Педагогические/образовательные технологии

Артюкова Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Понятие и сущность технологии проектной деятельности.

Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок. Исторически понятие

«технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве».

Проект - это буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». Это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда и создание творческого продукта. Проект- это

«обучение через делание». (Дж. Дьюи).

Технология проектной деятельности – личностно ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта. То есть, технология проектной деятельности, в первую очередь, ориентирована на личность, зависит от ее характера и накопленного раннее опыта и предполагает самостоятельную работу над теоретическим и творческим проектом.

Технология разрабатывалась в 20-30гг. XX века американскими учеными Дж. Дьюи и В.Х. Килпатриком. У нас в 1905г. метод проектов предложил Станислав Теофилович Шацкий (педагог, который работал с трудными подростками из малообеспеченных семей, приютов. Проводил с ними активную творческую работу. Является основателем в России социальной педагогики). На какое-то время, примерно до 60-х гг., эта технология активно не разрабатывалась, но после стала применяться для реализации исследовательских проектов, затем при написании дипломных и творческих работ.

Проектная технология предполагает:

1.-наличие проблемы, требующей интегрированных знаний, и исследовательского поиска решения. Проблема проекта должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической, заказанной внешними заказчиками. Для решения проблемы необходимо определенное количество информации из разных отраслей науки или искусства- в том заключается интегрированность знания.

2.-практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов. Другими словами, продукт, который получается в результате комплекса действии, должен быть в дальнейшем кем-то востребован, использоваться еще ни раз и нести в себе определенные знания, необходимые на данном этапе развития общества.

3.-самостоятельную деятельность учащихся. Студент должен сам организовать свою исследовательскую деятельность, а педагог лишь отслеживает деятельность каждого участника проекта, координирует их действия.

4.-использование исследовательских методов (анкетирование, наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ документации и других проектов).

5.-структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов. Проект-это достаточно трудоемкий и долгий процесс, состоящий из определенных стадий и этапов. И поэтому вся информация, накопленная на одном этапах должна периодически прорабатываться еще раз и иметь связь с информацией и знанием следующего или предыдущего этапа.

Таким образом, проектная деятельность - это работа над проектом, которая планируется, доводится до завершения самим учащимся под руководством педагога его корректировкой.

1. Составление проекта и работа над ним.

По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов.

Работа над любым типом проекта включает в себя 4 основных этапа: этап предпроектной подготовки, этап планирования, организационно-исследовательский этап и этап представления полученных результатов.

  1. Этап предпроектной подготовки включает в себя:
  • формирование проектной группы;
  • выбор научных руководителей;
  • выбор темы проектной работы;
  • формулирование положений гипотезы, цели и задач проекта;
  • обоснование методов исследования;
  • разработка плана и структуры исследования;
  • изучение источников и литературы по теме.
  1. На этапе планирования:

  • определяются сроки        представления результатов        (конечные        и промежуточные);
  • дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы;
  • обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта;
  • определяются        и        распределяются        учебные        задачи        и устанавливаются сроки их выполнения.

3.На организационно-исследовательском этапе:

  • расписывается        последовательность        выполнения        проектной работы;
  • распределяются конкретные задания;
  • собирается и обрабатывается информация; источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет;
  • готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и положениями гипотезы;
  • оформляются результаты исследования и готовится отчет.

Отчет о выполнении проектной работы должен состоять из введения, основной части, заключения и списка источников информации.

Во введении:

-обосновывается выбор темы работы, описывается актуальность и суть изучаемой проблемы;

-определяются        объект        и        предмет   исследования                (только        для   работ исследовательского типа);

-формулируются положения гипотезы,        цель и задачи проектной                         работы;        

-описываются методы исследования, которые были применены в ходе выполнения работы;

-анализируются источники информации.                            В основной части:

-описываются основные этапы и последовательность выполнения работы;

-обосновываются применяемые методы исследования (например, почему было выбрано анкетирование, что это за метод, какие сильные и слабые стороны этого метода);

-описывается суть проблемы, проведенных исследований;

-обосновываются результаты исследования и сопоставляются с первоначальной гипотезой.

