Технология проектной деятельности

Михайлова Галина Георгиевна

Технология проектной деятельности.

( авторы: Л. С. Киселева)

 Воспитатель: Михайлова Галина Георгиевна,

 МБОУ Лицей№6 ДО «Колобок» г.Химки.

1.Название образовательной технологии:

Технология проектной деятельности – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.

2.Цель использования технологии:

развитие способностей освоения  ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

3.Концептуальность:

 Метод проектов возник еще в 20 –е годы прошлого столетия в США. Его                                                                           также называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американскими  философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода –идея о направленности  учебно –познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно осмыслить, применить в реальной  практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов, под руководством С.Т.Шацкого внедряла его в образовательную практику.

Развитие метода проектов в школах России связано также с именем таких педагогов, как В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев и др.

Педагоги 20 –х. г.г. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков и планирования и организации труда, распределения сил и средств т.д.

После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей. Между тем однобокое увеличение проектами  в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень образовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе.

В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90 –х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных  технологий в процесс обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. 

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

4.Задачи технологии:

- активизировать самостоятельную и познавательную деятельность дошкольника ;

-помогать осваивать окружающую действительность ;

-способствовать развитию творческих способностей ;

-способствовать умению  наблюдать, слушать;

-помогать ребенку  увидеть проблему со всех сторон;

-способствовать развитию навыков   обобщать и  анализировать;

-развивать речь, память, мышление, воображение;

-формировать  коммуникативные  навыки  и нравственные качества ;

-стимулировать к самосовершенствованию.

5.Актуальность применения технологии:

В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к  форме организации обучения. 

Сегодня метод проектов широко используется  и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Метод проектов –это способ достижения  дидактической цели  через детальную разработку  проблемы( технологию), которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом.

Проект-это разовая деятельность , которая :

- направлена  на достижение конкретной цели;

-производит конечные результаты;

- состоит из последовательности взаимосвязанных работ;

Имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания ;

-использует ограниченное количество ресурсов; финансовых, человеческих, информационных

 Педагогический проект трактуется как разработанные система  и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия , времени осуществления этих действий , их участников и условий , необходимых для эффективности  всей системы действий..

6.Виды, типы проектов.

По доминирующему методу:

- исследовательские, предполагают проверку некого предположения ( гипотезы) с использованием метода познания ( наблюдение, эксперимент) ;

- информационные – направлены  на  сбор  и анализ информации  о каком –либо  явлении, объекте;

- творческие связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений , съемкой видеофильма и др.(чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей);

приключенческие, игровые, участники принимают на себя определенные роли , обусловленные характером и  содержанием проекта ( литературные герои, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных игровых или учебных ситуациях.  В основе таких  проектов лежит сюжетно- ролевая игра  и дети активно включаются в них;

практические, связаны с работой   на достижение значимого результата .Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней;

По характеру содержания   включают:

- ребенка и его семью;

-ребенка и природу;

-ребенка и рукотворный мир;

- ребенка , общество и культуру

По количеству участников:

- индивидуальные;

- групповые;

-коллективные

По продолжительности  выполнения:

-краткосрочные ( одно или несколько занятий)

-среднесрочные

-долгосрочные ( в течение года).

 

7.Этапы работы над проектом:

1Подготовительный.

Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует  материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.

2.Целеполагания.

(мотивирующее начало проекта, По внешней форме это задача , учебная проблема или коллизия , вызывающая у детей интерес , потребность участвовать в ее разрешении .Осознание сути проблемы , учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты .Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы  помочь учащимся  сделать выбор самостоятельно, осознать , сформулировать цели , желания , проблемы. понимаемое как создание проблемной, личностно-развивающей ситуации). В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий.

3.Планирования.

Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками , составлением развернутого плана деятельности  по достижению цели:

- к кому обратиться  за помощью (педагогу, родителю;

-в каких источниках найти информацию;

Какие предметы ( оборудование, пособия) использовать;

-с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает  организация развивающей, познавательной , предметной среды.

4.Исполнительский.

- этап реализации работы над проектом:

4.1Информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний  и умений  для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа  по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.

  4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие  возможности  в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников , педагогов . родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.

Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств , как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать  и  использовать знания .

5.Презентационный.

 ( представление продуктов проектной деятельности)

Практически  проекты  венчают выполнение намеченного дела; творческие –показ спектаклей, исследовательские – сообщения о ходе и результатах исследования , информационные –демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые , изначально направленные на « проживание» определенной ситуации –их важнейший состав – процесс деятельности(для этого вида деятельности данный этап не предполагается)

6.Рефлексивно-оценочный.

На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов  проекта необходимо обсудить  с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей Анализ пути познания, успехов и неудач  на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям , испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности , помимо задуманного результата . можно признать рост самостоятельности детей  на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей  и составлении плана работы, в ходе поиска информации  и практической реализации проекта, при организации собственных действий  и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.

7.Проектировочный.

Определение перспективы развития  проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта  имеют профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей ,неформальное отношение к ней, значимость  возможности пережить  вместе с детьми минуты вдохновения , превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.

8.Ожидаемый результат:

 - повышение профессионального уровня педагога или творческой группы, которые участвуют в разработке проекта;

- формирование у воспитанников ряда значимых компетенций, наращивание универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира) - способности дошкольников к элементарной научной деятельности;

- развитие психических процесcов (воображение, мышление, речь), познавательных способностей дошкольников; социализации; развитие коммуникативных качеств;

-  повышение качества образовательного процесса;

- формирование  сообществ «дети - родители» через преемственность работы ДОУ и семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.docx2.53 МБ

Предварительный просмотр: