Методические разработки

Андрякова Екатерина Андреевна

Методические разработки

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения».

Цель: повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся 1 класса, имеющих речевые нарушения.

            Задачи:

  1. оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) в вопросах развития фонематических процессов обучающихся;
  2. продемонстрировать способы и приемы, используемые на уроках учителем-логопедом;
  3. предоставить родителям буклеты, собранные из картотеки игр для развития фонематических процессов для домашнего использования;
  4. способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы.

Ход мероприятия:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Перед тем как мы начнем нашу встречу. Я предлагаю Вам вот такие небольшие бланки, куда вы в ходе нашей встречи сможете записать свои вопросы.

Если этот вопрос требует ответа сегодня, то положите его в коробочку с надписью «СЕГОДНЯ» и в конце мероприятия, вы сможете остаться, я отвечу на ваши вопросы. Если вопрос требует нашей отдельной встречи, то положите его в коробочку с надписью «ПОЗЖЕ».  В бланках укажите свои контактные данные, и я назначу вам время для индивидуальной консультации.

Основная часть.

Сегодня я хочу вас познакомить с теми методами и приемами, которые я использую в своей работе с детьми по развитию фонематических процессов.

Давайте разберемся, что же относится к фонематическим процессам? Обратите внимание на слайд.

  1. Фонематический слух – это слух, позволяющий различать звуки родного языка.
  2. Фонематическое восприятие – это способность различать и определять звуковой состав слова.
  3. Фонематический анализ – это умение разложить слово на последовательный ряд звуков, подсчитать их количество.
  4. Фонематический синтез – это умение сливать отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Отечественные педагоги  Д.Б.Эльконин, Л. С. Выготский говорили о том,  что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа. То есть к моменту начала обучения дети могут определять первый и последний звук в слове, посчитать количество звуков в простых словах (мак, сок и т.д.).

В начале учебного года, когда я Вас знакомила с результатами стартовой диагностики, мы с Вами столкнулись с тем, что у многих ребят были недостаточно сформированы фонематические процессы. Поэтому в каждое свое занятие я включаю различные задания и игры, способствующие развитию фонематических процессов.

Мы с ребятами, часто играем в игру «Первый и последний звук», для кого-то из ребят это задание уже не представляет сложности, а кто-то всё еще справляется с трудом.

Игра «Первый и последний звук».

 Цель игры: развитие умения определять первый и последний звук в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: Назвать предмет. Определить первый (последний) звук в названии предмета.

Для Вас родители я усложняю задание, мы с вами поиграем в игру, которую очень любят ваши дети.

Игра: «Волшебный мешочек с буквами».

Цель игры:  развитие фонематического слуха, закрепление знания букв русского алфавита.

Ход игры: предлагаю Вам на ощупь определить, какая буква прячется в «волшебном мешочке», а затем придумать слово, в котором эта буква будет в начале, середине или конце.

Игра «Слоговые цепочки».

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры: предлагаем детям повторить цепочки слогов с парными согласными. БА-ПА-БА, ДА-ТА-ДА,

ГА-КА-ГА, ВА-ФА-ВА.

В качестве опоры и помощи, если ребята не справляются с данным заданием, даем мануальное подкрепление. Звонкий- стучим кулачком по столу, глухой- стучим тихо ладошкой.

Б, Д, Г, В -звонкий           П, Т, К, Ф -глухойhttps://media.istockphoto.com/photos/childrens-hand-picture-id157636321?k=6&m=157636321&s=612x612&w=0&h=Vs6pASblxjJZUO2PhCya1OrxuTm2YECrFfUr6tOh7BE=

https://www.detkipodelki.ru/upload/027/u2754/c/e/2c845f8a.jpg

Я подготовила для вас буклеты, в которые собрала примеры заданий, с которыми мы работаем на уроках.  Вы можете их использовать дома, для закрепления материала и подбирать подобные задания самостоятельно.

Предлагаю познакомиться с буклетом. И остановиться на нескольких заданиях подробно.

C:\Users\Пользователь\Desktop\image-20-04-23-01-18-1.jpeg

C:\Users\Пользователь\Desktop\image-20-04-23-01-18.jpeg

            Рефлексия

          C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_5968.jpg



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧЕРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ИМЕНИ ИВАСЕНКО АНАТОЛИЯ АНТОНОВИЧА»

ФИО: Андрякова Екатерина Андреевна

Специальность: учитель-логопед

Место работы: МБОУ СОШ №3 им.А.А.Ивасенко

Контактный телефон

89505223266

        

Нефтеюганск

2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Наименование характеристик

Содержание характеристик

1

Наименование педагогического опыта

Формирование читательской грамотности на логопедических занятиях у младших школьников с ОВЗ

2

Автор – разработчик

Андрякова Екатерина Андреевна

        

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Показатель

Результат

1

Обобщение и распространение  собственного педагогического опыта (мастер – классы, конференции, семинары, конференции, «круглые столы»)

  1. Мастер-класс «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения».

2

Наличие авторских программ, методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий

  1. Программа работы с родителями обучающихся, имеющих речевые нарушения «Когда мы вместе, мы можем всё».
  2. Картотека игр для развития фонематических процессов.
  3. Консультации для родителей «Что такое дислексия и чем помочь ребенку?», «Почему у детей возникают трудности в овладении чтением».

3

Повышение квалификации, профессиональная  переподготовка вебинары

  1. Всероссийский вебинар «Нейропсихологическая диагностика и коррекция дислексии, дисграфии и дискалькулии у младших школьников».
  2. Вебинар «Современные информационно-коммуникативные технологии в работе учителя-логопеда на занятиях с младшими школьниками».  
  3. Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Диагностика, коррекция и профилактика нарушений звукопроизношения», 72 часа.
  4. Образовательный курс «Организация инклюзивного взаимодействия в социализации и обучении детей с РАС», 20 часов.

I

Введение

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

1

Актуальность и значимость темы

Основная категория детей, посещающих логопедические занятия школьного логопеда – это дети с ОВЗ.

Дети с ОВЗ испытывают ряд трудностей в усвоении учебной программы, особенно при освоении навыка чтения:

• дети с ОВЗ испытывают трудности в произвольной деятельности;

• нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков, поэтому они оказываются не в состоянии без помощи педагога и специальных коррекционных приёмов овладеть чтением;

• их внимание сосредоточено на отдельных событиях;

• отсутствует целостное восприятие произведения;

• они не могут установить связь между эпизодами;

• не всегда могут обобщить прочитанное;

 •учащиеся с ОВЗ быстро утомляются, перестают выполнять начатую деятельность.

           В 1 классе формируются предпосылки к освоению читательской грамотности: формирование функционального базиса чтения, который включает в себя сформированную устную речь, достаточно развитый словарный запас, грамматический строй речи, а также развитие неречевых функций, таких, как произвольное внимание, пространственное восприятие и пространственные представления, зрительное и слуховое восприятие, зрительная и слухоречевая память, сукцессивные функции и мыслительные операции.  

Таким образом, с обучающимися младшего школьного возраста необходима работа по устранению фонематических, аграмматических, оптических ошибок чтения, которая предполагает комплексную работу, а также использование специальных методов и приёмов по дифференциации букв, сходных по графическому и оптическому сходству, по развитию фонематического анализа и синтеза, по развитию звуковой структуры слова, по сформированности морфологических и синтаксических обобщений, что является основой коррекционно-логопедической работы по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья.

2

Цели и задачи

Целью моей работы на логопедических занятиях в данном направлении является:  формирование читательской компетенции у младших школьников, имеющих трудности в усвоении  навыка чтения.

Данная цель может быть достигнута при решении следующих задач:

- повысить уровень развития фонематических процессов;

- сформировать навык понимания прочитанного текста;

- сформировать навык грамматически правильного строя речи;

- скорректировать трудности связанные с мнестическими процессами, произвольной деятельностью;

- развить способность ориентироваться в пространстве.

3

Соответствие  требованиям ФГОС

Формирование читательской грамотности — это требование ФГОС для создания успешности обучающихся в образовательном пространстве, т.к. читательская грамотность — это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности.

II

Содержательная часть педагогического опыта

В 1 классе формируются предпосылки к освоению читательской грамотности: формирование функционального базиса чтения, который включает в себя сформированную устную речь, достаточно развитый словарный запас, грамматический строй речи, а также развитие неречевых функций, таких, как произвольное внимание, пространственное восприятие и пространственные представления, зрительное и слуховое восприятие, зрительная и слухоречевая память, сукцессивные функции и мыслительные операции.

В конце первого обучения при не усвоении навыка чтения, либо частичном нарушении процесса чтения со стойкими и повторяющимися ошибками можно говорить о таком логопедическом нарушении, как дислексия.

Среди логопедов общепринятой является классификация дислексии, разработанная доктором педагогических наук Р.И. Лалаевой.

  1. Фонематическая (аккустическая) дислексия. Ребенок при чтении пропускает буквы в словах, заменяет их на другие, или переставляет слоги местами.
  2. Семантическая дислексия или механическое чтение. Ребенок не понимает смысла прочитанного текста, хотя слова по отдельности читает.
  3. Аграмматическая дислексия. Школьник с трудом овладевает грамматическим строем речи, не может правильно согласовать существительное и прилагательное, ошибается в падежных конструкциях.
  4. Мнестическая дислексия. Ребенок не может запомнить буквы, постоянно их путает, не может соотнести звук с буквой.
  5. Оптическая дислексия.  Проявляется в трудностях запоминания графического образа букв, их постоянном смешении. Может быть зеркальное чтение. У таких детей, как правило, нарушена ориентировка в пространстве, в собственном теле.
  6. Тактильная дислексия. Это вид характерен для слепых детей.

Часто не дожидаясь окончания первого класса, можно увидеть, что у ребенка испытывающего трудности в освоении навыка чтения, есть устойчивые ошибки, которые говорят об одном из видов дислексии.

Остановимся на первом, наиболее часто встречающемся виде дислексии.

Фонематическая дислексия. Причиной данного вида дислексии является недостаточный уровень сформированности фонематических процессов. По результатам  первичной логопедической диагностики по методике Корнева А.Н.  «Методы раннего выявления предрасположенности к дислексии», Т.А.Фотекова «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников»  в 1 классе среди обучающихся с ОВЗ 92% детей имели недостаточный уровень сформированности фонематических процессов. Отечественные педагоги  Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский говорили о том,  что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

В данном направлении в рамках темы по самообразованию мною проводилась работа, как с обучающимися, так и их родителями.

Работа  с обучающимися по развитию фонематических процессов велась по следующим направлениям:

  1. формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем)
  2. развитие навыков звукового анализа и синтеза: выделение звука на фоне слога, выделение звука на фоне слова, определение места звука в начале и конце слова, определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков в слове.

В качестве одного из приемов для  развития фонематических процессов и звукобуквенного анализа я использовала компьютерную программу «Занимательная фонематика» от платформы «Мерсибо». Данная программа содержит наборы игр и упражнений, необходимые для коррекции аккустической дислексии. Имеется возможность после каждого задания распечатать печатный рабочий лист, для закрепления усвоенного материала. А также имеется блок, позволяющий  провести обследование уровня фонематических процессов и распечатать карту для фиксации результатов.

С родителями по данному направлению мною велась работа в рамках программы по работе с родителями.

Проведен мастер-класс «Развитие фонематических процессов в домашних условиях, сформирована картотека игр для родителей, для домашнего использования сформированы буклеты с примерами игр и упражнений для развития фонематических процессов, подготовлены консультации для родителей по вопросам, почему у детей возникают трудности в освоении навыка чтения и письма.

Второй вид дислексии, часто встречающийся у детей имеющих задержку психического развития и интеллектуальные нарушения- семантическая дислексия или механическое чтение. Ребенок не понимает смысла прочитанного текста, хотя слова по отдельности читает.

Работа в данном направлении мною организована следующим образом.

Этапы работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

Этапы внедрения системы работы с текстом:

1 класс – обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия:

Практическое отличие текста от набора предложений.

Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

Знание структуры текста.

Подбор заголовков.

Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Приемы обучения смысловому чтению, используемые мной на логопедических занятия с обучающимися с ОВЗ 1 класса.

 «Чтение с остановками».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".

Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы.

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа (Кто..? Что…? Когда…? Верно ли…? Было ли…? Будет…?).

 «Толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа (Объясните почему….?  Предположите, что будет если…? Почему вы думаете….?).

Приём «Ключевые слова».

Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

Приём «Верные и неверные утверждения».

Приём «Синквейн».

Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности.

Структура синквейна:

Существительное (тема).

Два прилагательных (описание).

Три глагола (действие).

Фраза из четырех слов (описание).

III

Заключение

Своевременная профилактика и коррекция нарушений письменной речи позволит обучающимся с ОВЗ овладеть читательской грамотностью, способностью понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

IV

Приложение

Мастер-класс

Тема:

развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения 

Цель:

повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся 1 класса, имеющих речевые нарушения.

Задачи:

  1. оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) в вопросах развития фонематических процессов обучающихся;
  2. продемонстрировать способы и приемы, используемые на уроках учителем-логопедом;
  3. предоставить родителям буклеты, собранные из картотеки игр для развития фонематических процессов для домашнего использования;
  4. способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы.

Информационно - образовательная среда:

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный

Приветствие, вступительное слово.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Перед тем как мы начнем нашу встречу. Я предлагаю Вам вот такие небольшие бланки, куда вы в ходе нашей встречи сможете записать свои вопросы.

Если этот вопрос требует ответа сегодня, то положите его в коробочку с надписью «СЕГОДНЯ» и в конце мероприятия, вы сможете остаться, я отвечу на ваши вопросы. Если вопрос требует нашей отдельной встречи, то положите его в коробочку с надписью «ПОЗЖЕ».  В бланках укажите свои контактные данные, и я назначу вам время для индивидуальной консультации.

Встраиваются в диалог, заполняют предложенные бланки

Основной

Методические рекомендации, показ приемов, используемых  педагогом с комментариями, знакомство с представленным раздаточным материалом.

Сегодня я хочу вас познакомить с теми методами и приемами, которые я использую в своей работе с детьми по развитию фонематических процессов. Давайте разберемся, что же относится к фонематическим процессам? (приложение 1).

Ознакомление с результатами стартовой диагностики по уровню развития фонематических процессов. Слайд призентации.

Демонстрация приемов и игр, используемых на занятиях.

Игра «Первый и последний звук», игра «Волшебный мешочек с буквами», игра «Слоговые цепочки».

Я подготовила для вас буклеты, в которые собрала примеры заданий, с которыми мы работаем на уроках.  Вы можете их использовать дома, для закрепления материала и подбирать подобные задания самостоятельно. Предлагаю познакомиться с буклетом. И остановиться на нескольких заданиях подробно (приложение 2).

Знакомятся с презентацией, теоретической основой заявленной темы, активно участвуют в имитационной игре, знакомятся с раздаточным материалом, буклетами.

Рефлексия

Заполнение анкеты, получение обратной связи (приложение 3).

Обмен мнениями присутствующих

C:\Users\Пользователь\Desktop\image-20-04-23-01-18-1.jpeg

C:\Users\Пользователь\Desktop\image-20-04-23-01-18.jpegC:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_5968.jpg