В заключении:

-формулируются основные выводы в        соответствии         с задачами проектной работы;                                

-формулируются пути решения проблем (характеризуются источники информации с точки зрения их полноты и достоверности);

-анализируется процесс работы (как члены группы взаимодействовали между собой, какие возникали трудности и почему, каких личных целей достигли члены группы в ходе выполнения проектной работы).

Схемы, диаграммы, рисунки и пр. могут быть оформлены как в виде приложений, так и входить в текст основной части отчета.

Этап представления результатов (заключительный этап):

  • подготовка презентации результатов;
  • публичная презентация проектной работы;
  • анализ работы, проделанной в течение проектного периода;
  • оценка        работы        проектной        группы        в        целом        и        каждого        её    участника.
  1. Классификация проектов.

По количеству учащихся – индивидуальные и групповые;

По содержанию – монопредметные и межпредметные.

По продолжительности проектной деятельности – краткосрочные (мини- проекты, выполняются за несколько учебных занятий), среднесрочные (1-4 недели), долгосрочные проекты (от 4 недель до года);

По доминирующему виду проектной деятельности - информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные.

  • Информационный проект предполагает сбор, обработку и анализ информации по какой-либо учебной проблеме или теме. Этот тип проектов направлен на формирование у учащихся умений и навыков поиска информации, её обобщения и представления в виде рефератов, статей, докладов, схем, таблиц, фото- и видеоматериалов.

Исследовательский проект предполагает моделирование ситуации реального научного поиска. Такая работа проводится на основе определения цели, объекта, предмета исследования, выдвижения гипотезы, проведения экспериментов, формулировании выводов в соответствии с целью и задачами исследования.

Результаты такого проекта могут быть выражены в научной публикации, научном отчёте, участии в конкурсе проектов.

-Творческий проект имеет свои специфические черты и создаёт условия для развития у учащихся творческих способностей. Формами представления такого проекта может быть сценарий, концерт, постановка театрализованного представления, конкурсная программа, подготовка фотовыставки, создание видеофильма.

  • Практико-ориентированный проект связан с необходимостью создания социально значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться на практике как самим участникам проектного обучения, так и другим людям, например, изучение имиджа и лица учебного заведения, а затем создание нового имиджа, изучение статистики поступления выпускников (причин и их количества) и разработка плана мероприятий профориентационной работы.

В реальной практике проекты носят комбинированный характер, сочетая в себе различные признаки.

Технология "Стрелка планирования"

Данная технология очень удобна для создания социальных проектов, а также планирования самой разнообразной деятельности.

          Начинать надо с названия проекта. Таким образом, мы поставим себе цель, а в будущем это поможет сориентироваться, если на планирование уйдет больше одного захода.

     Находясь на следующей ступени, важно определить, что же мы собственно хотим, точнее, каким мы хотим видеть результат исполнения проекта, к планированию которого мы только приступаем – то есть, сформулировать видение. Надо во всех деталях описать, каким станет предмет планирования, после того как план будет приведен в исполнение. Самая подходящая формулировка – это описание ситуации после осуществления проекта.

            Определение целей предстоящей работы. На этом этапе важно определить ее общие направления. Цели не должны быть слишком конкретными, их задача

– описывать «конечные точки» нашего плана.

          Конкретизация поставленных целей. Поле «задачи» и предназначено для того, чтобы в нём конкретно определить действия, необходимые для выполнения поставленных целей.

           Определение ресурсов, то есть того, что уже есть в нашем распоряжении. Это исключительно важно, чтобы потом не делать лишнего. В качестве ресурсов могут выступать время, добровольные помощники, финансовые, информационные ресурсы.

           Некоторые аспекты проекта просто обязательно должны быть обеспечены. Выпишем их в поля «критические факторы успеха», чтобы потом всегда держать их на виду. Это вещи, без которых проект не сработает; то, что важно настолько же, насколько человеку – любой из его органов. Вернувшись к задачам, мы должны будем учесть всё упомянутое в этих полях.

            Рядом есть и поле «препятствия». Запишем в него то, что может стать препятствием для всего проекта в том виде, в каком мы его выбрали. Это позволит сэкономить время и быстрее переформулировать постановку задачи так, чтобы проблема, о которой идет речь, перестала иметь отношение к делу или нашла бы решение. Скажем, против стихийного бедствия уж точно не попрешь …. Не стоит тут дублировать вещи, упомянутые среди факторов успеха.

