Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ


Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ЛОГОПЕДА  И  ВОСПИТАТЕЛЯ

(консультация)

        Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя.

        Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя.

        Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.).

        Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели обязаны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.

        Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.

        Вопросы координирования работы логопеда и воспитателя особенно важны в группах для детей с заиканием, с ОНР, ЗПР.

        Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, и также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.

        В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя воспитателям цели, задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или  иного периода обучения.

        Если в результате обследования детей выявляются пробелы в усвоении программы, воспитатели получают рекомендацию о необходимости изучения, повторения или закрепления базового учебного материала.

        При определении содержания работы логопед может познакомить воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

        Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей – не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

        Вместе с тем речь воспитателей должны быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.

        Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения.

        Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в то время как логопед проводит работу с речевым материалом, требующим специального отбора (например, слова с определенными морфемами).

        Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки, например навыки связной речи, используемой в различных ситуациях.

        Должностными обязанностями воспитателя логопедической группы, таким образом, являются:

- обследование познавательной, изобразительной и других видов деятельности и установление их соответствия данной возрастной группе;

- проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми по программе и заданию логопеда в вечернее время;

        - создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;

- систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;

- объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие неречевых процессов, игры, поездки, экскурсии для общего развития детей.

        Ответственна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Так, например, при проведении занятий по развитию математических представлений в массовой группе воспитателю не рекомендуется называть предметы при их пересчете («одна елочка», «две елочки», «три елочки» и т.д.). И соответственно требовать этого от детей. Называется только итоговое число («Одна, две, три. Всего три елочки»).

        Дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть навыком употребления числительных с существительными, поэтому воспитатель обязан следить за правильностью речи детей, исправлять все ошибки детей, за исключением тех, которые логопедом еще не скорректированы.

        В процессе формирования навыка правильного согласования числительных с существительными логопеды рекомендуют воспитателям добиваться утрированного произношения безударных окончаний (пять елочек, семь домиков).

        Логопед знакомит воспитателей с определенными речевыми моделями, воспитатели в свою очередь упражняют детей в применении, употреблении этих речевых моделей во время занятий и вне их.

        Формирование навыка согласования числительных с существительными необходимо осуществлять в такой последовательности (соответствует появлению этого навыка в онтогенезе):

- употреблений наречий мало, много в сочетании с родительным падежом существительных (много домов, мало книг);

- сочетание числительных с существительными в родительном падеже (двух карандашей, пяти карандашей, трех елочек, шести елочек);

- сочетание винительного падежа числительных с существительными, обозначающими неодушевленный и одушевленный предмет (вижу три-четыре карандаша, елочки, пять-десять бабочек, белочек);

        Частота употребления числительных с существительными в творительном падеже у детей дошкольного возраста достаточно низка, поэтому специально заниматься формированием этой трудной речевой модели в дошкольном возрасте не имеет смысла.

        Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия (30 минут после полдника) по заданию логопеда.

        На вечерние занятия логопед может оставить от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен материал детьми.

        Все задания должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал отбирает сам логопед. Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.

        Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, конструкторами и т.п.), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя.

        Рекомендуется выделять в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.



Предварительный просмотр:

Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

Коррекционная работа

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого  негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы

4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого – педагогической характеристики группы в целом.

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей благодаря использованию экскурсий, целевых прогулок, наблюдений, предметно-практической деятельности, просмотру диафильмов, мультфильмов и спектаклей, чтению художественной литературы, проведению игр

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам («Части тела», «Овощи» и т.п.)

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорно  воспитание детей)

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной 'моторики детей

10. Развитие фонематического восприятия детей

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях: использование их на занятиях, в практической деятельности, в играх, в повседневной жизни

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения (начинает логопед)

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настолько-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

Организация жизни и деятельности детей

1. Распределение детей на подгруппы для занятий

1. Четкое соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, достаточного пребывания детей на свежем воздухе, выполнение оздоровительных мероприятий

2. Составление рационального расписания занятий

2. Составление сетки занятий в соответствии с возрастом детей

3. Использование фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм работы для осуществления поставленных задач

3. Организация педагогической среды для формирования речи детей в коммуникативной ее функции

Создание необходимых условий

1- Оснащение и оборудование логопедического кабинета в соответствии с требованиями к нему

1. Оснащение группы наглядным, дидактическим, игровым материалом в соответствии с требованиями программы воспитания и коррекционного обучения детей

2. Повышение квалификации через самообразование, методическую работу, курсовую подготовку

3. Привлечение родителей к коррекционной работе, проведение с ними консультаций, показ для них открытых занятий, практических приемов и упражнений для работы с детьми дома по закреплению речевых навыков, полученных в детском саду

4. Направление детей на медицинские консультации (по необходимости)

4. Реализация коррекционной направленности обучения и воспитания дошкольников на базе типовой программы



Предварительный просмотр:

Лексическая тема:  «Весна»

Физминутка

  "Капля".

Капля раз, капля два,  (пальцы собраны в щепотку)

Очень медленно сперва,  (раскрываем пальцы медленно)

А потом, а потом все бегом все бегом. (руки вверх - вниз, пальчики бегут)

Мы зонты свои откроем,

От дождя себя укроем.  ( руки в стороны, вверх, пальцы сцепить над головой).

Пальчиковая гимнастика

«Весна»

Снова солнце в небе улыбается, (Соединять пальцы правой руки с большим.)

Снег растаял, ручейки звенят. (Соединять пальцы левой руки с большим.)

И подснежник первый распускается, (Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга)

С юга птицы с песнями летят. (Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка»).    

Дыхательная гимнастика

«Цветы» На вдохе поднять расслабленные руки вверх, постепенно растягивая всё тело, задержать дыхание. На выдохе, постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице, задержать дыхание. Повторить 2-3 раза.

 «Собираем цветы» На вдохе присесть, «сорвать цветок», понюхать. На выдохе произносить: «Аааах!»

«Одуванчики» Игра проводится на улице. Ребёнок делает вдох носом и дует на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с цветка нужно с 1 – 3 раз.

 «Цветы распускаются» Ребёнок стоит, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Затем разгибает пальцы по очереди, при этом выполняет вдох через нос. После пальцы сжимаются в кулачок в обратном порядке, выполняется выдох («цветок закрылся»). Повторить 4 – 6 раз.

Артикуляционная гимнастика

Ветерок качает подснежник. Наклоны головы влево - вправо (шея расслаблена).

Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у».

Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания.)

На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.

Исхудавшие за зиму зверята. Втянуть щеки, затем вернуться в исходное положение.

Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние] зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

Задания для мелкой моторики.

 «Следы от капели» -на манке пальчиком ставим точки.

«Солнце светит» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг жёлтого кружка.

«Кто скорее проснётся после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

«Дерево» - выкладывание дерева из палочек разной длины и толщины.

«Потекли ручейки» - рисование пальцами ручейка на песке.

-Коллективная работа «Весенняя роща» - приклеивание зелёных листочков каждым ребёнком на рисунок голого дерева.

Понедельник

Беседа по теме: Весенние месяцы – март, апрель, май.

Весной солнце всё выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручейки. На полянках и пригорках появляются проталины.

Реки, озёра и пруды очищаются ото льда. Горячее весеннее солнце растапливает лёд и снег.

На деревьях и кустарниках набухают почки и проклёвываются первые листочки. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-мачеха, подснежник, медуница.

Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются после долгой зимы перелётные птицы. Первыми прилетают грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.

Заканчивается зимняя спячка зверей. Из берлоги выходит медведица с медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи. У остальных животных тоже появляются детёныши.

Взрослые звери линяют.

Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посевов и сеют рожь, ячмень, просо. в огородах – укроп, морковь, лук.    

  • «Хлопни в ладоши».

 Воспитатель произносит слов. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко.

  • «Про что (кого) можно сказать?»

Тает, лопаются, прилетают , оседает, вьют , темнеет , зеленеет, журчит, сходит, пригревает, бежит , растет ,припекает, кричат , греет, звенит, бурлит, набухают,  пробивается, раскрываются…

Вторник

Беседа по теме:

  • Что происходит, когда тает снег?
  • Что появляется на проталинах?
  • Какой становится погода?
  • Где набухают почки?
  • Кто прилетает весной?
  • Что делают грачи, когда прилетают?
  • Расширение словаря прилагательных.

- Солнышко весной какое? — Яркое, теплое, большое, ласковое...
- Снег весной какой? — Рыхлый, темный, мокрый, липкий, грязный...
- Небо весной какое? — Голубое, чистое, высокое...

- Погода весной какая?

  • Игра «Весной бывает – не бывает»

Воробьи возвращаются из жарких стран.

Птицы вьют гнезда.

На деревьях распускаются почки.

Птицы улетают в теплые края.

Листья желтеют и опадают.

Листья распускаются.

Расцветают цветы.

На реке тает лед

Солнышко светит все ярче.

Сильный мороз.

Среда

  • Игра «Почемучки».

 Воспитатель бросает ребенку мяч, обращаясь к нему с вопросом: «Почему стало мало снега? Почему он потемнел? Почему мы сняли шубы и валенки? Почему уже нельзя кататься на коньках и лыжах? Почему тает снег? Почему бегут ручьи? Почему набухли почки? Почему все это происходит?»

  • Игра с мячом. Дети стоят напротив воспитателя. «Назови весеннее слово.»— Сосулька, ручеек, капель, первоцветы, март, апрель, май...».

  • «Подбери слово».

 Подбор прилагательных к слову весна:

  • Если весна наступает рано, то она…(ранняя)
  • Если поздно… (поздняя),
  • Если вокруг красиво…(красивая),
  • Если ёё долго ждали…(долгожданная),
  • Если часто идут дожди…(дождливая),
  • Если, наоборот, нет дождей и очень сухо… (сухая),
  • Если ярко светит солнце… (солнечная), шумн
  • Если всё вокруг цветёт… (цветущая),
  • Если очень холодно… (холодная),
  • Если очень тепло… (теплая).
  • Подбор слов-антонимов . Скажи наоборот.

Холод — тепло; солнечный —... (пасмурный); ветреный — ... (тихий, безветренный); радостный — ... (печальный, грустный); глубокий —... (мелкий); быстрый —... (медленный).

Четверг

  • Игра «Думай, отвечай»

Ручеек весной (что делает?) — бежит, журчит.

Снег весной (что делает?) — чернеет, тает.

Солнце весной (что делает?) — пригревает, светит.

Просыпаются весной (кто?) — медведи, ежи, насекомые.

Ежик и медведь весной (какие?) — сонные, взъерошенные, голодные.

Набухают на деревьях (что?) — почки.

Распускаются (что?) — цветы.

Появляются на деревьях (что?) — листья.

  • «Скажи наоборот»: 

тепло – холодно

светло — …

сыро – …

грязно — …

день — …

утро — …

  • Прочитать детям рассказ «Три весны» по опорным предметным картинкам (поле, река, лес):

«У природы три весны. Первая весна наступает в поле. Там быстро тает снег, потому что солнышку ничто не мешает. Вторая весна наступает на реке. Лед тает, трещит и раскалывается на части. Третья весна наступает в лесу. Там снег тает медленно, потому что солнышку мешают деревья. Когда снег растает, лес оденется листвою».

Задать вопросы:

- Почему говорят, что первая весна наступает в поле?

- Вторая на реке?

- Третья в лесу?

Пятница

  • Изменить слова по образцу.

Длинный — ещё длиннее        Радостный — ещё... (радостнее)

Теплый — ... (теплее)        Светлый — ... (светлее)

Яркий — ... (ярче)        Темный — ... (темнее)

Громкий — ... (громче)        Рыхлый — ... (рыхлее)

Высокий — ... (выше)        Свежий — ... (свежее)

Чистый — ... (чище)        Прозрачный — ... (прозрачнее)

Сильный — ... (сильнее)        Быстрый — ... (быстрее)

  • Чистоговорки
  • НА – НА – НА - наступила вновь весна
  • НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне
  • НЕ – НЕ – НЕ - много песен о весне
  • ХИ – ХИ – ХИ - о весне стихи
  • ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло
  • НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну
  • КО – КО – КО - солнце светит высоко
  • ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи
  • ГА – ГА – ГА - растаяли снега
  • УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - растаяли сосульки
  • ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи
  • КА – КА – КА - в небе облака
  • ДИ – ДИ – ДИ - весенние дожди



Предварительный просмотр:

Лексическая тема:  «Времена года»

Физминутка

Времена года
Зимние месяцы: декабрь, январь
К ним не забудем добавить февраль
(руки расставлены в стороны, имитируем падение снежинок)
Весне отдаем март, апрель, теплый май
(руки подняты вверх над головой, изображаем легкий ветерок)
Для лета — июнь, июль, август давай
(руки перед собой, ладони прижаты друг к другу, имитируем движение «рыбка плывет»)
А если к нам в гости осень придет,
Сентябрь, октябрь, ноябрь принесет!
 (имитируем сбор ягод в корзинку)

Пальчиковая гимнастика

Круглый год, круглый год! Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.

За зимой весна идёт, Поочерёдно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года).

А за весною следом

 Торопится к нам лето.

И у кого не спросим –

Идёт за летом осень.

И за осенью сама

Вновь идёт, спешит зима. Повторяют другой рукой.

Артикуляционная гимнастика

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние] зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

Задания для самокоррекции

- «Следы от капели» -на манке пальчиком ставим точки.

- «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета ёлки, штриховка слева направо, справо налево.

-«Дерево» - выкладывание дерева из палочек разной длины и толщины.

