количества, путём пересчёта, то для сравнения их по высоте они используют прозрачные тубы. Дети помещают в тубы определённое количество фишек и ставят тубы рядом, сравнивая количество фишек. Происходит прямое сравнение, без определения количества. 

  • Коробочка с шариками «Встряхни и отгадай» 

Служит для разложения числа и развития понимания части и целого. В коробочку помещают определенное количество бусин и встряхивают ее. Сколько бусин в одной секции мы видим, а сколько бусин в другой? 

  • Зеркало безопасное на подставке

С помощью него дети исследуют изображения и объекты с точки зрения симметрии.

  • Цветные геометрические фигуры

        Подходят для разных геометрических экспериментов. С их помощью можно упражнять детей в умении сортировать и сравнивать фигуры, создавать большие геометрические фигуры и узоры, сравнивать их площади и получать первое представление об углах, создавать дорожки и по аналогии продолжать их дальше. 

Подробнее узнать о математическом комплексе «Мате:плюс. Математика в детском саду» можно в группе у воспитателей.

inCollage_20190205_215052762.jpg        inCollage_20190205_215228376.jpg