           Теперь, если необходимо, дополним задачи и, наконец, учитывая ресурсы, факторы успеха, препятствия и всю остальную имеющуюся у нас информацию, перейдем к последнему полю «задания». Планирование является самым главным. В нем по очереди берется каждый пункт задач и рассматриваются все необходимые шаги для их выполнения. Здесь же на выполнение каждого шага назначается время и человек, за него отвечающий.

             Стрелка заполнена! А теперь оглянемся назад и посмотрим на полную картину.

       Что же получается? Во-первых, мы имеем набор элементарных заданий, которые по силам выполнить одному человеку из нашей команды. Каждый набор заданий ведет к выполнению какой-то одной задачи, потому что просто был из нее выведен. Реализация всех задач (уже обеспеченная) гарантирует выполнение поставленных целей. И, наконец, эти цели, набранные по сути дела из нашей казавшейся не реальной мечты, записанной как «видение», просто автоматически гарантируют ее исполнение.

         Например, мы хотим организовать школьную газету. Под цифрой один помечаем себе «Выпуск школьной газеты».   А   какой   должна   быть. Наше видение (2) – это четырехстраничная газета, отпечатанная на цветном принтере, которая выходит два раза в месяц тиражом 25 экземпляров.

       Как вы думаете, какая у нас будет цель (3)? Наверное, выпуск пилотного номера газеты. Переходим к задачам (4). Что нужно сделать? Найти заинтересованных ребят. Собрать материал для пилотного выпуска. Набрать его на компьютере и сделать макет газеты. Распечатать на цветном принтере в количестве 25 экземпляров. Раздать (или продать?) читателям.

      Что для этого у нас есть – какие ресурсы (5) имеются? Есть цветной принтер (это материально-технический ресурс). У одного из ребят папа работает в редакции газеты и готов помочь в выпуске первого номера (это человеческий ресурс). Мама одной из девочек выделяет 500 рублей для приобретения бумаги для издания газеты (это материальные ресурсы)

  Но выпуск газеты не может быть осуществлен, если в принтере закончится картридж. Если журналисты будут писать неинтересные материалы. Если, выпуск газеты (по каким-то причинам) не будет одобрен администрацией школы. Всё это критические факторы успеха (6). Следовательно, мы должны скорректировать задачи. К тем задачам, что уже написаны, добавятся еще несколько: договориться о выпуске газеты с администрацией школы, решить вопрос с расходными материалами, провести обучение группы журналистов.

Какие препятствия (7) могут нас ждать. Газета может оказаться невзрачной. Газета может оказаться невостребованной. Еще раз корректируем задачи. Добавляем: придумать конкурсы для читателей газеты, пригласить в группу фотографов.

Ну а теперь дело за малым. Берем задачу – назначаем время исполнения и ответственного. И можем быть уверенными, что газета выйдет в назначенный срок и будет очень интересной для ее читателей.

Ну, вот собственно и все о "стрелке планирования". Всем удачной и творческой работы при составлении плана работы над проектом!



Предварительный просмотр:

Педагогические технологии на уроках географии

1. Критического мышления.  Это система деятельности, которые базируется на достижении проблем и ситуаций на основе самостоятельного выбора, оценки и определения значения полезной информации для личных проблем и целей. Критическое мышление способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализация ребенка воспитанию доброжелательного отношения к людям. Эта технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск её решения.  

 2. ИКТ (информационные коммуникационные технологии).  Современные технологии, благодаря которым повышается эффективность обучения. Во время изучения таких тем как:  -  «Охрана природы»    - «природопользование» -  « Геоэколигическая ситуация» и другие.  Я использую слайды, фильмы, фрагменты документальных фильмов по данным темам.  

 3. Проектные технологии.   Данная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, в парах, групповую), которые учащиеся выполняют на протяжении определенного отрезка времени. Эта технология предусматривает обучение в сотрудничестве: ученик - ученик;  ученик - учитель.   Проектные технологии решает определенную задачу и проблему, используя знания и умения (связанные с экологическими проектами). Примеры проектных заданий по экологическому воспитанию для учащихся, которые используются на уроках географии:    -  «Проблемы Азовского моря и пути их решения'.   -  «Разрушение озонового слоя. Меры по защите атмосферы»... 

4. Интерактивные технологии.   Предусматривают формирование самостоятельной познавательной деятельности целью, которой является самостоятельно получить знания на творческом уровне, то есть,  анализируя их, находить практическое применение.  В своей работе я использую следующие методы интерактивного обучения: - «Экологическая тропа»; - «Робинзон»; -  «Кораблекрушения (имитационная игра);   -  «Дебаты»; (по экологическим проблема);   -  «Мозговой штурм» (экологической тематикой);  -  «Круг идей» (связанных с идеями экологического характера);   -  «Синквейн'' (восточный стих) - по экологической тематике.   - «Мозаика'', «Аквариум», «Карусель», «Снеговой шар», «Микрофон».  

 5. Технологии практических навыков. Использование знаний и навыков учащихся по географии на практике: во время практических работ, экскурсий, творческих проектов, написания исследовательских проектов, навыки работы со справочной, научной, статистической литературой, таблицами. Во время выполнения практических заданий сравнивают уч-ся статистические данные загрязнения территорий вредными веществами (атмосферы, гидросферы, литосферы).  

 6. Технологии интегрированного обучения: Это технология междисциплинарной взаимосвязи, позволяющая обеспечить практическую направленность, предполагает перенос функций общения (познавательной, регулятивной, ценностно - ориентационной), которыми ученик овладевает в рамках базового уровня одного предмета, на новое предметное содержание. На уроках географии по экологическому воспитанию используются данные из биологии, экологии...   

7. Коммуникативные технологии.    Это способность анализировать информацию с помощью логического мышления и личностно - ориентированного подхода, с целью применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам.

 8. Технологии проблемного обучения.  Самостоятельное решение уч-ся проблем разного уровня. Учебные занятия организуются таким образом, что при помощи учителя создается проблемная ситуация и дети самостоятельно активно её решают. Используется на уроках географии данная технология на тренингах (блоковых проблемных занятиях). Во время изучения крупных блоков (тем), на обобщающих уроках я использую в старших классах тренинги. Например, по теме «Глобальные проблемы человечества» (10 класс) и др.   

9. Игровые технологии. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игра - это вид деятельности, который осуществляет более свободные, психологически раскрепощенный контроль знаний. Обучение в игре позволяет распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия... В результате игровых технологий: - стимулируется познавательная деятельность, активизируется мыслительная деятельность, усиливается мотивация к изучению предмета, формируется ассоциативное запоминание. На уроках географии я использую большое количество игр: «Географический лабиринт'', «Географические анаграммы»,  «Географические шарады '' и др.

10. Технология развивающего обучения: 

 Эта технология предусматривает развитие личности и ее способностей. Учебный процесс ориентируется на потенциальные возможности человека и их реализацию. Учащиеся вовлекаются во время уроков в различные виды деятельности. Развивающее обучение вовлекает в дискуссии, дидактические игры.    Примеры дидактических игр по географии: - «Страна масштабия» - «Путаница» - «Широта и долгота» - «Цепочка городов, стран» (задание на контурной карте); Главное в работе с детьми - это творчество учителя, помноженное на творчество учеников.    

   В учебной деятельности я отдаю предпочтение разноуровневому, проблемному обучению, коллективной системе обучения, исследовательским, проектным и   игровым методам. Основной принцип данных методов может быть сформулирован так: «Знать - чтобы уметь, уметь – чтобы действовать!» И тогда даже обычный урок может превратиться в ситуацию выбора с подтверждением рациональности приятного решения. В тоже время актуальными остаются и другие формы занятий, такие, как, например, комбинированные уроки, на которых важное место занимает диалог, обсуждение проблемных ситуаций, анализ статей, статистических данных, сообщений (докладов) отдельных учащихся и др.

  Все они способствуют формированию экономического мышления, т.к. предполагают ученика активным участника процесса обучения, предполагают возможность альтернативного выбора.


Предварительный просмотр: