Формирование читательской грамотности на уроках английского языка

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в формировании читательской грамотности является достижение полного и подробного понимания нескольких текстов и связей между ними для использования полученной информации в нетипичных ситуациях, особое место занимают несплошные тексты. Говоря о читательской грамотности, прежде всего, подразумеваем функциональное чтение. В свою очередь, функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Читательская грамотность - совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Актуальность обучения функциональному чтению подтверждается последние несколько лет, в ходе которых особое внимание привлекают к себе несплошные тексты. В связи с тем, что несплошные тексты имеют особые связи единиц текста, своеобразную организацию, для работы с несплошными текстами требуется определенные читательские навыки. Ежедневно мы встречаемся с различными видами несплошных текстов.

Несплошные тексты – это графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; различные планы (помещения, местности,сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные плакаты, меню, рецепты и др. Особое место занимают графики и различные виды гистограмм и диаграмм, которые являются предметом анализа и описания задания письменной части единого государственного экзамена (ЕГЭ) по английскому языку.

При описании графиков и диаграмм задействованы умения речевого письма, умение интегрировать полученные знания и применять их в нестандартных ситуациях, умения найти и извлечь (сообщение или информацию, интегрировать и интерпретировать (сообщение), осмыслить и оценить (сообщение). Таким образом, навыки и умения описывать графическую информацию – это умения, требующие комплексного подхода в обучении. В зависимости от вида представления графической информации: графиков, диаграмм, гистограмм, различают упражнения для освоения навыков функционального чтения.

При выборе материала необходимо учитывать, что в исследовании PISA читательская грамотность оценивается по следующим уровням:

1. поиск в тексте нужной информации по простому критерию ;

2. поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;

3. поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;

4. поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;

5. понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста, применение полученных знаний в жизненных ситуациях.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: