Организаторская работа, творческие вечера, праздники

Головина Анастасия Васильевна

Предварительный просмотр:

Сценарий тематической линейки, посвящённой 115-летию со дня рождения А. де Сент-Экзюпери

На фоне музыки «Над небом Парижа»

Ведущий 1. «Ищите меня в том, о чем я пишу» - эти слова принадлежат известному французскому писателю Антуану де Сент – Экзюпери, 115-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году.

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери —писатель, поэт и профессиональный лётчик.
Родился  29 июня 1900 года во французском городе Лионе, в семье провинциального дворянина. В возрасте четырёх лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать.

Ведущий 2. Поворотным в его судьбе стал 1921 год — тогда он был призван в армию и попал на курсы пилотов. Год спустя Экзюпери получил удостоверение пилота и переселился в Париж, где и обратился к писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не снискал себе лавров и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.
Ведущий 1. Лишь в 1925 году Экзюпери нашел свое призвание — стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Через два года его назначили начальником аэропорта в Кап-Джуби, на самом краю Сахары, и там наконец обрел то внутреннее спокойствие, какого исполнены его поздние книги.

Ведущий 2. Большинство книг Сент-Экзюпери выросли из его опыта летчика. Это романы «Южный почтовый», «Ночной полет», «Земля людей», «Военный летчик».
Ведущий 1. В 1929 году Экзюпери возглавил отделение своей авиакомпании в Буэнос-Айресе; в 1931 вернулся в Европу, снова летал на почтовых линиях, был также и лётчиком-испытателем, а с середины 1930-х гг. выступал и как журналист, в частности, в 1935 году побывал в качестве корреспондента в Москве и описал этот визит в пяти небезынтересных очерках.  Корреспондентом отправился он и на войну в Испании. В начале Второй Мировой войны Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов и был представлен к награде «Военный крест».

Ведущий 2. В июне 1941 г. он переехал к сестре в неоккупированную фашистами зону, а позже в США. Жил в Нью- Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц» (1942 г.)

Ведущий 1. В 1943 г. он вернулся в ВВС Франции и участвовал в кампании в Северной Африке. 31 июля 1944 года отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт — и не вернулся.

Ведущий 2.  «Ма́ленький принц»  — наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери.
Ведущий 1. Эта поэтическая сказка  - о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность.  

Ведущий 2. Сюжет сказки фантастичен -  встреча потерпевшего аварию летчика с пришельцем иных миров – забавным, крошечным человечком. 

Маленький принц свободно передвигается с одной планеты на другую, люди, животные имеют голоса, слышат и понимают друг друга.
Мир предстает единым.

Ведущий 1. Маленький принц просит нарисовать летчика барашка, и в этом рисунке он разглядел то, что не видят взрослые, противопоставление детей и взрослых, эта мысль проходит через всю сказку, и вопреки привычному – это дети учат взрослых доброте и верности и дети обладают высшей мудростью. Ведущий 2. Маленький принц видит все недостатки цивилизации, которые состоят в том, что «Взрослые выкорчевали в себе все естественное, позабыли, что они люди, и вместо людей появляются человекоподобные существа для выполнения различных ролей в театре современной цивилизации».
Ведущий 1. Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен, и как бы отстранён от взрослого автора-летчика. Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио,  которого в семье называли за его белокурые волосы «Королём-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. В 1940 году в перерывах между боями с нацистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика — когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.
Ведущий 2. Прообраз капризной и трогательной Розы тоже хорошо известен, это, безусловно, жена Экзюпери Консуэло — импульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленьким сальвадорским вулканом». Кстати, в оригинале автор всегда пишет не «Роза», а «lafleur» —цветок. Но во французском языке это слово женского рода. Поэтому в русском переводе Нора Галь заменила цветок Розой (тем более, что на рисунке это действительно роза). Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга.

Ведущий 1.

В «Маленьком принце» Сент-Экзюпери доводит до нас свою главную мысль: дорогим становится тот, о ком заботился, кому отдал душу, кого приручил, красота не встречается, она создается любовью и создавший любовь за нее в ответе.
Ведущий 2. Маленький принц снова возвращается на свою планету, которую он тоже приручил, прибирая, украшая ее, цена этого возвращения – смерть. Финал сказки трагичен, но все-таки в нем звучит светлая нота. Летчик смотрит на звезды и слышит смех маленького принца. «Смерти нет, пока жива память!»

Ведущий 1. Впервые сказка  опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке и в течение последних 70 лет была переведена на более чем 180 языков и диалектов, в том числе на основные европейские, азиатские, африканские и американские языки. «Маленького принца» можно найти даже на фриульском в Италии, бамане в Мали, арагонском в Испании, креольском на Кюрасао и гасконском во Франции. Только в Индии существуют издания на хинди, телугу, маратхи, панджаби, тамильском, малаялами, бенгальском и конкани. В Китае насчитывается более 30 изданий и более 60 в Корее. Эту чудесную историю можно прочитать на латинице и кириллице, в арабском, китайском и бенгальском написании.

Ведущий 2. В Лионе установлен памятник Антуану де Сент- Экзюпери и его Маленькому принцу.

Ведущий 1. Ребята, помните замечательные слова Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили!»



Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 70-л-ю Победы в ВОВ

Вед.1 В этот памятный день, когда знамя Победы

Над горящим рейхстагом взошло, как заря,

Под раскаты «ура!» наши плакали деды,

Понимая теперь, что все было не зря.

Вед.2. Нет, не зря они шли в пасть грохочущей смерти

В закопченных снегах той зимой под Москвой.

Кто-то, верно, сказал, что в России, поверьте,

Нет семьи, где б не памятен был свой герой.

(фон. песня «От героев былых времён…»)

                                   

Вед. 3. Живу я  на улице  Волкова.

Утром  в школу иду  знакомой тропой.

Кто он Волков? Скажите, пожалуйста, люди!

Почему  его  помнят  в Газ-Заводе родном?

Вед. 4.  Я пришел к своему деду.

Дед ответь же на вопрос:

Кто Сергей Петрович Волков?

Что он Родине принёс?

Вед. 5. Помолчавши  дед немного,

Постепенно отвечал:

Нужно, внук, в музей сходить,

Важно память освежить,

Там найти медали, письма

Наших прадедов-бойцов,

Ведь они расскажут много,

Вскроют тайны налицо.

Вед. 6. Сергей Петрович Волков родился 22 августа 1915 года в селе Белая Копь, ныне Шаховского района Московской области в семье учителя. В 1934 году комсомолец Сергей Волков окончил педагогический техникум в городе Осташкове.

Вед.1.  Два года работал учителем в одной из сельских школ в Тульской области. Оттуда и приехал в 1936-м в Забайкалье. Его сверстники ехали на большие стройки Сибири и Дальнего Востока, он — учить сельских ребятишек грамоте.

Вед.2. В Чите молодому учителю предложили отдаленный таежный район. Он поехал туда без уговоров. Долго добирался от Сретенска до Газ - Завода. Автобусного сообщения здесь и в помине не было. Забайкальские просторы очаровали приезжего учителя красотой и привольем, какого он доселе не видел. Его восхищениям не было предела.

Вед.3. Лугия — небольшой поселок приискателей в тайге. Здесь для Сергея Волкова началась новая жизнь. Таежники встретили его радушно. А с началом учебного года приискательская детвора школьного возраста удивительно быстро сошлась с новым учителем. Полюбила его за интересные уроки, за то, что он всегда умел чем-нибудь увлечь ребят. Также быстро снискал он уважение и среди бородачей-приискателей. Те при встрече приветливо здоровались с ним, интересовались учебой детей.

Вед.4. В те годы Евгения Спиридоновна Заикина – коллега Сергея Петровича Волкова вот как о нем вспоминала: “Сергей Петрович никогда не унывал. Хорошо пел, играл на гармошке, плясал. Был настоящим товарищем для всех в нашем небольшом поселке и первым запевалой среди самодеятельных артистов. Самые трудные роли в пьесах доверяли всегда ему. Часто Сергей Петрович по заданию райкома комсомола выступал перед приискателями с лекциями. Любил побродить по тайге с ружьем. Зимой увлекался лыжами и учеников приобщал к этому. Помню, любимой песней у него была “Служили два друга в нашем полку”. Пел он ее на пару с другом, тоже учителем, Николаем Ивановичем Рождественским. Как он любил жизнь и как этим всех заражал…”.

Вед.5. В 1937-м Волкова перевели в среднюю школу райцентра. В Газ - Заводе он преподавал русский язык и литературу в седьмых классах. Один из его учеников — Григорий Артамонович Бурцев — рассказывал о Сергее Петровиче: “Его уроки были любимыми у семиклассников. Особенно по литературе мы узнавали от него много интересного. Как сейчас вижу: веселый, очень подвижный, с классным журналом и книгами под мышкой, он стремительно входит в класс. Какой-нибудь шуткой рассмешит всех и тут же начнет урок. Замечательный был учитель”.

Вед.6. В 1939 году Волкова призвали в Красную Армию. Служил на Дальнем Востоке. С началом Великой Отечественной войны по ускоренной программе окончил артиллерийское училище. И закружила вьюга фронтовая вчерашнего учителя. Он стал артиллерийским разведчиком. Обнаруживал замаскированные вражеские доты и дзоты, орудийные расчеты. У гитлеровцев горела земля под ногами, когда огонь батарей 86-й тяжелой гаубичной артиллерийской бригады корректировал начальник разведки дивизиона капитан Волков. В 5-й артиллерийской дивизии (3-я Ударная армия) его считали одним из наиболее опытных разведчиков.

Вед.1. В действующей армии Сергей Петрович был с мая 1943 года. Воевал командиром взвода управления артиллерийской батареей, начальником разведки дивизиона на Центральном, Белорусском, 1-ом Белорусском фронтах.

Вед.2. Участвовал в боях на Курской дуге, в освобождении городов Речица, Калинковичи, в освобождении Польши с выходом на реку Висла, в боях на Пулавском плацдарме, в Висло-Одерской операции, в том числе в освобождении города Пиритц, в Белорусской операции, в освобождении городов Хелм, Люблин, в штурме рейхстага – в 1945 году.

Вед.3. Вершины воинской славы капитан Волков достиг в боях на подступах к Берлину, где ему пришлось принять командование гаубичной батареей.  23 июня 1960 года в “Учительской газете” был опубликован очерк “Подвиг” об учителе Герое Советского Союза Сергее Петровиче Волкове. Вот как о тех боях рассказывал школьникам сам Герой.

Вед.4.  “Было это 22 апреля 1945 года. В Германии в тот год весна наступила рано. По обочинам дорог вовсю цвела черешня. Батарея, которой я командовал, получила приказ перекрыть автостраду Берлин-Штеттин. У нас было четыре гаубицы. Снарядов подвезли много. Бойцы и офицеры поклялись: ни одного фашиста из Берлина не выпускать. Батарея расположилась недалеко от дороги, в лесочке. Автострада хорошо просматривалась. Не успели мы окопаться, как слышим: на шоссе вдали нарастает шум моторов.

Вед.5. Но что это? Почему машины двигаются не из Берлина, как мы ожидали, а в Берлин? Неужели наши уже в наступление перешли? Да нет, думаю, приказа пока не было. Начало светать. Смотрю, разведчики подают сигнал: “Противник!” На дороге показались первые два самоходных орудия с белыми крестами на грязно-зеленых бортах. За нами, погромыхивая гусеницами, ползли “тигры”…”.

Вед.6. Трудным был тот бой для батареи капитана Волкова. Под прикрытием утреннего тумана одна группа немцев попытались выйти на берлинскую автостраду, а другая устремилась рядом, через рощу. Но капитан Волков вовремя разгадал маневр противника. Быстро подтянув орудия для стрельбы с короткой дистанции, артиллеристы прямой наводкой ударили по двум направлениям, а пулеметчики закрыли гитлеровцам выход из рощи. Фашисты остервенело ринулись прямо на наши орудийные расчеты, но тут же получили отпор.

Вед.1.  “Тигр” и бронетранспортер были подбиты сразу. Экипаж самоходного орудия бежал, бросив исправную машину. Потом запылало еще несколько танков. Атака немцев захлебнулась. Артиллеристы капитана Волкова в этом бою уничтожили много гитлеровцев, а 85 захватили в плен.

Вед.2. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Сергею Петровичу Волкову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Вед.3. Кроме того, Родина отметила ратные подвиги бывшего учителя следующими  боевыми  орденами  и медалями:  орденами Ленина, Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Вед.4. Герой войны - довольно скромный,

А имя у него - солдат.

