Инновационная деятельность

Артюкова Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность в школе

     Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.

    Педагогическая наука в процессе развития образовательной организации выделяет:

  • абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
  • относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);
  • псевдоновизну (видимость новизны).

    Существуют различные основания для классификации инноваций:

  1. По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:
  • цель и содержание образования;
  • технологии, методы, средства организации педагогического процесса;
  • формы организации обучения и воспитания;
  • система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);
  • образовательная экология.
  1. По способу возникновения и протекания инноваций:
  • систематические, планомерные;
  • стихийные.
  1. По глубине и ширине осуществления инноваций:
  • массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;
  • частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.
  1. По характеру происхождения:
  • внешние;
  • внутренние.
  1. По признакам масштабности:
  • частные (локальные и единичные, не связанные между собой);
  • модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);
  • системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).

      В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:

  1. Возникновение или зарождение идеи нового.
  2. Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
  3. Разработка путей реализации цели и проектирование.
  4. Реализация проекта.
  5. Распространение новой практики.
  6. Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме. (Существующий термин «рутинизация» соответствует нем. routine - рутина, как привычный навык от route - дорога, колея, вероятно лат. rupta via - проторенная дорога'. В обычном понимании слово «рутина», которое вошло в русский словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный, годами заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо перемен». Исходя из этого, мы считаем, что применение термина «рутинизация» к инновационным процессам является неточным). Если инновация - это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития.

      Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

  • интуиция творческого руководителя, педагога;
  • опыт, рожденный в данной школе;
  • педагогический опыт, рожденный в других школах;
  • директивы и нормативные документы.
  • мнение потребителя образовательных услуг;
  • потребности педагогического коллектива работать по-новому;
  • потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;
  • достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

      Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это:

  • изменения в организации образовательного процесса;
  • изменения в технологиях обучения и воспитания;
  • изменения в управлении образовательными учреждениями.

     В организации образовательного процесса (совокупности действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса - содержанием, взаимодействием деятельности учителя и ученика, методами, формами и средствами обучения) появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса и многое другое.

     Педагогический мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием образовательного процесса позволяет включить в организацию образовательного процесса оценку состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов управления им, определения перспектив развития.

КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема:                                                                                                                                     

  1. Цель инновационной деятельности:                                                                                 
  2. Сущность инновационной деятельности:                                                                         
  3. Прогнозируемый результат:                                                                                              
  4. Область применения инновации, нововведения: управление, дидактика, психология, частные методики, социология, право, валеология, междисциплинарная область, другое                                 
  5. Инновация прошла стадии (подчеркнуть):
  • формулирование проблемы;
  • определение цели (целей);
  • разработка проекта (программы) осуществления инновационной деятельности;
  • освоение и реализация проекта или программы;
  • распространение созданного инновационным путем опыта;
  • переход к функционированию в новом режиме или к новой инновации, эксперименту.
  1. Нововведение прошло апробацию в форме: выступления на конференции, защиты проекта, доклада на педагогическом совете, методическом объединении или написания статьи, пособия и др.
  2. Трудности, которые встретились в процессе осуществления инновационной деятельности                                                                                                                                                                                                                                                                          
  3. Особые заметки по значению инновации в развитии образовательного учреждения                                                                                                                                                                                                                                                                                     
  4. Автор (авторский коллектив и его руководитель) инновационной деятельности: Ф.И.О., возраст, образование, специальность, стаж.

«        »                                 г.                            Составитель:                                        

Критерии оценки инноваций.

      Критерии (от греч. kriterion) - средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Разработка критериев оценки инновационных процессов направлена на создание механизма управления этими процессами на всех уровнях! (федерального, регионального, муниципального, но, прежде всего, в: рамках образовательного учреждения) на основе новых подходов к образованию как развивающей и развивающейся среде.

       Критерии оценки рассматриваются как условие эффективности управления развитием образовательных учреждений. Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем, возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов.

       Критерии оценки инновационных процессов призваны помочь перевести инновационные изменения из организационного уровня в содержательный, т.е. придать инновационным процессам новые качества, изменить их сущностный характер.

       Качественная характеристика критериев при рассмотрении и оценке инновационных процессов исходит из принципов оптимальности, перспективности, реальности и реализуемости. Качественные критерии инновационных процессов и их оценки необходимы прежде всего практическим работникам как субъектам инновационной деятельности.

      Такими критериями являются:

  • актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества);
  • новизна (степень оригинальности инновационных; подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну);
  • образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности);
  • общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);
  • полезность (практическая значимость инновационных процессов);
  • реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).

          В литературе встречаются следующие определения показателей инновационной деятельности:

  1. Показатели оценки инновационной деятельности образовательного учреждения: обновление содержания образования (обновление базисного учебного плана, программы обучения и воспитания); обновление методов, форм работы (рефлексивные методики, модульная и циклоблочная система организации УВП; преобладание групповых и индивидуальных форм работы); сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и оценкой партнеров по совместной познавательной деятельности и др.
  2. Показатели организации воспитательно-образовательного процесса: самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров (ответственность за результаты воспитательно-образовательного процесса разделяется между учеником и учителем); высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная вещно-пространственная и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися и др.
  3. Показатели оценки эффективности воспитательно-образовательного процесса — сравнение соответствия конечных результатов с запланированными: высокоположительный уровень воспитанности и обученное учащихся (более 75%); отношение к учебе, отношение к труду, отношение к природе, отношение к общественным нормам и закону, отношение к прекрасному, отношение к себе и др.

       Критерии оценки инновационных процессов как условие повышения эффективности управления развитием образовательных процессов и повышения их качества вместе с тем выступают как средство поддержки и социальной защиты тех, кто участвует в педагогических инновациях.

        При эффективности управления инновационными процессами с помощью объективных критериев становится возможным строить прогнозы на изменение ситуации в образовании, определять перспективы его развития в каждом конкретном образовательном учреждении.

Инновационная деятельность школы

Направления развития школы

  1. Разработка и внедрение модели управления качеством современного образования.
  2. Реализация Программы информатизации образовательного процесса.
  3. Создание условий для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала школьников.
  4. Использование информационных технологий в системе управления школой.
  5. Обеспечение качественного образования школьников.

Направления инновационной деятельности

  1. Создание современной инновационной среды в школе.
  2. Управление качеством современного образования.
  3. Информатизация учебно-воспитательного процесса.

Применение ИКТ осуществляют с различными целями:

  1. В качестве иллюстративного материала при объяснении новой темы.
  2. Для закрепления знаний, умений и навыков, для самостоятельной работы учащихся,
  3. Для проверки знаний учащихся.
  4. При оформлении творческих работ.
  5. На этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации;
  6. В реализации поисково-творческих возможностей учащихся;
  7. В систематизации и эффективному использованию дополнительных знаний по предмету;
  8. В подготовке к предметным олимпиадам;
  9. В стимулировании познавательной активности и самостоятельности учащихся.

     Инновационная деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:

- обновление содержания образования;

- внедрение новых педагогических технологий и методик;

- инновации в организации образовательного процесса;

- организация интеллектуально-творческой деятельности учителей и учащихся;

- организация методической работы с педагогическими кадрами, осуществляющими инновационную деятельность;

-  реализация инновационных педагогических проектов и программ;

- работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.

      Учителя-практики применяют в своей повседневной работе инновационные технологии и современные методы обучения, которые включают в себя активные и интерактивные формы. Активные методы предполагают непосредственное участие обучающихся, их деятельную позицию в образовательном процессе. Интерактивные формы позволяет лучше усваивать получаемые знание посредством слухо-зрительного восприятия. Эти методы относятся к групповым формам обучения, когда ученикам предлагается работать в составе коллектива, получать групповые знания, но при этом нести индивидуальную ответственность. Педагоги, отмечают целесообразность проведения таких форм уроков:

– уроки-экскурсии;

– уроки – встречи с известными людьми, специалистами различных отраслей, творческими персонами;

– творческие уроки – постановка спектаклей, создание газеты или фильма;

– просмотр фильмов и видеороликов;

– решение различных вопросов посредством игр, таких как «мозговой штурм» или «дерево решений»;

– групповые задания.

       В результате этого у обучающихся формируются способности к получению нового материала, его анализу; они учатся делать выводы из прочитанного, обобщать и систематизировать полученные данные, обсуждать и дискутировать. Безусловно, применение инновационных методов в образовательном процессе уже становится необходимостью. Традиционные методы уступают место новым, ведь инновации позволяют формировать «нового» человека, быстро ориентирующегося и способного принять самостоятельное решение.

      Но указанный переход от традиций к инновациям должен носить не спонтанный характер. Все изменения должны быть тщательно спроектированы, причем по нескольким направлениям: психолого-педагогическому, социально-педагогическому и непосредственно педагогическому.

       Таким образом, инновационные технологии находят применение во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Течение времени и изменение уклада жизни диктует необходимость внедрения новшеств. Введение любой инновации носит не спонтанный характер, это планируемый, тщательно анализируемый процесс.

        Выше упоминалось многообразие инновационных технологий, применяемых в образовательном процессе. Инновационные технологии в предметном обучении можно разделить на две группы:

1. Общие технологии:

– информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

– информационно-аналитическое сопровождение обучения и управление качеством образования;

– дидактические;

– здоровьесберегающие.

2. Технологии, в основу применения которых ставится личностный подход к обучению:

– личностно-ориентированные;

– психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий;

– мониторинг интеллектуального развития;

– воспитательные;

– технология перспективно-опережающего обучения.



Предварительный просмотр:

Инновационная и опытно-экспериментальная деятельность ОУ

     В течении ряда лет МБОУ «Бичурская СОШ №1» работает над проблемой введения и реализацией ФГОС.

     Для обеспечения введения обновленных ФГОС необходимо было проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

  • Создание нормативного обеспечения введения ФГОС;
  • Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;
  • Создание организационного обеспечения введения ФГОС;
  • Создание кадрового обеспечения введения ФГОС;
  • Создание информационного обеспечения введения ФГОС;
  • Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС;

 В 2019-2020 гг. начался подготовительный этап к введению ФГОС СОО. А с 2022-2023гг введение обновленных ФГОС НОО и ООО.

     Это определило содержание опытно-экспериментальной деятельности ОУ на ближайшее время, которая была построена по следующим направлениям:

Организационно-нормативная деятельность

. Организация деятельности рабочих групп по теме ОЭР;

. Консультативно-методическая работа с педагогами;

. Моделирование педагогической системы школы, обеспечивающей введения ФГОС СОО, определение психолого-педагогических условий реализации обновленных ФГОС НОО и ООО.

Методическая деятельность

. Апробация программно-методического обеспечения образовательного процесса школы, направленного на введения ФГОС;

_ Создание рабочих программ педагогов в соответствии с требованиями ФГОС;

. Создание диагностических средств ОЭР;

. Разработка психологического и методического обеспечения психолого-диагностической, тренинговой, консультативной работы с учащимися и родителями по вопросам введения ФГОС СОО;

Образовательная деятельность

. Организация педагогических семинаров по проблеме введения ФГОС в условиях ОЭР;

. Организация консультаций для педагогов по вопросам введения ФГОС в условиях урочной, внеурочной, внеклассной, внеучебной деятельности, а также в условиях дополнительного образования (совместно с ДДТ);

. Мероприятия по повышению квалификации педагогов в рамках плана повышения квалификации ОУ.

Распространение инновационного опыта

. Проведение открытых уроков, внеурочных занятий в рамках кружковой работы, элективных курсов, дополнительного образования совместно с ДДТ и пр.;

. участие в районных и республиканских семинарах;

. Организация и проведение круглого стола, посвященного проблемам;

. Участие в ярмарке инновационных продуктов ОУ в п. Саган-Нур;

-Представление опыта на профессиональных семинарах и конференциях в г. Улан-Удэ

Экспертная деятельность

. Внутришкольная экспертиза результатов первого этапа экспериментальной деятельности (отчет, круглый стол);

. Экспертиза результатов первого этапа ОЭР (работа экспертной группы при Управляющем совете школы).