Всероссийская олимпиада школьников по истории финал 2015 год Санкт-Петербург

Едомина Галина Николаевна

http://www.pavlovo-school.ru/web/main/-/ярослав-харитонов-вошел-в-число-лучших-юных-историков-страны-

«Виват, король, виват!»

                Десятиклассник Ярослав Харитонов стал призером Всероссийской Олимпиады Школьников по истории.

 

В начале апреля 2015 г. в  Санкт-Петербурге завершился заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории. 242 школьника из 50 регионов России, пройдя через тяготы региональных этапов, пробились в финал олимпиады, который проходил в РГПУ им. А. И. Герцена с 28 марта по 3 апреля 2015 года. Всероссийская олимпиада – важнейшая составляющая отечественной системы общего образования, которая выполняет миссию развития и поддержки интеллектуально одаренных школьников.

В этом году дипломы получили 109 школьников: 19 победителей и 90 призёров, что составило 45% от общего количества участников. Право представлять команду Московской области на этом состязании сильнейших школьников России завоевал наш ученик десятого класса  Ярослав Харитонов, занявший  второе место на региональном туре Московской области, уступив тогда победителю всего два балла. Кстати говоря, в финале Ярослав  доказал, что он лучший, обойдя соперника с большим отрывом.

В ходе  финала ребятам предстояло пройти три тура: первый тур- это задания повышенной сложности, второй тур – написание эссе и выполнение проекта, и третий – выступление с устным  докладом по одной из предложенных тем. 

Из интервью с Ярославом:

-Какой тур для тебя оказался самым сложным?

Это был первый тур, где было очень много неизвестных моментов…

В первом туре организаторы подготовили сюрприз для юных историков: впервые на олимпиаде было видео-задание. Участникам показали документальный фильм о Великой Отечественной Войне и предложили ответить на ряд вопросов по этой теме.

- «Еще, например, задание по губернаторам Санкт-Петербурга. Нужно было хорошо знать не только их биографии, но и соотнести их портреты, факты биографии , даты и расположить все в хронологической последовательности».

Из предложенных тем второго тура эссе Ярослав выбрал такую : « Потсдамская конференция подвела итоги советско-англо-американскому сотрудничеству. Правящие круги Лондона и Вашингтона, хотя и избрали жесткий курс в отношении СССР, вынуждены были принять на конференции совместно с Советским Союзом многие демократические решения, отражавшие освободительный и антифашистский характер». 

Есть ли у тебя какие-либо приоритеты, тематические предпочтения в истории?

 

Мне очень нравится история XX века, и я рад, что она была разнопланово представлена  в заданиях всех трех туров  олимпиады. Я имел возможность выбора и сделал его, именно, в пользу этого периода, что явно облегчило мою задачу.

Из предложенных тем второго тура эссе Ярослав выбрал такую : « Потсдамская конференция подвела итоги советско-англо-американскому сотрудничеству. Правящие круги Лондона и Вашингтона, хотя и избрали жесткий курс в отношении СССР, вынуждены были принять на конференции совместно с Советским Союзом многие демократические решения, отражавшие освободительный и антифашистский характер». 

-Как складывались отношения с ребятами,  ощущалось ли острое соперничество?

Атмосфера была дружественная, можно сказать, даже «родная». Некоторых ребят из команды Московской области я знал еще по предыдущему году, когда стал  финалистом олимпиады в 9-м классе.  Ну, конечно же, появились новые друзья. Соперничество…, скорее нет, а вот состязательность - только во время выполнения турнирных заданий, пожалуй, была. В свободное же время мы общались в непринужденной обстановке, шутили, делали много селфи, выкладывали свои фотографии и впечатления в интернете.

 

-Во многих крупных спортивных соревнованиях, например, как олимпийские игры,  есть даже такая страничка «Казусы олимпиады». А в вашей олимпиаде было что-либо подобное?

Не знаю, как на счет странички, но казусы были.  Перед началом третьего тура я , конечно, немного волновался. У меня был 17 по счёту номер, и я, ожидая своей очереди, случайно задремал)) Ребята даже подшучивали надо мной, говоря, что, мол, все моя очередь прошла и мне поставили 0 баллов за выступление, так как я спал и не вышел.

 А один из  моих друзей, при просмотре работы на апелляции  удивился, увидев свой результат. Оказалось, что вместо 42 баллов за эссе, ему засчитали 12, просто цифру 4 перепутали с 1. Но ошибку нашли и справедливость восторжествовала.

И еще. Представитель жюри зачитал несколько довольно забавных цитат из работ участников. Например, такие:

"…эти сведения собирались некими землемерами во время федеральной реформы - одной из самых таинственных реформ на Руси";

"…таблица показывает рост оброка и других коммунальных платежей";

"…крестьяне, готовые платить больше двух рублей, практически вымерли";

"…с точки зрения продаж, бык - это овца";

"… можно сказать, что крестьяне, в целом, приспособились к новой ситуации: на повышение налога они ответили снижением своих доходов";

"…все-таки в опричнине, как и в других репрессиях, было много положительного, например, физическое устранение оппонентов"

 

-Какой тур для тебя был особенно интересным?

Все были яркими, сложными. Но третий тур, он особенный… Есть последний шанс  финишного рывка, когда еще возможно улучшить свое положение в турнирной таблице, завоевать, как надеешься ты, оптимальный балл за свое выступление.

Во время третьего тура все ребята разошлись по заранее определенным аудиториям. Там они получили необходимые материалы и задания. Каждый финалист готовил доклад, а затем выступал перед жюри и другими участниками.

Конкурс оценивается сразу по множеству критериев. Здесь важны не только знания, но и навыки работы с источниками, способность сформулировать свою точку зрения, умение не отклониться от темы. И необходимо  было соблюсти строгий регламент: на выступление давалось всего 4 минуты. Обязательная часть каждого доклада - следующие за ним вопросы от жюри и участников. Именно за возможность пообщаться с такими же влюбленными в  историю людьми многие финалисты ценят такой формат соревнования. "Отмолчаться" не получится, ведь оцениваются как ответы, так и заданные вопросы. Темы были предложены из разных эпох. XIX век финалисты «расхватали, как горячие пирожки». Ярослав же выбрал тему « Советско-югославский конфликт», посвященную  сложным перипетиям и напряженным моментам в Югославского кризиса после Второй мировой войны и блестяще выполнил это задание, получив 49 баллов из 50 за свое выступление.

 

-Что тебе особенно запомнилось на олимпиаде?

Сам город и обширная экскурсионная программа, которая была организована для участников. Мы посетили интерактивный музей-театр "Петровская Акватория", историческую 3D панораму "Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев". В Петропавловской крепости, в полдень, нам как призерам такого значимого мероприятия разрешили сделать выстрел из пушки!

 

 

Конечно же, ребята смогли не только поучаствовать в Олимпиаде и продемонстрировать свои знания, но и насладились атмосферой культурной столицы России. Их ждали увлекательные экскурсии по Санкт-Петербургу, университету, а также незабываемые эмоции и отличные фотографии!

И наконец долгожданное подведение итогов финального тура олимпиады. Ярослав стал его призером, показав лучший в команде Московской области  результат. Он вошел в тридцатку сильнейших юных историков страны.  Почётными гостями церемонии награждения победителей  стали заместитель Министра образования и науки РФ В. Ш. Каганов и директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский.

Победители и призеры получили специальные дипломы, которые позволят поступить на профильную специальность в ведущие ВУЗы страны без экзаменов или будут засчитаны в качестве ЕГЭ с отметкой в 100 баллов.

Олимпиада – это не только проверка качества знаний по истории, но и испытание на взрослость мышления и любовь к предмету. Ярослав со всем справился на «отлично»! От всей души поздравляем его с высочайшим результатом на всероссийском уровне и желаем ему новых  побед! 

Г.Н. Едомина, учитель истории

  

http://info.olimpiada.ru/vos2015/hist

ДНЕВНИК ОЛИМПИАДЫ

 

  

 

 

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon reyting-itog-03_aprelya-na_sayt.pdf98.75 КБ

Предварительный просмотр: