Презентации

Иванова Оксана Анатольевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Подписи к слайдам:

Атмосфера Атмосфера
это воздушная оболочка Земли.
Состав воздуха
Азот78 %
Кислород 21 %
Углекислый газ,пары воды,и др. газы1 %
Свойства воздуха: Воздух бесцветный и прозрачный.Воздух занимает место.Воздух упруг и сжимаем.Воздух проводит тепло.Воздух при нагревании расширяется , а при охлаждении – сжимается. 6. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.
Облака
Мельчайшие капли воды, которые находятся высоко над Землей.
Облака
Перистые 8 – 10 км над Землей
Слоистые5 – 6 км над Землей
Кучевые 2 – 3 кмнад Землей
Перистые облака
Кучевые облака
Слоистые облака
Кучевые облака
Перистые облака
Слоистые облака
Осадки
Жидкие
Твердые
Дождь,гроза
Снег
Град
Дождь
Снег
Ветер Движение воздуха вдоль поверхности Земли. Ураган (тайфун) – гигантский атмосферный вихрь.
Смерч – это вихрь, который представляет собой крутящийся столб воздуха.
Торнадо


Подписи к слайдам:

Повторение пройденного материала Что такое природа?Приведите примеры тел живой и неживой природы.Какие науки относятся к естественным? Что они изучают? Вселенная.Как древние люди представляли себе Вселенную. Урок 2 Самостоятельная работа Прочитайте учебник на странице 4-5.Найдите ответы на вопросы: - что представляет собой Вселенная? - что относится к небесным телам? Запишите ответы на вопросы себе в тетрадь. К небесным телам относятся звезды, планеты, спутники планет, астероиды, кометы.
Вселенная – это космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль. Как представляли себе Вселенную древние индийцы? Очень много для развития взглядов о строении Вселенной сделали древнегреческие ученые. около 580-500 гг. до н.э
Первым предположил, что Земля не плоская, а имеет форму шара.
Пифагор 384-322 гг.до н.э
Доказал предположение Пифагора и предложил свою модель Вселенной.
Аристотель Модель Вселенной по Аристотелю около 90-160 гг. н.э
Развил представления Аристотеля и других ученых и предложил свою модель Вселенной.
Клавдий Птолемей Модель Вселенной по Птолемею 320-250 гг. до н.э.
Считал, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце; Земля и другие планеты движутся вокруг него.
Аристарх Самосский Закрепление полученных знаний «Какие утверждения верны» на стр. 8 учебника.«Выберите правильный ответ» на стр. 8 учебника. Оценивание Если все три утверждения проанализированы правильно - «5», два из трех – «4», одно из трех – «3» Домашнее задание Стр. 4-7 прочитать.Проверьте свои знания стр. 8 учебника.Дорисовать любую модель Вселенной в тетради.Подготовить сообщения о Аристотелю и Птолемею.


Подписи к слайдам:

Землетрясения       Землетрясения зарождаются глубоко в недрах земной коры. Внешняя оболочка нашей планеты состоит из находящихся в движении тектонических плит. Большинство крупных землетрясений происходит в земных глубинах, на краях тектонических плит, когда эти плиты меняют свое положение не постепенно, а резко. Под воздействием силы, которая давит на их плит, происходит разлом горной породы и сдвигаются участки земной коры; накопившаяся энергия выбрасывается в виде подземных толчков различной мощности.
Место, где происходит сдвиг горных пород называют очагом землетрясения.Очаг землетрясения находится чаще всего на глубине несколько км.Над очагом на земной поверхности расположено место наибольшего проявления землетрясения – это эпицентр землетрясения.
Все колонны лежат в одном направлении - в направлении толчка землетресения
В результате землетрясения на поверхности земли появляются разломы.
Линии разломов представляют собой гигантские трещины. Они могут тянуться на несколько километров по земной поверхности или под землей.
Результаты землетрясения на территории Юго-Восточного Алтая
Карта землетрясений мира. Границы тектонических плит.
Где чаще всего происходят землетрясения? Районы Земли, где чаще всего бывают землетрясения, называют сейсмически активными районами.Какие районы Земного шара являются сейсмически активными?Найдите сейсмически активные районы на территории России?
В 1985 г. на Мехико обрушилось землетрясение силой в 11 баллов по шкале Меркалли. На следующий день был еще один толчок силой 10 баллов. В результате погибло 10.000 человек, а город лежал в руинах.      
Многие погибли под обломками. В отдельных случаях спасатели извлекали пострадавших, пробывших в завалах целую неделю.
Землетрясение, обрушившееся на Армению в 1988 г., унесло 25.000 человеческих жизней.
Последствия землетрясения в Турции
Кеково - древний город, ушедший под воду после землетрясения.
Озеро образовалось в результате землетрясения в 1911 году. Высота: 4322 метров над уровнем моря.
Сарезское озеро на Памире.
Шкала интенсивности землетрясений / по Рихтеру /
Полное разрушение. Волны на поверхности грунта. Значительные изменения рельефа.
12
Многочисленные трещины на поверхности Земли, большие обвалы в горах.
11
Обвалы во многих зданиях. Трещины в грунтах шириной до 1 м.
10
В некоторых зданиях обвалы - обрушение стен, перекрытий, кровли.
9
Большие трещины в стенах, падение карнизов, дымовых труб.
8
Трещины в штукатурке и откалывание отдельных кусков, тонкие трещины в стенах.
7
Легкие повреждения в зданиях.
6
Качание висячих предметов. Многие спящие просыпаются.
5
Колебания ощущаются многими людьми. Дребезжание стекол.
4
Колебания ощущаются немногими людьми.
3
Ощущаются в отдельных случаях людьми, находящимися в спокойном состоянии.
2
Колебания почвы отмечаются приборами.
1
Краткая характеристика
Балл
Шкала Меркалли. Шкала определяет силу землетрясения по 12-бальной шкале. Например:II балла: очень слабые толчки и колебания; покачивание висящих предметов.V баллов: достаточно сильные и вполне ощутимые толчки; проливается жидкость, падают предметы, бьются окна.VII баллов: очень сильные толчки; с крыш срывается покрытие; в зданиях появляются трещины.VIII баллов: разрушительное землетрясение; обвал непрочных строений, памятников.X баллов: тяжкие последствия; значительные разрушения строений и ландшафта; возможны оползни и цунами.XII баллов: катастрофическое землетрясение; значительные изменения земной поверхности; земля идет волнами; незакрепленные предметы разлетаются во все стороны. Изучение землетрясений. Ученые стали обозначать на картах сейсмически активные участки земной поверхности до того, как поняли природу землетрясений. Сейчас созданы станции сейсмического наблюдения. Ученые в опасных зонах берут пробы воды из колодцев и скважин, определяют количество радона. Самым точным прибором для обнаружения приближения землетрясения является сейсмограф. Что такое сейсмограф? Сейсмограф состоит из маятника, например стальной горки, которая на пружине или тонкой проволоке подвешена к стойке, прочно закреплённой в грунте. Маятник соединён с пером, чертящим непрерывную линию на бумажной ленте. При быстрых колебаниях почвы бумага сотрясается вместе с ней, маятник же с пером по инерции остаются неподвижными. На бумаге появляется волнистая линия, отражающая колебание почвы. Предвестники землетрясения Некоторые особенности в поведении животных могут подсказать человеку, что приближается землетрясение. Чувствуя неизбежные земные толчки: собаки воют, лошадь может понести, а птицы беспокойно описывают в небе круги, кошки покидают территорию, предполагаемого эпицентра землетрясения. Так, жители одного китайского города в 1975 году обратили внимание на странное поведение животных и вовремя оставили свои дома - через несколько часов случилось землетрясение. Вопросы: Что такое землетрясение, почему оно происходит? Как вы понимаете определения очаг и эпицентр землетрясения? Каким прибором измеряется сила и направление землетрясения? Приведите примеры наиболее разрушительных землетрясений. Что представляет собой шкала интенсивности землетрясений?Чем опасны землетрясения, и каковы их последствия? Перечислите основные способы снижения ущерба от землетрясений. Расскажите порядок действий при заблаговременном оповещении о землетрясении. Расскажите правила поведения, если вы оказались в завале.


Подписи к слайдам:

26
7,50
4,2
3,3
2,4
2
2,35
1
Кислород
Кремний
Алюминий
Железо
Кальций
Натрий
Калий
Магний
Водород
Распространение элементов в природе по массе Г р а н и т Гранит-самая распространенная горная порода. Состоит из кварца, полевого шпата и слюды. Содержит до 70% кремнезема. Гранит-прекрасный строительный материал. Г л и н а Состав глины выражается формулой Al2O3*2SiO2*2H2O.Глина служит основным сырьем в керамической промышленности, производящей фарфор и фаянс. Г е м а т и т Гематит-природная окись железа Fe2O3.Ценная железная руда. Крупные месторождения в России: в Кривом Роге, Курской магнитной аномалии. К в а р ц Кварц имеет формулу SiO2. Встречается в природе в виде песка. При накаливании смеси песка с углем получают карборунд, служащий для изготовления точильных камней. Кварц-драгоценный камень Прозрачные, как вода, и бесцветные кристаллы кварца называют горным хрусталем. Окрашенные разновидности кварца являются драгоценными камнями. Это аметист(фиолетовый), рубин(красный), морион(коричневый), сердолик(полупрозрачный розовый), раухтопаз( дымчатый прозрачный). К а л ь ц и т Кальцит-CaCO3 входит в состав известняковых пород. Прозрачная разновидность кальцита-исландский шпат применяется для изготовления призм в оптических приборах. М о л и б д е н и т Из молибденита MoS2 получают молибден ,который добавляют в стали для повышения прочности и антикорозийных свойств. Их применяют в изготовлении орудийных стволов. Т а л ь к Тальк-3MgO*H2O*4SiO2-природный силикат магния. Применяется в бумажной, парфюмерной промышленности, в медицине. А с б е с т Асбест-3MgO*2H2O*2SiO3-природный силикат магния отличается огнестойкостью. Применяется в качестве тепло- и электроизоляционного материала. Г н е й с Гнейс-метаморфическая горная порода. По составу сходен с гранитом, но отличается от него сланцеватостью. Распространен в Карелии, Забайкалье. Применяется в строительстве. М р а м о р Мрамор-кристаллическая горная порода.Бывает белого, розового и др. цветов. Применяется для скульптурных и архитектурных работ. Г и п с Гипс - сульфат кальция CaSO4*2H2O. Гипс прокаливают и получают алебастр, который замешивают с водой и применяют для штукатурных работ.Лучшие сорта используют в медицине для повязок. М а л а х и т Малахит-(CuOH)2CO3. Название свое этот минерал зеленого цвета получил от греческого слова «малхе», что означает «трава».В древности малахитовые печати славились четкостью оттисков. Также древние считали, что амулеты из малахита защищают от опасностей маленьких детей. Из-за разнообразия окраски минерала очень красивы изделия из малахита. Из него выполнены камины и стены малахитового зала Эрмитажа, колонны у алтаря Исаакиевского собора.


Подписи к слайдам:

Работу выполнил ученик 5 «Б» классаИванов Владислав минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства.
По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:
Полезные ископаемые
Горючие
Не рудные
Рудные
Камнецветное сырьё
Гидроминеральные
Горно- химическое
Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр.).Добычей полезных ископаемых занимается Горное дело.
Нефть
Нефть — горючая маслянистая жидкость, являющаяся смесью углеводородов, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли;
одно из наиважнейших для человечества полезных ископаемых.
Природный газ
Приро́дный газ — смесь газов, образовавшаяся в недрах земли при анаэробном разложении органических веществ.Часто является попутным газом при добыче нефти. Природный газ находится в газовом состоянии в виде отдельных скоплений (газовые залежи) или в виде газовой шапки нефтегазовых месторождений — это свободный газ, либо в растворённом состоянии в нефти или воде.
Горючий сланец — полезное ископаемое из группы твёрдых каустобиолитов, дающее при сухой перегонке значительное количество смолы (близкой по составу к нефти). Сланец образовался 450 миллионов лет тому назад на дне моря из растительных и животных остатков.
Горючий сланец Торф — горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Слой торфа в болотах не менее 30 см, (если меньше, то это заболоченные земли).Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др.
Торф У́голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он, подобно нефти и газу, представляет собой органическое вещество, подвергшееся медленному разложению под действием биологических и геологических процессов. Основа образования угля — растительные остатки.
Уголь Известня́к — осадочная горная порода, состоящая кальцита, а также из доломита. Известняк используется в строительстве. Известняк, состоящий преимущественно из раковин морских животных и их обломков называется ракушечником.
Известняк, может образовываться на внутренностях чайника в виде накипи.
Известняк Песо́к — осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород. Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца.
Песок Руда — вид полезных ископаемых, природное минеральное образование, содержащее соединения полезных компонентов (минералов, металлов) в концентрациях, делающих извлечение этих минералов экономически целесообразным. Наряду с самородными металлами существуют руды металлов (железа, олова, меди, цинка, никеля и т .п.). — основные формы природной встречаемости этих ископаемых, пригодные для промышленно-хозяйственного использования. Различают металлические и неметаллические рудные полезные ископаемые.
Руда скрытокристаллическая горная порода, сложенная в основном кварцем, халцедоном и пигментированная примесями других минералов (эпидот, актинолит, хлорит, слюда, пирит, окислы и гидроокислы железа и марганца), полудрагоценный поделочный камень.
Яшма В древности из яшм делали печатки и амулеты, якобы оберегавшие от расстройств зрения и от засухи. В наше время это популярный материал для художественных камнерезных изделий. В России яшма пользовалась большой популярностью при Екатерине Второй, которая развивала камнерезное дело и способствовала созданию нескольких крупных заводов по обработке яшмы. Многие произведения камнерезного искусства того времени сейчас хранятся в Эрмитаже.
Яшма Родони́т — минерал, силикат марганца, образовавшийся в особых условиях на контакте магмы с осадочными породами, богатыми марганцем.
Родонит

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Класс Двудольные Семейство Крестоцветные

Слайд 2

Задание 1 Подпиши составные части цветка 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 3

Задание 2 Укажите, под какой цифрой лист простой, а под какой сложный. 1 2 3 4 5

Слайд 4

Задание 3 Под какой римской цифрой указана мочковатая корневая система, а под какой стержневая? Что обозначено цифрами 1 и 2 на рисунке?

Слайд 5

Задание 4 Под какой цифрой изображен камбий? Под какой цифрой изображена сердцевина стебля?

Слайд 6

Цель: изучить характерные особенности двудольных растений познакомиться с особенностями двудольных растений; выявить признаки растений семейства крестоцветных. Задачи:

Слайд 7

В природе все растения относятся к двум классам Классы Двудольные Однодольные

Слайд 8

Систематический признак двудольных – наличие двух семядолей в зародыше

Слайд 9

Основные различия между двудольными и однодольными растениями Признаки Двудольные Однодольные Лист Сетчатое жилкование. Листовая пластинка и черешок Стебель Проводящие пучки образуют кольцо. Имеется камбий. Корень Стержневая. Главный корень и боковые Семя Зародыш имеет две семядоли. Цветки Число частей цветка в основном кратно 4 или 5. Опыляется чаще всего насекомыми. Примеры Горох, фасоль, лютик, роза, одуванчик и другие.

Слайд 12

Семейство Крестоцветных Общая характеристика Относится более 3000 видов. Околоцветник состоит из 4-х лепестков и 4-х чашелистиков, расположенных крест-накрест (отсюда и название семейства). Внутри околоцветника 6 тычинок окружают 1 пестик. Формула * Ч4 Л4 Т2+4 П1 Опыление перекрестное, осуществляется с помощью различных насекомых, у некоторых видов возможно самоопыление.

Слайд 13

Семейство Крестоцветных Общая характеристика Цветки мелкие или средней величины часто собраны в кистевидные соцветия. Плоды – стручки, внутри которых располагаются на ложной перегородке семена. Жизненная форма – травы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Проверка знаний 1. Заполните схему «Состав крови» Кровь Плазма Тромбоциты Межклеточное вещество Кровяные пластинки Клетки крови Эритроциты Лейкоциты ? ?

Слайд 3

Проверка знаний 2. Докажите, что кровь – это соединительная ткань. Ткань – это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединенных между собой межклеточным веществом. Кровь – это ткань, так как представляет собой группу клеток (эритроцитов и лейкоцитов) и кровяных пластинок (тромбоцитов), соединенных межклеточным веществом – плазмой. Кровь – соединительная ткань, так как у нее, как у всех видов соединительной ткани, хорошо развито межклеточное вещество – плазма.

Слайд 4

Проверка знаний 2. Назовите основные функции крови. связующая (связь между органами нашего тела); регуляторная (регуляция работы организма при помощи гормонов); защитная (защита от ядовитых веществ, болезнетворных организмов); теплорегуляторная (регуляция температуры тела, перенося тепло от органов, его вырабатывающих, к быстро охлаждающимся органам, например к коже).

Слайд 5

Ныне церковь опустела; Школа глухо заперта; Нива праздно перезрела; Роща темная пуста; И селенье, как жилище Погорелое, стоит, - Тихо все. (Одно кладбище) Не пустеет, не молчит. Поминутно мертвых носят, И стенания живых Боязливо Бога просят Успокоить души их! Поминутно места надо, И могилы меж собой, Как испуганное стадо, Жмутся тесной чередой. Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Пир во время чумы»

Слайд 6

Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: «Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков». В VI веке от чумы в Европе погибла ¼ часть населения – 10 млн человек. Чуму называли черной смертью .

Слайд 7

Не менее опасна была оспа. В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет». В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.

Слайд 8

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других? Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: первая преграда – это кожа и слизистые оболочки; вторая – иммунитет.

Слайд 9

Защитные свойства крови На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково? Заражение и заболевание – разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разнообразных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет от недоедания, переутомления, нервного потрясения и т.д.) Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь – он угнетает иммунитет

Слайд 10

Иммунитет Урок 33

Слайд 11

Цель: выяснить, что такое иммунитет, вид иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки, аллергия.

Слайд 12

Вопросы: Что такое иммунитет? Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и вещества. 2. Каков физиологический механизм иммунитета? В крови существует две группы лимфоцитов: В- и Т-клетки . В-клетки образуют особые вещества – антитела , которые, соединяясь с бактериями, делают их беззащитными против фагоцитов. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ называется фагоцитозом. Т-клетки сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусом. Вступая с ними в контакт, они выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий или вирусов. Эти особые вещества называются антителами и имеют белковую природу.

Слайд 13

Фагоцитоз

Слайд 14

Фагоцитоз

Слайд 15

Фагоцитоз и выработка антител – единый защитный механизм, названный иммунитетом. Какие виды иммунитета существуют?

Слайд 16

Задание: Самостоятельно изучите материал учебника на стр. 122 «Иммунитет». Ответьте на вопрос «Какие виды иммунитета существуют и чем они отличаются друг от друга».

Слайд 17

Иммунитет Естественный Искусственный Врожденный Приобретенный Активный Пассивный

Слайд 18

Иммунитет Естественный врожденный иммунитет – это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. (Например, люди не болеют чумой животных). Естественный приобретенный иммунитет – вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно. Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки человек чаще всего не заболевает или болеет легко. Подобные прививки делают против дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т.д. Пассивный искусственный иммунитет – это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Ее получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют при тяжелой инфекции - дифтерии

Слайд 19

В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.

Слайд 20

Профилактика СПИДа: исключение случайных половых связей; использование для инъекций одноразовых шприцов.

Слайд 21

Другим недугом века является аллергическая реакция на различные факторы внешней среды, т.е. аллергия – повышенная реакция организма на определенные факторы внешней среды. При этом у человека наблюдаются: чихание; слезотечение; отечность.

Слайд 22

В случае предрасположенности к аллергическим реакциям следует в целях профилактики соблюдать следующие правила: режим питания; своевременное обследование и лечение заболевания; отказ от самолечения.

Слайд 23

Домашнее задание: выполните письменно задание №9 с. 124 учебника; изучить текст учебника с. 122 подготовить сообщение (по желанию) «Из истории переливания крови».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как наш организм защищается от инфекции .

Слайд 2

Иммунитет – это способность распознавать вторжение в организм чужеродных объектов и удалять эти объекты из организма. Чужеродные вещества, обнаруживаемые иммунной системой , называются иммуногенами (антигенами); обычно ими являются белки или углеводы, находящиеся на поверхности болезнетворного микроорганизма или в свободном виде. В ответ на появление антигена в костном мозге образуются антитела – сложные белковые молекулы, способные распознать «ключевую» молекулу на поверхности микроорганизма и уничтожить её .

Слайд 3

атакует раковую Фагоцит уничтожает бактериальные клетки Клетка иммунной системы

Слайд 4

СПИД Нарушения иммунной системы сами по себе не приводят к смертельным случаям, но резко ослабляют устойчивость индивидуума по отношению к инфекции, в результате чего он может погибнуть. Одним из самых известных нарушений является синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД). Он вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), атакующим T-лимфоциты и записывающим в их ДНК собственную информацию. ВИЧ передаётся от матери к ребёнку, при переливании крови или половым путём. Инкубационный период (до момента проявления симптомов) сильно вариьрует; обычно он продолжается около 10 лет. СПИД – чрезвычайно опасная и пока что неизлечимая болезнь.

Слайд 5

Вирус СПИДа

Слайд 6

Переливание крови Особый вид иммунной реакции наступает при несовместимости собственной крови человека или животного и крови, которую ему переливают. Мембраны донорских эритроцитов содержат особые углеводы – агглютиногены, которые действуют как иммуногены и взаимодействуют с антителами, присутствующими в плазме реципиента, – агглютининами. В результате донорские клетки слипаются друг с другом. Существуют два типа агглютиногена и четыре группы крови. Кровь первой группы можно переливать любому человеку, а человеку, у которого кровь четвёртой группы, можно переливать кровь любой группы. Большинство людей имеют кровь первой и второй группы.

Слайд 7

Резус – фактор У 85 % людей имеется дополнительный агглютиноген – резус-фактор (Rh). Плазма резус-отрицательной крови (то есть крови с отсутствующим резус-фактором) обычно не содержит резус-агглютининов, но если в неё попадает резус-положительная кровь, то агглютинины начинают вырабатываться и при попадании обратно в резус-положительную кровь вызывают разрушение эритроцитов. Наиболее часто этот эффект проявляется, если мать с резус-отрицательной кровью беременна плодом с резус-положительной кровью

Слайд 8

Таблица 10.2.10.1. Последствия смешивания крови различных групп. «–» – кровь переливать нельзя. «+» – переливать можно. I II III IV I + + + + II – + – + III – – + + IV – – – + Последствия смешивания крови различных групп. «–» – кровь переливать нельзя. «+» – переливать можно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предмет анатомии, физиологии и гигиены человека. Человек и окружающая среда.

Слайд 2

Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья Анатомия Цитология Экология человека Генетика Гигиена Эмбриология Антропология Психология Физиология

Слайд 3

Почему в курсе биологии мы после зоологии изучаем организм человека? 1.Организм человека имеет сходства с организмом млекопитающих животных. Какие? 2. Человек ведёт происхождение от животных. Обоснуйте свой ответ опираясь на знания из курса зоологии.

Слайд 4

3. Почему же человек изучается не в курсе зоологии, а в специальном курсе, хотя у человека много общего с млекопитающими животными? Приведите примеры отличий человека от животных.

Слайд 5

4. Человек – биосоциальное существо (факторы природной среды на него действуют, но он относится к ним не пассивно, как животные, а активно. Кроме природных, на человека действуют и общественные факторы и среда.)

Слайд 6

5. Какие достижения современной науки в области анатомии, физиологии, гигиены и медицины вам известны? Приведите примеры.

Слайд 7

Проверь себя! 1. Приведите факты, доказывающие, что человек относится: к типу хордовых; к подтипу позвоночных; к классу млекопитающих; к отряду приматов; к семейству гоминид (людей); к роду человек; к виду человек разумный.

Слайд 8

выполни тест

Слайд 9

Домашнее задание: Прочитать с. 10 – 13 Подготовиться к проверочной работе по заданиям с. 14 – 15 Заполнить таблицу (становление человека) Представители гоминид Характеристика

Слайд 10

5. Человек – био социальное существо

Слайд 11

Эмбриология человека (гр. эмбрион – зародыш + гр. логос - учение) – наука, изучающая внутриутробное развитие человеческого организма.

Слайд 12

Антропология (гр. антропос – человек + гр. логос - учение) – наука, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида.

Слайд 13

Экология человека (гр. ойкос – дом, жилище + гр. логос - наука) – комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества в целом с окружающей природной и социальной средой.

Слайд 14

Цитология (гр. китос - сосуд) – наука, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.

Слайд 15

Генетика (гр. генезис - происхождение) – наука, изучающая механизмы закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.

Слайд 16

Гигиена человека – наука о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья человека, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней.

Слайд 17

Анатомия человека (гр.анатоме - рассечение) - наука о строении, форме человеческого организма, его органов.

Слайд 18

Физиология человека ( гр. физис – природа + гр. логос - учение) – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме.

Слайд 19

Психология (гр. психо – душа + гр. логос - учение ) - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

Слайд 20

4. Положение человека в классификации животного мира

Слайд 21

Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым Нижняя челюсть с выступающим подбородком, что связано с развитием мускулатуры языка Человеку свойственна речь как средство общения Черты различия Увеличение объёма мозга и развитие мыслительной деятельности Развитие кисти руки в связи с трудовой деятельностью прямохождение S -образный позвоночник Изменения в расположении внутренних органов Отличия между человеком и животными

Слайд 22

Сходство между человеком и животными Развитие зародыша внутри материнского организма (в матке) и вскармливание детёнышей молоком Постоянная температура тела Черты сходства Дифференциация зубного аппарата Наличие ушной раковины Наличие рудиментов (копчиковая кость, волосяной покров…) Общий план строения организма


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оплодотворение

Слайд 2

Тест «Мейоз» 1. Когда при мейозе происходит конъюгация гомологичных хромосом? 1. Профаза I. 2. Метафаза I. 3. Анафаза I. 4. Телофаза I. 5. Профаза II. 6. Метафаза II. 7. Анафаза II. 8. Телофаза II.

Слайд 3

Тест «Мейоз» 2. Какой набор хромосом и ДНК в конце 1-го деления мейоза? 1. 1n1c. 2. 1n2c. 3. 1n4c. 4. 2n2c. 5. 2n4c. 6. 4n4c.

Слайд 4

Тест «Мейоз» 3. Какой набор хромосом и ДНК в конце 2-го деления мейоза? 1. 1n1c. 2. 1n2c. 3. 1n4c. 4. 2n2c. 5. 2n4c. 6. 4n4c.

Слайд 5

Тест «Мейоз» 4. *** На каких стадиях мейоза набор хромосом и ДНК 2n4c? 1.Профаза I. 2. Метафаза I. 3. Анафаза I. 4. Телофаза I. 5. Профаза II. 6. Метафаза II. 7. Анафаза II. 8. Телофаза II.

Слайд 6

Тест «Мейоз» 5. На какой стадии мейоза набор хромосом и ДНК 2n2c? 1. Профаза I. 2. Метафаза I. 3. Анафаза I. 4. Телофаза I. 5. Профаза II. 6. Метафаза II. 7. Анафаза II. 8. Телофаза II.

Слайд 7

Тест «Мейоз» 6. *** На каких стадиях мейоза набор хромосом и ДНК 1n2c? 1. Профаза I. 2. Метафаза I. 3. Анафаза I. 4. Телофаза I. 5. Профаза II. 6. Метафаза II. 7. Анафаза II. 8. Телофаза II.

Слайд 8

Тест «Мейоз» 7. На какой стадии мейоза набор хромосом и ДНК 4n4c? 1. Профаза I. 2. Метафаза I. 3. Анафаза I. 4. Телофаза I. 5. Профаза II. 6. Метафаза II. 7. Анафаза II. 8. Такого набора хромосом и ДНК в норме не может быть.

Слайд 9

Тест «Мейоз» 8. На какой стадии мейоза набор хромосом и ДНК 1n1c? 1. Профаза I. 2. Метафаза I. 3. Анафаза I. 4. Телофаза I. 5. Профаза II. 6. Метафаза II. 7. Анафаза II. 8. Телофаза II.

Слайд 10

Тест «Мейоз» 9. *** На каких стадиях мейоза происходит перекомбинация генетического материала? 1. Профаза I. 2. Метафаза I. 3. Анафаза I. 4. Телофаза I. 5. Профаза II. 6. Метафаза II. 7. Анафаза II. 8. Телофаза II.

Слайд 11

Тест «Мейоз» 10. В какую стадию мейоза происходит кроссинговер? 1. Профаза I. 2. Метафаза I. 3. Анафаза I. 4. Телофаза I. 5. Профаза II. 6. Метафаза II. 7. Анафаза II. 8. Телофаза II.

Слайд 12

Гаметогенез – это процесс развития половых клеток – гамет. Предшественники гамет ( гаметоциты ) диплоидны. Процесс образования сперматозоидов называется сперматогенезом , а образование яйцеклеток – оогенезом ( овогенезом ) . В половых железах различают три разных участка, или зоны: зона размножения, зона роста, зона созревания. Сперматогенез и оогенез включают три одинаковые фазы: размножения, роста, созревания (деления). В сперматогенезе имеется еще одна фаза – формирования.

Слайд 13

Фаза размножения: диплоидные клетки многократно делятся митозом. Количество клеток в гонадах растет, их называют оогонии и сперматогонии. Набор хромосом 2n. В фазе роста происходит их рост, образовавшиеся клетки называются ооциты 1-го порядка и сперматоциты 1-го порядка. В фазе созревания происходит мейоз, в результате первого мейотического деления образуются гаметоциты 2-го порядка (набор хромосом n2c), которые вступают во второе мейотическое деление, и образуются клетки с гаплоидным набором хромосом (nс). Оогенез на этом этапе практически заканчивается, а сперматогенез включает еще фазу формирования , во время которой формируются сперматозоиды.

Слайд 14

В отличие от образования сперматозоидов, которое происходит только после достижения половой зрелости (в частности, у позвоночных животных), процесс образования яйцеклеток начинается еще у зародыша. Период размножения полностью осуществляется на зародышевой стадии развития и заканчивается к моменту рождения (у млекопитающих и человека). В период роста ооциты увеличиваются в размерах за счет накопления питательных веществ (белков, жиров, углеводов) и пигментов – образуется желток. Затем ооциты 1-го порядка вступают в период созревания. В результате первого мейотического деления возникают две дочерние клетки. Одна из них, относительно мелкая, называемая первым полярным тельцем, не является функциональной, а другая, более крупная ( ооцит 2-го порядка ), подвергается дальнейшим преобразованиям.

Слайд 15

Гаметы - это половые клетки, при слиянии которых образуется зигота, дающая начало новому организму. Они представляют собой высокоспециализированные клетки, участвующие в осуществлении процессов, связанных с половым размножением. Гаметы имеют ряд особенностей, отличающих их от соматических клеток: хромосомный набор соматических клеток – диплоидный (2n2с), а гамет – гаплоидный (nс); гаметы не делятся; гаметы, особенно яйцеклетки, более крупные, чем соматические клетки; яйцеклетка содержит много питательных веществ, сперматозоид – мало (практически отсутствуют); гаметы имеют измененное ядерно-цитоплазматическое соотношение по сравнению с соматическими клетками (в яйцеклетке ядро занимает значительно больший объем, чем цитоплазма, в сперматозоиде – наоборот, причем ядро имеет такие же размеры, что и в яйцеклетке).

Слайд 16

Активная роль в оплодотворении принадлежит сперматозоиду. Поэтому он имеет малые размеры и подвижен (у животных). Яйцеклетка не только приносит в зиготу свой набор хромосом, но и обеспечивает развитие зародыша на ранних стадиях. Поэтому она имеет крупные размеры и, как правило, содержит большой запас питательных веществ.

Слайд 17

Организация яйцеклеток животных Размер яйцеклеток колеблется в широких пределах – от нескольких десятков микрометров до нескольких сантиметров (яйцеклетка человека – около 100 мкм, яйцо страуса, имеющее длину со скорлупой порядка 155 мм, – тоже яйцеклетка). Яйцеклетка имеет ряд оболочек, располагающихся поверх плазматической мембраны, и запасные питательные вещества.

Слайд 18

Организация яйцеклеток животных Количество питательных веществ, накапливаемых в яйцеклетке, зависит от условий, в которых происходит развитие зародыша. Так, если развитие яйцеклетки происходит вне организма матери и приводит к формированию крупных животных, то желток может составлять более 95% объема яйцеклетки. Яйцеклетка млекопитающих содержит менее 5% желтка.

Слайд 19

Организация сперматозоидов Длина сперматозоида человека – 50–60 мкм. Функции сперматозоида определяют и его строение. Головка – самая крупная часть сперматозоида, образованная ядром, которое окружено тонким слоем цитоплазмы. На переднем конце головки расположена акросома – часть цитоплазмы с видоизмененным аппаратом Гольджи. Она вырабатывает фермент, который способствует растворению оболочек яйцеклетки. В месте перехода головки в среднюю часть образуется перехват – шейка сперматозоида, в которой расположены две центриоли. За шейкой располагается средняя часть сперматозоида, содержащая митохондрии, и хвост , который имеет типичное для всех жгутиков эукариот строение и является органоидом движения сперматозоида. Энергию для движения поставляет гидролиз АТФ, происходящий в митохондриях средней части сперматозоида.

Слайд 20

Совокупность процессов, приводящих к слиянию мужских и женских гамет, объединению их ядер и образованию зиготы, которая дает начало новому организму, называется оплодотворением. наружное оплодотворение , при котором встреча сперматозоидов и яйцеклеток происходит во внешней среде внутреннее оплодотворение , при котором встреча сперматозоидов и яйцеклеток происходит в половых путях самки

Слайд 21

Чаще всего сперматозоид полностью втягивается в яйцо, иногда жгутик остается снаружи и отбрасывается. С момента проникновения сперматозоида в яйцо гаметы перестают существовать, так как образуют единую клетку – зиготу. В зависимости от количества сперматозоидов, проникающих в яйцеклетку при оплодотворении, различают: моноспермию – оплодотворение, при котором в яйцо проникает только один сперматозоид (наиболее обычное оплодотворение), и полиспермию – оплодотворение, при котором в яйцеклетку проникает несколько сперматозоидов. Но даже в этом случае с ядром яйцеклетки сливается ядро только одного из сперматозоидов, а остальные ядра разрушаются.

Слайд 22

Сперматозоиды атакуют яйцеклетку

Слайд 23

ДНК сперматозоида внутри яйцеклетки

Слайд 24

Домашнее задание Прочитать § 23 . Составить схему двойного оплодотворения у цветковых растений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 2 Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

Слайд 2

Биография

Слайд 3

Дарвин Чарльз Роберт (1809-1882 гг.)

Слайд 4

С раннего детства маленький Чарльз отличался чертами, характерными для будущего ученого: восхищался красотами природы; упорно стремился к основательному знакомству с явлениями и вещами

Слайд 5

7 лет Дарвин провел в школе доктора Батлера, где его жизнь была нелегкой.

Слайд 6

В 16 лет Дарвин поступил на медицинский факультет в Эдинбурге.

Слайд 7

Большое впечатление произвела на него книга знаменитого путешественника Александра Гумбольдта. Об этой книге он писал позднее в знаменитом "Путешествии натуралиста!"

Слайд 8

Путешествие на "Бигле" продолжалось 5 лет и решило судьбу Дарвина. Во время этого путешествия у Дарвина зародилась идея эволюции.

Слайд 9

«Моя врождённая склонность к естествознанию окрепла и развилась благодаря путешествию на Бигле». (Ч. Дарвин)

Слайд 10

Осенью 1842 г. Чарльз Дарвин с семьей поселился в Доуне близ Лондона. В Доуне Дарвин написал все свои крупные труды .

Слайд 11

Здесь же в окончательной форме появилась его оригинальная теория эволюции.

Слайд 12

Теория эволюции принесла великому ученому бессмертие и славу.

Слайд 13

Умер ученый 19 апреля 1882 г. в своем небольшом имении в Доуне (графство Сюррей), где он вел почти отшельническую жизнь в течение 40 лет. Великолепный саркофаг Дарвина находится в Вестминстерском аббатстве в Лондоне рядом с могилами наиболее заслуженных сыновей Англии.

Слайд 14

Предпосылки возникновения теории

Слайд 15

Эволюционная теория Ч. Дарвина была изложена им в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (вышла в свет в 1859 г.). К середине XX в. был сделан ряд важнейших обобщений и открытий, которые противоречили креационистским взглядам и способствовали укреплению и дальнейшему развитию идеи эволюции, что создало научные предпосылки для эволюционной теории Ч. Дарвина.

Слайд 16

Научные предпосылки. Первая брешь в метафизическом мировоззрении была пробита немецким философом Э. Кантом (1724—1804), который в своем знаменитом труде «Всеобщая естественная история и теория неба» отверг миф о первом толчке и пришел к выводу, что Земля и вся Солнечная система — нечто возникшее во времени.

Слайд 17

Благодаря работам Э. Канта, П. Лапласа Земля и Солнечная система стали рассматриваться не как однажды созданные, а как развивающиеся во времени.

Слайд 18

В 1830 г. английский естествоиспытатель, основатель исторической геологии Ч. Лайель (1797— 18 75) обосновал идею об изменяемости поверхности Земли под влиянием различных причин и законов: климата, воды, вулканических сил, органических факторов. Лайель высказал мысль, что органический мир постепенно изменяется, и это было подтверждено результатами палеонтологических исследований французского зоолога Ж. Кювье (1769—1832).

Слайд 19

В первой половине XIX в. получила развитие идея о единстве всей природы. Шведский химик И. Берцелиус (1779— 1848) доказал, что все животные и растения состоят из таких же элементов, как и тела неживой природы.

Слайд 20

Немецкий химик Ф. Велер (1800— 1882) впервые в 1824 г. в лаборатории химическим путем синтезировал щавелевую кислоту, а в 1828 г. — мочевину, показав таким образом, что образование органических веществ возможно без участия некой «жизненной силы», присущей живым организмам.

Слайд 21

В XVIII—XIX вв. в силу сложившихся исторических условий (колонизации огромных территорий и их исследования) значительно расширились представления о многообразии органического мира, о закономерностях его распределения по континентам земного шара. Интенсивно развивается систематика: все многообразие органического мира потребовало своей классификации и приведения в определенную систему, что имело важное значение для развития идеи о родственности живых существ, а затем и о единстве их происхождения.

Слайд 22

В первой половине XIX в. начинается детальное изучение географического распространения организмов; начинают развиваться биогеография и экология, первые обобщающие выводы которых имели важное значение для обоснования идеи эволюции.

Слайд 23

Так, в 1807 г. немецкий натуралист А. Гумбольдт (1769—1859) высказал мысль о зависимости географического распространения организмов от условий существования.

Слайд 24

Русский ученый К. Ф.Рулье (1814—1858) пытается трактовать историческое изменение лика Земли и условий жизни на ней и объяснить влияние этих изменений на изменение животных и растений. Его ученик Н. А. Северцов (1827—1885) высказывал идеи о взаимосвязи организмов с окружающей средой, об образовании новых видов как приспособительном (адаптивном) процессе.

Слайд 25

В это же время развивается сравнительная морфология и анатомия. Ее успехи способствовали выяснению не только сходства строения различных видов животных, но и такого подобия в их организации, которое наводило на мысль о глубокой связи между ними, об их единстве.

Слайд 26

В 1817— 1818 гг. И. X. Пандером открыты зародышевые листки и универсальность их закладки в эмбриогенезе животных. Начинает складываться сравнительная эмбриология. Немецкий исследователь М. Ратке применил теорию зародышевых листков к беспозвоночным (1829).

Слайд 27

В конце 20-х годов XIX в. русский эмбриолог К. М. Бэр (1792—1870) установил основные этапы эмбрионального развития и доказал, что все позвоночные животные развиваются по единому плану. Впоследствии обобщения Бэра были названы Ч. Дарвином законом зародышевого сходства и использовались им для доказательства эволюции. Пример, наличие жаберных щелей в стенках глотки у зародышей всех позвоночных, включая человека.

Слайд 28

В 1839 г. немецким зоологом Т. Шванном была создана клеточная теория, которая обосновала общность микроструктуры и развития животных и растений.

Слайд 29

Вывод: Таким образом, интенсивное развитие науки, накопление в различных областях естествознания большого количества фактов, не совместимых с креационистскими представлениями о неизменности природы, подготовили основу для успешного развития эволюционного учения Дарвина.

Слайд 30

Общественно-экономические предпосылки. В конце XVIII в. развитие капитализма в Англии потребовало увеличения сырьевой базы. Высокими темпами начали развиваться промышленность и сельское хозяйство. Большое внимание в этот период уделялось селекционной работе с целью выведения новых сортов и пород. Были выведены новые породы крупного рогатого скота, лошадей, свиней, собак, голубей. Получены новые сорта овощных, плодово-ягодных культур растений.

Слайд 31

Таким образом, в Англии первой половины XIX в. были широко распространены идеи свободной конкуренции, учение о перенаселении, идея естественной гибели неудачных конкурентов.

Слайд 32

Немаловажное значение для создания эволюционной теории имело кругосветное путешествие Ч. Дарвина на английском корабле «Бигль» (1831—1836). В связи с задачами, поставленными перед экспедицией по изучению очертания берегов Южной Америки и других территорий, Ч. Дарвин имел возможность совершать длительные экскурсии, исследовать геологические породы, флору и фауну посещаемых местностей.

Слайд 33

Во время путешествия он собрал многочисленные факты, которые свидетельствовали в пользу изменяемости видов и подрывали веру в их сотворение. Эти факты можно объединить в три группы.

Слайд 34

Первая группа фактов свидетельствовала об исторической связи вымерших и ныне живущих животных. Скелеты ленивцев в Южной Америке (справа – современный вид, слева – ископаемый)

Слайд 35

Вторая группа фактов, опровергавшая концепцию постоянства видов, выявила закономерности географического распространения видов животных.

Слайд 36

Третья группа фактов связана с фауной Галапагосских островов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: