Информация для родителей.

Силаганова Жанна Александровна

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Адаптация ребенка в детском саду

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечеров дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

  •      Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных,  но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.
  • ·        Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.
  • ·        Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.
  • ·        Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомится и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

 

Способы уменьшить стресс ребёнка.

 

 - Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДОУ.

 - В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 1 – 2 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

 - Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

 - Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений мамы, которых совсем недавно было намного больше.

 - Желательно дома укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике.

 - В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

 - Желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Всё это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

 

Типичные ошибки родителей

Родители, отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

В первую очередь это неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Всё, что нужно малышу, - это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

 В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.

 Ещё одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им нужно успокоится, дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передаётся им. Родителям очень важно понимать, что ребёнок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребёнку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегчённо вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего боятся, потому что она всё также рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду.

 Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).

 Заранее спланируете прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

 С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

 Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

 Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

 Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

 Поиграйте с ребёнком дома в игру «детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

 Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.

 Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.

 Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома.

 

Как общаются малыши.

      Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя.

      Первое, что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно – кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлёбываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно – мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

       Ещё одна важная особенность контактов детей заключается в нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определённых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки  и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают, гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т.п. Такие чудачества приносят им необузданную весёлость – и чем чуднее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают  - так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребёнка. Но если все дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит, им это для чего-то нужно?

         Что же даёт дошкольникам такое странное общение?

         Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребёнку проявить свою инициативу и оригинальность, своё самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребёнка, умножают её и возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул  - и оба хохочут.  Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несёт для ребёнка культурно – нормированные образцы поведения, то сверстник создаёт условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей всё более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаётся отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.

        В младшем дошкольном возрасте ребёнок ждёт от сверстника соучастия в своих забавах и жажде самовыражения.    Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнёра. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребёнок и что у него в руках.

        Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. Всем известны «разборки» в песочнице, когда два малыша цепляются за одну машинку и с криком тащат её каждый в свою сторону. А мамы при этом убеждают детишек не ссориться и играть дружно, вместе. Но беда в том, что играть вместе в игрушки малыши ещё не умеют.  Их общение пока не связано с предметами и с игрой.  Новая интересная игрушка для малыша более притягательный предмет, чем его ровесник. Поэтому предмет как бы закрывает собой другого ребёнка, внимание малыша притягивается к игрушке, а сверстник воспринимается как помеха. Совершенно другое дело, когда таких отвлекающих предметов нет, когда между малышами происходит «чистое общение» - тут уж они соединяются в общем веселье и наслаждаются обществом сверстника.

        Хотя самого сверстника дети воспринимают весьма своеобразно. Для большинства младших дошкольников характерно индифферентное отношение к другому ребёнку. Трёхлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Им гораздо важнее поддержка и признание взрослого, чем другого ребёнка. Малыш как бы не замечает действий и состояний своего сверстника. Ему в принципе всё равно, с кем возиться и носиться, важно, чтобы он (партнёр) был такой же, действовал и переживал тоже самое. Таким образом, сверстник ещё не играет существенной роли в жизни младших дошкольников.

       В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребёнка. Это выражается,  прежде всего, в радости и даже восторге, с которыми малыш подражает движения и звукам сверстников, в его стремлении быть рядом с ними. Та лёгкость, с которой трёхлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, свидетельствует об особой    общности , которая возникает между маленькими детьми.

Они чувствуют свою схожесть, свою принадлежность к общему роду. «Мы с тобой одной крови», - как бы говорят они друг другу своими ужимками и прыжками. Эта общность выражается и в том, что они охотно ищут и с восторгом обнаруживают сходство друг с другом: одинаковые колготки, одинаковые варежки, одинаковые звуки и слова и т.п. Такие чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребёнка. Они ложатся в фундамент отношений ребёнка к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества. Кроме того, такое общение с другими помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребёнок, «смотрясь в сверстника» и, казалось бы, выделяет в самом себе конкретные действия и качества.

         Получается, что, несмотря на свою «разнузданность» и, казалось бы, бессмысленность, такое эмоциональное общение очень даже полезно. Конечно, если подобные забавы и шалости преобладают в общении 5-6 –летних детей, это уже ненормально. Но в 2 – 4 года нельзя лишать ребёнка радости непосредственного эмоционального взаимодействия с ровесниками.

      Однако для родителей такого рода детские радости весьма утомительны, особенно в квартире, где негде укрыться и где детская беготня угрожает опасностью как имуществу, так и самим детям. Чтобы избежать напряжённостей, можно придать детскому общению более спокойную и более культурную форму, не нарушая при этом его психологической сущности. Для такого общения подходят все игры, в которых дети действуют одинаково  и одновременно . Это многочисленные хороводные игры («Зайка», «Карусели», «Пузырь», «Каравай» и пр.), а также игры в любых зверюшек – лягушек, птичек, зайчиков, где малыши вместе скачут, квакают, чирикают и т.п. Такие забавы обычно с восторгом принимаются детьми и, помимо чистой детской радости, несут с собой организующее и развивающее начало.

       


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Кризис 7 лет


Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития — кризиса 7 лет.

Развитие малыша происходит неравномерно и представляет собой чередование кризисных и спокойных (летических) периодов, которые поочередно сменяют друг друга.

Каждый новый этап развития неизменно начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят практически все дети соответствующего возраста.

Кризис 7 лет не первый: в своем развитии ребенок уже прошел несколько подобных кризисов — кризис новорожденности, кризис первого года и трех лет.

Начало кризиса семилетнего возраста обычно совпадает с моментом поступления ребенка в школу. Обычно старшие дошкольники стремятся поскорее начать обучение в школе и всячески торопят этот момент.
Благодаря занятиям в детском саду, ознакомительным посещениям школы и общению с друзьями, которые уже стали школьниками и демонстрируют перед малышами свою
взрослость, дети к б—7 годам хорошо знакомы с особенностями и правилами школьной жизни.
Ребенок понимает, что обучение в школе накладывает на него новые обязанности, но он готов выполнять их, поскольку ему хочется скорее почувствовать себя взрослым.

Стать школьником означает для него прикоснуться к жизни взрослых, через это он получает возможность почувствовать себя полноценным членом общества.

С приближением момента поступления в школу ребенок начинает воспринимать себя не просто как Таню или Сережу, у него появляется восприятие себя как ученика, участника школьной жизни, то есть малыш впервые начинает осознавать свое общественное Я. Все это определяет появление у ребенка новой психологической характеристики — уважения к самому себе.

Однако некоторые дети не проявляют желания учиться в школе, не хотят уходить из детского сада, желая по-прежнему оставаться маленькими и беззащитными.

Почему же это происходит?
С одной стороны, причиной этого явления может стать позиция взрослых, окружающих ребенка. Ни для кого не секрет, что многие из нас недовольны сегодняшней жизнью и своим местом в ней. Нередко это чувство недовольства родители пытаются компенсировать с помощью детей. Как часто можно услышать от мам, приводящих своих малышей на консультацию к психологу перед поступлением в школу:
Мой Саша очень умный и сообразительный мальчик, я думаю, что он будет учиться лучше всех в классе!
Нередко такие родители не видят имеющихся проблем развития ребенка, не воспринимают даваемые учителями и психологами рекомендации, считая, что их малыш
лучше всех. При этом они ругают ребенка, когда он делает что-то не так, не понимая, что малыш не может научиться всему и сразу, ему надо приложить массу усилий, чтобы в действительности оказаться таким, каким его хотят видеть мама и папа. Конечно, неплохо, когда родители поддерживают своего сына или дочку, формируя у него положительную оценку.
Хуже, когда эта поддержка абсолютизируется, когда ребенок в самом деле начинает воспринимать себя особенным, самым хорошим и умным.
В этом случае у малыша может сформироваться боязнь оказаться несостоятельным, страх не оправдать те огромные надежды, которые на него возлагаются.

С другой стороны, причиной снижения стремления детей учиться в школе может стать и то, что современные программы обучения и воспитания в детском саду становятся все более приближенными к школьным.
Уже в садике ребенок начинает привыкать к урокам и учительнице, которая приходит заниматься к ним в группу, к школьному режиму дня.
В этом случае поступление в школу перестает восприниматься ребенком как нечто особенное, он теряет интерес к этому, у него снижается стремление примерить на себя новую роль — роль школьника.

Итак, самоуважение — основное новообразование кризиса 7 лет.
Старший дошкольник начинает стремиться к участию в жизни не только своей семьи, но и общества в целом, а наиболее близкий и доступней в его восприятии способ реализации этого стремления — поступление в школу.
Вот почему большинство детей с нетерпением ждут этого момента, с удовольствием играют в школу и по несколько раз в день перебирают купленные мамой и папой школьные принадлежности.
Шести-семилетний ребенок стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что он многое знает и понимает, он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим. Дети этого возраста любят надевать взрослую одежду, часто примеряют мамины туфли или папину шляпу, девочки, когда поблизости нет мамы, пытаются использовать ее косметику. Как правило, все это вызывает недовольство родителей, они постоянно одергивают малыша, призывая его не мешать маме или папе, вести себя прилично.
Таким образом, мы с вами, уважаемые родители, вольно или невольно подавляем потребность ребенка ощущать себя взрослым и уважать самого себя.
Это происходит потому, что взрослые в своем внутреннем восприятии малыша, как правило, отстают от его реального развития, т. е. наш малыш кажется нам более слабым и менее самостоятельным, чем он есть на самом деле.
Бессознательно мы с вами хотим, чтобы ребенок все время оставался таким же маленьким и беззащитным, каким он был, когда лежал в своей колыбельке, и мы стремимся всячески оградить его от трудностей и превратностей жизни, подавляя его способность и потребность быть самостоятельным.

Таким образом, в восприятии ребенка себя и восприятии его родителями имеется довольно значительный разрыв. Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, демонстрировать окружающим свое мнение, ребенок ищет новые способы реализации возникшей потребности.
Он обнаруживает, что не может просто так выразить и высказать то, что он думает, поскольку, делая это, он вызывает чувство недовольства у взрослого.
Не получая возможности говорить прямо, ребенок начинает кривляться, капризничать, привлекая к себе внимание взрослых доступными ему способами. Здесь проявляется еще один разрыв, характерный для кризиса 7 лёт.
С одной стороны, ребенок хочет казаться взрослым и самостоятельным, с другой, — использует для этого детские формы поведения (кривляние, капризы и т. п.). Такие реакции психологи называют
регрессивными формами поведения.

Если вы стали замечать, что ваш 6-7 - летний ребенок все чаще привлекает к себе внимание, становится капризен и раздражителен, при этом стремится участвовать во всех ваших делах и разговорах, можно предположить, что малыш вступает в очередной кризисный период своего развития.
Мы думаем, что вы, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, уже имеете определенный опыт общения с ребенком в периоды кризиса и знаете, что все эти явления абсолютно нормальны и, более того, необходимы для дальнейшего психологического развития малыша.

Тем не менее мы возьмем на себя смелость дать вам несколько несложных рекомендаций, как общаться с ребенком в этот непростой для него период, и они, мы надеемся, помогут вам наиболее быстро и безболезненно преодолеть имеющиеся трудности.

  • Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
    Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях.
  • Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.
    Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.
    Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно.
    Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.
  • Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним.
    Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
  • Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
    Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
  • Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.
    Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
  • Отвечайте на вопросы ребенка.
    Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них.
    Ведь 6—7-летний возраст — это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ.
    Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
  • Будьте последовательны в своих требованиях.
    Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца.
    В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении.
    Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования.
    Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки — и тогда все усилия пойдут насмарку.
  • Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
    Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.

                                                           

 Педагог – психолог Силаганова Ж.А.



Предварительный просмотр:

Приучение детей к дисциплине

и

 эмоциональной саморегуляции

Родители, которые помогают своим детям осмысливать свои эмоции и конструктивно их выражать в наибольшей степени способствуют адекватному и своевременному интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Методы приучения детей к дисциплине - установление правил, ограничений и их проведение в жизнь могут быть разными. Но в любом случае необходимо:

  1. Культивировать в семье атмосферу любви, теплоты, взаимной поддержки. Привязанность, как всякое социальное поведение, нуждается в ответном чувстве. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение.
  2. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение детей (заботу о других, помощь, сочувствие).
  3. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям чего от них ждут и быть последовательными.
  4. Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба жестокость и упрямство.
  5. Помогать ребенку научиться владеть собой и развить чувство контроля над обстоятельствами.
  6. Использовать индуктивный метод (объяснения, убеждения) для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.


Предварительный просмотр:

В начале дошкольного возраста (2-3 года) у ребёнка преобладает непроизвольное внимание, а к 5-7 годам проявление внимания носит произвольный характер. Следует отметить, что, начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способны удерживать внимание на действиях, начинающих приобретать для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам. К концу дошкольного возраста у детей способность произвольного внимания начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием успешной организованной учебной деятельности.

Развитие познавательных способностей ребёнка, тренировка сосредоточенной деятельности ребёнка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства.

Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость внимания недостаточно развиты, поэтому им следует уделить особое внимание в занятиях с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности вашего ребенка и не требовать от него невозможного.

Упражнение 1.

Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.

Материал – листок бумаги со схематично нарисованными на нем человечками, стоящими, сидящими, лежащими, с разведенными, поднятыми, опущенными руками.

Методика проведения: ребенку дается для рассмотрения листок бумаги, ведущий просит его указать на фигурки человечков, стоящих по стойке «смирно» и объяснить, как он определил позу этих человечков.

Упражнение 2.

Цель: сформировать у дошкольников сосредоточенность внимания на объекте на основе активизации их познавательной деятельности.

Материал – рисунки, имеющие много сходных и резко отличающихся деталей, например, два перевертыша или две ярко украшенных елки и т. п.

Методика проведения: ребенку предлагается перечислить сходные и различающиеся детали изображения. Нужно добиться того, чтобы ребенок назвал как можно больше признаков объектов.

Упражнение 3.

Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах в условия активизации познавательной деятельности.

Оборудование — 7 предметов, разложенных в ряд и прикрытых бумагой.

Методика проведения: приоткрываются закрытые предметы и предлагается детям посмотреть на них в течение 10-15 секунд, затем закрываются, снова и ребята называют, что находится под бумагой.

Методика проведения: приоткрываются и снова закрываются через 1-10 секунд снова эти же предметы, ведущий спрашивает ребят, в какой последовательности они расположены.

Методика проведения: меняют местами два- три предмета, показывают все их детям, спрашивают их, что изменилось в порядке следования предметов друг за другом.

Методика проведения: полагается семь предметов друг на друга. Показывают их детям в течение 10-20 секунд, просят их перечислить эти предметы и указать порядок следования снизу вверх и сверху вниз.

Упражнение 4.

Цель: упражнять детей переключать внимание.

Методика проведения: ведущий описывает один- два раза пять различных движений, не показывая их. Затем предлагает ребенку проделать движения в той последовательности, в какой они были названы ими.

Упражнение «Ищи безостановочно».

Детям предлагается в течение 10-15 с. увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу один ребенок начинает перечислять. Другие дополняют.

Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания.

Материал – картинки с изображением разных предметов.

Методика проведения: детям показываются картинки с изображением различных предметов, которые они должны узнать по описанию ведущего:

— длинный, прямоугольный. Бывает маленький и круглый, оставляет белый след на доске.

— белая, легкая, тонкая, гладкая, меняется, шуршит

— белое, жидкое, холодное или теплое, полезное.

Упражнение «Цветочная полянка».

Цель: развитие устойчивости внимания.

Материал – картинка с изображением полянки, на которой много цветов, бабочек, жуков.

Методика проведения: ребенку предлагают найти одинаковых бабочек, жуков, цветы

Упражнение «Зеваки».

Цель: развитие произвольного внимания.

Методика проведения: дети идут по кругу. По хлопку ведущего останавливаются, топают одной ногой, поворачиваются кругом и продолжают движение. Таким образом, направление движения меняется после каждого сигнала ведущего.

Упражнение «Карлики и великаны».

Цель: развитие переключения внимания.

Методика проведения: детям дается инструкция: «Если ведущий говорит «карлики» — они должны сесть на корточки, а если «великаны, встать и поднять руки вверх.

Упражнение «Нарисуй».

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).

А также:

— раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:

— выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу:

— играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».

Упражнение «Раскрась вторую половинку».

Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т. д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.

Развитие памяти

Память ребёнка можно развивать и тренировать, руководствуясь простыми правилами:

1. Любое интеллектуальное упражнение усиливает питание мозга и повышает общий тон его деятельности. Развитие памяти тесно связано с развитием других познавательных процессов, таких как мышление, ощущение восприятие.

2. Всё, что хорошо для здоровья человека, хорошо и для памяти. Сюда относятся; правильное питание, определённая физическая нагрузка, полноценный отдых, сон. Для ребёнка также крайне важен режим дня: когда взрослый организует его жизнь, помогает ему выполнять одни и те же действия в одно и то же время: чистка зубов, мытьё рук перед едой.

3. Активному запоминанию способствует заинтересованность в данном материале, понимание этой информации, сосредоточенность и свобода посторонних мыслей. Для развития произвольной памяти у дошкольника важно, чтобы ребёнок понимал, зачем нужно что-то запоминать.

4. Запоминать необходимые сведения ребёнку помогут различные приёмы запоминания: смысловое соотнесение, группировка, классификация, схематизация, соотнесение с ранее известным.

1.Игра для тактильной памяти «Дощечки».

Необходимо вырезать из толстого картона или фанеры, 10 дощечек размером 10-20см. На обратной стороне пронумеровать от 1-10. Вместе с детьми налепить различные материалы: мех, байку, кусок веревки, спички, клеенку и т. д. Теперь можно предложить ребенку следующие игры:

а) Разложите дощечки в ряд по порядку. «Внимательно рассмотри, закрой глаза и перемешай их. А теперь на ощупь разложи их в прежнем порядке».

б) Возьми дощечку № 1 закрой глаза и потрогай ее. Что напоминает тебе ее поверхность?

в) У детей в группе наверняка есть друзья: научите детей понимать, как дощечки напоминают характер или голос, внешность или привычки.

2. Развитие зрительной памяти.

Для этого предлагаются следующие вопросы:

— Где у нас в доме лежат следующие вещи?

— Вспомни, во что одет … (имя друга?)

Можно поиграть в игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», и многих других.

3. Способом развития слуховой памяти может быть не только заучивание стихов и прослушивание сказок, рассказов. Это может быть слушание пластинок с записями сказок, песен, (мульт., песен).

Развивает слуховую память пересказ прочитанного.

4. Формируйте и непроизвольную память. Для этого во время любой деятельности параллельно заучивайте стихи, слушайте музыку.

5. Помните! Память следует развивать только в естественной обстановке не заставляйте ребенка, когда он не хочет. Попытайтесь заинтересовать его!

6. Помните, что особенно легко запоминается и долго сохраняется тот материал, с которым ребенок что-то делал, ощупывал, пробовал на вкус, вырезал, строил…

7. Если вы хотите, чтобы ребенок запомнил какой-нибудь рассказ, событие, беседу, хотите обогатить его кругозор, необходимо, чтобы материал для запоминания был не только интересным, но и достаточно ясным.

8. Помните, что для детей важно знать свои успехи! Обращайте внимание ребенка на то, что ему удалось запомнить, а что еще не удалось. Таким путем ребенок привыкает к самоконтролю, а это важно для дальнейшего улучшения работы.

9. Огромное значение имеет правильная организация повторений. Главное не в том, чтобы уметь использовать то, что сохраняется в памяти.

«Картинки»

Детям на короткое время показывается картинка. Потом картинка убирается и  малышам необходимо описать то, что было изображено на картинке, как можно более подробно.

«10 отличий»

Хороший вариант игр картинок это «найди 10 отличий». Этот вариант можно усложнить. Сначала показать для запоминания одну картинку (примерно полминуты), затем показать вторую. Детям необходимо сказать что изменилось.

«Запомни зоопарк»

Ребенку выкладывают на обозрение несколько мягких игрушек (для дошкольника не больше 7). В течение 30 секунд ему необходимо запомнить их расположение. После этого он отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. Малыш поворачивается обратно и рассказывает что изменилось.

«Портрет»

Из группы выбирается ведущий. Его облик необходимо запомнить. После чего, ведущий выходит за дверь и там что-нибудь меняет в своем обличии. Он возвращается, и дети угадывают, что изменилось в его внешности.

«Описание»

После того как вы прогулялись со своим чадом в парке и пришли домой, попробуйте вспомнить вместе, какой-нибудь интересный объект который увидели или необычного человека который проходил мимо вас. Начинайте называть то, что вам запомнилось в этом человеке или предмете по очереди. Кто больше признаков назовет тот и победил.

«Танцевальный кружок»

Эта игра развивает двигательную память. Под веселую музыку взрослый показывает детям какое-нибудь движение. Например, приседает, встает и разводит руки в стороны. Малышам необходимо его повторить. Движения можно усложнять и даже придумать интересный танец.

«Попробуй, повтори!»

Берем счетные палочки. Взрослый выкладывает из них определенную композицию и дает время ребенку ее запомнить. Затем малыш повторяет эту композицию со своими счетными палочками. Можно поменяться ролями. В этой игре можно использовать не только счетные палочки, но и монетки, бусинки, спички и т. д.

Уважаемые родители! Чтобы ваши усилия были эффективными,

воспользуйтесь следующими рекомендациями:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение не будет для него тяжелой обязанностью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Педагог – психолог Силаганова Ж.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность ребенка к школе

Слайд 2

Особенности ребенка 6 – 7 лет Старший дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений и подготовки к следующему, совершенно новому этапу его жизни – обучение в школе. Ребенок практически готов к расширению своего микромира. 2. Социализируется и адаптируется к социальной среде. 3. Делает выводы о явлениях и вещах, опираясь не только на непосредственное восприятие. 4. Способен сосредоточиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и а той, которая дается с некоторым волевым усилием. Очень ориентирован на внешнюю оценку. Часто не только готов, но и хочет пойти в школу.

Слайд 3

Вам как его родителям очень важно: Быть главным помощником ребенка, чтобы адаптироваться к школьной обстановке. 2. Не торопиться с походом в школу, если игровой интерес значительно преобладает над познавательным. 3. Выстроить режим дня, таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры и прогулки. 4. Помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, давая ему больше свободы. 5. Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представления о себе, влияют на его самооценку. 6. Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. 7. Осознать , сто успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем.

Слайд 4

Кризис 7 лет Ребенок может стать более утомляемым, раздражительным. 2. Появляется кривляние и манерничание . 3. Обостряется агрессивность. Иногда наоборот – проявляется излишняя застенчивость. 4. Ребенок очень хочет быть похожим на взрослых. 5. Если ребенок уже ходит школу, то его успеваемость неожиданно снижается. 6. Порой появляются страхи, тревожность и неуверенность в себе.

Слайд 5

Психологическая готовность к школе - Интеллектуальная или познавательная - Социально-личностная или коммуникативная - Эмоционально-волевая - Мотивационная или личностная - Психофизиологическая

Слайд 6

Интеллектуальная готовность - Запас знаний и ориентация в окружающем мире. - Сформированность познавательных процессов (мышление, память, анализ, синтез, обобщение и др.) - Речевое развитие - Развитие зрительно-моторной координации

Слайд 7

Эмоционально-волевая готовность - Готовность к трудностям и поиску их разрешения. - Способность выдерживать нагрузки. Уметь справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования. - Умение управлять своей умственной деятельностью. - Умение организовать себя.

Слайд 8

Личностно-социальная (коммуникативная) готовность - Принятие новой социальной позиции ученика. - Готовность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. - Умение подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, школе. - Уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, инициативность. - Адекватная самооценка.

Слайд 9

Мотивационная готовность - Понимание того, зачем ребенок ходит в школу. - Желание учиться. - Ответственное отношение к учебе, школе. - Положительное отношение к учителю, учебной деятельности, самому себе. - Принятие роли ученика, - Наличие познавательной мотивации , любознательности.

Слайд 10

Психофизиологическая готовность - Состояние здоровья ребенка. - Его физическое развитие. - Сформированность общей и мелкой моторики.

Слайд 11

«Портрет» первоклассника, не готового к школе: - Чрезмерная игривость. - Недостаточная самостоятельность. -Импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность . - Неумение общаться со сверстниками и взрослыми. - Неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции. - Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие. - Плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно- моторной координации - Недостаточное развитие произвольной памяти. - Задержка речевого развития.

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Застенчивый ребенок»

 

 

В психологии «застенчивость» рассматривается как комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда,   препятствующий нормальному общению,  наиболее  часто проявляется в ситуации знакомства с новыми людьми.

Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.

           Быть застенчивым - значит бояться общения. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако исследования показали, что это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, то есть, отношение к себе как к личности у него самое положительное.

Проблема заключается в другом. Он часто сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. В общении с близкими людьми характер отношения взрослых ясен для ребенка, а в общении с посторонними – нет, поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего.

С возрастом у застенчивых детей наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самими и другими людьми. Они продолжают высоко оценивать себя со своей точки зрения, но все ниже – с точки зрения взрослых. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего «Я». Все, что делает такой малыш, проверяется им через отношение других. Чрезмерная тревога о своем “Я” часто заслоняет содержание его деятельности. Он сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. Признание и уважение всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные и деловые интересы, что препятствует реализации своих подчас очень хороших способностей и адекватному общению с другими.

Но в ситуациях, когда ребенок "забывает о себе", он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

Застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и спокойно. Они всегда послушны, исполнительны, редко делают что-либо недозволенное, не проявляют инициативу. В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли, либо вообще не принимают участие, сидят тихо и занимаются каким-либо своим делом. Дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога или воспитателя на занятиях. Они редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации. В контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. Застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий.

Внешне  кажется, что  такие дети уравновешенны, спокойны, но это не так. Все переживания, негативные эмоции остаются внутри и могут  стать причиной серьезных заболеваний.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача вполне выполнимая. Чем раньше начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом  ребёнок непроизвольно фиксирует внимание на своей застенчивости и особенностях своего характера, у него формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется.  

В работе с застенчивыми детьми   важна тактичность, терпение. Застенчивому ребенку необходимо помочь развить все его внутренние потенциалы, чтобы в дальнейшем он чувствовал себя полноценным членом общества.

Рекомендации для родителей по предупреждению и преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста

  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть на самом деле со всеми его «плюсами» и «минусами», со всеми особенностями личности.
  2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная ваша задача – верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и «заразился» вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.
  3. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Если ребенку предстоит поступление в школу, то желательно побывать в помещении школы и в том кабинете, где будут проходить занятия, познакомится с учителем. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться.
  4. Не заставляйте ребенка «быть смелым». Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами «здесь нет ничего страшного» бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?
  5. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!
  6. Просьба, обращённая к застенчивому ребёнку, должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Главное – это тактичность и терпение.
  7. Полезно завести четвероногого друга, гуляя с которым ребенок может познакомиться с новыми людьми, такими же хозяевами животного.
  8. При контакте с застенчивым ребенком важно использовать невербальные средства общения, жесты открытости и доверия, установить контакт глаз.
  9. Обязательно хвалите ребенка, когда он работает над собой, чтобы преодолеть свой внутренний барьер.

Рекомендации для родителей по организации общения

застенчивых  детей дошкольного возраста

  1. Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя. Дайте ребенку определённую меру свободы действий. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов.  Постоянно укрепляйте в ребёнке уверенность в своих силах.
  2. Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.
  3. Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с «чужими взрослыми»: попросите его купить хлеба или спросить в библиотеке книгу. При этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.

4.   Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

Подсказка: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.

5.  Отрабатывайте поведение в разных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию – рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.

  1. Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.


Предварительный просмотр:

Если  ребенок  боится…

Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Для здорового ,нормально развивающегося малыша испуг и страх -естественная реакция  познания окружающего мира. Боязнь кого или чего-либо чаще всего встречается у эмоционально чувствительных детей, которых воспитывают беспокойные родители, чрезмерно опекающие их от любых ,часто воображаемых опасностей.

Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи.

 Так, в ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ они возникают чаще, чем в последующие  годы.

В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ  прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые - боязнь опоздать в школу, получить плохую отметку, т.е. быть неуспешным.

 Для ПОДРОСТКОВ  страхи менее типичны. Отмечаются иногда лишь общее состояние тревожности.

Однако бывают и страхи иного рода. Специалисты характеризуют их как невротические. В их основе  всегда лежат психические потрясения и травмы у детей, неумение взрослых справиться с их возрастными проблемами, конфликты в семье и тревожно-мнительные черты характера у родителей. В этих условиях как бы заостряются возрастные страхи, приобретая болезненный характер.

Преодоление подобного рода страхов возможно лишь при изменении родителями своих неверных установок, нормализации отношений в семье, предоставлении ребёнку большей возможности для эмоционального самовыражения и проявления активности. Устранение страхов требует терпения и заинтересованности родителей.

Конечно, можно ребенку, который, ложась спать, боится темноты, решительно погасить свет и сказать: "Ерунда, тебе не надо  ничего бояться!» . После этого он, наверное, в течение 5-10 минут укладываний будет плакать и кричать. Но потом он успокоится и будет спать в темноте. Но, как считает известный австрийский педагог Х.Райнперт,  это недопустимо ."Страх, который не осмыслен естественным образом, от которого не избавило заботливое участие родителей, остается жить в ребёнке даже если открыто и не проявляется. Страх уходит в подсознание и, может быть через годы, даст о себе знать. И тогда, это будет подобно извержению вулкана...Я часто сталкивался с тем, что дети, которые с трудом концентрируются, с трудом добиваются успеха, закомплексованные, просто в раннем детстве не смогли о осмысленно преодолеть свои страхи".

За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить, требовать их прекращения. Это выше сил ребенка. Участие родителей в разрешении эмоциональных проблем детей, контакт с ними, взаимопонимание необходимые условия преодоления детских страхов.

Рекомендации для родителей для нормализации детских страхов

 1) проигрыванием ситуации страха

- сменой ролей – представить ребенку себя страхом, пережить его ощущения и понять, что он тоже когда-то был маленьким, сам чего-то боялся…

- игра в прятки - ребенок должен быть водящим. То есть искать испуганного ребенка (вы в роли этого ребенка). Когда водящий ребенок найдет испуганного ребенка-родителя (роль) – он почувствует свою силу-смелость (закрепит ее)

- игра в переодевание – буквально одеться в костюм страха и рефлексировать – проговорить, что страх чувствует, ощущает, каково ему, какой он «не страшный» внутри себя и совсем не опасный

2) рисованием: нарисовать 4-е рисунка

– нарисовать свой страх,

- себя со страхом,

- вымышленного героя-победителя страха,

- себя в качестве героя – победителя страха.

В итоге должны быть изменения на рисунках такие: если на 1-м рисунке страх огромный, а ребенок маленький и внизу листа. То на последнем все наоборот

3) проживание страшной ситуации вместе с взрослым 

– например, со свечой обследовать комнату, где спит малыш. Спросить ребенка, где живет его страх (обычно – под кроватью или в углу). Подойти в темной комнате со свечкой в этот угол, заглянуть под кровать и спросить. Что он там видит. Ребенок сам должен проговорить, что он там ничего не увидел. Затем задуть свечу. Предупредив об этом ребенка. Затем зажечь свечу и потом попросить ребенка задуть свечу и вместе выйти из комнаты. Потом попросить ребенка при открытой двери зайти одному. И так до тех пор, пока ребенок сможет свободно обходиться без света и взрослого. Можно это сделать не за один день, а поэтапно, постепенно:

– не спешить, ободрять ребенка, поддерживать и хвалить!

- обращаться с ребенком, как с Личностью:

- с уважением, доверием, верой в него.

К ТОМУ ЖЕ: целью страха ребенка может быть банальное манипулирования для получения: внимания, любви, сочувствия, поощрения, заботы от родителей.

И это уже проблема самих родителей! Задайте себе вопрос: достаточно ли я провожу времени со своим ребенком, качественно ли я с ним общаюсь или «отдаю дань», дергая и принижая своего ребенка? Может быть, и я сам(а), порой. Манипулирую ребенком «Если ты не съешь – я не дам тебе смотреть мультики…»? Честно ответьте на подобные вопросы и не удивляйтесь тому, откуда же ребенок нахватался манипуляторным способам поведения.

         И главное – быть самим родителям менее тревожным! Чем более спокойны родителя, тем менее тревожен ребенок. Помните: ваши личные страхи и опасения передаются вашим детям. Ведь весь мир ребенка заключается в опоре на родителей. Спокойствие детей нарушится с разрушением уверенности у их родителей!

Как НАДО вести себя родителям с ребенком,

испытывающим страх:

       

        © Первым делом выяснить причину страха.

© Помнить, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны.

© Ни в коем случае не наказывать ребенка. Если бы каждая мать, ругая его, могла представить, что ночью она превратится в Бабу Ягу, а каждый жестокий отец - в Бармалея, они бы гораздо лояльнее выбирали бы методы воспитания.

© Ни в коем случае не запугивать малыша даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность.

© Не напоминать ребенку о страхе. Не злоупотреблять чтением сказок и просмотром кинофильмов.

© Обучать терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха (например, драчуна, которого ребенок боится, можно запугать ему самому, а не просто отступить перед ним).

© Если малыш боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.

© Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть любимая игрушка заснет в его кроватке.

© У более старших детей, в некоторых ситуациях, попытайтесь уменьшить страх при помощи стыда, хотя бы такой фразой: «Тебе должно быть стыдно, ты ведешь себя как маленький испуганный котенок».

© Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыкновенным для повседневности. Например, ребенок боится собак, затейте с ним игру в пограничника, где он будет пограничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собака расскажет ему, что она думает о нем (как переживала, когда малыш убегал от нее, ей так хотелось иметь настоящего друга). Если ребенок боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, если боится врача - в больницу. Главное, игра должна быть интересной, захватывающей, и конечным результатом ее должно быть убеждение ребенка в том, что страх его напрасный.

© Дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свой страх, затем можно зачеркнуть его и даже разорвать и выкинуть. Таким образом, имевшийся страх постепенно теряет свою "притягательность" и может уйти совсем из жизни ребёнка.

© Не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.

Как НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком,

испытывающим страх:

© Использовать методы запугивания и наказания в целях воспитания.

© Не обращать на страх ребенка никакого внимания и не пытаться помочь преодолеть его.

 © Перегружать фантазию и воображение малыша пугающими его сказками и историями.

 © Передавать свой страх ребенку.

Педагог- психолог Силаганова Ж.А.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка»

Воспитание отзывчивости нельзя начать с определенного возраста. Мудрые люди говорят о том, что все закладывается задолго до рождения. «Положительная беременность» - это и есть начало воспитания. Спокойная мать, настроение которой преимущественно является солнечным и беззаботным, обязательно передает тому, кто живет в ее животике, радостные, позитивные эмоции. Постоянное же чувство тревоги, страха, подавленности на уровне гормонов непременно передается и ребенку. Поэтому, с самого первого момента беременности, женщина должна помнить о своей взаимосвязи с ребенком и уметь правильно настроиться, вести здоровый образ жизни не только физически, но и эмоционально, контролировать свои чувства.

Доброта - это помощь людям и животным. Доброта бескорыстная, и добрый человек не ждет чего-то взамен. Поговорите с ребенком о том, что такое хорошие поступки, о том, какие добрые дела уже может делать ваш малыш. Сразу после рождения родители имеют возможность контактировать с малышом. Почему-то сейчас становится естественным, когда ребенок спит отдельно от мамы, когда мама не слишком часто берет его на руки. Важнейшая цепочка для младенца «крик о помощи - мамины руки», как раз и закладывает в нем основы чуткости и сострадания. Малыш чувствует: если ему плохо, то мама сразу оказывается рядом и не отказывает ему в своем тепле и любви. Чутко относиться к «просьбам» о помощи - первый шаг воспитании чуткого  и доброго ребенка.

Жестокость порождает жестокость

Этот принцип в воспитании работает всегда. И тут речь идет о любой жестокости, независимо от того, в отношении кого она проявляется. Например, мы, взрослые, можем быть жестокими по отношению к:

- ребенку;

- своим родителям;

- друг другу;

- животным;

- окружающим;

- себе.

Наши дети видят и замечают все. Они буквально копируют наше поведение, воспринимая его как норму и образец. Например, жестокость по отношению к ребенку проявляется затем в жестоком отношении ребенка к самому себе (он якобы наказывает себя сам, привыкая к тому, что он плохой и заслуживает такого-же отношения). Ссоры между родителями дети воспринимают как проявление агрессии. Когда мама и папа, дорогие и близкие люди, говорят друг другу злые слова, оскорбляют друг друга и даже могут ударить, то для ребенка это огромный стресс, чрезмерное переживание. Но если так происходит каждый день, то рано или поздно малыш начинает считать, что это правильно и так и должно быть. Уже через достаточно короткое время родители могут услышать грубые слова из уст ребенка. Спрашивать его «Где ты этому научился?» Не имеет смысла, ведь школу жестокости и грубости малыш прошел дома.

Если мама грубо разговаривает с продавцом в магазине, папа отчитывает воспитательницу, то ожидать, что ребенок будет вести себя иначе, не имеет смысла. Воспитание чуткости начинается именно дома. Семейные традиции должны быть такими, которые свидетельствуют о правильных поступках. Например, забота о близких, когда они болеют, помощь в те моменты, когда у кого-то случились неприятности, забота о братьях наших меньших и тому подобное.

Братья наши меньшие

Родителям, чьи дети страдают от повышенной жестокости и агрессии, психологи чаще всего рекомендуют завести домашнее животное. Потому что забота о живом существе способна сделать мягким даже жестокое сердце. Чрезвычайно важно, чтобы родители были настойчивыми и последовательными в своих решениях. Котенок или хомячок должны быть именно под опекой ребенка, а взрослый может только помочь. Нельзя пустить все на самотек. Малыш еще может не знать, насколько животное нуждается в его защите. Самое главное, о чем нужно рассказать ребенку - что за животным нельзя ухаживать как попало и время от времени. Ведь любое живое существо нуждается в постоянной пище и уходе. Хорошо, если у вас дома есть животное, о котором вы сначала будете заниматься вместе с ребенком. Это нужно, чтобы малыш понял, что на самом деле означает слово «забота», и проникся ответственностью за жизнь животного. Многие родители уверяют, что детям зачастую очень быстро надоедает каждый день делать одно и то же: кормить, гулять, чистить клетку и тому подобное. Но это не удивительно, ведь дети любят смену действий и имеют еще не развитую силу воли, чтобы заставить себя делать то, что не хочется. Именно поэтому ребенок нуждается в помощи взрослого. Основная трудность заключается в том, чтобы не подменить своими действиями действия ребенка.

«Пожилых людей всегда уважают»

Воспитывать в ребенке отзывчивость, одновременно забывая о собственных родителях, невозможно. А для начала приведем несколько «картинок» из жизни.

Молодая женщина стоит на эскалаторе метро и держит за руку мальчика. Ступенькой выше стоит, покачиваясь, худенькая бабушка. Пожилая женщина оступается и слегка задевает сумкой молодую маму. В ответ она слышит громкую брань, хорошо слышную всем пассажирам.

Папа с дочерью прогуливаются по парку. У мужчины звонит телефон, и он раздраженно говорит: «Что ты хочешь? Мама, я тебе сказал - прекрати мне звонить, я сам тебе позвоню. Все, хватит болтать, я занят! До свидания».

Мама и дочь в примерочной магазина. Девочка надевает платье и говорит маме: «А у меня есть платье, мне бабушка подарила на Новый год, ты, наверное, забыла о нем». «Не забыла, - отвечает мама. - У нашей бабушки вкуса не хватает вообще. Такое ужасное платье купила! Ты в таком не  будешь ходить». «А что же мы бабушке скажем?», - ужасается девочка. «Я ей уже все сказала», - резко отвечает женщина.

Когда мы общаемся со своими родителями, то не всегда это общение является хорошим. Даже когда мы взрослеем, мы постоянно пытаемся что-то доказать, самоутвердиться, чувствовать себя самодостаточными. То есть, чисто теоретически вполне можно объяснить себе и окружающим, почему мы грубы к своим родителям. Но только не нашим детям. Ведь мы для них - эталон, мера, пример того, как следует поступать в различных жизненных ситуациях. Мама сказала бабушке, что не собирается ее слушать? Папа сказал, что ему некогда ехать на другой конец города, чтобы навестить свою заболевшую маму? А дети все видят и слышат. Они чувствуют раздраженную интонацию, впитывают нашу модель общения с родными. И потом, когда нужно позвонить бабушке или написать открытку дедушке, мы с удивлением слышим, что ребенок категорически отказывается, ссылаясь на нехватку времени или даже на простое нежелание. Тогда бессмысленно увещевать и говорить, как это важно - уделить внимание дедушке и бабушке. А уже общение внуков с бабушками и дедушками чаще и вообще может испугать. «Я не буду тебя слушаться!», «Подумаешь, что ты сказала!», «Иди отсюда!», «Отстань от меня!», «Сама знаю!», «Ты мне не указ», «А мама мне позволяет!»- слышат дедушки и бабушки, однако, бессильны что-либо изменить. Но страх потерять даже такое общение заставляет их терпеть выходки внуков.

Милосердие - помощь слабым, больным или пожилым. Быть милосердным значит оказать поддержку, помочь, ободрить словом.

Старики бывают не только близкими. Вокруг нас много других пожилых людей - попутчиков в транспорте, соседей, прохожих на улице. И воспитывать уважение к пожилым нужно не только на примере своих родственников. Дети считывают наше отношение к родителям и другим окружающим людям пожилого возраста. Поэтому именно то, как мы относимся к ним, и становится основой воспитания.

Места для пассажиров с детьми

Вопрос: «Когда едешь в транспорте с ребенком, то нужно настаивать, чтобы он уступал место бабушке, которая вошла на очередной остановке?» Многие родители считают, что ребенок обязательно должен сидеть, а то, что происходит вокруг, неважно. Если ребенок маленький, то, наверное, говорить о том, что нужно уступить место, является чрезмерной крайностью. Но если ваш ребенок уже подрос, крепко стоит на ногах и хорошо понимает, что происходит, то это как раз и есть ситуация, когда можно воспитывать на реальных примерах. Уступить место пожилому человеку или беременной женщине, или маме с малышом младшего возраста - это правильное поведение. Ведь если жалеть своего ребенка, считая, что пусть лучше сидит, чтобы не тряхнуло на ухабе, пройдет время - и ребенок не уступит место даже собственным родителям. К большому сожалению, многие мамы и папы этого не понимают. Уступить очередь, поделиться игрушкой или сладостями просто так, только потому, что кто-то рядом - этому ребенка нужно учить. Но учить можно только тогда, когда сам ведешь себя так же.

А не прочитать ли нам книгу?

Книга-именно тот источник идей, который воспитывает нравственность наших детей. Классики мировой литературы писали немало о жалости, доброте и отзывчивости. Достаточно вспомнить «Муму» И. Тургенева, или «Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского. Ребенок, с детства слышит и читает такие книги, с самого раннего возраста задумываться о доброте и милосердии. Важно не просто читать, но и обсуждать то, что вы прочитали вместе, отвечать на детские вопросы, ставить ребенку вопрос, побуждая его задуматься.

Предлагаю небольшой перечень прекрасных детских книг, которые помогут родителям воспитать отзывчивых детей.

- Оскар Бренифье. Что такое добро и зло?

- Оскар Бренифье. Книга о смысле жизни, дружбе, любви и не только

- Кейт Вестерлунд. Зимняя сказка олененка

- Джеральдина Эльшнер. Рыбка для Миши

- Астрид Линдгрен. Мио, мой мио!

- Владислав Крапивин. Мальчик со шпагой

- Геннадий Цыферов. Дневник медвежонка

- Элвин Брукс Уайт. Паутина Шарлотты 

- Кейт ДиКамилло. Удивительное путешествие кролика Эдварда

- Кейт ДиКамилло. Спасибо Уинн-Дикси 

- Оскар Уайльд. Звездный мальчик

- Феликс Зальтен. Бэмби

- Элинор Поттер. Поллианна

- Джемс Мэтью Барри. Питер Пен

Краткое руководство для родителей,

где простые слова имеют глубокий смысл ...

- Больше говорите с ребенком обо всем - о любви, о жизни и смерти, о силе и слабости, о дружбе и предательстве.

- Отвечайте на детские вопросы, а не отмахивайтесь от них.

- Всегда поступайте так, как вам хотелось бы, чтобы делал ваш ребенок. Даже если в этот момент малыш вас не видит.

- Читайте вместе с ребенком книги, учите доброте и милосердии.

- Научите ребенка заботиться о ком-либо и получать от этого радость.

- Заведите домашнее животное и вместе с малышом заботьтесь нем постоянно.

- Пересмотрите свои отношения с родителями, научите ребенка уважительному отношению к ним.

- Ежедневно возникает немало ситуаций, когда нужно принимать решение, как себя вести. Учить ребенка проявлять доброту и отзывчивость можно ежедневно, и помнить об этом нужно всегда. 

Педагог – психолог Силаганова Ж.А.



Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей

«Дошкольники и гаджеты»

Современная жизнь «преподнесла» еще одну психологическую проблему — гаджеты (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Особенно остро эта проблема появляется у наших детей — зависимость от гаджетов.

Телефоны, телевизоры, игровые приставки, планшеты и компьютеры – это то, без чего современные дети не могут обойтись. Да и много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без этих устройств? Думаю, что нет! Что же ожидать от детей в таком случае?

Многие взрослые специально дают своим детям гаджеты, например, чтобы не капризничал, не устраивал истерик. При этом знакомить ребенка с гаджетами родители начинают уже с первого года жизни, а то и раньше. И это не правильно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут только навредить ребенку.

В период дошкольного детства, а так же в соответствии с ФГОС ДО ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых, на что должны опираться родители и чем руководствуются воспитатели в дошкольных учреждениях. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Компьютерная же игра, в исполнении дошкольника, имеет другую психосоциальную структуру. Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. Сенсорные эффекты, иллюзии примитивны, понятны без слов, поэтому дети способны сами наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей, что ведет к деградации личности.

Какие проблемы могут наблюдаться у дошкольников с зависимостью от гаджетов?

1. Когда ребёнок полностью поглощен в гаджетах, то когда родители отбирают их, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём.

2. Окружающая реальность не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость, тусклость, грязь и бардак — и ребенку снова хочется погрузиться в красоту нереально мира!

3. В реальности не все окружающие нас объекты находятся в движении, поэтому ребенку трудно их воспринимать, так как зрительный центр мозга уже «натренирован» видеть и фокусироваться только на том, что движется.

4. Если ребёнок утратил способность самому следить за происходящим, приходится фокусировать его внимание на чем-либо.

Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка?

Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость.Распознать ее можно по следующим признакам:

• Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками, хочет побыть один, быстро меняет настроение.

• Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.

• Если родители начинают ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику.

Как понять, что детская психика нарушена?

Первый ориентир – это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время какого-либо действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки гаджета, когда просто рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка нанесён значительный ущерб.

Чем опасны гаджеты?

1. Планшеты и телефоны провоцируют болезни глаз.

Близорукость. Этот недуг возникает, если ребёнок часто и подолгу играет на планшете, компьютере, смотрит близко телевизор при расстоянии менее 60 см. При игре на планшете, телефоне очень сильно напрягаются глазные мышцы и даже могут спровоцировать их спазм. Поэтому чем меньше устройство, тем оно опаснее для здоровья глаз.

Конъюнктивит. Когда ребёнок увлекается, он забывает моргать. Вследствие чего глаза пересыхают, возникает ощущение, как будто в них попал песок. Дети начинают тереть свои глазки не всегда чистыми руками, что и приводит к конъюнктивиту.

2. Чем выше компьютерная зависимость, тем слабее иммунитет.

Нарушение осанки влечёт за собой проблемы в формировании костно-мышечного скелета ребенка, а также сбой в его системе кровоснабжения. Кстати, именно поэтому дети могут жаловаться на головную боль. Лучший способ избавиться от неё – физическая нагрузка.

3. Нарушения ритма дыхания.

Зачастую компьютерные игры держат детей в таком напряжении, что они забывают дышать. Недостаток кислорода плохо влияет на многие функции нашего организма.

Как победить детскую зависимость от компьютерных устройств?

Эту зависимость и побеждать не надо, нужно вовремя ребёнку показать, что в мире существует много других интересных вещей. Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать вопросы взрослым. А маленьким детям не стоит совать в руки планшет только для того, чтобы он перестал капризничать. Надо найти такие занятия, которые будут доставлять ребенку удовольствие, например, рисование (особенно нетрадиционное: пальцами, нитками, с помощью круп, конструирование, лепка.

Для детей дошкольного возраста рекомендуется полный запрет на гаджеты.

Необходимо говорить о друзьях, которые с удовольствием гоняют на велосипедах, роликах, скейтбордах, играют в футбол, волейбол или другие подвижные игры. Быть примером для своих детей. Не хвататься за телефон каждую свободную минутку. А за пару часов до сна вообще выключать и убирать все гаджеты подальше. Давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.

Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребёнка стали источником проблем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.

Делая вывод, хочется отметить, что запрещать своим детям пользоваться современными устройствами не стоит. Все-таки мы живем в век технологий, и знания в этой области очень пригодятся в будущем. Главное, чтобы родители контролировали время, которое ребенок проводит за компьютером или планшетом, впоследствии дети сами научатся его контролировать. И не забывали, что нельзя подменять реальное общение с малышами никакими новомодными устройствами.