Музыкально-педагогический проект: По страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского

Бережнова Лариса Александровна

Дорогие гости моего сайта. Данная страница посвящена "Детскому альбому" П.И.Чайковского и содержит  материал по проекту,  работа по которому осуществлялась с детьми старшей группы в 2020-2021 уч. году. Музыка из этого альбома близка и понятна детям. Они словно проживают жизнь в музыке, сопереживают героям, учаться размышлять, познают мир. Приобщайте детей к прекрасному с детства. Слушайте, вместе, хорошую музыку, развивайте в детях чувство прекрасного.  Музыка Чайковского, как  и поэзия Пушкина, приходит к нам в детстве и остается с нами на всю жизнь. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

Утверждаю:

                                                                   Заведующий     МБДОУ

Калтасинский     детский сад № 3

      «Сказка» МР Калтасинский р-н РБ

                                                                                      _________________Н.С.Ильгузина

Приказ № ____      «____»___________г.

Музыкально-педагогический проект

для детей  старшего дошкольного возраста

ПО СТРАНИЦАМ «ДЕТСКОГО АЛЬБОМА»

П.И.ЧАЙКОВСКОГО

Автор проекта: музыкальный руководитель

Лариса Александровна Бережнова

Калтасы

2020

Актуальность. Музыка П.И.Чайковского вот уже больше века волнует сердца слушателей, а в 2015 году отмечался 175 –летний юбилей со дня рождения П.И.Чайковского. Его музыка понятна всем благодаря своей напевности, благозвучию и красоте мелодии. П.И.Чайковский сочинял свою музыку на основе  русских народных песен и православной церковной музыки. Широта русской души, простор музыкальных мыслей облачены в чёткую музыкальную форму, последовательную гармоничность и выразительность мелодии. Многогранность таланта П.И.Чайковского вылилась в  разнообразные музыкальные жанры: симфонии, концерты, оперы, балеты, романсы, пьесы для фортепиано. Его музыка понятна как детям, так и взрослым. У музыки П.И.Чайковского нет никаких ограничений! 

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя  распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору», - писал П.И. Чайковский. Нам остаётсятолько слушать, сопереживать или наслаждаться.

Но чтобы лучше понимать музыку - мало только слушать её, ещё нужно уметь понимать и чувствовать ее, наслаждаться ее звучанием, различать средства музыкальной выразительности, высказывать свои мысли о музыкальных образах, характере музыки.Для это нужно, чтобы музыка окружала ребенка с самого раннего детства. Ведь с детства начинается всё, в том числе культура – и общая, и художественная, т.е связанная с приобщением к искусству. Основы её закладываются в детском саду на музыкальных занятиях, в процессе театральной деятельности, а также на занятиях ИЗО. Именно поэтому, в ДОУ большое внимание уделяется музыкально-художественному развитию детей. Ведь данный период жизни ребенка очень важен с точки зрения развития его способностей, формированияего вкусов и предпочтений,  становления ребенка как личности в целом.

Благодаря интеграции разных образовательных областей у ребёнка   формируется высокохудожественный вкус,  общая культура личности, развиваются музыкальность, способность чувствовать и понимать прекрасное в жизни, природе и искусстве.

Проблема. Однако, современныедети недостаточно подготовлены к прослушиванию классической музыки, так как дома, в семьях она практически не  звучит. Родители не понимают значимости влияния «классики» на нервную систему ребёнка, на его общее развитие.  Звучащая низкопробная  музыка не формирует эстетический вкус ребёнка, её ритмы действуют возбуждающе, перегружают нервную систему, вульгарные повторяющиеся тексты легко запоминаются детьми и используются в самостоятельной деятельности, что недопустимо в детском возрасте. Слушание и восприятие классической музыки помогает формированию духовно - нравственного начала развития гармоничной личности, повышает качество музыкального воспитания, формирует эстетический взгляд ребенка на мир, оказывает положительное влияние на формирование его характера.

Пьесы, входящие в «Детский альбом» доступны и понятны дошкольникам. Они погружают маленького слушателя в мир классической музыки легко, непринужденно, раскрывая свой волшебный мир разнообразием мелодий и образов, понятных каждому ребенку.

Исходя из вышесказанного, мы предприняли попытку вовлечь ребенка в мир прекрасной музыки П.И.Чайковского, через цикл его фортепианных пьес - «Детский альбом». Данное сочинение мы рассматриваем, прежде всего, как средство развития музыкального вкуса и творческих способностей детей,  и используем, как основу для формирования общей культуры ребенка в целом.

Цель проекта: формирование общей культуры, развитие музыкального вкуса и творческого потенциала  детей старшего дошкольного возраста,  посредством слушания музыкальных пьес их «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Задачи в сфере работы с детьми:

  • прививать любовь к классической музыке;
  • углубить знания дошкольников о творчестве великого русского композитора П.И.Чайковского;
  • развить чувство ритма, музыкальную память и внимание детей посредством игры на детских музыкальных инструментах, в процессе оркестровок музыкальных пьес из альбома;
  • расширять музыкальный кругозор, языковый словарь и словарь музыкальных терминов;
  • учить детей высказывать свои впечатления о прослушанной музыке;
  • вызвать эмоциональный отклик на  игру в оркестре«Неаполитанской песенки»;
  • развивать воображение, творческие и исполнительские способности, через передачу музыкальных образов в двигательных импровизациях;
  • воспитывать уважительное и бережное отношение к своим мамам на примере жизни и творчества П.Чайковского;
  • формировать музыкальный, художественный и эстетический вкус детей;
  • совершенствовать умение слушать музыкальное произведение до конца, формировать навыки культурного слушателя.

Задачи в сфере работы с педагогами:

  • Появление интереса к классической музыке и использование её в разных видах деятельности.
  • Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов в музыкальной деятельности.

Задачи в сфере работы с родителями:

  • Ориентация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребёнка в семье.
  • Заинтересованность и взаимодействие родителей и детей, в процессе музыкально - эстетического воспитания.
  • Заинтересовать родителей музыкой русских композиторов, расширять музыкальный кругозор.

Ожидаемые результаты:

  • Знание детьми музыки П.И.Чайковского, повышение интереса к творчеству великого композитора.
  • Повышение интеллекта, музыкальных и эстетических способностей детей.
  • Развитие образной  речи, расширение тезауруса дошкольников;
  • Формирование основ музыкальной культуры и начальных навыков культурного слушателя у детей;
  • повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.
  • Привлечение внимания родителей к музыкально-эстетическому развитию ребенка.

Содержание и формы работы:

  • Музыкальные занятия;
  • Музыкальный салон ДОУ;
  • Игра в шумовом оркестре;
  • Музыкальные викторины для детей;
  • Совместная с воспитателем творческая деятельность в центрах группы;
  • Подбор аудиозаписей для прослушивания в группе. Выход музыкального руководителя в группу с прослушиванием знакомых пьес.
  • Освещение новостей на сайте ДОУ и в социальной сети  ВК (группа «Сказка»)

Аннотация проекта: данный проект направлен на музыкально-эстетическое развитие детей через приобщение дошкольников к  музыке П.И.Чайковского и знакомству с циклом его фортепианных  пьес – «Детский альбом». В проекте используются различные методы и формы работы с детьми: занятия, проведение музыкальных гостиных, организация концертов с участием учеников ДМШИ (при снятии ограничений), просмотр развивающих видео роликов и мультипликационных фильмов по теме проекта. Основная работа по проекту ведется на музыкальных занятиях, где дети знакомятся с пьесами из Детского альбома, с историей его создания, а так же с творчеством композитора.

