ГИА (в помощь выпускникам)

Осипенкова Галина Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Оценивание работы экзаменуемого

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 42.

За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более 17 баллов (от 0 до 17) за выполнение всех частей экзаменационной работы;

отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 18 и не более 27 баллов (от 18 до 27) за выполнение всех частей экзаменационной работы;

отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 28 и не более 36 баллов (от 28 до 36) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 37 и не более 42 баллов (от 37 до 42) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

Критерии оценивания сжатого изложения

  1. Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы – 2 балла.
  2. Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил 1 микротему – 1 балл.

  1. Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

  1. упустил или добавил более 1 микротемы – 0 баллов.

ИК2 Сжатие исходного текста

  1. Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста – 3 балла.
  2. Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста – 2 балла.
  3. Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста – 1 балл.
  4. Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста – 0 баллов.

ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

  1. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 балла.

  1. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста – 1 балл.

  1. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста – 0 баллов.

Максимальное количество баллов за сжатое изложение

по критериям ИК1ИК3  - 7 баллов.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему (С2)

С1 К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

  1. Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет – 2 балла.
  2. Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса – 1 балл.
  3. Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с  пониманием тезиса,

или

тезис не доказан,

или

дано рассуждение вне контекста задания,

или

тезис доказан на бытовом уровне  – 0 баллов.

С1 К2 Наличие примеров-аргументов

  1. Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте – 3 балла.
  2. Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

или

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

или

привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте – 2 балла.

  1. Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте – 1балл.
  2. Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

или

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста – 0 баллов.

С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

  1. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 балла.

  1. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста – 1 балл.

  1. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста – 0 баллов.

С1К4 Композиционная стройность работы

  1. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 балла.
  2. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена 1 ошибка в построении текста – 1 балл.

  1. В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста – 0 баллов.

Максимальное количество баллов за сочинение

по критериям С1К1–С1К4 – 9 баллов

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

ГК1  Соблюдение орфографических норм

  1. Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки – 2 балла.
  2. Допущено 2–3 ошибки – 1 балл. 
  3. Допущено 4 и более ошибки – 0 баллов.

ГК2 Соблюдение пунктуационных норм

  1. Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок  - 2 балла. 
  2. Допущено 3–4 ошибки  – 1 балл.
  3. Допущено 5 и более ошибок – 0 баллов. 

ГК3 Соблюдение грамматических норм

  1. Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка – 2 балла.
  2. Допущено 2 ошибки – 1 балл.
  3. Допущено 3 и более ошибок – 0 баллов.

ГК4 Соблюдение речевых норм

  1. Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок – 2 балла.
  2. Допущено 3–4 ошибки – 1 балл.
  3. Допущено 5 и более ошибок – 0 баллов.

ФК1 Фактическая точность письменной речи

  1. Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет – 2 балла.
  2. Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов – 1 балл.
  3. Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов – 0 баллов.

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение

по критериям ФК1, ГК1ГК4 – 10 баллов.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Как подготовиться к ГИА. Советы выпускникам

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.

Советы выпускникам

ГИА - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

 Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ГИА. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное - распределение повторений во времени.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Питание и режим дня

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"

Не допускайте перегрузок. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена необходимо отдохнуть и как следует выспаться.

С утра перед экзаменом съешьте шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!



Предварительный просмотр:

В каждом варианте экзаменационной работы будет дана отдельная цитата, соответствующая определённым требованиям и специфике конкретного текста. 

ГИА: цитаты для сочинения части С1. Они будут в 2013 году разные!

Цитаты, положенные в основу заданий части С. (По сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько)

Тест 1
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский

Тест 2
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский

Тест 3

«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
Константин Александрович Федин

Тест 4
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Александр Афанасьевич Потебня

Тест 5
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Тест 6
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».
Литературная энциклопедия

Тест 7
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Константин Георгиевич Паустовский

Тест 8
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
Борис Николаевич Головин

Тест 9
«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Лев Васильевич Успенский

Тест 10
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Иван Александрович Гончаров

Тест 11
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
А. А. Зеленецкий

Тест 12
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
Маргарита Николаевна Кожина

Тест 13
«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
Ираида Ивановна Постникова

Тест 14
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
Александр Александрович Реформатский

Тест 15
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Александр Александрович Реформатский

Тест 16
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
Светлана Ивановна Львова

Тест 17
«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
Н. Шамфор

Тест 18
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков

Тест 19
«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
Борис Викторович Шергин

Тест 20
«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Ираида Ивановна Постникова

Тест 21
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
Георг фон Габеленц

Тест 22
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Тест 23
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Е. В. Джанджакова

Тест 24
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
Георгий Яковлевич Солганик

Тест 25
«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
Николай Гаврилович Чернышевский

Тест 26
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Илья Наумович Горелов

Тест 27
«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».
Михаил Васильевич Исаковский

Тест 28
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
Михаил Викторович Панов

Тест 29
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой

Тест 30
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Георгий Владимирович Степанов

Тест 31
«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
Поль Рикёр

Тест 32
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Из учебника русского языка

Тест 33
«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».
Андрей Александрович Мирошниченко

Тест 34
«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Андрей Александрович Мирошниченко

Тест 35
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Владимир Галактионович Короленко

Тест 36
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Нина Сергеевна Валгина


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение-рассуждение по высказыванию на лингвистическую тему 2013

Слайд 2

Как выглядит задание? Напишите сочинение - рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают". Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера ). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений и применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Слайд 3

Как писать сочинение на лингвистическую тему? В первом абзаце формулируем тезис. Начать можно непосредственно с предложенного высказывания. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал известный лингвист Г.Степанов. Попытаюсь доказать справедливость этого высказывания.

Слайд 4

Во втором абзаце поясняем значение понятия «словарь» и приводим в качестве иллюстрации одно лексическое явление из текста. Чтобы выделить какое-либо лексическое явление, лучше сначала выполнить задание А1 теста и сориентироваться по нему, в чем главная мысль текста. Например, текст, предложенный в демоверсии, о том, как дороги были героине письма сына; какую сильную боль она испытала, утратив их; о бессердечии детей, укравших письма. Теперь нужно посмотреть, какие слова в тексте указывают на это.

Слайд 5

Ценность писем для героини подчеркивается словами «бесценные листочки» (бесценный – книжное слово, листочки - синоним к слову документы с уменьшительно-ласкательным оттенком значения). Боль героини от утраты последней памяти о сыне выражена в словах: «он (голос) угас» (слово «угас» употреблено в переносном значении, это метафора). На жестокость детей указывают слова: «вызывающая» агрессия, «официально- нечеловеческий» голос. Они являются экспрессивными (т.е. выразительными).

Слайд 6

Лексические явления для аргументации синонимы, антонимы; фразеологизмы; лексика с точки зрения стилистической окраски (слова книжные и разговорные, просторечные); лексика с точки зрения эмоциональной окраски (эмоционально окрашенные слова, экспрессивные) лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы); лексика с точки зрения происхождения (исконно русские слова и иноязычные); лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы).

Слайд 7

Во-первых, словарь языка – это лексика, то есть те слова, которыми пользуются люди, чтобы выражать свои мысли. Например, автор использует экспрессивную лексику: «вызывающая» агрессия, «официально-нечеловеческий» голос (предложение 24). Эти слова заставляют нас задуматься о жестокости и бессердечии детей, укравших у старой женщины дорогие ей письма - последнюю память о погибшем сыне.

Слайд 8

В третьем абзаце объясняем значение термина «грамматика» и приводим пример одного грамматического явления из текста. Удобнее всего находить и комментировать предложения с вводными конструкциями , обращениями, однородными членами. Они есть в каждом тексте и, кроме того, обычно упоминаются в тестовых заданиях к тексту (задания В4,В5).

Слайд 9

Грамматические явления для аргументации однородные члены предложения (усиливают выразительность речи: воссоздают зримые картины, служат средством создания яркого описания (ряд прилагательных), динамических картин (ряд глаголов); обособленные члены предложения ; вводные конструкции (выражают оценку и придают экспрессивную окраску высказыванию); обращения (отражают свойственные разговорной речи интонации (нежности, участия и т.д.), служат для придания речи эмоциональности); разные типы односоставных предложений; разные типы сложных предложений .

Слайд 10

Во-вторых, термином «грамматика» обозначается грамматический строй языка, то есть закономерности употребления в речи словоформ, словосочетаний, предложений, текстов. Без знания грамматики невозможно построить связное высказывание. Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. Так , автор использует предложения с однородными членами («Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел», «Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда), чтобы выразить нарастающее психологическое напряжение, усилить эмоциональный отклик на прочитанное.

Слайд 11

В четвертом абзаце - вывод. Таким образом, лексические и грамматические явления помогают понять, о чем и как думает человек, свидетельствуют о тесной связи языка и мышления.

Слайд 12

Шаблон сочинения «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал известный лингвист Г.Степанов. Попытаюсь доказать справедливость этого высказывания. Во-первых, словарь языка – это лексика, то есть те слова, которыми пользуются люди, чтобы выражать свои мысли. Например, автор использует ……, чтобы заставить нас задуматься о …… Во-вторых, термином «грамматика» обозначается грамматический строй языка, то есть закономерности употребления в речи словоформ, словосочетаний, предложений, текстов. Без знания грамматики невозможно построить связное высказывание. Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. Так, автор использует ….., чтобы выразить ….…. Таким образом, лексические и грамматические явления помогают понять, о чем и как думает человек, свидетельствуют о тесной связи языка и мышления.

Слайд 13

Образцы вступлений Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.

Слайд 14

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это.

Слайд 15

Высказывание ученого Г.Степанова, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека. Попробуем доказать это.

Слайд 16

Известный лингвист Г.Степанов утверждал: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.

Слайд 17

«Словарь языка» - это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.