Уроки по системе дистанционного обучения

Лизякина Ирина Константиновна

Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета. Поэтому для её реализации необходимо воспользоваться социально-инновационными технологиями и практическими навыками, используя отечественный и зарубежный опыт. Это позволит раскрыть необходимый обществу индивидуальный потенциал каждого человека.

Безусловно, стартовым условием для интеграции инвалидов в общество является создание партнерства власти, бизнеса, гражданского общества и, безусловно, образования. Поскольку у людей с ограниченными возможностями расширяются другие каналы восприятия мира, обостряются другие чувства, необходимо предоставить им возможность общаться на уровне современного общества, задействовать их интеллектуальный потенциал, чтобы развивать участие инвалидов в нашей жизни. Эффективным средством организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Правовую основу организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, составляют, прежде всего, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992г. N3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005г. N137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий". На основании статьи 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Необходимым условием организации дистанционного обучения является активное включение в деятельность родителей обучающихся. Эта особенность, как правило, реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, обучение родителей информационно-коммуникативным технологиям. Со стороны родителей или лиц их заменяющих необходима заинтересованность к урокам в дистанционном режиме. На начальном периоде обучения, при освоении работы на компьютере нужно помогать ребёнку выполнять учебные действия, осваивать умения и навыки работы в электронной оболочке. Данная технология может быть использована и при обучении школьников, временно не посещающих учебное заведение по медицинским показаниям. В таком случае можно рекомендовать следующие направления организации дистанционного обучения:

·           Свободный темп работы, неограниченный временными рамками;

·           Удобное для учащегося место занятий, домашняя обстановка;

·           Модульность обучения, где каждый отдельный курс создаёт целостное представление об определённой области знаний;

·           Личностно-ориентированный подход в обучении;

·           Разнообразие педагогических технологий, использование различных методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний, умений и навыков.

Дистанционное обучение детей-инвалидов рекомендуется осуществлять индивидуально.

Стоит отметить, что при наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Под дистанционным обучением (ДО) понимается учебный процесс, при котором все или часть учебных занятий осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

Термин образование в настоящее время имеет две различные интерпретации. В соответствии с БСЭ "образование - это совокупность знаний и связанных с ними навыков и умений, необходимых для практической деятельности". С другой стороны, мы во многих ситуациях понимаем под образованием отрасль общественной деятельности. Применительно к дистанционному образованию обычно придерживаются второй интерпретации, т.е. дистанционное образование – это образовательная система, обеспечивающая получение комплекса знаний, умений и навыков с помощью дистанционных технологий обучения. Это понятие включает в себя кадровый состав администрации и технических специалистов, профессорско-преподавательский состав, учебные материалы и продукты, методики обучения и средства доставки знаний студенту, объединенные организационно, методически и технически с целью проведения дистанционного обучения.

 

 

1.     Факторы, определяющие качество образования

 

Для выявления факторов, определяющих качество образования, целесообразно рассмотреть компоненты процесса обучения. На рисунке приведена архитектура образовательной системы

 

Описание: http://www.engineer.bmstu.ru/resources/science/Image9.gif

рис. 1 Архитектура образовательной системы

 

Компонентами системы являются обучаемый, преподаватель (инструктор), учебные материалы (репозиторий), система доставки материалов обучаемому, система оценивания результатов учебы, модель обучаемого (его профиль). Взаимосвязи в архитектуре отображают потоки данных, которыми обмениваются участники процесса обучения. Инструктор (им может быть преподаватель или компьютерная система) управляет выбором учебных материалов из репозитория на основе информации о профиле обучаемого, результатах оценивания поведения обучаемого и метаданных репозитория. Выбранные учебные материалы передаются обучаемому, а сведения о тестирующей части доставляются также компоненту оценивание через компонент доставка. Обучаемый выполняет учебные процедуры, воздействуя на компонент оценивание, который, в свою очередь, может изменять данные в профиле обучаемого. В процессе изучения материала обучаемый может обмениваться информацией непосредственно с инструктором.

Фактором, влияющим на качество образования, от компонента обучаемый является качество предварительной подготовки абитуриента, его способности. Этот фактор в системе управления качеством может быть использован частично при организации работы приемной комиссии в вузе и различных форм довузовской подготовки.

Фактор от компонента инструктор - квалификация преподавателей. При ДО имеется несколько категорий преподавателей – это:

·     авторы учебных материалов,

·     преподаватели-консультанты,

·     преподаватели-тьюторы.

Влияние авторов учебных материалов на качество обучения может быть учтено через контроль качества учебных материалов. Для контроля качества остальных представителей преподавательского корпуса можно использовать традиционные подходы, основанные на контроле наличия ученых степеней и званий, участия преподавателей в научных исследованиях и т.п.

Контроль качества средств доставки сводится к контролю количественных и качественных характеристик материально-технического обеспечения учебного процесса. В случае ДО это характеристики компьютеров и сетевого оборудования.

Компонент оценивание определяет эффективность контроля знаний студента и обратной связи студент-преподаватель. При оценке качества ДО эффективность связана с показателями качества тестирующих систем.

Наконец, качество образования зависит от качества учебных материалов, находящихся в репозитории.

 

2.     Типы учебных материалов, используемых при дистанционном образовании

 

Учебные материалы можно классифицировать по ряду признаков.

В зависимости от роли, выполняемой в процессе ДО учебные материалы подразделяются на:

·          учебники,

·          учебные пособия,

·          практикумы,

·          сборники лабораторных работ,

·          справочники,

·          методические указания,

·          сборники типовых заданий и упражнений,

·          типовых вопросов и ответов на них,

·          прикладное программное обеспечение.

Основная форма названных материалов – электронная, хотя часто возможно использовать также твердые копии.

Одной из интегрированных форм учебных материалов в традиционных формах обучения является учебно-методический комплекс (УМК), объединяющий большинство из названных материалов.

При ДО аналогом УМК становится электронный учебник (ЭУ). Например, предлагается под ЭУ понимать объединение частей, показанных на рисунке

Описание: http://www.engineer.bmstu.ru/resources/science/Image10.gif

рис. 2 Состав электронного учебника

 

Однако степень интеграции в ЭУ может быть различной, в связи с чем обычно используется классификация ЭУ на несколько уровней (классов). Учебные материалы класса 0 относятся к обычным документам, переведенным в электронный вид (например, с помощью редактора Word) и предназначенным для архивации. Класс 1 относится к документам, части которого индексированы и доступны по ссылкам из оглавления. Документы класса 2 – файлы в коде ASCII, внутри которых применена разметка с помощью тегов, что позволяет осуществлять навигацию внутри пособия. Документы класса 3 отличаются тем, что в них применена разметка с помощью языка SGML.

Документы классов 0-3 являются линейными в том смысле, что в них, как и в обычных бумажных пособиях, материал излагается последовательно страница за страницей. В отличие от них документы класса 4 имеют не линейную, а иерархическую структуру, и предназначены для интерактивных презентаций. Развитие класса 4 в направлении увеличения степени интеллектуализации приводит к классу 5, в котором имеются средства формирования версий пособий, адаптированных к запросам и уровню подготовленности пользователя.

 

3.     Стандарты в области образовательных технологий

 

В настоящее время продолжают разрабатываться методики создания электронных учебников, в том числе по федеральным научно-техническим программам. В них справедливо уделяется внимание вопросам широкого использования мультимедийных технологий, повышения эффективности тестирующих систем, учета психологических факторов при обучении и др. Необходимо в число требований к создаваемым средствам компьютерного обучения включать требования интероперабельности учебников, компиляции версий учебных материалов, адаптированных к индивидуальным особенностям обучаемых, целесообразно уделять большее внимание снижению временных и материальных затрат на создание версий учебников. Базой для реализации этих требований должны стать международные стандарты в области информационных технологий обучения и их творческое развитие в отечественных образовательных организациях.

 

Причины появления и назначение стандартов в области информационных технологий обучения

 

Индустрия компьютерных средств обучения развивается на протяжении уже более двадцати пяти лет. На первых порах в учебном процессе использовались различные программно-методические комплексы для освоения студентами элементов информационных технологий. Примерами таких комплексов могут служить учебно-исследовательские САПР. Одновременно получили развитие компьютерные средства контроля знаний студентов. В конце 80-х годов стали создаваться компьютерные обучающие системы (КОС) на базе электронных учебников по различным дисциплинам с текстовыми и графическими фрагментами.

Появление Веб-технологий в первой половине 90-х годов стало очевидным стимулом для развития информационных технологий в обучении. Во второй половине 90-х годов началось становление дистанционного обучения, в том числе обучения на базе Internet. Появилась концепция открытого образования, как системы предоставления образовательных услуг с помощью средств, имеющихся в распределенной информационно-образовательной среде, выбираемых пользователем и адаптированных под его конкретные запросы.

Однако существовавшие к тому времени КОС не были приспособлены к реализации идей дистанционного обучения и открытого образования в силу своей уникальности, несовместимости форматов данных, структур электронных обучающих средств и т.п. Электронный учебник, созданный с помощью авторской подсистемы в одной КОС, не мог быть воспроизведен и использован в рамках другой КОС. Существующие электронные учебники не отличались гибкостью, отсутствовали технологии адаптации содержания электронных курсов к запросам конкретных обучаемых, что не позволяло в нужной степени удовлетворить требования индивидуализации обучения. Нерешенной оставалась проблема легкости сопровождения учебников, своевременного отражения в них современного состояния науки и техники.

Со всей очевидностью возникла проблема унификации архитектур обучающих систем, структур и форматов данных для представления учебных материалов, моделей обучаемых, средств управления учебным процессом и компиляции индивидуализированных версий учебных пособий, отражающих последние научно-технические достижения.

 

4.     Критерии качества учебных материалов

 

Документы, методики и процедуры, используемые в управлении качеством, называются системой управления качеством.

Показатель качества (системный элемент) – атрибут или группа атрибутов, характеризующие качество дистанционного образования (или обучения). В системе управления качеством имеется несколько групп показателей, характеризующих качество ДО.

Показатели качества можно классифицировать по ряду признаков.

Так, среди показателей качества ДО имеются показатели как числовые (типов real и integer), так и качественные (типов enumeration, string или boolean). Очевидно, что количественная оценка качества станет возможной после выбора способа перевода неколичественных показателей в количественные.

Согласно концепции информатизации образования качество образования характеризуется следующими группами показателей:

·     показатели качества содержания образования;

·     показатели качества технологий обучения;

·     показатели качества результатов образования.

Этому делению показателей на группы соответствует и предлагаемое группирование показателей качества по следующим аспектам и свойствам обеспечения, организации и проведения учебного процесса:

·     учебные планы и программы;

·     база учебных материалов;

·     техническое обеспечение;

·     методики и технологии проведения учебных занятий, включая тестирование обучаемых (процедуры промежуточного и итогового контроля, возможно использование результатов анкетирования обучаемых).

·     возможности производственной подсистемы;

·     кадровое обеспечение;

·     организационное обеспечение.

Выбор групп показателей и конкретных показателей качества должен быть подчинен следующим требованиям: нужно учитывать основные показатели, которые, во-первых, существенно влияют на качество процесса ДО, во-вторых, могут быть оперативно оценены для практического использования в системе управления качеством.

В группу "Учебные планы и программы" входят следующие показатели:

·     Соответствие учебных планов существующим стандартам образования;

·     Наличие учебных программ, их соответствие стандартам образования, современному состоянию предметной области и дидактическим требованиям.

В настоящее время разработаны примерные учебные программы по всем дисциплинам образования, прилагаемые к стандартам профессионального образования. Поэтому речь должна идти о рабочих программах дисциплин.

В группу "База учебных материалов" входят следующие элементы качества электронных учебников:

·     Соответствие содержания учебника утвержденной учебной программе;

·     Соответствие объема материала установленным нормам;

·     Соответствие содержания учебника и его формы;

·     Полнота состава (комплектация) учебника;

·     Современность учебного материала;

·     Принятый в учебнике способ самотестирования обучаемых.

Поскольку не все свойства учебника охватывает приведенный перечень показателей, можно список показателей расширить, введя в него экспертные оценки методического, содержательного и технологического уровней учебного материала.

Более подробно эти показатели рассматриваются далее.

Показатели группы "Техническое обеспечение ДО":

·     Достаточность в количественном отношении компьютерного оснащения учебных классов, степень его соответствия требованиям, предъявляемым к ПК для систем ДО.

·     Пропускная способность каналов передачи данных.

·     В группу "Методики и технологии проведения учебных занятий в системе ДО" входят элементы качества, характеризующие технологии общения преподаватель-студент, студент-студент и проведения контрольных мероприятий:

·     Степень доступности преподавателей;

·     Удобство формы общения преподаватель-студент и студент-студент;

·     Объективность и полнота экспертизы подготовки обучаемых при проведении контрольных мероприятий (экзаменационных и зачетных сессий, защит проектов);

·     Обеспеченность цикла лабораторных работ и курсового проектирования необходимыми программными средствами.

Наряду с технологиями, предусматривающими работу студентов под постоянным контролем и руководством со стороны людей-преподавателей, находят применение технологии обучения под руководством виртуальных преподавателей, в качестве которых выступают интеллектуальные обучающие системы. В этом случае на первый план выходят показатели качества сетевых учебников, характеризующих их роль, как "виртуальных преподавателей".

Показатели группы "Возможности производственной подсистемы":

·     характеристики инструментальных средств для разработки электронных (сетевых) учебников и учебных пособий;

·     наличие и производительность оборудования для изготовления твердых копий, видеокурсов, компакт-дисков.

·     Показатели группы "Кадровое обеспечение":

·     процентное соотношение преподавателей с учеными степенями доктора и кандидата наук и без степени,

·     наличие научных и/или методических публикаций у преподавателей, авторство в курсах ДО, рекомендованных к тиражированию.

·     Показатели группы "Организационное обеспечение":

·     наличие автоматизированной системы управления документами, часто именуемой электронным деканатом,

·     наличие системы управления качеством обучения.

·     Система управления качеством в соответствии со стандартами ISO 9000 является документальной системой, включающей:

·     описание политики учебного заведения в области обеспечения качества,

·     различные документы по регламентации обязанностей и полномочий лиц, связанных с обеспечением качества,

·     требования к используемым ресурсам ДО и к показателям качества учебных материалов и процедур учебного процесса,

·     планы действий по обеспечению этих требований и т.п.

Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются системы управления обучением, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Как и в традиционном обучении, урок является наиболее универсальной формой проведения дистанционных занятий. Это обусловлено тем, что на уроке одновременно присутствуют и могут общаться все заинтересованные субъекты образовательного процесса - ученики, учитель и локальный координатор. Дистанционный урок - это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.

Дистанционный учитель - автор урока. Он проводит большую подготовительную работу по созданию учебного ресурса, который является основой всего занятия. Образовательный ресурс, созданный в виде web-сайта и размещенный в сети Internet, содержит:

·     инструкцию для учащегося по работе с представленным ресурсом;

·     методически грамотно структурированный учебный материал, снабженный иллюстрациями;

·     задания для проверки усвоения с возможностью самоконтроля;

·     возможность выбора индивидуальной траектории учения

·     задания творческого содержания по созданию учащимся образовательного продукта;

·     средства связи с учителем (электронная почта, форум, чат), обеспечивающие возможность задать вопрос учителю, получать от него указания, оперативно выполнить самопроверку.

Большое внимание при подготовке ресурса должно уделяться оформлению, которое служит наилучшему усвоению материала. Вместе с тем нужны и игровые, и занимательные моменты, позволяющие разнообразить характер деятельности ученика.

 

Методику проведения дистанционных занятий Вы можете скачать здесь http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3a209...

 

                                                 Перечень методических разработок учебных занятий, реализующихся с использованием дистанционных образовательных технолгий или электронного обучения  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Лизякина Ирина Константиновна

№ п/п

Параметр

Описание

1.   

Учебный предмет

o Русский язык

2.   

Ступень обучения и класс

Основная школа, 6 класс

3.   

Тема занятия/урока

Фразеологизмы

4.   

Цель занятия/урока

Познакомить с понятием «фразеологизм». Научить разграничивать фразеологизмы и свободные сочетания слов; соотносить фразеологизмы по значению и стилистике.

5.   

Ожидаемый учебный результат

– Знакомство с понятием «фразеологизм»;

– овладение навыком использования фразеологизмов в речи с учетом их стилистических особенностей;

– обогащение словарного запаса;

– овладение навыком разграничения фразеологизмов и свободных сочетаний слов.

6.   

Длительность занятия/урока

20 минут

7.   

Место проведения занятия/урока

Дистанционно

8.   

Ход занятия/урока

Учащиеся выполняют игровое задание, дополняя фразеологизм пропущенным рифмующимся словом (см. задание 1, п. 9).

Учитель вводит понятие «фразеологизм», опираясь на гипертекстовое определение фразеологизма (см. п. 20 № 2).

Тренируясь в нахождении фразеологизмов, учащиеся выполняют упражнения из учебника и рабочей тетради.

Используя словарь фразеологизмов (см. п. 20 № 5), учащиеся самостоятельно проверяют правильность понимания их значения.

Учитель читает вслух фрагмент из романа Ильфа и Петрова «12 стульев» о разграничении фразеологизмов, синонимичных понятию «умер». Учащиеся приходят к выводу, что фразеологизм – лексическая единица, способная вступать в синонимические отношения. Для закрепления полученных знаний выполняются упражнения в рабочей тетради на подбор фразеологизмов-синонимов.

Опираясь на учебник, учитель объясняет разницу между фразеологизмами и свободными словосочетаниями. Отрабатывая этот материал, учащиеся выполняют упражнения из учебника на разграничение фразеологизмов и свободных словосочетаний.

В заключение урока для закрепления знаний о значении фразеологизмов коллективно выполняется интерактивное задание на соотнесение значений фразеологизмов (см. п. 20 № 4).

В качестве домашнего задания предлагается создать слайд с картинками, реализующими прямое значение слов, входящих во фразеологизм, и значение собственно фразеологизма (см. задание № 2, п. 10).

9.   

Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, «включения» учащихся вучебную деятельность

Задание 1.

Учащимся предлагается игровое задание на фразеологизмы, требующее дополнить стихотворение рифмующимися словами, которые входят в состав фразеологизма (см. п. 20 № 6 – карточка 8). Учитель спрашивает, только ли наличие рифмы помогло подобрать слова. Учащиеся должны заметить, что сами выражения им известны.

10.   

Материалы, служащие для первичного закрепления и/или применения изучаемого материала с четкой формулировкой учебной задачи

Задание 2.

Просмотри фразеологический словарь (см. п. 20 № 5) и выбери 5 фразеологизмов.

Создай к каждому из них по 2 иллюстрации: одну юмористическую, в которой реализовывалось бы прямое значение слов, входящих во фразеологизм, а вторую – отражающую действительных смысл выражения.

Сканируй изображения, помести на один слайд оба изображения без текста фразеологизма.

Предложи товарищам восстановить текст фразеологизма по картинкам.

Оцени свою работу по уровню их успешности.

11.   

Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся, в т. ч. оценочные листы и листы продвижения по заданию, для самооценки и рефлексии

Учащиеся коллективно выполнят интерактивное задание на соотнесение значений фразеологизмов (см. п. 20 № 4).

12.   

Классы учебно-познавательных 
и учебно-практических задач, решаемых 
на уроке (занятии)

o Коммуникация

o Приобретение знаний

13.   

Модели учебных заданий и учебных ситуаций с использованием ИКТ и ЭОР, направленных на решение обозначенных в п.5 классов учебных задач

o Модель 1.2. Создание презентаций

o Модель 2.1. Работа с текстами

o Модель 2.7. Организация и мониторинг собственной учебной деятельности

o Модель 3.6. Подбор/отбор ресурсов

14.   

Организационная модель использования ИКТ

o одно компьютеризованное рабочее место (учителя)

o компьютеризованные рабочие места в школе или дома

15.   

Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ

o текстовый редактор

o редактор презентаций

o технические средства для сканирования текста

16.   

Потребности в ЭОР

o комплексные интерактивные мультимедийные ЭОР

o текстовые материалы (информационно-справочные тексты, биографии выдающихся деятелей, аутентичные документальные источники и пр.)

o тренажеры, упражнения, тестовые задания

17.   

Потребности в адаптированных для учебных целей инструкциях по использованию ИКТ

o По созданию, редактированию и оформлению презентаций

18.   

Возможные варианты организации занятия (этапов занятия) с учетом особенностей оснащенности учебного процесса

Словарь фразеологизмов для работы предпочтительнее в электронном виде, но желательно дать учащимся возможность рассмотреть традиционный словарь и научить пользоваться им, осуществляя поиск по ключевым словам.

19.   

Методические рекомендации для учителя

Тема позволяет использовать много игровых заданий.

20.   

Информационно-технологические материалы

1) Тематическая контрольная работа

http://school-collection./catalog/search/?text=%F4%F0%E0%E7%E5%EE%EB%EE%E3%E8%FF&tg=&context=current&interface=pupil&subject%5B%5D=

2) Гипертекстовое определение фразеологизмов

http://files. school-collection. *****/dlrstore/37a7dc81-f0a4-4f1f-b4b2-ad1853e0bd19/%5BRUS5_066%5D_%5BTD_053%5D. htm

3) Интерактивный рисунок к теме

http://files. school-collection. *****/dlrstore/6c084c03-d862-4be8-99d9-921e835f7216/%5BRUS5_066%5D_%5BIM_054%5D. swf

4) Интерактивное задание на соотнесение значений

http://files. school-collection. *****/dlrstore/36b32d11-888d-11db-bc9a66/russ34_kl3_10.swf

5) Фразеологический словарик

http://www. *****/phraseological_dictionary/&str=13

6) Рабочие материалы

http://*****/frazeologizmy. htm



Предварительный просмотр:

Чат-занятие  «Родная природа в русской поэзии 20 века» Автор: Лизякина Ирина Константиновна

Направленность

Литература

Количество

1

Возраст детей

6 класс

Тип

Дистанционное Чат-занятие

Место проведения

Кабинет информатики

Задачи

1)Формирование умений учащихся создавать "образ" решения учебной проблемы, развитие способности интуитивно мыслить, умения оперировать воображаемыми "образами" и "вживаться" в изучаемый объект (эмоционально-образные продукты); 
2) Развитие умений критически мыслить, сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, давать объективную оценку происходящему, рефлексировать свою деятельность и др. (оценочные продукты);
3) Развитие умений создавать новое "знание", генерировать идеи, способы решения учебных проблем, задавать вопросы и др. (теоретические продукты). 

Результат

Создание учащимся образовательного  продукта

Ресурсы

Чат - технологии

 
Тема занятия: "«Родная природа в русской поэзии 20 века
Количество участников чата:  1 человек. 
Форма занятия: "круглый стол". 
Основные виды деятельности учащихся: эвристическая, рефлексивная. 
Этапы организации занятия. 
Предварительная подготовка учащихся: прочитать любое стихотворение о природе поэта 20 века

Расписание занятия: 
9.00-9.02 – регистрация школьник вводил свое приветствие, фамилию, имя, класс, полученный идентификационный пароль; 
9.02 - 9.05 – целеполагание - Выделите ключевые слова темы. С чем ассоциируются у вас эти слова?  Сформулируйте на основе этих ключевых слов цель урока .
9.05 - 9. 15 -  вступительное слово учителя: была сформулирована тема, проблема урока и эвристическое задание; 
99.15 - 9.35 - обсуждение возможных решений предложенного учителем задания осуществлялось по следующей цепочке: 
"Какие поэты 20 века  писали стихотворения о природе?" 

Стихотворение кого из них вам ближе и понятней?

Какой описывают природу поэты 20 века?

А каких поэтов – земляков, пишущих о природе, или писавших, вы знаете?

"Какой вывод можно сформулировать?" 

Пишем мини- сочинение

Просмотр видео – ресурса http://interneturok.ru/ru/school/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/stihi-o-rodnoy-prirode-poetov-xx-veka


9.35 - 9.40 –подведение итогов чат-занятия: учащимся были выставлены оценки за работу во время чата. 

9.40 - 9.45 - запись домашнего задания, выполнение рефлексивных заданий -  

    Сегодня на уроке я…
    Что получилось и что не получилось?
    Достигли ли вы цели, поставленной в начале урока?
    Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
    

1. http://interneturok.ru/ru/school/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/stihi-o-rodnoy-prirode-poetov-xx-veka



Предварительный просмотр:

Предмет

«Русский язык»

Раздел «Морфология»

Подраздел «Наречие»

Тема «Словообразование наречий»

Тематический элемент «Словообразование и правописание наречий»

 

Краткое описание ЦОРа

Местонахождение в ЕК: Русский язык/ «Русский язык. 5-7 класс» / Обучение/ Наречие / Словообразование наречий. Правописание наречий / Мультимедиа уроки/Новый материал/ Образование и правописание наречий

 

Мультимедиа урок. Состоит из 16 сцен, содержит 3 задания на пятерку. Знакомит со способами образования наречий, а также с дефисным написанием наречий, написанием гласных и ь на конце наречий после шипящих, правописанием н и нн в наречиях, не с наречиями, написанием гласных на конце наречий с приставками.

 

Цель:

Формирование умения анализировать наречия, определяя способы их образования, знакомство с условиями различного написания наречий.

 

Условия для использования ЦОР

 

Оборудование: компьютерный класс/ персональный компьютер, проектор и экран или интерактивная доска / принтер.

Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером, умение работать с проекционным оборудованием, детальное знакомство с презентацией по теме изучаемого урока и необходимыми дополнительными материалами ЕК.

 

Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером, умение пользоваться ресурсами ЕК.

 

Формы организации учебной деятельности

 

Самостоятельная индивидуальная работа. Аудиторная коллективная работа под руководством учителя с целью контроля усвоения новых знаний.

 

Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера

 

Роль учителя: организовать самостоятельную работу учеников с электронными дидактическими материалами, обеспечить ее результативность, стимулировать ее выполнение, поставив цель, сформулировав конкретные задачи; организовать контроль усвоения.

Роль компьютера: обучающая, информационная, контролирующая.

Роль ученика: выполняя поставленные учителем задачи, освоить новый материал и затем применить полученные знания на практике, уметь излагать материал урока.

 

Поддержка другими ЦОРами ЕК:

 

Для проведения урока учитель отбирает из ресурсов ЕК, обслуживающих данную тему, возможные дополнительные материалы:

1.      интерактивное задание «Обозначьте словообразовательные морфемы наречий» (ЕК/Русский язык/ «Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова / 6 класс / Наречие/ Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов);

2.      интерактивное задание «Распределите примеры по таблице» (ЕК/Русский язык/ «Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова / 6 класс / Наречие/ Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов). Внимание! Название ресурса в ЕК дано неправильно.;

3.      интерактивный текст-задание «Объясните написание выделенных наречий» (ЕК/Русский язык/ «Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова / 6 класс / Наречие/ Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов;

4.      тест «Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов» (ЕК/Русский язык/ «Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова / 6 класс / Наречие/ Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов;

5.      интерактивная таблица «Способы образования наречий» (ЕК/Русский язык/ «Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова / 6 класс / Наречие/ Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов;

6.      интерактивная орфограмма «Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, с-, в-, на-. за-» (ЕК/Русский язык/ «Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова / 6 класс / Наречие/ Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов;

7.      интерактивная орфограмма «о/е на конце наречий» (ЕК/Русский язык/ «Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова / 6 класс / Наречие/ Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов;

8.      интерактивная орфограмма «Правописание дефиса в наречиях» (ЕК/Русский язык/ «Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова / 6 класс / Наречие/ Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов;

9.      интерактивная орфограмма «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о/-е» (ЕК/Русский язык/ «Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова / 6 класс / Наречие/ Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов;

10. интерактивная таблица «Правописание не с наречиями» (ЕК/Русский язык/ «Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова / 6 класс / Наречие/ Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов.

11. Словарь лингвистических терминов (ЕК/Русский язык/«Русский язык. 5-7 класс»/Справочники/Словарь лингвистических терминов).

 

Действия учителя:

 

            I.            Отбор ресурсов для самостоятельной работы учащихся в компьютерном классе.

Учитель заранее просматривает и отбирает ресурсы различных типов по изучаемой теме (виртуальный урок, таблицы и интерактивные орфограммы, интерактивные и электронные задания), продумывает возможные формы заданий с ними.

 

            II.            Подготовка заданий, выполняемых учениками в ходе работы, и расчет времени их выполнения.

Учитель формулирует задания для самостоятельной работы. Задания можно создать в редакторе Word, распечатать на принтере и раздать ученикам или вывести на экран с компьютера администратора.

 

 

Возможные задания:

 

  • Просмотреть мультимедиа урок «Образование и правописание наречий» (7 – 10 мин.) или отдельные сцены урока (5-7 мин.);
  • Выполнить интерактивные задания или тест, при необходимости обращаясь к фрагментам урока: интерактивное задание «Распределите примеры по таблице» – сцены 1 -3; интерактивное задание «Обозначьте словообразовательные морфемы наречий» – сцены 1 – 9; интерактивный текст-задание «Объясните написание выделенных наречий» – сцены 15 -16; тест «Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов» – сцены 10 -14. (15 -10 мин.). Цель данного этапа работы – освоение материала в ходе практической деятельности.
  • Изучить конспект виртуального урока и найти в Словаре лингвистических терминов определения терминов, встречающихся в уроке (15 -20 мин).

Использовать все перечисленные задания в течение одного урока, конечно же, не представляется возможным, поэтому следует, исходя из целей самостоятельной работы, сформировать собственную цепочку заданий.

 

 

 

             III.            Контроль уровня усвоения учебного материала при самостоятельном изучении новой грамматической темы с использованием конспекта виртуального урока (7 -10 мин.).

Учитель подготавливает серию логически связанных между собой вопросов для фронтального опроса на основе интерактивного урока и конспекта к нему. Конспект может использоваться в классе в электронном виде при использовании одного компьютера и проекционного оборудования (вариант 1) или в качестве раздаточного материала (вариант 2).

 

Возможные вопросы:

 

1.      В конспекте урока есть утверждение, что «наречия образуются от различных частей речи». Назовите части речи, от которых могут быть образованы наречия (рис. 1) Приведите свои примеры.

 

Рис. 1

 

2.      Докажите, что выделенные слова в первом «Задании на 5» являются наречиями (рис. 2).

 

Рис. 2

 

Для подтверждения ответов учитель указывает на определение (рис. 2).

 

3.      От каких частей речи образованы наречия в первом «Задании на 5»?

Для подтверждения ответов учитель по гиперссылке открывает правильный ответ (вариант 1, рис. 3) или оценивает ответы сам как правильные / неправильные (вариант 2).

 

Рис. 3

 

4.      Дайте определение приставке, суффиксу и окончанию. Скажите, какие из перечисленных морфем присутствуют в наречии.

Контроль работы со Словарем лингвистических терминов (рис. 4, 5).

 

Рис. 4.

 

 

Рис. 5

 

 

5.      Назовите 2 способа образования наречий. Охарактеризуйте способы, которыми образовались приведенные в задании наречия (второе «Задание на 5»). Для подтверждения ответов учитель по гиперссылке открывает правильный ответ (вариант 1) или оценивает ответы сам как правильные / неправильные (вариант 2). Приведите свои примеры.

 

6.      Назовите правила дефисного написания наречий (написания суффиксов наречий после шипящих, написания наречий с приставками из-, до-, с-, т.д.). Приведите свои примеры.

 

7.      Объясните, слитно или раздельно с не пишутся наречия в примерах третьего «Задания на 5». Какие из ранее изученных вами правил помогают различать написание наречий с не?

 

             IV.            Подготовка домашнего задания.

 

Рекомендуется включить в домашнее задание работу творческого характера. Отобранные дополнительные ЦОРы позволяют подвести итоги самостоятельной работы и осуществить выход в речевую практику. Одной из наиболее оптимальных форм является форма последующего коллективного обсуждения. Учитель выбирает один из вариантов домашнего задания или готовит задания для групп учащихся.

 

Возможные задания:

  • Проанализируйте таблицу «Способы образования наречий», подготовьте сообщение по теме на ее основе и на основе виртуального урока. Рекомендуется предложить учащимся записать тему своего сообщения и тезисы выступления.
  • Расскажите о правописании наречий, используя интерактивные орфограммы. Дополните орфограммы примерами.
  • Найдите наречия в изучаемом сейчас нами произведении. Выпишите их и проанализируйте.
  • Составьте и напишите небольшой рассказ, в котором было бы как можно больше наречий. Наречия должны быть образованны разными способами.

 



Предварительный просмотр:

В комиссию по проведению конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Нижегородской области

Перечень методических разработок учебных занятий, реализующихся с использованием дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

2013 – 2014 г.

1.Дистанционный урок-лекция по русскому языку в  8 классе  «Главные члены предложения» на основе веб-квестов (специально подготовленных страниц со ссылками по изучаемой теме).

2.Дистанционный урок-лекция по русскому языку в 8 классе  «Второстепенные члены предложения» на основе веб-квестов (специально подготовленных страниц со ссылками по изучаемой теме).

3. Дистанционный урок-лекция по русскому языку в 8 классе  «Обстоятельство» на основе веб-квестов (специально подготовленных страниц со ссылками по изучаемой теме).

4. Дистанционный урок-лекция по русскому языку в 8 классе  «Определение» на основе веб-квестов (специально подготовленных страниц со ссылками по изучаемой теме).

5. Чат-занятие по литературе  в реальном времени (урок литературы в 8 классе  с применением ЭОР «Страницы жизни и творчества А.С.Пушкина»).

6.  Индивидуальное занятие-консультация по русскому языку «Творческое изложение» (подготовка к итоговому контрольному диктанту).

7. Чат-занятие по литературе  в реальном времени (урок литературы в 8 классе  с применением ЭОР «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова»).

8. Урок русского языка в  8 классе «Причастие» (с использованием тренажера на личном сайта педагога).

9. Урок русского языка – фонетическая лаборатория в 8 классе с использованием тренажера "Компьютерная фонетическая лаборатория" (предназначен для использования в 5-9 классах основной школы при изучении раздела "Культура речи" в рамках внеаудиторной самостоятельной и факультативной работы с детьми, имеющими фонетические недостатки) сайт: http://school-collection.edu.ru.

10. Тестирование в 5 классе (для обучающихся с ОВЗ, СКК 8 вида 2 вариант) по теме «Лексика» по русскому языку с использованием электронного пособия "Учим правила по алгоритму" (включает в себя модули интерактивного обучения, тренинга и тестирования)  сайт: http://school-collection.edu.ru.

          Директор школы:  ___________ Зимина А.И.                  

 20.06.2017 г.

В комиссию по проведению конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Нижегородской области

Перечень методических разработок учебных занятий, реализующихся с использованием дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

2014 – 2015 г.

1.Дистанционный урок-лекция по русскому языку в  9 классе  «Фразеологизмы» на основе веб-квестов (специально подготовленных страниц со ссылками по изучаемой теме).

2. Тестирование в 9 классе (подготовка к ГВЭ) по теме «Орфограммы в окончаниях слов» по русскому языку с использованием электронного пособия "Учим правила по алгоритму" (включает в себя модули интерактивного обучения, тренинга и тестирования)  сайт: http://school-collection.edu.ru.

3. Индивидуальное занятие – консультация по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ГВЭ» (скайп).

4. Урок русского языка – фонетическая лаборатория в 9 классе с использованием тренажера "Компьютерная фонетическая лаборатория" (предназначен для использования в 5-9 классах основной школы при изучении раздела "Культура речи" в рамках внеаудиторной самостоятельной и факультативной работы с детьми, имеющими фонетические недостатки) сайт: http://school-collection.edu.ru.

5. Чат – занятие по литературе в реальном времени (урок литературы в 9 классе с применением ЭОР «Родная природа в русской поэзии 20 века»). https://docs.google.com/presentation/d/163DCFMV9ExfBTGg8hPOiKVEk0zUmI_O5dHhP6znAfLs/edit#slide=id.g1e65c31726_1_91 

6. Индивидуальные занятия для подготовки обучающихся с ОВЗ к ГИА в 9 классе с использованием электронного тренажера по русскому языку (представляет собой комплекс упражнений по орфографии, пунктуации и развитию речи (понимание текста), охватывающий все темы, изучаемые в соответствующих разделах на уроках русского языка с 5 по 9 класс и повторяемые в старших классах средней школы) сайт: http://school-collection.edu.ru.

7. Чат – занятие для написания отзыва по литературе на рассказ Ю Казакова «Арктур – гончий пес» https://docs.google.com/document/d/1BfMzyu4-RTmnxbxw__dsNefKK4rcoHNUgGXeb91DNRY/edit .

8. Индивидуальное занятие – консультация (скайп) по русскому языку «Творческое изложение» (подготовка к ГВЭ).

          Директор школы:  ___________ Зимина А.И.                  

 20.06.2017 г.

В комиссию по проведению конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Нижегородской области

Перечень методических разработок учебных занятий, реализующихся с использованием дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

  1. – 2016 г.
  1. Дистанционный урок – лекция по русскому языку в 7 классе «Словообразование наречий».https://docs.google.com/presentation/d/12gWUxoGKUbcxnK_y7cGem2eCYeWc8r8g4XjqraQwF8Q/edit#slide=id.p 
  2. Дистанционный урок – лекция по русскому языку в 7 классе «Приставки в наречиях» https://docs.google.com/presentation/d/1y2KxmXA1q9kFEYhIszlyS7PC6SkLzJH0DTG2irf1WfA/edit#slide=id.p 
  3. Дистанционный урок – лекция по русскому языку в 7 классе «Категория состояния как часть речи» https://docs.google.com/presentation/d/1bis3U1byRnDW_jas9UuaYuKDUlpmkZmklPgAee74PoU/edit#slide=id.g1e63a84511_5_93 
  4. Тест по биографии А.Т.Твардовского https://docs.google.com/document/d/1j5lTECabCRSVQctHQmkll1BNq3u-LnJowq_9UvZvnWc/edit
  5. Дистанционная лекция для литературы 7 кл. "Японская классическая поэзия. Хокку как жанр японской поэзии" https://docs.google.com/document/d/1Q9X3jG6COjZKRfjL7NoGoZp8blmDJjAsUcLeVFIkzdg/edit#
  6. Дистанционный урок по литературе для учащихся 7 класса по творчеству Р.Брэдбери. Рассказ "Каникулы" https://docs.google.com/presentation/d/11bvW8Un9b_KrsI-pNQZb3Q-_EcUaB_WQmhvxXFJE1VY/edit#slide=id.p 
  7. Дистанционный урок по литературе для учащихся 7 класса по творчеству А.Платонова. Рассказ "Юшка" https://docs.google.com/presentation/d/1_AgOypEQ0QV972G1Ut_XowvwkYoUMQMBAJ1vuuSeT9o/edit#slide=id.p 
  8. Материал к изучению рассказа О.Генри «Дары волхвов https://docs.google.com/presentation/d/1KKUnyQwSCe5mYHHw7E9Wny2L2iWQjZFo1B8GhZJccEo/edit#slide=id.p 
  9. Справочный материал к курсу литературы, изучаемому в 7 классе. Программа Коровиной В.Я. https://docs.google.com/presentation/d/1bDsGmbWL6AzyMzCLvNZnECliHf5fMoeO046MXnWkFhA/edit#slide=id.p 
  10. Домашнее задание в электронном дневнике  01.02.2016 г. по русскому языку (7 кл.)во время карантина по школе(Приказ 20-д от 28.01.16 г.)     http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d8b89f90-ec1f-470b-88df 5fd7f3d19afb/%5BRUS6_116%5D_%5BIM_054%5D.swf Выполни задание и пришли скрин в сообщении.
  11. Домашнее задание в электронном дневнике 02.02.2016 г. по русскому языку (7 кл.)во время карантина по школе (Приказ 20-д от 28.01.16 г.)  . Выполни задание и пришли скрин http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/18026529-2e76-42d9-941f-be4802661e7d/%5BRUS6_118%5D_%5BIM_088%5D.swf 
  12. Домашнее задание в электронном дневнике  03.02.2016 г. по русскому языку (7 кл.)во время карантина по школе (Приказ 20-д от 28.01.16 г.)   .    http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%ED%E0%F0%E5%F7%E8%E5&context=all&onpage=20&onpage=20&page=3 просмотреть ресурс №41, выполнить задание 45 - 51.
  13. Домашнее задание в электронном дневнике  28.01.2016 г. по литературе (7 кл.)во время карантина по школе (Приказ 20-д от 28.01.16 г.)   .  выполни интерактивный тест и скрин пришли http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c30582c8-73c4-4570-aaa4-f4ee81347d7d/index_listing.html
  14. Домашнее задание в электронном дневнике  01.02.2016 г. по литературе (7 кл.)во время карантина по школе (Приказ 20-д от 28.01.16 г.)   .  Читать биографию И.А.Бунина http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd84c402-704e-1b01-eec7-2c628af7e7e6/1010414A.htm

Директор школы:  ___________ Зимина А.И.                   20.06.2017 г.