Молодым коллегам и наставникам

Воробьёва Елена Валерьевна

Консультация для молодого педагога по теме"Дифференцированный подход на этапе проверки усвоения пройденного материала"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация по теме:

 “Дифференцированный подход на этапе проверки усвоения пройденного материала по уровню обучаемости и обученности”

 

Содержание

  1. Введение.
  2.  Понятие дифференцированного обучения.
  3. Дифференцированный подход на этапе проверки усвоения пройденного материала по уровням обученности и обучаемости.
  4. Примеры  дифференцированных заданий.
  5. Список рекомендованной литературы.

Кто-то когда-то должен ответить,

Высветлив правду, истину вскрыв,

Кто же такие "трудные дети"?

Вечный вопрос, и больной, как нарыв.

Цифрами наши отчеты обильны,

Взлёт показателей тоже большой.

Может, поэтому мы так бессильны,

Перед замкнувшейся детской душой?

Вот он сидит перед нами, взгляните.

Сжался пружиной, отчаялся он.

С миром оборваны тонкие нити,

Словно стена без дверей и окон.

Сердце его — обнаженная рана.

Мысли и чувства — сложнейший клубок.

Кто же его искалечил так рано?

На беззащитность набросил замок?

Чтобы смогло это сердце забиться,

Чтобы добра уголёк не погас,

Нам, как сапёрам, нельзя ошибиться,

Жизнь эта будет зависеть от нас.

Нам поручили судьбы перекрёстки.

Время к проблеме лицо повернуть!

Будут прекрасными наши подростки,

Выбрав в начале правильный путь!

I. Введение

Уважаемый молодой коллега! Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение. Данный материал поможет организовать вашу деятельность с детьми разного уровня развития, оказав им помощь в усвоении знаний.  Работайте с «огоньком», творчески, это поможет вам получить желаемые результаты от нелегкого, но такого нужного и прекрасного труда!

Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками.

 В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем обучаемости, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.

           Как показывает практика, дети, имеющие показатели нормы по всем уровням развития встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.

Уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом.  В классе собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.  Это приводит к неуспеваемости.

   Данный материал предназначен для молодых педагогов, которые планируют использовать в своей работе технологии дифференцированного обучения.

II.   Что же такое дифференцированное обучение?

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени

Дифференцированное обучение – это:

    1. Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

 2.Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Технология дифференцированного обучения представляет собой особую форму организации обучения с учетом типологических индивидуально-психических особенностей обучающихся и особой организации коммуникации учителя и учеников.

В данной консультации рассмотрим применение уровней дифференциации на этапе проверки усвоения пройденного материала.

Уровневая дифференциация - это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.

Чаще всего дифференциация реализуется через деление класса на микрогруппы.

Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся, но в условиях дефицита учебного времени на уроках мы не всегда можем провести  комплексную научную диагностику, поэтому используем результаты диагностических работ в начале учебного года и результаты годовых контрольных работ.

Доказано, что большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают. Поэтому в процессе обучения обычно выделяют три уровня учащихся, для которых дифференцируются как цели, так и формы обучения  (Таблица 1).

Группы учащихся

Цели обучения

Вид заданий

1

Низкий уровень (А)

данную группу составляют учащиеся с низкой мотивацией учения, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам, с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке, при решении задач не могут найти связи между данными и искомыми величинами, не видят существенных зависимостей и ключевых моментов, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса.

  • Пробудить интерес;
  • Ликвидировать пробелы;
  • Сформировать умение работать  по образцу.

Репродуктивные

 (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)

2

Средний уровень (Б)

данную группу комплектую из учащихся со средними показателями успеваемости по предмету, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом, со средними способностями. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применять их при решении стандартных задач. Затрудняются при переходе к решению задач нового типа, но, овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач; не справляются с решением сложных (нетиповых) задач. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок Для этой группы наиболее важным для учителя будет деятельность по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизации школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.

  • Развить устойчивый интерес к предмету;
  • Закрепить и повторить имеющиеся знания;
  • Сформировать умение работать самостоятельно.

Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)

3

Высокий уровень (В)

данная группа - ученики с высокими учебными возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом. Учащиеся, которые могут сводить сложную задачу к цепочке простых задач самостоятельно. Для этой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящая естественный ускоренный процесс развёртывания психологических функций. Существенным моментом является ориентация на самостоятельность учащихся. Для наиболее одарённых детей разрабатываю индивидуальные задания и упражнения.

  • Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания;
  • Развить умение самостоятельной организации обучения

Творческие

Проверка усвоения изученного материала.

При проверке усвоения материала проводится дифференцированно с использованием заданий различного уровня сложности. Для учащиеся из группы А допускается использование составленного плана ответа, алгоритма к заданию. В работе на уроках используются разноуровневые карточки. В этих карточках на первом этапе – решение обязательных заданий, на втором этапе – более сложные задания, на третьем этапе – задания, требующие творческого подхода. При получении такого задания каждый ученик определяет для себя этапы работы.

Контроль знаний (проведение самостоятельных и контрольных работ).

Самостоятельные и контрольные работы содержат задания обязательного уровня и повышенного уровня сложности. Обучающие самостоятельные работы обычно состоят из трех видов заданий: решение по образцу (для группы А); выделение главного в решении или нужного ответа из нескольких (для группы В); работа с дополнительным материалом (для группы С).

III.   Дифференцированный подход на этапе проверки усвоения пройденного материала по уровням обученности и обучаемости.

Цель дифференцированного подхода на данном этапе: осуществит диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Мы знаем, что обученность - это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики развития ученика, которые сложились к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, навыков и умений; качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность); способы и приемы их приобретения. А  обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития, это ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого также зависит успешность обучения.

Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, то обучаемость - характеристика его потенциального развития.

 «Для высокого уровня обучаемости характерны: умение действовать в уме, осуществлять ориентировку и перенос, открытость к помощи, способность к самостоятельной постановке целей обучения. Для низкой обучаемости характерны: слабая откликаемость на помощь, но в то же время потребность в большем ее количестве, отсутствие инициативы и самостоятельности».

Соотношение обученности и обучаемости бывает разным.

Как правило, высокая обученность является результатом высокого уровня обучаемости и наоборот. Но у педагогически запущенных детей обученность может быть низкой, а обучаемость достаточно высокой. Про такого ученика учителя обычно говорят: «Он учится не в полную меру своих сил».

IV. Примеры  дифференцированных заданий.

Приведем примеры  дифференцированных заданий, рассчитанных на три группы учащихся:

Русский язык

Тема: Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.(2класс)

Цель: контроль  усвоения знаний, умений и навыков по данной теме.

Задачи:

  • Развивать у детей орфографическую зоркость, самостоятельность, самоконтроль и самооценку, интеллект, внимание; 
  • Способствовать обогащению словаря и письменной речи;
  • Прививать интерес и любовь к русскому слову;
  • Вырабатывать привычку делового сотрудничества, самоконтроля за поведением во время работы на уроке

Уровни:

Характеристика заданий каждого уровня:

1 уровень:

1) Поставьте в словах ударение, вставьте пропущенную букву:

полюшко – п…лянка

свет – св…тильник

вёдра – в…дёрко

сад – с…довник

тень – т…нистая

чёрный – ч…рнеть

2)  Спишите, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.

Образец: кормит – кормил.

Варит – ____________

Машет –  ___________       

Стонет – ____________      

Топит – _____________

Скажет – ____________       

Зацепит – ____________

3) Прочитайте пословицы, найдите в каждой однокоренные слова. Подчеркните то слово, которое является проверочным для безударной гласной в корне:

Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.

 Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

 В камень стрелять – только стрелы терять.

Задания данного уровня демонстрируют базовые знания, умения, навыки.

Цель заданий данного уровня:

- проверить умение ставить ударение и применять правило безударной гласной в корне;

- записывать слова по образцу, вместе с безударной гласной в корне;

- находить проверяемые и проверочные слова в предложениях.