 Проект включает в себя разнообразные приемы работы, которые позволяют пропустить музыку «через себя», более глубоко её прочувствовать и понять. Приемы работы: дирижирования, цвет-настроение, пластическое интонирование или передача музыкальных образов в движении, оркестровка. В связи с тем, что пьесы данного альбома имеют изобразительный характер (программность),  мы использовали такой прием, как  передача своих впечатлений в рисунках (Мы рисуем музыку). Данной работой, дети занимались в группах совместно со своими воспитателями.

Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Тип проекта: музыкально – творческий.

Вид проекта: групповой.

Категория проекта, срок реализации проекта: долгосрочный (с августа 2020г.  по май (включительно) 2021г.)

Этапы реализации проекта: Подготовительный (август 2020г); основной (сентябрь  2020 – апрель 2021г.); заключительный (май 2021г.).

Автор и идея проекта: музыкальный руководитель Л.А.Бережнова

Творческая группа проекта: воспитатели Н.Ю.Минабашева, Т.В.Ильчибаева

Этапы  реализации проекта

I Организационно - подготовительный этап (август 2020г.)

  • Определение темы проекта, прогнозирование результатов;
  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Изучение литературы, сбор материалов по теме: биографические данные о П.И.Чайковском и истории создания «Детского альбома», подбор необходимых наглядных и видео материалов;
  • Написание проекта «По страницам детского альбома» П.И.Чайковского;
  • Подготовка информации: мультимедийные презентации, мультфильм «Детский альбом», видео фильм – «П.И.Чайковский - композитор»,  записи пьес из «Детского альбома» в оркестровом исполнении;
  • Подбор наглядного материала: портреты композитора, иллюстрации к пьесам из «Детского альбома», раскраски по теме проекта;
  • Познакомить с проектом творческую группу, привлечь их к активному обсуждению предстоящей работы с детьми.

II Основной этап – реализация намеченного плана (сентябрь 2020г. – апрель 2021г.)

Слушание пьес:

  • «Утреннее размышление»
  • «Мама»
  • «Игра в лошадки»
  • «Марш деревянных солдатиков»
  • «Болезнь куклы»
  • «Новая кукла»
  • «Вальс»
  • «Полька»
  • «Мазурка»
  • «Русская песня»
  • «Камаринская»
  • «Мужик на гармонике играет»
  • «Немецкая песенка»
  • «Старинная французская песенка»
  • «Итальянская песека»
  • «Неаполитанская песенка»
  • «Нянина сказка»
  • «Баба яга»
  • «Шарманщик поет»
  • «Песня жаворонка»
  • «Сладкая греза»

III Заключительный этап – (май 2021г.)

  • Подведение итогов проектной деятельности;
  • Проведение итогового мероприятия с детьми - «Музыкальная гостиная»
  • Организация выставки детских работ по произведениям «Детского альбома»

П.И.Чайковского;

  • Оформление материалов проекта, с целью дальнейшего транслирования на педагогическом совете.

План работы (основной этап)

 

Время реализации

 

Описание деятельности

 

Ответственные

 

Сентябрь

Знакомство детей с биографией и творчеством П.И.Чайковского, просмотр видео фильма «П.И.Чайковский»

История создания «Детского альбома» 

Слушание пьес: «Утреннее размышление» - «Молитва»,  «Игра в лошадки», «Мама»

Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций. Просмотр фотографий храмов с использованием мультимедиа в музыкальном зале.

Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.
Музыкально-двигательные этюды по прослушанным пьесам.Импровизация игры в лошадки (лошадка на палке), скакать прямым галопом - «наездники».

Свободное рисование по прослушанным произведениям.

Выставка рисунков детей «Моя любимая мама»

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

Воспитатель

Муз. рук, воспитатель

 

Октябрь

 Слушание пьес: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла».

Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.

 Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций в сравнении.

Двигательные импровизации по прослушанным пьесам.

Музыкальная викторина про прослушанным произведениям. Оркестровка пьесы «Марш деревянных солдатиков» (барабаны). Иллюстрация приближающихся и удаляющихся солдатиков (громко, тихо)

 Выставка рисунков детей:  «Новая кукла в рисунках детей»

Свободная лепка по теме «солдатики».

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

 

Воспитатель

 

Ноябрь

 Слушание:  «Вальс», «Полька», «Мазурка».

Беседа о бальных танцах, о балах, характере музыкальных пьес, об особенностях и характерных чертах прослушанных танцев.

Разучивание основных элементов вальса и польки.

Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.

Музыкальный салон в ДОУ – «Мы приглашаем вас на бал»

Совместная работа родителей и детей: подобрать иллюстрации с изображением балов, бальных костюмов, интерьеров 18-19 веков, организация выставки.

Свободная деятельность детей в группе: Вспомнить сказки, в которых речь идёт о балах.
(Золушка, Щелкунчик и т.д.)

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

Дети, родители

Воспитатель 

 

Декабрь

 Слушание: ««Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская».

Беседы о характере музыкальных пьес.
Вспомнить  русские народные песни (знакомые детям). Беседа о быте, о русских народных традициях и праздниках,  о рус. народных музыкальных инструментах.

Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.

Познакомить детей с русским народным муз. инструментом – гармоникой и её звучанием.

Разучивание с детьми элементов русской народной пляски, передача музыкального образа пьесы «Камаринская» в движении.

Музыкальная викторина про прослушанным произведениям.

Экскурсия в музей  - знакомство детей с бытом, одеждой и костюмами русского народа (при снятии ограничений)

Свободная деятельность детей в группе:  раскраски для детей по теме русского фольклора и традиций.

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

 

Муз.рук, воспитатель

Воспитатель

 

 

Январь

 Слушание: «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка».

 Беседы о характере музыкальных пьес, показ иллюстраций.

Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.

Видеосалон в ДОУ: «Видео путешествие по странам» (обзорное знакомство детей с музыкой Франции и Германии), с использованием мультимедиа (просмотр видео фильма).

Оркестровка прослушанных произведений.

 

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

 Слушание: «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка».

Беседы о характере музыкальных пьес.

Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.

Музыкальная гостиная в ДОУ – «Музыкальное путешествие по Италии».  Показ фотографий и кинозарисовок об Италии и Неаполе с использованием мультимедиа в муз. зале.

Оркестр детских музыкально шумовых инструментов – «Неаполитанская песенка»

Свободная оркестровка – «Итальянская песенка»

Музыкальная викторина по прослушанным пьесам.

Совместная работа родителей и детей: привлечь родителей к поиску и сбору информации по теме «Музыкальная Италия».  

 

 

Музыкальный руководитель

 

 

Дети, родители

 

Март

 Слушание: «Нянина сказка», «Баба яга», «Шарманщик поет»

Беседы о характере музыкальных пьес, показ иллюстраций.

Познакомить детей с шарманкой, рассказать, кто такие шарманщики. Показ фотографий и картинок с изображением шарманки. Слушание фонограммы со звучанием шарманок.

Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.

Раскрыть понятие «няня». Можно ли по музыке определить, какую сказку она рассказывает?

Музыкально-пластический этюд - «Баба яга».

Совместное творчество родителей и детей: Рисование на тему «шарманка».

Свободная деятельность в группе: Вспомнить самые известные сказки с персонажем Бабы яги.
Принести детские книги с иллюстрациями Бабы яги.

Свободная лепка по теме «Баба Яга».

 

Музыкальный руководитель

 

 

Дети, родители 

Воспитатель 

 

Апрель

 Слушание: «Песня жаворонка», «Сладкая греза».

Беседы о характере музыкальных пьес.

Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.

Свободная оркестровка пьесы «Сладкая греза».

Раскрыть понятие «грёзы», сладкие сны, мечты. О чём мечтают дети? – беседа.

Музыкальная викторина по прослушанным пьесам.

Свободное рисование  по теме «Моя мечта».

Свободная деятельность детей в группе: Рассказ о жаворонках. Показ иллюстраций. Слушание аудиозаписи с пением жаворонка.

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

Воспитатель

 

Май

Просмотр м/фильма «Детский альбом» П.И.Чайковскоо.

 Проведение итогового мероприятия с детьми - «Музыкальная гостиная».

Организация выставки детских работ по произведениям «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Оформление материалов проекта, с целью дальнейшего транслирования на педагогическом совете.

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

Литература

1. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах : Книга для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990.

2. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А.Барейбойма. - М., 1978

3. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей /Б.М. Теплов //Избр. труды: в 2т. - М., 1985. - 335 с.

4. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических Институтов /Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»

6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание. - М.: Творческий центр «Сфера», 2010.

7.О.П. Радынова «Настроения, чувства в музыке» - М.: ТЦ Сфера, 2009г.

8. Интернет ресурсы.

 



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

Ах, гармонь

Познавательная информация

Что необходимо знать о русской гармони

Музыкальный руководитель

Л.А,Бережнова

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом. Однако есть и другие данные.

Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).

Существуют и другие взгляды на эту проблему.

«Всё решил случай... Не поехал бы тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов на ярмарку в Нижний - не наслаждаться бы нам сегодня изумительным звучанием концертных баянов «Россия», «Аппассионата», «Юпитер». «А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким - и заморским, и российским: расписной посудой семёновской, пряниками городецкими, кружевами балашихинскими да вологодскими, кузнечными и ювелирными работами костромичей и вдруг... услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговками под обе руки. «Гармоника, — пояснил хозяин, — вещь редкая, заморская». И цену запросил неслыханную- 40 рублей ассигнациями! Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике. А потом рассчитался и повёз домой - в Тулу, в Оружейную слободу».

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки).

https://www.letopis.info/files/posts/imgs/276/fe097fe593200b635047301690d.jpg

Повторить образец мастеровому человеку оказалось не так уж трудно, хотя пришлось повозиться с подгонкой металлических язычков, какие были внутри гармоники, и с ладом. Смастерил Иван Сизов несколько гармоник: себе, людям в подарок, а потом начал делать и на продажу. За ним и другие, кто посмекалистей, начали ладить гармоники.

В 1851 году в Туле, не считая маленьких семейных артелей, было шесть фабрик, ладивших гармоники. Отсюда они разъехались в ближайшие губернии: Псковскую, Рязанскую, Орловскую, доходили по Волге до Казани, Вятки.

Как писал известный знаток и коллекционер А. Мирек: «Если в Германии гармоники изготовлялись там, где были мастера, то в России - там, куда привозили гармоники, появлялись мастера».

Да какие! Каждый стремился не только сделать её понаряднее, изукрасить на свой вкус, но и к здешним песням и пляскам приспособить!

Появившиеся вслед за тульскими саратовские гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания и поэтому эти небольшие гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Конструкция гармошки постоянно совершенствовалась. Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название вятской гармони.

«Большой франтихой выглядела новоржевская тальянка, которую начали ладить на юге псковской земли (не без влияния бологовских мастеров!). Представьте себе: тёмно-коричневый лакированный корпус гармоники, покрытый резным узором причудливого орнамента из жёлтой меди, мельхиора, серебра! 14 глубоких складок мехов обрамлены металлической узорчатой полоской. Мехи выклеены гладким шёлком малинового, фиолетового, синего цвета».

Следующим этапом в развитии гармони были т.н. двухрядные гармошки. К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях уже начали появляться дополнительные кнопки, но на самостоятельный второй ряд они еще не "тянули". Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название русские вЕнки.

 А вот гармоника Елецких мастеров -«елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Чёрно-белая клавиатура справа имела все звуки полной хроматической гаммы рояля, а слева - выносной гриф с клавишами басов и аккордами на русский и на европейский манер. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Так что звучали все «роялки» по-разному, унося в мир почерк мастера.

А вот гармоника Елецких мастеров -«елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Чёрно-белая клавиатура справа имела все звуки полной хроматической гаммы рояля, а слева - выносной гриф с клавишами басов и аккордами на русский и на европейский манер. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Так что звучали все «роялки» по-разному, унося в мир почерк мастера.

Что необходимо знать о русской гармони

Ну, а самые уморительные гармошки можно было купить в в Череповец: вроде бы и не гармошки, а так - детишкам баловство, величиной с рукавицу, а гармонист возьмёт в руки - весело! Прозвали их «черепашками».

Oднажды уже известный гармонист Пётр Елисеевич Емельянов, выступавший под псевдонимом Невский, гастролировал в Череповце и, увидев «черепашку», решился выйти с такой гармошкой к публике. Он спел юмористические куплеты, потом народные песни, потом попурри, подыгрывая на «черепашках». Успех превзошёл его ожидания и очень удивил: он, хоть был самоучкой, но имел уже немалый актёрский опыт и публику знал очень хорошо!

В Петербурге Пётр Елисеевич заказал известному мастеру гармоник Парамонову целый комплект «черепашек» - разных и по форме, и по звучанию - и успешно выступал с ними в Германии, Англии, Франции, Италии. «Черепашки» и сегодня почитаемы артистами эстрады.

Событием в истории русской гармоники стали работы замечательного мастера Петра Егоровича Стерлигова. Он жил в деревне под Рязанью и сперва из любознательности, потом для заработка начал чинить гармоники любого образца! Сам не играл. Строй налаживал по слуху.

В 1905 году, когда был он уже зрелым, 33-летним мастером, заказал ему гармонику для своих сольных выступлений знаменитый Я. Ф. Орланский-Титаренко, выступавший и один, и с сыном. Два года творил мастер ту гармонику! А когда зазвучала она в руках виртуоза, Яков Фёдорович был в восторге. Он назвал её именем былинного певца - «Баян».

Не перевелись баянных дел мастера и сегодня. В России открыто около 5000 музыкальных школ, около 120 музыкальных училищ, 12 консерваторий. В любом из этих учебных заведений есть отделение баяна.

В последние годы активно возрождаются традиции как тульской, так и саратовской гармони.. Возрождены работы по производству старинных инструментов. И, конечно же, по сохранению и популяризации забытой традиции.

Так, например, «ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ» сегодня — это не только производство инструментов. Одно из стратегических направлений компания видит в сохранении и развитии культурных традиций России — искусства игры на язычковых инструментах. Компания выступает спонсором музыкальных фестивалей и конкурсов, учреждает призы для победителей, ведет работу по адресной поддержке юных талантов в области игры на баяне и гармони.

Не отстает от Тулы и Саратов. В 2010 году после долгого перерыва начато изготовление Саратовских гармоник. За прошедшие три года восстановленная традиция стала «брендом региона».

Саратовская гармоника — разновидность гармони имеющей колокольчики.
Саратовскую гармонику стали изготавливать в 60-х годах XIX века. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году.

Что необходимо знать о русской гармони

Саратовские гармошки изготавливались гармонными артелями в Саратове. Первая гармонная мастерская в городе была открыта Николаем Геннадьевичем Корелиным в 1870 году на Никольской улице (ныне улица Радищева). Его инструменты были настолько уникальны в звучании, что Корелина стали называть «Страдивари Саратовской гармоники».

Первые гармоники были небольшого размера, без металлической отделки. Корпус делался цветной, окрашивался и покрывался лаком, а на заказных инструментах обклеивался шпоном в виде набора из разных пород дерева. Плоскости заказной гармошки украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок — вверху и внизу. Такая отделка требовала особого умения. Корпусы для лучших заказных гармоник изготовлялись кустарями-мебельщиками, например, в известной мебельной мастерской В.В.Мельникова.

В 2009 году на проспекте имени Кирова в Саратове был установлен памятник Саратовской гармонике. В определенные часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города — гармошке.
Возрождение
В 2010-2011 году на базе СГТУ была создана пробная мастерская по производству Саратовской гармоники. Туда приняли несколько молодых людей, желающих попробовать себя на этом поприще, в итоге весной 2011 года состоялась официальная презентация новой Саратовской гармошки выполненной с нуля саратовскими умельцами. Этот эксперимент по возрождению, практически утраченного, мастерства получился удачным и теперь эта мастерская производит постоянные наборы для обучения по специальности "мастер по производству Саратовской гармоники".
Туле и Саратову удалось не просто вернуть к жизни старинный инструмент, но и показать его миру.



Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

Музыкальное занятие с детьми старшего дошкольного возраста

П.И.Чайковский – великий русский композитор

Подготовила и провела муз. рук-ль

Л.А.Бережнова

2020

Цель: развитие музыкальности детей, формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, инициативности.

Задачи:

Образовательные:

  • Углубить знания дошкольников о творчестве великого русского композитора П.И.Чайковского;
  • расширить языковый словарь и словарь музыкальных терминов;
  • систематизировать знания детей о «Детском альбоме»; и продолжать учить  детей высказывать свои мысли полными предложениями;

Развивающие:

  • продолжать развивать  умение детей  внимательно слушать классическую музыку;
  • развивать умение представлять музыкальный образ в своём воображении;
  • развивать музыкальную память дошкольников;
  • обеспечить развитие умения детей высказывать свои мысли  о характере музыки и выразительных средствах музыки полными предложениями;
  • обеспечить развитие умения анализировать и самостоятельно делать выводы.

Воспитательные:

  • формировать музыкальный, художественный и эстетический вкус детей  по теме «Детский альбом» П.И.Чайковского, культуру восприятия классической музыки, танцевального и изобразительного  искусства.
  • воспитывать уважительное и бережное отношение к своим мамам на примере жизни и творчества П.Чайковского;

Оборудование:

Фортепиано, музыкальный центр, проектор для показа презентации, ноутбук, экран, ноты пьес для фортепиано «Детский альбом» П.И.Чайковского.

Ход: Звучит «Утреннее размышление»  из сборника пьес П.И. Чайковского «Детский альбом» (в переложении для камерного ансамбля струнно-смычковых инструментов).Входят дети.

Музыкальный руководитель:

Какое прекрасное сегодня утро. Солнышко нам ярко светит! Так и хочется всем улыбнуться. Давайте поприветствуем друг друга музыкально.

Приветствие  «Музыка, здравствуй» М.Лазарева

Проходите, ребята, присаживайтесь на стулья напротив экрана.        

Какая прекрасная  музыка звучит! Сегодня мы познакомимся с вами с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского и с его музыкой из «Детского альбома».

Показ  портрета Чайковского на экране.

Рассказ о творчестве композитора и создании «Детского альбома»

В «Детский альбом»входит 24  маленькие пьесы. Они рассказывают о том, как жили дети в то время, что их интересовало, в какие игры они играли, что их окружало. Детский альбом представляет собой цикл пьес, в которых рассказывается об одном дне из жизни ребенка.

Весной 1878 года (19 век) П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину в семью своей сестры Александры Ивановны Давыдовой.

На экране - игры племянников композитора  из семьи Давыдовых (старинная иллюстрация к сборнику «Детский альбом»).

У неё было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал им на рояле. Тогда-то он и решил написать целый сборник пьес для юных музыкантов, пьес легких, запоминающихся и с интересными названиями.

В альбоме встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии. Свой альбом композитор посвятил своему племяннику Володе Давыдову.

Просмотр видео – фильма «П.И.Чайковский»

Давайте откроем первую страницу детского альбома.

Бом, бом, бом, бом – открывается альбом.

Не простой, а музыкальный,

Сочиненный для ребят

Много лет тому назад.

Предлагаю послушать первую пьесу из «Детского альбома» - «Утреннее размышление». Это произведение отражает начало дня. День только начинается, сколько ждет еще впереди всего нового и интересного. Но ранним утром все наполнено покоем и тишиной.

«Утреннее размышление» - слушание

По окончании пьесы дети делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке.

Да ребята, в этой пьесе музыка очень спокойная, неторопливая. Музыка отражает атмосферу тишины и утреннего покоя.

А сейчас, давайте перелистнем еще одну страницу нашего альбома.

        На экране – рисунок к пьесе «Мама».

Муз. рук: Сейчас прозвучит пьеса «Мама». Мелодия у нее певучая, красивая, ласковая. Сам П.И. Чайковский с большой нежностью относился к своей маме. Всю жизнь он помнил ее плавные движения, добрый голос, удивительные глаза. Видимо, о своей матери он и рассказал в пьесе «Мама».

Звучит пьеса «Мама».

Муз. рук: Ребята, поделитесь своими впечатлениями о музыке. Какая она? Что вы представили? Посмотрите на иллюстрации, которые я вам приготовила. Давайте попробуем найти картинку, которая по содержанию будет близка к нашему музыкальному произведению.

Ответы детей: Музыка светлая, радостная по характеру, мелодия нежная, протяжная, певучая, мягкая.

Муз. рук: А сейчас предлагаю вам передать нежный, спокойный характер музыки в движениях. Попробуйте в своём танце передать и изобразить образ своей мамы.

«Мама» музыкально-пластический этюд

Дети выполняют поглаживающие движения, как будто обнимают, ласкают  и жалеют маму, обещая помогать ей в домашних делах.

Муз. рук: (итог) Ребята, сегодня мы с вами начали путешествие по удивительному миру музыки П.И.Чайковского. Ответьте, пожалуйста, как называется его музыкальный  альбом, написанный специально для детей? Какие пьесы мы  сегодня прослушали? А какие пьесы Вам понравилась больше? Что вы сегодня расскажите своим родителям о музыкальном занятии?  Нарисуйте, пожалуйста, рисунки к пьесе «Мама», и на следующее занятие мы с вами организуем выставку ваших рисунков.

На экране – портрет композитора.

Муз. рук: «Большой талант требует большого трудолюбия», – сказал П.И.Чайковский. Трудитесь, старайтесь во всём, и вы достигнете успехов в жизни! Пусть с вами всегда идёт по жизни музыка  П. И. Чайковского. До свидания, до новых встреч с классической музыкой.

Дети выходят из зала под музыку «Мама» П.И.Чайковского.



Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад 33 «Сказка»

ООД по художественно-эстетическому воспитанию

для детей старшей группы

        

Путешествие по странам

вместе с музыкой П.И.Чайковского

C:\Users\user\Desktop\РАБОЧИЙ СТОЛ\проект работа2020\путешествия\IMG-20210121-WA0026.jpg

   

Музыкальный руководитель

Л.А.Бережнова

2021г

Цель: расширить и углубить знания детей о творчестве П.И.Чайковского и его музыке, написанной во время путешествий по Германии и Франции.

Задачи:

Образовательные:

  • учить анализировать услышанную музыку, уметь определять характер    произведения, размышлять и высказывать своё впечатление о ней;
  • способствовать формированию культуры восприятия классической музыки;

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на разнохарактерную музыку;
  • воспитывать    чуткое отношение к музыке других народов.

Развивающие: 

  • развивать творческие способностей детей при музицировании и игре на  детских музыкальных инструментах;
  • способствовать развитию навыков творческого самовыражения детей в процессе бесед о музыке, передаче характера музыки в движении, музицировании.

Тип занятия: тематическое.

Вид занятия: обобщающее.

Оборудование и ресурсы: Компьютер, мультимедийная техника, портрет П.И.Чайковского, музыкально - шумовые  инструменты, иллюстрации по теме занятия.

Ход

  Организационный момент (Дети входят в зал под музыку П.И.Чайковского и садятся на стульчики.

М.Лазарев «Музыка, здравствуй» - музыкальное приветствие

Музыкальный руководитель: (показывает портрет П. И. Чайковского). Посмотрите на этот портрет, вы узнали композитора? (Композитор Петр Ильич Чайковский) Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительной музыкой П.И.Чайковского. Давайте вспомним, какие произведения мы с вами уже слушали?

Музыкальная викторина по знакомым пьесам из «Детского альбома»

М.Р: П.И.Чайковский очень любил путешествовать. Ему довелось побывать во многих странах, в Европе и Америке. Всё, о чем он узнавал в дальних странствиях, композитор обязательно передавал в своей музыке. И сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие вместе с удивительной музыкой П.И.Чайковского.

Рассаживайтесь поудобнее мы отправляемся. Первая страна, которую мы с вами посетим – это Франция.

Видео ролик о Париже

Случилось композитору побывать во Франции, в Париже. Между своими выступлениями в концертах Чайковский часто гулял по старинным паркам, любовался дворцами (показать репродукции картин с видами Парижа)

На одной из городских улиц он повстречал маленького мальчика, который просил милостыню. Чтобы прохожие бросали ему больше монет, мальчик пел. Мальчик был очень беден и пением зарабатывал себе деньги, чтобы не умереть от голода. Он пел очень печальную песню. Мелодия этой песни очень понравилась Чайковскому, он её запомнил и, придя домой записал ноты этой мелодии. Так появилась в «Детском альбоме» Старинная Французская песенка. Давайте послушаем эту музыку.

Старинная Французская песенка П. И. Чайковского (фо-но)

Мини-беседа о прослушанном произведении (Какой характер и настроение музыки? Как музыка звучит? Что представили слушая музыку?  )

- Вы уже знаете, что по пьесам «Детского альбома» был создан мультфильм. Давайте с вами посмотрим м/фильм на музыку старинной французской песенки.

Мультфильм на музыку П.И.Чайковского

 «Старинная французская песенка»

- А сейчас давайте попробуем передать характер этой музыки в движении, в танце. А танцевать мы будем с куклами. Кто хочет потанцевать? Какие у вас будут движения? (Ответы детей: спокойные, плавные, мягкие, медленные)

Музыкально-пластический  этюд с куклами

на музыку «Старинной французской песенки»

Передача характера музыки в движении

- А сейчас мы свами отправляемся в другую страну, в которой побывал композитор, это –Германия.

Видео-ролик о Германии

Однажды Петр Ильич  оказался в одной немецкой деревне, где проходил весёлый   сельский праздник.  На празднике все гости танцевали народный немецкий танец.  Под звуки скрипки они кружились в парах, постукивая деревянными башмаками. Чайковскому очень понравилась мелодия этого танца и, когда он приехал с праздника домой, он сочинил на эту мелодию свою музыку и назвал её «Немецкая песенка». Она похожа на неторопливый крестьянский танец. А ещё напоминает звучание шарманки.  Так, в «Детском альбоме» появилась еще одна пьеса – «Немецкая песенка». Давайте послушаем это произведение.

Немецкая песенка

(слушание в исполнении фортепиано)

Мини-беседа о прослушанном произведении. (Дети высказывают свои впечатления о прослушанной музыке)

- Ну, а сейчас построим мультфильм созданный на эту музыку. Обратите внимание, какие музыкальные инструменты звучат.

Мультфильм на музыку П.И.Чайковского «Немецкая песенка»

- Какие музыкально-шумовые инструменты могут подчеркнуть весёлый характер этого танца? (треугольник, бубен, маракас, бубенцы, металлофон) Давайте попробуем исполнить это произведение на детских музыкальных инструментах, мы с вами будем украшать музыку, внимательно вслушиваясь в её звучание.

Немецкая песенка

игра на детских музыкальных инструментах

Муз. Рук: Ребята, сегодняшнее путешествие подходит к концу.  Какие замечательные пьесы мы с вами сегодня услышали! В каких удивительных дальних странах мы с вами побывали. Вам понравилось наше путешествие?  А сейчас, я загадаю вам загадки, а отгадками будут страны, в которых мы с вами сегодня побывали!

В ней музыка звучит неторопливо,

в ней дамы ходят так нарядно и красиво,

и кавалеры песни им поют!

Скажите, как страну сию зовут? (ФРАНЦИЯ)

************

В стране той горы есть большие

Великолепной красоты

Поют там песни озорные

Танцуют танцы от души? (ГЕРМАНИЯ)

- Сегодня, вместе с музыкой Чайковского, мы с вами путешествовали по Германии и Франции. На следующих наших занятиях мы посетим еще одну страну, в которой побывал композитор- Италию. Но, в какой бы стране не был Чайковский, он всегда возвращался на свою родину. В прекрасную Россию.

На свете нет страны прекрасней,

ведь это родина моя, леса, луга, поля и реки!

Ведь это Родина моя!

        



Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

Музыкальная гостиная

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Сказка в музыке»

C:\Users\user\Desktop\РАБОЧИЙ СТОЛ\проект работа2020\детский альбом Чайк\картинки детский альбом\img17 (1).jpg

Музыкальный руководитель

Л.А.Бережнова

2021

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством П.И.Чайковского и пьесами из «Детского альбома».

Задачи:

  • Познакомить детей с произведением П.И.Чайковского «Баба Яга»
  • развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыкального произведения;
  • воспитывать музыкальную, «слушательскую» культуру через восприятие музыкального произведения;
  • развивать творческое воображение, умение передавать услышанный образ в двигательных импровизациях и рисунках;
  • прививать интерес к рисованию музыкальных образов, развивать способность соотносить цвет с характером и настроением музыки;
  • развивать музыкальное мышление, воображение, побуждать детей к высказываниям о музыке.

Оборудование и материалы:   видео запись мультипликационного фильма на музыку Чайковского «Баба Яга», музыкальный центр, запись пьесы Чайковского «Баба Яга», портрет композитора, иллюстрации, цветные карточки, ширма для кукольного театра, кукла Би-ба-бо Баба Яга, набросок рисунка Бабы Яги, гуашь, кисти, салфетки.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами встретились в музыкальной гостиной, чтобы послушать музыку, поговорить о ней и нарисовать услышанную музыку. Занятие у нас будет не простое, а волшебное, сказочное. Почему сказочное? Да потому что сегодня мы будет слушать музыку про одного из сказочных героев.

А вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?

 Назовите своих любимых сказочных персонажей.

Какие герои вам больше нравятся:  положительные (добрые, умные, веселые) или отрицательные (вредные, страшные, ленивые)?

Сегодня к нам в гости пришли сказочные персонажи. Но появятся они у нас только тогда, когда вы отгадаете про них загадки.

Нос – крючком, живет в избушке

Где-то на лесной опушке.

В ступе, говорят летает,

След метлою заметает (Бабая Яга) – Иллюстрация Бабы Яги

Из танцзала короля девочка домой бежала

Туфельку из хрусталя на ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета.. кто, скажи, девчушка эта? (Золушка) – иллюстрация Золушки.

Это что за очень странный человечек деревянный,

На земле и под водой ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это –(Буратино) – иллюстрация Буратино

Молодцы, все загадки отгадали. И перед нами появились сказочное герои. Давайте охарактеризуем их.  (Дети дают словесную характеристику сказочным персонажам. Буратино – весёлый, озорной… Баба Яга – злая, сердитая…Золушка – добрая, трудолюбивая, нежная…)

А теперь, давайте представим, что вы все выросли и стали композиторами. Вы решили сочинить музыку, вот про этих сказочных героев.  Подумайте, как будет звучать ваша музыка?

Игра «Я композитор»

(Дети «сочиняют музыку» для персонажей. Золушка – музыка будет звучать нежно, мягко, светло. Баба Яга – музыка будет резкой, колючей, будет звучать стремительно, на низких звуках. Буратино – музыка весёлая, озорная, прыгучая, быстрая)

А сейчас я хочу показать вам портрет композитора. Вы узнали, кто это? (…) Да, это великий русский композитор П.И.Чайковский. В его детском альбоме тоже есть произведение про одного из сказочных персонажей. А вот про какого именно, вы сейчас попробуете сами понять, прослушав его музыку.

«Баба Яга» П.Чайковского – слушание

Как звучала музыка? (быстро, стремительно, отрывисто)

 Какая она была по характеру (злая, сердитая, страшная, резкая, очень быстрая, тревожная…)

Да, эта музыка страшная, тревожная, стремительная, быстрая, суровая, грозная, грубая.

А вы, ребята,  поняли, про какого сказочного героя эта музыка? (…. )

Чайковский так и назвал эту музыку – «Баба Яга».

Что это грохнуло? Что засвистело?

Баба – Яга над землей пролетела!

Ветром пригнулись сосен верхушки,

Спрятались в норы лесные зверушки,

Сучья трещат, громкий свист раздается …

Баба – Яга над полями несется.

В ступе с метлой, на таинственный слет

Леших, Кикимор из ближних болот…

В начале музыка звучит зловеще, затем она становится суетливой, далее кажется, что Баба Яга взлетает выше и выше и наконец совсем исчезает.  Как вы думаете, что может делать Баба Яга под эту музыку?

Дети: «Баба Яга,  летает на метле» . «У неё резкие движения»…

 Давайте закроем на минутку глаза и представим себе Бабу Ягу, которую нарисовал нам композитор в музыке.  Кто что представил? (ответы детей)

Я представила, как будто Баб Яга взлетает на ступе, ковыляет, варит зелье, колдует, летает на метле. В самом начале пьесы музыка звучит угловато, как будто Баба Яга идет, прихрамывая, затевая что-то недоброе, затем появляется суетливое, непрерывное движение, будто Баба Яга что-то ищет, и вот музыка звучит высоко, зловеще, становится все громче и громче. Слышится полёт бабы Яги, сопровождаемый «свистом ветра». Баба Яга несется в ступе по воздуху, потом вдруг резко спускается вниз на землю, колдует… и вдруг пропадает.

У меня есть  карточки трёх  цветов – нежно розовая, темно коричневая и ярко желтая, как солнышко. Давайте попробуем эту музыку раскрасить и  подобрать цвет.  Какой больше подходит? (….) Почему? (….) Конечно, музыка Чайковского по звучанию очень сердитая, темная, тревожная. Её можно соотнести с коричневым цветом. Ну, а сейчас ваш любимы мультфильм, в котором, конечно же будет звучать музыка Чайковского «Баба Яга». Послушайте внимательно и скажите, что изменилось?

Просмотр мультфильма на музыку «Баба Яга»

Слушание пьесы в оркестровом исполнении

Что изменилось? (….) Правильно, музыка звучала не в исполнении фо-но,  а  в исполнении симфонического оркестра. Какие инструменты вы услышали? Давайте, найдем эти инструменты на нашем «музыкальном дереве»

Работа с пособием «Музыкальное дерево»

(дети ищут музыкальные инструменты: скрипку, виолончель, контрабас, трубу, арфу, кларнет.

Образ бабы Яги отображали в своем творчестве не только композиторы, но и художники. (рассматривание иллюстраций)  Давайте с вами попробуем нарисовать Бабу Ягу.

Рисуем общий рисунок Бабы Яги

Ну, а сейчас настало время волшебства. Мы будем оживлять наш рисунок. Для этого нужно произнести волшебные слова. Вы мне поможете?

Давайте мы все дружно произнесем заклинание: «Чуфры – Муфры  раз, два, три, Бабка-Ёжка оживи».

Вбегает Баба Яга

Баба Яга: «Это кто меня потревожил? Кто меня сюда позвал?  Я только стала прихорашиваться, наряжаться перед зеркалом, а тут на тебе, вытащили меня из дома родного. И для чего?»

Здравствуй, Бабушка Яга. Это мы с ребятами тебя в гости позвали. И не просто позавли,  мы тебя оживили.

Баба Яга: «Как это оживили? Я и так, тьфу, тьфу, тьфу живая, здоровая, да еще и красивая.»

Оживили мы тебя с рисунка. Ведь мы тебя сегодня рисовали под музыку, которая тоже называется «Баба Яга», и написал это замечательное произведение известный композитор.     Расскажите, ребята  о нем.

Дети: «Петр Ильич Чайковский  - это великий русский композитор, он написал много музыкальных произведений они  известные во всем мире. Оперы, симфонии»

 Посмотри, Баба Яга, какая ты получилась у нас на картинке. Красивая, симпатичная и даже добрая.

(Баба Яга рассматривает рисунок, соглашается с красотой портрета, дает положительную оценку.)

 Баба Яга, ну раз уж мы тебя оживили и все тебе понравились, может ты с нами поиграешь в веселую игру.

БЯга: ох, играть то я осень люблю.

Игра «Море волнуется» -

 передача музыкального образа в движении, мимике и пантомиме.

 БЯга: ох и молодцы же вы, ребятишки. А хотите я вас на метле научу летать?  

Подвижная игра «Бабка - Ежка»

В центре круга стоит Баба Яга с метлой. Дети идут по кругу спокойным шагом и говорят:

В тёмном лесе есть избушка, стоит задом наперёд.

В этой маленькой избушке Бабушка Яга живет.

Нос крючком, глаза большие, перекошена нога,

Ах, ты, Бабушка Яга.

Б.Яга: Метелка, метёлка повернись. А потом остановись. (на кого укажет метёлка, тот и катается на метле).

Ну, а теперь наступило время попрощаться с тобой, Бабушка Яга.  Ребята, давайте скажем заклинание.

Дети: «Чуфры – Муфры  раз, два, три, Бабка-Ёж уходи» (Баба Яга прощается и убегает)

Рефлексия.  Ребята, вам сегодня понравилось наше занятие?  Что вам понравилось больше всего? Как называется произведение П. И. Чайковского, которое мы сегодня слушали?

 Вы сегодня очень постарались, внимательно слушали музыку, старательно изображали, услышанный образ Бабы Яги в музыке и наше занятие получилось насыщенным и интересным.  Дома совместно с родителями  вы можете перевоплотиться в волшебных, сказочных поэтов,  художников, и вместе с мамой или папой   нарисовать образ Бабы Яги.



Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

Музыкальная гостиная

Тема: Слушаем, отгадываем, играем

C:\Users\user\Desktop\РАБОЧИЙ СТОЛ\проект работа2020\детский альбом Чайк\картинки детский альбом\img2.jpg

                                                                                             Музыкальный руководитель

  Л.А.Бережнова

2021

Цель: обобщить полученные знания о Детском альбоме П.И.Чайковского.

Задачи:

Образовательные:

  • Углубить знания дошкольников о творчестве великого русского композитора П.И.Чайковского,  закрепить в игровой форме, усвоенный ранее музыкальный материал;
  • расширить языковый словарь и словарь музыкальных терминов;
  • систематизировать знания детей о «Детском альбоме»;
  • дать возможность проявить инициативность детей в игровых ситуациях, в игре на детских музыкальных инструментах, в передаче характера и образов музыки в движении.  

Развивающие:

  • продолжать развивать  умение детей  внимательно слушать классическую музыку;
  • развивать музыкальную память дошкольников;
  • обеспечить развитие умения детей высказывать свои мысли  о характере музыки и выразительных средствах музыки полными предложениями;
  • обеспечить развитие умения анализировать и самостоятельно делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру восприятия классической музыки;

 Оборудование:

Арт объект – Книга «Детский альбом» П.И.Чайковского,  фортепиано, музыкальный центр, проектор для показа презентации, ноутбук, экран, ноты пьес для фортепиано «Детский альбом» П.И.Чайковского, игрушки для «Магазина игрушек», барабаны, деревянные ложки, цветные карточки, иллюстрации к произведениям, медали для детей.

Образовательные области: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.

Ход занятия.
Звучит музыка из «Детского альбома» П.И. Чайковского. В зал входят дети, занимают свои места. 
Музыкальный руководитель.
  Здравствуйте, ребята! В этом году мы с вами совершили большое, интересное путешествие в мир музыки П.И.Чайковского. Весь год мы знакомились с пьесами из «Детского альбома».  Музыка Чайковского радует и взрослых, и детей. Всему миру известен его сборник музыкальных произведений «Детский альбом». Сегодня мы вспомним о творчестве этого великого русского композитора и еще раз перелистаем страницы «Детского альбома».

Тихо, тихо сядем рядом.
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном расписном.

1 ребенок.
Льется музыка рекой,
Вьется нотною строкой
Снова звуков половодье
Захлестнуло все вокруг,
И кораблики мелодий
Выплывают из-под рук.
2 ребенок.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.

Музыкальный руководитель.
  П.И. Чайковский очень любил детей. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни», - писал композитор.
  Ребята, вспомните, кому посвятил композитор  «Детский альбом»?
(Ответы детей - своему племяннику Володе  Давыдову).
Музыкальный руководитель.

Ну, что, вы готовы открыть первую страницу детского альбома.
Итак, страничка первая открывается, что за музыка у нас начинается.

Просмотр м/ф  на музыку «Мама»  П.И.Чайковского


Вы узнали это произведение? (ответы детей) Сейчас я буду говорить разные слова-определения,  если вы согласны, что это определение подходит к нашей музыке, то вы поднимайте руку:  спокойная, грубая, нежная, заводная, плавная, ласковая. Молодцы, вы очень точно почувствовали нежный, спокойный характер музыки.

- Следующую страницу открываем, что за музыка, сейчас узнаем.

Болезнь куклы – слушание в исполнении на фо-но

- Ребята, вы узнали это произведение? (ответы детей) Да, прозвучала пьеса «Болезнь куклы». Расскажите, что вы представили, когда слушали музыку? Как музыка звучала? (ответы детей)
Кукла стонет, кукла плачет
Что, скажите, это значит?
Почему глаза закрыла?
Может ,куколка простыла?

- Давайте, скажем куколке ласковые слова. Ведь лечить можно не только лекарством, но и добрыми, ласковыми словами (Дети говорят кукле добрые слова)

- У меня есть карточки разных цветов –  нежно розовая, черная и ярко желтая. Какой цвет больше всего подходит к этой музыке?  (розовый) Почему? (ответы) Музыка очень нежная, спокойная, грустная, ей подходит нежно розовый цвет.    

- В детском альбоме Чайковского есть несколько произведений о игрушках. И сейчас мы с вами отправимся в магазин игрушек. Только магазин этот не обычный, он – музыкальный. Мы возьмем ту игрушку, о которой нам расскажет музыка. Будьте внимательны!

«Марш деревянных солдатиков» - слушание в исполнении на фо-но

(Дети подходят к импровизированной витрине, рассматривают игрушки, вспоминают прозвучавшее произведение и выбирают игрушку - солдатиков.)

- Почему вы выбрали солдатиков? Что хочется делать под эту музыку? Конечно же шагать, маршировать. Давайте наши мальчики попробуют превратиться в маленьких, но очень смелых и храбрых солдатиков. А какой музыкальный инструмент помогает солдатам красиво и ритмично шагать? (Барабан)

«Марш деревянных солдатиков» - передача музыкального образа в движении

- а сейчас, ещё одна музыкальная загадка о игрушке. Слушайте внимательно.

«Новая кукла»  - слушание.

- Ребята, а почему вы выбрали куклу? (ответы детей) Правильно, потому что сейчас прозвучало произведение, которое так и называется «Новая кукла». Какая музыка по характеру? (яркая, быстрая, весёлая, игривая, восторженная) Давайте дадим возможность нашим девочкам показать, как они радуются новой кукле.

Новую куклу Танюше купили и в день рождения ей подарили
Очень старался при выборе папа: волосы белые, кудри и шляпа,
Бантик чудесный, яркие щёчки, платье в оборках, туфли, носочки
Лучше для куклы не сыщешь наряда рада Танюша и куколка рада.
Таня танцует, танцует душа…очень уж кукла её хороша!

«Новая кукла»  - передача характера музыки в движении

- Молодцы!А сейчас, давайте пройдем к нашему альбому.  Страницу альбомы перевернём, новую музыку мы там найдём.
И от грусти и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех!
  Чайковский очень любил слушать звучание  русских народных инструментов: это и ложки, бубны, рожки, балалайки. Послушаем следующую пьесу.

Слушание «Камаринская»

- Вы узнали это произведение? Это Камаринская. Что хочется делать под эту музыку? (ответы детей) Конечно же плясать. Ведь Камаринская – это русская плясовая мелодия.  Чайковский её услышал, когда побывал на деревенском празднике. Музыка Камаринской очень задорная, быстрая, озорная, весёлая, зажигательная, звонкая, плясовая, энергичная.
Ребенок:  До чего сегодня весело у нас -
                Под камаринскую все пустились в пляс.
                Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
                Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
- Скажите, а какой русский народный инструмент может помочь нам передать весёлый, зажигательный характер этой музыки? (деревянные ложки) Давайте мы с вами повеселимся под эту плясовую мелодию и сыграем на ложках.

        «Камаринская» - игра на детских музыкальных инструментах

- Ну, что ж, ребята, наша встреча с прекрасной музыкой великого русского композитора П.И.Чайковского подошла к концу. Сегодня мы с вами вспомнили только некоторые произведения из «Детского альбома». Скажите,  какие произведения вам больше всего запомнились и понравились?

Пусть музыка всегда живет,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поет!
Чайковского повсюду знают!
- Сегодня, вы все показали что вы любите музыку, каждый из вас очень много знает о музыке П.И.Чайковского, умеет её чувствовать и понимать. За ваши успехи в музыке, я хочу вручить всем вам медали.

Звучит музыка  детям вручаются медали.



Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

Музыкальный салон

«Мы приглашаем вас на бал»

C:\Users\user\Desktop\РАБОЧИЙ СТОЛ\проект работа2020\ООД вальс\IMG-20201106-WA0037.jpg

Цель: приобщать детей старшего дошкольного возраста к шедеврам мировой музыкальной культуры, обобщить знания  о танцевальных пьесах из «Детского альбома» П.И,Чайковского, погрузить в атмосферу и эпоху  композитора средствами музыки, художественного слова и театрализации.

Задачи:

-Узнавать знакомые произведения, связывая их с именем П. И. Чайковского.

- Закреплять полученные знания о танцах (вальс, полька, мазурка)

- Связывать характер танца с пластикой движения рук, ног.

- Воспитывать уважительное отношение мальчиков к девочкам.

- Создавать условия для познания этикета и  формирования хороших манер.

Оформление: Зал украшен в стиле 19 века.

Ход:

Под музыку  дети в бальных костюмах заходят в зал.

Музыкальный руководитель (М. р):- Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня красивые, нарядные. Вы не случайно к сегодняшнему занятию оделись именно так, как вы одеты, потому, что сегодня мы перенесёмся в далёкие времена, когда жил великий русский композитор – П.И.Чайковский. Это времена ваших прапрабабушек и прапрадедушек!

Во времена Чайковского было принято устраивать балы. Бал – это праздник. На бал приглашали много гостей, все они приезжали в каретах, были очень красиво одеты. Дамы - в пышные бальные платья, у каждой дамы был веер,  а кавалеры – в строгих черных костюмах или в военной форме. Вот и на нашем балу сегодня присутствуют много гостей и все мы с вами одеты в праздничную одежду. У нас даже есть военные гусары.

Знаете ли вы, что Петр Ильич очень любил танцевать? В молодости он очень часто бывал на балах, и у себя дома тоже устраивал пышные балы, где танцевали польку, мазурку, галоп, вальс…. Молодой композитор прекрасно играл на рояле танцевальную музыку, и друзья приглашали его к себе домой, как музыканта, чтобы порадовать, повеселить своих гостей.

Главным на балу был – распорядитель бала. Его нужно было слушаться беспрекословно. Распорядитель отвечает за порядок в зале, а ещё он объявляет какой танец сейчас будет звучать. Вот и на нашем бале, тоже есть распорядитель.

Любой бал открывался торжественным Полонезом. Полонез – это танец-шествие, в нем принимали участие все гости.  И мы не будем нарушать традиции.

Полонезом бал откроем,

Вот Чайковский зазвучал

И ребята четким строем

Начинают этот бал.

Полонез

Королем танцев, считался в те времена вальс – легкий, плавный, красивый танец.

Нам убеждать не надо вас:

Король всех танцев – это вальс!

Как плавно музыка звучит,

Сам танец – как полёт!

Душа за музыкой летит

Вперёд, вперёд, вперёд!

        Вальс танцевали парами, плавно кружась по залу. Этот танец, в то время, считался модным и молодёжным, ведь стремительно кружиться и быть гибким и пластичным под силу только молодым. Мелодия этого вальса вам уже знакома. Какие движения должны быть у танцующих под этот вальс?

Дети: Плавные, нежные, грациозные.

М. р.: Давайте продолжим веселиться под звуки прекрасной музыки П.И.Чайковского.  Кавалеры приглашают дам, становятся по кругу. Ваши руки и ноги постараются «петь» под музыку.

О вальсе сказано немало,

Он в песнях и стихах воспет.

И сколько б танцев не звучало,

А лучше вальса, право нет!    (Е.Евтушенко)

Вальс П.И.Чайковского (Детский альбом)

М.Р: Центром бала был танец – Мазурка.  Мы с вами уже знаем, что родился этот танец в Польше.  Особенностями этого танца является трехдольный размер, быстрый темп и резкие удары, акценты. Мазурка – это энергичный танец. Изящный, грациозный, горделивый. Мазурки бывают разные по характеру – более нежными, и грустными, и шутливыми.

Мазурка требует большой тренировки, потому что в этом танце много разных фигур.  Ведущая роль принадлежит кавалеру, именно он выбирает фигуры для танца. Кавалера, который умел танцевать мазурку, называли – мазуристом.  Мазуристы были на вес золота, было очень мало людей, которые умели танцевать этот танец. Характерными движениями у мужчин были – постукивания каблук об каблук.

Мазурка раздалась, бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромном зале все дрожало

Паркет трещал под каблуком

 А дама должна уметь легко «летать» по залу, быстр переходить от одной фигуры к другой.

Существовали правила исполнения Мазурки. Танец всегда начинался променадом – движением – проходкой танцующих по кругу зала. Все гости как бы показывали себя присутствующим: грациозно двигались дамы, обмахивая себя красивыми веерами, гордо, с военной выправкой шли рядом кавалеры.  Давайте воссоздадим сцену начала танца Мазурка.

Чудо музыка звучит, тихо веер шелестит,

Веерами мы взмахнём, Мазурку  танцевать  начнем.

                                     Эй ребята, не зевайте  чудесный танец  начинайте!

П.И.Чайковский Мазурка

М. р.: ещё один из любимых танцев того времени –полька. Скажите, какой это танец по характеру?

Дети: Весёлый, игривый, радостный…

М. р.: Но польки того времени отличались от полек, которые сейчас мы танцуем. Это были лёгкие, изящные, грациозные танцы, больше похожие на балетные. Ведь не даром, танцам в то время, учились очень серьёзно у специальных учителей. И мы знаем с вами одну польку, которую сейчас и станцуем.

«Полька» П. И. Чайковского

М.Р: Ребята, мы с вами говорили о том, что бал – это праздник. А как вы думаете, а играли ли на балах в игры, или гости только танцевали?  Конечно, на балах играли в разные  игры, мужчины играли в шахматы, в бильярд, а дамы в более весёлые игры. А самой любимой игрой и дам и кавалеров, была игра – «ручеёк». Эта старинная игра дошла и до нашего времени.

  Он не низок, не высок, этот «светский ручеек.»

Обойдемся мы едва ли, без него на нашем бале!

Игра «Ручеёк»

М. р.: ну что, ребята, вот и подходит к завершению наш бал.  Сегодня мы с помощью волшебной музыки, перенеслись во времена великого русского композитора П.И.Чайковского и танцевали под его удивительно прекрасную музыку.  Скажите, вам понравился наш бал?  Какие танцы вам больше всего запомнились и понравились? Ну, а сейчас, всем гостям пора возвращаться домой.

Окончен бал, погасли свечи,

Мы будем долго помнить этот вечер!

Кавалеры, приглашайте дам. Давайте все красиво выйдем из зала.

Под музыку дети парами выходят из зала.