Музыкально-педагогический проект "Мир песен Владимира Шаинского"

Бережнова Лариса Александровна

Основная цель проекта - обогатить музыкально-песенный репертуар основной общеобразовательной программы добрыми и веселыми песнями В.Я.Шаинского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

Утверждаю:

                                                                   Заведующий     МБДОУ

 Калтасинский     детский сад № 3

      «Сказка» МР Калтасинский р-н РБ

                                                                                      _________________Н.С.Ильгузина

Приказ № ____      «____»___________г.

Музыкально-педагогический проект

C:\Users\user\Desktop\Проект шаинский\Какртинки\IMG-20210609-WA0013.jpg

        Автор и идея проекта

музыкальный руководитель

Л.А.Бережова

2021

Содержание проекта

1. Введение ___________________________________________________3

2. Актуальность________________________________________________3

3. Проблема ___________________________________________________3

4.  Паспорт проекта _____________________________________________4

5. Содержание и формы работы с детьми___________________________6

6. Содержание и формы работы с родителями _______________________6

7. Содержание работы с педагогами _______________________________6

8. Репертуар ___________________________________________________7

9. Этапы реализации проекта _____________________________________7

10. План работы ________________________________________________8

11. Используемая литература_____________________________________11

  1. Введение

   На протяжении десятилетий взрослые и дети слушают и поют песни Владимира Шаинского, так как они очень популярны. Свою известность они получили потому, что через песни Шаинский разговаривает с детьми по душам на равных, то с озорством и лукавством, то ласково и серьезно, то с юмором и весельем.

       Песни Шаинского добрые и светлые, их можно назвать отечественной музыкальной классикой. Не зря А.И. Буренина четко подметила, что песни В. Шаинского - это песни, воспитывающие музыкальный и поэтический вкус, это песни, которые хочется слушать и петь.

  1. Актуальность

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Песня – наиболее доступный и понятный жанр музыки, она способствует формированию основ музыкальной культуры людей. Песня учит и воспитывает ребёнка, исполнение песен объединяет детей, создаёт условия для их эмоционального общения.

Очень важно, чтобы дети любили песню, пели ее, никогда не теряли к ней интерес, а музыкальные руководители, воспитатели, родители, формирующие целостную личность ребенка, должны способствовать поддержанию этого интереса. Песня тесно вошла в детскую жизнь. Дети поют не только на занятиях, развлечениях и праздниках, но и в свободной деятельности.

  1. Проблема

Изучив и  проанализировав музыкально - песенный репертуар, предлагаемый основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, реализуемой в нашем ДОУ, а так же парциальной программой "Ладушки" под редакцией И.Каплуновой и И.Новоскольцевой я обратила внимание,  что детям старшего и подготовительного к школе возраста не хватает песен наших замечательных советских композиторов - В.Я.Шаинского, Гладкова, Дунаевского,Тухманова, Крылатова. Из музыкального воспитания детей как бы вырван целый пласт музыкального советского искусства. Это очень печально, т.к.  есть в этих песнях  то, что выделяет их среди множества других, — открытая эмоциональность, праздничность, удивленно-восторженный взгляд на мир. Эти песни на редкость "общительны». В Советском Союзе их яркие, звонкие мелодии запоминали и пели все — и дети, и взрослые, с ними подружились слушатели не только у нас в стране, но и за рубежом.

 Наши дети, больше знакомы с эстрадными, современными песнями и почти не знают песен, являющихся классикой отечественной детской музыки, такие как: «Облака», «Улыбка», «Вместе весело шагать»… А ведь сказочные, игровые сюжеты, поэтические образы этих песен легко запоминаются, их можно обыгрывать, инсценировать, «нарисовать», озвучить с помощью музыкально-шумовых инструментов. Разученный репертуар дети могут использовать на праздниках, концертах, различных конкурсах, а также просто петь в повседневной жизни.

Песни В.Шаинского многому учат детей:

1. Песня «Улыбка» - учит сражать врага доброжелательностью.

2 Песня «Голубой вагон» - помогает понять детям, что надо верить в лучшее, которое обязательно наступит.

3 Песня «Вместе весело шагать» - помогает собрать друзей всех вместе.

4 Песня «Чему учат в школе» - способствует появлению желания у ребенка идти в школу учиться.

У современных дошкольников слабо сформирован интерес к детским отечественным песням. Наши дети больше знакомы с героями и песнями современных и зарубежных мультфильмов, чем с любимыми нашими Крошкой Енотом, Незнайкой, Буратино… Педагоги недостаточно широко используют детский песенный репертуар отечественных композиторов. Родители мало уделяют внимания этой проблеме.

Всё это, побудило меня обогатить музыкально-песенный репертуар основной общеобразовательной программой «От рождения до школы», познакомить и подружить детей с произведениями советских композиторов-песенников. И начать  знакомство детей я решила с песен замечательного, уникального композитора В.Я.Шаинского.

Паспорт проекта

Участники проекта

  1. Дети старшей и подготовительной к школе групп.
  2. Педагоги.
  3. Родители.

Цель

Создание условий для формирования основ музыкальной, нравственной, эстетической  культуры дошкольников  посредством знакомства их с песенным наследием композитора В.Я.Шаинского. Сплочение детей, родителей и педагогов ДОУ в совместной работе в рамках проекта.

Задачи в сфере работы с детьми

  • Познакомить детей с биографией, творчеством композитора В.Я.Шаинского: детскими песнями, песнями, написанными для мультфильмов, кинофильмов, музыкальными сказками.
  • На основе песенного репертуара воспитывать у детей социально-нравственные качества личности – доброту, взаимовыручку, уважение, сострадание, сплоченность, творческую активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим.
  • Развивать интерес к мультфильмам, в которых звучат песни В.Шаинского.
  • Обогащать словарный запас детей новыми терминами в области чувств и эмоций.
  • Формировать музыкальный вкус детей приобщая их к лучшим образцам песенного творчества композитора.
  • Развивать вокально-хоровые, танцевально-исполнительские навыки, воображение, творческие способности детей.

Задачи в сфере работы с педагогами

  • Формировать представление о значении музыкального творчества В.Я.Шаинского в развитии музыкальной культуры ребенка, повышать педагогическую компетентность в данном направлении;
  • Осуществлять совместный поиск путей реализации поставленной цели.
  • Пополнить групповую фонотеку песнями В.Я.Шаинского для использования её в режимных моментах в группе.

Задачи в сфере работы с родителями

  • Анализ семейного воспитания по данному вопросу на основании обработки анкет родителей на тему «Песни детства»
  • Заинтересовать родителей творчеством В.Шаинского, побудить их использовать песни композитора в домашнем прослушивании. Использовать для домашнего просмотра мультипликационные фильмы с музыкой В.Я.Шаинского.
  • Участие родителей в совместных песенных праздниках и развлечениях (при снятии ограничений)

Предполагаемые результаты

  • Дети заинтересуются творчеством В.Шаинского, будут проявлять интерес к его песням, исполнять их дома в кругу семьи.
  • Воспитание музыкально-эстетического вкуса детей, развитие музыкальной культуры и творческих способностей.
  •  Родители пополнят картотеку отечественных мультфильмов и детских песен, будут использовать их для совместного просмотра и исполнения дома. Заинтересуются музыкально-эстетическим развитием своего ребенка.
  • Создание   презентаций и организация тематических выставок и концертов.
  • Педагоги расширят свою компетентность в области музыкально-эстетического развития дошкольников.
  • Обогащение музыкально-песенного репертуара основной общеразвивающей программы ДОУ.

Вид проекта

Групповой

Категория проекта

Долгосрочный

Тип проекта

Музыкально-творческий, познавательный.

Этапы реализации проекта

Подготовительный: август 2021г.

Основной: сентябрь-апрель 2022г.

Заключительный :  май 2022г.

Образовательные области

  1. Художественно-эстетическое развитие
  2. Речевое развитие
  3. Познавательное развитие
  4. Социально-коммуникативное

Содержание и формы работы с детьми

  • ООД – знакомство с музыкально-песенным репертуаром В.Я.Шаинского, разучивание, исполнение, инсценирование и оркестровка песен; слушание музыкальных сказок, музыки к кино и мультфильмам; беседы о творчестве композитора, содержании и характере песен; рассматривание фотографий и иллюстраций, просмотр мультфильмов с музыкой В.Шаинского.
  • Праздники и развлечения.
  • Режимные моменты и самостоятельная деятельность детей – использование песен в повседневной жизни детей, в досуговой деятельности, на прогулках, при проведении утренней гимнастики.

Содержание работы с родителями

  1. Анкетирование родителей и анализ семейного воспитание по данному вопросу.
  2. Размещение информации в папках взаимодействия музыкального руководителя и родителей, а также на сайте музыкального руководителя.
  3. Фотоотчеты о проведенных мероприятиях на информационном стенде и на сайте детского сада.
  4. Консультации для родителей на информационных стендах и сайтах муз. руководителя.
  5. Участие родителей в совместных тематических концертах и развлечениях.
  6. Участие в организации выставок детских работ.
  7. Помощь в предоставлении родителям музыкального и видео материала: записи песен, мультфильмов, для использования этого материала дома с детьми.

Содержание работы с педагогами

  • Пополнение музыкально-развивающей среды в группах (аудиозаписи с песнями В,Шаинского, видеозаписи сказок и  мультфильмов на музыку композитора) для реализации проекта.
  • Совместная организация детских выставок.
  • Организация тематических концертов и развлечений.

Репертуар

Песни

Улыбка" сл. М.Пляцковский

«Песенка про зарядку » М. Пляцковский- Г.Гладков

Вместе весело шагать" сл. М. Матусовский

«Дождь пойдет по улице» сл. С.Козлов

"Облака" сл. С. Козлов

 "Когда мои друзья со мной" сл. М. Танич

 "Голубой вагон" сл. Э.Успенский

«Мир похож на цветной луг» сл. М. Пляцковский

"Зимняя песенка" сл. М. Танич

"Снежинки" сл. А.Внуков

«Антошка» сл. Ю.Энтин

 «Белые кораблики» сл. М.Пляцковский

«Наша мама» сл. В.Попков

«Песня мамонтёнка» сл. Д.Непомнящий

«Ужасно интересно» сл. Г.Остер

«Песенка про папу» сл. М.Танич

«Чунга Чанга» сл.Ю.Энтин

«В траве сидел ккузнечик» сл.Н.Носов

«Песенка Чебурашки» сл.Э.Успенский

«Песенка про моржей» сл. И.Шаферан

Мультфильмы

"Чебурашка"

"Чебурашка идёт в школу"

"Шапокляк"

"Крошка Енот"

 "Мама"

"Антошка"

"Катерок""

Трям! Здравствуйте!"

«38 попугаев»

«Приключения Незнайки»

«Зимняя сказка»

Детские фильмы для просмотра в семье

"Удивительные приключения Дениса Кораблёва"

"По секрету всему свету"

"Пока бьют часы"

"Финист — Ясный Сокол"

Этапы реализации проекта

I Организационно-подготовительный (август 2021г)

  • Определение темы проекта, прогнозирование результатов;
  • Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Изучение литературы, сбор необходимых наглядных, видео и аудио материалов по теме проекта.
  • Разработка и проведение мониторинга, анкетирование родителей;
  • Разработка перспективного планирования мероприятий, конспектов ООД.

II Основной этап - (сентябрь 2021г.-апрель 2022г. )

  • Реализация намеченного плана
  • Амплификация (обогащение) детского музыкального репертуара музыкой и песнями В.Я.Шаинского.

III Заключительный этап – (май 2022г.)

  • Систематизация и обработка материалов проекта, подведение итогов проектной деятельности.
  • Итоговое мероприятие – развлечение «Встреча с героями песен В.Я,Шаинского»
  • Оформление материалов проекта, с целью дальнейшего транслирования на педагогическом совете.
  • Публикация проекта на персональном сайте музыкального руководителя.

Работа в рамках проекта строится на взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса (детьми, родителями воспитанников, специалистами, воспитателями ДОУ), с учетом возрастных особенностей детей.

План работы (основной этап)

Сроки реализации

Мероприятия. Описание деятельности.

Группа

Ответственные

Сентябрь

ООД «В.Шаинскийй – детский композитор-песенник» - знакомство детей с биографией и творчеством композитора, просмотр видео фильма «В.Я.Шаинский»

Тема: «Дружба»

«Мир похож на цветной луг», «Вместе весело шагать» - слушание, разучивание, инсценирование.

«Однажды утром» просмотр м/ф.

«Улыбка», «Когда мои друзья со мной» - слушание, разучивание.

«Как положено друзьям» - танец.

«Крошка Енот» - просмотр м/ф.

Беседа о дружбе.

Свободное рисование по прослушанным произведениям.

Фото выставка - «Дружба начинается с улыбки»

Ст. и подг гр.

Ст.гр.

Под.гр.

Ст. и подг.гр.

Под.гр.

Музыкальный руководитель

Родители

Муз. рук-ль.

Родители

Воспитатель

Муз.рук., воспитатель, родители.

Октябрь

Тема: «Природа.»

«Белые кораблики» - слушание, разучивание, инсценирование.

Мультфильм «Весёлая карусель» с песней «Белые кораблики» - просмотр.

«Дождь идет по улице», «Облака» - слушание, озвучивание на детских музыкальных инструментах.

«Трям! Здравствуйте!» - просмотр мультфильма

Свободное рисование, раскрашивание по прослушанным произведениям.

Ст.гр.

Под.гр.

Обе группы

Муз. рук-ль.

Воспитатель, родители

Муз. рук.

Воспитатель, родители

Воспитатели

Ноябрь

Тема: «Мама»

ООД  «Мамочка любимая моя» - укрепление детско-родительских отношений, воспитание любви и уважение к маме.

«Наша мама» - слушание, беседа.

«Песня мамонтёнка» - разучивание

М/ф «Мама для мамонтёнка» просмотр, беседа.

Свободное рисование, раскрашивание по прослушанным произведениям.

Выставка рисунков детей «Мамочка, любимая моя»

Обе группы

Под.гр.

Обе группы

Муз.рук-ль.

Воспитатели

Декабрь

Тема: «Зима»

«Зимняя сказка» - слушание, разучивание.

«Песенка про моржей» - слушание, инсценирование.

«Снежинки» - слушание, передача музыкального образа в движении.

Организация выставки: «Волшебница зима»

Ст.гр.

Под.гр.

Обе группы

Муз. рук-ль.

Муз. рук-ль, воспитатель, родители, дети.

Январь

Тема: «Мы любим мультики»

«Антошка» - слушание, разучивание, инсценирование.

М/ф «Весёлая карусель»  с песней «Антошка» - просмотр

«Песенка про зарядку» - слушание, разучивание, инсценирование.

«Ужасно интересно» - слушание.

«38 попугаев» - просмотр мульт.фильма.

Свободная лепка по мультфильму «38 попугаев»        

Ст.гр.

Под.гр.

Муз. рук-ль.

Родители

Муз. рук.

Родители

Воспитатели

Февраль

Тема: «Наши папы»

ООД  «Образ папы в музыке, поэзии и изобразительном искусстве» - воспитывать уважение и любовь к папе, способствовать формированию у детей представления о семье, как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге.

«Песенка про папу» слушание, разучивание

Фотовыставка «Папа может…»

Музыкально-спортивное развлечение «День отца, или папа может» - создание условий для улучшения гармоничного развития отношений отцов и детей, укреплять детско-родительские отношения.

Обе группы

Муз. рук-ль.

Родители.

Муз-рук, инструктор по спорту.

Март

Тема: «Наши любимые мультфильмы»

«Чунга - Чанга» - слушание, разучивание песни, инсценирование

М/ф «Катерок» - просмотр

«В траве сидел кузнечик» - слушание.

М/ф «Приключения Незнайки» - просмотр.

«Незнайка» Н.Носова – чтение художественной литературы.

«Раз словечко, два словечко – будет песенка» - музыкальный концерт

Ст. гр.

Подг.гр.

Муз.рук.

Родители.

Муз. рук.

Родители.

Воспитатели

Муз. рук., воспитатели

Апрель

Тема: «Наши любимые мультфильмы»

«Голубой вагон» - разучивание.

 «Песенка Чебурашки» - слушание

М/ф «Чебурашка и крокодил Гена» - просмотр.

 

Чтение художественной литературы «Крокодил Гена и его друзья» В. Успенский

«Чебурашка - дружочек» - лепка

«Любимые герои мультфильма» - свободное рисование.

Обе группы

Ст.гр.

Под.гр.

Муз. рук.

Родители

Воспитатели

Май

«Встреча с героями песен В.Я.Шаинского» - музыкальное развлечение. – обобщить знания детей о творчестве композитора-песенника В.Я.Шаинского.

Обе группы

Муз. рук., воспитатели

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильевой   («Мозаика-синтез»2010)
  • "Ладушки" - программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
    под редакцией И.М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой.
  • «Проектирование интегративной программы предшкольного образования»

           А.И.Буренина, Л.И.Колунтаева (Санкт-Петербург 2007)

  •  Кошмина И. "Владимир Шаинский и его песни".-М.:Музыка,1986
  •  Владимир Шаинский "Избранные песни для детей в сопровождении фортепьяно".-Москва "Советский композитор,"1989
  • Владимир Шаинский "Пропала собака":Нот.сб.;Для голоса в

сопровожд.фп./Владимир Шаинский.-Челябинск:MPI.2004

  •  Кошмина И. "Владимир Шаинский и его песни".-М.:Музыка,1986
  • Владимир Шаинский "Избранные песни для детей в сопровождении фортепьяно".-Москва "Советский композитор,"1989
  • Владимир Шаинский "Улыбка":Нот.сб.;Для голоса в сопровожд.фп./Владимир Шаинский.-Челябинск:MPI.2004
  • Владимир Шаинский "Антошка и другие...":Нот.сб.;Для голоса в сопровожд.фп./Владимир Шаинский.-Челябинск:MPI.2004
  • Владимир Шаинский "Чебурашка и другие...":Нот.сб.;Для голоса в сопровожд.фп./Владимир Шаинский.-Челябинск:MPI.2004

Интернет - ресурсы



Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

ООД по художественно-эстетическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

«Знакомство с жизнью и творчеством В. Я.Шаинского»

                                                                Музыкальный руководитель:

Л.А.Бережнова

2021

Цель:        познакомить детей с жизнью и творчеством   композитораВ.Я.Шаинского

Задачи:

  • Познакомить с музыкальными произведениями и биографией композитора;
  • Развивать вокально-хоровые, исполнительские навыки детей;
  • Воспитывать интерес и любовь  к детской авторской песне и музыкальной культуре через различные формы музицирования;         
  • Прививать интерес и внимательное отношение к музыкальному         оформлению отечественных мультфильмов.
  •  Развивать музыкальную активность и творческие способности детей.

Музыкальное приветствие.         

Ребята, посмотрите, сколько необычных рисунков у нас сегодня в музыкальном зале!.... Может кто-то узнал кого-то из этих героев?....Правильно, это герои из мультфильмов. Назовите, какие герои вам знакомы?..... Все эти герои очень разные, но их объединяет то, что о всех о них написаны очень веселые и добрые песни. А музыку к этим песням написал композитор В.Я.Шаинский. И сегодня я хочу вам рассказать об этом удивительном композиторе.

Но прежде, я хочу спросить, знаете ли вы, кто такой композитор?(Ответы детей)Композитор – это человек, сочиняющий музыку. А каких композиторов вы знаете? …. Композиторы пишут разную музыку: серьезную, веселую, грустную, задорную. Музыку для кинофильмов, мультфильмов, просто песни.

Я приготовила для вас небольшой рассказ о Шаинском, хотите узнать, каким он был человеком?.... Если вы внимательно вглядитесь в фотографии композитора, то сразу поймете, какой по характеру был Шаинский (дети рассматривают фотографии, отвечают) Да, ребята, Шаинский был очень веселым, добрым, он очень любил детей. Именно поэтому он написал очень много детских песен.

А родился он в городе Киеве – столице Украины. В его семье все любили музыку и песни, часто ходили в театр и на концерты. Володя был, как все дети озорным, непоседливым и очень любознательным. Ему нравилось всё, что было связано с музыкой, он сохранил эту любовь в своём сердце навсегда.                                                В 10 лет Шаинский поступил в музыкальную школу, где учился играть на скрипке. Учился он отлично, рано стал сочинять музыку, и все думали, что он станет знаменитым скрипачом. Но всё изменилось, когда началась война…В 1941 году его семья была эвакуирована в Ташкент, где он продолжил учиться в консерватории до 1943 года. Но шла война, и нужно было защищать Родину, поэтому его призвали в армию.

После воны в 1945 году Володя поступил в Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского на оркестровый факультет и стал сочинять песни. Песни Шаинского стали звучать по радио, и их сразу полюбили и взрослые и дети. Это были песни о Родине, дружбе, любви к природе, о детстве. Сейчас мы с вами послушаем  песню, которая называется «Мир похож на цветной луг» - ст.гр., «Когда мои друзья со мной» - подг.гр.

«Мир похож на цветной луг» - ст.гр., «Как положено друзьям» - подг.гр.- слушание, беседа о характере и содержании песни

Вы знаете дети, Шаинский был очень интересным, увлеченным человеком:  он занимался подводной охотой, ходил на лыжах, катался на коньках, ездил на велосипеде, любил гимнастические упражнения, причем занимался легко и регулярно. К тому же каждое утро, встав в 6 часов, он еще совершал пробежку неподалеку от дома, а потом – за тренажер. И только после этого – за рояль. А рояли у него стояли и дома, и на даче, чтобы ничего не мешало заниматься любимым делом – сочинением музыки. Ну, а сейчас я хочу вас познакомить с еще одной песней.

«Вместе весело шагать» - ст.гр.  «Когда мои друзья со мной» - под.гр.

Слушание, беседа о содержании и характере произведения, разучивание песни.

А сейчас пришло время загадок. Только загадки будут не простые, а про героев мультфильмов, где звучат песни Владимира Яковлевича. Слушайте внимательно и попробуйте найти героя среди иллюстраций.

Он зеленый, и прыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет?(Ответы детей)

Конечно это кузнечик! (звучит фрагмент песни) Правильно, эта песня была написана для мультфильма «Приключения Незнайки». Кто найдет картинку к этой песенке!

А теперь следующая загадка.

Не любит он капать картошку.

А есть идет с огромной ложкой.

У него в руках гармошка.

А зовут его (Антошка)

Правильно, Антошка. Давайте найдем отгадку среди наших картинок…. И послушаем песенку про Антошку (слушают фрагмент песни)

Отгадайте без подсказки,

Кто герой у этой сказки?

С ним по улице ходил

Очень добрый крокодил.

Герой не зверь и не букашка,

Кто он, дети? (Чебурашка)

Конечно же, Чебурашка! (находят нужную иллюстрацию и слушают фрагмент песни)

Ребята, вам нравятся песенки Шаинского? …. Композитор написал очень много интересных, веселых песен, но на одном занятии мы не можем их все послушать. Поэтому, весь этот год мы, с вами будем путешествовать по стране добрых песен композитора В.Я.Шаинского и, конечно же будем смотреть веселые мультфильмы, в которых звучат его песенки.  А сейчас я предлагаю вам найти себе друга, и взявшись за раки мы дружно пойдем в группу.

«Вместе весело шагать» - ст.гр.  «Когда мои друзья со мной» - под.гр.