презентации к урокам 7

Суханова Елена Владимировна

В помощь учителю и классному руководителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vidy_obshcheniya_test.ppt1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: виды общения Суханова Елена Владимировна МОУ лицей «МОК №2» Учитель культуры общения, руководитель отделения дополнительного образования Автор презентации : Рязанов Вадим 9 «А» класс

Слайд 2

Виды общения Невербальное Вербальное Проверка знаний «Культура речи» Избавит нас от всех проблем Предмет «Культура речи» Научит слушать, говорить От скверных слов излечит Попробуем общаться мы По правилам в законах И оппонента уважать Научимся мы в спорах Вербальное общенье мы Освоим непременно И с собеседником контакт Наладим откровенно Легко использовать начнем Взгляд, мимику и жесты И к окружающим подход Найдем мы очень тесный И удивятся все вокруг Как коммуникативны! Как вежливы, чутки, умны Культурны, интересны мы Да, очень важен, нужен нам Предмет «Культура речи» Его отлично изучив Дружить мы будем крепче. Виды общения

Слайд 3

Вербальное общение Вербальное общений - это общение при помощи слов. При вербальном общении имеет значение, что вы говорите, какими сло- вами вы выражаете свою мысль, в какой последовательности вы подаёте информацию собеседнику , какие аргументы приводите , кратко или раз- вёрнуто выражаете свою мысль. Все правила и приёмы вербального речевого воздействия можно груп- пировать в несколько факторов. Важнейшие из них – следующие : Фактор соблюдения коммуникативных норм Фактор контакта с собеседником Фактор языкового оформления Фактор объёма Фактор расположения информации Фактор адресата Фактор содержания

Слайд 4

Фактор соблюдения коммуникативных норм Правила : * Соблюдайте нормы речевого этикета. Соблюдение нормативных правил (правил речевого этикета, речевой вежливости) обеспечивает нам сохранение коммуникативного равновесия. Если мы говорим вежливо, соблюдаем принятые в обществе правила речевого этикета, мы всегда сохраним нормальные отношения с нашим собеседником – ведь мы демонстрируем к нему уважение. Человека, соблюдающего нормы речевого этикета, в обществе замечают и выделяют из окружающих, его охотнее слушают, проявляют большее внимание к нему как к личности, а также к тому, что он говорит. Сравните, например, такие реплики : «Какой приятный молодой человек, всегда скажет «спасибо, пожалуйста»! «Противный человек, всегда кричит, если с ним не соглашаются». * Соблюдайте нормы культуры речи. Для эффективного вербального воздействия очень важно обладать правильной, культурной речью. Необходимо правильно ставить ударения, говорить в среднем темпе, не повышать громкость речи, употреблять слова в правильных значениях, не использовать грубых слов и мн. др.. Культурная, этикетная речь вызывает доверие к ее содержанию. Если мы говорим культурно, грамотно, то нас будут внимательнее слушать, обратят внимание на наши слова, при прочих равных условиях скорее нам поверят.

Слайд 5

Фактор контакта с собеседником Чтобы установить и поддержать контакт с собеседником, особенно важно соблюдать следующие правила бесконфликтного общения : * меньше говорите сами, дайте собеседнику поговорить о себе ; * c снижайте себя в глазах собеседника (принцип коромысла : не обязательно тянуть собеседника вверх, снижайте себя немного в его глазах); * говорите комплименты ; * интересуйтесь проблемами собеседника ; * вспоминайте положительный опыт ; Естественно, наше общение с собеседником должно быть вежливым, соответствовать принятым в обществе стандартам вежливого общения.

Слайд 6

Фактор языкового оформления Эта группа правил связана с выбором тех или иных слов при выражении мысли. * разнообразьте используемые слова ; * используйте синонимы, близкие по значению слова и обороты ; * используйте разговорную речь, не злоупотребляйте книжными словами ; * разнообразьте интонацию, не говорите монотонно ; * цифр приводите немного и округляйте их.

Слайд 7

Фактор содержания Этот фактор объединяет правила, которые рекомендуют, о чем и в какой ситуации стоит говорить, а о чем не стоит. Правила : *говорите на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника ; *больше сообщайте положительной информации ; * приводите аргументы, не будьте голословны ; * приводите примеры из жизни ; * используйте приемы, повышающие убедительность сообщаемой информации.

Слайд 8

Фактор объёма * будьте кратки * говорите меньше собеседника * говорите короткими предложениями

Слайд 9

Фактор расположения информации * важную информацию давать в начале и конце * важную информацию повторять несколько раз в различных местах своей речи и разными словами

Слайд 10

Фактор адресата Фактор адресата предполагает, что необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к собеседнику или аудитории с учетом особенностей ее восприятия, уровня знаний, интересов. С разными людьми надо разговаривать и убеждать их по-разному.