-«Пластилиновые жгутики! – выкладывание ёлки по контуру пластилиновыми жгутиками зелёного цвета.

- «Солнце светит» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг жёлтого кружка.

Понедельник

Вспомнить названия всех времен года. Вспомнить названия всех месяцев года.

Головокружительная весна.

Весной что ни день – то новости! Глаза разбегаются; не знаешь, в какую сторону и смотреть, куда голову поворачивать.

На лес смотрю – загустели опушки, почки на кустах и деревьях набухли – вот-вот с треском полопаются!

На поля смотрю – грачи на проталинах, над проталинами жаворонки поют, между проталинами ручейки журчат. Кончилась зимняя тишина!

На небо смотрю – солнце по-весеннему светит и греет, всех веселит. Конец зимней скуки и хмури. И зимней стужи!..

Направо гляжу – ящерица на припёке греется, лягушка скачет, бабочка порхает, жук копошится. Отогрелись, проснулись…

Налево гляжу – подснежники голубые растут, мать-и-мачеха зажелтела.

Назад оборачиваюсь – на муравейнике муравьи греются, шмель мохнатый гудит, первые пчёлки на первые цветы торопятся. у всех весенние дела и заботы!..

Столько в лесу новостей – успевай голову поворачивать.

Лето.

Летом, как и весной, столько новостей со всех сторон, что не знаешь куда смотреть и за что хвататься..

У птиц птенцы в гнёздах, у зверей – зверята в норах: самое время за ними понаблюдать. В очередь поспевают ягоды: земляника, черника, морошка, малина – самое время пособирать. За ягодами – грибы: лисички, подберёзовики, подосиновики, сыроежки, боровики. И купаться надо, и загорать, и рыбачить.

В полях разноцветье и разнотравье, в лесу возня зверушек и пение птиц, в реке рыба играет. И везде надо успеть побывать и всё увидеть. Только успевай поворачивайся!

Осень.

Помните стишки: «Пусты поля, стынет земля, дождь поливает – когда это бывает?» Правильно, осенью.

Осень на дворе: всё короче дни, всё длиннее ночи. Пожелтели листья, полегли травы, похолодела вода. Новости осенние – грустные. «Журавли улетели», «цветы отцвели», «Осыпается лес». Их сообщают негромко, задумчиво.

Вместо тепла – холод, вместо солнца – дожди. Кончилась в лесах, полях, на болотах лёгкая летняя жизнь. Начинается непростая осенняя. И каждый приспосабливается к ней, как может и как умеет.

                                                                                              Н. Сладков.

  • «Сосчитай до пяти»
  • Один подснежник, два … , три … , четыре … , пять …
  • Одна мимоза, две … , три … , четыре … , пять …
  • Одна снежинка…
  • Один листик…
  • Одна капелька…
  • Одна лужа…
  • Один куличик…
  • Одна туча…
  • Один ручеёк…

Вторник

Назвать как можно больше характерных отличительных признаков четырех времен года. Вспомнить пословицы и поговорки, народные приметы о временах года.

  • Дидактическая игра «Ответь на вопрос — как?» (образование сравнительной степени прилагательных от наречий).

Утром светло, а днем еще (как?) — светлее.

Вечером темно, а ночью еще ... . Осенью холодно, а зимой еще .... В пальто тепло, а в шубе еще ... . Весной солнце светит ярко, а летом еще ... . Весной птицы поют звонко, а летом еще ... .

  • «Ответь правильно»
  • Весной солнце греет или морозит?
  • Весной снег тает или застывает?
  • Весной ручьи текут или стоят?
  • Весной травка зеленеет или вянет?
  • Весной жучки просыпаются или прячутся?
  • Весной дети катаются на самокате или снегокате?
  • Весной люди носят шубы или куртки?
  • Зимой лепят куличики или снеговика?
  • Зимой идёт снег или дождь?
  • Зимой жарко или холодно?
  • Осенью листья зелёные или жёлтые?
  • Осенью птицы улетают или прилетают?

Среда

  • Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (на развитие логического мышления).
  • Летом дети катаются на санках.
  • Зимой дети лепят снежную бабу.
  • Осенью колхозники убирают урожай.
  • Зимой на деревьях распускаются почки.
  • Весной дети играют в снежки.
  • Летом дети купаются и загорают.
  • Весной медведь засыпает.
  • Белочка летом серая, а зимой рыжая.
  • «Скажи наоборот» (подбор антонимов).
  • Тепло –
  • Тёмный –
  • Мелкий –
  • Грязно –
  • Высокий –
  • Холодный –
  • Рано –
  • Пасмурная –
  • Закончить предложения.
  • Наступила тёплая …   .   
  • А была холодная … .
  • После весны  придёт жаркое … .
  • А потом наступит прохладная … .
  • После осени придёт  холодная … .

Четверг

  • Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Дел у меня немало — я белым одеялом всю землю укрываю,

В лед реки убираю, белю поля, дома. Зовут меня... (зима).

Я раскрываю почки, в зеленые листочки деревья одеваю.

Посевы поливаю, движения полна. Зовут меня ... (весна).

Я соткано из зноя, несу тепло с собою. Я реки согреваю,

«Купайтесь», — приглашаю. И любите за это вы все меня. Я ... (лето).

Несу я урожаи, поля вновь засеваю. Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю, но не касаясь елочек и сосен. Я ... (осень).

Снег на полях, лед на лугах, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода, день прибывает, когда это бывает? (Весной)

Пусты поля, мокнет земля. Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осенью)

Солнце печет, липа цветет. Рожь поспевает.

Когда это бывает? (Летом)

Пятница

Назови времена года по порядку, начиная с зимы. Какое время года перед осенью? После зимы? После лета? Между зимой и летом? Какое сейчас время года? Почему? Сколько месяцев в году? Назови зимние месяцы. Объясни пословицу «Декабрь год кончает, а зиму начинает». Чем отличается зима от осени, лета, весны?

  • Дидактическая игра «До — между — после» (повторить последовательность времен года и месяцев).
  • «Назови лишнее слово».
  • Осень, зима, понедельник, лето.
  • Холодно, прохладно, морозно, весело.
  • Бежал, читал, упал, встал.
  • Осень, сентябрь, октябрь, ноябрь.
  • Утро, день, зима, ночь.
  • Зима, весна, октябрь, лето.
  • Февраль, ноябрь, октябрь, сентябрь.

  • Повторение

Назови:

  • Птиц –
  • Домашних животных –
  • Диких животных –
  • Мебель –
  • Транспорт –
  • Овощи –
  • Фрукты –
  • Ягоды –
  • Времена года -


Предварительный просмотр:

Лексическая тема:  «Дикие животные весной»

Физминутка

Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (
Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (
Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки.
(Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (
Дети садятся.)

Пальчиковая гимнастика

Кто живет в лесу
Кто в лесочке живет?
(переплести пальчики, имитируя лес)
Под корягой — старый крот,
За горой — лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом — лисичка,
На сосне — синичка!
(загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать.
(сжимать и разжимать кулачки)

Дыхательная гимнастика

«Любопытный ёжик».

Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [пф].

«Медвежонок»

Ребёнок ложится на спину, выполняет глубокий вдох через нос, на выдохе «похрапывает». Затем «Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Ребёнок выполняет все движения, сгибает ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос, переворачивается и опять «засыпает, похрапывая».

Артикуляционная гимнастика

Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

Сердитый волк. Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

Ежик фыркает. Вибрация губ.

Белочка собирает грибы. Грибы- на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Белочка   цокает. Щелкать языком,  изменяя форму рта.  Издавать высокие и низкие щелчки,  обращая внимание на изменения звука.

Мишка слизывает мед. Облизать   сначала   только   верхнюю губу (язык   «чашечкой»),  затем облизать   верхнюю   и   нижнюю губы.

Задания для мелкой моторики

 «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.

 «Подарок для мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

«Собери картинку» - разрезные картинки из 4-6 частей.

Выложи медведя из геометрических фигур.

«Обведи и раскрась» - обвести фигурку лисы (картонный трафарет) и раскрасить её

«Кто пришёл?» - рисуем на песке или манке следы, разные по величине.

«Угощение для зайцев» - лепка мелкой и крупной морковки.

Понедельник

Зайцы.

Весной у зайчихи рождаются зайчата. Хоть и маленькие, но пушистые и зрячие.

Зайчиха покормит их и ускачет подкрепиться молодой травой.

Пройдёт несколько дней и зайчата станут есть травку, станут самостоятельными.

Весной зайцы меняют белую, зимнюю шубку на серую. Среди густых трав, коричневых стволов и ветвей Косого и не заметишь.

Днём зайцы спят, спрятавшись в чаще леса:под корнями вывернутого дерева или забившись в ямку под кустом. А ночью выходит на кормёжку. Весной и летом зайцам в лесу раздолье – вдоволь сочных травок и сладких корешков.

Ежи.

Когда пригреет тёплое, весеннее солнышко, побегут ручьи и растает снег, проснётся ёжик и выйдет из своей норы.

Весной в ежиной норе появляются малыши, они родятся с закрытыми глазами и ушами. Иголок на ежатах сначала нет вовсе, они появляются через час-полтора после рождения – белые, мягкие. Мама ежиха очень любит своих малышей, кормит их молоком, а ,почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное место.

Малыши быстро подрастают и крепнут. Когда откроются глазки и ушки, а иголки потемнеют, станут твёрдыми и колючими, ежата выходят из норы, бегают следом за мамой-ежихой, смешно пофыркивая постукивая коготками. Родители учат детёнышей искать пропитание, ловить жуков, улиток и мышей.

Днём ёжики спят под старым пнём или в ямке под корнями дерева, а ночью выходят на охоту: уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами, мышами, ядовитыми змеями. В лесу, и людям от них польза!                                                                                            

Белки.

Зимой у белочки шубка была серая, густая, тёплая. Но с приходом весны, шубка становится рыжевато-золотистой, такая окраска больше подходит ожившей осенней природе, к скользящим бликам солнечного света, к золотистой коре сосновых стволов.

Весной в беличьем домике появляются маленькие бельчата. Бельчиха-мама старательно ухаживает за ними, кормит, воспитывает, оберегает от лесных хищников – наглой вороны или пронырливой куницы. Если малышам угрожает опасность, белка становится бесстрашной и сильной.

Через месяц, когда малыши подрастут, они станут весело резвиться, скакать по веткам, гоняться друг за другом.

Лисы.

Ранней весной у лисиц начинаются весёлые игры и танцы. Звери встают друг перед другом на задние лапки, словно танцуя.

Скоро в глубокой норе на склоне ручья, лесной реки или в яме под корнями дерева появятся маленькие беспомощные лисята.

Лисы – очень заботливые родители. Они вместе воспитывают малышей. Папа зорко и бдительно охраняет нору, ходит на охоту, добывает пропитание для своего большого семейства. Мама-лисица ни на минуту не оставляет детёнышей. Лисята растут быстро, уже через две недели они открывают глаза, а ещё через неделю-другую весело играют на лесной поляне возле норы, возятся, рычат, тявкают как щенки.

Когда детёнышам исполняется полтора месяца, они начинают охотится самостоятельно, ловят насекомых, птенчиков, мышей.    

Волки.

Весной у волчицы появляются маленькие слепые волчата. Волчица обычно выбирает укромное место для своего логова, где-нибудь в глубоком овраге, неподалёку от ручья или возле больших непроходимых болот. Волки много пьют, поэтому любят жить недалеко от реки или ручья.

Волк помогает волчице воспитывать малышей. Он заботливый и преданный отец – ходит на охоту, приносит добычу для своей большой семьи.

Когда волчата подрастают, они играют, шутя нападая друг на друга.

                                                                                         (по Т. Шорыгиной)

Вторник

Накопление и активизация глагольного словаря. Место обитания, повадки, образ жизни.

  • У зверей родились детёныши. У кого-кто?
  • Лисята — лисенок,
  • ежата — ежонок,
  • медвежата — медвежонок,
  • волчата — волчонок,
  • зайчата — зайчонок,
  • бельчата — бельчонок.
  • Расширение словаря прилагательных. Игра «Кто знает больше слов?» (подбираются слова-определения к диким животным).
  • Лиса (какая?) — пушистая, рыжая, хитрая, быстрая, осторожная...
  • Заяц (какой?) — трусливый, быстрый, длинноухий, белый, быстроногий, пушистый, пугливый, боязливый...
  • Медведь (какой?) — косолапый, неуклюжий, бурый, сильный...
  • Ёжик - …
  • Белка - …
  • Волк - …

  • Игра «Телефон»

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память.

Ход игры. Воспитатель произносит ряд слов — названий диких животных (4-5). Дети запоминают, повторяют эти слова за воспитателем.

Среда

Беседа по теме:

1. Каких диких животных вы знаете?

2. Почему этих животных называют дикими?.

3. Какое дикое животное считается самым хитрым? Пугливым? Трусливым?

Игра «Хвосты»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных), развивать слуховое внимание.

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнёс по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте и мы поможем им).

Вот на сосне висит серенький, пушистенький хвостик белки. Чей это хвост? (Беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий). Дадим медведю его короткий хвост. В чаще леса нашёлся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий).

Все животные нашли свои хвосты и были этому очень рады.

  •  «Закончи предложение».
  • Заяц зимой белый, а летом....
  • У зайца хвост короткий, а уши...
  • У зайца задние лапы длинные, а передние...
  • Заяц пушистый, а ёж...
  • Ёж спит днём, а охотится...
  • Ёж маленький, а медведь...
  • Белка зимой серая, а летом...
  • У белки хвост длинный, а у зайца...
  • Белка живёт в дупле, а ёж в...
  • У лисы шерсть мягкая, а у волка...
  • Лиса живёт в норе, а волк в ...
  • Медведь ревёт громко, а ёж фыркает …
  • Заяц слабый, а медведь…

Четверг

  • Сказать правильно. Цель: согласование числительных с существительными.
  • Было две белки — стало пять ... (белок)
  • Было две лисы — стало пять ... (лис)
  • Было два зайца — стало пять ... (зайцев)
  • Было два волка — стало пять ... (волков)
  • Было два медведя — стало пять ... (медведей)
  • Было пять белок — осталось две ... (белки)
  • Было пять лис — осталось две ... (лисы)
  • Было пять зайцев — осталось два ... (зайца)
  • Было пять волков — осталось два ... (волка)
  • Было пять медведей — осталось два… (медведя)

  •  «Игра в слова».

Цель: накопление словаря по теме «Дикие животные».,

-Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее зайцу (ежу, белке, волку, медведю).

Словарь:

Рыжая, логово, скачет, медвежонок, маленький, пушистый, бегает, колючий,

зайчонок, короткохвостый, переваливается, нора, воет, белый, ловкая, злой,

пушистая, охотится, бельчонок, грызёт, лукавая, прыгает, длинноухий,

пугливый, дупло, косолапый, серый, берлога, неуклюжий, линяет, фыркает,

хищник, петляет.

Пятница

  • Расскажи о своём любимом животном:  

- Как называется?

- Где живёт?

- Как выглядит?

- Чем питается?

- Как защищается от врагов?

- Чем тебе нравится это животное?

  • Игра «Кого не стало?»

Цели: развивать зрительное внимание, зрительную память.

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением диких животных (7-10), просит детей запомнить картинки. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из картинок. Дети должны назвать, кого не стало.

Вариантом игры может быть следующий: воспитатель меняет картинки местами, а дети называют, что изменилось.

  • Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развивать речевой слух, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и назвать, какое слово лишнее и почему.

Например:

Волк, волчий, волосы, волчонок.

Лиса, лисий, лисята, лесной.

Белка, белочка, белый, беличий.

Медведь, медвежонок, медаль, медведица.

Лось, лосиха, лосята, лосины.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема:  «Мамин праздник. Семья »

Физминутка

«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.                                        
Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем». 

Пальчиковая гимнастика

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны,                   (сжимают обе ладошки в «замочек»)

 Мамы разные важны (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

Дыхательная гимнастика

«Старая бабушка»

Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!» Повторить 3 – 4 раза

«Бабушка ругается»

Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза

«Малыш плачет»

«Качать малыша» - вдох носом; на выдохе произносить «Уа –уа – уа!» Повторить 3 – 4 раза

«Малыш идёт»

Медленно переваливаться с ноги на ногу – вдох; на выдохе произносить «Топ – топ – топ!» Повторить 3 – 4 раза

Упражнения для языка

Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти-десяти»).

Дразнилки. Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».

Маятник настенных часов. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык направо и налево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы язык не скользил по нижней губе и зубам.

Малыш сосет соску. Сомнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.

Задания для мелкой моторики.

  • Рисование цветов для мамы на песке.
  • Изготовление подарка для мамы.
  • Подарок маме «Пион». Нарвать из цветной бумаги очень мелкие кусочки и по нарисованному контуру выполнить аппликацию.
  • «Тюльпан» из палочек.
  • «Это человек» - обводка трафарета человека.
  • «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой верёвке».
  • «Научим дочку шнуровать ботинки».
  • «Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке».
  • «Мамины помощники» - навешивание прищепок на верёвку.
  • «Сарафаны для мамы и дочки» - трафареты сарафанов раскрасить: для мамы – в полоску, для дочки – в горох.

Понедельник

Поговорить с детьми о том, как они заботятся о маме, бабушке. Напомнить, что у взрослых много дел по дому и им будет приятно, если дети помогут что-то сделать. В семье все помогают друг другу. Напомнить детям, что они уже могут стирать мелкие вещи, поэтому могут помочь маме, если сами постирают носовые платочки, носочки.

  • Дидактическая игра «Назови ласково»: мама — мамочка, мамуля, матушка (бабушка, сестра, тетя, дочка, внучка).
  • Дидактическая игра «Подбери признак»: мама (какая?) — ... (сестренка, бабушка, воспитательница, дочка).
  • «Утром, днем, вечером». Практическое употребление в речи наречий, обозначающих время. Дифференциация этих понятий.

Каждый ребенок рассказывает, как он провел выходной день: что он делал утром, днем и вечером. При необходимости воспитатель помогает.

Утром я завтракал, играл с игрушками. Днем ходил гулять, а вечером смотрел мультфильмы.

Утром я читала с мамой книжку. Днем ходила в гости к Кате, а вечером играла с куклой.

Вторник

  • Побеседовать с детьми о составе их семей. Побеседовать об обязанностях членов семьи дома. Объяснить, что каждый в семье заботится о других. Дети тоже могут это делать. Порассуждать с детьми о том, что именно они могут сделать по дому. Спросить, что они делают полезного для других членов семьи.

  • Дидактическая игра «Подбери признак»: мама (какая?) — ... (сестренка, бабушка, воспитательница, дочка).

  • Слоговой анализ слов по теме (мама, папа, бабушка, прабабушка и т.д.) – разделить слово хлопками на слоги, определить количество слогов,

  • Игра «Кем работает мама?»

Цели: формировать грамматический строй речи. Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения.

  • Моя мама учит детей, она ... (учительница).
  • Моя мама шьёт одежду, она ... (швея, портниха).
  • Моя мама готовит еду, она ... (повариха).
  • Моя мама занимается спортом, она ... (спортсменка).
  • Моя мама делает массаж, она ... (массажистка).
  • Моя мама продаёт одежду, она ... (продавщица).
  • Моя мама поёт, она... (певица).
  • Моя мама пишет картины, она... (художница).
  • Моя мама пишет книги, она... (писательница).

Среда

  • Научить ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, сестре, бабушке, воспитательнице в детском саду;

  • «Подскажи словечко».

Цель: Развитие речевого слуха, расширение глагольного словаря по теме «Мамин праздник».

- Посмотрите на картинки. Они напомнят вам, чем дома занимаются ваши мамы. Я буду говорить об этом, а вы будете мне подсказывать.

- Мама квартиру... (убирает).

- Мама обед…(готовит).

- Мама белье...

- Мама пыль...

-А вы маме должны...(помогать).

  • «Назови имя ребёнка».

Николай – Коля (Дарья, Валентина, Мария, Александр, Алексей, Виктор, Юлия, Анастасия, Владимир, Иван, Василий, Евгений, Таисия, София, Виктория  и т.д.)

  • Разучить стихотворение «Подарок маме» (с опорой на мнемотаблицу)

Сорвала я в поле цветик голубой,

Принесу в подарок маме дорогой.

Я его на платье маме приколю.

Больше всех на свете маму я люблю.

Четверг

  • Спросит детей, чьей мамой является их бабушка (мамина или папина)? Как зовут бабушку? Чем она любит заниматься? Какое у неё любимое блюдо? Как дети помогают своим бабушкам?

  • «Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке» (рассказ из личного опыта ребенка).

  • Чистоговорки:
  • АМА – АМА – АМА - у меня есть мама
  • АПА – АПА – АПА – мой любимый папа
  • УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля
  • УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ - старенький дедуля
  • УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул
  • РА – РА – РА - младшая сестра
  • АТ – АТ – АТ - мой любимый брат
  • АТ – АТ – АТ - у меня есть брат
  • ВУ – ВУ – ВУ - сестренку позову
  • РОЙ – РОЙ – РОЙ – поиграю я с сестрой
  • ЗЬЯ – ЗЬЯ – ЗЬЯ – мы с братишкою друзья
  • ЛА – ЛА – ЛА - тетушка пришла
  • АЙ – АЙ – АЙ – дядюшка пьет чай
  • ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я люблю свою семью
  • МЬЯ – МЬЯ – МЬЯ – моя дружная семья

Пятница

  • Чистоговорки
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ- дарят женщинам цветы
  • ОК-ОК-ОК- для мамочки цветок
  • УЛЯ-УЛЯ-УЛЯ- любимая бабуля
  • АТЬ-АТЬ-АТЬ- женщин надо защищать
  • УЛИ-УЛИ-УЛИ- праздник у бабули
  • Игра «Назови ласково»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, знакомить с полными женскими и мужскими именами.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подумать, как можно ласково назвать человека с тем или иным именем.

Например:

Настя — Настенька        Даша — ...

Лида — ...        Ира — ...

Оля — ...        Света — ...

Маша — ...        Таня — ...

Затем дети называют друг друга ласково, передавая по кругу мяч.

  • Рассказ по сюжетной картине «Семья».

«Это дом. Здесь живет семья: мама и папа ,бабушка и дедушка; братик и сестричка.

Папа читает газету. Мама шьет на машинке. Дедушка чинит велосипед. Бабушка вяжет носки. Братик делает уроки. Сестричка играет с игрушками. Эта семья дружная».