Он защищал родную землю

От полчищ вражеских ватаг.

Себя в бою он не жалел,

Всю кровь до капли отдавал.

Чтобы цвела страна родная

И мирно спать сейчас могла.

Вед.5. Так совершил свой ратный подвиг

Доблестный солдат советский!

В Берлине наше знамя водрузил.

Конец войне, разгром фашизма!

Простой солдат принёс нам мир!

(включить «Я люблю тебя, жизнь!»

Вед.6. Отгремели бои. Капитана Волкова как офицера с богатым боевым опытом оставили в кадрах Вооруженных Сил. После войны в 1947 году он окончил Ленинградское высшее артиллерийское училище. Служил командиром дивизиона в 19-м стрелковом корпусе Закавказского военного округа.  

Вед.1. С 1957 года майор Сергей Петрович Волков   был уволен в запас. Жил в городе Солнечногорск Московской области. Работал учителем средней школы № 5. Преподаватели и ученики этой школы тепло приняли фронтовика в свою большую семью.

Вед.2. Несмотря на восемнадцатилетний перерыв в педагогический работе, Сергей Петрович сумел в короткий срок снова заслужить авторитет в учительском коллективе и стать любимым педагогом среди учеников.

Вед.3. У Сергея Петровича было двое детей: сын и дочь.  Супруга жива до сих пор, ей 90 лет она до сих пор помнит все-все-все, что было ТОГДА... И как они познакомились, и как поженились, и как жили. Когда-то она была молодой и красивой и тоже воевала с фашистами, она всю войну прошла на санитарном поезде, выносила раненых бойцов на своей спине при весе в 42 кг, кормила раненых с ложечки и уговаривала жить. (фото-слайд)

                     

                          Вед.4. (он) Когда же я увижу снова

Твои дрожащие ресницы…

Когда же я увижу снова

Твои печальные глаза…

Что ж ты молчишь, скажи хоть слово,

Война велит нам разлучиться.

Что ж ты молчишь, скажи хоть слово.

В огонь уходят поезда.

                       

                       Вед.5. (она) Зачем назвал меня любимой

Той долгожданной ночью светлой?

Зачем назвал меня любимой?

Теперь мой путь не изменить!

Любовь должна быть неделимой.

Она, как звёздный свет, бессмертна…

Любовь должна быть неделимой,

Войне любовь не разделить!

                          Вед.4. Я ухожу, чтоб возвратиться…

Смотри, уже пылает небо.

Я ухожу, чтоб возвратиться,

Над нашим счастьем поднят меч.

Вед.5. Я верю, встреча повторится.

С тобою буду, где б ты ни был…,

Я верю, встреча повторится,

Как тысячи счастливых встреч!

                  Вед.6.  В военном госпитале или в медсанбате,

А то и просто в санинструктором полку

Ты, медсестра, всегда была с солдатом,

И он перед тобой всегда в долгу.

Тащила ли истерзанного из воронки,

Или вела его, контуженного, в тыл,

Ты потихоньку плакала в сторонке,

А он тебя всегда любил.

Вед.1. О, девушка, как много видела ты горя,

Как долго ты месила фронтовую грязь!

Но улыбалась ты всегда тому, который

Ругал войну, от боли матерясь.

Вед.2. Ты много неудобств на фронте испытала,

Но сохранила нежность и любовь!

И слышал я, солдат, как ты шептала:

«Когда же перестанет литься кровь?..»

Вед.3. Сергей Петрович Волков прожил трудную, но счастливую жизнь. Значительно много сделал для Родины, доблестно защищая её от врагов. Работая учителем, всю душу отдавал детям. В последний путь его провожали в 1977 году всей школой…

(грустная музыка «Ты же выжил, Солдат» /             /слайды)

Вед.4.  Есть в Газимурском Заводе музей боевой славы земляков, созданный в 60-е годы по инициативе учителя-фронтовика Феодосия Никифоровича Резанова. Здесь собраны редкие документы, ордена и медали, отданные фронтовиками на хранение, пожелтевшие письма с фронта и на фронт, фотографии, вырезки из фронтовых газет, личные вещи земляков, солдат и командиров Великой Отечественной.

(«А степная трава пахнет горечью…»)

Вед.5.  Бывшему учителю, Герою Советского Союза - Сергею Петровичу Волкову в музее отведено почетное место. Его имя носит одна из улиц райцентра.

                                      Вед.6. Так дед помог мне объяснить,

Что значит улица села,

Что значит память человека,

Что значат добрые дела…

Вед.1. Я ордена, медали видел в музее,

Что в райцентре нашем,

Звезду  Победы, что вручили

Отцу – герою, нет дел краше!

                                        Вед.2.  Я расскажу  об этом детям,

О подвигах односельчан,

О славной  жертвенной победе,

О тех, кто мир для нас создал!..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературно-музыкальная композиция памяти Героя Советского Союза Сергея Петровича Волкова

Слайд 4

Село Белая Колпь Шаховского Района Московской области

Слайд 6

Прииск Л угия – исчезнувшее село

Слайд 8

Газимуро- Заводская школа 1937 г

Слайд 9

Артиллерийское училище

Слайд 10

Центральный фронт 1943 г

Слайд 11

Белорусский фронт

Слайд 12

Курская дуга

Слайд 13

Штурм Рейхстага

Слайд 16

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий, проявленные при этом мужество и героизм капитану Волкову Сергею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда

Слайд 17

Орден Красного знамени

Слайд 18

Орден Богдана Хмельницкого

Слайд 19

Орден Отечественной Войны Медаль За боевые Заслуги

Слайд 20

Орден Красной Звезды

Слайд 21

За освобождение Варшавы За взятие Берлина За Победу над Германией

Слайд 25

мед

Слайд 26

Умер 15 августа 1977 года. Похоронен на кладбище посёлка Пятница Солнечногорского района Московской области. В честь Героя названа улица нашего села – улица Волкова.

Слайд 27

Памятник Волкову С.П.



Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 70 л-ю Победы в ВОВ.

«Войне любовь не разделить…»

«Давным-давно была война…»

Давным-давно была война, но память нам на то дана,

Чтоб помнить, как весь мир пылал когда-то.

И те, кому по двадцать лет, пусть знают,

Что глядят им вслед солдаты, солдаты, солдаты.

Годы, сколько б не шли,

Вечно помнить родной стране

Всё, что сделали вы

В этой войне,

В трудной войне,

В страшной войне…

1. Великая Отечественная война… Нет, наверное, ни одной семьи, в которую не ворвалось это страшное слово. Сотни тысяч семей провожали на войну своих сыновей, братьев и отцов. Из   Газимуро - Заводского  района  ушли на фронт 1749 человек. 1202 из них погибли. Многие неизвестно где преданы земле.  Всего с фронта ВОВ вернулось  547 газ - заводцев. И среди них есть герои.

2. Скоро майские зори в полях зацветут,

И вдоль старых окопов плывёт тишина,

Там когда-то гремела большая война.

Бьют зенитки, и бомбы летят, завывая,

Разорённое утро и ночи без сна…

Чьё-то детство огнём опалила большая,

Не по детскому росту война.

3. Опалила война и судьбу Нины Наумовны, которая родилась в селе Корабль Газимуро-Заводского района.

4. Нет, это не заслуга, а удача -
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в день победы стыдно было б мне!
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом:
А медали и прочие регалии - потом.
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшим счастьем школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.

5. Нине Наумовне было всего 18, когда её призвали по мобилизации 21 августа 1941 года на курсы радистов Забайкальского Военного фронта № 9 в Чите. Оттуда в ноябре 1941 года Нину Наумовну направили с другими радистами-курсантами в 183 отделение связи около Улан-Удэ. Затем их перебросили в Монголию, где они обеспечивали связь. Сопровождали движение самолётов, следовавших на передовую, на линию фронта,  снарядами и бомбами.

6.  Семён Захарович Чупаков родился в Западной Сибири в 1918 году. До войны учился в Строительном техникуме. В 1939 году был взят в армию по специальному набору на сборный пункт, который находился в Борзе. Там прошёл курс молодого бойца и был направлен в 95 район Авиационного базирования. Потом перемещён в полковую школу.

7. На события Халхин-Гола Семён Захарович не попал, а был направлен в 1940 году старшим механиком узла связи Забайкальского Военного округа в Чите. В марте 1941 года старший механик 18 отделения радиостанции, в задачу которой входило сопровождение самолётов ТБ-3 от Комсомольска-на-Амуре до Красноярска. С 1943-1945 гг. находился с Отдельной ротой связи, командуя взводом, около Улан-Удэ. С июня 1944 года находился в Монголии.

«Ночь коротка»

Ночь коротка,

Спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая Ваша рука.

После тревог

Спит городок.

Я услышал мелодию вальса

И сюда заглянул на часок.

Хоть я с Вами совсем не знаком,

И далёко отсюда мой дом,

Я как будто бы снова

Возле дома родного…

В этом зале пустом

Мы танцуем вдвоём,

Так скажите хоть слово,

Сам не знаю, о чём.

8. Нетрудно догадаться, что наших героев судьба свела именно в Монголии. Они находились в одном подразделении связи. Семён Захарович был командиром взвода, а Нина Наумовна – радистом.

9.                                    

  Зачем назвал меня любимой

Той долгожданной ночью светлой?

Зачем назвал меня любимой?

Теперь мой путь не изменить!

Любовь должна быть неделимой.

Она, как звёздный свет, бессмертна…

Любовь должна быть неделимой,

Войне любовь не разделить!

«Эхо любви»

Покроется небо пылинками звёзд,

И выгнутся ветки упруго,

Тебя я услышу за тысячу вёрст,

Мы эхо, мы эхо,

Мы долгое эхо друг дуга… 2 р.

И мне до тебя, где бы я не была,

Дотронуться сердцем не трудно.

Опять нас любовь за собой позвала,

Мы нежность, мы нежность,

Мы вечная нежность друг друга… 2 р.

10. Несмотря ни на что, всем смертям назло  Семён Захарович и Нина Наумовна решили стать мужем и женой.

И даже в краю наползающей тьмы,

За гранью смертельного круга,

Я знаю, с тобой не расстанемся мы,

Мы память, мы память,

Мы звёздная память друг друга… 2 р.                                                    Мы эхо, мы эхо,

                                                                                                              Мы долгое эхо друг дуга… 2 р.

  1. Во время войны с Японией Семён Захарович и Нина Наумовна обеспечивали полёты самолётов на Солуньском направлении вблизи Хингана. Именно Победа Забайкальского фронта в Маньчжурской стратегической операции обеспечила Победу над японским милитаризмом. 

  1. Великая Отечественная война для супругов Чупаковых закончилась в августе 1945 года. Они были награждены медалями За Победу над Японией; в одно время демобилизовались и прибыли в Газимурский Завод, никогда больше не разлучались, жили в любви и согласии долгие годы, вырастили двух прекрасных детей.  

«Если завтра война»

Перед вечным огнём в карауле почётном парнишка.

В зыбком мареве блещет на новой пилотке звезда.

Про войну он читал только в старых потрёпанных книжках,

Но внезапно подумал: «А что если завтра война?»

Если завтра война. Если в небе раскаты не грома.

И пожарища дым вместо яркого света зарниц.

Если завтра война. И девчонка с соседнего дома

Красный крест повязала над веером пышных ресниц.

Если завтра война, и на месте песочниц окопы.

Детский крик во дворе, и ни капельки радости в нём.

Вместо снега сквозь тучи заходят в пике самолёты.

Если завтра война, так зачем мы сегодня живём?

Так зачем этот мир создавали народы веками?

Так зачем в синем небе воздушный полощется змей?

Так зачем засевали мы Землю полями, садами?

И зачем в старых парках так много тенистых аллей?

Перед вечным огнём в карауле почётном парнишка.

В зыбком мареве блещет на новой пилотке звезда.

Про войну он читал только в старых потрёпанных книжках.

Пусть же он не увидит её наяву никогда...

  1. Очень страшно становится, если

Слышишь жуткое слово – война.

Над планетой, над целым миром

Тянет чёрные руки она.

Разве это нужно кому-то,

Чтоб горели огнём города,

Чтобы дети прятались в страхе

И забыли про свет навсегда?

  1. В последний час, во тьме, в огне,

Пусть сердце не забудет:

Нет оправдания войне!

И никогда не будет.

Так будем жить,

Встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память – верьте, люди, -

Всей земле нужна!

"Если мы войну забудем,

Вновь придет война! "