Слайд 11

Невербальное общение Рассмотрим невербальные сигналы, использование которых, позволяет говорящему усилить свою коммуникативную позицию, то есть повысить эффективность общения. Невербальные сигналы, повышающие эффективность речевого воздействия человека, могут быть сгруппированы в несколько факторов : Фактор внешности Фактор взгляда Фактор физического поведения Фактор пространства

Слайд 12

Фактор внешности Прическа, силуэт и сложение Физическая привлекательность Одежда

Слайд 13

Прическа, силуэт и сложение Прическа . Высокая прическа повышает статус ее носителя. Интересно, что блондинок воспринимают обычно как более привлекательных, но при этом поверхностных, неглубоких в суждениях, брюнеток воспринимают как более серьезных, умных, компетентных. Силуэт . Чем ближе силуэт человека к прямоугольнику, тем эффективнее производимое им впечатление. Костюм для мужчины, традиционный английский костюм для женщины ( с подплечиками) создают впечатление авторитетного, компетентного, надежного человека. Сложение. Высокий рост, атлетическое телосложение усиливают коммуникативную позицию человека. Высокие люди пользуются большим авторитетом.

Слайд 14

Физическая привлекательность Физическая привлекательность человека ассоциируется у людей с положительными человеческими качествами. Физически привлекательные люди воспринимаются окружающими как общительные, популярные, успешные, убедительные (способные убеждать), счастливые, имеющие много друзей. Привлекательных людей мы склонны считать более умными (хотя это далеко не всегда так, часто бывает наоборот, но в американском эксперименте мужчины оценивали сочинения, написанные женщинами, которые приложили к своим сочинениям свои фотографии, и более красивые женщины получили более высокую оценку). При этом, однако, люди обычно не хотят, чтобы их руководитель был очень красивым. Люди ощущают, что находясь рядом с привлекательными людьми, они улучшают у окружающих впечатление о себе. Особенно важна физическая привлекательность при первом знакомстве.

Слайд 15

Одежда Коммуникативную позицию человека усиливает темная традиционная одежда, добротный материал, контраст темных и белых тонов, умеренная модность одежды. Для женщины – платье с длинным рукавом, серое, синее, коричневое, бежевое. Усиливают позицию человека прямоугольный силуэт одежды ( и наоборот, шарообразный силуэт, рукав реглан, мягкие свитера, джинсы ослабляют коммуникативную позицию говорящего). Усиливают воздействие высокие шляпки, каблуки, очки в темной роговой оправе. Выигрышно выглядит чистая, культурная, аккуратная одежда. Сочные цвета одежды характеризуют человека как радующегося жизни, успешного, обращенного к бытию. Расстегнутый пиджак – стремление к контакту, застегнутый – стремление сохранить дистанцию. Снятый пиджак – готовность взаимодействовать. Американские специалисты по проведению переговоров отмечали, что, по их наблюдениям, если мужчины до конца переговоров остаются в застегнутых пиджаках, договоренность обычно не достигается.

Слайд 16

Фактор взгляда С собеседником необходимо поддерживать зрительный контакт. Смотреть на собеседника надо примерно половину разговора, тогда это рассматривается как поддержание контакта. Если мы смотрим доброжелательно 60-70% времени на собеседника, он понимает, что нравится нам. Этикет требует смотреть не в глаза, а в лицо, не фиксируя внимания на глазах собеседника. Пристальный взгляд в глаза рассматривается как проявление враждебности – не надо смотреть слишком пристально ни на кого. Ср. «Где деньги? В глаза мне смотри!». Приказ смотреть в глаза – это признак давления, коммуникативного насилия. При решении деловых вопросов надо использовать деловой взгляд – направленный на треугольник «глаза – нос», это создает впечатление серьезности намерений. При дружеском общении взгляд лучше опускать ниже – на треугольник «глаза – рот», такой взгляд демонстрирует дружеское отношение, желание контактировать. Взгляд ниже, от глаз до груди, называется интимным, он показывает личную заинтересованность. Взгляд искоса обычно говорит или об интересе, или о враждебности. Когда он соединяется со слегка поднятыми бровями или улыбкой, то говорит об интересе, если же он соединяется с опущенными бровями, нахмуренными бровями, или же уголки рта опущены, то это говорит о подозрительном или же ироническом отношении. Если собеседник вам неприятен, пытается оказать на вас давление – смотрите ему в «третий глаз» - на переносицу .

Слайд 17

Фактор физического поведения Мимические сигналы Сигналы жестов и поз

Слайд 18

Мимические сигналы Мимика – это выразительные движения лица. Наиболее эффективна и действенна мимика приветливости, ядром которой является улыбка. Улыбка в общении выполняет следующие функции : характеризует улыбающегося как носителя положительных признаков, как хорошего человека (об улыбающихся людях все думают хорошо) ; вызывает ответную положительную эмоцию у собеседника, легко отзеркаливается ; поднимает настроение самому говорящему (функция самовоздействия) ; стимулирует продолжение контакта (поэтому на Западе заставляют улыбаться продавщиц – от них тогда не хочется отходить, а ведь они стоят «при товаре») ; тренирует около 40 мышц лица, предотвращает преждевременные морщины ; уменьшает болевые ощущения (у улыбающегося человека меньше болит ушиб, рана – это установлено экспериментально). Признак искренней улыбки – движение бровей, если же брови неподвижны и человек улыбается одними губами – улыбка неискренняя.

Слайд 19

Сигналы жестов и поз Жесты – динамические выразительные движения тела (не только рук!). Позы – фиксированные, статичные положения тела, принимаемые человеком. Позу можно рассматривать как застывший жест. Большое значение имеют также сигналы физического контакта. Физические контакты помогают установить дружеские, неформальные отношения с собеседником. Они относятся к сигналам отношения и намерений и демонстрируют обычно открытость, симпатию, благорасположение, желание поддерживать контакт. Это рукопожатие, объятья; можно ненавязчиво дотронуться до руки, плеча собеседника, положить ему руку на плечо (если это позволяют отношения) – все это повышает доверительность общения. Важно только иметь в виду, что хотя русское общение и допускает физический контакт с собеседником (у большинства европейских народов это практически не допускается, за исключением рукопожатия), прикосновение к собеседнику должно быть ожидаемым, мотивированным. Прикосновение эффективно при общении в семье, среди близких людей, при общении с молодыми и подчиненными людьми. Отметим, что есть люди, которые не любят прикосновений – к ним не следует прикасаться, это вызовет обратный эффект.

Слайд 20

Позы бывают открытыми, закрытыми и авторитарными. Для эффективного общения позы должны быть открытыми, ноги и руки не должны быть скрещены, грудная клетка должна быть открытой, подбородок слегка приподнят. Авторитарные позы – это позы, которые демонстрируют высокий статус говорящего, его превосходство над собеседником, стремление оказать давление на собеседника. Примеры авторитарных поз : ноги шире плеч, руки за спиной («поза армейского сержанта»), поза «руки в боки» и некоторые другие. Все они, как правило, призваны оказать давление на собеседника, подчинить его себе. Воспринимаются такие сигналы негативно. Осанка должна быть непринужденная, спина не должна быть сутулой (признак неуверенности), позвоночник должен быть прямой. Стойка, при которой левая нога выставлена вперед, рассматривается как агрессивная (для замаха, удара), выставленная вперед правая нога – сигнал к контакту, доверию. Нельзя демонстративно скрещивать ноги – это негативный сигнал. Целесообразно немного поднимать вверх подбородок – это придает уверенности самому говорящему и читается собеседником как уверенность собеседника в собственной правоте.

Слайд 21

Посадка – лучше всего сидеть, не скрещивая ноги, садиться на все сиденье (передвигаться в процессе общения на краешек сиденья – значит демонстрировать заинтересованность), не расставлять широко ног (это воспринимается обычно как равнодушие, безразличие), не класть руки на живот. Голова чуть вперед, слегка приоткрытый рот – признак внимания к собеседнику. Движение в процессе общения надо тоже правильно использовать. Во время выступления перед аудиторией рекомендуется наклоняться в сторону аудитории, протягивать руки в сторону слушателей, выходить к аудитории из-за трибуны, прохаживаться по аудитории. Походка тоже выполняет знаковые функции. Производит положительное впечатление умеренно энергичная походка, бодрость движений. Не следует держать на ходу руки в карманах – это воспринимается как проявление скрытности, неуверенности. Манипуляции с предметами (очками, ручками, карандашами, сигаретами, рисование абстрактных узоров на бумаге, позвякивание ключами и т.д.) не рекомендуются в процессе общения, они выдают негативный настрой человека, его затруднения, нерешительность, то есть то, что демонстрировать самому не стоит.

Слайд 22

Фактор пространства Этот фактор объединяет сигналы, связанные со значимым расположением собеседников относительно друг друга. Дистанция общения : чем ближе, тем эффективней. Но подходить ближе 40-50 см. не рекомендуется, это интимная зона человека и он рассматривает вторжение других в нее как покушение на собственную свободу и неприкосновенность. В целом люди склонны общаться с теми, кто ближе пространственно. Если люди хотят общаться – подходят друг к другу, не хотят – не подходят или даже отходят. Сильная коммуникативная позиция у тех, кто легко меняет дистанцию обще– ния - легко подходит к разным собеседникам, свободно отходит и вновь подходит и т.д.. Умеренный пространственный экспансионизм ( то есть стремление сокращать дистанцию до собеседника, занять больше пространства) также повышает эффективность речевого воздействия : несколько вытянуть вперед ноги, положить руку на спинку соседнего стула или стула, на котором сидит собеседник, занять много места за столом, случайно прикоснуться к вещам, окружающим собеседника.

Слайд 23

Пространственная близость заставляет людей игнорировать недостатки друг друга, быть терпимее друг к другу, идти друг другу навстречу. С соседями в общем обычно ссорятся реже, чем с незнакомыми или территориально более удаленными людьми. Горизонтальное расположение участников общения : люди за круглым столом непроизвольно доброжелательны, через стол напротив друг друга – наоборот, склонны к спору, конфронтации. Самая эффективная позиция для деловой беседы – через угол стола лицом к лицу друг с другом или вполоборота друг к другу. Замечено также, что когда люди сидят рядом, то убеждать слева направо (в сторону правой руки) легче, чем справа налево. Вертикальное расположение : чем выше, тем эффективней («закон вертикального доминирования»). Высокие люди всегда кажутся авторитетней, цари не случайно сидят на тронах и носят короны – они стараются казаться как можно выше, их и называют «ваше высочество», «ваше величество». По этой же причине военные носят высокие шлемы и фуражки. Выступать поэтому лучше стоя, а также лучше вставать, если хотите сказать что-либо важное. Выгодно сидеть несколько выше собеседника, начальники любят сидеть на стуле с высокой спинкой – она зрительно увеличивает сидящего. Стоящий около стула убедительнее сидящего на стуле собеседника, сидящий на крою кровати – убедительнее лежащего на кровати.

Слайд 24

Влияет на эффективность общения и само место общения : есть «закон темного угла» : в темном, тесном помещении с низким потолком легче убеждать, чем в большом и светлом. Если ограничить подвижность собеседника и разговаривать с ним, «зажав в угол», коммуникативная позиция собеседника будет ослаблена. Влияет на эффективность общения и принадлежность территории – легче убеждать человека, явившись на его территорию (например, к нему домой). Если начальник вызывает подчиненного к себе для разговора – это демонстрация силы, дистанции, давления на него. Если разговор идет на нейтральной территории – это демонстрация равенства, так лучше обсуждать те проблемы, которые уже предварительно обсуждались и имеется настрой на их решение. Разговор на территории собеседника эффективен, когда приход к нему является неожиданным и вежливым – нежданному гостю у нас не принято отказывать.

Слайд 25

Тест № 1. 1.Влияет ли силуэт на восприятие человека в общении? Да Нет 2. Какое из этих правил входит в фактор объёма? Говорите короткими предложениями Говорите больше собеседника Не будьте кратки 3. Усиливают ли позицию человека очки со светлой оправой? Да Нет Тест №2

Слайд 26

Тест № 2. 1. Какую роль выполняет высокая причёска? Усиливает коммуникативную позицию Повышает статус носителя 2.Какие из этих правил относятся к фактору языкового оформления? Соблюдайте нормы культуры речи Не следует говорить монотонно Соблюдайте речевой этикет Учитывайте при разговоре уровень знаний, интересы собеседника Приводите примеры из жизни Приводите аргументы, не будьте голословны Цифр приводите немного и округляйте их Тест №3

Слайд 27

Тест № 3 1.В каком помещении легче всего убеждать собеседника? В тёмном и тесном В большом и светлом 2 .Какой взгляд демонстрирует дружественное отношение? Взгляд на треугольник «глаза-рот» Взгляд от груди до глаз Взгляд на треугольник «глаза-нос» 3.Сколько времени нужно смотреть на собеседника чтобы он понял что нравиться нам ? 30-40% 40-50% 50-60% 70-80% 90-100% 60-70% Конец

Слайд 28

Материалы взяты из учебника «Культура Делового общения» М.Е. Новичихиной, И.А. Стернина Центрально-Черноземное книжное издательство, 200 8 Воронеж МОУ лицей «МОК №2»