2 уровень:

1) Поставьте ударение, из двух слов подчеркните проверочное, вставьте пропущенную букву:

следом, следы – насл…дить

ледяной, лёд – л…док

снег, снеговик – сн…жинка

звонкий, звонок – позв…нить

котята, котик – к…тёночек

говорил, говор – разг…вор

2. Из однокоренных слов выпишите только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставьте пропущенную букву.

1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.

_______________________________________

2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.

________________________________________

3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.

________________________________________

3) Подберите по два проверочных слова, поставьте ударение, вставь пропущенные буквы.

Образец: зе́лень, зелёный – з…л…не́ть.

п…л…сатый - _________________

 к…л…сок - ___________________

х…л…дало - ___________________

 г…л…са - ____________________

 м…л…дой- ___________________

Задания данного уровня предполагают наличие умения наблюдать за учебным материалом; выявлять проблемы, выбирать пути их решения и получать результаты.

Цель заданий данного уровня:

- проверить умения ставить ударение и вставлять пропущенные буквы, опираясь на проверочные слова;

- из нескольких слов находить проверочные слова и вставлять пропущенную букву, опираясь на ударный гласный в корне;

- подбирать проверочные слова, к словам, в которых пропущены сразу две безударные гласные, ставить ударение.

3 уровень:

1) Подберите проверочное слово, поставьте ударение, вставь пропущенную букву.

____________________ - с…довник

____________________ - в…дяной

____________________ - цв…тут

____________________ - зв…зда

____________________ - т…нистый

____________________ - м…стерить

2)  Прочитайте и определите, какая безударная гласная в корне проверена, допишите проверочное слово для другой безударной гласной:

трепещет, ____________ – тр..п..тали;

вечерний,____________ – в..ч..реет;

сторожка,_____________ – ст..р..жили;

зелень,_______________ – з..л..нели;

хлопочет,_____________ – хл..п..тали;

лепет,________________ – л..п..тали;

3) Заполните таблицу, написав в пять столбиков по два-три слова с безударной гласной в корне:

е

и

я

а

о

Выполнение заданий данного уровня свидетельствует о способности учащихся рассматривать предложенный материал с разных точек зрения, указывать на самостоятельность и подвижность мышления, осознание учеником своих действий.

Цель заданий данного уровня:

- проверка умения подбирать проверочные слова и ставить ударение;

- с помощью проверочного слова, определять безударную гласную в корне, дописывать другое проверочное слово, для другой безударной гласной;

- придумывать слова с безударной гласной, на заданную букву.

Математика

Тема: Натуральный ряд и другие числовые последовательности. (3 класс)

Цель: контроль  усвоения знаний, умений и навыков по данной теме.

Задачи:

  • Закрепить понятия «числовая последовательность» как последовательность чисел, составленная по правилу;
  • Проверить умения записывать несколько членов заданной числовой последовательности по правилу.

Уровни:

Характеристика заданий каждого уровня:

1 уровень:

1) Определи правило, по которому составлена последовательность чисел:

10, 30, 50, 70.

2) Запишите первое и третье число последовательности:

___________     _____________

3) Запишите еще два числа данной последовательности:

10,30,50,70, ___. ___.

Задания предлагаются в готовом виде, которые должны быть усвоены всеми учащимися,

репродуктивного характера, на уровне воспроизведения.

.Цель заданий данного уровня:

- проверка умения определять правило, по которому составляется последовательность

- находить определённые числа в числовом ряду;

- продолжать заданный ряд.

2 уровень:

1) Проанализируйте данную последовательность, вставьте пропущенные числа:

5, 10, 25, 30, 45, ___. ____.

2) Сформулируйте правило, по которому составлена последовательность этих чисел:

___________________________________

3) Запишите свою последовательность чисел, на данное правило:

_____________________________________________

Задания на осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. Работа на продуктивном уровне: решить задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют небольших преобразований.

.Цель заданий данного уровня:

- проверка умений анализировать числовой ряд;

- формулировать правило, по которому составлена последовательность;

- записывать последовательность по заданному правилу.

3 уровень:

1) Найдите ошибки в данной последовательности, исправьте их:

5,  10, 15, 20, 22, 30, 35, 41, 45, 50.

2) Сформулируйте правило, по которому составлена последовательность этих чисел:

3) Придумайте и запишите свою последовательность чисел, объясните, по какому правилу она записана:

_____________________________________

Правило: ______________________________________

 Творческое использование знаний; решение неизвестного, без готового эталона.

Цель заданий данного уровня:

- проверка умений находить ошибки в записи числового ряда;

- формулировать правило, по которому составлена последовательность;

- придумывать и записывать свою последовательность, придумав правило.

Карточки для дифференцированной работы по окружающему миру

Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями.

  1. Инструкция:
  • Выполните одно задание по выбору (из 3).
  1. Инструкция:
  • Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1.
  • Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.
  • Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание 3.

Напутствующие слова, перед началом работы: Ребята, сегодня мы работаем в группах, вы можете сами определиться, в какой группе будете работать:

  • Если вы считаете, что еще не совсем хорошо усвоили тему (материал изучаемой темы), то можете поработать в первой группе;
  • Если вы усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решении практических задач, выбирайте вторую группу;
  • Если вы уверенно чувствуете себя в теме, хорошо усвоили всю тему в целом и хотите проверить свои силы, выбирайте третью группу.

Окружающий мир

Тема: Кто такие звери. (1 класс)

Цель: контроль  усвоения знаний, умений и навыков по данной теме.

Задачи: 

  • Сформировать представления учащихся о жизни животных и условиях, необходимых для их жизни.
  • Формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Развивать кругозор детей, прививать любовь к предмету.

Уровни:

Характеристика заданий каждого уровня:

1. Уровень первый:

1) Соедини картинки животных с их названиями:

       

   

       

медведь                    корова                   хомяк  

 свинья                      лошадь                  петух                бобёр

2) Раздели этих животных на две группы:

1 группа                                 2 группа

___________                        ____________

___________                        ____________

___________                        ____________

___________                       _____________

3: Ответь на вопросы:

Как одним словом, называются эти животные?

________________________________________________

Кто лишний:_______________.

Задания предлагаются в готовом виде, которые должны быть усвоены всеми учащимися,

репродуктивного характера, на уровне воспроизведения.

Цель заданий данного уровня:

- проверка умения зрительно узнавать животные;

- умение классифицировать их по уровню обитания;

- умение выделять животных, не относящихся к группе «звери».

2 уровень:

1)Рассмотрите животных, что их объединяет, чем различаются:

         

             

  

2)  Заполните таблицу, записав сначала животных одной группы, а потом другой:

Название животного

Название детёныша

Название жилища

3)  Что объединяет данных животных, обоснуй ответ:

________________________________________

________________________________________

Задания на осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. Работа на продуктивном уровне: решить задачи, требующие небольших преобразований.

Цель заданий данного уровня:

- проверка умения зрительно узнавать животные;

- проверка умения работать с таблицей, записывая в неё полученные на уроке знания;

- умения анализировать записанный материал.

3 уровень:

1)Запишите названия животных и их детенышей:

    

_____________        ______________    ______________

_____________        ______________    ______________

 

           

____________    _____________   _______________

____________    _____________   _______________

 К какой группе относятся данные животные: _______________

Сделайте вывод: _________________________________

________________________________________________

2) Приведи примеры других животных, относящихся к этой же группе:

________________________________________________

3)Сделайте сравнительный анализ других групп животных, записав их названия и отличительные черты:

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.

Цель заданий данного уровня:

- проверка умения зрительно узнавать животные;

- умение делать выводы;

- умение  записывать материал, выходящий за рамки урока;

- умение делать сравнение, анализ и синтез.

Список рекомендуемых источников

1.         Осмаловская И. М. Дифференциация процесса обучения в современной школе, Москва – Воронеж 2004.

 Алфёрова Е.И. Изучение индивидуальных особенностей личности школьников.- Тобольск 2004г.

2.     2. Анолупо Н.Н. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения.// НШ №3 2003г.

3.     4. Дмитриева О.Н. Контрольные и самостоятельные работы. - М., 2005г.

4.         Косякова М. А. Воронежская область, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования 2004.

5 Степанова Е. Личностно- ориентированный подход в педагогической деятельности.// « Воспитание школьников» № 2 2003г.

CoolReferat.com

referatoff.ruload/012886/

BiblioFond.ru ›view.aspx?id=466474 

referat.ru ›referats/view/19868 

 




















Предварительный просмотр:

 

В чем особенности проблемного метода обучения?

Проблемное обучение требует изменения типа деятельности ученика и изменения структуры учебного материала. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится самим учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый проблемный метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя.

Умственный поиск – сложный процесс. Не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель дает задание ученикам и указывает, как его выполнить, то даже их самостоятельный поиск не будет решением проблемы. Ученики могут принимать активное участие в научно-исследовательской работе, собирая эмпирический материал, но, не решая никаких проблем. Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском путей решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической, практической, учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, то он превращается в проблемное учение.

Основные различия между проблемным и традиционным обучением: по цели и принципам организации учебного процесса

Проблемное обучение

Традиционное обучение

Цель обучения

Усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие творческих способностей.

Усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знанием основ наук, привитие их соответствующих умений и навыков.

Основной принцип организации учебного процесса

Принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, т.е. принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретение

Принцип передачи учащимся готовых выводов науки.

Как создать проблемную ситуацию на уроке?

Существуют наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

Первый тип следует считать наиболее общим и распространенным: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной ситуации, т.е. в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.

Второй тип – проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий этап проблемная ситуация легко возникает в том, случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

Четвертый тип – проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

На основании обобщенного передового опыта можно указать несколько способов создания проблемных ситуаций. Эти способы выбираются учителем на основе знаний им условий возникновения различных типов проблемных ситуаций.

Первый способ – побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приведет к активному усвоению новых знаний.

Второй способ – использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. В итоге анализа ситуации ученики сами формируют проблему.

Третий способ – постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в лаборатории, а также на уроках по гуманитарным предметам.


Четвертый способ – побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

Пятый способ – выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка.

Шестой способ – побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Седьмой способ – побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задания рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

Восьмой способ – ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимися у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.

Девятый способ – организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации. В этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом.

Десятый способ – варьированные задачи, переформулировка вопроса.

Подробнее можно посмотреть здесь:

1. Проблемное обучение на уроках математики

http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/04/22/problemnoe-obuchenie-na-urokakh

2. Мастер-класс «Методы создания проблемной ситуации на уроке»

http://aneks.spb.ru/raznoe/metody-sozdaniia-problemnoi-situatcii-na-uroke.html



Предварительный просмотр:

«Формы и методы индивидуальной работы с молодым педагогом» (Из опыта работы)

Всегда вперёд, после каждого

Совершённого шага готовиться к

следующему,

все помыслы отдавать тому,

что ещё предстоит сделать.

Н.Н. Бурденко

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы в коммуникации из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит еще сложнее, чем у представителей другой профессии, потому что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу.

Педагог – это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. А еще начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми и с родителями, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, ему необходимо научиться учить других, выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения.

Молодым педагогам легче начинать свою педагогическую деятельность, при условии, что старшее поколение преподавателей стремится передать молодым свой опыт. Ведь более опытный педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Поэтому задача

опытного педагога, наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Школа, в которой я работаю, тоже молодая, и функционирует второй год. В нашей школе более 30 процентов начинающих педагогов, которые начали свой педагогический путь не так давно, кто-то уже проработал год, кто-то второй, но с каждым из них выстроена индивидуальная и групповая работа. Мы помогаем молодому педагогу в приобретении знаний, овладению инновационными технологиями обучения и воспитания, в комфортном вхождении в профессию.

Формы оказания методической помощи молодым педагогам предполагаются разные, мы же поговорим об индивидуальной.

Работа с молодым коллегой начинается с аналитической деятельности, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагога к самообразованию. Для выявления профессиональных затруднений начинающего педагога мы используем следующую модель мониторинга: анкетирование, исследование, опрос и анализ урока.

Цель: выявление

1. Анкета : "Уровень

затруднений в

профессиональной

педагогической

подготовки".

деятельности по

2. Исследование:

результатам

"Владение молодым

самооценки педагога

педагогом навыками

самостоятельной

работы".

Мониторинг

профессиональных

1.Опрос:

затруднений молодого

"Результативность

педагога

работы с молодым

педагогом по

Цель: выявление

ликвидации

затруднений в

затрудненийв

педагогической

педагогической

деятельности"

деятельности

2. Карта анализ урока

молодого педагога по

: "Оценка урока на

результатам

соответствие

наблюдения

требованиям ФГОС"

По результатам мониторинга выявляется круг проблем начинающего педагога и определяется цель и направления наставнической деятельности, составляется план работы с молодым педагогом. Выбираются наиболее эффективные формы взаимодействия.

Основное содержание работы с молодыми специалистами – это оказание методической помощи. С учителями, которые работают в школе первый год, обсуждаются вопросы по методике планирования уроков и внеклассных мероприятий. Организуются консультации по:

  • оформлению классных журналов;

  • составлению тематических планов.

Проводятся практикумы по:

  • разработке планов календарно-тематического планирования и воспитательной работы;

  • поурочному планированию;

  • проектированию методической структуры урока в зависимости от его типа и вида;

  • оптимизации выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока;

  • планированию дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.

Ведутся регулярные беседы и наблюдение за работой молодого специалиста, через посещение и взаимопосещение уроков.

Молодым учителям выдаются памятки и методические разработки по темам: 1. «Деятельность учителя с личностно-ориентированной направленностью урока».

  1. «Самоанализ современного урока».

3. «Психологический комфорт на уроке».

  1. «Современный урок: технологии, методы и приёмы».

  1. «Как анализировать свой урок?»

6. «Нестандартные формы проведения урока».

  1. «Продуктивное распределение времени на всех этапах урока».

Проводятся лекции, дискуссии, практикумы по обмену опытом и выработке умений выхода из затруднений.

Совместная подготовка уроков и мероприятий способствуют объединению и созданию командного духа между молодым педагогом и наставником.

Очень эффективный рост в педагогической карьере дает участие молодого педагога в конкурсах. Конкурс организует, вносит свежую струю в педагогические будни, а главное, пополняет профессиональную копилку. Без сомнений, очень важно, когда молодой коллега не стоит на месте, а развивается. К каждому конкурсу молодого коллегу готовит его наставник, а иногда и вместе с наставником молодой принимает участие в конкурсе.

Одной из основных составляющих становления педагога является самообразование. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы,

самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным. Самообразование – верный путь к успешной профессиональной деятельности молодого педагога. Наши молодые педагоги выбрали, на данный момент, актуальную тему для самообразования – «Взаимосвязь печатных и электронных ресурсов как условие организации эффективной образовательной деятельности в начальной школе». Тема интересная и необходимая для успешной деятельности в наш век цифровых технологий.

На основании анкетирования, проведенного администрацией МАОУ Школа «Перспектива» в ноябре 2019 года, отмечены профессиональный рост молодых специалистов, активное применение ими в практике проведения уроков и внеурочных занятий современных технологий: РКМЧП, здоровьесберегающие технологии, технологии деятельностного подхода, а также системное использование диагностики метапредметных результатов с помощью измерительных инструментариев: «Комплексные работы на межпредметной основе».

За период работы в МАОУ Школа «Перспектива» молодые коллеги успешно прошли курсы повышения квалификации по темам:

 ИМЦ «Теория и практика развивающего обучения в современной школе (на примере системы «Перспективная начальная школа»)» август 2018 г.

 РЦРО «Современные методы и приемы преподавания в школе» май 2018 г.  ТОИПКРО «Педагогическая мозаика» по теме «Интерактивные технологии как средство классбилдинга» в рамках проекта «Классный руководитель.

Перезагрузка» июнь 2019 г.

 ТОИПКРО «Фестиваль образовательных практик «Tomsk TeacherFest» ноябрь 2019 г.

Таким        образом,        совместное        творчество        наставников        и        молодых

педагогов способствует их общему саморазвитию и самосовершенствованию.